что такое социальная коррекция
Социальная коррекция
В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. — сог-rectio) означает поправку, частичное исправление или изменение. Понятиекоррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.
Коррекция — процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов. ( Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г. Словарь основных терминов)
В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей.
Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления психофизических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.).Таким образом,социальная коррекция – это деятельность социального педагога, направленная на исправление тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме.
Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, будет направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в коррекционной работе с лицами, отбывшими срок наказания.
Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания способности видеть положительное во всем и опираться на него.
3.Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):
Педагогические методы:
1. Методы общественного влияния:
а) коррекция активно-волевых дефектов;
б) коррекция страхов;
в) метод игнорирования;
г) метод культуры здорового смеха;
д) коррекция навязчивых мыслей и действий;
е) коррекция бродяжничества;
2. Специальные или частнопедагогические методы:
а) коррекция недостатков поведения детей;
б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4.Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
Социальная коррекция и терапия
Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в миеросоциуме.
Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, будет направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в коррекционной работе с лицами, отбывшими срок наказания.
Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении. Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей. Т.о. можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.
«Процесс практического воздействия», т.е. процесс предполагающий изменение в лучшую сторону, или же как процесс лечения. Каким же образом можно лечить социальные болезни? Характер и содержание мер социально-экономического и организационно-воспитательного воздействия будут определяться спецификой социальных отношений или социальных действий и показателями социального диагноза. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки зрения права и морали методы и способы решения социальных проблем.
Решение социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, не его поведение, не его деятельность, на его психику. Это объясняет какую важную роль в арсенале социальной терапии играют методы психотерапевтического воздействия.
Психотерапия давно уже вышла за пределы клинического лечения. Она применяется в работе кабинетов семейных отношений и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.
Широко используют отдельные методы психического воздейтсвия в споре, на производстве, при подготовке различных экспедиций. Многие методы психического воздействия давно взяты на вооружение служителями религиозных культов, политиками, экономистами.
Психотерапия может осуществляться при непосредственном контакте психотерапевта с клиентом или опосредованно: с помощью звукозаписи, радио, телефона, телевидения, посредством печатного слова, произведений искусства, музыки, но как показывает опыт, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое слово и непосредственное общение.
Главное в работе психотерапевта не изготовление для клиента «психических протезов», а стремление раскрыть перед ним его резервные скрытые возможности. Это требует соблюдения, на наш взгляд, ряда важных условий, таких как:
— выбор психотерапевтических методов базируется на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;
— нет «хороших» и «плохих» методов психотерапевтии, они должны применяться своевременно, с учетом механизма, психики и диагностики заболевания, самостоятельно или в комбинации, сменяя, дополняя или усилия друг друга;
— психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;
— даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.
Существует множество классификаций методов психотерапии. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии.
Под методов понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме беседы с группой или в форме лекции.
Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие направления как психоаналитическое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистическое. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапию и др.
Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных в практике социальных служб методы.
Самовнушение тесно связано с такими понятиями как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, А.С. Ромен определяет самовнушение как «-волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации». Самовнушение может быть не произвольным и произвольным. В первом случае самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении. Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог И.Г. Шульц сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Это упорядоченное использование специальных упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний, для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к пониманию психического состояния других.
К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг, тренинг уверенности в себе и др., осуществляемый в группе. По мнению Рудестама К. «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение, группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это социальная сеть, в которой можно определить и практиковать соц. изменения.
Целью временных групп является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию.
Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели. По характеру можно выделить:
— семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родителями;
— групповую психотерапию в условиях совместной деятельности;
Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации.
Многообразие методов терапии определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности различных социальных служб.
1. Кондаршенко В.Т. Общая психология. Учебное пособие. Минск, 1997.
2. Рудестам К, Групповая психотерапия. Психокоррекицонные группы: теория и практика. Пер. с англ. М., 1990.
3. Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1994.
4. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997.
5. Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособия для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.
Реферат: Социальная коррекция и терапия
Название: Социальная коррекция и терапия Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 12:26:51 26 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 3558 Комментариев: 21 Оценило: 10 человек Средний балл: 4.9 Оценка: 5 Скачать |