что такое сократический метод

Сократический диалог: что это такое и где его применять

что такое сократический метод. Смотреть фото что такое сократический метод. Смотреть картинку что такое сократический метод. Картинка про что такое сократический метод. Фото что такое сократический метод

Во время общения с другими людьми мы нередко сталкиваемся с довольно сложными ситуациями. Если, конечно, это приятная дружеская беседа, то разговор, скорее всего, сам по себе получится довольно гладким. Но если разговор перетекает в горячее обсуждение чего-нибудь или общение вообще изначально было напряжённым, то найти общий язык и прийти к взаимопониманию бывает довольно трудно. И здесь на помощь приходит метод, который в древности использовался древнегреческим философом Сократом в его беседах со своими учениками. Метод так и называется — сократический диалог.

Сократический диалог подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли. Эти вопросы должны заменять собой любые попытки утверждения истины, т.к. именно посредством них собеседник сам приходит к необходимому пониманию вещей, создавая истину сам. Говоря в научных терминах, в сократическом диалоге внешнему софистическому знанию противопоставляется внутреннее философское, находящееся в каждом.

Техника Сократа является удобоприменимой абсолютно в каждом виде словесного взаимодействия людей: разговорах, конфликтах, дискуссиях, обсуждениях и т.д. При помощи неё можно эффективно парировать обвинения, упрёки, укоры, а также противодействовать любому психологическому давлению.

Как правило, сократический диалог состоит из трёх этапов:

Результат аналогично выражается в трёх формах:

Со стороны всё выглядит довольно просто, но не всегда есть понимание того, как это применить на практике. Чтобы проиллюстрировать эту ситуацию, давайте рассмотрим один пример.

Пример

Вообразите себе ситуацию, когда точка зрения вашего собеседника совершенно не соответствует вашей и вы с ней категорически не согласны. Вы вполне себе знаете, как можно доказать свою позицию, однако любые ваши начинания либо встречают сопротивление, либо просто проходят «мимо ушей». Что же делать? Для начала нужно взять небольшую передышку, вспомнить о том, что существует метод сократического диалога и воспользоваться им.

Этап первый – согласие

Задачей этого этапа является поиск того, с чем вы можете согласиться. Поэтому нужно избавить своего оппонента от ощущения того, что на него пытаются оказать давление. Для этого нужно найти что-то, что будет вам близко, например, выделить в потоке чужих слов то, что соответствует и вашему мнению. Этим вы «убьёте двух зайцев»: общение начнётся с позитивной ноты или же перейдёт на неё, вы частично выскажете свою действительную точку зрения. Вот несколько примеров (в форме «вам говорят – вы отвечаете»):

На первом этапе важно сделать так, чтобы ваше согласие не было простой формальностью, а отражало действительное положение вещей.

Второй этап – сомнение

Целью второго этапа является выражение сомнений в сторону слабых аргументов собеседника. Делая это, вы склоняете собеседника к тому, чтобы он сам пресёк любое давление со своей стороны. Согласно одному тактическому военному постулату, гласящему, что для победы над противником не обязательно превосходить его во всём, всегда и везде, а достаточно лишь иметь превосходство на определённом этапе, можно сделать вывод, что не нужно опровергать все умозаключения своего оппонента, а можно подвергнуть сомнению лишь один их элемент. В любой, даже, казалось бы, самой твёрдой и чёткой позиции есть свои слабые места, на которых и следует сделать акцент. Найдите это место и усомнитесь в нём. Т.к. человек по своей природе склонен к тому, чтобы быть или казаться последовательным, сомнение в чём-то одном неизбежно повлечёт за собой целую цепочку сомнений, что заставит его оценить свою позицию критически.

Но здесь важно учитывать следующее:

Покажем суть этого этапа на простом примере:

Этап третий – аргументация

Данный этап рассчитан на то, чтобы вы могли донести свою мысль, при этом не испытывая никакого сопротивления со стороны собеседника. Именно на этом этапе нужно начинать обосновывать и отстаивать свою позицию, аргументируя доводы тем, что хотелось высказать изначально. Если первые два этапа были пройдены успешно, то собеседник станет более восприимчивым к тому, что вы говорите. Обратите своё внимание и на то, что если следовать первым двум этапам осознанно, а не «на автомате», то первоначальные аргументы несколько трансформируются — станут более индивидуальными, т.е. подстроенными под того человека, с которым вы ведёте беседу. А это значит, что и влияние они окажут более серьёзное.

