что такое социальное познание

ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание

что такое социальное познание. Смотреть фото что такое социальное познание. Смотреть картинку что такое социальное познание. Картинка про что такое социальное познание. Фото что такое социальное познание

Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания

Принципы социального познания

Источники социального познания

Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Объекты социального познания

Цели социального познания

Методы социального познания

Эмпирические

Теоретические

Итогом социального познания является знание

Типы социального знания

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

Методы социального прогнозирования

Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний?

Содержание:

Социальное познание — это наука, объясняющая не только явления, происходящие в обществе. Она выявляет саму сущность этих событий, анализирует их. Это достаточно сложный процесс, основанный на конкретно историческом взгляде на явления в социуме. Конкретно исторический подход – это своеобразная методика, изучающая общественную жизнь, используя многообразные связи, особенности исторического развития и взаимную зависимость событий. Он позволяет вникнуть в ход одного социального явления, оценить его индивидуальные, неповторимые параметры. После проводится анализ на базе временной шкалы. Исследуется характер события в прошлом, настоящем, будущем. Создается перечень объективных закономерностей, присутствующих между идентичными событиями.

Что такое социальное познание – ЕГЭ

Социальное познание – это поэтапный процесс, в ходе которого изучается общество, социально значимые случаи и поведение индивидов. Наука помогает оценить причины происходящего, найти источники события, установить связи. В глобальном смысле, данное направление является основой изучения человеческой деятельности в различных сферах жизни и ситуациях. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний. Науку характеризуют следующие аспекты:

Методы социального познания с примерами, в чем состоит специфика социального познания

Социальный институт основывается на использовании двух видов методик. Это теоретические и эмпирические подходы. Рассмотрим эмпирическую методологию и примеры ее применения:

что такое социальное познание. Смотреть фото что такое социальное познание. Смотреть картинку что такое социальное познание. Картинка про что такое социальное познание. Фото что такое социальное познание

Теоретическая методология основывается на семи подходах. К ним относятся:

Направление исследует социальные процессы, явления и общество в целом. Его специфика заключается в нескольких аспектах:

Функции социального познания, признаки социального познания

Социальное познание обладает особой спецификой, которая обуславливает его функционал:

Источник

Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Социальное познание.

Социальное познание.

11 вопросов – 11 ответов.

1.Что такое социальное познание и каковы его особенности?

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания.

2.Каковы принципы социального познания?

Принципы социального познания – это исходные положения, правила, на которых строится познание общества.

Принципы социального познания.

3.Перечислите источники социального познания.

Источники социального познания.

Основной источник социального познания – это социальный и научный факт.

В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Формы социальных фактов:

4.Каковы объекты социального познания?

5.Цели социального познания.

6.Перечислите эмпирические методы социального познания.

Эмпирические методы социального познания позволяют выявлять факты, очевидные, видимые в результате наблюдения, описания социальных процессов.

7.Перечислите теоретические методы социального познания.

Теоретические методы социального познания позволяют выявлять фундаментальных знаний об обществе, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых явлений, это познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать.

8.Какие типы социального знания существуют?

Типы социального знания.

9.Что такое социальное прогнозирование и в чём его отличие от фантастики и утопии?

Футурология — особая отрасль социальных знаний, появившаяся в 20-ом веке, занимающаяся социальным прогнозированием.

Социальное прогнозирование – это исследование перспектив социальных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального программирования, планирования, управления.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

10.Каковы виды социальных прогнозов?

Виды социальных прогнозов.

11.Перечислите методы социального прогнозирования.

Методы социального прогнозирования.

Источник

ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – представляет собой познание специфических объектов – общества [ОБЩЕСТВО], культуры [КУЛЬТУРА], человека [ЧЕЛОВЕК]. Разделяется на донаучное, вненаучное и научное. Донаучное социальное познание – это предшествующие науке формы познавательного освоения социальных объектов – мифологические, магические, осуществляемые в повседневной жизни и специализированных практиках – политической, юридической, художественной и др. С появлением научного социального знания многие из донаучных форм социального познания трансформируются во вненаучные, осуществляя свои познавательные функции одновременно с наукой. Специфической чертой научного социального познания, отличающей его от естественнонаучного, является его укорененность во вненаучных формах познания и деятельности, прежде всего в жизненном мире [ЖИЗНЕННЫЙ МИР]людей, в их повседневности [ПОВСЕДНЕВНОСТЬ](А.Шюц [ШЮЦ]). Др. отличительной чертой научного социального познания является специфика его объекта, его субъект-объектная природа, включенность субъекта, человека, в познаваемый социальный объект. Классическое познавательное субъект-объектное отношение трансформируется здесь в субъект-объект-субъектное отношение.

Несмотря на две указанные особенности – связь с повседневностью и вненаучным знанием и субъект-объектную природу объекта научного социального познания, производимые в ходе этого познания научные идеализации первоначально осуществлялись тем же образом, что в естествознании, – в рамках натуралистической исследовательской программы. В ней намеренно заостряются объектные свойства познаваемой социальной реальности и строится модель объяснения [ОБЪЯСНЕНИЕ], позволяющая раскрыть наиболее общие закономерности социальных процессов. Натуралистическая исследовательская программа часто использовала редукционизм [РЕДУКЦИОНИЗМ], сведение социальной реальности к более низшим формам – механике (Ж.Ламетри, Человек-машина), биологическим (Г.Спенсер [СПЕНСЕР]), экономическим (вульгарные экономисты, в определенной степени К.Маркс [МАРКС]), географическим (Г.Т.Бокль [БОКЛЬ], «История цивилизации в Англии», Тернер – сторонник «теории границ») и демографическим (А.Кост, M.M.Ковалевский) факторам. Высшей формой натуралистической исследовательской программы выступает позитивизм [ПОЗИТИВИЗМ], который не стремится к натуралистической редукции специфического социального объекта до его природной составляющей, признает особенности социальных объектов, но утверждает, что они не влияют на процедуру построения идеальных объектов науки, в частности ее предмета.

В 19 в. возникают представления об инонаучности социального познания, о том, что среди социальных наук есть такие, которые похожи на естествознание (напр., социология), и такие, которые имеют свои приемы идеализации. Неокантианец В.Виндельбанд [ВИНДЕЛЬБАНД]разделил науки на номотетические (науки о природе) и идиографические (науки о культуре). Науки о культуре, по его мнению, не имеют дело с повторяющимися явлениями, а изучают события в их единственности и неповторимости. Др. неокантианец, Г.Риккерт [РИККЕРТ], также утвердил принципиальное различие наук двух типов: науки обобщающие (генерализирующие), свободные от ценностей (естествознание и некоторые науки об обществе, напр., социология), и индивидуализирующие, отнесенные к ценностям, напр., история. В.Дильтей [ДИЛЬТЕЙ]ввел понимание [ПОНИМАНИЕ]как ведущую познавательную процедуру наук о духе, имеющих дело с культурно-исторической реальностью. Эти и др. исследователи заложили основы культур-центристской исследовательской программы в социальном познании, в которой природа, будучи первичной онтологической реальностью, уступила место рукотворной, но вместе с тем объективной «второй природе» – культуре. Культур-центристская исследовательская программа признавала такие правила идеализации, как следование методам соответствующей дисциплины; понимание вместо объяснения; тесная связь с повседневностью и ясность теоретических конструктов для того, кого они описывают.

Понимание становилось главным методом культур-центристского подхода, позволяющим раскрыть неповторимость культурных и исторических явлений, сделать индивидуализацию логической процедурой. Культур-центристская исследовательская программа намеренно подчеркивала присутствие субъекта в изучаемом науками о культуре, истории и духе объекте. Культур-центристская исследовательская программа предназначена для адекватной узкой группы наук – о культуре, об истории и духе – и не претендовала на общенаучное применение. Науки, которые строились с ее помощью, получили название гуманитарных, тогда как науки об обществе, следующие натуралистическому подходу, именовались социальными (в узком смысле слова). Так научное социальное познание расщепилось в своей методологии и начало называться социально-гуманитарным познанием.

В 20 в. по мере роста числа наук, перешедших из классической фазы развития в неклассическую и постнеклассическую (В.С.Степин), культур-центристская исследовательская программа приобрела общенаучное значение. Ее стали применять в социологии знания для изучения истории естествознания, методологии естествознания. Социальные науки в целом стали более рефлексивны по отношению к социально-культурной обусловленности своих познавательных средств, начали использовать метод понимания. Тем не менее между двумя типами наук об обществе – социальными и гуманитарными – сохранились отношения конкуренции, а между натуралистической и культур-центристской исследовательской программами отношения антагонизма. Многие ставили под сомнение возможность гуманитарных наук, относя их к вненаучному знанию. Наличие исследовательской программы этих наук (в отличие от вненаучного знания) убеждает в неверности этой точки зрения.

Сегодня, в связи с ростом интереса к методологическому плюрализму, обе исследовательские программы могут быть представлены как разные ракурсы интерпретации [ИНТЕРПРЕТАЦИЯ], достигаемые посредством методологического приема заострения, подчеркивания значимости одной из сторон неразрывного объект-субъекта социального познания – объективной стороны в натуралистической программе и субъективной стороны в культур-центристской программе. Эти подходы могут быть рассмотрены как взаимодополняющие и представляющие собой разные уровни научных экспертиз, анализирующих объективные условия и субъективные способности их освоения. Напр., натуралистические экономические теории говорят о максимально эффективном экономическом устройстве, в то время как результаты применения культур-центристской программы должны характеризовать мотивации и способности людей к достижению такого устройства. В этой экспертизе может участвовать также вненаучное социальное знание, связывающее выводы двух типов научного социального познания – социальных и гуманитарных наук с повседневной жизнью людей и их вненаучными практиками. Такая толерантность к разным подходам и их совместное использование имеют перспективы для социального познания в 21 в.

Социальное познание возникло на Западе первоначально для познания самого Запада и менеджмента его социальных трансформаций. По мере модернизации др. стран социальные науки стали проникать и использоваться и в них. Появились национальные научные школы социального познания и в незападных странах. Западные исследователи стали изучать незападные общества теми же методами, которыми они изучали самих себя. Научное социальное познание обрело глобальные рамки и социальную ответственность за события в мире.

Литература:

1. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904;

2. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910;

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911;

4. Вебер М. Исследования по методологии науки, ч. 1–2. М., 1980;

5. Гадамер Х. Истина и метод. М., 1988;

6. Объяснение и понимание в научном познании, под ред. А.Никифорова. М., 1995;

7. Теория и жизненный мир, под ред. В.Федотовой. М., 1995;

8. Wallerstein I. Unthinking Social Science. The Limits of Nineteenth Century Paradigms. Oxf., 1995;

9. Windelband W. Geschichte und Naturwissenschaft. Strassburg, 1904.

Источник

Социальное познание: перекресток прошлого и будущего

Человек существует не изолированно от других людей, а в обществе. Каждый индивидуум вовлечен в социальные отношения. Поэтому с древних времен людей интересовало изучение, познание общества.

что такое социальное познание. Смотреть фото что такое социальное познание. Смотреть картинку что такое социальное познание. Картинка про что такое социальное познание. Фото что такое социальное познание

Социальное познание – это познание процессов, возникающих внутри общества, социальных явлений, а также их причины и особенности. Социальное познание исследует деятельность личности во всех ее проявлениях.

Объекты социального познания

Объектом социологии служит общество. Изучению подвергаются как социальные структуры, общественные институты, так и свойства личности. Механизмы взаимодействия групп, коллективов, общества в целом – все это исследует социология.

Объекты социального познания иначе называются социальными фактами. Среди них:

Особенности социального познания

К главным особенностям социального познания можно отнести:

что такое социальное познание. Смотреть фото что такое социальное познание. Смотреть картинку что такое социальное познание. Картинка про что такое социальное познание. Фото что такое социальное познание

Принципы социального познания

К принципам социального познания относят:

Источники социального познания

Познавая отношения в социуме, социологи обращаются к таким уровням существования общества, как:

В своей работе по изучению общества социологическое исследование проходит три этапа: разработка целей и выявление социальных фактов для изучения, сбор информации, научная обработка информации.

Социальный факт – общественно значимое событие, типичное для какой-либо части социальной жизни. Это поступки, способы мышления, чувствования, характеризующие массовое сознание и существующие объективно.

что такое социальное познание. Смотреть фото что такое социальное познание. Смотреть картинку что такое социальное познание. Картинка про что такое социальное познание. Фото что такое социальное познание

Понятие социального факта ввел в науку Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социальный факт оказывает давление на индивидуума и обладает принудительной силой. Например, нельзя нарушить закон без юридических последствий и морального осуждения обществом.

Примеры социальных фактов: мифы и легенды, традиции, идеология, язык, денежная система, мораль, институт брака.

Научный факт – событие, описанное с позиции научной объективности. Здесь применяется количественный анализ при помощи математических способов обработки. И качественный анализ, выявляющий тенденции, взаимовлияния между общественными явлениями.

Цели социального познания

Основная цель социального познания – нахождение истины. Однако сложность состоит в том, что общество развивается непрерывно, и установить точные закономерности бывает затруднительно. Исследователи могут достаточно точно изучить только небольшой временной отрезок.

Выделяют несколько основных целей социального познания:

Методы социального познания

Социологические методы делятся на эмпирические, полученные в результате опытов, и теоретические, полученные путем рассуждений и вычислений.

что такое социальное познание. Смотреть фото что такое социальное познание. Смотреть картинку что такое социальное познание. Картинка про что такое социальное познание. Фото что такое социальное познание

К эмпирическим инструментам относят:

К теоретическим инструментам относят:

Типы социального познания

что такое социальное познание. Смотреть фото что такое социальное познание. Смотреть картинку что такое социальное познание. Картинка про что такое социальное познание. Фото что такое социальное познание

Традиционно типами социального познания считают следующие:

Социальное прогнозирование

Социальным прогнозированием занимается отрасль социологии – футурология (лат. «futurum» – «будущее», греч. «logos» – «учение»).

Виды социальных прогнозов:

Методы социального прогнозирования:

Социальное познание затрагивает интересы всего общества, помогает совершенствовать его сферы, исправлять ошибки прошлых поколений. Исторические закономерности развития общества, выявленные социологами, дают возможность анализировать текущую социальную действительность и делать прогнозы на будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *