что такое социальное моделирование

СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» в других словарях:

МОДЕЛИРОВАНИЕ — метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органич. и неорганич. систем, инженерных устройств, разнообразных процессов физических, химических, биологических … Философская энциклопедия

Моделирование социальное — научный метод познания социальных явлений и процессов с помощью воспроизведения их характеристик на других объектах, т. е. специально создаваемых с этой целью моделях. Потребность в М. с. обусловлена возросшей в последнее время необходимостью… … Социологический справочник

Социальное патронирование (social casework) — С. п. это метод консультирования, применяемый специалистами, занятыми в сфере соц. работы, для оказания помощи отдельным людям и семьям, нормальная жизнь к рых нарушена биопсихосоциальными проблемами. С. п. сочетает в себе стратегии улучшения соц … Психологическая энциклопедия

Время социальное — фундаментальная форма социально исторического существования людей и необходимый ресурс (условие) их деятельности. Такие внешние, метрические характеристики времени, как длительность, последовательность, повторяемость, одновременность, ритм,… … Экология человека

Прогнозирование социальное — исследование перспектив социальных процессов и явле­ний с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального программи­рования, планирования, управления. Отличается от прогнозирования в естественнонаучных областях (напр.,… … Экология человека

Сравнение средств разработки для создания мультиагентных систем — Платформа Основное назначение Лицензия Требуемый язык программирования Требуемая ОС Поддержка пользователя Соответствует ли требованиям FIPA Возможности ГИС Трехмерные возможности ABLE … Википедия

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — первоначально одно из направлений бурж. социологии, впоследствии характеристика господствующей тенденции в социологии 20 в., в определ. смысле выражающая противопоставление теоретич. схемам традиционной социологии 19 в. Возникновение эмпирич.… … Философская энциклопедия

Архангельский городской штаб школьников имени Гайдара — Архангельский городской штаб школьников им. А.П. Гайдара (АГШШ) – молодежная общественная организация г. Архангельска. Целью Штаба является создание условий для организации деятельности и социального общения подростков, способствующих… … Википедия

Беспощадная толерантность — Беспощадная толерантность … Википедия

СТРУКТУРА ВОЗМОЖНОСТЕЙ — (opportunity structure) социальное моделирование возможностей, доступных различным индивидуумам. Понятие, введенное первоначально в теории девиантности (Клауорд и Оулин, 1960) в развитие работы Роберта Мертона по аномии посредством выявления… … Большой толковый социологический словарь

Источник

Моделирование в социальной работе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие моделирования в социальной работе

Моделирование – это метод исследования объектов познания на их моделях, выступающих как аналоги оригинала.

Моделью называется упрощенное представление объекта в форме, отличающейся от него, но отражающей его наиболее существенные свойства.

Моделирование предполагает изучение реальных объектов, явлений, процессов и систем. Таким образом, сферы его применения не ограничены. Этот метод используется, в том числе, и для анализа социальных процессов и проблем.

Моделирование преследует ряд важных целей. С его помощью нужно отобразить состояние процесса или какой-либо проблемы на текущий момент времени, выявить наиболее важные моменты. С другой стороны, важно выявить факторы исследуемого явления и спрогнозировать тенденции дальнейшего развития. Также необходимо активизировать деятельность государственных и иных организаций для поиска оптимальных решений.

Моделирование применяется в тех случаях, когда сам объект изучения невозможно исследовать непосредственно. Наиболее интересной и мобильной сегодня является социальная природа объекта. Эта его характеристика находит свое воплощение в содержании и сущности социальной работы.

Ввиду того, что социальная работа – это деятельность по оказанию помощи в проблемных жизненных ситуациях, крайне важно видеть перспективу и тенденции развития событий, чтобы эта помощь была своевременной и эффективной.

В современных условиях любому работнику социальной службы важно уметь прогнозировать свою работу. Это может быть совсем ограниченная (обслуживание одного клиента) или весьма широкая перспектива (развитие деятельности службы в целом или даже всей социально сферы).

Следовательно, области применения метода моделирования весьма разнообразны и, можно сказать, не ограничены.

Основой всякого анализа является проблемная ситуация – предмет моделирования. Любая такая ситуация имеет объективную и субъективную основу. Объективная сторона заключается в противоречии между процессом развития системы и ее стремлением к стабилизации, между потребностями и способами их удовлетворения и т.д. К субъективным факторам можно отнести понимание важности проблемы, необходимости ее решения, интересы людей, нуждающихся в нем.

Готовые работы на аналогичную тему

Модель проблемной ситуации строится в случае возникновения противоречия. К примеру, модель личности гуманного и всегда готового прийти на помощь социального работника, содержит в себе противоречие, заключающееся в том, что сам он зачатую слабо защищен социально, его общественный статус невысок, он не имеет должной правовой защиты.

Благодаря моделированию становится возможным предопределить поведение социальной системы, выявить факторы ее развития. Построенные модели, с одной стороны, отражают состояние системы в настоящем, с другой – помогают прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Функции моделирования

К функциям моделирования относятся:

Моделирование сложных социальных систем сочетает в себе следующие функции:

Разумное и конструктивное развитие общества невозможно без анализа его состояния и различных сторон его деятельности, без контроля и без попыток заглянуть вперед.

Моделирование должно опираться на надежные, проверенные и объективные данные, иначе оно не будет эффективным, а его функции не будет выполняться. По каждой изучаемой проблеме необходима информационная база. Количественная информация может быть формализована, выражена в виде цифр и обработана с помощью компьютерных технологий и методов математического моделирования.

Однако далеко не все социальные процессы и явления поддаются количественному измерению. Например, социальные отношения крайне сложны. Для них характерно взаимодействие самых разнообразных факторов и причинно-следственных связей, влияние которых неоднозначно. Необходимо иметь в виду, что социальные процессы осуществляются людьми, соответственно, большую роль в них играют субъективные факторы.

Виды и методы моделирования в социальной работе

Можно выделить несколько видов моделирования, каждый из которых применим для конкретных целей и задач и имеет различные основания.

Каузальное моделирование – построение моделей, базирующихся на установлении причинно-следственных связей.

Математическое моделирование связано с количественным измерением. Сегодня данный вид моделирования часто применяется для в том числе и в сфере изучения социальных процессов. В частности, с помощью математических методов моделируется воспроизводство населения, динамика показателей социальной защищенности различных групп, мобильности трудовых ресурсов и т.п.

Статистическое моделирование – разработка и анализ моделей, построенных на базе статистического материала.

Социальное моделирование – предопределение поведения системы (например, система социальной поддержки многодетных семей в условиях рыночных отношений), определение различных уровней жизни: прожиточного минимума, социально комфортного уровня, каждый из которых содержит комплекс всевозможных показателей.

Эвристическое моделирование состоит в выявлении негативных тенденций и поиске конструктивного решения проблем, выделение и блока проблем наиболее важных.

Отдельным видом моделирования в социальной работе является также социальное проектирование, т.е. разработка какого-либо проекта, нацеленного на определенный результат. Проектирование в сфере социальной работы предполагает тесную взаимосвязь между управлением процессом проектирования и собственно разработкой проекта.

Процесс разработки и выполнения социального проекта включает в себя целый комплекс работ, которые можно разделить на основные и обеспечивающие. К первым относятся предпроектный анализ, определение целей и задач, планирование и собственно разработка проекта. В число же обеспечивающих работ входят: информационные, аналитические, организационные, экспертные, правовые, финансовые, материально-технические.

Источник

Моделирование социальных процессов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность моделирования

Для любого познавательного процесса характерно моделирование, но это не означает, что данный метод является исчерпывающим и единственным. Основная задача моделирования заключается в том, чтобы на основании сходства с существующим воспроизвести другой объект его заменяющий. Говоря другими словами модель – это есть аналог оригинала.

Модель не должна повторять оригинал, а просто иметь с ним сходство. Произвольное моделирование тоже нельзя допускать, потому что необходимого представления об оригинале не будет.

Эффективность анализа зависит от точности и объективности данных. Те проблемы, которые поддаются количественному анализу, могут быть формализованы, выражены языком цифр и обработаны с помощью математического моделирования. Но, надо сказать, что количественному измерению и контролю поддаются далеко не все общественные процессы.

Социальные отношения очень сложны и взаимодействие различных факторов неоднозначно. Социальные процессы осуществляются людьми, а их мысли, поступки, чувства не имеют числового отображения, а это значит, что необходимы самые разные методы анализа и самые разные модели.

Эвристические функции моделирования заключаются в определении негативных тенденций и позитивных путей решения проблем. Таким образом, моделирование является составной частью прогнозирования и выступает с ним в единстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Моделирование имеет свои цели:

Модель должна быть удобной и простой, а также она должна давать новую информацию об объекте и способствовать усовершенствованию самого объекта. Модели необходимо способствовать улучшению характеристик объекта и рационализации способов его построения.

Таким образом, существуют требования, которым модель должна соответствовать и это, прежде всего, удовлетворять требованиям полноты, адекватности, эволюционности, достаточной абстрактности. Модель должна удовлетворять условиям которые ограничивают время решения задач и её осуществимость на данном уровне развития общества. Кроме этого она должна быть источником получения новой полезной информации с использованием установившейся терминологии и возможностью проверки её истинности и полноты соответствия изучаемому объекту.

Модели могут быть идеальные и материальные.

Виды моделирования

Моделирования может быть концептуальное, физическое, структурно-функциональное, математическое, программное, компьютерное.

Известные факты исследуемого объекта при концептуальном моделировании истолковываются с помощью специальных знаков, символов, операций над ними, а также при помощи искусственного и естественного языков.

При физическом моделировании модель и моделируемый объект являются реальным объектами или процессами единой или различной физической природы.

Моделями структурно-функционального моделирования являются блок-схемы, графики, чертежи, диаграммы, таблицы, которые дополняются специальными правилами их преобразования.

Математическое моделирование осуществляется средствами математики логики. Данное моделирование использует математический язык и аппарат для описания основных свойств социальных явлений и процессов. При создании математических моделей применяют такие методы разделов математики, как теории дифференциальных и интегральных уравнений, теории случайных процессов, теории исследования операций.

Программное или имитационное моделирование, при котором для получения результатов, касающихся поведения сложной модели, привлекаются ЭВМ. Имитация в данном случае представляет собой проведение различных серий экспериментов с моделями на компьютере. Имитационное моделирование дает возможность проведения различных серий экспериментов с моделями, представленных в виде комплекса программ для компьютера.

Компьютерное моделирование осуществляется средствами компьютерных технологий. Его суть состоит в том, что на основе имеющейся модели можно получить количественные и качественные результаты. Описание существующих явлений в поведении объекта и предсказание его поведения в нестандартных ситуациях является целью компьютерного моделирования.

Этапами в компьютерном моделировании явдяются выбор цели, создание объектно-ориентированной модели, исследование полученных моделей, интерпретация результатов исследования, анализ моделей на адекватность тому явлению, которое рассматривалось. Все перечисленные виды моделирования могут применяться как отдельно, так и в комбинации.

Социальные процессы и особенности их моделирования

При моделировании социальных процессов ставятся самые различные цели и решаются разнообразные задачи. С помощью моделирования определяются оптимальные размеры, и предсказывается поведение системы, анализируются факторы, в результате которых обосновывается разный уровень жизни.

Как в России, так и за рубежом различают 4 уровня жизни людей:

Уровни жизни характеризуются показателями, и возможности их осуществления рассчитываются при моделировании, определяются сроки их реализации, прогнозное видение, например, экономические, духовные, организационные и др.

Социальные явления и процессы при моделировании исследуются на моделях. К построению модели используется два подхода – локальный и глобальный.

При локальном подходе рассматривается поведение нескольких личностей или групп, описываются объекты исследования, задаются возможные состояния объектов, факторы внешнего и внутреннего воздействия. Обязательно определяются правила взаимодействия и развития объектов моделирования как друг с другом, так и с внешней средой.

Глобальный подход рассматривает весь социум за большие промежутки времени – столетие, тысячелетие.

Конкретные проблемы, встающие перед людьми, и многообразие жизненных ситуаций, обнаруживают что-то общее и повторяющееся, поэтому и искать надо то единое, что в жизни человека имеет место в многообразных проявлениях.

В обобщенной модели должна характеризоваться последовательность действий социального работника от начала до конца, т.е. от постановки социального диагноза до завершения изменений.

Сегодня в социальном познании очень широко используются точные количественные методы и успех в большой степени связан с применением метода социального экспериментирования, а также использование моделей.

Если говорить о социальном эксперименте в социальной сфере, то он имеет много ограничений, например, невозможность воздействия на изучаемые объекты далекого прошлого, негативность последствий, с которыми надо считаться, сложность экспериментального изучения чувств, настроений человека и др., поэтому данные трудности эксперимента побудили использовать модельный эксперимент.

Методология моделирования в течение длительного времени самостоятельно разрабатывалась науками, исходя из своей специфики. Отсутствовала единая терминология, должная координация, но постепенно роль моделирования как универсального метода познания, осознавалась всё больше. В наше время метод моделирования используется во всех сферах деятельности человека. Сложные объекты для моделирования представляют наибольший интерес, так как вполне возможно, что полученные результаты нельзя получить другими методами.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

что такое социальное моделирование. Смотреть фото что такое социальное моделирование. Смотреть картинку что такое социальное моделирование. Картинка про что такое социальное моделирование. Фото что такое социальное моделирование что такое социальное моделирование. Смотреть фото что такое социальное моделирование. Смотреть картинку что такое социальное моделирование. Картинка про что такое социальное моделирование. Фото что такое социальное моделирование что такое социальное моделирование. Смотреть фото что такое социальное моделирование. Смотреть картинку что такое социальное моделирование. Картинка про что такое социальное моделирование. Фото что такое социальное моделирование что такое социальное моделирование. Смотреть фото что такое социальное моделирование. Смотреть картинку что такое социальное моделирование. Картинка про что такое социальное моделирование. Фото что такое социальное моделирование

что такое социальное моделирование. Смотреть фото что такое социальное моделирование. Смотреть картинку что такое социальное моделирование. Картинка про что такое социальное моделирование. Фото что такое социальное моделирование

что такое социальное моделирование. Смотреть фото что такое социальное моделирование. Смотреть картинку что такое социальное моделирование. Картинка про что такое социальное моделирование. Фото что такое социальное моделирование

3.1. Моделирование как метод научного познания

На интуитивно-практическом уровне «модели» также пронизывают всю жизнь людей: модель упрощает сложный мир действительности, но в отличие от научного познания здесь моделирование не нуждается в теоретическом обосновании. Они содержат в себе свойственное человеку стремление осмыслить жизнь, заглянуть в будущее.

В общенаучном пониманиимоделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.

В основе всякого научного знания, любого научного метода находится процедура моделирования. Моделирование используется в науке для прогнозирования событий реального мира. В науке мир рассматривается через призму моделей – это наиболее оптимальный способ, метод его познания и вместе с тем постоянного совершенствования.

В науке прослеживает следующая логика познания:

модель®прогноз®эксперимент®новая модель, т.е. постоянно идет не только поиск адекватного отражения в моделях реального мира, но и попытки заглянуть в будущее, предусмотреть его возможное развитие.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов либо их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

В социологии чаще всего используют следующее определение модели.

Модель – 1) мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; 2) формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений.

Связь объекта исследования и модели:

– модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии;

– в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования; модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования;

– модель служит познанию объекта исследования, является средством получения новой информации об объекте;

– знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал.

К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта невозможно или когда это нецелесообразно (например, если связано со значительными трудностями).

Основными средствами моделирования являются:

– словесное описание – наиболее простой и доступный способ задания моделей;

– графическое представление в виде кривых, чертежей – этот способ имеет ограниченное самостоятельное значение, может являться дополнением к другим;

– блок-схемы, матрицы решений – этот способ может считаться промежуточным между словесным и математическим описаниями;

– программное описание (для ЭВМ).

В повседневной практике достаточно часто используются возможности компьютерной программы Excel, имеющей различные функции для осуществления расчета тенденций изменения переменной в периоде основания для продолжения тенденции в период упреждения прогноза.

3.2. Виды и функции моделей

Моделирование – специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача – воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модельэто аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом случае само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; оно в этом случае не дает должного представления об оригинале модели, а также не выполняет своей функции. Модели различаются по степени близости к действительности (степени изоморфизма с действительностью).

Все многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса:

что такое социальное моделирование. Смотреть фото что такое социальное моделирование. Смотреть картинку что такое социальное моделирование. Картинка про что такое социальное моделирование. Фото что такое социальное моделирование

1) материальные модели, которые ввиду специфичности социальных объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);

2) идеальные модели в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям:

по объему исследования различают модели социальной структуры общества и социально-демографических процессов, модели образа жизни и социально-политических процессов и т. д.;

по уровню моделируемой системы – микро- и макромодели;

по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала – субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели;

способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования, – детерминистические и стохастические модели;

ориентированности на изучение функционирования или развития системы – модели с постоянной и изменяющейся структурой;

месту в структуре научного познания – измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные;

уровню формализации – концептуальные и формально-логические (математические) модели;

3) смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (так называемые человекомашинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии.

Функции моделей.В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

измерительную (измерение социальных характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки).

На теоретическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

объяснительную – раскрытие сущности исследуемых объектов,

критериальную – проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез,

предсказательную – оценка будущего состояния рассматриваемой системы.

Отдельные функции могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций. Кроме того модели могут конструироваться специально для одновременной реализации нескольких функций. Например, имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную.

3.3. Специфика моделирования в социальной сфере

Социальные модели отличаются от моделей, использующихся в естественных и технических науках, следующими характеристиками:

– многофакторностью социальных явлений и процессов,

– изменчивостью во времени, т.е. историчностью,

– сильным взаимодействием между элементами социальной системы и сложным характером связей,

– наличием субъективного фактора и целенаправленностью систем,

– трудностями квантификации (измерения).

Моделирование в социальной работе выступает как этап социального прогнозирования и проектирования.При этом своеобразие моделей, применяемых в социальной работе, во многом обусловлено спецификой целей, задач и способов социально-прогнозного исследования. Кроме того, модели, выступая средством изучения социальной сферы, часто используются и для решения управленческих задач, т. е. служат основой для преобразования социальной системы в интересах человека. Социальное моделирование позволяет достичь следующих целей:

с одной стороны,отобразить состояние проблемы на данный момент и выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий;

с другой стороны,определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные, т.е. необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована, выражена языком цифр и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны.

Каким требованиям должна отвечать социальная модель?

Первая группа требований. Модель должна

– быть простой, удобной;

– давать новую информацию об объекте;

– способствовать усовершенствованию самого объекта.

Ко второй группе требований можно отнести:

– определение или улучшение характеристик объекта;

– рационализацию способов его построения;

– возможность управления или познания объекта на его модели.

Следовательно, правомерно при разработке моделей говорить об их подобии объекту-оригиналу. При этом, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Каким требованиям должна отвечать социальная модель? Сегодня в научной литературе к модели выдвигаются следующие требования:

– она должна быть простой, удобной;

– позволять изучить объект и получить новую информацию о нем;

– способствовать усовершенствованию объекта;

– давать возможность рассмотреть управление объектом на его модели.

При разработке модели соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Критерии оценки модели

1) Одним из критериев оценки служит прогрессивность модели, означающая, насколько она по целому ряду параметров является лидирующей,

2) вид отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, количественное описание, системное воспроизведение);

3) распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.);

4) уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализованная, материализованная система и т.п.);

5) уровень творческого решения с помощью модели. Первый уровень – определение (различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений. Второй уровень – осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.

Не менее важным является рассмотрение структуры моделей. В структуру модели входят три основных компонента: совокупность направлений развития объекта познания; побудительные силы развития; факторы внешних воздействий.

При исследовании важно зафиксировать степень реализованного воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено при ретроспективном анализе. Подобный подход в значительной мере предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, базирующееся на опыте прошлого, на сравнении с ним, опирается на репрезентативные массивы информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «моделирование» и «модель».

2. Как связаны объект изучения и модель?

3. Перечислите основные классы моделей.

4. Какие функции выполняют модели?

5. Как связано моделирование с прогнозированием?

6. Нужно ли оценивать модель?

7. Каковы критерии оценки модели?

8. Какую программу ЭВМ часто используют для прогнозирования?

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1. Цели и задачи прогнозирования в социальной работе

Цель прогнозирования в социальной работе– дать вариативный прогноз изменения социального объекта (явления, процесса, ситуации, группы, личности), т.е. описать его состояние в будущем с указанием количественных и качественных характеристик.

В соответствии с описываемыми характеристиками, прогнозы так и будут называться: качественные прогнозы, количественные прогнозы.

Задачи прогнозирования в социальной работе:

– изучить характеристики и тенденции изменения объекта в прошлом,

– изучить характеристики и тенденции изменения объекта в настоящем,

– оценить все новое, что отличает настоящее от прошлого состояния объекта,

– выявить те факторы, которые влияют на изменение объекта в настоящем, что из настоящего может не только сохраниться, но и перейти в будущее,

– выявить новое не только в объекте прогноза, но и в принципах, содержании, методах социальной работы с объектом.

Социальный прогноз позволяет социальному работнику разработать план работы с конкретным клиентом или группой. Необходимо помнить, что социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Сравним особенности прогноза и плана работы.

ПрогнозПлан
1. Вариативен, т.е. дает информацию для обоснования решения и выбора вариантов и методов планирования1. Конкретен, т.е., как правило, не дает выбора вариантов
2. Указывает на возможность того или иного пути развития в будущем2. В плане выражено решение о том, какую из возможностей следует реализовать
3. Дает информацию для обоснования управленческого решения3. Конкретизирует уже принятое решение через мероприятия, указанные по срокам, средствам, исполнителям

В прогнозировании в области социальной работы используется целевой подход, при котором строитсяДерево целей.Этометод прогнозирования, обозначающий расчленение общей цели на более конкретные, которые позволяют видеть множество частных целей, их субординацию в единстве с общей задачей, с решением главной цели. Дерево целей напоминает настоящее дерево с множеством ветвей, со всей его кроной. Построение дерева целей начинается с главной цели, которая далее раскрывается через другие подцели-задачи.

Решение любой социально значимой задачи сопряжено с решением смежных внешних задач, относящихся к разным сферам (экономической, политической, духовно-идеологической и т.д.). Дерево целей дисциплинирует мышление, обязывает мыслить только логически, учитывать многие связи и отношения, видеть взаимосвязь общего и частного.

Следует всегда помнить, что существует тесная связь социального прогнозирования с экономическим, политическим, демографическим, технологическим и экологическим прогнозированием.

4.2. Функции прогнозов в социальной работе и основные
направления прогнозирования в социальной работе

На теоретическом уровне знания прогнозы в социальной работе выполняют, как правило, следующие функции:

– поисковую – раскрытие сущности исследуемых объектов,

– нормативную – построение модели изучаемой социальной системы по некоторым характеристикам-нормативам,

– предсказательную – оценка будущего состояния рассматриваемой системы.

На эмпирическом уровне знания прогнозывыполняют обычно следующие функции:

– измерительную – измерение социальных характеристик в прошлом и настоящем,

– описательно-объяснительную – описание тенденций изменения объекта прогноза в прошлом, настоящем и будущем.

На эмпирическом уровне стремятся дать количественный анализ, который необходим для планирования деятельности.

В современный период активно проводятся прогнозы по следующим направлениям:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *