что такое соразмерность в композиции
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОПЕРИРУЕТ
Выразительные средства композиции: точка, пятно, линия, тон, цвет, фактура, текстура. Все они являются в то же время элементами композиции, которые могут приобретать более сложные формы, превращаться в различные системы и мотивы.
✔️ ТОЧКА ЛИНИЯ ПЯТНО
• Изобразительная форма начинается с точки.
Точка (в изображении) – предельно минимальная фигура на плоскости, атомарный графический элемент. В зависимости от акцентировки точка может быть жирной, либо едва заметной, в связи с неопределённостью фигуры – крупной или мелкой. Увеличение точки в масштабе приводит к образованию пятна (т.е. к конкретизации фигуры изображения).
Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.
Закон предполагает пятна/мотивы трех размеров: большого, среднего и малого, которые выражают все многообразие природных величин/образований.
Можно выделить три основные операции преобразования форм:
• деформация (от лат. deformatio – искажение) – искажение формы, выраженное во внешнем видоизменении ее частей (растяжение, сжатие, изгиб, кручение и т.п.);
• модернизация (от фр. moderne — современный) – обновление, усовершенствование формы, обогащение её деталями;
• трансформация (от лат. transformo – преобразую) – сущностное преобразование целостной структуры изображения, переход из одной изобразительной системы в другую.
Основные приёмы комбинаторики элементов/мотивов, построения новых комбинаций заданных фигур: наложение; пересечение; сдвижка; удаление, сближение, пауза; группировка.
• Взаимодействие фигур в наложении приводит к образованию общих зон, контрастных по тону к
свободным участкам этих фигур. В случае пересечения одна фигура может полностью перекрывать другую, образуя разные пространственные планы (перекрывание), либо врезаться в другую, рассекая её форму в месте пересечения (врезка).
• Если отдельные элементы/мотивы примыкают друг к другу, то они собираются в цельную массу с единым очертанием пятна.
• Сдвижка связана с процессом децентрации элементов. При сдвижке объект и его полное либо или
частичное повторение (дублирующий образ) могут накладываться друг на друга, варьироваться в условном пространстве, что способствует передаче ощущения динамики. Как правило, сдвижка производится с помощью использования приёмов симметрии (параллельный перенос, гомотетия, поворот и т.д.). Аналогично – сдвижка частей фигуры по оси симметрии, либо иной линии пересечения приводит к образованию новой пластической конфигурации и замене статического равновесия элементов формы динамическим.
• Удаление и сближение элементов – приёмы их ритмической организации. Паузы (пустоты) – расстояния, образованные между ритмическими элементами.
Различные группировки элементов создаются как на основе пространственной близости, так и по др. признакам (форма, размер, тон, динамика и т.д.)
Композиции бывают:
• Линейные;
• Пятновые;
• Линейно-пятновые.
• Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно
связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью.
Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по
светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным.
Цветовую композицию можно определить как равновесие различных по форме, цвету и интенсивности масс.
Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс.
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета:
насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким
образом, только с помощью цвета можно передавать пространство.
Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя
обойти) средством композиции.
Цвет – это средство, которое вызывает у зрителя эмоциональные ощущения, через цвет можно передать эмоциональное состояние, настроение.
Чтобы создать уравновешенную в цветовом отношении композицию необходимо придерживаться следующих правил:
1. Использовать небольшое количество цветов. В формальной композиции доминировать может один, два, реже, три цвета. Использование в композиции множества цветов и цветовых
оттенков ведет к нарушению равновесия и цветовому хаосу.
2. Чтобы выделить композиционный центр, необходимо использовать цвета, которые не встречаются в других частях композиции.
3. Необходимо четко определить вид цветовой гармонии.
Гармонические цветовые сочетания можно разделить на контрастные и нюансные. Контраст может быть хроматическим и светлотным.
