что такое соловки для христианства

«Сначала на Соловках – потом в России»

Многовековая история Соловков насыщенна событиями и многогранна. Грани эти не только отражают историю Отечества, в ряде случаев история России здесь и зарождается. Такой взгляд на место Соловков в жизни страны позволяет увидеть духовную составляющую обширного исторического материала и объяснить многие процессы, протекающие в нашем современном обществе.

что такое соловки для христианства. Смотреть фото что такое соловки для христианства. Смотреть картинку что такое соловки для христианства. Картинка про что такое соловки для христианства. Фото что такое соловки для христианства

С древнейших времен беломорские земли были заселены первобытными людьми, о существовании которых свидетельствуют многочисленные археологические памятники эпохи неолита. Каменные лабиринты встречаются не только на Соловецком архипелаге, но и по всему Кольскому полуострову, а также в Скандинавии, что говорит об общих корнях и путях развития финно-угорских племен, проживавших на огромных территориях, разделенных сейчас несколькими государственными границами.

Викинги и норманны, герои древних скандинавских эпосов, которые прибыли в эти земли в IX веке, нашли страну биармов – так тогда называли местных жителей: чудь, угров, печору, – весьма населенной, и в следующем веке воинственные скандинавы с одинаковой активностью то воевали, то торговали с местным населением.

Впоследствии биармы подпали под влияние новгородских ушкуйников, которые, подавляя очаги сопротивления, со временем наложили на местное население постоянную дань и стали садиться на землю. Русские поселенцы – пахари, ремесленники, промысловики – создавали предпосылки для вхождения экономически малоосвоенных земель в состав будущего Московского княжества, которое на протяжении веков расширялось стараниями простых мирян, а также известных и безымянных иноков, среди которых, видное место занимают великие русские святые – устроители северных монастырей. Уже к XVI веку, всего за 200 лет с момента появления первых северных обителей, их число увеличилось до 140. Одной их них, и возможно одной из самых ярких, стала обитель Соловецкая, чьи первооснователи положили немало трудов для духовного, а впоследствии и экономического освоения некогда дикого края.

В житии преподобных Савватия и Германа Соловецких, которые прибыли на необитаемый остров в 1429 году, необходимо отметить историю об изгнании с Соловков обосновавшихся здесь «наперекор» монахам мирян. В изгнании ангелами «карельской жены» была явлена воля Божия о том, что Соловкам, от начала предназначенным для поселения иночествующих, в ущерб развитию мирского начала, было открыто духовное предназначение. И в этом смысле история святого острова, как и история всего нашего Отечества, могут быть поняты лишь в свете их вечной духовной предрасположенности.

В 1435 году доброй христианской кончиной завершилась жизнь преподобного Савватия, а спустя год преподобный Герман привел на Соловки преподобного Зосиму, с чьим именем связано начало строительства обители. 1436 год стал годом основания Соловецкого монастыря.

Слух о соловецкой пустыни распространился по всему Беломорью. Скоро вокруг старцев собралась братия, а во второй половине XVI века пришло официальное признание новой обители. Новгородский архиепископ Иона, хотя и удивился, узнав о том, что в столь удаленном месте построена церковь, отправил на Соловки иеромонаха Павла, который и освятил выстроенный храм Преображения Господня. Однако, не выдержав трудностей пустынной жизни, игумен Павел вернулся в Новгород. То же произошло и с его приемниками. После этого братия решила избирать игуменов из своей среды. Первым игуменом стал преподобный Зосима, в правление которого происходит значительное расширение монастырских владений. С падением Великого Новгорода Соловки вошли в состав великого княжества Московского. Кстати, на жалованной грамоте, которая подтверждала земельные владения монастыря, Иван III впервые подписался как «великий князь всея Руси». Последние десятилетия XV и начало XVI века отмечены непрерывным ростом монастырской вотчины. Через 100 лет после зарождения обитель собрала в своих руках значительную часть крестьянских общинных земель, расположенных по берегам Белого моря.

