что такое социальная практика

Социальная практика

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Объект социальной практики — способы жизнедеятельности людей. Последние не зависят от биологической природы индивидов. Они определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами. Поэтому развитие общества — это всегда изменение той системы отношений, в которую включены люди, и которая, будучи создана их собственной деятельностью, выступает вместе с тем регулятором этой деятельности.

Ссылки

что такое социальная практика. Смотреть фото что такое социальная практика. Смотреть картинку что такое социальная практика. Картинка про что такое социальная практика. Фото что такое социальная практика

Полезное

Смотреть что такое «Социальная практика» в других словарях:

Практика — Практика: Практика (философия) целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика (компания) компания по выпуску цифровых и плёночных фотоаппаратов. Практика (медицина) применение в жизни накопленных медицинской наукой… … Википедия

Практика (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Практика. Практика (др. греч. πράξις «деятельность») целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее… … Википедия

ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия

Социальная педагогика — Социальная педагогика отрасль педагогики. Варианты определений Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование … Википедия

Социальная реабилитация — Социальная реабилитация это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс… … Википедия

Социальная инженерия — Социальная инженерия это метод несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств[1]. Основной целью социальных инженеров, как и других хакеров и взломщиков, является получение… … Википедия

социальная эпистемология — СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. social epistemology, нем. soziale Erkenntnistheorie) одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Социальная психология и общество (журнал) — Социальная психология и общество Специализация: взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество» Периодичность: 4 раза в год Язык: русский … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия

Практика — (греч. praktike, от praktikós деятельный, активный) материальная, чувственно предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую… … Большая советская энциклопедия

Источник

МБОУ СОШ № 7 им. В.П. Астафьева

г. Дивногорска с. Овсянка

что такое социальная практика. Смотреть фото что такое социальная практика. Смотреть картинку что такое социальная практика. Картинка про что такое социальная практика. Фото что такое социальная практика

Социальные практики это…

Социальная практика – это специально организованная образовательная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков (делового общения, социальной коммуникации с представителями различных социальных групп населения, социальных, профессиональных, административных структур и т.д.), получение опыта социального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов обществоведческого содержания.

Впервые этот термин встречается в работе Н. И. Элиасберг, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, заведующего кафедрой теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного педагогического университета, и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен. И, тем не менее, под понятием «социальная практика» будем понимать вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

Область изменения проекта: стимулирование участия молодежи, граждан всех возрастов в общественно полезную добровольческую деятельность, повышение мотивации и уровня вовлеченности родительской общественности и детей в различные виды социальных практик (волонтерскую деятельность и социальное проектирование школы организация волонтерского движения

Виды социальных практик

Социальные практики имеют следующие виды:

1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);

2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);

3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).

4) Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Результативность социальных практик обнаруживается (проверяется) либо в качестве освоенных действий, либо в качестве продукта. Действия или продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов по соответствующим критериям.

Базы проведения социальных практик:

Социальная практика помогает учащимся:

Задачами социальной практики являются:

− формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;

− приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

− знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;

− приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;

− формирование представлений учащихся о возможностях современных социальных технологий.

Мы выбрали ряд социальных проектов, которые по нашему мнению будут способствовать изменению сознания людей и их представлении о жителях села Овсянка, поэтому одним из проектов называется «Интересные люди села» цель которого, показать самые лучшие стороны истории села, познакомить с жизнью и трудом односельчан которые, сыграли в истории города, края, страны заметную роль, воспитать чувства гордости за свою малую Родину.

В реализации этой идеи в школе необходимы добровольцы, волонтеры и мы предлагаем Вам стать членами волонтерского отряда. (Мы надеемся что это перерастет в волонтерское движение).

Источник

Социальная практика

С помощью исследований Сильвия Скрибнер стремилась понять и создать достойную жизнь для всех людей, независимо от географического положения, расы, пола и социального класса. [2] Используя антропологические полевые исследования и психологические эксперименты, Скрибнер попытался глубже изучить психическое функционирование человека и его создание посредством социальной практики в различных социальных и культурных условиях. Поэтому она стремилась провести социальную реформу и развитие сообщества через этическую ориентацию, которая учитывает взаимодействие исторических и социальных условий различных институциональных условий с социальным и психическим функционированием и развитием человека.

Социальная практика включает взаимодействие с интересующими нас сообществами путем создания отношений между практикующим специалистом и сообществом, в которых остается акцент на навыках, знаниях и понимании людей в их личной, семейной, общественной и трудовой жизни. [3] В этом подходе к социальной практике деятельность используется для социальных изменений без повестки дня исследования. Теория деятельности предлагает использовать систему участников, которые работают над достижением объекта или цели, которая вызывает ту или иную форму изменения или трансформации в сообществе. [4]

В рамках исследований социальная практика направлена ​​на интеграцию человека с его или ее окружающей средой, при этом оценивая, как контекст и культура соотносятся с общими действиями и практиками человека. Подобно тому, как социальная практика сама по себе является деятельностью, исследование фокусируется на том, как происходит социальная деятельность, и определяет ее основные причины и результаты. Утверждалось, что исследование должно развиваться как особая теория социальной практики, посредством которой цели исследования определяются не философскими парадигмами, а приверженностью исследователей конкретным формам социального действия. [5]

Образование

В образовании социальная практика относится к использованию взаимодействия взрослых и детей для наблюдения, чтобы предложить намерения и оценить реакцию других. [6] Согласно социальной практике, грамотность рассматривается как ключевой аспект возрождения сообщества и часть более широкой программы обучения на протяжении всей жизни. В частности, грамотность считается областью обучения для внедрения социальной практики через социальный язык и социальную идентичность. Согласно социальной практике в сфере образования, грамотность и умение считать являются сложными способностями, а не простым набором базовых навыков. Более того, взрослые учащиеся с большей вероятностью будут развивать и сохранять знания, навыки и понимание, если они видят в них отношение к их собственным проблемам и задачам. Перспективы социальной практики сосредоточены на местной грамотности и на том, как на нее влияют условия и группы, взаимодействующие вокруг печати.

Литература

Поскольку литература неоднократно изучается в образовании и критикуется в дискурсе, многие считают, что это должно быть областью социальной практики, поскольку она вызывает эмоции и обсуждает социальные взаимодействия и социальные условия. Те, кто считает, что литературу можно рассматривать как форму социальной практики, считают, что литература и общество по существу связаны друг с другом. Таким образом, они пытаются определить конкретные социологические практики литературы и разделяют выражения литературы как произведения, включающие текст, институт и личность. В целом литература становится сферой социального обмена через художественную литературу, поэзию, политику и историю. [7]

Искусство и общественная практика

Источник

Социальная практика как педагогическое понятие

что такое социальная практика. Смотреть фото что такое социальная практика. Смотреть картинку что такое социальная практика. Картинка про что такое социальная практика. Фото что такое социальная практика

Рубрика: 1. Общая педагогика

Статья просмотрена: 7406 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие / Г. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1334/ (дата обращения: 04.12.2021).

Одним из эффективных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование.

Под социальным проектированием в сфере образования и молодежной политики обычно понимают специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, в выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, и разработке путей и средств достижения поставленных целей [6]. Таким образом, социальное проектирование является технологией социального воспитания в образовательных учреждениях. Применение данной технологии рассматривалось С.М. Азаркиной, Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой, Т.И. Кобелевой, А.А. Кочьян, А.В. Кочьян, В.А. Лукова, О.Н. Маловой, Я.В. Миневич и др.

Г.М. Беспалова и Н.М. Виноградова определяют социальное проектирование как вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и усваивает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознает опыт своего социального взаимодействия [14].

Социальное проектирование выступает сложным системным образованием и состоит из элементов: социальной пробы, социальной практики и социального проекта. Все элементы социального проектирования могут существовать как взаимодополняющие, так и как самостоятельные конечные виды деятельности в зависимости от поставленных целей. Таким образом, в педагогической науке понятие «социальная практика» коррелирует с понятием социального проектирования. Эта связь обоснована тем, что социальная практика является компонентом социального проектирования.

Отметим, что в рассмотренных нами педагогических словарях [1; 3; 8; 10; 11 и др.], изданных в последнее десятилетие, образовательного термина «социальная практика» не было зафиксировано. Если придерживаться той точки зрения, что социальное проектирование как область научного исследования появилось во второй половине XX в. [12], то этот факт является вполне логичным. Вышеизложенное позволяет полагать, что «социальная практика» – относительно новое педагогическое понятие.

Понятие «социальная практика» в педагогику проникло из социологической науки. В социологии в контексте различных подходов исследовании понятие, цели, задачи и структуру социальной практики Н.Л. Антонова, П. Бурдье, Э. Гидденс, В.И. Добреньков, Т.И. Заславская, А.И. Кравченко, Ю.М. Резник, М.А. Шабанова и др.

В социально-философском значении социальная практика, прежде всего, рассматривается, как деятельность субъекта, направленная на преобразование его социальной среды для полноценного развития самого субъекта в этой среде.

В свободных источниках встречаются различные значения понятия «социальной практики». Например, социальные практики понимаются как: 1) совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами; 2) мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер; 3) частные социальные институты [7]. Более конкретное определение социальной практики приведено в свободной энциклопедии Википедия. В данной энциклопедии социальная практика определяется как «вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействует на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам» [12].

Описывая технологию социального проектирования, С.М. Азаркина, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова определяют социальную практику как процесс освоения, отработки социальных навыков, а также познание не внешней, внутренней, скрытой сущности социальной действительности [14, с. 29]. Если социальная проба, по мнению авторов, является наиболее простым компонентом социального проектирования, в котором воспитанник получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия, то социальный проект – самый сложный тип социального проектирования, предполагающий осуществление нового, ранее не существовавшего, как минимум, в ближайшем окружении, социально значимого продукта. Социальная практика занимает центральное место в социальном проектировании.

Н.Ю. Перевозникова, описывая социальную практику как технологию реализации компетентностного образования в школе, понимает под ней активные гражданские действия детей и подростков, одновременно являющиеся и образовательными формами, и гражданскими акциями [9].

Итак, анализ научной и учебно-методической литературы позволил выявить следующие значения понятия «социальная практика» в педагогической науке:


ситуация – совокупность обстоятельств, условий, создающих социальные отношения;

деятельность – форма социальной активности;

процесс – определенная последовательность действий, носящих преобразующий социальный характер;

функция – вид деятельности, направленный на приобретение позитивного социального опыта, для получения навыков социальной компетентности и реального действия в обществе и др.

Принципиальное отличие рассмотренных определений состоит в ключевом слове – «ситуация», «деятельность», «процесс», «функция» и т.д. Общим же является явный преобразующий, социально значимый характер социальной практики, который отражает социальное взаимодействие человека.

Социальные практики могут быть разных типов. Это заметил еще Э. Гидденс, полагая, что «в ходе социализации происходит повторение индивидами социальных практик, что делает возможным их типизацию и научный анализ» [2]. М.П. Гурьянова различает социально-педагогические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-культурные, социально-трудовые социальные практики.

В нашем исследовании предлагается рассматривать социальную практику в качестве средства подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. Основываясь на позиции С.М. Азаркиной, Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой о том, что все элементы социального проектирования могут существовать как завершенные виды деятельности, дает нам основание рассматривать социальную практику как самостоятельную конечную деятельность. Разделяя точку зрения М.П. Гурьяновой к определению социальной практики как деятельности, а также идеи Э. Гидденса о социальной системе как воспроизводящейся социальной практике, которой присуще организованное социальное взаимодействие, мы пришли к следующему определению. Социальная практика, в контексте нашего исследования, означает социально значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем с целью получения опыта социального взаимодействия.

Использование социальной практики как компонента социального проектирования введено в ряде образовательных учреждений. Так, А.Н. Жаровой и Г.Д. Чамовских приведены примеры использования социальной практики на уроках в начальной школе. Авторами Н.А. Кривопаловой, Н.Ф. Логиновой, Н.Ю. Перевозниковой, С.Х. Самсоновой, Н.Н. Ушаковой и др. разработан ряд методик организации социальных практик как для подросткового, так и для старшего школьного возраста. Рассматривая социальную практику в подготовке студентов педагогических вузов, мы выделяем особо значимые работы, описывающие применение социальной практики в высшей школе. Так, например, О.Н. Маловой исследовался вопрос формирования гражданской компетентности студентов вуза средствами социального проектирования. Г.Н. Кудашов и О.В. Огороднова приводят пример организации социальной практики студенческой молодежи. В. А. Луковым и Я.В. Миневичем описано применение технологии социального проектирования для развития социальных умений студентов.

Как отмечают исследователи, вовлечение учащихся и студентов в социальную практику позволяет решить значимые в современных условиях задачи, такие, как формирование и развитие компетенции социального взаимодействия, социальной компетентности в целом.

Вместе с тем многие авторы полагают, что социальная практика может быть полезна при решении ряда других задач. В качестве примера отметим, что социальное проектирование помогает решать подростку основные задачи подросткового возраста – формирование своей Я-концепции и мировоззрения; установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых (С.М. Азаркина, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова).

Опыт проведения социальной практики в средних классах Н.Ю. Перевозниковой подтверждает, что социальная практика создает условия для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий учеников, формирование уникальных актов действия, таких, как «ответственность», «решение», «выбор», «понимание». Также социальная практика способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Многие авторы делают акцент на формировании представлений о будущей работе, выборе места обучения после школы, знакомстве с уровнем требований и спецификой обучения при организации социальной практики в старших классах. Для решения задач данного типа актуальной, по мнению М.П. Гурьяновой, является социально-профессиональная практика. Данный автор разводит понятия «социальная практика» и «социально-профессиональная практика». Под «социально-профессиональной практикой» понимается общественно полезная, трудовая деятельность, направленная на обеспечение профессиональной ориентации обучающихся и адаптации их в трудовом коллективе. Однако большинство ученых не проводят чёткой грани между упомянутыми видами практик и, как правило, называют их социальными. Н.Ф. Логинова и С.Х. Самсонова отмечают, что социальная практика способствует становлению гражданской позиции и личностному росту старшеклассников. Ученые подчеркивают, что введение и развитие такой формы работы студентов педагогических вузов, как социальная практика, объективно создаёт благоприятные условия для того, чтобы достигались разнообразные, актуальные в современных условиях цели: стимулирование социальной, творческой, учебной и научно-исследовательской активности; создание условий для повышения престижности педагогической профессии и ее специализаций в студенческой среде; создание благоприятных стартовых условий для личностного, профессионального и социального продвижения студентов и др.

Таким образом, в последнее десятилетие понятие «социальная практика» имеет также и педагогический смысл.

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.

Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005. – 525.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н. А. Ушаковой Н. Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2009. – 76 с.

Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Марджахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

Социальная практика // Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/

Школа взросления. – Библиотека культурно-образовательных инициатив. М.: Эврика, 2004. – 128 с.

Похожие статьи

Социальное проектирование как средство профессионального.

Поиск путей решения проблемы формирования готовности к самоопределению активно осуществляется педагогической наукой и практикой.

Социальнопедагогическое проектирование как технология.

Исследованы различные подходы к социальнопедагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных.

Социальное проектирование как средство формирования.

Социальное проектирование — замечательный способ научить подростков увидеть актуальные социально значимые проблемы, включиться впрактическую деятельность по их решению, сформировать социальные компетентности.

Контент-анализ понятия «социальная компетентность»

Социальная компетентность школьников: смыслы и практики. Социально-политический журнал.

Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия.

Роль практики в формировании профессионального.

Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников. Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой.

Социально-личностные предпосылки формирования.

Социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности будущего социального работника. Автор: Турчанинова Татьяна Витальевна. Рубрика: Педагогика.

Теоретические основы повышения социальной компетентности.

Социальное проектирование — самая эффективная форма развития социальной компетентности. В течение трёх последних лет учащимися класса реализовано 11 учебных проектов и около 20 проектов социальной направленности. В рамках реализации социально.

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной.

В последнее десятилетие в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и деидеологизация всех сфер общественной жизни.

Использование различных форм социальных практик в процессе.

Большинство исследователей предлагают использование социальных практик в контексте технологии социального проектирования (социальная проба, социальная практика, социальный проект).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *