что такое сопрано в голосе
Разновидности высоких женских голосов и лучшие его обладательницы
Существует много вокальных женских диапазонов в музыке, но в этом материале разберем особенности одного, самого высокого, – сопрано, и все виды женских высоких типов голоса. Типичный диапазон – от ноты A ниже среднего C (A3) до ноты F или G на 2 октавы выше (F6 или G6), что составляет диапазон от 2 плюс 3 октавы. Конечно, это приблизительное измерение. Сопрано имеет яркий тон, сильный головной голос, но относительно слабый средний.
Сопрано
Драматическое сопрано
Тип оперного голоса по системе Фаха, характеризующийся широким диапазоном. Это очень высокий женский голос, обладающий богатым качеством и выносливостью, сильным эмоциональным объемом, хотя и с ограниченной подвижностью.
Обычный диапазон – от E3 до D6. Тесситура, место, где голос певицы звучит наиболее качественно и удобно, находится ниже, чем у других вариаций сопрано.
Вершиной этого типа является «вагнеровское сопрано»: регистры исполнительницы идеально сбалансированы, а голос полный и плотный, слышимый в смешанном хоре из 80-100 человек.
Подтип голоса со временем меняется, и тембры голоса у женщин 40 лет будет отличаться от имеющегося у молодой девушки. Переход к драматическому сопрано обычно происходит после 30 лет. Певицы могут испытывать множество вокальных проблем: трудности с корректировкой техники, проблемы с дыханием и опорой, вибрато и выносливостью, потеря музыкальности.
Лирическое сопрано
Лирический и чистый голос представляет собой наиболее распространенное сопрано и один из самых ярких вокальных инструментов в опере. Обладает всеми характеристиками сопрано с дополнительными качествами. Имеет колоратуру, то есть способность достигать чрезвычайно высоких нот с силой и ясностью.
Диапазон колеблется от средней C4 до высокой C6. Но часто исполнителям доступны ноты, превышающие эти параметры. Например, легкие лирические сопрано могут петь последовательно в высокой тесситуре до нот, включая C#6, D6 и даже Eb6. Полное лирическое сопрано поет как на низком Bb3, так на высоком C6.
Однако стандартная тесситура остается глубоко укоренившейся в средней и нижней частях верхнего регистра.
Колоратурное сопрано
Певица с колоратурным сопрано поет на высшем уровне человеческого вокального диапазона. Колоратуры обладают большой гибкостью, что позволяет исполнять сложные отрывки ловкостью и легкостью. Эта классификация женских голосов используются для оперных певцов.
Хотя все колоратуры обладают вокальной подвижностью, существует спектр их диапазона и точных тональных характеристик. Таким образом, есть деление на лирические и драматические женские певческие голоса, а также на три подкатегории – спинто, леггеро и сфогато. Самый распространенный диапазон достигает – от C4 до B3. Верхний обычно составляет около F6.
Часто граница между типами колоратурного сопрано довольно размыта.
Некоторые исполнители, особенно леггеро и спинто, могут с легкостью переключаться с лирических ролей на драматические.
Лирико-драматическое сопрано
Спинто-сопрано – подтип, наиболее близкий к границам, отделяющим лирическое сопрано от драматического (спинто). Это гибридный голос, который источает как свежий лирический звук, так драматические кульминации с пульсирующим вибрато и сквилло, расширяясь с большим весом и силой. Может иметь темный тембр. Один из величайших примеров именно этой подкатегории – испанка Монсеррат Кабалье.
Спинто-сопрано имеет диапазон примерно от среднего C (C4) до высокого D (D6).
Лирико-колоратурное сопрано
Обычно номинальный диапазон любого сопрано составляет D4-A5, с крайними значениями A3-F6. Лирическое колоратурное сопрано будет способствовать более широкому распространению в этих диапазонах. Стандартно такой исполнитель может захватить ноты примерно от D4 до C6.
Наиболее сильно и широко голос раскроется в зоне G4-G5. Певцам может не хватать богатства и резонанса голоса, которые имеют драматические сопрано.
Женщины с высокими голосами
Анна Нетребко
Нетребко олицетворяет гибридный тип лирико-спинто, который немного менее драматичен, чем чистый спинто, но более темный, чем лирическое сопрано по текстуре и вокальной массе. Анна умеет разбавлять темные оттенки своего голоса и излучать кокетливое ликование легким и чистым лиризмом, подчеркнутым ярким високим B5. Обратной стороной этого является ее способность петь с более сильным звуком, плотным средним голосом и мощным верхним регистром.
Нетребко может проецировать полный звук, не теряя лирического блеска голоса, но все же его можно услышать при более крупной оркестровке.
Одной из слабых сторон певицы является отсутствие глубокого, полностью поддерживаемого грудного голоса, для чего требуется расширение контральто и металлический драматический верхний регистр сопрано. Хотя Анна Нетребко может петь на высокой тесситуре, ее ловкость не является первоклассной.
Светлана Феодулова
Светлана Феодулова – уникальное явление в современном оперном мире. Ее голос не имеет аналогов нигде – такое сильное и звучное колоратурное сопрано на планете есть только у одного человека. Сегодня Светлана – обладательница самого высокого женского голоса в мире, что сертифицировано Книгой рекордов России и Книгой рекордов Гиннеса.
Уникальная колоратура и великолепная техника в сочетании с особым стилем исполнения и личной харизмой сделали Светлану Феодулову одной из самых популярных русских певиц.
Има Сумак
Перуанская певица Има Сумак была известна своим экстремальным диапазоном – от D2, почти на две октавы ниже среднего C, до C7, на три октавы выше него. Большая часть ее репертуара из области экзотики, как и постоянный тяжелый грим с тщательно продуманными костюмами, а необычный вокальный стиль может не всем прийтись по вкусу.
Ядро голоса – настоящий альт, который мог охватывать глубины низких частот, что относительно редко встречается среди женщин. С помощью манипуляций и обучения Има смогла расширить свой и так высокий уровень до C7, чему не было аналогов в прошлом. Часть этого голоса не очень красива и даже не полезна для исполнителя, за исключением некоторых звуковых эффектов, таких как щебетание птиц.
Рене Флеминг
Из всех современных лирических сопрано Флеминг наиболее достойна стать преемницей великого лирического искусства Элизабет Шварцкопф. Один из самых великолепных голосов, когда-либо существовавших в опере, наделенный великолепным однородным тоном, который легко проникает во все три регистра, одинаково способный к эфирным высоким нотам и глубоким, чувственным низким нотам меццо. Ее огромный диапазон (от низкого F3 до высокого G6) позволил Рене интерпретировать некоторые из самых виртуозных ролей в лирическом репертуаре.
Ее врожденные вокальные данные также позволили продвинуться в сложном репертуаре – в среде бельканто. Флеминг проявляет освежающую многогранность и музыкальное восприятие, особенно в формировании мелодии и утонченности лирической вокальной линии, что позволяет ее искусству постоянно развиваться и открывать новые грани ее пения.
Однако главным наследием Флеминг всегда будет красота ее вокального инструмента, которая даже сейчас остается чудесным образом сохраненной.
Джорджия Браун
Вы задумывались, каким может быть голос, вокальный диапазон которого составляет восемь октав? У Джорджии Браун он ранжируется от G2 до G10, что было подтверждено в музыкальной школе Aqui Jazz Atelier в Сан-Паулу, Бразилия.
Самая высокая нота, которую взяла певица, G10, – это технически не музыкальная нота, а частота, которая, согласно «научной нотации высоты звука», составляет 25 088 Гц. Полный диапазон был проверен музыкальными экспертами с использованием фортепиано, скрипки и органа.
Исполнительница с легкостью может петь мужские и женские партии, хоть баритоном или басом, либо использовать контральто (самый низкий женский певческий голос) вместе с сопрано.
Полезное видео по теме:
Значение слова «сопрано»
2. Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Голоса «Сопрано» почти всегда отличаются гибкостью и блеском (Г. Панофка).
Также термин «сопранист» употребляется в отношении мужского вокала — контртенора, в наиболее высокой его тесситуре.
СОПРА’НО, нескл., ср. [ит. soprano] (муз.). 1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное с. Лирическое с. Драматическое с. Партия для с. 2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное с.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сопра́но
1. муз. высокий женский голос с рабочим диапазоном от первой до третьей октавы
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ручаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Классификация голоса
Вокал – это умение петь, правильно использовать певческие способности. Певческий вокал, в отличие от разговорного, имеет более точную высоту гласных звуков длительное звучание. А их виды имеют свою классификацию. Его диапазон равен двум, или более, октавам, тогда как разговорный ограничивается одной. Какими бывают тембры голоса? Об этом ниже.
Типы голосов
Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:
Классификация мужских вокалов
На заметку: Вокал теноровой группы является самым высоким регистром, а басовой – самым низким.
Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.
Тенор
Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:
Баритон
Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.
На заметку: Из эстрадных артистов этим вокалом обладали: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Элвис Пресли.
Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.
Бас включает две разновидности звучания вокала:
На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.
Классификация женских голосов
От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.
Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.
Сопрано
Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.
Меццо-сопрано
Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.
Контральто
Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».
Что такое тембр
Тембр вокала – выразительно средство певческий индивидуальных способностей. Классификаций тембров огромное количество, но вокал человека уникален, нельзя его вписать, какие-то определенные рамки. Тембры мужских и женских голосов в хоре могут быть разнообразны и идентичны, деление на группы помогает дирижеру управлять хором, создавать красочное и эмоциональной наполненное исполнение.
На окрас, тембр и высоту вокала влияют следующие факторы:
Как определить тембр голоса
Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.
Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.
В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом. Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты. Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.
Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.
Диапазон голоса
Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист.
Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:
Упражнения для развития и расширения диапазона
Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске. Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание.
Субтон
Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.
Снижение придыхания
После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.
Удержание звучания
Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.
От низкого до высокого
Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым. Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным.
Расслабление
Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.
На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.
Упражнение для шейно-воротниковой зоны
Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад. Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы.
Упражнение для разминки плеч
Занять исходное положение, плечи расслабить выполнить круговые движения: 4 раза вперед, 4 раза назад.
Упражнение разминка артикуляционного аппарата
Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.
После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.
Что такое колоратура
Слово «колоратура» переводится с итальянского как «украшение». Она появилась в оперной музыке Италии и Франции в семнадцатом веке. Присуща стилям: классицизм, барокко, романтизм. Это – всевозможные украшения мелодии типа форшлага (краткое захватывание соседнего звука), трели (долгое чередование соседних звуков), мордента (быстрый переход на соседний звук и возвращение к основному). Исполнение таких элементов требует особого навыка, утонченности, виртуозности и абсолютного слуха.
Колоратуру исполняют не только женщины, но и мужчины. Ее можно встретить в музыке Моцарта, Доницетти, Вивальди, Генделя, Пуччини, Верди. Первоначально колоратуру исполняли певцы-кастраты, позже – певицы с сопрано. Сравнительно недавно ее стали петь мужчины с контратенором.
Самым известным и сложным примером исполнения колоратуры является ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Основные черты колоратурного сопрано
Певицы с колоратурным сопрано чаще всего исполняют сложные украшения в мелодии, так как их голос лучше всего звучит в верхних регистрах. Колоратурное сопрано отличается легким тембром, изящным и хрустальным звучанием, которое по характеру напоминает звуки флейты или скрипки.
Слушая исполнителей колоратурного сопрано, создается ощущение, что чем более высокие ноты они берут, тем легче и свободнее чувствуют себя в верхней тесситуре. Низы при исполнении звучат слабее по сравнению с верхними нотами.
Самые яркие представительницы мировой оперы с колоратурным сопрано:
Список певиц с колоратурным сопрано можно дополнить и представительницами из России. Это оперная дива Альбина Шагимуратова, а также советская и российская оперная певица Ольга Бородина.
Исполнение сложных вокальных партий требует от певца больших усилий. Чтобы защитить голосовые связки от перенапряжения и не допустить потери голоса во время репетиций или выступлений, используйте препарат Гомеовокс.
С Гомеовоксом Ваш голос будет звучать чисто и ярко, а речевой аппарат всегда будет под надежной защитой!.
Сопрано
Честно признаться, долго думал, объединять ли Сопрано и Меццо-сопрано в одну статью или всё-таки уважить тех и других более конкретным вниманием. И вот пришёл к выводу, что лучше всё же разделить эти чудные голоса, так, что простите дорогие меццо, ибо, Вас Мы вспомним чуть позже, например, послезавтра, а может завтра вечером.
И так, Сопрано – это высокий женский голос, выше меццо-сопрано, контральто, но не выше колоратурного.
Диапазон Сопрано, вопреки некоторым справочникам вроде Википедии составляет Ля малой, До первой – До, Ре 3 октавы.
В европейских вокальных школах принято разделять сопрано на: лирические, драматические, лирико-драматические, лирико-колоратурные, лирическую колоратуру, драматическую колоратуру и т.д.
В Русской школе вокала многие разделяющие термины отсутствуют, либо практически не применяются. Дело в том, что если, например, разделить сопрано на лирические и драматические, то возникнет путаница между драматическим сопрано и меццо-сопрано. Меццо-сопрано и сопрано и так часто очень похожи между собой, диапазон таких голосов практически одинаковый. В книгах и энциклопедиях пишут о том, что у сопрано диапазон в среднем До первой – До третьей октавы, а у меццо: Ля малой – Ля 2 октавы, но Я считаю, что это полный абсурд и многие вокалистки со мной согласятся, потому что у матёрых оперных певиц диапазон голоса всегда как минимум две с половиной – три октавы.
Разделение на лирическое, драматическое и лирико-драматическое сопрано происходит скорее не по тембру, объёму и способу подачи звука, как например, у теноров, а по характеру звучания всех этих голосов.
Лирическое сопрано имеет светлый, мягкий, искренний тембр и приобретает в силе звука в верхней октаве своего диапазона.
Драматическое сопрано имеет более крепкий, тёплый тембр и достаточно глубокую насыщенность нижнего регистра голоса.
В операх, сопрано всегда исполняли роли молодых прекрасных девушек, дочерей главных героев, принцесс и т.д., не удивительно, что всё внимание и любезности зачастую доставались сопрано. Именно сопрано всегда ждали толпы поклонников с цветами у выхода из оперного театра, именно им писались письма и стихи любовного содержания в гигантских объёмах, в отличии, например от контральто, которые всегда играли мать-героиню, вдову, брошенную жену пожилого возраста и т.д. Конечно, в оперной практике были и исключения, но это реже.