Многие десятилетия Соловецкий монастырь был духовным и геополитическим центром огромных территорий северного Поморья. В середине XVI века приходит общегосударственное признание Соловков: в 1547 году преподобные Зосима и Савватий прославлены в лике общерусских святых. На фоне хозяйственного и политического расцвета монастыря разворачивается деятельность игумена Филиппа. Не останавливаясь на экономической и организационной деятельности будущего Московского митрополита, хотя практически все на Соловках либо построено, либо предвосхищено этим великим хозяйственником, стоит отметить уникальное положение этого святого в истории всей страны. Святитель Филипп – один из немногих государственных деятелей, который, отстаивая духовное начало в обществе, обличал «свирепство» и «беззаконие» власти, за что и претерпел мученическую кончину.

Следующий период после игуменства святителя Филиппа – последняя треть XVI века – прошел для Соловков под знаком сопротивления шведской экспансии. К моменту подписания русско-шведского мира в 1595 году, когда закончилось строительство монастырской крепости, обитель превратилась в непреступную цитадель – оплот Православия и самодержавия. В Смутное время шведы неоднократно испытывали братию, предлагая монастырю перейти под патронат нового правительства, но каждый раз получали отказ – братия признавала власть только московских князей. Благодаря дипломатическим усилиям соловецких игуменов Беломорье осталось в составе Московского княжества, и страна сохранила выход в Мировой океан. Известны и богатые пожертвования монастыря на борьбу с интервентами.

В связи с превращением обители в военно-политический центр колеблются основы монашеского общежития. Подвижники уходят в скиты, в том числе на необитаемые острова архипелага. В начале XVII века на острове Анзере поселяется инок Елиазар. Стоит отметить духовное родство этого святого с Алексеем Михайловичем Романовым, чье рождение старец вымолил, и будущим патриархом Никоном, которого преподобный Елиазар постриг в своем скиту в монашество. Позже, когда духовных чада преподобного вошли во власть, а сам старец был еще жив, Россия во многом приблизилась к некому идеалу государственного устройства – симфонии светской и церковной власти, созвучию духовного и мирского начал. Однако после смерти преподобного Елиазара, которая наступила в 1656 году, во взаимоотношениях царя и патриарха, в Церкви и во всем обществе происходит раскол. Это почти единственный и необъяснимый случай во всей истории христианства, когда причиной раскола стали не догматические противоречия, а внешние обрядовые разногласия. С другой стороны, реформы Петра I, положившие начало глобальному обмирщению всего общества, это, по сути дела, доведенная до логического завершения политика, которую его отец царь Алексей начал проводить в борьбе с патриархом Никоном. Раскол привел к усилению противоречий между действующими в любом обществе началами, что уже в конце правления династии Романовых привело Россию к победе бездуховности.

Не углубляясь в сложную тему раскола, стоит лишь отметить роль Соловецкого монастыря в истории этого духовного и социального явления. Соборное решение братии выразилось в отказе принять исправленные книги, что привело к открытому неповиновению властям. Конфликт вылился в восьмилетнее «Соловецкое сидение» – осаду, которая в 1676 году завершилась падением и разорением монастыря. Значительно пострадал и духовный статус Соловков, наступили десятилетия, когда под сомнением находилось само существование монастыря.

Прощение, а также восстановление статуса Соловков приходится на 1694 год, когда монастырь посетил путешествовавший тогда по стране Петр I. Через восемь лет царь снова прибыл в обитель, на этот раз для подготовки к Северной войне. В начале XVIII века Россия, выходя за рамки своих континентальных границ, превращалась в империю, части которой лежали на больших расстояниях от центров управления. Для осуществления внешней политики и контроля над огромными территориями был построен флот, покровителем которого был признан апостол Андрей Первозванный. В 1702 году в честь этого святого на Большом Заяцком острове, который входит в состав Соловецкого архипелага, была построена деревянная церковь. Именно отсюда, с Заяцкого острова, Петр отправился войной на шведов, а через год в устье Невы и уже на Заячьих островах им была заложена новая столица – Санкт-Петербург. В истории страны открылась новая страница, азы и буки которой были написаны на Соловках.

Несмотря на поддержку, которую Петр I всегда оказывал Соловецкому монастырю, реформы царя привели к духовному кризису, который обитель, подобно всей стране, переживала в XVIII веке. Мелочная регламентация монастырской жизни, разрешение Синода делить между братией остатки доходов привели к упадку иноческого благочестия и снижению числа братии. Восстановление древнего устава произошло лишь в конце XVIII века в бытность архимандрита Герасима – ученика преподобного Паисия Величковского. В начале правления Екатерины II монастырь, как и другие обители, претерпел секуляризацию вотчин и денежные конфискации, получив взамен ежегодное содержание, недостаточное, впрочем, для полноценного существования монастыря. В связи с этим начали развиваться различные промыслы, а также паломничество, которое впоследствии стало одной из важнейших статей дохода. В XIX веке Соловки становятся «мужицким раем». Большая часть насельников – крестьяне, труд, который на Соловках «вменяется в праведность», ведет к усилению экономической мощи обители.

В 1854 году, во время Крымской войны, Россия была вынуждена отстаивать свои государственные интересы не только на берегах Черного моря, но и на Соловках. Английская эскадра подвергла монастырь девятичасовой бомбардировке, во время которой по обители было выпущено более 1800 ядер и боевых зарядов. Однако, несмотря на столь угрожающие цифры, среди насельников монастыря не было ни убитых, ни раненых, а разрушения самой обители оказались незначительными. Последнее ядро этой бомбардировки повредило икону «Знамение» Богородицы, которая находилась над входом в Спасо-Преображенский собор. Этим было явленно заступничество Пресвятой Девы, взявшей на себя боль и разрушение, которые были предназначены другим.

Зная об этом чуде, тысячи богомольцев со всей России ежегодно стремились попасть на Соловки. Среди паломников было и много августейших особ: император Александр II, великие князья Константин Николаевич, Алексей Александрович и Владимир Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна… XIX – начало ХХ века – эпоха строительства монастырского флота и грандиозных технических сооружений на территории всего острова, эпоха экономического роста, которая закончилась для монастыря, как и для всей страны, в 1917 году.

Закату «золотого века» предшествовала смута 1916 года, когда бывшие солдаты и матросы – участники русско-японской войны, поступившие в монастырь по обету, выступили против архимандрита Иоанникия. История получила огласку, архимандрит был вынужден сложить свои полномочия. В конце концов, смута привела к полному краху. Кстати, последний игумен дореволюционной обители – архимандрит Вениамин, как и последний русский царь, был изуверски убит, правда, несколько позже – в 1928 году.

В 1917 году Соловки оккупировали войска Антанты, а в 1920 году сюда пришла советская власть. Монастырь подвергся жесточайшему разграблению, на острове был создан один из первых концентрационных лагерей, некий полигон, где была сформулирована, санкционирована и отработанна система ГУЛАГ, которая, выплеснувшись за пределы острова, стала основополагающей не только для экономики, но и для всего мироустройства советского общества. Воспоминания Д. Лихачева, О. Волкова, Б. Ширяева, М. Розанова и других соловецких заключенных указывают на родство режимов – соловецкого и советского: круговая порука и изощренная система доносов, продажность и блат, уголовный язык и тюремная форма взаимоотношений, вульгарный атеизм и безбожная пропаганда, поражающая воображение жестокость и проистекающий из нее страх, а главное, обман во всех его формах – вот краеугольные камни не только соловецкой каторги, но и любой власти, которая не от Бога.

На протяжении веков Соловки были не только зеркалом России, отражением ее земной истории, но и предвосхищением ее потенциально заложенного будущего, не только «мужицким», а самым настоящем земным, рукотворным раем. За отсутствием хищников, змей, а также разбойников и бандитов (на Соловках никогда не существовало полиции), здесь веками не проливалась невинная кровь. За это время в лике преподобных на маленьком острове прославилось 48 святых. Промыслительно, что последним в этом сонме стоит преподобный Феодор Санаксарский. Оказавшийся на Соловках не по своей воле, он символически проложил новую дорогу, указав путь для спасения тысячам наших соотечественников, которые, также не по своей воле попадая на Соловки, прославлялись здесь в подвиге новомучеников и исповедников. Рай превратился в ад – некогда святой остров, как и все наше Отечество, был обильно полит кровью. До сих пор остается загадкой: сколько людей осталось в этой земле, сколько прошло через заключение…

До революции остров был местом иноческого подвига. Вообще, жизнь на Соловках, в каком-то общепринятом смысле этого слова, невозможна, очень многое здесь превращается в подвиг. Ситуация усугубляется островным положением Соловков – удаленностью, а в ряде случаев полной отрезанностью от центров цивилизации. Однако советская власть, отменив своим декретом Божию волю, поселила здесь мирских людей. Вплоть до 1939 года, когда лагерь был закрыт, как по причине приближающейся советско-финской войны, так и по экономическим соображениям (после того, как был вырублен уникальный соловецкий лес, который продавали за границу, содержание лагеря на острове стало нерентабельным), основным населением Соловков были заключенные. Впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, население Соловков составлялось из учащихся учебного отряда и школы юнг и семей военнослужащих. В начале 1960-х годов здесь появились работники архангельского агарового завода – на острове добывали и перерабатывали водоросли. Одновременно с этим начался процесс реставрации монастырских памятников, и в 1967 году открылся Соловецкий музей-заповедник – филиал Архангельского краеведческого музея. В это время на острове появилась интеллигенция и сформировался основной костяк современного населения: Соловки активно стали заселяться контрактниками – выпускниками вузов и демобилизовавшейся молодежью.

Сейчас на острове проживает около 300 семей, это примерно 900 человек. Половина из них – дееспособное население, которому приходится выживать в очень непростых условиях. Средняя заплата/пенсия на острове соответствует средним коммунальным платежам, ежегодно несколько десятков тысяч рублей из бюджета каждой семьи уходит на покупку дров. Гостей Соловков поражают цены в магазине – летом они выше московских на 25–30 %, потому что товары доставляются морем, зимой цены возрастают в несколько раз, так как все, включая продукты самой «первой необходимости», приходится завозить на самолете. В начале 1990-х, когда с Соловков ушли военные и резко сократились «северный завоз» и государственные дотации, которые сокращаются до сих пор, многие семьи покинули остров. Однако, в связи с увеличением числа приезжающих сюда туристов и в меньшей степени паломников (соотношение примерно 5:1), для местного населения открылись сезонные заработки: кто-то задействован на обслуживании гостей, многие сдают квартиры. Причем цены на многие виды услуг превышают общемировые. В связи с этим становится понятной шутка, что дешевле съездить к мусульманским святыням (имеются в виду Турция или Египет), чем попасть в русский монастырь. Очевидно, что такая неоправданная дороговизна не способствует будущему благосостоянию, многое из жизни Соловков уходит уже сегодня. Совместное проживание на ограниченной территории, совместная борьба с суровыми внешними условиями и, во многом, святость места создали уникальную среду обитания, где до сих пор сохраняются остатки быта и нравов наших предков. Где еще в России встретишь двери без замков или детей, которые в 2–3 часа ночи смело идут в лес за ягодами, благо ночи большую часть лета – белые?

Однако все это, кроме белых ночей, разумеется, постепенно уходит в прошлое. Стремление к обогащению ведет к расслоению общества: те, у кого есть собственность, – богатеют, что выражается, например, в резком увеличении автотранспортных средств на острове, отсутствие же собственности часто приводит к экономическому прозябанию. Социальная дифференциация ведет к конфликту и проявляется в увеличении случаев воровства, появлению решеток на окнах и железных дверей. И все это – при общем понимании, что в погоне за деньгами, пускай во многом и оправданной, теряется самое главное – душевный покой, чувство безопасности, да и сама безопасность, которую не купить ни за какие деньги. Поразительно, но несколько сот человек, прибывших на край света из разных уголков бескрайнего государства и в этом смысле символически представляющие депутацию от всей страны, не могут прийти к единому мнению, по ряду важнейших общих вопросов.

Волей-неволей задумываешься: а в человеческих ли силах добиться соблюдения общих интересов на уровне больших социальных образований – городов, областей, стран, когда каждый стремиться к исполнению своей воли и соблюдению своих личных интересов? Ситуация усугубляется еще и тем, что как на Соловках, так и во всей стране, людей, которые пытаются строить свою жизнь на духовных началах, очень мало. Формально об этом говорит очень невысокая степень воцерковленности местного населения. А в результате, личные интересы, хоть и оправданные жизненной необходимостью, все дальше и дальше уводят мир, который изначально, после творения, был «добро зело», к его прямой противоположности.

Возникает и другой вопрос: существует ли сегодня на Соловках конфликт между монастырем и местным населением? Надо понимать, что спрашивают об этом не только на Соловках, и возник этот вопрос не вчера, в конце концов, жизнь монахов на острове началась с того, что Господь принудил мирских людей покинуть это место. Противоречия возникают не между монастырским и мирским укладом жизни, с точки зрения Церкви спасителен и тот и другой путь и в эпоху всеобщего обмирщения – акривический подход может привести лишь к исключению из жизни Церкви большого числа верующих. В этом смысле монастырь предпринимает немало попыток для духовного сближения с местным населением, при этом, естественно, на духовных началах. Поэтому сегодня конфликты и разделения, которые, конечно же, существовали, существуют и будут существовать до скончания веков, развиваются не между началами духовным и мирским, а между началами духовным и мерзким. Как и везде по стране, многое на Соловках, и далеко не только материальное, продается, разбазаривается и в этом смысле пропадает, уходит из нашей жизни. Секуляризация святыни, в отличие от того, как это происходило 70–80 лет тому назад, продолжается, но уже не на «социалистических», а на «капиталистических» началах, в одинаковой степени, хотя и разными путями уводящих от Бога. Однако суть происходящих процессов от этого не меняется, поэтому и не удивительна та мерзость запустения, которая пытается воцариться в святом месте – на святом острове и в бывшей Святой Руси, которые веками были оплотом Православия и духовности.

Как уже сказано, Соловки – не просто зеркало России, не только место, где ее история отражается, но, подчас, и зарождается. И можно предположить, что в зависимости от победы того или иного начала здесь, на Соловках, и в других святых местах нашего Отечества, где конфликт между духовностью и бездуховностью всегда проявляется наиболее выпукло и заметно, победившее начало восторжествует и по всей стране. Как гласит лозунг эпохи Соловецкого лагеря особого назначения: «Сначала на Соловках – потом в России».

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

что такое соловки для христианства. Смотреть фото что такое соловки для христианства. Смотреть картинку что такое соловки для христианства. Картинка про что такое соловки для христианства. Фото что такое соловки для христианствачто такое соловки для христианства. Смотреть фото что такое соловки для христианства. Смотреть картинку что такое соловки для христианства. Картинка про что такое соловки для христианства. Фото что такое соловки для христианствачто такое соловки для христианства. Смотреть фото что такое соловки для христианства. Смотреть картинку что такое соловки для христианства. Картинка про что такое соловки для христианства. Фото что такое соловки для христианствачто такое соловки для христианства. Смотреть фото что такое соловки для христианства. Смотреть картинку что такое соловки для христианства. Картинка про что такое соловки для христианства. Фото что такое соловки для христианствачто такое соловки для христианства. Смотреть фото что такое соловки для христианства. Смотреть картинку что такое соловки для христианства. Картинка про что такое соловки для христианства. Фото что такое соловки для христианства

что такое соловки для христианства. Смотреть фото что такое соловки для христианства. Смотреть картинку что такое соловки для христианства. Картинка про что такое соловки для христианства. Фото что такое соловки для христианства

Главные новости

В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы П.О. Толстым

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области А.В. Островским и митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором

Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с представителями Координационного комитета по поощрению социальных и иных инициатив под эгидой Церкви и Совета Фонда поддержки христианской культуры и наследия

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с послом Румынии в России Кристианом Истрате

Архив

Что значат для России Соловки

что такое соловки для христианства. Смотреть фото что такое соловки для христианства. Смотреть картинку что такое соловки для христианства. Картинка про что такое соловки для христианства. Фото что такое соловки для христианства

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 23 августа 2014 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

Несколько дней назад, в связи с престольным праздником Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Его Святейшество совершил богослужения в самом монастыре и в Голгофо-Распятском Анзерском скиту, посетил монастырские объекты, которые сейчас восстанавливаются, и провел совещание по восстановлению и развитию монастыря и всего Соловецкого архипелага с участием вице-премьера России Ольги Юрьевны Голодец, трех федеральных министров, губернатора Архангельской области Игоря Анатольевича Орлова, множества представителей органов власти, как федеральных, так и региональных.

Обсуждались вопросы поиска средств и тех технически оптимальных решений, которые помогли бы восстановить качественно и в кратчайшие сроки здания монастыря, скиты и все объекты социального, гражданского значения, которые сегодня находятся на Соловецком архипелаге.

Некоторые сегодня спрашивают: «Почему такое внимание к Соловкам? Не лучше ли направить государственные средства и всевозможные усилия понемногу в разные места, не выделяя какое-то одно место, какой-то один исторический памятник?». Так, наверное, рассуждают те, кто не понимает значения для нашей страны этого места, как и других выдающихся религиозно-исторических мест.

Соловецкий монастырь — это памятник вере и духу нашего народа. Это место связано с необычайными человеческими усилиями, которые сделали возможным в очень непростых условиях — природных, политических, экономических — создать настоящую жемчужину русского северного монашества. Это место, в которое многие поколения иноков притягивали множество паломников своей силой, своим подвигом, своей верой, а самое главное, Божией силой, исцеляющей и преображающей.

Кстати, очень отрадно, что за последнее время, буквально за последний год, увеличивается количество паломников, приезжающих на Соловки. Увеличивается и количество туристов, причем эти люди приезжают не только из России, не только из стран исторической Руси, но и из стран, которые не имеют прямого отношения к русской духовной традиции. В монастыре рассказывали, что в начале лета этого года количество паломников увеличилось буквально в разы. Это происходит не в последнюю очередь потому, что все больше людей узнает о Соловках, все больше людей понимает, какое значение имеет это место для нашего национального духа и не для прошлого только, не только для осознания нашей прежней истории, но для возрождения нашего исторического пути в будущее.

Люди действительно приезжают, и это очень и очень радует. Соловки — это место, которое дает нам великий исторический урок. Там, где Господь творил чудеса, там, где утверждалась сила веры, там, где утверждалась сила подвига, которая оказалась сильнее природы, сильнее обстоятельств, — в течение нескольких десятилетии происходило нечто страшное. Происходили страдания, происходило уничтожение многих и многих людей, в том числе иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви, ее активных мирян, представителей интеллигенции, представителей самых разных слоев нашего народа. И происходило это потому, что богоборческая идеология не может не быть человеконенавистнической, о чем много раз приходилось говорить и мне, и многим другим людям.

Если общество, если его ведущие силы, его элита перестают держать перед своим мысленным взором Божию правду, если люди начинают полагаться только на себя, только на свои решения, на свою мудрость, на свою человеческую волю, если они пытаются вот такой выбор утвердить силой, — происходит великая человеческая трагедия. Трагедия целых народов. Без Бога никакие самые мощные человеческие усилия не способны изменить человеческую историю к лучшему. Происходят человеческие катастрофы. И очень важно сегодня для всех, кто приезжает на Соловки в качестве паломников, помнить о том, что там происходило в первую половину советской истории.

Об этом сегодня свидетельствуют экспонаты музея, который специально создан на Соловках. Об этом рассказывают экскурсоводы, об этом помнят многие священнослужители, которые из рассказов родственников, из книг, из документов знают о том, что происходило во времена «Соловецкого лагеря особого назначения». Об этом много раз говорил Святейший Патриарх Кирилл, когда посещал Соловки. Об этом он сказал многажды и в нынешнее свое посещение, особенно в Голгофо-Распятском скиту, где в деревянном храме было страшное место, в котором люди умирали от болезней. Там им оказывалась лишь минимальная помощь, там живые находились вместе с мертвыми. Сейчас вновь в этом храме утвержден престол Божий, сооружен иконостас, совершаются богослужения, и Святейший Патриарх призвал помнить о том, что в этом месте, которое сейчас выглядит очень и очень благолепно, происходили страшные события. Наш долг — не забывать о них. Не только потому, что Господь во многих подобного рода местах прославил мучеников, но и потому, что нам надо знать, к чему приводит агрессивное самодовлеющее безбожие. Это очень важно для нашей истории.

Как уже было сказано, во время пребывания Святейшего Патриарха на Соловках состоялось совещание по восстановлению и развитию Соловецкого архипелага. И вот, что на этом совещании было сказано Его Святейшеством: «Мы собираемся в преддверии главного праздника монастыря — праздника Преображения Господня. Само слово «преображение» предполагает изменение. При этом преображение есть не просто изменение, но изменение к лучшему. Всякое преображение предполагает рост, развитие, совершенствование. В каком-то смысле то, ради чего мы собрались, связано с преображением этой обители, которая в ХХ веке претерпела тяжелейшие испытания. Помимо того, что тысячи и тысячи людей физически и духовно страдали здесь, находясь в заключении, и шедевры архитектуры, замечательные образцы нашей национальной материальной культуры были порушены или же сильно повреждены. И все эти разрушения, все эти раны и язвы, нанесенные в тяжелые годы, необходимо сегодня исцелить».

Много было сказано о том, что нужно сделать сегодня для Соловков. Много было сказано о том, как оптимально достичь тех или иных правильных решений. И очень радует, что наше государство в лице целого ряда министерств и ведомств, в лице администрации Архангельской области сегодня имеет особое внимание к Соловкам. Это место особое, и внимание к нему должно быть особым — не менее серьезным, чем внимание к тем местам, которые в последнее время получили некие преференции при государственной поддержке строительных и восстановительных работ.

Соловки не менее важны, чем Сочи. Соловки не менее важны, чем Крым. Соловки не менее важны, чем исторические памятники Москвы. Важны не только для Церкви, не только для тех, кто увлекается изучением истории. Важны для всего нашего народа. Рассказ об этом месте нужно включать в школьных программах. Об этом месте нужно говорить через средства массовой информации. Очень и очень важно, чтобы в наших приходах, в наших монастырях распространялась информация о том, как совершить паломничество на Соловки, распространялись бы фильмы и книги об этом месте. Очень важно, чтобы наши паломнические службы предлагали возможность посещения Соловков, ведь сегодня такая возможность становится все более и более технически осуществимой. Соловки — это не так далеко. Да, путь получается достаточно сложным, но все-таки современному человеку его преодолеть возможно, и об этом также сегодня нужно прямо говорить.

Соловецкий архипелаг — его монастыри и скиты, его музеи — это, наверное, одно из двадцати, может быть, десяти главных мест нашей страны. Не случайно даже на одной из купюр, которая находится в обращении в нашем государстве, изображен Соловецкий монастырь. Правда, в течение некоторого времени он изображался в том виде, как он существовал в период деятельности «Соловецкого лагеря особого назначения», и верующие люди обращались в связи с этим к Церкви, а некоторые даже дорисовывали православный крест на изображении оскверненного монастыря. А потом Святейший Патриарх обратился к государственному руководству, и в ответ на это обращение было принято решение изображать монастырь таким, каким он был в истории. Таким, каким он предстает и сейчас. Так или иначе, этот эпизод, к которому по-разному, конечно, можно относиться, все-таки показывает, что Соловки — это для России одно из самых значимых мест.

На совещании, о котором идет речь, была поставлена задача восстановить исторические памятники Соловецкого монастыря к 2017 году. Говорилось и о том, как оптимально обеспечить энергоснабжение монастыря. Электроэнергию нужно будет, очевидно, подводить через специальный кабель, который стоит достаточно дорого, или искать какие-то иные способы электроснабжения. Говорилось о том, как облагородить поселки. Вице-премьер России Ольга Юрьевна Голодец посетила школу и больницу, расположенные в поселке, и осталась, мягко говоря, не удовлетворена тем, что там увидела. Шла речь о том, как улучшить жизнь местного населения и как улучшить транспортное сообщение с Соловками. Как сохранить природные богатства архипелага. Как не допустить того, чтобы какие-либо группы туристов вели себя вызывающе, непочтительно в этом месте. Словом, рассматривался весь комплекс проблем и весь комплекс возможных мероприятий, которые нужно осуществить для того, чтобы Соловки стали тем, чем они были всегда в истории — местом, притягательным для множества людей, приезжающих из разных регионов России и из разных стран.

Будем надеяться, что все намеченные планы осуществятся. Всех приглашаю приехать на Соловки. Помолиться, познакомиться с величайшими страницами нашей истории и получить духовный заряд для того, чтобы осмысленно жить — каждому человеку и народу в целом — в нашем сложном мире. Жить по-христиански, жить так, чтобы мы могли побеждать любые внешние обстоятельства силой Божией, силой молитвы, силой нашего труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *