что такое социальная коммуникация
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Выделение наук о коммуникации в самостоятельное направление принято относить к 1950-м, хотя первые публикации его основоположников Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Н. Винера и др. появились еще в 1940-х и даже 1930-х. Принято считать, что концепция коммуникации возникла в результате разочарования в идеалах демократии, оказавшихся неспособными предотвратить возникновение тоталитарных режимов, беспрецедентных по своей жестокости войн, массовых преступлений против человечности.
С конца 1960-х науки о К.С., сложившиеся первоначально из трех «фундаментальных» направлений, стали предметом интереса со стороны академических профессиональных сообществ и были обогащены многочисленными идеями. Среди них, в частности, следует отметить социологию массовой культуры, социологию массовой коммуникации, психосоциологию, политэкономию (критическую) коммуникации, прагматику, этнографию коммуникации, этнометодологию и социологию социальных взаимодействий, социологию техники и медиатизации, исследования социального потребления медиа и новых технологий информации и коммуникации, наконец, различные философские рефлексии. Информация и «продолжающая» ее коммуникация приобретают все большую стратегическую значимость, особенно в сфере управления, политического и экономического соперничества. Коммуникационные техники обновляют и порождают новые социальные технологии, а биржевая стоимость сектора коммуникации, равно как и сектора информационных товаров, организуемого все более и более на промышленной основе, постоянно возрастает на протяжении вот уже, по крайней мере, десятилетия. В течение полувека коммуникационная теория обогащается многочисленными разработками, однако ее конфигурация еще не сложилась окончательно и продолжает динамично развиваться. Можно ожидать, что происходящие изменения повлекут за собой новые теоретические результаты.
Социология: конспект лекций.
4. Социальная коммуникация.
Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.
В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:
1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;
3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.
Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:
1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);
3) как – способ передачи сообщения, канал;
4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;
5) зачем – с каким эффектом, эффективность.
Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:
1) поведенческий эффект;
2) оценочные (аксиологические) эффекты;
3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;
4) познавательный (когнитивный) эффект.
Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.
По характеру аудитории:
1) межличностная (индивидуализированная);
2) специализированная (групповая);
По источнику сообщения:
1) официальная (формальная);
По каналу передачи:
Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.
Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.
Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.
Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.
Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.
Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».
Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:
2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;
3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;
4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.
Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.
Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:
1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;
2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;
3) уровень тревожности индивидов.
В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:
1) индивидуальный уровень:
А) адаптация к среде;
Б) дезинтеграция индивида;
2) групповой уровень:
3) массовый уровень:
А) изменения общественного мнения и коллективного поведения.
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.
Понятие и содержание процесса социальной коммуникации
Социальная коммуникация – это наиважнейшая составляющая взаимодействия в социуме. В некоторых ситуациях контакт может установиться и без нее, но это бывает только в редких случаях.
Коммуникацией называют общение, при котором участники взаимно обмениваются информацией и ожидают от собеседника такой же открытости в ответ. Данный обмен данными может осуществляться двумя путями: в виде вербальной или, как ее еще называют, словесной формы и невербальной или бессловесной формы.
Невербальный тип коммуникации пришел к человечеству из самых древних времен, ведь он осуществляется с помощью не слов, а жестов и мимики, танцев, музыки, изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры. Ведь все предыдущие поколения людей именно таким способом поделились с человечеством своей информацией. Из различных найденных сооружений, храмов, дворцов, скульптур и картин ученые получают данные о жизни своих предков.
Главная задача коммуникационного процесса, как становится ясно из его определения, — это передача сообщения с информацией другому человеку. Процесс же раскрытия собственных размышлений и ощущений перед другим участником коммуникации в социологии называется сигналом.
Не всегда сигналом несет в себе сообщение или информацию. Если сигнал будет исходить от другого человека, но на незнакомом языке, то не произойдет процесс коммуникации или обмена данными. Если получаемая информация уже не актуальна или известна, но понятна, то это сигнал с сообщением, но без информации. Сигнал будет являться сообщением с информацией только, если данные еще не известны принимающему собеседнику.
Коммуникация является символическим процессом, а значит, нуждается в наличии определенного носителя – символа и знака. Символом или знаком называется объект, помогающий раскрыть смысл передаваемого сообщения. Это может быть слово, жест, поза, мимика, поведение, эмоция.
Основным средством для понимания и принятия получаемых данных является язык. Язык – одна из самых важных знаковых систем, способная отражать структуру социума, задавать специфические черты коммуникационному процессу.
Также одной из важнейших характеристик коммуникации считаются намерения собеседников оказать влияние друг на друга.
Этот процесс осуществляется при использовании специальных механизмов воздействия:
Убеждением называется целенаправленнное коммуникативное воздействие, характеризующееся логическим объяснением своей правоты и желанием получить у другого участника согласие.
Внушение – это коммуникативное воздействие, не требующее логического объяснения или оценки внушаемой точки зрения. Реализация воздействия происходит при помощи воздействий на эмоцию или чувство, влияющих на волю другого участника коммуникационного процесса.
Социальные коммуникации бывают трех типов:
Также специалисту выделяют еще один особенный тип – невербальную коммуникацию ритуального действия.
Каждый человек в течение своей жизни овладевает такими навыками, как коммуникация с самим собой, саморефлексия и межличностная коммуникация. Без таких знаний, индивид не сможет стать полноценной частью общества. Люди должны уметь не только чувствовать и думать, но и размышлять о собственных ощущениях и мыслях.
Собрание индивидов, которые взаимодействуют между собой, называются группой, а если такая группа обладает собственной иерархией и формализованной структурой, то она переходит в разряд формальных организаций.
Если говорить о коммуникационных процессах в уже сложенном обществе, то они происходят и ограничиваются в соответствии с принятыми в группе законами общения, формализованными правилами, конвенциями, нравами и привычками. Национальным языком и традициями.
Коммуникация считается основным фактором, определяющим тип и уровень организации социальной группы.
В соответствии со своим содержанием коммуникация также может классифицироваться по трем группам:
К новационным относят взаимодействия, которые могут сообщить какие-нибудь новые сведения. Ориентационной считается коммуникация, помогающая сориентироваться в собственной жизни, ценности вещей и информации. Стимуляционной же группой называют контакты, актуализирующие мотивацию.
Одной из основных черт социальной коммуникации является способность поставить себя на чужое место, предугадать его мысли, чувства, действия и сориентировать собственные. Зачатки таких навыков формируются в человеке с самого рождения при помощи врожденного биопсихического задатка в игре. Например, когда маленький ребенок играет с придуманными партнерами, он уже поочередно ставит себя то на чужое место, то на свое. А позднее малыш уже играет в группе с настоящими партнерами и оттачивает навыки предсказывания их поведения.
Социальная коммуникация является своеобразным инструментом социализации личности. Индивиды познают себя, когда контактируют с другими лицами. Они обмениваются представлениями о друг друге, познают свой внутренний мир и собственные возможности. Люди всегда стремятся к взаимодействию с другими и хотят заполучить результат этого коммуникационного процесса.
Начиная с двадцатого века, среди различных типов социальных коммуникаций начала преобладать массовая. Ведь именно в то время начали появляться и активно развиваться средства массовой информации. Все больше коммуникативных действия начали осуществляться при помощи телевидения, радио, рекламы, звукозаписи, а уже в будущем – компьютера и Интернета. Именно совокупность всех технических приспособлений, которые позволяют одному человеку обращаться к огромной аудитории, и называется массовой коммуникацией.
Изначально массовая коммуникация являлась лишь средством для снабжения многочисленного общества важной информацией, но со временем она превратилась в большую социальную проблему. Средства массовой коммуникации начали использоваться в сфере образования и политической пропаганде. Начали появляться опасения о том, что чрезмерное употребление средств коммуникации приведет вредным культурным и социальным последствиям. Для контроля данного процесса Соединенные Штаты Америки даже образовали отдельную отрасль в социологии, изучающую масс-медиа.
Учеными, работающими в новой отрасли, была создана особая квалификация аудиторий действия источников масс-медиа. Люди, получающие информацию из с помощью таких средств, как радио, телевидение и Интернет делятся на различные группы по таким признакам, как возраст, пол, профессиональная принадлежность и уровень материальной обеспеченности. В каждой из выделенных групп различаются данные о пользовании массовыми источниками и коммуникативных действиях.
Все сообщения, получаемые людьми от источников массовой информации, называются массовой культурой и являются символом современного общественного строя. Именно на массовую социальную коммуникацию теперь возложена ответственность за разрывы обычных, старых связей, за появление и развитие псевдокультуры, за «манипуляцию над сознанием», «отчуждение» и «подавление».
Никакие средства массовой коммуникации напрямую не влияют на общество, а действуют через определенные другие элементы. Невозможно найти прямое взаимодействие между сообщением, передаваемым источниками информации и действиями общества.
Один из инструментов масс-медиа, реклама, также оказывает большое влияние на современное общество. Она действует на поведение человека, формирует его стиль жизни, привлекает внимание к различным событиям. Реклама обращается к индивиду и умеет убеждать в необходимости купить какой-либо товар или услугу и является средством манипуляции над сознанием масс, а значит, большой проблемой для человека.
1.1. Понятия коммуникации и социальной коммуникации
Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Человек информационной эпохи живет в пространстве коммуникаций, которое соткано из образов, имиджей, сообщений, символов, мифов, стереотипов. Появился даже термин «человек информационный»; для него умение получать, обрабатывать и передавать информацию безотносительно к ее содержанию является основным ценностным ориентиром[3].
Коммуникация лежит в основе формирования не только человеческой идентичности с другими, но и самоидентичности. Коммуникация и диалог являются способами репрезентации человека, а сущностью диалога был всегда человеческий разговор, который предполагал «апогей саморождающегося внимания». Коммуникация – это и путь сообщения, и форма связи, и акт общения, и сообщение информации, в том числе сообщение информации с помощью технических средств[4].
Обыденное понимание коммуникации означает чаще всего «пути сообщения, дороги, средства связи мест». Психологи рассматривают коммуникацию как психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), как общение, установление и развитие контактов между людьми в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают социальный процесс, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию (общение) как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка. У современного читателя иронию или недоумение вызывает определение коммуникации, которое было дано в «Философском словаре», многократно переиздававшемся: это «категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива»[5].
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) означает:
1) путь сообщения (водная, воздушная, транспортная коммуникации);
2) форму информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);
3) акт общения, связь, взаимодействие между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании (реплика, взгляды, жесты, обращение, беседа, ссора, переговоры);
4) сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
5) массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям[6].
Наиболее широкая и универсальная дефиниция коммуникации, объясняющая ее сущность в живой природе (биокоммуникации), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации) – это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). Коммуникация происходит не только в социуме, но и в мире животных (коммуникации среди животных – это зоокоммуникации: язык дельфинов, брачные танцы животных и птиц), в созданных человеком технических устройствах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет)[7].
Научное понимание коммуникации многоаспектно, поскольку сложен и многогранен сам процесс коммуникации. Понятие «коммуникация» имеет много значений, которые отражают многоплановость подходов к нему. Оно коррелируется с такими понятиями, как связь между различными объектами (способы, средства и механизмы связи, т. е. каналы связи между объектами), пути и средства сообщения между пространственно разделенными объектами, как движение, как различные формы общения между людьми, как взаимодействие, как обмен сигналами между животными, как передача и обмен информацией между людьми, как информационное взаимодействие и даже как «субстанция идеальной природы, суть которой составляют информационные образования», информационные продукты деятельности[8].
В настоящее время термин «коммуникация» интерпретируется как: 1) средства связи любых объектов материального или духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация)[9]. По мнению Ф.И. Шаркова, первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств, второй – межличностных коммуникаций, третий – на проблемы воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений. Под коммуникацией в широком смысле он понимает и систему, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию»[10].
«Вебстеровский» словарь определяет коммуникацию в трех основных значениях: 1) как акт общения, совместного взаимодействия, связи субъектов взаимодействия; 2) как пути или средства связи, сообщения; 3) как собственно сообщение, послание[11].
Можно привести еще ряд определений коммуникации, но по существу в широком смысле коммуникация понимается как связь, движение, передача информации (сигналов и сообщений) в технических, биологических и социальных системах; в этом смысле существуют инженерно-транспортные коммуникации, био- и зоокоммуникации, а также различные уровни и виды социальной коммуникации. Таким образом, в самом широком смысле понятие коммуникации включает технические (инженерно-транспортные коммуникации), биологические (обмен сигналами между животными, связь растений с энергией солнца и с почвой) аспекты, а также социальные, социокультурные и психологические аспекты ее понимания (различные формы общения, ритуалы этикета, деловое совещание, презентация нового продукта, чувство симпатии, улыбка, рукопожатие, приказы в армии, манипулирование, интерпретация символов картин Иероима Босха или Уильяма Блейка). Универсальное понятие «коммуникации», включающее и техническое, и биологическое, и социальное ее понимание, соотносится с такими понятиями, как связь, движение, обмен информацией, информационное взаимодействие, контакт, общение, каналы связи между объектами, сообщение, информация, пути и средства сообщения, взаимодействие, символические посредники.
Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами живой и неживой природы. Транспортные коммуникации, телеграфная связь, охота львов, брачные игры животных, молитва верующих, песни, приветствия, улыбка, чтение газетных статей и книг, дуэль, учебная лекция, публичная презентация новой книги, просмотр фильмов, объяснение в любви, общение по мобильному телефону, съемка рекламного киноролика и его трансляция, ссоры и примирения, переговоры лидеров государств, электронная почта, создание социальных мифов, формирование имиджа политического лидера, государства или корпоративного имиджа, восприятие рекламного сообщения, создание бренда Одессы и оценка его экспертами и разными целевыми аудиториями – все это примеры различных коммуникаций.
Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «masscommunication») ввел американский социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) в 20-е гг. прошлого века в монографии «Социальный процесс», после чего начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации, или Human communication. Ч.Х. Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В широком понимании коммуникация «включает в себя выражение лица, позы и жесты, тон голоса, слова, письменные и печатные документы, железные дороги, телеграф, телефон и любые прочие достижения в области покорения пространства и времени»[12].
Английский ученый Колин Черри определяет социальную коммуникацию как «социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Коммуникация – это то, что связывает любой организм воедино»[13].
В широком смысле социальная коммуникация понимается «как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте». В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов». По мнению Д.П. Гавры, в качестве идеальной коммуникационной субстанции, движущейся в ходе коммуникационного взаимодействия от одного субъекта к другому, могут выступать информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов». Термины «коммуникация» (ед. число) и «коммуникации» (мн. число) имеют разное значение и обозначают разные феномены. Под коммуникацией (communication, ед. число) понимаются процессы человеческого общения, опосредованные субстанциями информационной природы. Человеческая коммуникация – понятие неисчисляемое. Правильнее говорить о средствах, видах, способах и участниках коммуникации. Под коммуникациями (communications, мн. число) понимаются прежде всего технические системы, обеспечивающие перемещение материальных предметов, вещества, энергии, информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и другие материальные носители энергии, информационных сигналов, которые можно подсчитать)[14].
По мнению В.П. Конецкой, стоявшей у истоков институционализации в России образования по специальности «Связи с общественностью», коммуникация – это «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных)». По сути, это понятие социокоммуникации. Понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения. Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации[15].
Автор одного из первых российских учебников по теории коммуникации профессор А.В. Соколов научную дефиницию социальной коммуникации определяет как «движение смыслов в социальном пространстве и времени», т. е. как «движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве»[16]. И.П. Яковлев рассматривает коммуникацию как информационную связь между объектами и субъектами. Под гуманитарно-социальной коммуникацией он понимает информационное взаимодействие между личностями, группами людей, организациями и средствами массовой информации[17]. Социальную коммуникацию он определяет как «социокультурное взаимодействие между людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях». Презентационные каналы коммуникации – это естественные каналы (жесты, мимика, голос); репрезентационные, искусственные каналы – книги, картины; электронно-механические носители – телефон, радио, телевидение[18]. С.В. Бориснёв определяет коммуникацию как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, которая занимает ведущее место в сфере социальных процессов[19].
Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) собственно коммуникативными интеракциями (взаимодействиями) считал «такие интеракции, в которых их участники согласовывают и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость», т. е. на истинность, правильность и правдивость[20].
Основатель кибернетики Норберт Винер (1884–1964) отождествлял понятия «коммуникация» и «управление». Он отмечал, что «понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и относящихся к нему средств связи, и в будущем развитию этих сигналов и средств связи, развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль». Н. Винер впервые объяснил значение механизма «обратной связи» в структуре и функционировании коммуникационных процессов сложноорганизованных систем, включая общество, организацию, организм[21]. Обратная связь – это реакция на получаемое сообщение: в технических системах она означает хорошее качество связи; в гуманитарных она предполагает запоминаемость (количество информации) и понятность (качество) получаемой информации; в массовых коммуникациях формой обратной связи являются звонки на радио, письма в редакцию, опросы, рейтинги[22].
Чтобы представить общую схему-модель социальной коммуникации, необходимо выделить основные ее элементы, без которых процесс коммуникации невозможен (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Модель социальной коммуникации
Коммуникатор-источник, адресант формирует и отправляет сообщение, закодированное в знаках. По мнению английского психолога Ф. Фэринга, коммуникатор – это лицо (или инстанция), намеренно производящее или контролирующее какую-либо целостность знаково-символического материала.
Код коммуникации определяет порядок, правила выбора, сочетания и расположения знаков самого сообщения (послания).
Каналы коммуникации – это материальные носители коммуникации (естественные каналы, например тембр голоса, и искусственные, т. е. созданные, например газеты, электронные каналы – радио, телевидение).
Сообщение передается по каналу и содержится в закодированном виде в форме социально (или индивидуально) значимой информации. Это конечное и упорядоченное множество знаков, выстроенных по определенным правилам орфографии, грамматики, синтаксиса, логики. Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов, изложенных в различных жанрах литературы, журналистики, паблик рилейшнз) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения.
Понятие «контекст» не менее важно, чем «текст». Контекст предполагает ту или иную организацию текста сообщения. Контекст указывает, в каком именно культурном пространстве репрезентируется (представлен) данный текст, как можно понять символы в конкретном социокультурном контексте. Так, в цветовом каноне VI в. белый цвет в Византии символизировал чистоту, отрешенность от мирского, божественное начало; черный цвет был знаком скорби; золото (как застывший солнечный свет) всегда означало богатство и власть[23].
Содержание сообщения часто называется его контентом (от англ. content – содержание). По мнению декана факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурского, одно из значений понятия контент – удовлетворение; сегодня, когда удовлетворяется потребность получить контент не через СМИ, а через поисковые системы Интернета или мобильную связь без посредников, появляется возможность создавать газеты без журналистов.
Адресат, реципиент, коммуникант получает и декодирует информацию.
Чем меньше барьеров (шумов, фильтров), препятствующих адекватному восприятию информации, тем эффективнее осуществляется процесс коммуникации.
Традиционными для исследователей коммуникаций и коммуникационных процессов являются следующие вопросы.
• Кто и кому передает информацию (источники и получатели)?
• Почему осуществляется коммуникация (функции, цели и намерения, или интенции отправителя сообщения)?
• Как происходит коммуникация (каналы, язык, коды, процессы кодирования, декодирования)?
• В чем состоит содержание коммуникации (контент, содержание сообщения и его смысл, знаки и значения)?
• Каковы последствия коммуникации (планируемые и (или) непланируемые эффекты, или результаты коммуникации: психологические факторы регулирования поведения реципиентов: изменилось или не изменилось сознание и (или) поведение получателей информации)?
Один из классиков теории коммуникации, американский инженер и математик, создатель информационной теории коммуникации Клод Шеннон (1916–2001) выделил три главных уровня исследования любой коммуникации:
1) уровень А: технический (канал коммуникации, избыточность сигналов информации, точность передаваемых знаков);
2) уровень B: семантический (адекватность в передаче и понимании соответствия знаков и значений сообщения);
3) уровень C: уровень эффективности (насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на сознание и (или) поведение в желаемом направлении)[24].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.