Нюансные гармонии могут строиться на основе цветов одного цвета, но разного оттенка, из цветов разного тона, но расположенных близко в цветовом круге. Также нюансные ряды могут строиться на сочетании ахроматических цветов или хроматических и ахроматических.
Гармонические цветовые сочетания можно построить на основе:
— сочетания ахроматических тонов (белых, черных и серых);
— сочетания однотоновых (монохромных) цветов, их также можно дополнять ахроматическими цветами;
— сочетания родственных цветов (цветов одной четверти цветового круга);
— сочетания родственно-контрастных цветов;
— сочетания контрастных или дополнительных цветов.
С помощью ахроматических тонов возможно создание изысканных и строгих композиций. Монохромные сочетания являются самым простым видом цветовой гармонии. Сочетания родственных цветов дают спокойную и выдержанную гамму. В композициях, построенных на сочетании контрастных и дополнительных цветов, важно найти пропорциональные отношения цветовых пятен, так, чтобы дополнительные цвета не были взяты в одинаковых количествах, иначе композиция распадётся на
части. Соотношение масс контрастных цветов (светлых и темных, холодных и теплых) чаще приближается к пропорциям золотого сечения.
Ритмическая организация цветовых пятен также является очень важным средством в композиции.
✔️ ФАКТУРА ТЕКСТУРА
Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно — как она отражает или поглощает свет, а также осязательно — проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.
• Текстура – характеризует внутреннее строение формы.
Текстура имеет поистине безграничное разнообразие, во многих случаях именно текстура создает
эстетическую особенность произведения.
✔️ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Цикл лекций о дизайне аквариума
В визуальной композиции под ритмом понимают многократное повторение похожих, «рифмующихся» объектов в определенном, выразительном порядке.
Но полное отсутствие или недостаток повторяющихся элементов создает беспорядочность или, наоборот, картину «очень одинокий петух».
Об этом необходимо помнить еще при подборе материалов оформления.
С одной стороны, фантазии оформителя должно хватать для того чтобы найти средства выражения своей идеи. Но не переусердствуйте с разнообразием, обязательно возьмите несколько похожих по форме, но немного разных по размеру растений, камней, или кораллов…
«Соразмерностью или «пропорциональностью» называется правильное, по количеству и величине, отношение составных частей к целому, деталей — к основной идее, побочных объектов — к главному. При излишнем обилии второстепенных предметов они не только мешают друг другу и обоюдно умаляют собственное значение, но вредят и тому объекту, которому они по-настоящему, служат только аксессуарными принадлежностям ми. В противоположность к загромождению, недочет в аксессуарах вызывает ощущение бедности, пробела. Чувство мерь дано, к сожалению, слишком немногим — даже далеко не каждому художнику; для полной оценки гармонической простоты — крайнего выражения искусства — требуется аристократическим вкус, тогда как природное влечение мещанства, т. е. громадного большинства, тяготеет к вычурности и переполнению, ради хвастливого чванства. С садами вдобавок поминутно повторяется вечная история лягушки, пыжащейся донельзя, чтобы помериться с волом: крошечные палисадники насильно лезут в сравнение с первостатейными садами, жиденькие лесочки копируют парки, игрушечные дачки наряжаются виллами во вкусе классического Рима или эпохи Ренессанса Эффект, достигаемый при таких условиях, всегда комичен; а между тем, при наличности меры, та же дача, тот же лесок, тот же миниатюрные садик могли бы стать уютным, прекрасным уголком. »
Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши детали изделия, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.
Эти два квадрата пропорциональны и соразмерны друг другу. Соотнощение их сторон 1:1,618, что соответствует золотому сечению.
Здесь б о льший объект «давит» на меньший, делает его совсем незаметным, даже несмотря на яркий тоновой контраст.
Две коряги очень разного масштаба также не будут сочетаться в одном аквариуме.
Самая очевидная, но, тем не менее, очень распространенная ошибка масштабирования встречается при оформлении аквариумов с декорациями типа затонувших кораблей и замков. Упорное повторение этой ошибки привело к тому, что эти предметы оформления аквариумов незаслуженно приобрели дурную славу. Мол, ни один уважающий себя аквариумист никогда не допустит, чтобы в его аквариуме появились керамические игрушки. Конечно, если портик оказывается вдруг среди неподходящих к нему по масштабу коряг и растений, выглядит это нелепо.
Если Вы уж выбрали темой оформления затонувший корабль, будьте верной этой идее. Представьте себе, как корабль тонул, падал на дно и разваливался, и как кораллы и песок заносили его много-много лет. А потом Вы с аквалангом плыли и случайно нашли его. И сразу отпадет желание положить раковину размером в пол-корабля. И все остальные декорации будет проще подбирать в масштабе к создаваемой сцене.
ДЗ по итогам темы «Композиция».
Возьмите ножницы, цветную бумагу и белый лист А4. Из цветной бумаги вырежьте 10-15 геометрических фигур разного размера, формы и цвета. Составьте абстрактную гармоничную композицию на белом фоне. Подсказка: это получится не с первого раза. Складывайте, разбирайте, складывайте снова. Когда почувствуете, что композиция стала целостной и законченной – наклейте цветной кусочки бумаги на лист.
Пропорции и пропорционирование как средство объемно-пластической композиции.
Размерные отношения элементов формы изделий являются той основой, на которой строится вся композиция. Поэтому пропорции являются одним из наиболее важных средств композиции. Исследованием пропорций занимались ученые, зодчие и художники с давних времен, так как это средство композиции при умелом его использовании дает непосредственный эффект гармонизации. Пропорционированием в совершенстве владели древние зодчие и мастера-ремесленники.
Современная техника значительно изменилась, поэтому использовать давно сложившиеся приемы и методы пропорционировашш в настоящее время далеко не всегда возможно. Сегодня необходимо творческое осмысление пропорций в технике, особенно при проектировании сложных объемно-пространственных структур.
С пропорциями связаны такие важнейшие закономерности, как усиление динамичности или статичности формы, увеличение ее зрительной устойчивости. Пропорции могут строиться на контрасте или нюансе соотносимых величин, развивать ритм или метрический повтор, в известной мере определять характер формы. Особенности пропорционирования зависят еще от тех дополнительных средств (тоновой контраст, светотеневая структура и т. д.), которые будут использованы для того, чтобы усилить взаимодействие закономерности.
Пропорциональность
Без пропорций немыслимы процесс гармонизации композиции и решение идейно-образных задач. Вольно или невольно, интуитивно или с помощью математических расчетов и геометрических построений художник, создавая композицию, оперирует теми или иными отношениями элементов композиции между собой и с целым.
Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши детали изделия, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорционирование следует рассматривать как творческий процесс, поэтому каждое сооружение, каждое промышленное изделие представляет целую систему размерных отношений, определяющую функциональное назначение предмета.. Пропорция учитывает конкретные условия, место и назначение предмета. В предметном мире, как и в мире природы, все должно быть взаимосвязано пропорциями.
Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.
Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.
Было установлено, что существует много различных математических соотношений, рациональных и иррациональных, которые были положены в основу пропорций самых замечательных памятников.
К наиболее бесспорным относится «золотое сечение». Если выстроить ряд золотого сечения, то соотношение одного отрезка к другому будет иметь постоянную величину. Если взять отрезок за единицу и разделить его в золотом сечении, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382, и эту операцию (деля меньший отрезок в том же отношении) можно повторять, получая при этом ряд золотого сечения.
Практически чаще всего применяется приближенное «золотое сечение», исследованное в XII веке известным итальянским математиком Леонардо из Пизы, прозванным Фибоначчи, которое и названо в честь автора. Это такие соотношения, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13; 13 : 21 и т. д. В этом ряду, начиная с пяти 5 : 8, 8 : 13, 13 : 21 и далее, все отношения будут очень близки к пропорциям золотого сечения, причем чем дальше, тем они будут точнее.
В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины. Мы ощущаем пропорции шкафа или холодильника, соизмеряя их высоту и ширину, величину эмблемы и дверцы. Мы ощущаем величину всего предмета по отношению к среде, в которой он находится, например высоту светильника к высоте стены.
В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Эта основа обусловлена назначением предмета, технологией его изготовления и проч.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1878 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Композиция. Соразмерность, центр, контрасты
Основные законы композиции. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.
Практическая работа. Зарисовка с таблиц основных схем композиционного построения. По заданному элементу построить орнамент, применяя принципы симметричного построения.
В самом начале занятия, приступая к разговору о композиции, следует обратить внимание учащихся на то, что все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии в произведении. Уместно напомнить о том, что композиция (от лат. compositio — расположение, составление, сложение) — это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым.
Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью частей композиции. Например, композиция городецких резных донцев с инкрустацией и раскраской отличается стилевым единством, несмотря на то что выполнены они в разных техниках с применением разных материалов. Стилевое единство присуще и городецкой росписи по дереву: птицы и животные выполняются тем же способом, что и растительные формы,— в свободной кистевой манере письма. Все растительные мотивы в работах хохломских мастеров решаются одинаково, без тональной разделки; ни в одном произведении хохломского художника мы не встретим тонального перехода цвета. Рассказ о композиции лучше сопровождать показом диафильмов, слайдов с наиболее характерными композиционными решениями.
Не менее важным условием достижения гармонии в композиции является создание впечатления цельности путем композиционно оправданного ограничения общей формы, количественной соразмерностью частей. Часть в данном случае — это орнамент на плоскости. Основным законом композиции является выделение главного, композиционного центра в работе. Подчиненные этому центру детали могут также иметь свой центр, не менее выразительный, чем главный, но не приковывать внимание. Эта искусственно созданная соподчиненность деталей и выделенный центр композиции усилят внутреннюю связь элементов и общую выразительность.
Следует обратить внимание кружковцев на то, что главное в композиции можно выделить не только рисунком, но и цветом. К одному из распространенных средств выделения композиционного центра можно отнести явление контраста, которое было изучено ребятами ранее.
Сочетание темного и светлого создает контраст в произведении. Можно привести такой пример: в орнаменте, решенном на сочетаниях родственных цветов, главный композиционный центр может быть обозначен более темной разработкой основных элементов росписи. Прием контраста часто и охотно используют художники городецкого промысла: в их композициях четкие черные силуэты коней резко выделяются на контрастном светло-золотистом фоне. Однако такой способ выделения главного композиционного центра не всегда доступен начинающему художнику.
Можно облегчить задачу, стоящую перед ребятами, и подсказать им более простой способ нахождения центра в композиции. Часто в работах с закругленной формой главный композиционный центр располагается на пересечении радиальных линий. В изделии квадратной формы центр композиций также расположен в центре. Эти решения можно считать классическими вариантами расположения центра в композиции. В работах прямоугольной формы центр может быть расположен как в верхней, так и в нижней части. Наиболее простое решение для прямоугольных форм — совмещение центра композиции с центром плоскости. Из всего сказанного и увиденного ребята должны уяснить, что композиционный центр нельзя воспринимать только как геометрическое понятие. Композиционный центр в отличие от геометрического центра, расположенного в центре любого предмета, может быть помещен как в центре произведения, так и в другой любой его части.
Основы композиции в дизайне
Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиционный и геометрический центр.
Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.
Способы выделения композиционного центра.
Динамика и статика.
Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.
Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.
Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.
С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.
В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.
Метр и ритм.
В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.
Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.
Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.
Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.
Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.
Перспективное сокращение.
Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.
Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.
Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.
Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.
Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).
В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.
Спасибо за внимание!
От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.
Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.