что такое сопоставление в музыке
Контраст в музыке
Смотреть что такое «Контраст в музыке» в других словарях:
Контраст, в музыке — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Темп (в музыке) — Темп в музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т.… … Большая советская энциклопедия
Полифония — (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия
ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… … Энциклопедия Кольера
Русская музыка — Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия
Вариации — (от лат. variatio изменение, разнообразие) муз. форма, в к рой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.… … Музыкальная энциклопедия
Земфира — В Википедии есть статьи о других людях с именем Земфира (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рамазанов. Земфира … Википедия
Танцевальная музыка — в общем смысле муз. элемент иск ва хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических и др.), а также производная от неё категория муз. произв., не предназначенных для танцев и имеющих самостоят. художеств.… … Музыкальная энциклопедия
Стопа — (калька греч. pous, лат. pes, букв. нога, ступня) составная часть метрич. построения стиха. Возникший в антич. стихосложении на стадии муз. танц. словесного единства, этот термин применяется к др. стиховым и муз. ритмич. системам с нек… … Музыкальная энциклопедия
Шнитке — Альфред Гариевич (1934 1998) Русский композитор советского и постсоветского периодов. Родившись в г.Энгельсе АССР немцев Поволжья (ныне Саратовская обл.), большую часть жизни прожил в Москве, с 1989 в Гамбурге (ФРГ). Один из наиболее крупных… … Энциклопедия культурологии
Контраст, в музыке
Смотреть что такое «Контраст, в музыке» в других словарях:
Контраст в музыке — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Темп (в музыке) — Темп в музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т.… … Большая советская энциклопедия
Полифония — (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия
ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… … Энциклопедия Кольера
Русская музыка — Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия
Вариации — (от лат. variatio изменение, разнообразие) муз. форма, в к рой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.… … Музыкальная энциклопедия
Земфира — В Википедии есть статьи о других людях с именем Земфира (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рамазанов. Земфира … Википедия
Танцевальная музыка — в общем смысле муз. элемент иск ва хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических и др.), а также производная от неё категория муз. произв., не предназначенных для танцев и имеющих самостоят. художеств.… … Музыкальная энциклопедия
Стопа — (калька греч. pous, лат. pes, букв. нога, ступня) составная часть метрич. построения стиха. Возникший в антич. стихосложении на стадии муз. танц. словесного единства, этот термин применяется к др. стиховым и муз. ритмич. системам с нек… … Музыкальная энциклопедия
Шнитке — Альфред Гариевич (1934 1998) Русский композитор советского и постсоветского периодов. Родившись в г.Энгельсе АССР немцев Поволжья (ныне Саратовская обл.), большую часть жизни прожил в Москве, с 1989 в Гамбурге (ФРГ). Один из наиболее крупных… … Энциклопедия культурологии
Что такое сопоставление в музыке
Типы тональных соотношений
Смена одной тональности другой называется модуляцией (лат modulatio – мерность). При этом может измениться только ладовое наклонение – такая модуляция называется ладовой. Однако, наиболее распространены тональные или функциональные модуляции, сопровождающиеся сменой тоники. Признаком модуляции является, как правило, модуляционная альтерация. Модуляционной альтерации могут подвергаться любые ступени лада, отстоящие на большую секунду от соседних. При модуляционной альтерации могут изменяться как устойчивые, так и неустойчивые ступени лада. (Чтобы отличить ладовую альтерацию от модуляционной, нужно смотреть на разрешение альтерированного аккорда: при ладовой альтерации он разрешается в тонику исходной тональности, при модуляционной альтерации он разрешается в устойчивый аккорд новой тональности).
Модуляции бывают следующих видов:
Модуляция-переход состоит из нескольких этапов: показ главной тональности, появление общего аккорда, (принадлежащего обеим тональностям, введение модулирующего аккорда, принадлежащего только новой тональности, и закрепление новой тональности.
Побочные тональности связаны с главной родством. Степень родства тональностей зависит от общности их звукового состава: близкий звуковой состав приводит к совпадению ряда аккордов сравниваемых тональностей. К первой степени родства относятся тональности, тоники которых строятся на ступенях главной тональности – это параллельная, субдоминанта и ее параллельная, доминанта и ее параллельная. А также для мажора – минорная субдоминанта, для минора – мажорная доминанта.
C: a, F, d, G, e, f; G: e, C, a, D, h, c;
a: C, d, F, e, G, E; e: G, a, C, h, D, H.
Гамма, в которой тоновые промежутки заполнены хроматическими звуками, называется хроматической. Правописание хроматической гаммы основано на отклонении в тональности первой степени родства.
Правописание мажорной хроматической гаммы вверх и вниз:
Правописание минорной хроматической гаммы вверх и вниз:
Однако, можно встретиться с нарушением сложившихся норм записи хроматической гаммы. В этюде Ф.Шопена нижний голос гаммы записан не по правилам. Такая запись необходима для сохранения движения голосов параллельными терциями:
Пестрота в знаках альтерации хроматической гаммы из этюда Ф.Листа мешала бы целостному охвату пассажа и затрудняла бы его прочтение. Одинаковые знаки соответствуют направлению движения:
Задание 4.1
3. Анализируйте фрагмент по плану: главная тональность, побочная тональность, ее функциональное значение, какой аккорд является посредствующим и модулирующим
5. Транспонируйте мелодию в тональности I степени родства соответствующего наклонения
6. Анализируйте мелодию по плану: определить главную тональность, в какую тональность происходит модуляция, ее функциональное значение, встречаются какие-либо другие тональности, их функциональное значение
Что такое сопоставление в музыке
См. также решения задач
Бригадный 493 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Типы тональных соотношений. Отклонения
Существуют три основных типа тональных соотношений (последований): модуляция, отклонение и сопоставление.
Модуляцией называется переход из одной тональности в другую. К области модуляций относится всякое взаимодействие ладотональностей внутри музыкального произведения, их взаимосвязи, закономерности тональных смен, подчиняющихся функциональной логике. Эта сторона гармонии играет большую роль в формообразовании. Например, без модуляций невозможна сонатная форма.
Сопоставление образуется от появления новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода, без отклонения ( или модулирующей одноголосной связки)
Отклонение
2. Аккорды, типичные для отклонения. Расположение отклонений в форме
3.Отклонения через D7
а) не применяется D7 в основном виде
б) введение побочной доминанты возможно после любого аккорда
г) особенность отклонения в тональность на ступень выше
д) прерванный оборот в отклонении
е) сложные отклонения
ж) доминантовая цепочка
з) предвосхищающее отклонение
4. Отклонения через VII7
5. Отклонения через побочные субдоминанты
6. Основные принципы отклонений.
4. В отклонениях в качестве побочной доминанты может использоваться VII7 и его обращения (реже VII2). Обычно отклонение через VII7 используется там, где в связи с переченьем невозможна D (при разведении удвоенного основного тона в разных направлениях).
5.Побочные субдоминанты в качестве модулирующих аккордов при отклонениях стали использоваться с середины XIX века. Важное место при отклонениях занимает II7 (при отклонениях в мажоре II7гарм.). Отклонения производятся через любые обращения II7. Отклонения могут также производиться через альтерированные суюдоминанты. Плагальные отклонения весьма характерны для Рахманинова и используются им в самых разноообразных формах.
6. Основные принципы отклонений утвердились в музыке Баха и венских классиков. Вне рамок периода отклонения часто возникают в кодах (в субдоминантовые тональности).
2-хч.ф. с кодой Бетховен. Соната №10 II часть.
Плаг. отклон. Рахманинов Смеркалось
Шопен Ноктюрн №2 Es-dur
Глинка Рондо Антониды
Предвосхищ. отклон. Моцарт 17 соната
Сложное отклонение Шопен Мазурка №12 op17 №3 середина E-dur
Прерванн. оборот при отклонении Мендельсон Песня без слов №20 середина
Лекции по анализу музыкальных произведений (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
Во вступлениях применяются самые различные типы изложения. Для анализа музыкальных произведений и систематики музыкальных форм большое значение имеют принципы развития и формообразования:
Л. Мазель: В. Способин:
1) повторность; 1) повторение;
2) вариационность; 2) измененное повторение;
3) разработка; 3) разработка;
4) сопоставление различных 4) производный контраст;
музыкальных мыслей; 5) контраст-сопоставление.
5) свободное развертывание;
Повторность (буквальное повторение) применяется большей частью однократно (в инструментальной музыке). Назначение повторности – утверждение образа, музыкальной мысли.
Варьированная повторность способствует обновлению музыкального образа, его углублению.
Отличие разработки как принципа развития заключается в следующем: варьирование предполагает воспроизведение всей темы целиком; разработка –прежде всего, выделение отдельных элементов разрабатываемого целого (темы) и самостоятельное развитие этих элементов.
Принцип сопоставления связан с появлением нового мотива (темы), иного по музыкальному материалу. Так, трио сложной 3-х частной формы представляет новый музыкальный материал по сравнению с предшествующей частью. Сопоставление различных тем связано с их контрастированием.
Контрастное сопоставление, являясь одним из важнейших факторов развития в музыке, в то же время отличается от собственно развития. Например, принято отличать 3-частную форму с серединой развивающего типа от 3-частной формы со средней частью, содержащей новую, контрастирующую тему. Сопоставление различных тем не всегда воплощает резкий контраст различных переживаний, картин. Иногда последовательность различных тем представляет собой развитие одного музыкального образа. Новая контрастирующая тема может возникать на основе переработки мотивов предшествующей темы. В этом случае контраст принято называть производным (его роль велика во многих сонатных формах).
Свободное развертывание предполагает развитие, лишенное ясно выраженной ритмической повторности, контрастных сопоставлений, разработки, но сохраняющее родство смежных моментов и общее единство. Принцип этот тесно связан со свободной вариантностью и играет большую роль в протяжной песне.
Репризность (возвращение начального построения) представляет собой точную или видоизмененную повторность особого рода. Она играет огромную роль почти во всех музыкальных формах. Репризность имеет большое значение как утверждение основной мысли произведения после контрастного сопоставления или после разработки. Вместе с тем репризность способствует законченности, завершенности, изяществу музыкальных форм.
В основу систематики небольших гомофонных форм (от периода до сложной 3-частной формы включительно) кладется степень структурной сложности формы (за единицу структуры принимается период).
В основу систематики остальных форм (вариационная форма, рондо, сонатная форма и др.) кладутся тематические и тональные соотношения.
Наиболее общая классификация музыкальных форм в историческом аспекте – от средневековья до ХХ в. – дана :
1) тексто-музыкальные, музыкально-текстовые, строчные формы средневековья, Ренессанса;
2) вокальные формы XIX-ХХ вв.;
3) инструментально-вокальные формы барокко;
4) инструментальные формы барокко;
5) классические инструментальные формы;
7) музыкально-хореографические формы балета;
8) музыкальные формы ХХ в.
Феномен типа формы сложился в эпоху венских классиков. Тип формы – это отобранный в процессе музыкальной практики и стабилизировавшийся способ построения, устанавливающий основные ее закономерности, но оставляющий значительную свободу в конкретной их реализации. Немногие утвердившиеся в классической музыке типы форм различаются в зависимости от количества тем и характера их связи, а также от функционального соотношения разделов.
Основные типы классических форм:
1. Простые песенные формы: период и большое предложение; простая 2-частная форма; простая 3-частная форма.
2. Вариационная форма.
3. Сложные песенные формы: сложная 3-частная форма; сложная 2-частная форма; составные многочастные формы.
6. Циклические формы.
7. Смешанные формы: стабильные (например, рондо-соната и соната с эпизодом вместо разработки) и нестабильные.
Принципиально различаются формы, основанные на одной теме, и формы с большим количеством тем. Среди однотемных форм – простые песенные и вариационные; среди многотемных (включая двухтемные) – составные песенные формы, рондо, сонатные формы, циклические и разного рода смешанные формы. Многотемные формы различаются характером связи тем: в составных формах они элементарно «приставлены» друг к другу; в формах рондо связаны переходами; в сонатной форме не только связаны, но и разработаны в особом разделе; в циклических формах сопоставлены при наибольшей структурной завершенности и максимальном (в том числе темповом) контрасте.
Музыкальная форма – художественно обоснованная последовательность частей и разделов различного и сходного содержания и предназначения (функции).
Осознание функции части в ходе анализа совершенно необходимо, так как дает понимание назначения каждого фрагмента в процессе становления всей формы: происходит ли подготовка к высказыванию тезиса или он уже излагался, идет ли развитие темы или форма уже вступила в фазу своего завершения.
Синтаксис музыкальной речи
Всякая речь, в том числе и музыкальная, должна быть связной и вместе с тем членораздельной, иначе она не будет понятная слушателю. Словесная речь членится на слова и группы слов, связанных между собой по смыслу. Музыкальная речь членится на отдельные построения, связанные между собой процессом интонационного развития. Синтаксис в музыке – это система интонационных, образно-смысловых связей.
Момент, в который происходит отделение одного построения от другого, называется цезурой. Цезуру можно узнать по остановке на долгой длительности, по наличию паузы, по повторению тематического материала или его смене, по изменению лада, тональности, регистра, смене фактуры. Цезура имеет разную глубину: она может отделять как отдельные мотивы, так и части крупных произведений.
Расчлененность – обязательное требование к информационному процессу (). Объединение разграниченных цезурами построений – второй шаг организации звукового материала. Каждое прозвучавшее построение непроизвольно соотносится с предыдущим как по величине (по масштабу), так и по степени подобия или различия заключенного в них музыкального материала – по тематизму. Из 2-х, 3-х и более элементарных построений складываются относительно самостоятельные масштабно-тематические структуры (МТС).
Периодичность – а1а2 (аналогия – проявление осевой симметрии в пространственных видах искусства).
Пара периодичностей – а1а2в1в2 – используется для изложения, показа тематического материала
Перемена в 3-й раз – а1а2в (замыкающая роль контраста по отношению к периодичности)
Перемена в 4-й раз – а1ааа3в (переменность и замыкающий ее контраст)
Суммирование – а1 а2 А или а1 а2 В («синтаксический каданс») 2 + 2= 4 4 + 4= 8
используется в экспозиции и завершающих частях музыкальной формы
Дробление («Январь», «Июнь» Чайковского) неустойчиво и встречается в начале изложения и серединных частях сочинения.
Все прочие структуры возникают как комбинации простейших МТС: дробления, периодичности и суммирования – (2 + 2) + (1 + 1 + 2); дробление с замыканием – 4 + (1 + 1 + 2)
МТС – те же ритмические рисунки, это ритм построений, разъясняющий слушателю композиционные свойства музыки и способствующий раскрытию ее смысла. Следовательно, в ходе музыкального анализа возникает очередная задача: определить строение разделов музыкального произведения и выявить значение МТС, которые изначально имеют собственный смысл: периодичность – подтверждение начальной мысли; дробление – внимание к деталям и т. д.
Во всех случаях МТС способствуют восприятию музыки как организованного звукотипа, тесно связанного со смыслом и содержанием музыки.
Тема 6. Период. Одночастная форма
Музыкальный материал, обладающий запоминающимся обликом, называют тематическим, так как он не только сам в себе заключает достаточно определенное содержание, но и способен составить основу для дальнейшего развития.
Тематический материал не всегда нужен: например, вступление к произведению строится на типично жанровом аккомпанементе, который лишь предупреждает о приближении тематического материала (Исключение – прелюдия C-dur из I т. «ХТК», где фигурируется гармоническая последовательность, своего рода «предтема». Не случайно более чем столетие спустя Гуно воспользовался ею в качестве сопровождения к своей мелодии «Ave Maria»).
Тематический материал при своем появлении сразу же выявляет определенную выразительность. Она может закрепиться за ним в данном произведении (тема Джульетты в балете Прокофьева) и даже в разных произведениях (секвенция «Dies irae»). Однако тематический материал в процессе развития может существенно изменить свой выразительный облик (тема вступления к 5-й симфонии Чайковского).
В музыке классико-романтической традиции тематический материал сразу или постепенно оформляется в целостное завершенное построение. Таким образом, тема – важная (для данного произведения) музыкальная мысль, выраженная индивидуализированными средствами и лежащая в основе дальнейшего развития, если таковое происходит.