что такое сокрушенный дух
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования Пс. 50:19
Свт. Иоанн Златоуст
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
[Смиренные мысли, говорит, приятная и угодная Тебе, Богу нашему, жертва. И так как Ты сильно смутил мое сердце и насколько можно сокрушил его, я принесу угодную Тебе жертву]. Я принесу Тебе в жертву смирение: только разреши мой грех, дай мне Духа Святого.
Эта жертва, – я говорю о смирении, – не только теперь гораздо выше иудейской: тоже было и тогда. Три отрока, в Вавилоне поправшие пламень печи, юные и старцы, в малом числе оказавшиеся сильнее многих, пленники, одолевшие царя, потерявшие отечество, но сохранившие веру, обнаженные и одетые, нищие и богатые, рабы, возвысившиеся над свободными, превратившие пламень в росу, преложившие стихии, погасившие силу огня, связанные мучителем и разрешенные огнем, – (эти отроки) воспевали и говорили: «согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили; и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» (Дан.3:29, 38–39). «Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит».
Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Плач есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, то есть не предаст во власть и поругание демонам, как предается им сердце гордое, исполненное самомнения, самонадеянности, тщеславия.
О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.
Письма к мирянам. Письмо 214.
См. также Толкование на Пс. 50:18
Прп. Серафим Саровский
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словам Евангельским: Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы? Он же рече им: Враг человек сие сотвори (Мф. 13, 27-28).
Поучения.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Сердце сокрушенно, говорится, Бог не уничижит. Почему? Потому что оно сокрушенно, [размягчено] и, значит, нечистота вся из него вытекла, как из разбитого, наполненного разною грязью сосуда. То и беда, если сердце наше, нечистое, скверное от природы, от своего нерадения и от своей испорченности остается таким: в таком случае прибывают постоянно в нем нечистоты к нечистотам, и горе тому человеку, который не сокрушает своего сердца самовхождением, самосозерцанием, саморазмышлением. Какой признак сокрушенного сердца? А какой знак того, что сосуд, наполненный жидкостию, разбился? Тот, когда течет из него, просачивается жидкость. Так и признак сокрушенного сердца тот, когда из глаз текут слезы. С этими слезами выходит нечистота сердечная. Вот почему слезы в деле нашего спасения ценятся очень дорого, как знак выздоровления души. Вот почему в молитвах своих к Богу Церковь просит чадам своим слез, скверну сердца очищающих.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Феодорит Кирский
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Евфимий Зигабен
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Жертва Богу—дух сокрушен
Душа, непринужденно сокрушающаяся по своему смирению и своей кротости,—вот благоугодная и благоприятная Богу жертва.
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Часто Писание, как мы и заметили уже, сердцем называет душу, потому что сердце весьма тесно соединено с душею, а равно и душа преимущественно пребывает в сердце, почему, когда страдает какою либо болезнию сердце, душа тотчас вылетает или уходит из тела. Итак, сей то сокрушенной и смиренной души Бог не уничижает, то есть, не отвращается.
Слова великого Василия: Сокрушение сердца есть уничтожение человеческих помыслов; ибо кто презирает земное и предается слову Божию, покоряя величественный ум свой превосходящим человека и божественнейшим, тот может иметь сокрушенное сердце и принесть оную не уничиженную Господом жертву. А которым Бог благодетельствует, желая, чтоб они ходили в обновленной жизни своей, в тех сокрушает ветхого человека. Посему-то жертва Богу есть дух сокрушенный; ибо здесь сокрушается дух миpa, производивший грех, дабы дух правый обновился во внутренностях, и им надобно свое высокомудрое и надменное знанием сердце сокрушать, чтоб смирение их было жертвою Богу. Преподобного Марка: Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла; сокрушает сердце троякое воздержание, то есть, от сна, чрева и от телесного покоя, Феодорита: Божественный Давид, услышав Божественный глас: не пpииму из дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов,—жертва, говорит, Тебе наилучшая и благоприятная есть смирение духа; посему, весьма смирив мое сердце и как бы сокрушив его, я принесу Тебе наилучшую жертву. Cии слова произнесли и блаженные отроки в пещи: С сердцем, говорили, сокрушенным и духом смирения да будем приняты Тобою, как со всесожжениями овнов и тучных быков. Согласно с ним говорит и Исихий: Здесь дух означает, что жертва, благоприятная Богу, есть смиренномудрие: ибо блаженны нищие духом, потому что таковых есть царство небесное. Как же мы можем сокрушить дух смирением? Когда, делая добро, не будем возноситься, но непрестанно памятовать грехи. А в изъяснении: Помилуй мя, Боже, содержится и следующее, что хотя дух сокрушенный и сердце смиренное и отделены одно от другого, однакож в истинно кающемся они соединяются, как и в грешнике сходятся дух гордый и сердце жестокое; ибо кто согрешает по гордости своего духа, тот согрешает и по жестокости сердца своего. Заметь, что блаженный Августин называет слезы потом сердца и кровию души. Посему, кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души. Посему и один из святых, имея в виду сию жертву, сказал: Бог лучше принимает покаяние от того, кто со смирением и сокрушением кается, нежели безвиновность теплого и ослабевшего праведника.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Сими словами яснее изображает, что жертва хвалы еще приятнее бывает Богу, когда от сердца сокрушеннаго и смиреннаго происходит: то есть, когда человек, признавая бедность свою и милосердие Божие, смиряется под крепкую руку Его, и Ему честь и славу, а себе стыд и срам присвояет (Дан. 9:7). Дух сокрушен то же есть, что и сердце сокрушено; а сердце сокрушено то же есть, что душа, печалию уязвленная и скорбящая о грехе, содеянном против Бога. Сие сокрушение духа есть жертва благоприятнейшая Богу; ибо как грехами раздражается Бог, так покаянием и сокрушением духа умилостивляется, и потому прилично сказано: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и инде: гордым Бог противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Еп. Ириней (Орда)
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Толкование на Псалтирь 50:19
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 50:19 / Пс 50:19
Толкования Пс. 50:19
Иоанн Златоуст (
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
[Смиренные мысли, говорит, приятная и угодная Тебе, Богу нашему, жертва. И так как Ты сильно смутил мое сердце и насколько можно сокрушил его, я принесу угодную Тебе жертву]. Я принесу Тебе в жертву смирение: только разреши мой грех, дай мне Духа Святого.
Эта жертва, — я говорю о смирении, — не только теперь гораздо выше иудейской: тоже было и тогда. Три отрока, в Вавилоне поправшие пламень печи, юные и старцы, в малом числе оказавшиеся сильнее многих, пленники, одолевшие царя, потерявшие отечество, но сохранившие веру, обнаженные и одетые, нищие и богатые, рабы, возвысившиеся над свободными, превратившие пламень в росу, преложившие стихии, погасившие силу огня, связанные мучителем и разрешенные огнем, — (эти отроки) воспевали и говорили: «согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили; и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» (Дан.3:29, 38−39). «Жертва Богу — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит».
Источник: Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Плач есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, то есть не предаст во власть и поругание демонам, как предается им сердце гордое, исполненное самомнения, самонадеянности, тщеславия.
Источник: О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.
Источник: Письма к мирянам. Письмо 214.
См. также Толкование на Пс. 50:18
Серафим Саровский
Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словам Евангельским: Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы? Он же рече им: Враг человек сие сотвори (Мф. 13, 27−28).
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
Сердце сокрушенно, говорится, Бог не уничижит. Почему? Потому что оно сокрушенно, [размягчено] и, значит, нечистота вся из него вытекла, как из разбитого, наполненного разною грязью сосуда. То и беда, если сердце наше, нечистое, скверное от природы, от своего нерадения и от своей испорченности остается таким: в таком случае прибывают постоянно в нем нечистоты к нечистотам, и горе тому человеку, который не сокрушает своего сердца самовхождением, самосозерцанием, саморазмышлением. Какой признак сокрушенного сердца? А какой знак того, что сосуд, наполненный жидкостию, разбился? Тот, когда течет из него, просачивается жидкость. Так и признак сокрушенного сердца тот, когда из глаз текут слезы. С этими слезами выходит нечистота сердечная. Вот почему слезы в деле нашего спасения ценятся очень дорого, как знак выздоровления души. Вот почему в молитвах своих к Богу Церковь просит чадам своим слез, скверну сердца очищающих.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Феодорит Кирский (386/93−
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит пророк, — смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи; ибо сказали: сердцем сокрушенным, и духом смиренным, да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных (Дан. 3, 39−40). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.
Евфимий Зигабен (
Жертва Богу—дух сокрушен.
Душа, непринужденно сокрушающаяся по своему смирению и своей кротости,—вот благоугодная и благоприятная Богу жертва.
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Часто Писание, как мы и заметили уже, сердцем называет душу, потому что сердце весьма тесно соединено с душею, а равно и душа преимущественно пребывает в сердце, почему, когда страдает какою либо болезнию сердце, душа тотчас вылетает или уходит из тела. Итак, сей то сокрушенной и смиренной души Бог не уничижает, то есть, не отвращается.
Слова великого Василия: Сокрушение сердца есть уничтожение человеческих помыслов; ибо кто презирает земное и предается слову Божию, покоряя величественный ум свой превосходящим человека и божественнейшим, тот может иметь сокрушенное сердце и принесть оную не уничиженную Господом жертву. А которым Бог благодетельствует, желая, чтоб они ходили в обновленной жизни своей, в тех сокрушает ветхого человека. Посему-то жертва Богу есть дух сокрушенный; ибо здесь сокрушается дух миpa, производивший грех, дабы дух правый обновился во внутренностях, и им надобно свое высокомудрое и надменное знанием сердце сокрушать, чтоб смирение их было жертвою Богу. Преподобного Марка: Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла; сокрушает сердце троякое воздержание, то есть, от сна, чрева и от телесного покоя, Феодорита: Божественный Давид, услышав Божественный глас: не пpииму из дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов,—жертва, говорит, Тебе наилучшая и благоприятная есть смирение духа; посему, весьма смирив мое сердце и как бы сокрушив его, я принесу Тебе наилучшую жертву. Cии слова произнесли и блаженные отроки в пещи: С сердцем, говорили, сокрушенным и духом смирения да будем приняты Тобою, как со всесожжениями овнов и тучных быков. Согласно с ним говорит и Исихий: Здесь дух означает, что жертва, благоприятная Богу, есть смиренномудрие: ибо блаженны нищие духом, потому что таковых есть царство небесное. Как же мы можем сокрушить дух смирением? Когда, делая добро, не будем возноситься, но непрестанно памятовать грехи. А в изъяснении: Помилуй мя, Боже, содержится и следующее, что хотя дух сокрушенный и сердце смиренное и отделены одно от другого, однакож в истинно кающемся они соединяются, как и в грешнике сходятся дух гордый и сердце жестокое; ибо кто согрешает по гордости своего духа, тот согрешает и по жестокости сердца своего. Заметь, что блаженный Августин называет слезы потом сердца и кровию души. Посему, кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души. Посему и один из святых, имея в виду сию жертву, сказал: Бог лучше принимает покаяние от того, кто со смирением и сокрушением кается, нежели безвиновность теплого и ослабевшего праведника.
Сокрушенный дух. Зачем Господь призывает к покаянию
Что значат эти слова? Каждая молитва должна быть прочитана с пониманием ее слов. Без понимания молитва пуста для нас. Попробуем во всем разобраться. В этом нам помогут строки святых отцов.
«…Где сокрушение, слезы и смиренномудрие, там нет нестроения и чего-либо худого, напротив же того, там благоустройство и все доброе…» — Ефрем Сирин.
Читая псалом 50 Царя Давида, мы часто слышим такие слова: «…«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит …»(Пс. 50, 19).
В православии сокрушение — это такое умягченное состояние человеческой души
Чтобы разобраться в том, что такое сокрушенный дух, нужно понять, что такое вообще сокрушение. Сокрушение — это сильное огорчение, печаль. Сокрушение — это такое умягченное состояние человеческой души, которое по причине видения только собственного недостоинства, сопутствует покаянию в грехах. То есть человек видит только свои грехи, он полностью осознает их. После чего человек кается Богу в содеянных и совершенных им грехах.
Слово «сокрушение» происходит от глагола «сокрушать». Это значит, что сердце человеческое смягчилось, так как было каменным и по причине пребывавших в ней страстей.
Сокрушение в понимании человеческом это такое состояние души, когда он видит себя и свои грехи, после чего старается покаяться в них Богу. Когда человек рассматривает своих грехи, обращается к Богу, тем самым он начинает сокрушать свое каменное сердце. Фото: pp.userapi.com
В христианстве, когда человек рассматривает своих грехи, обращается к Богу, осознает свое недостоинство, тем самым он начинает сокрушать свое каменное сердце, а также разбивает в нем нечувствительность к Божественной правде и святости. Состояние сокрушения сопровождается плачем и умилением. Эти два понятия в душе человека можно разделить лишь условно, но никак больше.
Иоанн Златоуст считал — человек, который любит Бога, должен сокрушать свое сердце
Святые отцы также говорили о сокрушении духовном. Они считали, что оно имеет такие качества, как преодоление человеком гордостного бесчувствия и осознание своего недостоинства к Богу. Когда они говорят о плаче, то выделяют это как болезненное переживание этого самого недостоинства, а об умилении — как о благодатном утешении. Но и в тоже время эти понятия совсем невозможно разделить. Чтобы лучше понять смысл изречений, обратимся к словам святых отцов.
Иоанн Златоуст говорил, что сокрушение сердца человеческого делает его очень легким и окрыленным. Человек, который любит Бога, должен сокрушать свое сердце, а именно всегда иметь перед собой свои грехи:
«…Сокрушение есть мать слез и трезвенности; оно Делает душу легкою и окрыленною…». А также он говорил: «Для грешника нет большей пользы, как всегда иметь в уме и перед глазами свои грехи и как можно чаще сокрушаться и испытывать себя.
Ничто скорее этого не умилостивляет гнев Божий: ни посты, ни лежание на земле, ни бдение, ни иное прочее в этом роде».
Нил Синайский считал, что жизнь христианскую невозможно представить без сокрушенного сердца. Потому что если сердце не сокрушенно, то и невозможно избавиться от различных человеческих пороков:
«…Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока; а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием, разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя».
Симеон Новый Богослов — безмерное сокрушение сердца омрачает ум и изгоняет из души молитву
Симеон Новый Богослов говорил, что безмерное сокрушение сердца омрачает ум и изгоняет из души молитву и умиление, а тем самым и любовь к Богу:
«…Безмерное и безвременное сокрушение сердца о чем-либо чувственном омрачает и возмущает ум. Оно изгоняет из души чистую молитву и умиление, а всаждает в нее болезненное томление сердечное. Отсюда жестокость и нечувствие безмерное; а через это демоны обыкновенно наводят отчаяние на взявшихся жить духовно».
Василий Великий уверял, что сокрушение для человека — это дар от Бога. Душа человека, которая полюбила бы сладость скорби, полученной от сокрушенного сердца, имела бы доказательство любви Божией:
«…Сокрушение есть дар Божий, подаваемый или для возбуждения вожделения, чтобы душа, вкусив сладость подобной скорби, старалась полюбить эту скорбь, или в доказательство того, что душа, при тщательнейшем попечении, может быть во всегдашнем сокрушении и что нимало не извинительны отвергшие его по нерадению. А если кто и принуждаемый не может прийти в сокрушение, сие служит обличением его небрежения в другое какое-нибудь время потому что без размышления, без многого и непрерывного упражнения невозможно приступить к чему-нибудь вдруг и превозмочь сие, а вместе показывает, что душа обладает другими страстями, которые не дозволяют ей свободно действовать в том, чего она хочет…».
Покаяние — вот что нужно, чтобы сердце наше было чистым и сокрушенным
Что же означает фраза «…Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит…»? Мы разобрались, что сокрушение — это сильное огорчение, печаль, а также это такое умягченное состояние человеческой души, которое по причине видения только собственного недостоинства, сопутствует покаянию в грехах.
Плач есть дух сокрушен в этом случае, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, то есть не предаст во власть и поругание злых духам и демонам, как предается им сердце гордое, которое исполнено самомнения, самонадеянности и тщеславия.
«Сердце сокрушенно…» потому что оно размягчено, вся нечистота из него вытекла, а набито было разной грязью. Чтобы наше сердце было «сокрушенно и смиренно», нужно каяться в своих грехах. Если рассмотреть эти слова с точки зрения духовного, мы видим, они сразу становятся понятными и простыми для нашего понимания.
Покаяние — вот что нужно, чтобы сердце наше было чистым и сокрушенным. «Покайтесь!» — говорит Господь нам. С того момента, как Господь начал проповедовать, он говорил: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». У каждого человека путь ко Христу начинается с искреннего покаяния. Этому должен следовать каждый человек, который считает себя настоящим христианином.
В своем учении о покаянии Господь и Иоанн Креститель предлагали полную перемену жизни человека для того, чтобы полностью обратиться к Богу для новой — вечной жизни. Сын Божий призывал и призывает всех людей к покаянию, потому что именно Он дает покаявшемуся человеку новую вечную жизнь.
Покаяние — вот что нужно, чтобы сердце наше было чистым и сокрушенным. У каждого человека путь ко Христу начинается с искреннего покаяния. Сын Божий призывал и призывает всех людей к покаянию, потому что именно Он дает покаявшемуся человеку новую вечную жизнь. Фото: kyiv-pravosl.info
Проповеди Иисуса Христа были призывом к покаянию людей
Как и у Иоанна Крестителя, проповеди Иисуса Христа были призывом к покаянию. В Евангелиях от Матфея и Марка почти одинаково цитируются слова Господа Нашего Иисуса Христа. В Евангелии о Марка это звучало так: «…покайтесь, и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).
Из всего это становится понятно, что если не будет искреннего покаяния от человека, то и не может быть спасающей веры в Евангелие, потому что как почва должна быть вспахана, прежде чем туда что-то посадить, так и сердце грешного человека должно быть подготовлено, прежде чем оно примет библейскую истину. Именно поэтому Господь и говорит нам: «…Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4), то есть плачущие о своих грехах, смогут утешиться в Царствии Божием. Также Господь говорил: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:3).
В период Великого Поста время для покаяния самое лучшее. В это время прикладывается как можно больше усилий, чтобы изменить себя, чтобы наши сердца и души стали чистыми. Чего нельзя пропустить в таинстве покаяния?
Конечно же, это признания в своих грехах и раскаяния в них. Кажется, назвать свои грехи это довольно просто, но на самом деле это совсем не так. Важно также, чтобы вы просили прощения за совершенные грехи, а не просто произнесли их. Раскаяние в грехах — это действие, к которому нужно отнестись с большим вниманием.
Обратите внимание, на исповеди женщина у священника. После того, как человек раскаивается перед Богом в своих грехах, священник накрывает ее голову епитрахилью и читает молитву. В ней он просит Бога отпустить грехи
Порой люди считают, что чем больше чувств они переживают на покаянии, тем лучше. Конечно, хорошо, когда эмоции помогают людям в покаянии, но это не самое главное.
Господь никого силой не заставляет к Нему идти. Это и должно всегда совершаться в раскаянии — возвращение к Тому, Кто безгранично любит тебя.
Господь ждет от нас любви и желания быть и пребывать с Ним.
Сокрушенное сердце и дух — это признание, что без Господа мы не сможем, не хотим жить без Него. К этому Господь нас всегда и призывает различными путями.