Полноценный пример всех трёх этапов

Вы и ваш собеседник ведёте дискуссию на тему практичности дорогих автомобилей.

Собеседник: «Я глубоко убеждён, что самые лучшие и практичные автомобили отличаются очень высокой ценой на них. Можно, конечно, приобрести и какое-то недорогое авто, но вряд ли эта машина будет качественной и не доставит своему владельцу хлопот».

Вы: «Ты, безусловно, прав, мой друг. Автомобили могут быть дорогими и дешёвыми, хорошими и не очень, практичными и нет (СОГЛАСИЕ). Но не всегда дорогой автомобиль будет максимально практичным и подходящим для наших суровых российских условий (СОМНЕНИЕ). Например, некоторые дорогие авто рассчитаны на более качественные дороги и не такой жёсткий климат, как у нас. Да и не на каждую дорогую тачку можно в России достать запчасти, только если заказывать из-за границы и очень долго ждать. Некоторые по полгода ждут, и всё это время на автобусах ездят. Так что иногда практичнее взять машину подешевле и попроще, зато в ней будет больше уверенности, а в случае поломки не составит проблем купить запчасти в любом автосалоне (АРГУМЕНТАЦИЯ)».

Технику сократического диалога можно применять абсолютно в любой разговорной ситуации и при помощи неё можно выходить победителем, находясь даже в самых щекотливых положениях. Но чтобы вы могли извлекать из сократического диалога максимальную пользу, необходимо регулярно практиковаться. Делать это нужно ежедневно, а в качестве «испытуемых» могут подойти любые люди: друзья, родные, коллеги по работе. Не важно, реальный это разговор, телефонный или беседа онлайн, как только вы заметили, что ситуация начинает походить на спор, в котором каждый доказывает своё мнение, незамедлительно прибегайте к сократическому диалогу.

Замечать изменения в исходе разговора и наблюдать реакцию собеседника довольно увлекательно. Особенно это заметно на первоначальном этапе практики: если раньше во многих случаях вы могли проигрывать, не зная, что сказать или прогибаясь под давлением другого человека, то сейчас вы заканчиваете словесную баталию с высоко поднятой головой. Но интереснее всего то, что сократический диалог – это не только способ переубедить человека и доказать свою правоту, но ещё и прекрасный способ конструктивного общения, т.к. от необходимости что-то доказывать вы переходите к поиску точек соприкосновения с другим человеком. Попробуйте сами и убедитесь в этом!

Источник

Что такое метод Сократа, и в чём его особенности: 6 этапов сократического диалога

что такое сократический метод. Смотреть фото что такое сократический метод. Смотреть картинку что такое сократический метод. Картинка про что такое сократический метод. Фото что такое сократический метод

Твоя подружка-писатель. Вымышленный персонаж Санкт-Петербургской губернии.

что такое сократический метод. Смотреть фото что такое сократический метод. Смотреть картинку что такое сократический метод. Картинка про что такое сократический метод. Фото что такое сократический метод

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

«Я знаю, что ничего не знаю» — саркастически заявил Сократ, получив хвалебный месседж от Дельфийского оракула. Древнегреческий философ с иронией относился к «мудрецам», слепо полагавшимся на однажды сформировавшееся мнение, справедливо считая, что осознание собственного невежества — это первый шаг к знаниям.

Он разработал метод структурированного диалога. Сократ воспринимал человека как центр Вселенной, и цель метода заключалась в том, чтобы выявить этические принципы, познать собственную природу и понять окружающей мир. К счастью, уникальная техника мышления дошла и до наших дней. Больше не нужно бороздить просторы интернета в поисках способа избавления от повседневных проблем, теперь ты можешь решить их сама.

Что такое метод Сократа, и из чего он состоит

Метод Сократа, как и все его учения, основан на том, чтобы поставить под сомнение убеждения собеседника, допустить его невежество и найти истину во время дискуссии.

что такое сократический метод. Смотреть фото что такое сократический метод. Смотреть картинку что такое сократический метод. Картинка про что такое сократический метод. Фото что такое сократический метод

Ты же помнишь, что она рождается в споре? Сократический диалог направлен на устранение доксы (мнения) и достижение эпистемы (знания). По мнению философа, правда может появиться только после того, как будет устранена ложь. Таким образом, его метод состоит из двух компонентов:

Первая часть сократического диалога носит отрицательный характер, поскольку предполагает отказ от предвзятых мнений и убеждений. А кому понравится провокация?

Ирония предполагает определённые вопросы, которые дают понять собеседнику, что знания, которые он считал аксиомой, были ничем иным, как мнением обывателя или частичной интерпретацией реальности. Для Сократа незнание было предпочтительнее предрассудков. При этом вопросы должны быть такими, чтобы собеседник осознал собственное невежество, но не прекратил обсуждение.

Эта часть диалога была вдохновлена семьёй Сократа. Его мать была акушеркой, и её деятельность философ посчитал схожей со своей: она помогала рожать детей, а он помогал «рожать» идеи. Сократ говорил о том, что все ответы уже заложены внутри человеческой души, а правильные вопросы могут вытолкнуть их наружу. Майевтика основана на плавном переходе от простейших размышлений к более сложным.

что такое сократический метод. Смотреть фото что такое сократический метод. Смотреть картинку что такое сократический метод. Картинка про что такое сократический метод. Фото что такое сократический метод

Метод Сократа поощряет саморефлексию и направлен на развитие независимого мышления. Он не «учит» в общепринятом смысле этого слова. Вместо того чтобы искать новые знания, собеседник, запутавшись в противоречиях, берёт на себя роль наивного слушателя и с помощью вопросов приходит к той точке зрения, которая актуальна именно для него.

В чём важность метода Сократа

Несмотря на то, что об этом методе узнали далеко не вчера, многие по-прежнему связывают его с печально известным профессором Кингсфилдом, которого блестяще сыграл Джон Хаусман в фильме «Погоня за бумагой». Драма заключалась в том, что для понимания сути этических дилемм и нравственных принципов, доктор Кингсфилд терроризировал и унижал своих студентов-юристов, мучительно расспрашивая их о деталях и последствиях судебных решений.

К счастью, в наше время есть лучший пример внедрения сократического диалога — сериал «Как избежать наказания за убийство», наглядно демонстрирующий, что когда дело доходит до суда, мало руководствоваться сухими нормами закона. Юристы должны уметь выявлять проблемы и находить аргументы в защиту обеих сторон вопроса.

Метод Сократа заставляет анализировать все возможные варианты и иногда отстаивать позицию, которая противоречит личному мнению. Способность дискуссировать — это навык, который можно освоить только с практикой. Профессора используют метод Сократа, чтобы подготовить своих студентов к реальному положению дел, с которыми они столкнутся за пределами стен университета.

Основные концепции сократического диалога

Шесть этапов сократического диалога

Метод Сократа может быть особенно эффективным, когда дело касается преодоления возражений или разрешения разногласий. Это связано с тем, что он лояльно и ненавязчиво подвергает сомнениям логику рассуждений и мягко указывает на ошибки или несоответствия, не прибегая к конфронтации. Это особенно полезно при работе с людьми, находящимися на разных ступенях статусной иерархии.

Сократический диалог ставит вопросы так, чтобы направить и натренировать критическое мышление, используя следующие модели.

Как видишь, эти этапы призваны исследовать глубину твоей мысли, а не загнать тебя в тупик. Подобную схему можно использовать при изучении любой задачи. Но не забывай о нескольких правилах:

Метод Сократа направлен на устранение препятствий и барьеров, которые формирует ленивый человеческий мозг, когда считает, что тема освоена достаточно и нет необходимости двигаться дальше. Вместо того чтобы слепо вторить чужим убеждениям, ведение сократического диалога даёт уникальный шанс найти свой собственный путь.

Источник

Методика Сократа или сократовский диалог

Возможно, раньше вы уже слышали о методике Сократа. А если не слышали, то наверняка сталкивались с её проявлениями в жизни — она используется достаточно часто.

что такое сократический метод. Смотреть фото что такое сократический метод. Смотреть картинку что такое сократический метод. Картинка про что такое сократический метод. Фото что такое сократический метод
Суть подхода

Сформулированный Сократом метод используется по сей день для ведения диалога. Философия подхода проста: чтобы получить содержательный ответ, нужно задать обдуманный вопрос, помогающий направить мысли собеседника в нужное русло.

Используя методику, задающий вопрос как бы заставляет отвечающего думать. Способ актуален для общения с людьми любого возраста, пола и национальности, важно лишь понять, как правильно его использовать.

История техники достаточно интересна. Сократ, вступая в диалог, позиционировал себя как несведущего в теме обсуждения, и начинал задавать вопросы. Продуманные заранее вопросы позволяли узнать, насколько собеседник последователен в своих суждениях, умеет ли он делать логические выводы. Нередко оказывалось, что человек противоречит сам себе и путается.

Целью философа было не унижение, а ясность мысли. Он помогал ученикам извлечь имеющиеся знания с помощью наводящих вопросов:

Звучит немного сложно. Сейчас метод адаптировали и расширили, он используется не только для дискуссий о добродетелях.

Применение
Сейчас сократические вопросы используются в разных типах дискуссий для того, чтобы:

Из-за этого способ актуален в разных нишах. Его часто используют педагоги, причём без возрастных ограничений, как для школьников, так и для студентов. Разумеется, сократические вопросы используются и в психотерапии.

А некоторые модификации можно применять даже в повседневной жизни. Они помогают вести диалог более продуктивно, в некоторой мере даже переманивать собеседника на свою сторону.

Психотерапия

Метод Сократа очень активно используется в когнитивной и других видах психотерапии. Он позволяет помочь пациенту пересмотреть некоторые вещи, найти корень своих проблем и скорректировать взгляды.

Здесь особенность заключается в том, что психотерапевт заранее готовит вывод, к которому должен прийти пациент. Потом он достраивает к нему наводящие вопросы и задаёт их, иногда таким образом, чтобы ответы были только положительными.

При этом практикующие психологи и психотерапевты могут комбинировать и несколько видоизменять методику, убирать или добавлять некоторые этапы. Традиционно терапия делится на:

Убеждение

Выше мы упомянули о такой модели общения, при которой собеседник даёт позитивные ответы на все вопросы. Эта модель ведения диалога в упрощённом виде очень часто используется в повседневной жизни и наверняка знакома многим из вас.

Суть в том, чтобы правильно распределить вопросы. Первые два — те, на которые ответ наверняка будет положительным. Третий — главный, передающий всю суть обсуждения. Можно встретить загадку-ловушку, построенную именно на этом методе: собеседнику быстро задают четыре вопроса с очевидными ответами и пятый, отличающийся от них, но с отрицательным ответом. Чаще всего человек путается и отвечает неправильно.

Конечно, в ходе реального спора всё немного сложнее. Вопросы должны быть взвешенными и точно относиться к предмету обсуждения.

Действительно, вопросы Сократа дадут эффект далеко не в каждой ситуации.

Когда метод Сократа не сработает?

Некоторые явления мы понимаем интуитивно или через чувственный опыт. Любовь, справедливость, доблесть, о которых рассуждал Сократ, могут восприниматься людьми по-разному. В субъективных понятиях не всегда присутствует логика, и в зависимости от ситуации вы рискуете выйти из спора ни с чем.

Например, это касается вопросов веры и религии. Помните о том, что наши представления о мире формируются в зависимости от окружения, культуры, в которой мы живём, соответственно, опыт может сильно различаться.

Этапы и примеры

В целом дискуссия по Сократу состоит из трёх этапов:

В ходе дискуссии у вас с собеседником появляется одна общая мысль, не противоречащая вашим взглядам и соответствующая его позиции. Мягко дайте понять, что вы уважаете его мнение и в чём-то разделяете его, ни в коем случае не хотите давить и перетягивать одеяло. Это позволит настроить человека на дружеский лад.

После того как мирная обстановка достигнута, нужно понемногу искать противоречия в тезисах. Не обязательно отвергать всё, что вам говорят, достаточно лишь нескольких аргументов. Задавая уже упомянутые выше наводящие вопросы, продемонстрируйте собеседнику слабые места в его суждениях.

Человек начинает подвергать свои слова сомнению и критически пересматривать свою позицию. Опять-таки, с вашей стороны не должно исходить давление и намерение задавить оппонента.

И, наконец, после этого начинается этап аргументации. Здесь можно мягко высказать свою точку зрения, не забывая соглашаться с некоторыми тезисами собеседника.

Никто не даёт гарантии того, что вы сможете полностью переубедить взрослого человека. А вот прийти к консенсусу — почти наверняка, и не испытывать при этом негативных эмоций от тяжёлого диалога. Эффективнее строить коммуникации поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Источник

Методическая разработка по использованию сократовского метода в современном дошкольном образовании

Методическая разработка по использованию Сократовского метода в современном дошкольном образовании

Автор: Ухалкина Вера Евгеньевна

Воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад № 60 г. Санкт-Петербург

1 Место педагогических идей античных философов в современной системе образования

В процессе изучения трудов античных философов, невозможно не заметить множественные примеры использования педагогических идей античных философов в ныне действующей системе образования.

Важным примером использования педагогических идей Античных философов в современном образовании является метод диалога Сократа. Ему принадлежит выдающееся место не только в истории философии и этики, логики, диалектики, в правовых науках, но и в педагогике. Основные ценности подхода к педагогической деятельности, предложенного Сократом – это личность, душа, выбор, свобода, самостоятельность, самоопределение.

К сожалению, Сократ не оставил после себя никаких письменных трудов. Но влияние, оказанное им на развитие человеческого познания, ощутимо до наших дней.

Главное, чему учил своих учеников Сократ – это вести диалог, полемику, логически мыслить. Он побуждал их последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название сократовский. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению

Сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным из современных видов учебной и педагогической деятельности. Но прототипом таких отношений можно считать учение Сократа. Еще одна мысль этого философа, получившая свое развитие в дальнейшем и дошедшая до наших дней – это добровольное участие учеников в учебной деятельности. В современном образовательном процессе эта идея чрезвычайно важна, и она лежит в основе личностно-ориентированного подхода.В период взросления ребенок сталкивается с очень важными жизненными вопросами: во что и кому верить, в чем смысл жизни, кем быть (в профессиональном плане, с кем быть (в личностном аспекте) и т. д. Юность же – это возраст перехода к активной творческой деятельности, включиться в нее может человек, осознавший себя как личность, имеющий определённый опыт познания себя, понимающий причины противоречий как в себе, так и в окружающем мире.

Основные составляющие сократовского метода – это «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония».

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные факты, выделяет из них некие общие элементы, затем анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречия. В итоге, он подводит их к единству на основе выделенных существенных общих признаков.

В переносе на современный язык педагогики, главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Метод Сократа – это так называемое эвристическое обучение. Оно ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

Сократовский метод дал также основу для возникновения так называемого проблемного обучения.

Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения».

Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.

В работах многих исследователей можно найти развитие идеи проблемного обучения, где оно рассматривается не только прямо, но и в контексте и более широко, как средство активизации учения, повышения эффективности обучения какой-то конкретной дисциплине и т. д.

«Обучение в самом общем виде, – отмечает М. И. Махмутов – один из основоположников проблемного обучения, – это передача опыта старших поколений молодому поколению». Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.

Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется исключительно интеллектуальный подход, например, в процессе изучения таких дисциплин, как математика, физика, естествознание, в проблемных темах по истории, русскому языку и т. п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной направленности. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.

В отличие от традиционных методов обучения, нацеленных на получение «готовых» знаний, их заучивание и воспроизведение, обучение по Сократовскому методу активизирует процесс познания, понимания, востребует креативность учащихся, независимо от возраста.

Все же, к важным достоинствам традиционных методов обучения следует отнести более систематическое обучение, более тщательно логически спланированную передачу знаний, четкая организация процесса обучения по форме, и конечно же экономическая выгода. Однако,недостатки традиционной системы обучения все же очень существенны: однообразие форм, методов обучения и общения, субъектно-объектные отношения «учитель – ученик», ориентация на большой объем домашнего задания, потакание привычке получать готовое, но главное, это отсутствие ориентации на индивидуальность ученика, слишком усредненный подход учителя ко всем ученикам, пассивность учащихся, слишком слабое развитие коммуникативной культуры.

Сократический методвыстраивается процессе обучения с помощью следующего алгоритма:

• создание проблемной ситуации;

• формулирование проблемного вопроса;

• востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;

• необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка;

• поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее;

• выводы (в виде проверки, экспертизы полученного результата, если это возможно о необходимо).

Важно отметить, что овладение Cократическим методом развивает не только учащихся, но и творчество и самого педагога.

Также вместе с сократовским методом важно использовать и герменевтический метод. Каждому учителю понятна значимость текстов, широко используемых в обучении, но далеко не всегда до конца понятна роль методов, применяемых работе с ними. Текст, прежде всего, истолковывается учителем, а дети при это принимают готовые мысли, умозаключения, выводы, они не учатся рассуждать самим. Очень ценной является такая методика преподавания любого школьного предмета, когда дети с первого класса развивают с помощью учителя умения слушать текста, отвечать на вопросы по нему и задавать вопросы самостоятельно. При этом они должны твердо знать, что «глупых» вопросов не бывает. Так ученик проходит от изучения текста к познанию в целом, а также и к познанию своей индивидуальности. При этом изначально задачей обучения является включение прочитанного в иной контекст – жизненный, востребованный личный опыт ребенка. Формулировка своей позиции, согласие или несогласие с прочитанным и другими участниками диалога в классе идет через сотворчество понимающих. Но чтобы понять, надо думать. Так рождается мысль о собственной мысли, понимание своего собственного непонимания. Следует только добавить, что именно учитель создает самые благоприятные условия для того, чтобы учащиеся видели проблему собственного «думанья», учились «понимать свое непонимание». Важнейшим условием для этого является овладение герменевтическим методом в процессе обучения, под которым подразумевается диалоговое обучение, построенное на основе толкования текста путем набрасывания новых смыслов через систему вопросов-ответов.

Многочисленными современными исследованиями доказано, что использование Сократовского метода возможно в процессе обучения учащихся всех возрастов, и оно всегда дает гарантированно хорошие результаты. Ведь учащиеся более активны и деятельны на занятиях, прежде всего, в речевом общении, смело участвуют в диалогах, задают вопросы, учатся четко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, в том числе собственной учебной деятельности, успешно учатся работать самостоятельно. Кроме того, они более мотивированы на учебу, меньше пропускают занятия, имеют более высокие оценки по результатам усвоенного. Само собой, это отражается и на дисциплине на уроках. Все это, очевидно, способствует предупреждению возможного отчуждения школьников от образовательного процесса, содействует дальнейшему личностному росту, стимулирует потребность в самосовершенствовании, нарастании заботы о себе как личности.

2 Наблюдение и описание образовательного мероприятия по развитию речи в средней группе ДОО по Сократовскому методу

В предыдущей главе дано подробное описание метода Сократа. Теперь рассмотрим практическое применение данного метода на примере обучения детей в детском саду.

В рамках методической разработки было проведено исследование по определению эффективности Сократовского метода в процессе обучения детей в ДОО. Исследование проводилось на базе ГБДОЙ ЦРР детского сада №60 в городе Санкт-Петербурге. Было проведено исследование во время занятия с детьми в средней группе №18 «Акварелька». На занятии присутствовало 23 ребенка. Исследование проходило в форме педагогического наблюдения, т. е. проходило в уже имеющихся условиях без внешнего воздействия на объект.

Наблюдение проходило на открытом занятии на тему «Зимняя сказка». План-конспект НОД в приложении 1.

Цель наблюдения: анализ способов реализации Сократовского метода на занятии в ДОО.

Объект исследования: выборка из 5 дошкольников группы «Акварелька».

Продолжительность занятия составила 20 минут. Проводил занятие воспитатель группы Ухалкина Вера Евгеньевна. Занятие проходило организовано, слаженно. С самого начала занятия было очевидно, что занятие тщательно спланировано. Оно выглядело как ряд подготовленных вопросов детям. Следует отметить высокий профессионализм педагога. Ведь поставленные вопросы были выстроены очень грамотно, формы и методы, которые были применены при подготовке занятия полностью отвечали поставленной цели – формированию связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста. Педагог провел целенаправленную работу по развитию у детей в своей группе связной диалогической и монологической речи. При этом было использовано множество как традиционных педагогических методов и приемов, а так и нетрадиционных, новаторских подходов. Воспитатель группы продемонстрировал высокий профессионализм и умение формировать связную речь у дошкольников. При этом воспитатель воспользовалась принципами Сократовского метода – детям последовательно были заданы такие вопросы, которые привели их к противоречию, и преодолев эти противоречия дети достигли «истины».

Итак, в начале занятия дети зашли в тематически оформленное помещение. И с этого момента – самого начала занятия – воспитатель ведет с детьми диалог.Он задает вопрос:

— Деревья (ответ большинства детей).

— А где растут деревья?

— В лесу (ответ всех детей).

С этого простого диалога начинается урок. Здесь применен традиционный вопросно-ответный способ обучения детей диалоговой речи. Однако уже на третьем вопросе можно узнать прием из Сократовского метода:

— Какой удивительный и чудесный этот лес! Может быть потому, что это осенний лес?

— Нет! Это не осенний лес!

— Разве это зимний лес? А мне кажется, что это все-таки осень. А как вы определили, что это зимний лес?

Здесь воспитатель заставляет думать детей, а не давать очевидные ответы на простые вопросы. Здесь очень ярко представлено характерное диалоговое противоречие Сократовского метода: с одной стороны, воспитатель сказал, что это осенний лес (старшим нужно верить, они не обманут, но с другой стороны, совершенно очевидны все признаки зимы в декорациях помещения. Проанализировав ситуацию, большинство детей успешно преодолели это противоречие и нашли правильный ответ. Задача педагога в работе с дошкольниками была в том, чтобы противоречие было доступным для детей, а истина была, так сказать, на поверхности. В данном случае не столько важна информация, истина, к которой дети пришли, решив противоречие, сколько опыт преодоления противоречия, и так результат опыт формирования связной речи. Далее в ходе урока воспитатель еще несколько раз прибегал с подобному методу использования в диалоге противоречия.

Еще одна важная задача метода Сократа – индуктивное размышление, то есть научить из фактов жизни и конкретных явлений выводить общие понятия. В переносе на дошкольников подразумевается обучение умению обобщать. В рамках данного занятия задания по обобщения были представлены детям в виде загадок. Очевидно, разгадывание загадок лучший метод развивать у дошкольников способность к анализу, обобщению. Например, в диалоге с дошкольникамив рамках занятия применялись следующие загадки:

«Зимой и летом одним цветом.»

«Белые вещи без устали вяжет:

Сонным деревьям – пушистые шапки,

Елочкам – варежки вяжет на лапки?»

«Поле белым укрывай – будет летом каравай»

«Белое покрывало – всю землю укрывало.»

Также надо отметить, что, вероятно, воспитатель применяет подобные методы на своих занятиях с детьми регулярно, ведь их речь достаточно хорошо развита, дети смело отвечаю на вопросы, активно участвуют в диалоге и умею сформулировать свои мысли в небольшом монологе.

Таким образом, в результате методической разработки было выявлено, что на занятии в ГБДОУ ЦРР детский сад № 60 в средней группе «Акварелька» был применен Сократовский метод обучения связной речи. Воспитатель построил занятие таким способом, чтобы получился непрерывный диалог с детьми. В процессе этого диалога дети совершенствовали свои навыки связной речи, преодолевая противоречия и делая обобщения.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Информационные технологии в дошкольном образовании. Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Опыт показывает, что информационные.

что такое сократический метод. Смотреть фото что такое сократический метод. Смотреть картинку что такое сократический метод. Картинка про что такое сократический метод. Фото что такое сократический методКультурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Методическая разработка обучения рассказыванию по игрушкам в младшем дошкольном возрасте. Методика обучения рассказыванию по игрушкам в младшем дошкольном возрасте. Во время обучения рассказыванию об игрушках занятие должны проходить.

Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций. Аннотация:.

Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится.

Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании в ДОУ Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании дошкольников. Согласно.

Вопросы толерантности в современном дошкольном образовании. Советы родителям «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери В современном мире уделяется.

Эссе «Моя философия о дошкольном образовании» ЭССЕ на тему: «Моя философия дошкольного образования» Дубровина Наталья Анатольевна МДОУДСКВ «Радуга» структурное подразделение детский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *