что такое солдатская шинель
Шинель: два века на службе в армии
Этот вид военного обмундирования знаком каждому солдату, да и у многих штатских он тоже на слуху. Его появление было обусловлено модой своего времени, но жизненная практичность и дешевизна изготовления позволили пережить свою эпоху. Уходили правители, исчезали империи, возникали и угасали войны, менялся неоднократно вид военной формы, но шинель долго оставалась на своем боевом посту, и что примечательно, практически без изменений.
Под шинелью обычно понимают форменное пальто из плотной шерстяной ткани со складкой на спине и удерживающим ее сложенной хлястиком. Само слово заимствовано из французского, где «chenille» обозначает утренний костюм. Сейчас нет достоверных данных, кто и когда придумал шинель. Есть только предположительные даты.
Первыми шинель, или лучше сказать великое пальто (greatcoatb), надели англичане в конце XVII века. Ее внешний вид, конечно, отличался от сегодняшнего, прежде всего отсутствием рукавов. Но вот защитные свойства, благодаря которым она хорошо согревала хозяина в сырую и дождливую погоду, быстро оценили военные. И на рубеже столетий она приходит в армию Ее Величества. Так в 1800 году герцог Кентский, командующий силами в Канаде, издал указ, согласно которому всем офицерам в Британской Северной Америке полагалось носить двубортное пальто, изготовленное из синего сукна. Через два года, в 1802 году, эти правила были изданы для всей британской армии.
Примерно в это же время шинель пришла и в Россию. В то время наше государство постоянно участвовало в войнах, поэтому чиновники средств на армию не жалели и, говоря сегодняшним языком, внедряли самые новые технологии. Но как это в нашей стране бывает, без казусов и печальных историй не обошлось.
Первые упоминания о введении шинели в армии появляются в пехотном уставе, согласно которому, шинель полагалась всем строевым и нестроевым нижним чинам для ношения в холодную и дождливую погоду поверх мундира. Для чинов егерских батальонов, а впоследствии полков, шинели полагалось строить из темно-зеленого сукна, для всех прочих полков – из белого. На каждую шинель отпускалось по 4 аршина 4 вершка сукна и на подкладку в рукава 3 аршина холста. Пуговицы, 6 шт., должны были быть деревянными, обтянутыми сукном. Срок носки шинели назначался в 4 года.
В течение 1797 года часть пехотных полков, у которых сроки носки старых потемкинских епанчей (плащ без рукава) истекли и которые не успели построить новые к концу года, получив предписание о продлении сроков службы епанчей, стали строить шинели по новому образцу, предусмотренному уставом. Шинели, по мнению очевидцев, быстро стали завоевывать популярность. Так это описывает один гренадер Бутырского полка: «Шинели с рукавами. Это было очень удобно; не в пример противу плащей; особливо в ненастную погоду или зимнюю пору. Можно всю амуницию надеть сверху шинели, а с плащом этого не сделаешь: он был без рукавов».
Но по какой-то причине все эти очевидные преимущества шинелей были проигнорированы императором Павлом, и он предписал вернуться к прежним плащам. Почему он это сделал, непонятно до сих пор. То ли из соображений дешевизны последних, или из подражания прусакам, но так или иначе, в новых штатах и табелях полевых пехотных и кавалерийских полков, «Высочайше от Его Императорского Величества конфирмованных в 5 день января 1798 года», опять были для всех строевых нижних чинов введены плащи белого сукна, за исключением только строевых и нестроевых чинов егерских полков и нестроевых мушкетерских и гренадерских полков, которым были оставлены шинели, первым темно-зеленого, а последним белого сукна.
Неизвестно, кто же был инициатором возвращения шинели к жизни, но фактом остается то, что уже в начале 1799 г. Его Императорским Высочеством великим князем Александром Павловичем, председательствующим в Военном департаменте, были представлены на апробацию императору новые образцы шинелей, которые полагалось иметь всем чинам вместо плащей. После положительного решения Павла I Александр Павлович отправил эти образцы прямо к управляющему Комиссариатской экспедицией генералу от инфантерии и кавалеру Вязмитинову и объявил 30 января Государственной военной коллегии: «Его Императорское Величество Всевысочайше указать соизволил, чтобы отныне впредь все войски, которым по последне апробованным штатам и табелям положены плащи из белого сукна, имели вместо тех плащей шинели по высочайше апробированным вновь образцам, полагая пропорцию сукна ту же, какова и на плащи положена была; т. е.: в кавалерийских полках по 5, а в прочих пеших войсках по 4 аршина 4 вершка на каждую шинель».
В Военную коллегию этот указ поступил 31 января, и уже 5 февраля Государственная военная коллегия выпустила в войска и всем надлежащим инстанциям указ: «Для надлежащего исполнения с тем, чтоб по прошествии сроков ныне имеющимся плащам от комиссариата делан был отпуск показанного количества сукна, с прибавлением ко оным надлежащего числа холста в рукава».
Уже через два года шинель прочно обосновалась в армии.
Согласно тому же документу шинель выглядела так:
«… из некрашеного сукна, темно- или светлосерого, только бы во всем полку одинакового, цвета, – с воротником и погонами по цвету и покрою мундирных, и с серыми, круглыми обшлагами. Строилась так, что могла быть надеваема не только на мундир, но еще и на фуфайку или полушубок. Напереди она застегивалась семью медными, плоскими пуговицами, в таком расстоянии одна от другой нашитыми, что при надетой сверх шинели портупее, самая нижняя пуговица приходилась под портупеею, а верхняя половина задних клапанов выходила сверх портупеи». Модернизация шла постоянно. С 19 октября 1803 года «всем унтер-офицерам Мушкетерских полков, на мундирах и шинелях, вместо одного погона, повелено иметь два».
Для рядовых шинели изготавливали из самого дешевого сукна ценой 65 копеек за аршин, было оно серого или, как еще говорили, хлебного цвета. Ткани шинель требовала много – на одну вещь уходило около трех метров, а на кавалерийскую шинель еще больше – около четырех метров. Дело в том, что кавалерийская была длиннее, с большим количеством складок на спине. И когда всадник был в седле, он расстегивал сзади хлястик и расправлял полы шинели, как попону. Края шинели никак не обрабатывались – толстое сукно в отличие от тонкого не сыпется.
Шили шинели из специального шерстяного сукна, которое обладало отличными теплоизоляционными свойствами – в походных условиях солдаты заворачивались в нее, как в одеяло. Современные любители, которые реконструируют исторические военные события, тоже пробовали: говорят, что не холодно, особенно если принять перед этим «фронтовые» сто граммов. Сукно очень прочное, даже в огне не горит: например, если попала искра от костра, то оно не вспыхнет, а будет медленно тлеть.
Хорошим примером того, что шинель заслужила любовь среди солдат, является появление анекдотов, сказок и басен с ее участием. Вот одна из историй:
Говорил барин с солдатом. Стал солдат хвалить свою шинель: «Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью». Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришел барин домой и говорит жене: «Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью». Жена стала его бранить: «Ну как же ты будешь спать?» И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко. Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата. Привели солдата. «Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?» – «Никак нет, ваше благородие», – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою. «Куда как хорошо, – говорит, – на шинели после походу спится!» Полковой командир похвалил солдата.
С другой стороны, есть мнение, что воевать в шинели было не очень удобно. Длинные полы путались под ногами и сковывали движения. Одно время солдатам в строю разрешалось заправлять края шинели за ремень, чтобы маршировать было удобнее.
На протяжении своей «службы» в русской, потом советской, а затем и российской армии шинель не раз менялась по длине и фасону, подстраиваясь под нужды военных.
В Красной Армии в 1919 году был утвержден такой фасон шинели: однобортная, из сукна защитного цвета, с цветными клапанами (в зависимости от рода войск). Нагрудные клапаны почему-то называли «разговорами». Потом «разговоры» пропали, шинель стали застегивать на крючки. С 1935 года шинель стала двубортной, с отложным воротником. На спине осталась всего одна встречная складка (раньше было 6–7), по всей видимости, для экономии материала. Длину определяли просто: отмеряли от пола 18–22 см и отрезали. Цвет шинели в армии всегда оставался близким или к защитному, или к стальному. Но даже если шинель была одного образца, в разных регионах она могла отличаться по цвету – красители на разных фабриках давали свой оттенок. И только военнослужащие Военно-морского флота всегда щеголяли в одинаковых черных шинелях.
Как и в царской армии, в РККА были приняты пехотная и кавалерийская (длиной до пола) шинели. Шились они из грубого серо-коричневого сукна. Для офицеров и высшего командного состава шили шинели из сукна высшего качества. Генеральские шинели имели отвороты, подбитые красным материалом, и красные канты в швах. Для генералов авиации такие канты и отвороты были голубыми. Парадная офицерская шинель шилась из сукна стального цвета. На флоте шинель шили из сукна черного цвета.
В советское время, особенно в предвоенные и военные годы, на производство шинелей и сукна для них работала целая индустрия – в год изготавливались миллионы метров сукна. На каждую шинель уходило около трех метров ткани. Все это, естественно, пригодилось во время Второй мировой войны, где шинели пришлось пройти вместе с солдатами все тяготы и невзгоды. Причем использовалась она не только странами союзников, но и немцами.
Одним из лучших воспоминаний о том, чем являлась шинель для людей того времени, может послужить одноименный рассказ Виктора Астафьева.
«… Она жалеет свою солдатскую шинель. В этой шинели она ползала по передовой и вынесла на ней того, кто стал отцом ее единственного сына. Под этой шинелью она спала, любила и родила своего ребенка.
Однажды ей стало нечем кормить сына, не на что было выкупить горячее питание из детской кухни. На дворе был март, и она решила, что холода уже кончились, отнесла шинель на рынок и отдала за бесценок, потому что в ту пору и на рынке продавалось много шинелей, почти новых и с хлястиками… Сын лежал в темноте и думал о том, что первая седина у матери, наверное, появилась в тот день, когда она продала шинель. И еще он думал о том, что ему надо прожить очень большую жизнь и страшно много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель без хлястика».
После Великой Отечественной войны шинель еще долго была в строю. Коренной перелом наступил во время афганской кампании, где ей пришлось постепенно уступить место более современной одежде, скажем, ватнику и камуфляжному бушлату. Хотя ватники появились еще во время финской войны – их поддевали для тепла все под ту же шинель, только в 70-х они стали самостоятельной одеждой. Как ни грустно, но время шинели, несмотря на все ее заслуги, ушло в прошлое.
В Вооруженных силах Российской Федерации шинель как вид обмундирования исчезла. Ей на смену пришло двубортное шерстяное пальто оливкового цвета (черного для ВМФ), которое носят с погонами, шевроном и эмблемами по роду войск. Для офицеров и прапорщиков предусмотрен съемный меховой воротник (для генералов и полковников из каракуля) и подкладка. Конечно, их по привычке также называют шинелью, но от тех свойств, которыми должна обладать вещь с таким названием, практически ничего не осталось. Она не греет и очень сильно мнется. С другой стороны, и требования к ней изменились. Если раньше в ней надо было ходить в атаку, то теперь этого не требовалось, поскольку пальто позиционируется как вид повседневной или парадной формы одежды. К тому же форменное пальто такого же пошива стали носить не только военные, но и сотрудники прокуратуры, МЧС, Ростехнадзора, российских железных дорог и прочих организаций. Лишь только цвет у них отличается.
Но если пальто образца 90-х годов еще как-то походило по внешнему виду и материалу на шинель, то в новой версии от Валентина Юдашкина оно окончательно приобрело статус своего истинного названия – пальто с погонами. Именно в таком виде оно используется и в армиях других стран.
Как ни прискорбно, но шинель постепенно исчезла из армейского обихода, хотя вспоминать, наверное, ее будут еще долго.
Что такое солдатская шинель
В истории отечественной униформы император Павел I навсегда остался как правитель, при котором начала массово вводиться в употребление, пожалуй, наиболее практичная вещь солдатского гардероба — шинель. С 1797 года она заменяла епанчу, носившуюся нашими воинами со времен Петра I, но совершенно не отвечавшую условиям походной жизни.
По поводу происхождения слова существуют разные версии. Встречается точка зрения, что оно произошло от прусского термина, обозначавшего «покрышку из грубого сукна для охотничьих собак». Утверждается, что «издевательски циничная мысль присвоить новой одежде русских солдат существовавшее название собачьей попонки» пришла в голову одному из прусских военных, окружавших Павла I.
С начала царствования Александра I шинель становится одним из самых необходимых предметов солдатского гардероба. Ее носили почти всегда. Летом, надетая на исподнюю рубаху, она становилась основным предметом повседневной, полевой, караульной и походной формы, зимой — расстегнув хлястик, солдат мог надеть ее поверх всей амуниции, а то и (в сильной мороз) полушубка.
Шинель шилась из грубого некрашеного сукна различных оттенков серовато-рыжеватого цвета. Главным условием являлось соблюдение единого оттенка в полку. До 1858 года принципиальных трансформаций солдатская шинель не претерпела. Затем были внесены изменения: шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, отложной воротник, на который нашивались цветные клапаны. В подобном виде солдатская шинель существовала до 1917 года. Отметим лишь, что в военное время полагалось нашивать пуговицы защитного цвета или не нашивать их вообще. С 31 августа 1914 года нижние чины тыловых и вспомогательных частей носили шинели без цветных клапанов на воротниках. Разумеется, в окопах Первой мировой войны встречались все разновидности российской солдатской шинели.
Из некрашеного сукна шились не только солдатские, но и офицерские шинели. Подбитые мехом, ватой и клеенкой, зачастую имевшие обшитые мехом воротники, они, несомненно, согревали хозяина лучше солдатских, но офицеры свои шинели не любили, предпочитая в полевых условиях введенные в 1809 году сюртуки из темно-зеленого сукна на красной суконной подкладке. Сюртуки также подбивали ватой, мехом и т.д.
В 1854 году была принята походная офицерская шинель, шившаяся по образцу шинелей для нижних чинов. Именно для ношения на этой шинели офицеры получили галунные погоны. А вот шарф и офицерский знак на ней носить запрещалось. Для ношения под шинелью полусабли у левого кармана делался продольный разрез, а для удобства езды верхом — разрезная шлица сзади, застегивавшаяся на пуговицы. Из наград на походных шинелях разрешалось носить только георгиевские.
20 мая 1855 года шинели заменили плащи или плащи-пальто. Они были двубортными с горизонтально прорезанными карманами, имели по 6 пуговиц на каждый борт. Зимой разрешалось пристегивать воротник из черной смушки. Генеральское пальто имело цветную подкладку и выпушку вокруг воротника, по бортам, обшлагам, карманным клапанам и хлястику на спине. Это пальто без значимых изменений существовало до 1917 года. Впрочем, для использования в полевых условиях офицеры часто изготавливали шинели солдатского покроя из солдатского сукна.
Шинель являлась одним из первых четырех образцов обмундирования, введенных в 1919 году, хотя в приказе РВСР от 8 апреля 1919 года № 628 ее назвали кафтаном. Кавалерийская шинель была длиннее пехотной, имела разрезную шлицу сзади, флотская сохранила традиционный черный цвет. В 1924 году была принята на снабжение однобортная пехотная и кавалерийская шинель, покрой которой в дальнейшем оставался неизменным.
Для всех родов войск шинель изготовлялась из серого шинельного сукна на бязевой подкладке до талии; она состояла из двух пол, спинки, воротника и рукавов. К левому борту от талии до верха пристрачивался суконный подборт, застегивалась слева направо на четыре пары металлических крючков и петель. Спинка — цельная с двойной складкой посередине, по талии — съемный хлястик на двух пуговицах. Сзади имелась разрезная шлица. Воротник был отложной, на него нашивались петлицы по роду войск.
В таких шинелях наши солдаты встретили Великую Отечественную войну. Правда, разрешалось носить и однобортные шинели образца 1926 года. Это была фактически знакомая нам шинель образца 1924 года, у которой воротник и обшлага впредь полагалось шить не из темно-серого сукна, как прежде, а из материала цвета шинели.
Следует сказать, что в годы Великой Отечественной войны использовалось множество моделей шинелей, вплоть до дореволюционных образцов. Даже солдатская шинель образца 1935 года шилась, как минимум, из пяти разновидностей сукна: три сорта отечественных и два — импортных. При этом каждый вид ткани имел много вариантов. Солдатская шинель была цвета некрашеного сукна. К концу войны в верхней одежде советских воинов появился некоторый цветовой разнобой: наряду с бледно-серыми все чаще встречались шинели коричневого оттенка и даже цвета хаки.
С 1943 года на двубортных шинелях высшего, старшего и среднего командного состава стали пришивать по 6 пуговиц на борт. Шинели младшего командного и рядового состава по-прежнему застегиваются на крючки. Солдатскую шинель украсят декоративные пуговицы (5 штук в один ряд) только в 1969 году. Около того же времени цвет ее сукна окончательно приобретет коричневый, так называемый брежневский оттенок. Около 1955 года офицерские парадные шинели будут шиться из материала стального цвета. С этого времени и до 1994 года цвет шинелей был у высшего, старшего и младшего офицерского состава, а также прапорщиков — стальной (парадная) и темно-серый (повседневная форма); у сержантского и рядового состава — темно-серый с коричневым оттенком.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1010 вводится единый образец зимнего шерстяного пальто. Подобно кафтану образца 1919 года, эта одежда для всех категорий военнослужащих практически одинакова и имеет подкладку с шерстяным утеплителем. Отличия заключаются в некоторых деталях (например, съемный воротник для пальто высших офицеров изготавливается из натурального каракуля, для старшего и младшего офицерского состава — из овчины, для прапорщиков — из искусственного меха. Практически без изменений это пальто существует и сегодня.
В обиходном сознании шинель настолько привычная часть воинского одеяния, что фраза «надеть шинель» (не китель, гимнастерку или еще что-то, а именно шинель) фактически означает быть призванным в ряды Вооруженных сил.
За годы войны на обеспечение войск пошло более 38 млн шинелей. Кроме того, в течение войны, включая и текущую починку в войсках, было отремонтировано 17 млн 179 тыс. шинелей. В результате расход шинелей в год на одного человека составил 0,95 против 1,16 в Первую мировую войну.
Отнюдь не претендуя на исчерпывающий ответ, заметим следующее. Проверено и на себе, и подтверждается личными впечатлениями многих участников групп исторической реконструкции, что надетая через левое плечо шинельная скатка вселяла в солдата ощущение законченности одеяния, придавала уверенности, создавала чувство защищенности. Так что в годы Великой Отечественной войны шинельная скатка являлась уже чисто психологическим фактором.
История военной шинели
В ночь сырую, длинную
Служишь ты периною,
А почему, собственно, шинель серая? Почему не черная, синяя или буро–малиновая? – спросите вы. А я отвечу: а потому, что экономика. Серый цвет — это естественный цвет ткани под названием сукно, из которого она пошита. А окраска сукна существенно поднимает стоимость ткани. К примеру, в 1776 году по документам того времени 1 аршин некрашеного сукна стоил 72 тогдашних копейки, а крашеного – 84 копейки. Поэтому, когда надо обмундировать дружину или оруженосцев, это не очень затратно, и немногочисленные средневековые вооруженные отряды щеголяли буйством расцветок, другое же дело, когда в бой вступают миллионные армии, здесь каждая непотраченная копейка дает в сумме существенную экономию оборонного бюджета. Но это я заглянул вперед, вернемся к началу истории.
Итак, что такое шинель. Этимология слова «шинель» однозначно не определена, существуют несколько версий. По одной версии, которую можно прочесть в википедии, шинель образовалась от «французского слова chenille (современное прочтение: сениль, синиль — цветной шнур, пряжа, бахрома). Сениль была непременным атрибутом отделки военной одежды в прошлом, вследствие чего произошел перенос значения слова». С этой версией спорит другая, которая говорит, что да, слово французское, но переводится как «гусеница», и обозначала в то время широкую утреннюю одежду, которая украшалась зигзагообразным шитьем из галуна, это шитье напоминало извивающуюся гусеницу. Существует еще предположение, что слово произошло от искаженного прусского термина, обозначавшего «покрышку из грубого сукна для охотничьих собак». Короче говоря, похоже, мы так и не узнаем, откуда взялось это слово.
Само определение шинели довольно точное, энциклопедические словари говорят о том, что это «форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком», ранние словари оговаривают, что под шинелью понималась еще форменная гражданская одежда, которую носили чиновники.
— А зачем на этой одежде складка и хлястик?
Отстегнув хлястик, удерживающий складку или складки (бывало до шести складок) сложенной, шинелью можно существенно увеличить площадь укрываемой поверхности за счет дополнительного материала, который при обычном ношении прячется в складку; разложенная шинель превращается в одеяло или плащ–палатку, в которую можно закутаться полностью с головой, это что–то универсальной одежды.
— А почему шинели делали из сукна, шерстяной ткани?
А потому, что другой ткани массового производства больше не было. Современные люди, привыкшие к бесконечному разнообразию типов современных тканей, от кожи молодого дермантина до меха чебурашки, как–то упускают из вида то, что тогда в Европе материалов для изготовления тканей было раз, два и. все. Шерсть, лен, пенька. Но лен в основном шел на производство нижней одежды, он был непрочен и очень плохо окрашивался; пеньку изготавливали из стеблей конопли, которую вымачивали в воде многие месяцы, ткань из нее получалась грубой, так называемой «дерюжной», поэтому в основном из пеньки делали веревки и канаты.
— А хлопок? – спросите вы.
А не было тогда хлопка. Вернее, он был, но только не в Европе. Да, его привозили из Индии в виде хлопка–сырца, но он шел в основном на производство фитилей для свечей. И массовое производство хлопчатобумажных тканей началось только с наступлением промышленной революции, а это самый конец 18 — начало 19 века. Так что тут только шерсть, без вариантов.
Типы основных шерстяных тканей
От чешс. «соукать» — мять, валять. Тканый материал из шерстяных нитей. После изготовления ткани ворс дополнительно сваливают так, чтобы валяная поверхность полностью закрывала переплетение нитей, т.е. нитей не видно вообще.
От франц. «frise» — завивать. Грубое толстое сукно низкого сорта, имеющее слегка завитой ворс. Термин «фризование» в суконном деле обозначал операцию по приданию ворсу ткани легкой волнистости.
От англ. «flannel» (от валлийск. gwlan — шерсть). Ткань с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом.
От голл. «baai» (от старофранц. baie — шерстяная материя) Мягкая, плотная ткань с более густым начесанным ворсом на изнаночной стороне.
От нем. «kammwolle» — чесаная шерсть. Тканый материал из шерстяных нитей. В отличие от сукна, поверхность камвольных тканей совершенно гладка или слегка ворсиста, переплетение нитей рельефно проступает на поверхности материала, войлокообразный слой от валки отсутствует.
Взошедший на престол после смерти Павла I его сын Александр I оставил шинель как верхнюю одежду армии. Покрой ее менялся с течением времени, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде того времени. Довольно сильное влияние на строй шинели оказала война с Францией, которая началась с 1805г. Вот французская шинель наполеоновской армии:
А это гренадер лейб–гвардии Финляндского полка в 1806г, в надетой шинели и скатанной, закрепленной на ранце. Шинель, как видно, стала короче шинели 1799г, стоячий ворот удлинился.
До 1858 года существенных трансформаций в форме шинели не было, затем были внесены изменения: шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны.
Шинели для пехоты и кавалерии отличались длиной, у кавалеристов шинель была с разрезным шлицем и существенно длиннее, чтобы при езде на лошади полы шинели закрывали ноги и служили как попона для самой лошади. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной из того же шинельного сукна для утепления плеч, у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерины было две. Вот обер–офицер (младший командный состав) лейб–гвардии Измайловского полка в надетой как плащ офицерской шинели, апрель 1864г.
В похожем виде армейская шинель просуществовала долго, аж до революции 1917г. Изменения, разумеется, были (убрали пелерины с офицерских шинелей, менялось количество пуговиц и способ застегивания у солдат – на крючки, кавалерийские шинели получили широкие обшлага на рукавах и т.д.), но описывать эти изменения в статье нет никакой возможности – к примеру, в библиотеке есть 33! тома указов и распоряжений по разделу «Перемены в одежде и оружии Российской армии» только с 1700 по 1881 года.
Вот шинель для нижних чинов обр. 1911г. со знаками отличия офицерского состава (на время войны офицеры частей обязаны были носить в военное время предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия).
История появления послереволюционной шинели довольно запутанная и полна мифов. После революции отряды красной гвардии одевались кто во что горазд, единственным обязательным элементом был красный бант на одежде или красная лента на головном уборе, но все это отдавало каким–то цыганским разноцветием и, бывало, парад революционных частей очень напоминал налет партизан на водокачку. Уже в 1918г руководству республики стала ясна необходимость однообразной формы одежды для войск.
Приказом народного комиссара по военным делам №306 от 25 апреля 1918 года учреждена временная комиссия по созданию новой формы одежды, приказом № 380 от 21 мая 1918 г. объявлен конкурс на лучший ее проект и создано жюри конкурса. В конкурсе принимали участие В. Васнецов, Б. Кустодиев, М. Езучевский, С. Аркадьевский и многие другие известные художники.
8 апреля 1919г приказом № 628 были утверждены первые образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск, кожаными лаптями, были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками–хлястиками на груди из цветного сукна также по роду войск.
— А зачем тут приведен целый список номеров приказов и распоряжений?
А это список аргументов в споре с довольно распространенным мифом о том, что такое обмундирование патриотического вида разработано русским художником Васнецовым еще до революции, во время первой мировой войны, и предназначено было для парада в Берлине, а, может, и в Константинополе. Я честно долго пытался найти источник этого мифа, но все, придерживающиеся этого мифа, ссылаются на цитату из книги «Общество русских купцов и промышленников», автор Второв О. А., Берлин, 1924г. Вот сама цитата:
«…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры – вооруженному отряду партии».
Но, что самое интересное, книги с такими выходными данными не существует ни у нас, ни за рубежом. И единственное, что удалось нарыть исследователям, это интервью некоего Второва О.А., прораба треста «Энергомонтаж», где он вспоминает о своих предках, оперируя слухами, сообщенными ему в 1980 годах.
Так что, с одной стороны, есть один мутный источник, рассказывающий о том, что новая форма была разработана до революции, с другой стороны, масса документальных свидетельств о том, что это было после. Вообще, о чем говорить, если для выставки работ конкурсантов был отведен целый гимнастический зал 5–й гимназии в Москве, который, по воспоминаниям участников, был забит рисунками и образцами. Вот эскиз шинели за предполагаемым авторством В.Васнецова, из работ для конкурса:
Но мифы – вещь живучая.
Изменения в форме советской шинели пошли практически сразу. Уже в 1924г отменяются цветные нагрудные клапаны, демаскировавшие солдата в бою, воротник и обшлага изготавливаются из сукна такого же цвета, что и сама шинель.
В 1935г шинель снова претерпевает изменение. Для командного и начальствующего состава вводится двубортная шинель из серого сукна на четырёх по борту пуговицах единого покроя, для рядового и сержантского состава — шинель однобортная, более грубого сукна, чем офицерская, без пуговиц по борту.
В примерно таком виде шинель, собственно, и просуществовала до конца 20 века, из значимых изменений – с 1943г на двубортных шинелях высшего, старшего и среднего командного состава стали пришивать по 6 пуговиц на борт. Шинели младшего командного и рядового состава по–прежнему застёгиваются на крючки. В 1969г на шинель для солдат и сержантов пришили 5 фальшпуговиц.
Были, конечно, попытки как–то облагородить шинель, придать неказистой форме какие–то элементы шика, но это, естественно, была чистая отсебятина. Солдаты наглаживали на шинелях стрелки с помощью мыла, острота стрелок была такова, что, казалось, о них можно порезаться, расчесывали сукно с помощью стальных щеток до такой степени, что казалось, что шинель изготовлена из мохера. Офицеры тоже давали полет фантазии – зашитая складка на спине, позволяющая довольно бесформенную шинель точно подогнать под фигуру, после такой подгонки шинель сидела как влитая.
А сейчас в российской армии шинели нет. Довольно образно причину обрисовало армянское радио, когда его спросили, можно ли изнасиловать женщину на бегу. Армянское радио ответило:
— нельзя, потому что женщина с поднятой юбкой бежит гораздо быстрее, чем мужчина со спущенными штанами.
Военная шинель стала неактуальной при смене концепции ведения боевых действий. Во времена плотных пехотных каре, сплошных линий фронта, миллионных армий – дешевая, универсальная, в общем–то незаменимая одежда. Но тяжелая, неудобная, путающаяся в ногах – во время маневренного боя в современной «войны моторов» и перехода к контрактной, профессиональной армии. Уже по итогам военной кампании в Афганистане стало ясно, что обмундирование советской армии устарело и нуждается в приведении его к современным реалиям. В связи с развалом СССР процесс перехода на новое обмундирование затянулся, только в 1994г приказом президента Российской федерации шинель сменили на пальто, т.е. без складки и хлястика. И пальто сейчас позиционируется только как вид повседневной или парадной формы одежды, в полевых и боевых условиях в качестве верхней одежды используются различные куртки и бушлаты.
Шинель – это уже история, но, наверное, вспоминать ее будут еще очень долго.
P.S. Шинель в других армиях.
Одевать однообразно войска в европейских странах начали раньше, чем в России. Театр боевых действий в тогдашней средневековой Европе не отличался масштабностью, управление немногочисленными армиями многочисленных лоскутных государств требовало быстро отличать в бою своих от чужих, затруднить дезертирство, что возможно, если военная одежда сильно отличается от гражданской; от армии требовалась жесткая дисциплина, слаженность действий – все это облегчается, когда армия одета одинаково. Одним из первых одел в форму свою армию Кромвель в 1645г, по его приказу солдаты надели красные кафтаны. На континенте в форму переоделись значительно позднее – только в 1749г во Франции декретом короля Людовиком XV было установлено понятие формы в армии. Правда, какие–то зачатки однообразной военной одежды были еще при Людовике XIV, отдельные полки одевались в разные цвета. В Пруссии только Фридрих Великий ввел однообразную форму своих войск, а это начало Семилетней войны, 1756—1763гг.
Впервые шинель как верхняя теплая военная одежда появилась в Англии, ведь именно там началась и развилась суконная промышленность (правление Тюдоров, XV—XVI). Первая английская шинель (greatcoat) датируется 1780г. Правда, она была без рукавов и напоминала плащ–палатку. Но очень быстро эта дешевая теплая одежда приобрела классические очертания (рукава, стоячий или отложной воротник) и распространилась по всей Европе. И внешний вид шинелей разных стран не особо отличался друг от друга, варьировался цвет, количество пуговиц и другие незначительные детали.
Производство обмундирования очень сильно повлияло на развитие суконной промышленности. В XVII веке вслед за Англией с ее первыми в мире суконными заводами стало бурно развиваться производство сукна на континенте. Во Франции под руководством Кольбера появились массово суконные мануфактуры, в Пруссии производство сукна достигло настолько большого масштаба, что при потреблении самой Пруссией 50 тыс. кусков сукна в год русская компания в Берлине вывозила в Россию 20 тыс. кусков солдатского сукна в год. Но его в России не хватало, и по приказу Петра I были построены Московские и Казанские суконные фабрики, в 1729г на них работало по 700 рабочих и около 130 ткацких станков.
И темпы производства сукна росли с каждым годом. Впечатляющий результат был зафиксирован во время первой мировой войны — в России за период боевых действий 1914–1917 годов в действующую армию поступило от отечественных производителей 50 млн шинелей. А для изготовления одной шинели требовалась в среднем шерсть почти двух овец. Ничего подобного в мировой военной истории более не наблюдалось! К слову, рекорд производства шинелей во вторую мировую войну также принадлежит нашей стране — советская лёгкая промышленность за 1941–1945 годы произвела 38 млн шинелей.