что такое соискательство в аспирантуре

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

2. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Адъюнктом является военнослужащий, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся в адъюнктуре и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

3. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 4 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

4. Положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 6 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

7. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

8. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

Информация об изменениях:

9. Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.

За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы.

10. Аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

11. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

ГАРАНТ:

См. письмо Федерального агентства по образованию от 14 июля 2006 г. N 1299/1/12-16 «О материальной поддержке аспирантов и докторантов федеральных вузов»

12. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.

13. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Источник

Соискательство

Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется с 1 октября по 30 июня ежегодно.
Прикрепление к аспирантуре ВШЭ в качестве соискателя осуществляется по следующим специальностям на платной основе.

что такое соискательство в аспирантуре. Смотреть фото что такое соискательство в аспирантуре. Смотреть картинку что такое соискательство в аспирантуре. Картинка про что такое соискательство в аспирантуре. Фото что такое соискательство в аспирантуре Перечень документов для прикрепления:

Для лиц, получивших образование за рубежом, – оригинал документа об образовании и (или) иностранной квалификации (далее – документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации) (или его заверенную в установленном порядке копию), в случае, если удостоверяемое указанным документом образование признается в Российской Федерации на уровне не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) в соответствии с частями 1 – 3 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, оригинал свидетельства о признании документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации на уровне не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) (или его заверенную в установленном порядке копию.

Кандидатские экзамены должны быть сданы по отрасли наук, соответствующей научной специальности, по которой осуществляется прикрепление. Лица, сдавшие кандидатские экзамены за рубежом, представляют справку о наличии законной силы предъявленного документа о сдаче кандидатских экзаменов, выданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Документ, удостоверяющий личность и диплом о высшем образовании (для лиц, получивших образование за рубежом – диплом и копию свидетельства о его признании на территории Российской Федерации) прикрепляющиеся представляют лично либо доверенным лицом при предъявлении таковым выданной поступающим и оформленной в установленном порядке доверенности с указанием в ней предоставленных доверенному лицу полномочий.

Порядок прикрепления

Для рассмотрения вопросов, связанных с прикреплением соискателей, создается комиссия по вопросам прикрепления.

Состав комиссии формируется из числа научно-педагогических работников НИУ ВШЭ по соответствующему направлению, академического директора Аспирантской школы по соответствующему направлению.

В целях прикрепления для подготовки диссертации наиболее способных и подготовленных к самостоятельной научной деятельности лиц Комиссия осуществляет отбор среди лиц, представивших документы, необходимые для рассмотрения вопроса о прикреплении для подготовки диссертации.

Решение Комиссии оформляется протоколом и подписывается ее председателем.

По результатам отбора в срок не позднее 30 рабочих дней со дня приема документов, необходимых для рассмотрения вопроса о прикреплении для подготовки диссертации, НИУ ВШЭ уведомляет прикрепляющегося о принятом Комиссией решении о прикреплении или об отказе в прикреплении (с обоснованием решения об отказе в прикреплении) способом, указанным в заявлении прикрепляющегося лица.

В течение 10 рабочих дней после принятия комиссией решения о прикреплении лица с ним заключается договор.
В течение 10 рабочих дней после заключения договора о прикреплении для подготовки диссертации ректор НИУ ВШЭ издает приказ о прикреплении лица к НИУ ВШЭ с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя.

Приказ о прикреплении в течение 3 рабочих дней после его издания размещается на корпоративном портале (сайте) НИУ ВШЭ в сети Интернет сроком на 3 года.

Прикрепленные лица уведомляются о прикреплении в течение 5 рабочих дней после издания приказа о прикреплении способом, указанным в заявлении о прикреплении для подготовки диссертации.

Источник

В чём разница между соискателем и аспирантом?

что такое соискательство в аспирантуре. Смотреть фото что такое соискательство в аспирантуре. Смотреть картинку что такое соискательство в аспирантуре. Картинка про что такое соискательство в аспирантуре. Фото что такое соискательство в аспирантуре

Содержание

Аспирантура готовит научных кадров для преподавательского состава и получения учёной степени в целях продолжения исследовательских мероприятий. Существует несколько форм получения степени аспиранта – это форма обучения, которая может быть очной и заочной, а также форма соискательства.

К системе подразделений высшего учебного состава относится аспирантура, которая даёт студентам функциональные особенности высшего образования. Выпускники получают звание кандидата наук, доктора или доцента кафедры, могут занимать должность старшего преподавателя, декана или иного, что предусматривается особенностями обучения в высшей школе.

Отличия между формами обучения

Соискатель научной степени – это аспирант, который имеет квалификацию специалиста или магистра, но хочет повысить свои практические знания, получив учёную степень. Для этого в обоих случаях нужно писать диссертацию и заниматься научной работой. Для аспиранта ВУЗа и соискателя степени, который не числится в аспирантуре, индивидуальный план – абсолютно разный.

Чем занимается соискатель?

Соискателем научной степени считается специалист с высшим профессиональным образованием, который хочет получить учёную степень и/ли звание кандидата или доктора наук. Работа над диссертацией не предполагает курирования со стороны преподавателя. И в течение подготовки он прикрепляется к научному руководителю или научно-исследовательскому учреждению. Форма обучения подходит следующим категориям лиц:

Соискатель пишет диссертацию в течение 3 лет, либо уже приходит в НИИ или ВУЗ для защиты своей работы. На этот период он никак не обременяется экзаменами, лекциями в ВУЗах или научной работой с другими кандидатами.

Аспирант – особенности и отличия

Аспирант считается более «тепличным» видом научного кадрового аппарата. Человек «живёт» в ВУЗе, получает льготы и стипендии. В течение 4-5 лет он занимается наукой, пишет статьи и консультируется с педагогами. Аспирант – это претендент на учёную степень кандидата наук, который числится в программе аспирантуры в учебном заведении.

Аспирантура для студента предполагает:

По окончании учёбы аспирант сдаёт последний кандидатский минимум и получает допуск к защите диссертации. Экзамен сдаётся по 3 предметам.

Важно! Аспиранты также являются соискателями учёных степеней. В чём разница, если обе категории кандидатов в доктора наук занимаются диссертацией и исследовательскими работами? Отличия в том, что соискатель в аспирантуре – получает все льготы взамен на работу для кафедры. Соискатель без зачисления в аспирантуру не имеет льгот и стипендий. Он лишь пишет диссертацию, чтобы получить учёную степень. При этом аспирант в ВУЗе может также получить научное звание для продолжения педагогической деятельности.

Кому нужна форма соискательства?

Отличия от аспирантуры заключаются в мобильности и отсутствии обязательств перед ВУЗом. Соискатель учёной (не научной) степени – это, как правило, специалист, который привязан к работе института или иному высшему учебному заведению. Он уже является доцентом или старшим педагогом, который хочет стать доктором наук, но не хочет прерывать учебный и трудовой процесс.

Если соискатель степени хочет посещать лекции, он вправе там появляться вместе с другими аспирантами. При этом работа над диссертацией будет вестись самостоятельно. Дополнительного обучения не требуется. Аспирант обязан заниматься научной работой, как соискатель. Однако последний не обязан вести учебную деятельность, публиковать статьи в журналы и сдавать экзамены.

В чём разница помимо формы подготовки кадров и образовательного процесса:

Аспирантура считается более жёсткой формой обучения. На очной форме обучения кандидаты сдают не только профильные экзамены, но и зачёты по информатике, педагогике и т.д. Соискатель не изучает таких предметов, лишь готовится к кандидатскому минимуму, если прикрепляется всё же к кафедре ВУЗа. Обе формы предполагают аттестацию каждый год.

Аспирант не может прерывать учебный процесс по необоснованным обстоятельствам, а соискатель вправе «отложить» науку на неограниченный срок, как кандидат в доктора. Поэтому многие врачи, которые окончили ВУЗ, ординатуру, остаются кандидатами в доктора наук, и продолжают трудовую деятельность в форме соискателя научной степени.

Источник

Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы

Возраст не тот. Не справлюсь. Нет времени… Будущих аспирантов волнует огромное количество вопросов. Надеемся, что многие ответы вы найдете в этом материале и утвердитесь в своем желании поступить в аспирантуру. На вопросы об аспирантуре отвечает Светлана Юрьевна Астанина, к.п.н., руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Существуют ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?

Нет, нормативные документы это не регламентируют. Возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру отсутствуют в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». В аспирантуру человек поступает тогда, когда он работает над актуальной проблемой исследования. У него есть потребность в проведении исследования и желание учиться. По закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура сейчас относится к третьему уровню высшего образования, и если человек никогда в аспирантуре не учился, он может использовать эту возможность.

Чем отличается аспирантура от соискательства?

Аспирантура – это системное обучение, основанное на освоении образовательной программы. По окончании аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь». Диплом выдается после освоения программы аспирантуры и успешной государственной итоговой аттестации (ГИА). А вот соискательство не подразумевает освоения образовательной программы. Оно предназначено для организации научно-исследовательской работы по определенной проблеме. По окончании соискательства защищается диссертационная работа, но диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не выдается.

Какие преимущества есть у аспирантуры, а какие – у соискательства? Можно сказать однозначно, что лучше один или другой вариант?

Преимущества есть и в том, и другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это позволяет специалисту организовывать научную деятельность, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Такое право есть у аспиранта, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.

Многие воспринимают аспирантуру как следующую ступень ординатуры. Это правильно?

Нет. Аспирантура и ординатура находятся на одном уровне высшего образования, но задачи у них разные. Задача ординатуры – подготовка врача к практической деятельности по определенной медицинской специальности. Задача аспирантуры – подготовка специалиста к научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности.

Можно ли стать кандидатом медицинских наук в более короткие сроки?

Если человек поступил в аспирантуру и работа у него уже сделана, то научный руководитель подает заявление о формировании индивидуального учебного плана, реализуемого в форме ускоренного обучения. В этом случае аспирант может окончить аспирантуру гораздо раньше и подать свою работу в диссертационный совет. Тем не менее для получения степени кандидата наук требуется диплом, полученный по окончании аспирантуры.

Во время пандемии по тем или иным причинам образовательный процесс может «подтормаживать». Здесь тоже возможны коррективы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) определено, что срок обучения в очной аспирантуре три года – это 180 зачетных единиц, из них 60 единиц – каждый год. Но в том же стандарте оговаривается, что по ряду причин, по состоянию здоровья, в связи с какими-либо ограничениями, при форс-мажорных обстоятельствах количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. Освоение программы при таком увеличении ее трудоемкости возможно только при составлении индивидуального учебного плана.

Зачастую провал экзамена кандидатского минимума служит причиной прекращения обучения в аспирантуре. Не сдал – нужно уходить?

Ни в коем случае. При получении неудовлетворительной оценки на экзамене на промежуточной аттестации, аспирант вправе его пересдать. Преподаватели должны обеспечить эту возможность и подвести к успешной сдаче экзамена. Преподаватель тоже несет ответственность за успешную сдачу экзаменов. Существуют самые разные формы подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель должен увидеть, в чем проблема, почему аспирант плохо усваивает тот или иной предмет кандидатского минимума и исправить ситуацию. Неуспешность промежуточной аттестации – это не только большая проблема аспирантов, но и преподавателей. Чтобы на промежуточной аттестации не было неожиданностей, преподаватель должен вести регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать динамику за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить по окончании освоения той или иной учебной дисциплины

Какие веские причины для отчисления аспиранта из аспирантуры?

Веской причиной является только одна – регулярная неуспеваемость, которая не позволяет осваивать программу. При этом хочу подчеркнуть, у аспиранта есть право пересдачи, сроки промежуточной аттестации должны переноситься на время, удобное как для преподавателя, так и для обучающегося. Но если при назначении времени и создании условий для пересдачи сохраняется задолженность аспиранта, то его предупреждают о регулярной неуспеваемости, которая дает основание ставить вопрос об отчислении.

Где лучше учиться в аспирантуре – в медицинском университете или научно-исследовательском центре?

Федеральный государственный образовательный стандарт, например по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, устанавливает единые стандартные требования для всех образовательных и научных организаций, которые имеют право обучать в аспирантуре. Стандартизация заключается в том, что определяются единые требования к результату подготовки выпускников, т.е. какими компетенциями должен обладать выпускник аспирантуры, для всех научно-исследовательских, медицинских и образовательных организаций. В свою очередь эти требования определяют, во-первых, требования к структуре программы, к объему учебных часов в виде зачетных единиц на каждый год, распределенных на базовую и вариативную часть, на практику и научные исследования. Во-вторых, стандартизируются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, электронной информационно-образовательной среде, к уровню подготовки профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Что такое электронная информационно-образовательная среда?

Помимо сайта, в каждой организации должна быть разработана электронная информационно-образовательная среда, доступ в которую имеет каждый аспирант и преподаватель. Аспирант должен иметь возможность входить в свой личный кабинет в любое время, из любой географической точки, иметь доступ к учебному плану, рабочим программам, календарному графику, иметь возможность общаться с преподавателем, обращаться к нему по тем или иным вопросам. В личном кабинете собирается портфолио аспиранта – его достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ, рецензии преподавателей. Введение в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды началось в 2014 году. Государство в лице Рособрнадзора контролирует эту работу, и каждые 6 лет специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению этих требований, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, это затратно для образовательной организации, но это все окупается качеством подготовки аспирантов.

Может ли соискатель, к примеру работающий анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?

Да, может. Самое главное, что у него есть специальность «Лечебное дело». Да и тема диссертации может быть по двум специальностям, это зависит от объекта и предмета исследования. Такое возможно, особенно если они охватывают междисциплинарное направление.

Можно ли быть соискателем и проводить научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не будучи там соискателем?

Да, можно. Соискательство преимущественно определяет базу для исследования. Соискателю нужны база и научный руководитель. А вот диссертационные советы по всем специальностям есть далеко не в каждой организации. Поэтому это нормально, если работа выполнена в одной организации, а подается в диссовет другой организации. Также соискатель или аспирант могут начать научную работу в одном учреждении, а потом с результатами научного исследования, набранным материалом перейти в другое учреждение и уже там финализировать ее. Здесь только важно, чтобы при переходе в другую организацию проблема исследования не противоречила предмету и объекту исследования.

Будущих аспирантов пугает перспектива того, что все надо будет делать одновременно – писать дизайн исследования, утверждать тему, осваивать дисциплины по специальности, писать обзоры. Так ли на самом деле все страшно?

На самом деле все происходит не так. Календарный учебный график составлен так, что начало у аспиранта не совпадает с началом изучения дисциплин. Первые 2 месяца он находится в стадии подготовки к работе – план, обзор литературы, готовится к защите темы. И никакие дисциплины в этот момент не изучаются. Они отодвинуты на февраль – апрель. Аспиранты с первого дня знакомятся с руководителем, с базой, получают задачу провести обзор литературы по проблеме исследования, и это важно, чтобы они смогли подойти к утверждению темы (по нормативам она должна быть утверждена в первые три месяца). И это правильно. Не так уж много времени у аспиранта – 3 года, и важно, чтобы аспирант знал тему своего исследования, а она рождается из знания проблемы.

Для соискателей никакой программы нет. Есть руководитель, определяется тема. Как правило, соискатели приходят уже с определенным заделом. Им требуется завершение исследования и оформление диссертации. Их в этом направляет руководитель, готовя к сдаче кандидатского минимума. В образовательной организации всегда в расписании есть время и период сдачи кандидатских экзаменов для соискателей, проводятся консультации. Если соискатель хочет посещать дополнительно занятия, например по истории и философии науки, он может написать заявление об этом, и эта возможность ему будет предоставлена.

Если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не смог защитить диссертацию?

Обычно считают, что результат обучения в аспирантуре – диссертация. А на самом деле – результатом является успешное освоение программы и успешная аттестация. Аспирант может получить диплом, получить квалификацию «Исследователь. Преподаватель – исследователь», а диссертацию защитить позднее. Лимит времени по подаче работы в диссертационный совет определяется только актуальностью самой работы. Однако при любой защите есть требования к диссертационной работе – наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научные и учебные работы, апробации. Результаты экзаменов кандидатского минимума срока давности не имеют.

Подготовлено по материалам интернет-трансляции.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ

База подготовки ординаторов и аспирантов – собственная клиника и консультативно-диагностическое отделение, научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, позволяющим оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.

Обучение осуществляется по следующим направлениям

31.06.01 Клиническая медицина (профиль: кардиология; внутренние болезни)

32.06.01 Медико-профилактическое дело (профиль: общественное здоровье и здравоохранение)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *