что такое социальное состояние

Социальное самочувствие человека и перспективы его личностного развития

Психологические науки

Похожие материалы

Социально-психологическая ситуация в мире нестабильна, во многих странах мира возникают очаги напряженности, все больше происходит террористических актов, что приводит к возрастанию социальной напряжённости. Люди теряют социальные и психологические ориентиры в своей жизни, снижается психологическая устойчивость, наступает кризис само идентичности личности. У многих людей пропадает чувство оптимизма, уверенности в завтрашнем дне. Размывается понятие семьи, нарушается связь человека с обществом, растет эмиграция, что в свою очередь ведет к ухудшению здоровья людей, к обострению различных заболеваний и уменьшению продолжительности жизни.

Проблема социальной безопасности человека в современном обществе привлекает широкий круг специалистов, таких как: психологов, социальных работников, представителей исполнительной власти, народных избранников, представителей силовых структур.

При решении задач по обеспечению социальной безопасности нам важно знать, как конкретный человек воспринимает и оценивает свою безопасность, а также изменения, происходящие в жизни общества? Что для него важно в настоящее время, как он чувствует себя в повседневной жизни, как он оценивает состояние своего здоровья и уверенность в завтрашнем дне.

Рассмотрим проблему с разных сторон и с позиции разных специалистов по данной проблеме.

Социологи при освещении данного вопроса ставят акцент на анализе факторов социального характера. К таким факторам они относят социально-экономические и политические особенности жизнедеятельности индивидов.

Психологи рассматривают проблему социальной безопасности человека с позиции социального самочувствия, его чувственно-эмоциональной и когнитивной сферы, его социальной активности.

Следуя из вышесказанного, приходим к выводу, что исследовать социальную безопасность необходимо комплексно, учитывая результаты социологического, социально-психологического и индивидуально-личностного аспектов.

Существуют различные подходы и объяснения понятия социального самочувствия у исследователей этого феномена.

Будем рассматривать социальное самочувствие на разных уровнях: с одной стороны – как явление общественного сознания и общественной психологии, а с другой – как индивидуально-личностное состояние.

В результате изучения литературы мы пришли к выводу, что существует разно уровневый анализ феномена социального самочувствия и базового по отношению к нему понятия «самочувствие» в психологии, что в свою очередь влияет на социальную безопасность личности в целом.

Наиболее распространенным является представление о самочувствии как феномене эмоциональной сферы его влияние на социальную безопасность личности. Отражение действительности в социальном самочувствии осуществляется в настроениях и эмоциях.

В реальной жизни человека все указанные эмоциональные проявления существуют вместе, слиты в едином переживании и в своей совокупности образуют самочувствие человека.

Влияние психологического настроя на личность может быть двояким: стимулирующим (поощряющим) и тормозящим (подавляющим творческую инициативу, активность и энергию личности, развертывание ее потенциалов), что позволяет личность чувствовать себя в относительной социальной безопасности.

Нами предлагается наряду с когнитивным и эмоциональным компонентами выделить третий компонент или аспект изучения социального самочувствия – поведенческий, включающий готовность человека к определенным действиям, направленным на поддержание и изменение тех социально-психологических условий и той сложившейся ситуации, которая обеспечивает оптимальное социальное самочувствие. Поведенческий компонент изучения социального самочувствия позволяет изучать носителя социального самочувствия как активного субъекта и проследить обратное влияние социального самочувствия на социально-психологические процессы разного уровня. Наличие всех трех указанных аспектов характеризует данное явление наиболее полно.

Приходим к выводу, что социальное самочувствие необходимо исследовать как многофакторно внешне и внутренне детерминированный процесс, что предполагает рассмотрение сложной многоуровневой системы его детерминант. Вторым важным методологическим основанием выступает принцип детерминизма, отражающий особенности соотношения внешних и внутренних условий в детерминации поведения.

При изучении факторов, определяющих социальное самочувствие, влияющих на социальную безопасность (социально-экономические, ситуационные) рассмотрим и внутренние, субъективные условия его возникновения и проявления. Также важен в нашей работе принцип деятельностного характера связей человека с внешним миром. Действия человека, направленные на преобразование ситуации и вместе с тем человек изменяется и сам. Сознательное отражение и преобразование действительности человеком становится важным фактором, определяющим характер его взаимодействия с миром. Понимание социального самочувствия только как объективного или только как субъективного феномена влияющего на социальное самочувствие вряд ли правомерно. «В основе возникновения и проявления социального самочувствия как объективно-субъективного феномена лежат факторы объективного социального, субъективного и психологического характера.

Характеризуя обстоятельства, оказывающие влияние на социальное самочувствие, необходимо различать то, что определяет его в той или иной конкретный момент времени (актуальные, ситуационные факторы), и то, что обусловлено структурой и функциями вообще. Речь идет о природе социального самочувствия в целом. Социальное самочувствие отражает всю систему социальных отношений микросреды и обусловлено, прежде всего, теми социальными процессами, которые происходят в обществе в целом, членом которого выступает человек.

Отсюда можно предполагать, что структура социальных влияний на человека, его состояние, социальное самочувствие достаточно сложна и включает в себя явления разного уровня: макро уровневые (система социальных отношений в целом, особенности и тенденции социально-экономического развития на определенном историческом этапе), мезо уровневые (характеристика и состояние развития тех больших социальных групп, к которым принадлежат люди – этнических, профессиональных и др.) и микро уровневые (особенности непосредственного, ближайшего окружения человека и его собственный статус в обществе).

Необходимо также иметь в виду, что макро уровневые процессы отражаются на уровне непосредственного повседневного бытия человека, преломляются и трансформируются через него и соответственно воспринимаются, и оцениваются с позиций актуальной жизненной ситуации.

В числе субъективных факторов, определяющих социальное самочувствие человека, могут быть выделены различные индивидуально-личностные характеристики, значимые в контексте исследуемого нами явления.

Нам представляется, что наряду с указанными факторами можно выделить еще ряд важных психологических опосредствующих условий формирования социального самочувствия. Большое влияние на состояние человека, восприятие и оценку им своей социальной позиции, на наш взгляд, является наличие или отсутствие у человека перспективы. Имеющаяся у человека перспектива ориентирует человека в его движении вперед, выступает в роли долгосрочной цели, создает чувство уверенности в завтрашнем дне. Перспектива определяет завтрашний день человека и выступает в виде идеальной модели социальной позиции человека, направлений его развития.

Уровень осознания перспективы может быть различным, но в любом случае ее присутствие выступает важным фактором восприятия и оценки не только будущего (в которое перспектива отнесена), но и настоящего (видимого через призму проекции будущего в настоящее с точки зрения уровня соответствия актуальной и перспективной жизненной ситуации). Отсутствие перспективы оказывает дестабилизирующее влияние на человека, угнетает его, лишает стимулов развития.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Социальное самочувствие

Социальное самочувствие эмоциональный аспект оценки представителями социальной группы своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов. В С. с. выражается общая тональность общественных настроений группы (экономического, политического, идеологического, национального и др.). С. с. формируется в процессе социального сравнения, сопоставления социального вознаграждения, возможностей для удовлетворения своих потребностей, реализации интересов с аналогичными возможностями (условиями) других людей. Важнейшая роль в процессе сравнения принадлежит групповым представлениям о справедливом распределении приоритетов социального вознаграждения, складывающимся под влиянием господствующих в общественной идеологии оценок социального статуса. С. с. непосредственно проявляется в характере отношения представителей социальных групп к «своей» и «чужим» группам, а также в направленности и интенсивности их социальных перемещений. Для изучения С. с. используют методы регистрации и совместного анализа субъективных (самооценка общественного положения, удовлетворенносгь групповой принадлежностью) и объективных (интенсивность мобильности социальной) групповых показателей.

Носителем С. с. является личность-член социальной группы (профессиональной, национальной, религиозной, политической, поселенческой, половозрастной и др.), представитель социального класса, гражданин государства. В С. с. личности в эмоциональной форме отражается ее общественное положение либо в целомтогда говорят об общем С. с., либо какой-нибудь его аспект тогда говорят о частном С. с. Дифференцированное С. с. возникает по мере демократизации общественной жизни. В демократическом обществе происходит выделение человека как активного субъекта социальных отношений; человек овладевает социальными отношениями как средством своей жизнедеятельности. Возникает общественная потребность в социальном сравнении и условия его осуществления: свободное распространение информации о различных социальных группах, социально-экономические, правовые, идеологические и психологические возможности для социальной мобильности. В настоящее время эти условия впервые создаются и в нашем обществе.

Растет информированность различных социальных групп, причем не только о позитивных, но и о негативных тенденциях в жизни общества. В условиях социально-экономического отставания нашей страны от развитых стран и одновременно ориентации группового сознания на образ жизни аналогичных групп в этих странах у большинства социальных групп нашего общества наблюдается ухудшение С. с. Это проявляется, в частности, в снижении их удовлетворенности уровнем и качеством своей жизни, зафиксированном в опросах общественного мнения. С. с. является показателем состояния социального здоровья общества, степени реализации принципа социальной справедливости. Исследование С. с. представителей различных социальных групп позволяет социологам оценить сдвиги, происходящие в общественном сознании и социальных структурах общества, обнаружить «точки роста» новых социально-структурных образований, выявить зоны социальной напряженности, построить прогноз направления и интенсивности социальных перемещений, а также изучить многообразные и противоречивые групповые представления о социальной жизни общества. Социальный слой элемент социально-классовой структуры общества; совокупность индивидов, занятых экономически и социально равноценными видами труда и, соответственно, получающих примерно одинаковое материальное и моральное вознаграждение. С. с. складывается в силу относительного закрепления индивидов за определенным родом трудовой деятельности, за определенными объективными условиями существования, что отражает общественное разделение труда, его социально-экономическую неоднородность. С. с. отличается величиной вклада в развитие экономики и социальной сферы, уровнем общего и специального образования, квалификации, дохода, условиями труда и быта, уровнем культуры и общественно-политической активности.

Наиболее разработанной в социологии является методика выделения внутриклассовых слоев, слоев городского и сельского населения в зависимости от характера выполняемого труда. Ею предусматривается выделение С. с. с учетом некоторого множества взаимосвязанных признаков: сложности выполняемого труда, уровня квалификации и заработной платы, бытовых (жилищных) условий. В менее строгом смысле слова о С. с. говорят как о такой общности, в которой каждый индивид является носителем одного признака. Подобным признаком может быть: тип трудового поведения на рабочем месте; уровень дохода; способы проведения свободного времени и удовлетворения потребностей; содержание социальных ориентации, установок, ценностей, интересов; отношение к важнейшим событиям в стране и за рубежом; отношение к социальным и технологическим нововведениям. Последнее особенно важно в условиях расширения практики общенародного обсуждения вопросов государственной жизни и возможностей учасгия в реализации принятых решений. Демократизация общественной жизни способствует формированию более или менее длительно существующих С. с., открыто или исподволь выражающих свое отношение к происходящему, способствующих или тормозящих проведение эффективной экономической и социальной политики, которая неизбежно затрагивает жизненные интересы индивидов. Согласование общественных, коллективных и личных интересов в целях обеспечения динамичного развития социалистического общества требует учета сложной диалектики взаимодействия интересов различных С. с.

Полезное

Смотреть что такое «Социальное самочувствие» в других словарях:

Социальное правовое государство — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой… … Элементарные начала общей теории права

Индекс оптимизма — (Index of optimism) Определение индекса оптимизма, расчет индекса оптимизма Информация об определении индекса оптимизма, расчет индекса оптимизма Содержание Содержание Обозначение Структура и свойства Американский индекс оптимизма Индекс… … Энциклопедия инвестора

Здоровый образ жизни — Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско социологического направления рассматривают… … Википедия

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В РОССИИ — организован ВЦИОМ и Интерцентром; цель мониторинга научно информационная помощь властным структурам в разработке социальной политики экономических преобразований, соответствующей социокультурным характеристикам страны, особенностям массового… … Социология: Энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ — отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия… … Новейший философский словарь

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ — отрасль социологии, объект которой молодежь как социально демографическая группа общества (16 29 лет), а предметная область охватывает особенности ее социализации и социально демографических характеристик, ценностных ориентаций и мотивации… … Социология: Энциклопедия

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — (от лат. refero отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в… … Философская энциклопедия

Источник

Социальное самочувствие личности

«Социальное самочувствие» как социологическая категория была представлена в 1996 г. в монографии российских социологов Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко «Социальное настроение». Согласно этим авторам, социальное самочувствие занимает исходный уровень в структуре общественного настроения. Среди белорусских социологов, занимавшихся проблемами социального самочувствия, можно выделить: Л.А. Соглаеву и Л.В. Филинскую, которые рассматривают социальное самочувствие, как результат адаптации людей к новым условиям жизни, и трактуют данное явление как эмоционально-психологическое восприятие человеком своей жизни в целом, а также реализацию своих жизненных целей; Г.М. Евелькина, который исследует социальное самочувствие белорусского населения с точки зрения удовлетворенности жизнью; В.Р. Шухатович, которая изучает влияние призвания индивида на социальное самочувствие; Д.Г. Ротмана, исследовавшего социальное самочувствие учащейся и студенческой молодежи. Социальное самочувствие определяется как социологическая категория, характеризующая состояние массового сознания в качестве типичных для всего населения, отдельных групп и категорий форм восприятия и оценок условий бытия социума и собственной жизни, с точки зрения удовлетворенности жизнью, жизнестойкости и оптимизма, и обусловливающее активность его носителей. Методология изучения социального самочувствия основывается на принципах социологического реализма (Э. Дюркгейм, Л. Гумплович и др.), что позволяет рассматривать его как социально-психологическое качество, присущее не только индивиду, но и различного уровня общностям и обществу в целом, где осуществляется синтез индивидуальных самочувствий по принципу доминирования наиболее распространенных и типичных его проявлений.

Социальное самочувствие, выполняя ряд таких основных функций, как индикаторная, символическая и праксиологическая, характеризует состояние социума, его духовно-нравственное здоровье; во-вторых, используется субъектами как определенный символический инструмент в целях индивидуальной и коллективной презентации, демонстрации хорошей работы и успешности в делах; в-третьих, является социально-психологической детерминантой активности личности, определяющей предрасположенность субъекта к тем или иным формам социального действия в изменяющихся общественных условиях.

Каждый из компонентов социального самочувствия представлен на эмпирическом уровне определенными взаимодополнительными индикаторами, что позволило создать методический инструментарий их измерения. Поскольку, согласно социологической модели, к когнитивному компоненту социального самочувствия относятся представления субъекта о состоянии общества, основывающиеся на информированности и знаниях о сложившейся ситуации в разных сферах социума, которые обуславливают оценку благополучия общества и собственной жизни, его индикаторами являются оценки

1) экономической ситуации в стране;

2) материального благополучия семьи;

3) наиболее актуальных проблем, характерных для белорусского социума.

Эмотивный компонент представляет собой эмоциональные оценки жизненной ситуации, выраженные в

1) удовлетворенности жизнью,

3) индивидуальном самочувствии.

Конативный компонент предполагает формирование готовности и настроенности субъекта на выбор тех или иных форм социальной активности и на эмпирическом уровне исследуется

1) выбором жизненныхстратегий,

2) готовностью отстаивания своих прав и интересов.

Использование данных индикаторов, презентирующих конативный компонент, отражает поведенческие ориентации молодежи в ситуации общественных изменений, а также степень, формы социальной активности и уровень протестного потенциала в молодежной среде. В эвалюативном компоненте проявляются социальные качества и жизненные приоритеты молодежи, формирующиеся под воздействием общественных институтов в процессе социализации, которые (составляющие данного элемента) в свою очередь оказывают влияние на восприятие и оценки молодежью общественного и личного благополучия. Индикаторы эвалюативного компонента представлены:

1) жизненным терпением;

2) социальным оптимизмом;

3) критериями удовлетворенности жизнью.

Негативные формы социального самочувствия, как правило, возникают, и/или усугубляются из-за ограниченных возможностей поддержания на оптимальном уровне качества жизни и безопасности, а также рассогласования между ожиданиями и реальными перспективами их осуществления. Они способствуют росту протестного потенциала, особенно среди молодежи, подверженной воздействию различных манипулятивных технологий. Что же касается позитивного типа социального самочувствия, то оно способствует ориентации людей на активные социально-одобряемые формы поведения в обществе.

Проведенный факторный анализ показателей позволило определить, что у молодежи при оценке социального самочувствия тесно связаны настроение, индивидуальное самоощущение и удовлетворенность жизнью, с одной стороны, и экономическое положение семьи и страны, личный и общественный оптимизм, жизненное терпение, с другой. В ходе анализа автором выявлены два фактора формирования социального самочувствия молодежи: в первый вошли составляющие эмотивного компонента социального самочувствия (назовем его эмотивным фактором); второй – составили показатели когнитивного и эвалюативного компонентов (когнитивно-эвалюативный фактор). Применение кластерного анализа позволило разработать типологию социального самочувствия современной белорусской молодежи. Типология социального самочувствия основана на оценках (положительных, отрицательных и их сочетании) респондентами показателей данного явления и включает позитивный, негативный и противоречивый типы. Тип социального самочувствия рассматривается как специфическая форма восприятия и оценки индивидами состояния социума, собственного благополучия, перспектив их изменения, объединяющая схожие и близкие значения показателей социального самочувствия.

Исследование позволило выделить следующие основные типы социального самочувствия, свойственные для белорусской молодежи:

1) позитивный (к данному типу относятся те опрошенные, которые находятся в нормальном и ровном настроении, оценивают свое индивидуальное самоощущение как хорошее; удовлетворены собственной жизнью и положительно характеризуют экономическое положение страны и семьи; считают, что в сложившейся жизненной ситуации все не так уж плохо, жить трудно, но можно терпеть, с оптимизмом воспринимают собственное будущее и полагают, что их материальное благополучие через некоторое время улучшится);

2) негативный (к данному типу относятся респонденты с тревожным и напряженным состоянием, плохим самочувствием, низким уровнем удовлетворенности жизнью и жизнестойкости, негативным восприятием экономического положения страны и материального благополучия семьи, пессимистичным прогнозом собственного будущего и будущего Беларуси);

3) противоречивый, включающий два подтипа:

· эмоционально-стабильный (к нему относятся те опрошенные, настроение, самоощущение и удовлетворенность жизнью которых характеризуется положительными значениями, несмотря на то, что оценки материального положения страны и семьи, терпения и оптимизма находятся в отрицательной области);

· эмоционально-напряженный (для людей с данным типом характерны положительное восприятие ситуации в стране и материального благосостояния семьи, а также позитивные оценки перспектив их изменения. Однако они при этом всё же испытывают напряженное состояние, определенные опасения и тревогу, не удовлетворены собственной жизнью).

Источник

Социальное состояние — человеческие отношения

Индивидуальная самостоятельная работа по курсу «Управление персоналом»

Краткость является важной чертой любых сообщений специалиста, поэтому будьте по возможности лаконичны. Вы должны выполнить все пять частей задания. Ваш ответ должен быть представлен в виде машинописного текста (шрифт № 14, интервал от 1,0 до 1,5) и все разделы по порядку подшиты в одну папку. Форма титульного листа в приложении 1.

Ваш преподаватель, проверяя Ваши ответы, будет оценивать в них следующее:

· Знания. Вам следует взять из курса соответствующие идеи, которые помогут Вам написать ответ.

· Умения. Вы должны продемонстрировать понимание используемой теории (составлять, при необходимости, схемы, таблицы, формы).

· Компетенции. Вы должны показать, что можете применить материалы курса к реальной действительности (в работе на Вашем предприятии).

· Общий стиль написания работы. Ваши ответы должны иметь хорошую структуру, заголовки и подзаголовки, где это необходимо.

1. Индивидуальное планирование (дерево целей, самофотография затрат своего времени, анализ затрат времени, оптимизация затрат времени)

В основе данного задания лежит концепция «Time manager»(ТМ) и методика самофотографии рабочего времени.

Методика ТМ достаточно полно раскрыта в книге Егоршина А.П. «Управление персоналом» (с. 291 — 303). Суть данной концепции состоит в том, что она дает инструмент индивидуального планирования времени специалиста для реализации поставленных целей. Данный инструмент был создан в 1975 г., благодаря которому удалось материализовать идею целевого планирования личных результатов на основе типового классификатора функций (ключевых задач) и технологии решения глобальных мероприятий.

Владение инструментом ТМ позволяет четко контролировать и распоряжаться своим временем, исходя из поставленных целей, связывать все предстоящие затраты времени воедино, рассматривать определенный промежуток времени как ресурс, которым надо грамотно управлять.

Оптимальный вариант использования времени может быть найден только путем сопоставления планов, охватывающих различные плановые периоды: день, неделя, год, периоды командировок, отпусков.

Каждый плановый период должен рассматриваться как вполне самостоятельная единица, имеющая свои результаты деятельности.

Целенаправленные усилия по реализации краткосрочных планов способствуют улучшению долгосрочных результатов.

Для того, что бы в будущем студенты могли пользоваться инструментом ТМ на практике, следует тщательно выполнить все перечисленные задания.

Итогом выполнения первого задания будут следующие документы:

1. Личный жизненный план.

4. Классификатором затрат времени студента

5. Карта самофотографии рабочего времени

6. Анализ структуры фактических затрат времени студента

7. Анализ затрат времени студента

8. Распределение времени студента

9. Индивидуальные рекомендации по сокращению излишних затрат времени.

10. Составление индивидуального плана деятельности студента для реализации поставленной цели

а) Личный жизненный план. В письменном виде ответить на представленные ниже вопросы разделов 1,2,3, озаглавив ответы «Личный жизненный план» (объем 1-2 машинописных листа). Затем, представить все сказанное в виде таблицы раздела 4.

Оценка жизненной ситуации

Работа

Какова моя будущая работа и ее цели?

Как моя работа будет помогать мне в достижении других жизненных целей?

Каковы мои цели развития и продвижения по работе?

Какую работу я хочу выполнять через 5, 10,20,30.лет?

Какая у меня мотивацией сейчас? Через 5,10,20,30 лет?

Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?

Экономическое состояние

Каково мое экономическое положение?

Есть ли у меня личный бюджет, каков он, и придерживаюсь ли я его рамок?

Какие меры я могу в случае необходимости применить для улучшения экономического положения?

Физическое состояние

Какова моя общая форма?

На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты и т. д.)?

Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача?

Социальное состояние — человеческие отношения

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю?

Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы, другое мнение?

Навязываю ли другим свои мысли и мнения?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике?

Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о дружеских отношениях?

Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

Психическое состояние

Каково мое психическое состояние?

На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, результаты медицинского обследования)?

Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время?

Не следует ли мне в настоящее время поискать или поменять работу?

Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем?

Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения, хобби?

Нуждаюсь ли я в помощи психологов?

Семейная жизнь

Имеются ли у меня условия для создания семьи?

Следует ли завести еще одного ребенка?

Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *