что такое собственное мнение
Что такое иметь свое мнение. Как сформировать собственное мнение
С самых первых мгновений рождения на крошечное существо, пришедшее в этот мир, обрушивается огромный поток информации. И человечек воспринимает ее всеми органами чувств. Спустя некоторое время маленький субъект научается систематизировать полученные сведения, из чего складываются первые впечатления об окружающем. Но формирующемуся сознанию не хватило бы и всей жизни, чтобы познать одному огромный мир. А потому вскоре малыш вступает в общение с другими людьми, учась воспринимать накопленную ими информацию, слушая их разговоры и получая советы. И только спустя многие годы у подросшего субъекта начинает складываться об окружающем собственное мнение. Это служит доказательством того, что он формируется как личность.
Этапы познания
Кого же ребенку следует слушать, если не собственных родителей. Тем более они, как правило, всегда хотят своим ненаглядным чадам только добра. Но случается, что мнение даже самых родных людей не просто высказывается подрастающему сыну или дочери, а навязывается. В некоторых случаях подобное происходит завуалировано, но может принимать и форму откровенного диктата.
Не все родители хотят понимать, что ребенок имеет право на собственное мнение. Но даже не воспринимая его как личность, близкие не хотят зла. Они попросту считают, что знают лучше, как поступить в том или ином случае.
Мировоззрение ребенка – вещь непостоянная. Оно чаще всего меняется со временем под воздействием накопленного опыта. В этом, собственно, и отражаются этапы познания окружающего мира.
Уменьшить степень контроля
Иногда взрослые чересчур опекают детей. Все начинается с малого, а заканчивается тем, что родители подменяют желания и мысли детей на собственные. Следят и корректируют каждое действие малыша. Но ключевой задачей для формирования своего мнения у ребенка является поиск собственного пути.
Можно начать с маленьких шагов. К примеру, ребенок сам в состоянии выбирать одежду или подарок на день рождения. Прислушайтесь к его желаниям. Ребенок точно знает, с кем хочет дружить и какие кружки посещать. Конечно, в какие-то процессы родители обязаны вмешаться и сохранять свой авторитет. Но при этом стоит объяснить малышу, почему нужно сделать именно так, а не иначе.
С возрастом необходимо уменьшать контроль за чадом и повышать уровень его автономности и право выражать свое мнение. Таким образом происходит естественная сепарация малыша от родителей.
Начиная с небольших отступлений, ребенок будет ощущать степень ответственности за свои действия, а также возможность реализовывать собственные пожелания. Если он не ощутит свободу, то не будет открыт к формированию своего мнения.
Учиться на собственных ошибках
Многие молодые люди уверены: делать все по правилам – это гарантия того, что с тобой никогда не случится ничего плохого. Однако жизнь рушит их стереотипы. Другие наоборот, стараются действовать всему наперекор, добиваясь права поступать так, как считают нужным. Они сокрушают догмы и подвергают осмеянию устоявшиеся истины. Иногда это способствует прогрессу, но нередко кончается трагедией.
За ошибки приходится платить и порой – крайне жестоко. Навязывая собственное мнение детям, родители хотят уберечь их от разочарований и боли. Но одного не желают понять, что жизненный опыт часто формируется именно на ошибках. А иначе их ребенок никогда не состоится как личность.
Вошел в роль
Есть расхожее мнение, что большинство« экспертов в области всего» — товарищи с целым букетом комплексов. И это недалеко от истины. Процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская называет этот эффект« синдромом вахтера»: «Таким образом люди пытаются компенсировать комплекс неполноценности». Она предлагает взглянуть на проблему с точки зрения« треугольника Карпмана» — социально-психологической модели, описывающей проблемные роли в отношениях между людьми. Согласно треугольнику, человек может выступать в одной из трех ипостасей: Спасатель, Преследователь и Жертва. Периодически переключаясь с одной на другую. Чаще всего это« колесо Сансары» начинается с роли Спасателя: «Сейчас я вам расскажу, как правильно жить». И если аудитория не спешит с аплодисментами, то Спасатель превращается в Преследователя, готового нести благую весть, несмотря на агрессию со стороны неблагодарной публики.
Двадцати минут недостаточно для оценки философского учения
Ради чего это затевается? «Каждая роль несет вторичную(неосознанную, неявную) выгоду, — объясняет Ольга Подольская. — Такая позиция дает возможность не заниматься своими проблемами, а только поучать. Разумеется, если у тебя есть капля здравого смысла, то ты возразишь, что эта вторичная выгода какая-то невыгодная. Но! Даже остановившиеся часы дважды в сутки показывают правильное время. Так и человеку с его непрошеным мнением иногда удается не спровоцировать агрессию, а получить вежливое« спасибо». Это служит достаточным поводом для того, чтобы и дальше не заниматься своей жизнью, а продолжать« спасать» окружающих». Жертве такие отношения тоже выгодны, они дают возможность свалить вину за свои неудачи на других.
Зависимость от чужого мнения
К мнению окружающих приходится прислушиваться, ведь человеческая жизнь слишком коротка, и опыт предков и современников просто необходим, чтобы сделать за свой век нечто стоящее. Нельзя судить обо всем самому. Однако к любому ли мнению следует прислушиваться, и содержит ли каждый совет в себе ценную информацию? Если родители, делясь своим мнением и желая только добра, ошибаются, то нередко встречаются и люди, которые дают советы из плохих побуждений.
Одни прислушиваются к мнению только авторитетных, проверенных наставников. Но есть и такие, для которых любой косой взгляд, колкая реплика, оскорбительное замечание уже является трагедией. Те представители рода человеческого, которые способны адекватно и трезво реагировать на подобное, без моральных метаний и внутренних терзаний, уже могут считать себя людьми самодостаточными и независимыми. Поэтому, когда окружающие злословят, можно дать только один совет: имейте собственное мнение.
Стоит ли следовать за толпой?
Большинству из представителей человеческого рода легче воспринимать то, что общепринято, проверено, популярно, чем находить собственные ответы на возникающие в жизни вопросы. Чтобы не показаться глупыми, не стать объектом для порицания в обществе и критики окружающих, люди скрывают истинные чувства, не дают хода тайным мыслям. Они не решаются на открытое выражение собственного мнения. Но если постоянно затыкать рот внутреннему «я», как тогда привнести в мир свои идеи и оставить след в этой Вселенной?
Кроме того, если от рождения жить не своим умом, то подобное способствует развитию нерешительности и неуверенности в себе. А все это для «стервятников» мира сего служит сигналом к нападению. Ведь слабаков в стаде «хищников» принято «съедать» первыми.
Почему мы зависим от мнения других
Детство — золотая пора, спонтанные и искренние самовыражения вызывают радость и внимание окружающих. «Будь собой и ничего не бойся!», — говорят взрослые своим детям, желая максимально подкрепить его свободу самовыражения. Но бывает и другой родительский посыл, формирующий установки, которые не позволяют ребёнку вести себя естественно. Родитель, из-за собственных ограничений, постоянно испытывает раздражение, страх, когда ребёнок ведёт себя не так, как другие. Родительские замечания «Не ори», «Да как ты смеешь так говорить», «Что только люди подумают», делают ребёнка замкнутым, поэтому, чтобы не потерять любовь родственников, дети отказываются от возможности вести себя естественно.
Другой вариант — гиперопека, которая не даёт свободы ребёнку и пытается сделать его «идеальным». Гиперопека проявляется в словах, которые, на первый взгляд, не означают ничего плохого: «Надень это платье, так лучше будет», «Не бегай, ты же хороший мальчик», «Это тебе больше подходит».
Ребёнок теряет контакт с собой в обоих случаях, у него возникают мысли, которые сказываются на принятии решений. Оказавшийся рядом человек предлагает готовый вариант, отказаться от которого ребёнок не может, потому что родители знают как «правильно». А когда речь идёт о давлении, внушении со стороны родителя, детям сложно отстоять право на собственное мнение.
У таких детей в подростковый период ничего не меняется. Родители через угрозы и «навязывание» ведут ребёнка по «правильной» дороге, такой путь исключает получение опыта, благодаря которому человек взрослеет и учится брать ответственность за свою жизнь.
При воспитании нужно научить ребёнка слушать себя, развивать чувственное познание и осознанность в каждом возрасте. В подростковый период дети наиболее подвержены влиянию общественного мнения, поэтому родителю важно направить внимание подростка на внутренний диалог: «Что ты думаешь об этой ситуации?», «Как бы ты здесь поступил?», «Мне нравится твоё видение этого вопроса». Если у ребёнка есть своё виденье, то нужно попытаться его реализовать.
Постоянное самообразование
Формирование собственного мнения не является чем-то, что завершается в определенный момент и далее чудесным образом застывает на месте. Данный процесс, как и наша жизнь, находится в постоянном движении. Более того, его можно назвать инструментом познания. И пищей для него служит образование. Но обучение само по себе ничто без постоянного самосовершенствования.
Личное мнение может формироваться из фактов, когда-то где-то услышанных и прочитанных. Но гораздо лучше, если все это подтверждается собственным опытом. Знания, накопленные другими, лучше проверять на практике. И тогда вопросы о том, чьи советы следует слушать, отпадут сами собой.
Что значит иметь собственное мнение?
Как часто мы слышим «У меня на всё свое мнение!» или, наоборот, «У тебя вообще своего мнения нет!» Возможно ли, что у какого-то человека вообще нет своего мнения, и что он в таком случае делает, слушает известных людей, чье мнение уже имеет вес в обществе, говорит модными цитатами или спрашивает совета у близким ему людей? Или как может быть мнение на всё? Например, с утра человек включил телевизор, услышал какую-либо новость и сразу же определил своё отношение к ней, то есть не изучив историю вопроса и не узнав еще каких-либо, очень вероятно, важных фактов, можно ли составить свое мнение о чем то? А если этот человек даже не видел и не слышал какого-либо сюжета, а его просто спросили, что ты думаешь о проблемах питания кенгуру в Австралии, а он и не интересовался этими кенгуру никогда в жизни, сможет он также сказать, что у него на это тоже есть своё мнение, и что более важно, чего стоит такое мнение.
Разумеется, не стоит понимать эти высказывания буквально, но всё же очень интересно разобраться, а что вообще значит иметь своё мнение?
Сформировать определенную позицию и молчать, не говорить о ней пока не спросят или же, наоборот, всем говорить о том, что ты думаешь, вне зависимости спрашивают тебя об этом или нет.
Есть и другой вариант, высказывать свое мнение только когда интересно делать это самому и, когда знаешь, что оно может на что-то повлиять.
Вот взять, к примеру, опросы общественного мнения, они дают человеку высказать свое мнение практически по любому вопросу, начиная от проблем в своем регионе и заканчивая ситуациями в масштабах всей страны или всего мира. Результаты этих опросов широко освещаются в абсолютно разных средствах массовой информации, а все мы знаем, что если о чем-то говорят крупные или несколько СМИ, то об этом будут говорить вообще все. Может это и значит иметь своё мнение?
Институты общественного мнения открыто говорят, что им интересно мнение общества, что они хотят собрать и донести его до всех, что мнение каждого человека крайне важно.
И оказывается, нет ничего проще, чем высказывать свое мнение – формат онлайн позволяет это делать в любом месте и в любое время. Потравив всего лишь 5-10 минут в неделю, можно выразить свою гражданскую позицию по волнующему вопросу. С одной стороны, человек высказывается и освобождается от всего, что в нем скопилось, с другой – он понимает, что делает это не просто так.
Когда ты внимателен к изменениям в обществе, а точнее когда ты сам участвуешь в этих изменениях, и сама жизнь меняется в лучшую сторону.
Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: техники лидеров
Нужно ли отстаивать собственное мнение — советы психологов
Почему важно уметь высказать свое мнение? И надо ли это вообще? Психологи утверждают, что способность отстаивать свои личные интересы от природы есть не у каждого человека. Зачастую эти умения, как и силу воли, нужно развивать. От этого зависит успешность в будущем, карьера, положение в кругу родных и коллег, личные отношения и многие другие стороны жизни.
Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: советы психологов
Вот, что советуют психологи для развития этого умения:
Как использовать это умение каждый день
Ирония жизни в том, что отстаивать мнение приходится каждый день, даже на бытовом уровне — начиная с выбора еды на завтрак и заканчивая выбором партнера. Если возникают спорные ситуации, кто-то хочет склонить вас на свою сторону, надавить или спровоцировать, стоит сохранять спокойствие. Необходимо сдержанно, уверенно и методично убедить оппонента в обратном, донести свое мнение и аргументировать выбор.
Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: использование умения каждый день
Говорить на повышенных тонах, оскорблять и давить на больное могут только те, кто не способен использовать интеллект и чувствует поражение. Также не стоит вовлекать в спор большие группы людей. У каждого будет свое мнение, найти компромисс будет сложно.
И главное — не спорьте с дураками. Тогда придется опуститься до их уровня, и, скорее всего, они задавят вас своим опытом.
Не менее важный момент — инициатива. Имеется ввиду не лидерство, а умение брать на себя задачи, доводить их до конца, быть последовательным. Доказывайте людям вокруг, что вы — личность, через решение сложных задач. Покажите, что ваш метод и подход действенный, поэтому на вас можно положиться, вы подходите к процессу логически. Авторитет необходимо зарабатывать годами, но оно того стоит — с вашим мнением будут считаться многие люди, особенно младшие по возрасту или подчиненные.
Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: не спорьте с дураками
Что мешает людям отстаивать свое мнение
Его отсутствие
Чтобы отстоять собственное мнение, его нужно иметь. Всевозможные соцопросы показывают, что примерно десятая часть людей попадает в категорию ― «затрудняюсь сказать», «не уверен(а)», «не могу определиться». Людей, которые не имеют собственной точки зрения и слепо подчиняются мнению большинства, называют конформистами, или приспособленцами. Они пассивно принимают существующий порядок вещей и придерживаются господствующего мнения.
В последние годы появился такой термин, как «офисный планктон». Офисным планктоном, в частности, называют пассивного и безразличного человека, который, по сути, является кадровым балластом.
Правда, некоторые больше предпочитают иметь дело с человеком, не имеющим своего мнения, нежели, к примеру, с «идиотом», который слишком агрессивно отстаивает свою точку зрения. Тех же, кому все «фиолетово», предупреждают: «Если вы не имеете собственного мнения, то вас имеют те, кто его имеет».
Неуверенность в себе
Человек имеет свое мнение, он оно кажется ему не стоящим внимания и незначительным. Он избегает его высказывать и опасается уверенных в себе людей. Психологи считают, что «ноги» у этой проблемы «растут» из детства. Неуверенные в себе дети вырастают в семьях, где с их мнением никто никогда не считался, они не имели права голоса, им не доверяли и беспрестанно контролировали.
Такое ощущение собственной незначительности ребенок переносит во взрослую жизнь. В любом принципиальном споре он будет считать, что чужое мнение важнее и правильнее, чем его собственное.
Некомпетентность
Люди, которые недостаточно изучили ситуацию или вопрос, не разбираются в теме, но при этом упрямо отстаивают свою точку зрения, выглядят нелепо. В то же время человеку эрудированному и уверенному в себе и своих знаниях отстаивать свое мнение гораздо проще. Как писал Немецкий поэт Иоганн Шиллер: «Убежденному убеждать других нетрудно».
Что нужно помнить, вступая в спор
Чтобы развить в себе способность отстаивать свою точку зрения, необходимо следовать некоторым правилам.
Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: что нужно помнить, вступая в спор
Несколько техник аргументирования
Чтобы было проще донести свою позицию, необходимо опираться на аргументы, и для этого есть несколько техник:
Как отстаивать свое мнение и не терять друзей: техники аргументирования
Как говорили великие, «в споре рождается истина». Неудивительно, ведь умные оппоненты обмениваются опытом, знаниями, идеями и подходами. А это обогащает людей. Главное в данном вопросе — не переходить на личности, пользоваться только аргументами и голыми фактами.
Не стыдно признавать проигрыш или неверность собственных суждений. Подобное дарит нам ценный опыт и помогает широко смотреть на мир.
Надо ли иметь собственное мнение
Когда б вы знали, из какого сора слагается та куча, которую мы некритично называем своей «системой ценностей». Там, конечно, есть какие-то несомненные кирпичи, вроде «не убивай», «не кради» и «не лжесвидетельствуй». Есть очень сомнительные, плохо мотивированные вставки, вроде «хороший человек должен любить природу, детей и животных». А есть уже совершенно за уши притянутые штуки. Например: «честный человек должен отстаивать свое мнение».
Вообще-то, здравый смысл подсказывает, что очень глупо и даже унизительно иметь свое мнение о предметах, которые вас не касаются и о которых вас не спрашивают вовсе или спрашивают из праздного любопытства. Тут вспоминается раннеперестроечная телепрограмма «Два Ерофеева», в которой уже сильно больной Венедикт Васильевич и его ныне живущий писатель-однофамилец волею ведущего должны были высказывать мнения о всевозможных актуальных вопросах, и Венедикт Васильевич обычно отвечал: «Да не знаю, наверное, вы правы…», а Виктор Владимирович говорил: «Нет, мне хотелось бы тут кое-что важное уточнить…» — и на этом контрасте каждый непредвзятый зритель мог воочию убедиться, что в отсутствии своего мнения (или хотя бы в твердой решимости его утаить) есть несказанная прелесть.
И вот спустя два десятка лет после приснопамятной телепередачи наше смутное представление о том, что «иметь свое мнение» вовсе не всегда хорошо, а порой прямо-таки постыдно и смехотворно, перестало быть гипотезой, а приобрело статус твердо обоснованного вывода из строгого научного эксперимента. Я имею в виду результаты вредного, циничного и реакционного исследования, проведенного учеными из университета Лунда, что в Швеции.
Ученые эти давали испытуемым список неких этических утверждений (как абстрактных, так и относящихся к современной политической повестке дня). Испытуемых просили указать (по шкале 1–9), насколько они согласны с каждым из утверждений. Так испытуемые пролистывали несколько страниц опросника. Затем исследователи предлагали им проверить все еще раз с первой страницы, то есть прочитать все утверждения с самого начала вслух и устно подтвердить свое согласие или несогласие.
Только тут был один злой и коварный подвох. Некоторые слова в тексте были вклеены на липких вклейках — при перелистывании они отклеивались, и под ними обнаруживались другие слова, противоположного значения. Именно этот противоположный вариант видели испытуемые при повторном чтении.
Например, в первом варианте было:
1. Государство должно осуществлять контроль за компьютерной перепиской и социальными сетями в целях более эффективного противостояния терроризму. —
Слово «должно» было вклеено, а под ним спрятано
«не должно».
2. Применение силы Израилем против «Хамас» недопустимо по причине возможных жертв среди гражданского населения. —
Под
«осуждением» пряталось «восхищение».
И тому подобные лицемерные подмены и передергивания на пяти страницах — правда, скорректированные утверждения были ловко перемешаны с неизменными.
Что же обнаружили исследователи? Во-первых, 70% испытуемых при повторном чтении не заметили хотя бы одну из подмен, а многие не заметили их вовсе. Ну это бы еще ладно — так, задачка на внимание. Но дальше хуже: частота коррекций НЕ ЗАВИСЕЛА от того, насколько высоко оценил участник свою степень согласия с утверждением, то есть те, кто оценил свое мнение в «9», при повторном чтении оценили той же самой девяткой свое согласие с ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ утверждением. А дальше совсем плохо: исследователи попросили испытуемых обосновать несколькими фразами их мнение по некоторым пунктам, в том числе по передернутым. И слышали бы вы, с каким красноречием обманутые испытуемые справились с задачей оправдания жертв среди гражданского населения Палестины, даже при том, что 20 минут назад решительно — с рейтингом «9» — высказались за то, что благосостояние государства Израиль не стоит слезинки палестинского ребенка. И так по всем другим спорным моральным дилеммам.
Люди, люди… Кажется, я эту присказку уже прежде говорил по другому поводу?
…Эти данные неопровержимо свидетельствуют, что тот мышиный писк, который мы высокопарно называем «собственным мнением», — ни в коей мере не продуманная позиция мыслящего человека, а скорее какой-то коленный рефлекс, зависящий буквально от дуновения ветров и лишь прикрывающийся рациональной логикой. Большую часть наших мнений мы считаем «нашими» не потому, что долго их обдумывали, а просто потому что вроде бы высказывались в таком духе в одной компании год назад, и если сейчас сказать что-то другое, кто-то заметит разницу. Но иногда то ли память подводит, то ли зловредные психологи вклеят ключевые слова на липких бумажках. И тогда остается нам только сесть в лужу в ореоле брызг, как это случилось с невинными жертвами циничных шведских психологов.
Именно поэтому я склоняюсь к мысли, что не следует нам иметь свое мнение о предметах, которые нас не касаются, если все равно цена ему грош. Доверим это бремя начальствующим в народе нашем, а сами, как подобает добрым реакционерам, ограничим свои интересы приусадебным цветоводством. Пусть государственным кораблем управляют мужи, волею судеб того удостоенные, а нам бы лучше не выходить за рамки своей профессиональной компетенции. Таково мое мнение.
При этом нет никакой гарантии, что завтра вы меня не поймаете на высказывании мнения, диаметрально противоположного и более созвучного консенсусу нашей либеральной прослойки — у нее в ценностях особой строкой прописана важность собственной гражданской позиции по разным вопросам. И я полностью с ней согласен во всем. Уж извините — такова, согласно цитированному выше исследованию, природа человека. Или, как еще у Достоевского один персонаж замечал по другому поводу: «Широк, слишком широк человек. Я бы сузил».
Не навязывайте свое мнение другим людям
Задумались над тем, нужно ли отстаивать свою точку зрения? Рассуждения по этому поводу можно найти на различных тематических форумах, однако если вы зашли именно к нам, то вас интересуют не пустые разговоры, а действенные методы, которые позволят уговаривать собеседника даже в самых невыгодных ситуациях. В этом и последующих разделах вы найдете несколько советов по этому поводу.
Итак, для начала вы должны хорошенько осознать, что вы ни в коем случае не должны навязывать свое мнение окружающим. Любой человек должен уметь грамотно высказывать свою точку зрения и аргументировать ее вескими доводами вне зависимости от того, разделяют ли ее окружающие. Однако зачастую происходит так, что люди попросту пытаются навязать свои мысли или мировоззрение другим, поскольку считают, что их взгляды являются самыми правильными. Поймите, что никто не хочет слышать, что их жизнь все это время шла неправильным чередом. Даже если вы на 100% знаете, что правы, научитесь отстаивать свою точку зрения максимально ненавязчиво. Для этого можете использовать следующие обороты: «Думай как хочешь, но мне кажется…» или «Я уважаю твою точку зрения, однако тут ты неправ, поскольку…» В этом случае люди будут с интересом вас слушать и рано или поздно поменяют свое мнение.
Не стоит зацикливаться на чужом мнении
Умение отстаивать свою точку зрения также неразрывно связано с тем, умеет ли человек пропускать мимо ушей чужие слова. Как думаете, люди будут доверять тому человеку, которого очень просто переубедить в обратную сторону? Вот то-то и оно! Научитесь не зацикливаться на тех словах, которые говорят вам другие люди. Это не значит, что вы не должны вовсе уважать чужую точку зрения. Однако если вы знаете, что ваше мировоззрение является правильным, вы должны принципиально его отстаивать или хотя бы не менять в тех ситуациях, когда вас пытаются переубедить. Если вы не научитесь этого делать, то вами будет довольно просто манипулировать, поэтому не следует зацикливаться на чужих мыслях, даже если эти мысли исходят от очень авторитетной личности.
О чем не стоит забывать, отстаивая свою точку зрения?
Научитесь говорить «нет» в невыгодных ситуациях
Как часто происходит так, что мы соглашаемся на какое-нибудь сомнительное предприятие, хотя оно изначально является для нас невыгодным. Коллега позвал вас на юбилей к своему другу, а вы не смогли отказать ему, даже несмотря на то, что в этот день у вас в планах было побольше поработать. Знакомая ситуация, не правда ли? В итоге приходится идти на бесперспективное мероприятие во вред себе лишь потому, что не получается сказать твердое «нет». Стоит понимать, что у человека есть полное право согласиться или отказаться от определенного предложения. Прежде чем дать положительный ответ на какую-то авантюру, детально проанализируйте тот факт, принесет ли она вам больше выгоды, чем убытков.
Наверное, сейчас вы задаетесь вопросом: «Как это вообще связано с тем, что я хочу научиться отстаивать свою точку зрения?» Все предельно просто. Если люди из вашего окружения будут видеть, что вы способны давать отрицательный ответ в тех ситуациях, когда для вас нет какой-либо выгоды, то они подсознательно будут вас уважать, а значит, то мнение, которое вы имеете по поводу определенной темы, будет восприниматься всерьез. Даже если человек услышит от вас абсолютно противоположную точку зрения, то он как минимум задумается над тем, что вы ему сказали. Ведь говорить «нет» умеют только действительно волевые личности.
Как написать свою позицию?
Пишем по аналогии с позицией автора. Выражаем свое мнение с помощью фраз-клише или другими способами. Стараемся обойтись без заумных и занудных фраз. Достаточно 1-3 предложений. Донесли мысль — останавливаемся, иначе времени не хватит. Собственная и авторская позиции требуют минимальных временных затрат.
Не хотите снова заглядывать в шаблон для сочинения? Продублируем его часть для удобства здесь, приведя примеры основных фраз-клише:
Мне близка позиция автора. Я считаю, что …
Мне кажется, автор не прав. По моему мнению, …
Соглашусь с автором частично. Считаю, что …