что такое сосулька для детей
Как растут сосульки и что такое наст.
Нина Михайлова
Как растут сосульки и что такое наст.
Хочу предложить вашему вниманию замечательные рассказы В. И. Морозова, которые помогают знакомить детей с некоторыми явлениями природы.
Как растут сосульки.
Март не зря называют непостоянным.
Днём пригреет солнце. Лужи на дорогах блестят, ручьи журчат, переливаются, взахлёб тараторит капель.
Ночью прихватит морозец. Скуёт лужи, перевьёт канатом ручей, наморозит сосульки.
Так вот ходишь, не замечаешь, а однажды утром увидишь водосточную трубу, обвешанную дымчатыми сосульками,и удивишься: «Как же так получилось?»
В полдень на солнцепёке жарко. Хоть загорай. Бежит, торопится капель, льются горючие слёзы зимы.
Растопит косой солнечный луч снежинку, превратит её в каплю. Катится капля по крыше и остывает. С крыши на сосульку и по сосульке вниз. Скатится на самый сосулькин нос, только бы оторваться и тукнуть в податливый снег, да не тут-то было.
Так растут сосульки в длину.
Ниже опускается солнце, слабее греют его лучи. Всё ленивее бегут капли. Всё выше замерзают они. Всё дальше и дальше от сосулькиного носа.
Так растут сосульки в толщину.
Ночь заледенит капельные звоны, схватит снег настом. Откроются дороги в самые дальние и глухие углы.
Утро встанет в морозной дымке. Но чуть пригреет, как снова начинает лопотать капель, снова начинают расти сосульки.
Только теперь уже наоборот. Сначала в толщину, потом в длину. А ближе к обеду и плакать начинают.
Так всю сосулькину жизнь. Утром и вечером растёт-толстеет, а в полдень плачет-худеет.
Чем длиннее дни, горячее солнце, тем дольше плачет капелью сосулька. Сильнее худеет, истончается.
Пока вся не исплачется.
Наст.
То ли дело по насту.
Этот плотный снег и есть наст.
Весело бежать по звонкому насту.
Ни грязи тебе, ни кочек болотных. Трава в ногах не путается. Всёпод снегом: и болота, и кочкарник, и бурелом-валежник. А сверху наст вроде паркета. Да такой прочный, что даже громадный лось не проваливается.
Отправляйся куда хочешь, но к обеду старайся всё-таки поближе к дороге оказаться.
Раскиснет снежная корка под горячими солнечными лучами, тут уж и шагу не ступишь. Впору плыть в глубоком снежном месиве.
Никакие лыжи не помогут.
Пользуются особенностями весеннего снега охотники и лесники. Рано утром уходят они всяк по своим делам. Охотники на поиск глухариных токовищ, лесники осмотреть, обойти дальние леса. Днём сидят они у костра и пьют ароматный смородиновый чай, загорают. Ночью, по морозцу, обратно домой приходят.
Работы из природного материала «Осенняя сказка» Хочу предложить вашему вниманию работы детей подготовительной группы «Осенняя сказка». Тогда мы их даже еще подписать не успели, просто.
Консультация «Как появляются сосульки?»
Наталья Сорокина
Консультация «Как появляются сосульки?»
Статья «Как появляются сосульки?».
Сорокина Н. А. воспитатель, г. Верхняя Салда, Свердловская область.
На своём жизненном пути, также как и дети, взрослые задают вопросы. Ответы на них взрослые находят быстро. А вот для ответа на детские вопросы взрослые затрачивают гораздо больше усилий, чем для ответа на взрослые вопросы. Ребёнок, порой, спрашивает и ждёт исчерпывающей по тем темам вопросов, на которые, прежде чем ответить, взрослым надо хорошо подумать.
В последнее время, при виде наростов льда на кровле домов и живописных на вид сосулек в декабре месяце, у меня появляется вопрос: «Почему зимой, а не весной начинается таяние снега с крыш?». Ведь в последние десятилетия прошлого столетия, на Урале, именно с таяния сосулек начинался плавный переход к весне. И свисание сосулек и капель с крыш символизировало только приход весны.
Часто ли мы задумываемся о том, почему образуются сосульки, которые мы видим зимой, свисающих с водостоков, козырьков?
Попробуем ответить на вопросы. Сосулька – это ледяной сталактит (реже – висячая наледь, который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т. д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды[5].
Снег начинает превращаться в лёд под влиянием двух факторов: природного и техногенного. К природному фактору относится глобальное потепление, означающее повышение средней температуры Мировых океанов и атмосферы Земли, и его прогнозируемое продолжение. Причины изменений климата могут быть такие как – вулканические выбросы, изменения солнечной активности (в том числе и изменения солнечной постоянной, изменения орбиты Земли[1].
К техногенному фактору относится увеличение концентрации парниковых газов, вызванное деятельностью человека, такие как вырубка лесов и сжигание ископаемого топлива. Эти результаты признаны национальными академиями наук всех крупных промышленно развитых стран. Определения состава воздуха показывают, что сейчас в атмосфере Земли углекислого газа стало на 25% больше, чем 200 лет назад. Может повторюсь, но это, безусловно, результат хозяйственной деятельности человека, а также вырубки лесов, зелёные листья которых поглощают углекислый газ [1].
Нам необходимо понять, как появляются сосульки – в мороз или оттепель[4].
Проблема образования наледи наиболее актуальна не холодной зимой, а в периоды оттепелей, когда температура переходит через 0° и вода от подтаявшего снега почти сразу же замерзает[2].
В среднем за зиму, по данным метеорологов, фиксируется около 70 переходов температуры через отметку 0°С. Именно эти изменения температуры в вечернее время, приводят к быстрому охлаждению воздуха, а значит, и водостоков. Тогда как массы снега на кровле, вместе с элементами самой кровли, могут некоторое время сохранять тепло [2]. Из-за этого нижний слой снега начинает таять и стекать к водоотводам.
Чем архитектура строения богата сложным дизайном кровли, тем больше шансов у талой воды замерзнуть на них в сосульки. При следующей оттепели такие ледяные наплывы удлиняются, и в результате происходит замерзание сосулек. Образовываются целые ледяные наросты и живописные на вид сосульки длиной в несколько метров и весом до сотни килограммов[4].
С наступлением весны снег начинает таять, так как солнечные лучи нагревают снег на крыше домов до температуры выше нуля. Ночные температуры повышаются, и появляется круглосуточная капель с ледяных наростов и сосулек. Реальную опасность для жизни людей создаёт срыв достаточно массивных ледовых масс [2].
Для прохожих падающие ледяные наросты представляет немалую опасность. Так что лишний раз стоит напомнить, что во время оттепели и в начале весны надо соблюдать особую осторожность – не подходить близко к домам и чаще глядеть наверх.
Одним из распространенных вопросов малышей является: как появляются сосульки? Наступит время, когда мир маленького ребёнка начнёт расширяться, и его будут волновать более серьёзные вопросы, ответы на которые должны быть подготовлены заранее.
Когда взрослые на вопрос ребёнка не могут быстро найти ответ, малыш начинает нервничать и понимать, что они тоже не всё знают. Поэтому, чтобы не теряться от вопросов юного почемучки, лучше сразу ознакомиться с самым распространённым вопросом,который задают большинство детей: «Как появляются сосульки?».
После ряда занятий, когда дети поймут что такое сосульки, тогда и нужно подвести их к разговору о том, что сосульки могут быть опасны для жизни.
Активно использую опыт работы своих коллег посредством интернета. Понравившийся материал использую при составлении занятий (приложения). В своей работе с воспитанниками использую загадки, стихи, рассказы про сосульки из интернет-ресурсов,например:
Стихотворения Шалаевой Г. «Не стойте под сосульками», «Не ешьте снег и сосульки».
Стихи Орловой А., Пригоцкой С., Овчинниковой Т. из «Сайта для мам и малышей».
Рассказ «О чём плачут сосульки» Лякишева М. А. и т. д.
Использую в своей деятельности просмотр мультфильмов и передач:
«Смешарики» (Азбука безопасности. Опасные сосульки).
«Дуда и Дада» (Зимние сокровища).
«Аркадий Паровозов спешит на помощь» (Почему опасно стоять под сосульками).
Передача «Шишкина школа» (Забота друзей. Сосулька).
Играем с воспитанниками в игру на развитие общей моторики «Сосулька», в дидактическую игру «Что сначала, что потом», «Правильно – неправильно»,в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Под сосулькой не играй, от сосульки убегай!». Составляем рассказы по картинке «Как Вася заболел». Рисуем на тему «Сосульки на крыше». В беседах на тему «Осторожно, сосульки» знакомлю детей с правила безопасного поведения на улице. Обучаю предвидеть опасность и формирую ответственное отношение к своему здоровью.
Ответ на вопрос ребёнка: «Как появляется сосулька?», должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям о сосульках. Именно какую опасность для жизни они представляют в период, когда температура поднимается выше ноля.
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Как появляются сосульки? Изучаем свойства снега и льда»
Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Как появляются сосульки? Изучаем свойства снега и льда»
Задачи:
• формирование представлений об изменениях в природе, об образовании сосулек, формирование любознательности;
• формирование представлений о свойствах снега и льда;
• формирование умения делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту;
Ход НОД
Воспитатель спрашивает ребят, какое сейчас время года.
Чем зима отличается от других времён года?
Воспитатель загадывает загадку о сосульке.
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз.
Воспитатель спрашивает ребят:
• Что такое сосулька?
• Где можно увидеть сосульку?
• Как это сосулька растёт вниз?
• Как получаются сосульки?
Воспитатель может использовать письмо от персонажа, например Незнайки. Незнайка пишет, что спешил в гости к ребятам, так как тоже хотел узнать, как получаются сосульки. Но по пути Незнайка нашёл сосульку и начал её сосать, ведь она же так и называется — «сосулька». В результате Незнайка заболел и не смог прийти к ребятам в гости на занятие. Он просит ребят узнать, как же получаются сосульки, и рассказать ему или написать в письме.
Воспитатель предлагает узнать, как получаются сосульки.
Воспитатель открывает видео и предлагает прослушать информацию «Как появляются сосульки?».
После работы с объектом воспитатель предлагает детям сделать вывод о том, почему же сосулька растёт вниз головой? (капельки воды на крыше, когда тают, стекают вниз и так замерзают). Из чего состоит сосулька (изо льда).
Воспитатель спрашивает ребят, почему заболел Незнайка? Можно ли есть сосульки?
Воспитатель проводит физкультминутку.
Шаловливые сосульки (руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте)
Сели на карниз. (присесть)
Шаловливые сосульки (встать, покрутить руками)
Посмотрели вниз. (посмотреть вниз из-под руки)
Посмотрели: чем заняться? (пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (руками соответствующие движения)
Две сосульки вниз смотрели (присесть)
И на солнышке звенели: (подняться, руки вверх)
Кап-кап, дзинь-дзинь. (в такт наклонять голову вправо — влево)
Воспитатель загадывает загадки о снеге и льде.
Вился, вился белый рой,
Сел на землю — стал горой.
Мороз на воду опустился,
И мир вокруг преобразился.
Там, где раньше всё текло,
Превратилось всё в стекло.
Воспитатель предлагает продолжить исследования и узнать некоторые свойства снега и льда.
Воспитатель предлагает выполнить опыты «Экспериментируем со снегом и льдом».
• Потрогай сначала снег, а потом лёд. Какие они? Опиши свои ощущения. Что останется на ладошке, если сжать и подержать снег и лёд на ладони? Сделай вывод. (Снег и лёд — это вода)
• Посмотри через льдинку и через комочек снега. Что ты видишь? Сделай вывод. (Лёд прозрачный, а снег — нет)
• Положи в один стаканчик с водой льдинку, а в другой немного снега. Понаблюдай, что происходит со снегом и льдом. Сделай вывод. (Снег тяжелее воды. Снег в воде тает быстро. Лёд легче воды. Он плавает на поверхности и тает медленнее)
Воспитатель вместе с детьми выполняет опыт. Воспитатель предлагает ребятам сделать выводы о свойствах снега и льда.
Воспитатель предлагает ребятам перечислить, что они сегодня узнали, и зарисовать результаты опытов. Также можно предложить нарисовать сосульки. Работу по изучению свойств снега и льда можно продолжить на прогулке.
Фотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт.
Конспект ООД по аппликации «Сосульки на крыше дома» в средней группе детского сада Виды деятельности: Познавательно – исследовательская, игровая, художественная. Программные задачи: вызвать у детей интерес к изображению.
Конспект ОД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект НОД «Звенит капель. Сосульки» для детей 5–6 лет
Севастьянова Виктория
Конспект НОД «Звенит капель. Сосульки» для детей 5–6 лет
«Сосульки».
Звенит капель.
Цель: расширить и уточнить представление детей о природном явлении «сосулька».
Учить устанавливать причинно-следственные связи между весенними природными явлениями; закрепить представление о свойствах льда.
Продолжать развивать у детей чувство формы через умение лепить предметы в форме конуса, умение самостоятельно сочетать разные приёмы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать и т. д.
Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление на что похоже, художественно – творческие способности, свободное общение со взрослыми и детьми.
Обогащать речь детей новыми словами «карниз», «капель».
Воспитывать интерес к природным явлениям и передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Приоритетные образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная (лепка).
Материал и оборудование: Ведерко с сосулькой, игрушка Степашка, модели «Сосулька с капельками», модель «Домик», мультимедийная презентация «Сосульки», пластилин, доски.
Дети входят в группу. Воспитатель встречает их. В руках у воспитателя игрушка Степашка и ведерко с сосульками. Степашка здоровается с ребятами.
Степашка: Ребята, я ходил в гости к Каркуше и на обратном пути нашел странный предмет (показ сосульки). Вы не знаете что это такое?
Дети сообщают Степашке, что это сосулька.
Степашка: Сосулька! Ой, а что её значит можно сосать?
Дети с воспитателям сообщают, что сосульку нельзя сосать, она холодная, можно заболеть (заболит горло, можно закашлять, появиться температура и т. д)
Степашка: А что же это тогда такое?
Воспитатель предлагает детям показать и рассказать Степашке, что такое сосулька, как она образуется (детям предлагается сесть на коврик).
Работа с моделью «Образование сосульки»(Рис. 1.)
Воспитатель вместе с детьми рассказывает и показывает на модели сосульки:
Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке (воспитатель всё демонстрирует на модели). Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.
Дети с воспитателем делают вывод, что сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед. Сообщают Степашке.
Опыт: «Лед – твердая вода»
Воспитатель предлагает детям положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять. В процессе опыта дети закрепляют понятие, что лед хрупкий и тонкий, прозрачный, скользкий.
Дети с воспитателем делают вывод, что сосульки вырастают в морозную погоду. Но, как только пригреет солнышко, снег начинает таять и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Образуются сосульки на солнечной стороне.
Воспитатель: А где можно увидеть сосульки?
Продуктивная деятельность по лепке.
Воспитатель: А давайте, ребята, мы вылепим их и прилепим на карниз домика (выставляется модель домика, покажем, Степашке как они свисают и какие бывают разные.
Дети на отдельном столе подбирают самостоятельно пластилин (разного цвета: синий, голубой, белый, сиреневый) и садятся за столы, кто с кем хочет.
Самостоятельное выполнение детьми. Включается слайд №1 с изображением сосулек и капелью, музыка со звуком капели (Чайковский «Времена года. «Весна»).
Готовые сосульки дети прилепляют на крышу модели домика. Воспитатель обращает внимание Степашки и детей на то, какие разные получились сосульки: разного цвета и размера.
Далее воспитатель читает стихотворение Г. Лагзынь «Сосульки»: (Включаются слайды № 2,3,4).
Ты взгляни: увидишь снизу
Сто соселек по карнизу,
Каплет с крыш на воротник,
Под окно и на крылечко
Вот как о сосульках говорит в своём стихотворении поэт Г. Лазгынь. Словарная работа «Капель – это падение капель оттаявшего во время оттепели снега с крыш и деревьев».
«Хорошо»: талая вода, используется для полива комнатных растений; ледяные сосульки можно использовать для игры, можно любоваться сосульками, когда они сверкают на солнышке.
«Плохо»: там где лежат сосульки можно поскользнуться; если лизать сосульки, то можно заболеть; сосульки могут упасть на голову и человек получит травму.
Включаются слайды № 5, 6, 7,8,9,10. С помощью игры дети подходят к выводу, что сосульки не только красивое явление природы, но еще и опасное, так как весной ходить под крышами домов опасно, сосульки могут упасть на голову и человек от этого получит травму. Вспоминают правила, что нужно делать, что бы этого не случилось. (не ходить под крышей зданий, обращать внимание на табличку «Осторожно, сосульки!» и на ограждение красной лентой «опасных мест»).
Задание для совместной деятельности детей и родителей.
Воспитатель: Да это очень опасно, поэтому в нашем городе есть специальные службы, которые с помощью техники их сбивают. (Включаются слайды № 11,12. Но к сожалению они не всегда могут проследить, на какой улице с крыш свисают опасные сосульки, поэтому вы во время прогулки с мамой или с папой сфотографируйте дом со свисающими сосульками, и пусть родители поместят в интернет, что бы наши власти обратили на это внимание и направили туда службы для их сбивания.
— Что нового вы сегодня узнали?
— А что понравилось больше всего?
— Как вы думаете, почему нам удалось справиться с поставленной задачей, помочь Степашке?
(Ответы детей).
-Спасибо за работу. Вы были очень внимательными, много потрудились, интересного рассказали, каждый из вас старался помочь Степашке.
Степашка благодарит детей, обещает все полученные знания донести до Каркуши и Фили.
Конспект НОД для детей 5–6 лет с ОВЗ «Удивительный мир цветных капель» Конспект НОД для детей 5-6 лет с ОВЗ «Удивительный мир цветных капель» Цель – развивать способность к эмоционально-волевой регуляции, творческого.
Мероприятие «Звенит капель в весенний день — мы маму поздравляем» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» г. Аркадак «Звенит капель в весенний день.
Беседа для детей средней группы «Весна. Осторожно, тонкий лед! Сосульки!» Беседа на тему: «Весна. Осторожно, тонкий лёд! Сосульки!» Цель: закрепить у детей представления о весне, как времени года и её основных.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе по теме «Весна». Аппликация «Сосульки» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в 1 младшей группе по теме Весна «Сосульки» (аппликация) Воспитатель МБДОУ ДС №4 г.
Конспект НОД по рисованию гуашью во второй младшей группе «Весенние сосульки, блестящие стекляшки» Цель: Закрепить технику рисования прямых линий сверху вниз и легких тычков. Задачи: Закрепить признаки наступления весны,активизировать.
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Спешит весна, звенит капель» во второй младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы на 12.03–16.03 марта во 2 младшей группе Тема: «Спешит весна, звенит капель» Цель: Расширять.
Презентация проекта «Звенит капель в весенний день» Дать детям представление о времени года «весна»; Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям; Создавать.