что такое соборование и как это происходит

Как правильно готовиться к соборованию? Отвечает протоиерей Константин Островский

что такое соборование и как это происходит. Смотреть фото что такое соборование и как это происходит. Смотреть картинку что такое соборование и как это происходит. Картинка про что такое соборование и как это происходит. Фото что такое соборование и как это происходит

Пожалуйста, расскажите, как правильно подготовиться к соборованию. Нужна ли перед ним исповедь? Правильнее будет исповедоваться и причаститься, а потом собороваться, или можно и наоборот? Или это не имеет особого значения?

Как готовиться к соборованию? Отвечает протоиерей Константин Островский:

что такое соборование и как это происходит. Смотреть фото что такое соборование и как это происходит. Смотреть картинку что такое соборование и как это происходит. Картинка про что такое соборование и как это происходит. Фото что такое соборование и как это происходитВопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.

Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.

А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга.
Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.

В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.

Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).

Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»

Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.

Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.

Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.

Читайте также:

О таинстве соборования. Видео

Источник

Общее Соборование: история смещения смысла

В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья.

Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5).

Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи.

Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного

Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного.

В данной статье раскрывается причина того, почему в Церкви на ее историческом пути возникло допущение к Соборованию здоровых людей, когда в отношении них оно стало применяться как минимум в наполовину измененном значении. Кроме того, здесь сопоставляется традиция общего Елеосвящения, возникшая в средние века, и современная практика.

В истории Елеосвящения его применение как таинства, дополняющего покаяние здоровых, – факультативно

В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек (естественно, крещенный) без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди.

Относиться к Соборованию как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний – недопустимо!

Аргументы в пользу того,
что исповедь должна совершаться перед Соборованием

1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием (в случае с Крещением) или совершением таинства Исповеди (во всех остальных случаях). Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2; 4: 17).

Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной (здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением – в современности допускаются разные подходы).

Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно (больше года) отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование. А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью.

2. Об обязательности совершения исповеди перед Елеосвящением указывается в руководствах по совершению Соборования.

«Отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния»

3. Предваряющую Елеосвящение исповедь однозначно подразумевают молитвы чинопоследования Соборования.

Далее, в молитве перед вторым помазыванием говорится: «Всели в раба твоего имярек, познавшаго своя согрешения». Когда же он осознал свои согрешения? Очевидно, когда испытывал свою совесть и результаты своего покаяния принес в таинстве Исповеди, о чем и свидетельствует священник, читая эту молитву, что такое покаяние было принесено, ибо он и узнаёт об этом собственно в исповеди. Ведь свидетельствование о грехах и является одним из сущностных моментов таинства Исповеди – исповедь приносится Богу, а священник об этом свидетельствует и читает разрешительную молитву, благодатью Божией разрешая кающегося от грехов. А если исповедь не совершается перед Соборованием (или совершается после), то это выражение о познании грехов с точки зрения совершителя Соборования становится гадательным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё находится в тайниках души человека.

Та же мысль присутствует в последней молитве, при чтении которой на главу больного возлагается Евангелие. Священник в ней молится, чтобы Бог принял больного, «кающагося о своих си согрешениих». В сакраментальном отношении здесь священник опять свидетельствует об имевшем место покаянии человека.

4. Если всё-таки говорить о том, что в Елеосвящении прощаются «забытые» грехи, то это могут быть только грехи, о которых человек не знал или забыл во время исповеди.

5. В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов.

Соборование здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало

Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди. При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния.

6. Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании.

7. Пастырская целесообразность.

Как уже упоминалось, в общем Соборовании часто принимают участие люди невоцерковленные. Во время исповеди им можно дать какие-то наставления, сориентировать и т.д. Участие же в Соборовании для таких малосведущих людей без предварительной исповеди и беседы способно выводить на первый план преимущественно житейские соображения «пойти пособороваться, чтобы не болеть».

Выводы

Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь. Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния.

Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение. Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви. Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания.

С точки зрения необходимости установления хотя бы некоторой связи современной практики как с содержанием самого таинства Елеосвящения, так и с традицией общего Соборования, следует допускать к нему тех, кто соборовался последний раз не менее года назад (в соответствии с недавним напоминанием об этом Священным Синодом РПЦ от 25 декабря 2012 года [29] ), соблюдал весь Великий пост, во время него хотя бы один раз исповедовался и взял у исповедующего священника благословение на участие в этом таинстве.

[1] Общее Елеосвящение – совершение таинства сразу над несколькими людьми.

[2] Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С. 80–83.

Далее также будут делаться ссылки на работы преимущественно дореволюционных авторов, поскольку тематика данной статьи рассматривалась в основном именно ими.

[3] Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церкви // Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб., 1856. C. 43.

[4] Симеон, блаженный, архиепископ Солунский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея // Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. СПб., 1857. С. 204.

[5] Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел юридический. Вып. 14. М., 1897. С. 307–308.

[6] В чинопоследовании исповеди даже в современном Требнике указывается о том, что после исповеди духовник назначает кающемуся «канон», т.е. епитимью.

[7] Goar J. Εὐχολόγιον sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines Divinae liturgiae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funerum, orationum… P., 1647. – Цит. по: Красносельцев Н. Указ. соч. С. 89.

[8] Красносельцев Н. Указ. соч. С. 89. В качестве примеров можно привести Оригена (Origenis. In Leviticum homilia II, 4 // PL. B. 12. P. 418–419) и святителя Иоанна Златоуста (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Третья беседа о священстве // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 1. С. 522).

[9] Это происходит, несмотря на не дозволяющие это руководства по совершению Елеосвящения и наставления священноначалия. Одно из последних – постановление Священного Синода РПЦ от 25 декабря 2012 года, в котором указывается: «Напомнить архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм участие в этом таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании» (Журнал № 130 заседания Священного Синода РПЦ от 25–26 декабря 2012 года, п. 3 // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html.

[10] Из текста «Архиерейской грамоты» священникам. – Цит. по: Архангельский М., протоиерей. О тайне святого елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения от установления сего таинства до издания нынешнего его «Последования», с подробным изъяснением сего последнего. СПб., 1895. С. 83–84.

[11] Коржевский Вадим, иерей. Традиции и заблуждения. Тюмень, 2016. С. 269–270.

[12] В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» указывается: «Больной, принимающий таинство, должен быть приготовленным к принятию его исповедью и затем, по совершении уже Елеосвящения, он обыкновенно причащается Святых Таин» (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С. 1275). Митрополит Макарий (Булгаков) по поводу исповеди больных перед Соборованием пишет, что «отпущение грехов через таинство Елеосвящения, назначенного собственно для тяжко больных, есть не что иное, как восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. 2. C. 474). Ведь больной во время тяжкой болезни «не всегда способен, изнемогая телом и душою, принести истинное совершенное раскаяние в грехах и вообще выполнить те условия, какие требуются от кающегося для получения разрешения от грехов; так как некоторые грехи по немощи он может исповедовать не вполне, а другие и вовсе не исповедовать по забвению… то милосердный Господь, собственно для такого рода больных, даровал еще особое врачевство к уврачеванию их немощей душевных в таинстве Елеосвящения» (Там же. С. 473, 474).

[13] См., например: Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием таинства Крещения // https://azbyka.ru/katehizacija/metodicheskoe-posobie-katexizatoram-dlya-provedeniya-oglasitelnyx-besed.shtml.

[14] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. С. 1037.

[15] Кормчая книга. Гл. 50. СПб., 2004 (Репринт с издания 1650 г.). С. 1160.

[16] Письменная отметка о прохождении ставленнической исповеди входит в обязательный набор ставленнических документов, подаваемых на рассмотрение к правящему епископу.

[17] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 234.

[18] Требник митрополита Петра (Могилы). Киев, 1996 (Репринтное издание 1646 г.). Л. 446.

[19] О должностях пресвитеров приходских. М., 2004. С. 149.

[20] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 235.

[22] Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церкви. С. 370, 376.

[23] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 236.

[24] Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1909. Т. 4. С. 411.

[25] Красносельцев Н. Указ. соч. С. 93.

[26] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 234.

[28] Отец Михаил рассуждает так вслед за святителем Иоанном Златоустом (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 23 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 7. С. 271–273) и блаженным Феофилактом Болгарским. По последнему, свиньи – это хотя и верующие, но ведущие жизнь нечистую (Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 2004. Кн. 1. С. 76).

[30] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 93.

Источник

Как готовиться к соборованию?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Мы находимся внутри периода, который называется Великим постом. Внутри же поста есть свои особенности, обычаи, традиции. И в частности, есть одно такое правило: во время поста прибегают к таинству соборования. О том, что это такое, когда нужно это делать и всем ли нужно, или собороваться надо только перед смертью – есть такая распространенная точка зрения, мы сегодня и говорим. На вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

— Отец Игорь, думаю, что начать нужно с самого простого вопроса. Когда проводится соборование? В каких случаях человеку оно необходимо?

— Соборуется человек, когда болеет, когда ощущает себя больным. Но, конечно, речь идет не о насморке. Каждый христианин соборуется раз в год, например, Великим постом. Потому что соборование – это как раз то молитвословие, в котором мы просим Господа простить нам наши забытые грехи.

что такое соборование и как это происходит. Смотреть фото что такое соборование и как это происходит. Смотреть картинку что такое соборование и как это происходит. Картинка про что такое соборование и как это происходит. Фото что такое соборование и как это происходит

Фото Владимира Ештокина

— А как готовиться к соборованию?

— Классически это выглядит следующим образом. Сначала человек исповедуется – (называет) те грехи, которые он помнит и еще не исповедовал. Потом соборуется. А потом (на ближайшей Литургии) причащается Святых Христовых Таинств.

— То есть, если я правильно понимаю, когда мы говорим о соборовании, мы имеем в виду, что большинству из нас соборование по «медицинским» духовным показаниям положено?

— Ну, здесь скорее все же не медицинские, а духовные показания. Те, которые сподвигают нас к желанию быть здоровым не только телесно, но и духовно.

— В каких случаях соборование проходит в храме? в каких случаях соборуются дома?

— Соборование не всегда проходит в храме. Это таинство не требует каких-то определенных внешних обстоятельств, как, допустим, таинство венчания, которое всегда совершается в храме, и только за редким исключением может быть совершено по благословению правящего архиерея на дому. Соборование – таинство, которое совершается и на дому, и нет никакой разницы.

— Скажите, а детей нужно соборовать? Младенцев до 7 лет?

— Таинство соборования совершается по той причине, что мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Поэтому младенцы – дети до 7 лет – не соборуются, так как им Господь и так прощает их согрешения, если они есть. Если же ребенок уже достиг 8-летнего возраста, то здесь уже по благословению духовника семьи он может быть соборован. Но обычно соборуют после 16-18 лет.

— Этим маслом можно помазываться (например, помазывать больные места), можно добавлять его в пищу, когда готовим суп или какое-то другое блюдо. Можно себя благословлять этим маслом, начертывая крест на лбу. Самое главное – что оно должно быть употреблено с благоговением и молитвой.

— А хранить его можно в совершенно обычных условиях? Никаких специальных требований нет?

— Требования те же самые, как и к хранению любой святыни. Это должно быть с благоговением, в достойном месте. И чтобы об этой святыне не забыли, как это иногда бывает…

— Отец Игорь, можно напоследок вопрос о названии? Само слово соборование – что означает? Оно похоже на слово собор. Речь идет о здании церкви? О собрании людей? Почему таинство так назвали?

Соборование называется так потому, что для его совершения собираются несколько священников. В требнике написано, что семь священников должно собраться и совершить это таинство над болящим. Семь священников – это не всегда выполнимо, бывает, что и один священник все совершает. Но название, тем не менее, именно отсюда – от собрания.

Читайте также:

ЕСЛИ БОЛЬНОГО СОБОРОВАТЬ, ОН УМРЕТ?

Фото Владимира Ештокина

На вопрос, как подготовиться к соборованию ответа нет. 10 лет назад, мы с мужем (муж очень болел и это было его желание) ездили на соборование. Я не нашла в интернете ничего о подготовке к соборованию и знакомые ничего не могли подсказать. Мы приехали в церковь и начались наши мытарства. Священник стал задавать вопросы, сделали ли мы это, а то? Мы честно отвечали, допустили только до исповеди, а в остальных случаях нас публично афишируя отстраняли от различных процедур. Муж стоял стиснув зубы, а я не могла уйти из- за мужа и крепилась, чтобы не расплакаться.
В другой раз я предложила мужу сходить в другую церковь, но он ответил, что в церковь больше не пойдет. Мужа через 4 года не стало, а я хожу в церковь, поминаю, но к служителю церкви никогда не подойду.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Сложности при уходе за пожилым с деменцией

С возрастом у человека постепенно угасают все естественные процессы в организме, и работа мозга, к сожалению, не исключение. Близкие могут заметить, что пожилой родственник постепенно утрачивает основные бытовые навыки, страдает забывчивостью, совершает нелогичные поступки – это признаки развивающейся деменции, необратимого процесса, перечеркивающего все нейронные связи. Жизнь рядом с больным деменцией – тяжелое бремя: родным остается только смириться с неизлечимым недугом и постараться обеспечить пациенту максимально комфортные условия существования.

Когда пожилой родственник перестает быть адекватным…

Если у близкого человека старческая деменция, что делать родственникам, и как понять, что это болезнь, а не обычные капризы? Чаще всего деменция начинается довольно безобидно. Человек может жаловаться близким и соседям, что его не кормят, за ним следят, пытаются похитить, в комнату или квартиру пускают какие-то вещества или газы. Это может показаться смешным, если бы не было таким грустным. Болезнь довольно быстро прогрессирует, и со временем пожилые люди перестают узнавать членов семьи, обвиняют их в кражах или насилии, приносят домой со свалки мусор, и буквально воюют с каждым, кто пытается это выбросить. Некоторые думают, что деменция не коснется тех, кто всю жизнь был занят активной умственной деятельностью. Болезнь не выбирает, и даже доктора наук или заслуженного руководителя можно встретить на помойке, увлеченно копающегося в отходах.

Не нужно думать, что больной делает это специально, только чтобы поиздеваться и посмеяться над близкими. Это заболевание разрушает мозг, и пациент даже не отдает отчета в своих действиях. Человек утрачивает способность усваивать или обрабатывать информацию. Он становится очень чувствительным к критике: любое замечание или попытка что-то объяснить приводят к протесту и новому приступу. Как вести себя с больным деменцией? Близким придется проявлять максимум терпения и внимания, не перечить, объяснять что-то мягко и ненастойчиво. Если больной почувствует агрессию, он станет воспринимать родных как врагов, и наладить с ним контакт будет очень сложно.

Обустройство жилого пространства

Нужно максимально продумать, как обустроить жилье пациента, чтобы оно было комфортным и, главное, безопасным. Важно постараться убрать из зоны доступа электрические и газовые приборы, спички, зажигалки. При уходе из дома рекомендуется перекрывать газовый вентиль, так как больные деменцией имеют привычку зажигать плиту и оставлять ее, просто забывая о ней. Не стоит даже пытаться спрашивать, зачем они это делают – пациенты будут все отрицать, возникнет глубокая обида, слезы, возможны истерики.

На начальной стадии заболевания человек становится просто забывчивым, невнимательным, неуклюжим. По мере развития болезни он уже не может жить в одиночестве: кому-то из близких придется на себе испытать, как жить с человеком, у которого деменция. Опасность для пациента представляют колющие, режущие предметы. Даже посуду лучше выбирать из пластика, а не из материалов, которые могут разбиться на осколки. Ножи, вилки, ножницы, бытовая химия и лекарства – все это нужно убирать из поля досягаемости. Мебель нужно расположить так, чтобы у больного не было риска пораниться об острые углы, желательно обеспечить простор для передвижения. В ванной и туалете должны лежать противоскользящие коврики.

Диета и режим дня

Одним из самых важных моментов по уходу за пожилым человеком, страдающим деменцией, является организация четкого и налаженного режима дня. Нельзя позволять пациенту спать слишком долго по утрам. Будильник поможет вставать в одно и то же время. От конкретного времени просыпания зависит и то, во сколько больной ляжет вечером спать. Если он будет просыпаться в 6-7 часов утра, у него возникнет необходимость ложиться спать не позднее 22.00. Ночь пройдет спокойно, и у родственников будет возможность выспаться. Гулять тоже нужно в одно и то же время.

Несмотря на неустойчивое психическое состояние, пациента не нужно изолировать от общества. Общение с окружающими, особенно на ранней стадии, поможет задержать и немного отсрочить развитие болезни. При возможности, можно обеспечить посещение кружков или клубов по интересам. Умственная нагрузка способна препятствовать стремительному отмиранию клеток.

Уход за больным с деменцией дома предполагает изменение режима питания. Придется исключить из рациона жареные, острые, копченые блюда, сделав акцент на отварных продуктах или обработанных паром. Фрукты, орехи, рыба и морепродукты – прекрасные природные антиоксиданты, они крайне полезны при всех заболеваниях мозга и нервных расстройствах.

Агрессия при деменции

Специалисты часто говорят, что люди, больные деменции, живут в своей собственной Вселенной. Там действуют свои правила и законы. Нередко спокойный, уравновешенный на протяжении всей жизни человек становится озлобленным и агрессивным под воздействием заболевания. Категорически запрещается оставлять маленьких детей в одном помещении с пожилыми людьми, страдающими деменцией. Они не отдают отчета в своих действиях и могут нанести вред ребенку, не способному защититься.

Самое удивительное то, что агрессия может проявиться внезапно, в любой момент близкие должны быть готовы к вспышке. Больные устраивают скандалы, кидаются в драку, бросают предметы, бьют посуду, могут укусить, ущипнуть или схватить за

волосы того, кто рядом. Близким очень сложно сохранить эмоциональный контакт с такими пациентами. Все привязанности и чувства к близкому человеку стираются под воздействием постоянного неадекватного поведения. Что делать при старческой деменции с агрессией, и как объяснить соседям, что над пожилым родственником никто не издевается?

В первую очередь, нужно помнить, что агрессия может быть сигналом о каком-то дискомфорте, который испытывает пациент. Это могут быть проблемы с физическим самочувствием, психологические травмы или неудобства бытового характера. Человек кричит, дерется, чтобы привлечь внимание. Часто злость проявляется на фоне приема лекарственных средств. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом и обсудить возможность замены препарата аналогом.

Что касается соседей, не нужно скрывать от них диагноз близкого человека. Во время прогулок или непродолжительных визитов они сами смогут оценить состояние больного и понять, что родственники не издеваются над ним, а сами являются жертвами его неадекватного состояния.

Основные правила поведения при вспышке гнева у пациента:

Не нужно держать негатив в себе. Если есть кто-то, кто способен выслушать и дать совет, лучше позвонить такому человеку и выговориться. Внутреннее напряжение, не находящее разрядки, приведет к проблемам психосоматического характера.

Склонность к побегам из дома

Еще одна распространенная проблема, с которой часто сталкиваются близкие человека, страдающего старческим слабоумием – склонность к бродяжничеству и побегам из дома. Казалось бы, у него все есть для комфортной жизни: благоустроенное жилье, уход и внимание со стороны родственников, но пациент продолжает убегать, а его родные сбиваются с ног в поиске.

Если у человека деменция, как жить тем, кто рядом, и как справиться с постоянными «сюрпризами» с его стороны? Прежде всего, нужно поговорить с соседями, продавцами из близлежащих магазинов, чтобы они сразу предупреждали родственников пожилого человека, если увидят его на улице в одиночестве. Нужно раздать им номера телефонов, по которым можно позвонить и сообщить, где находится пациент.

Самому больному нужно надеть на руку браслет, где тоже будут указаны контактные данные родных. Идеальный вариант – «умные» часы или телефон с функцией отслеживания перемещения абонента.

Уход за лежачим пациентом с деменцией

Старческое слабоумие не действует избирательно: оно может настичь любого, в том числе и лежачего больного. В этом случае родственникам приходится еще сложнее. Кроме больших физических нагрузок, связанных с обслуживанием лежачего пациента, появляются проблемы психологического характера. Находясь в неподвижном состоянии, больные перестают контролировать естественные процессы организма. Учащаются походы в туалет, причем многие умудряются снимать подгузники и размазывать продукты жизнедеятельности по стенам, кровати, пачкаются сами. Если доходит до такого уровня деменция, уход в домашних условиях становится для родственников настоящей пыткой. Нужно круглосуточно находиться рядом и пресекать любые попытки снять памперс.

Так же от родных требуется выполнение ряда обязательных мероприятий: проведения, санитарно-гигиенических процедур, профилактики пролежней, введения медикаментозных препаратов, кормления с ложки или через зонд (в случае нарушения глотательного рефлекса). В этом случае лучше обратиться в пансионат для лежачих больных деменцией, там ежедневно выполняют все необходимые мероприятия по уходу и еженедельно за динамикой состояния здоровья наблюдает врач-терапевт.

Как продлить жизнь больному деменцией?

Деменция – необратимый процесс. Согласно медицинским исследованиям, больные могут прожить с этим диагнозом до 10 лет. Перед родственниками встает задача: если у мамы, папы, бабушки или дедушки старческое слабоумие, как помочь близкому и постараться сохранить остатки интеллекта?

На начальных стадиях болезни нужно усиленно тренировать мозг: разгадывать с пациентом кроссворды, решать задачи из школьной программы, смотреть телевикторины и предлагать свои варианты ответов. Рекомендуется заниматься щадящей физкультурой, больше гулять на свежем воздухе. Есть специальные несложные упражнения при деменции для пожилых, их легко выполнять, но при этом они требуют концентрации внимания, что очень полезно для таких пациентов.

Приветствуется общение с хорошо знакомыми людьми. Полезны беседы, обсуждения, разговоры по телефону. Несмотря на проявления болезни, родственникам нужно помнить, что перед ними тот же любимый и близкий человек, которого они привыкли знать всю жизнь. Все изменения в характере происходят не по его воле, а под воздействием неизлечимого заболевания. Деменцию вылечить нельзя, но можно задержать и отложить ее прогрессирование.

Как сохранить собственную психику?

Любому человеку очень сложно привыкнуть, что у его близкого развивается старческое слабоумие. Некоторые впадают в отчаяние: у папы или у мамы деменция,

что делать, как им помочь? После отчаяния наступает злость, потом бессилие и апатия. Нельзя допускать, чтобы на фоне болезни близкого появились проблемы с собственным здоровьем. Ухаживающие нередко допускают ошибки в уходе, выполняя, на первый взгляд, естественные действия. Психологи дают ряд рекомендаций, что нужно делать, а какие моменты категорически запрещены:

Главное условие – не нужно ждать от больного родственника благодарности. Из-за специфики заболевания он не оценит всех усилий, и даже наоборот, может обвинить родных в невнимательности, злости и жестокости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *