что такое социальная желательность
Социальная Желательность
Смотреть что такое «Социальная Желательность» в других словарях:
социальная желательность — (от лат. socialis общественный) фактор, искажающий самоотчеты (в частности, ответы на пункты личностных опросников) путем увеличения частоты тех самоотчетов, к рые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими… … Большая психологическая энциклопедия
социальная желательность — (от лат. socialis – общественный) – эффект деформации самоотчетов, психических реакций в ситуации оценки со стороны (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение и т.д.) под влиянием порой неосознаваемых установок показать себя в социально… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ — 1. Те характеристики, которые обычно одобряются обществом и которые делают их обладателя социально привлекательным. 2. Предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим… … Толковый словарь по психологии
Социальная желательность — (Social desirability). Наблюдаемая у некоторых людей тенденция давать социально желательные ответы на вопросы теста … Теории личности: глоссарий
Социальная желательность (social desirability) — Под С. ж. понимается склонность людей представлять себя в преимущественно выгодном свете. В области психол. тестирования понятие С.ж. на протяжении десятилетий вызывало горячие дискуссии. Споры разворачивались вокруг определения С. ж., ее… … Психологическая энциклопедия
желательность социальная — фактор, искажающий самоотчеты в частности, ответы на пункты опросников личностных путем увеличения частоты тех самоотчетов, что кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете. Влияние… … Большая психологическая энциклопедия
Социальная поддержка (social support) — С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community … Психологическая энциклопедия
Angstfragebogen Fur Schuler (Afs) — Тест. Опросник тревожности для учащихся. Автор. Wieczerkowski W.(1975). Структура. Методика включает в себя ряд шкал: выраженная тревожность (Manifeste Angst), страх экзаменов (Prufung Angst), неудовлетворенность школой (Schul Unlust), социальная … Психологический словарь
Обман (deception) — О. наз. введение в заблуждение др. чел. Необнаруженный, О. зачастую приводит к успеху и вознаграждению, причем мишени поддаются влиянию О., даже когда они знают, что данное сообщение м. б. фальсификацией. Фальшивая похвала и притворное почитание … Психологическая энциклопедия
Система Томаса — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Система Томаса это инструмент выявления, оценки, анализа и прогноза деловы … Википедия
Как обеспечить правдивые результаты опроса: что такое социальная желательность, способы её обойти
Социальная желательность — это термин, используемый для объяснения склонности людей отвечать на вопросы социально приемлемым образом во время опросов. Это поведение вытекает из потребности людей быть вместе с популярным мнением, политическими взглядами и желательным ответом относительно предмета так, чтобы он предстал в позитивном свете. Она мешает людям давать правдивые ответы на результаты опроса, что приводит к искажению результатов. Влиять на результаты в некоторых случаях достаточно просто и напрямую: как накручивают опросы вк. Что такое предвзятость социальной желательности Исследования — это популярный инструмент, который используется для изучения ответов общественности, с тем, чтобы сделать выводы. Часто используются в маркетинге или психологии. Результат исследований зависит от правдивости ответов, однако существуют предубеждения, которые мешают людям отвечать честно. Способы преодоления предвзятости Негативный эффект заключается в том, что предвзятость снижает доверие к опросу, поскольку ответы, скорее всего, были неправдивыми. Именно поэтому важно понять способы преодоления предвзятости социальной желательности. Однако необходимо понимать, что некоторая форма предвзятости всё равно будет в обследованиях. Несмотря на это, можно предотвратить влияние на результаты и для этой цели используется ряд методов. 1. Шкала смещений социальной предвзятости. Составлена таким образом, что может измерять ответы респондентов и отличать истинные от ложных. В этом направлении наиболее используемой стала шкала социальной желательности Кроуна-Марлоу. Состоит специально сконструированных вопросов, ответы на которые позволяют читать модели поведения, которые, в свою очередь, могут быть культурно санкционированы и/или одобрены, но маловероятны. Эта шкала даётся вместе с основным опросом, который должен быть заполнен. Те, кто набрал высокий балл по шкале КМ, тщательно изучаются при анализе основного опроса. Их результатам может быть приписано меньшее значение по отношению к другим или даже игнорироваться. Устранение лиц, чьи результаты могут затруднить понимание общих результатов обследования, повышает вероятность получения достоверных результатов. 2. Режим самостоятельного заполнения. Было изучено, что когда интервьюер сам задаёт вопросы, повышаются шансы возникновения социальной желательности. Вместо этого самостоятельное заполнение даёт больше шансов на то, что она не повлияет на опрос. Это происходит потому, что когда человек задаёт вопросы и респондент должен дать ответ, последний понимает, что ответы будут оцениваться лицом к лицу. Поэтому он склонен давать социально желательные ответы, даже если они ложны. Однако когда он отвечает самостоятельно без давления со стороны интервьюера, ответы получаются правдивыми. 3. Не раскрывать цель. Знание цели опроса в самом начале приводит к подготовке респондентов к тому, что должно последовать, поэтому у них есть время для подготовки социально желательных ответов. Если цель скрыта, то интервьюер может иметь представление об истинной природе сознания субъекта, приоритеты, мнение и ценности без ограничений. 4. Слово «Вопросы» хорошее. Отличный способ обеспечить правдивые ответы — это убедить респондента в том, что нет правильных или неправильных ответов. Это поможет понять, что любой ответ приемлем. Ещё одним методом является предоставление субъекту уже готовых ответов других людей и просьба выбрать тот, что понравился больше всего. Это ещё раз подтвердит факт того, что нет никакого «приемлемого» или «неприемлемого» ответа. 5. Опрос представителей. Чтобы понять были ли предвзятыми слова респондента, можно опросить также и его знакомых.Это позволит понять его мнение, мышление. Социальная желательностьСоциальная желательность (англ. Social desirability bias «предвзятость [вследствие] общественной желательности ‘) — склонность или установка представлять себя с наиболее выгодной для себя стороны, тенденция отвечать на вопросы согласно социальным нормам. Эффект социальной желательности или социально желаемый эффект — феномен, при котором субъект подсознательно пытается соответствовать ожиданиям исследователей (как считает субъект). Противоречивость понятияВ области психологического тестирования понятие социальной желательности течение длительного времени было предметом ожесточенных дискуссий. В частности, спорными вопросами были определение социальной желательности, ее распространения, проблем, которые она детерминирует в интерпретации психологических тестов и методов ее контроля. В разные времена понятие социальной желательности определялось по-разному: Во всех определениях акцентируется определенный стиль реагирования безотносительно к специфического содержания личностной характеристики, которую должен измерять психологический тест. Отсюда, потенциальная проблема психологического теста состоит в том, представляет полученный по тесту высокий балл действительно высокую оценку измеряемой тестом характеристики, или в большей степени тенденцию представлять себя с более выгодных позиций. ОсобенностиСовременные исследователи рассматривают социальную желательность не только как артефакт, но также как компонент индивидуальности человека, как черты, способствующие социальной успешности, а также как отражение реальной альтруистической тенденции в поведении человека. Согласно устоявшихся взглядов на феномен социальной желательности, существует два аспекта этого явления: первый касается личности и ее уверенности в собственных возможностях, второй связан с ориентацией на других и может отображать межличностное чувствительность, или сознательное намерение контролировать впечатление, которое складывается у реципиента. Индивидуальные испытания, которые предусматривают оценку социальной желательности, могут измерять любой один или и оба эти аспекта. Социальная желательность актуализируется при переходе в новую социальную ситуацию и способствует налаживанию в ней отношений личности с важными участниками. Уровень склонности к искажению информации для получения социального одобрения в юношеском возрасте снижается в процессе становления личности. Склонность к оказанию социально-положительных ответов коррелирует с определенными личностными характеристиками в психологическом статусе индивида. «Виртуальное» Я «» (то есть «Я», используемое в телекоммуникации) раскованнее, епатажнише и имеет меньший уровень социальной желательности в виртуальной самопрезентации сравнению с реальным «Я», и тем более, идеальным «Я». Ответы в телефонных опроса имеют более высокий уровень социльно желательности по сравнению с онлайн-опросами. Социально желательные ответыСоциально желательные (или положительные) ответы (англ. Socially desirable responding «социально желательное видповидання ‘) — ответы на вопросы психологических тестов или социологических опросов, сознательно или бессознательно искажений респондентом вследствие склонности людей подавать себя в выгодном свете. Преодоление влияния социальной желательностиСоциальная желательность — важнейший источник снижения вероятности психодиагностических методик. Уменьшению эффекта социальной желательности способствует правильное предъявление методики и предыдущая беседа психолога с исследуемым, направленная на уменьшение недоверия и скрытности (ознакомление с правилами профессиональной этики психолога, разъяснения цели исследования и планов использования результатов и т.п.). Также для преодоления влияния социальной желательности на результаты тестов используются следующие методы: Шкала достоверностиДля диагностирования склонности давать социально желательные ответы в опросники додадаеться шкала достоверности (или шкала лжи) — ряд вопросов, которые должны соответствовать двум требованиям: Например, шкала лжи в личностный опросник Айзенка для подростков содержит следующие пункты: Если в результатах теста этот показатель достигает определенного значения, то это свидетельствует о неискренности испытуемого. социальная желательность(от лат. socialis – общественный) – эффект деформации самоотчетов, психических реакций в ситуации оценки со стороны (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение и т.д.) под влиянием порой неосознаваемых установок показать себя в социально благоприятном аспекте. Есть методики, диагностирующие степень с.ж. Смотреть что такое «социальная желательность» в других словарях:социальная желательность — (от лат. socialis общественный) фактор, искажающий самоотчеты (в частности, ответы на пункты личностных опросников) путем увеличения частоты тех самоотчетов, к рые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими… … Большая психологическая энциклопедия Социальная Желательность — (от лат. socialis общественный) элемент мотивационно потребностной сферы. Характеризуется тем, что индивид стремиться представить себя в наилучшем свете и на вопросы теста дает социально желательные ответы. Существуют специальные методики или… … Психологический словарь СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ — 1. Те характеристики, которые обычно одобряются обществом и которые делают их обладателя социально привлекательным. 2. Предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим… … Толковый словарь по психологии Социальная желательность — (Social desirability). Наблюдаемая у некоторых людей тенденция давать социально желательные ответы на вопросы теста … Теории личности: глоссарий Социальная желательность (social desirability) — Под С. ж. понимается склонность людей представлять себя в преимущественно выгодном свете. В области психол. тестирования понятие С.ж. на протяжении десятилетий вызывало горячие дискуссии. Споры разворачивались вокруг определения С. ж., ее… … Психологическая энциклопедия желательность социальная — фактор, искажающий самоотчеты в частности, ответы на пункты опросников личностных путем увеличения частоты тех самоотчетов, что кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете. Влияние… … Большая психологическая энциклопедия Социальная поддержка (social support) — С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community … Психологическая энциклопедия Angstfragebogen Fur Schuler (Afs) — Тест. Опросник тревожности для учащихся. Автор. Wieczerkowski W.(1975). Структура. Методика включает в себя ряд шкал: выраженная тревожность (Manifeste Angst), страх экзаменов (Prufung Angst), неудовлетворенность школой (Schul Unlust), социальная … Психологический словарь Обман (deception) — О. наз. введение в заблуждение др. чел. Необнаруженный, О. зачастую приводит к успеху и вознаграждению, причем мишени поддаются влиянию О., даже когда они знают, что данное сообщение м. б. фальсификацией. Фальшивая похвала и притворное почитание … Психологическая энциклопедия Система Томаса — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Система Томаса это инструмент выявления, оценки, анализа и прогноза деловы … Википедия Психологические факторы социальной желательностиСоциальная желательность как фактор поведения. Понятие социальной желательности. Социальная желательность и личностные черты. Эмпирическое исследование с применением шкалы социальной желательности Кроуна-Марлоу. Проверка надежности и валидности.МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБСРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ширипова Баирма Арсалановна Психологические факторы социальной желательности. Федоров Александр Александрович 1. Социальная желательность как фактор поведения Понятие социальной желательности Социальная желательность и личностные черты 2. Эмпирическое исследование 2.1 Описание методик и процедура исследования Методики, направленные для исследования личностных черт 2.2 Проверка надежности и валидности шкалы Кроуна-Марлоу 2.2.1 Результаты и Интерпретация Актуальность исследования. Рассматривая поведение человека, нам постоянно необходимо учитывать тот факт, что человек живет в обществе. Мы постоянно на протяжении всей своей жизни взаимодействуем с людьми. И существуют факты, свидетельствующие о том, что люди иногда преподносят себя не такими, каковы они на самом деле. И это отчасти обусловлено тем, что мы желаем получить одобрение со стороны окружающих. На данный момент, как нам известно, очень мало исследований, посвященных проблеме социальной желательности. Таким образом, акцентируя внимание на актуальности нашей курсовой работы, мы хотели отметить, что она обусловлена необходимостью проведении эмпирических исследований, касающихся данноий проблемы. Даная курсовая работа, следовательно, представляет собой психологическое корреляционное исследование на тему: «Психологические факторы социальной желательности». Соответственно, целью нашей курсовой работы является выявления связи социальной желательности с личностными характеристиками. Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач: 1. Теоретический анализ публикаций, посвященных к данной проблеме 2. Проведение корреляционного исследования, направленного на проверку выдвинутой гипотезы Общая гипотеза. Гипотеза заключается в том, что существуют личностные характеристики, связанные с социальной желательностью. Мы предположили, что значимые связи могут быть с толерантностью к неопределенности, открытостью, общительностью, тревожностью. Практическая значимость данной курсовой работы, на наш взгляд, заключается в том, что будет определена, во-первых, взаимосвязь социальной желательности с перечисленными выше личностными свойствами, что даст возможность эти данные использовать в психодиагностике и психологических тренингах. 1. Социальная желательность как фактор поведения 1.1 Понятие социальной желательности . Широко используемым личностным опросникам измерения личностных качеств присущи многие атрибуты эффективных тестов: надежность, дискриминативность и стандартизованность. Однако, в силу природы личностных переменных, труднее всего бывает установить валидность именно этих методик. При разработке заданий для личностных опросников необходимо учитывать следующие проблемы, которые, если их не обойти, неизбежно приведут к низкой валидности тестов. 1. Установка на согласие (response set of acquiescence). 2. Установка на социально одобряемые ответы (response set of social desirability). 3. Установка на неопределенные или средние ответы (response set of using the uncertain or middle category) 4. Установка на «крайние» (расположенные по краям шкалы) ответы (response set of using the extreme response). 5. Очевидная валидность (face validity) вопросов (утверждений). 6. Выборка из генеральной совокупности вопросов. 7. Выборка из генеральной совокупности испытуемых. 8. Проблемы в установлении адекватного критерия валидности. (Клайн П.) В последующих зарубежных работах, а также в исследованиях А. Г. Шмелева и В.И. Похилько факторной структуры пунктов тест-опросников было выявлено, что фактор социальной желательности имеет особую силу в ситуациях «экспертизы», то есть принудительного обследования, когда испытуемые имеют основания маскировать свои психологические особенности (Забродин и др., 1987). Для того, чтобы избежать социальной желательности некоторые авторы создают шкалу лжи (например, Айзенк в тестах ЕРI и EPQ), в которую вводят особую группу заданий для выявления тех лиц, которые склонны давать социально одобряемые ответы. Они состоят из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые, увы, иногда совершаются большинством людей. Набравший наибольшее количество баллов по такой шкале рассматривается как дающий социально одобряемые ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть проигнорированы. . Второе определение связано с созданием шкалы мотивации одобрения окружающими, которая разработана в 1960 году Д. Кроуном и Д. Марлоу. Авторы понимали социальную желательность ни как просто тенденцию отвечать на вопросы социально положительно, а как личностную характеристику, которая определяет поведение человека в социуме. Это объясняется тем, что оценка других людей подвержена большему влиянию пристрастий, стереотипов, отношений. Люди не являются пассивными объектами восприятия других людей, а стараются «подать себя» в наиболее привлекательном виде, т. е. скрыть одни черты и, наоборот, обратить внимание на другие свои особенности. Можно обратить внимание на схему Э. Джонс и К. Девис, которая популярна в зарубежной психологии в теории атрибуции. Одним из компонентов этой схемы является социальная желательность: схема позволяет воспроизвести процесс рассуждений людей, которые, зная результат поведения, пытаются найти диспозицию личности, ответственную за поступок. Авторы считают, что степень уверенности в наличии связи между диспозицией и поступком зависит от двух факторов (при наличии нескольких альтернатив при выборе поступка): В модели Э. Джонса и К. Девиса наблюдатель оценивает степень «уникальности поступка», и если поведение действительно оказывается нетипичным, то оценивающий приобретает субъективную уверенность в том, что причиной поступка является какая-то личностная характеристика (ситуация «высокое соответствие» на схеме 1). Характеристики ситуаций, учитываемых при оценке соответствия диспозиций и поступка (Э. Джонс и К. Девис) Схема№1 Предполагаемая социальная желательность поступка Авторы постулируют то, что индивид с большей тенденцией к социальной желательности имеет предварительное знание возможных результатов своих действий и сознательно выбирает наиболее полезное для себя. Таким образом, мы не можем с полной уверенностью утверждать, что социальная желательность не является ситуативным явлением или свойством личности, но, несмотря на трудности определения этого понятия, мы провели исследование исходя из того, что социальная желательность является одним из факторов поведения человека, то есть качеством личности. 1.3. Социальная желательность и личностные черты Социальная желательность и толерантность к неопределенности. Исходя из определения, мы предполагаем, что люди с высокой мотивацией одобрения будут менее толерантны к ситуации неопределенности (воспринимать как угрозу), так как социальная желательность предполагает «продуманность» человеком своего поведения в обществе, то есть индивид с большей тенденцией к социальной желательности имеет предварительное знание возможных результатов своих действий и сознательно выбирает наиболее полезное для себя, а неопределенность ситуаций будет пугать. 2. Эмпирическое исследование 2.1 Описание методик и процедура исследования 2.1.1 Шкала социальной желательности Кроуна-Марлоу Уровень социальной желательности определялся с помощью личностного опросника, разработанный Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения. Тест состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Этот показатель характеризует мотивационную структуру субъекта и, в частности, степень его зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям. Иными словами, шкала позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей. Авторы шкалы руководствовались стремлением разработать инструмент, свободный от известной фиксированности на патологических симптомах, что в той или иной степени присуще ранее созданным шкалам. Кроме того, была поставлена задача дифференциации содержания утверждений от влияния собственно мотивов. Имеются данные о достаточно высокой валидности и надежности разработанной шкалы. В России известен русскоязычный сокращенный вариант шкалы (20 утверждений), стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей проверкой валидности и надежности (Ю. Л. Ханин, 1974, 1976). Это шкала была разработана Strahan и Gerbasi, которая предназначена для ситуаций, в которых ограничено время и для ситуаций, где этот краткий опросник можно использовать как «шкала лжи» к другим методикам исследования. Краткий вариант шкалы имеет информацию о достаточной валидности за рубежом, но, к сожалению, на данный момент он не используется в России, так как не стандартизован. В данной работе мы использовали нами же переведенный вариант шкалы из 10 утверждений, который проиллюстрирован в приложении № 2. 2.1.2 Методики, направленные на исследование личностных черт В нашем исследовании использовались следующие методики: Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частях опросника различна. Для STAI:X-I: «совершенно верно» (4 балла), «верно» (3 балла), «пожалуй, верно» (2 балла), «совершенно неверно» (1 балл). Для STAI:X-2: «почти никогда» (1 балл), «иногда» (2 балла), «часто» (3 балла), «почти всегда» (4 балла). 2. спонтанная агрессивность 7. реактивная агрессивность 11. эмоциональная лабильность 12. мужественность-женственность (Бурлачук-Морозов) 3.Шкала толерантности к неопределенности Баднера (ТАS) 2.2.1. Проверка надежность и валидности шкалы Кроуна-Марлоу Для оценки надежности переведённого нами варианта, из 10 утверждений и варианта из 20 утверждений, мы использовали параметрический коэффициент б Кромбаха В результате получили следующие данные для 10-пунктовой шкалы: =0,630, которая попадает в диапазон хорошей надежности теста. Так же ниже приведена таблица № 1, которая отражает значимость каждого утверждения по отношению к общей надежности опросника. всех утверждений достаточно высока, что доказывает то, что переведенный нами вариант можно использовать в исследованиях.
|