что такое смысловые группы
Смысловые группы наречий
Смысловые группы наречий — это разряды наречий по значению.
Смысловые группы наречий объединяют слова, которые имеют общее грамматическое значение и отвечают на одни и те же вопросы.
В русском языке наречие является уникальной частью речи. Слова этой части речи обозначают признак действия (высоко прыгнуть), признак признака (совершенно нерешительный) и предмета (бег наперегонки).
По значению огромное количество наречий русского языка относят к двум большим группам:
У слов этой части речи можно указать смысловые группы, или разряды наречий по значению.
Смысловые группы определительных наречий
Определительные наречия обозначают качественный или количественный признак действия или другого признака:
Эти неизменяемые слова делят на смысловые группы (разряды):
1. наречия образа действия, которые поясняют глагол или деепричастие и отвечают на вопросы как? каким образом?
2. наречия меры и степени, которые обозначают количество, меру признака действия или степень интенсивности другого признака:
Смысловые группы обстоятельственных наречий
Обстоятельственные наречия обозначают условия совершения действия:
В связи с этим обстоятельственные наречия делят на смысловые группы:
1. наречия времени, которые обозначают временные промежутки совершения действия или признака признака и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор?
2. Наречия места называют, где происходит действие, и отвечают на вопросы куда? откуда? где?
3. Наречия цели обозначают цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего?
4. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие, и отвечают на вопросы почему? отчего?
Таблица с примерами
Разряды | Вопросы | Примеры |
---|---|---|
Образа действия | Как? Каким образом? | Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах. |
Времени | Когда? | Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? | Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть. |
Причины | Почему? Отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста. |
Цели | С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор. |
Смысловые группы местоименных наречий
Ряд наречий напрямую не обозначают время, место, способ действия, причину и пр., а только указывают на них или спрашивают о них. Это местоименные наречия, которые связаны по происхождению с местоимениями и подобно им являются словами-указателями в русском языке.
Аналогично местоимениям различают такие же смысловые группы местоименных наречий.
Смысловые группы наречий
Смысловые группы наречий — это разряды наречий по значению.
Смысловые группы наречий объединяют слова, которые имеют общее грамматическое значение и отвечают на одни и те же вопросы.
В русском языке наречие является уникальной частью речи. Слова этой части речи обозначают признак действия (высоко прыгнуть), признак признака (совершенно нерешительный) и предмета (бег наперегонки).
По значению огромное количество наречий русского языка относят к двум большим группам:
У слов этой части речи можно указать смысловые группы, или разряды наречий по значению.
Смысловые группы определительных наречий
Определительные наречия обозначают качественный или количественный признак действия или другого признака:
Эти неизменяемые слова делят на смысловые группы (разряды):
1. наречия образа действия, которые поясняют глагол или деепричастие и отвечают на вопросы как? каким образом?
2. наречия меры и степени, которые обозначают количество, меру признака действия или степень интенсивности другого признака:
Смысловые группы обстоятельственных наречий
Обстоятельственные наречия обозначают условия совершения действия:
В связи с этим обстоятельственные наречия делят на смысловые группы:
1. наречия времени, которые обозначают временные промежутки совершения действия или признака признака и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор?
2. Наречия места называют, где происходит действие, и отвечают на вопросы куда? откуда? где?
3. Наречия цели обозначают цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего?
4. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие, и отвечают на вопросы почему? отчего?
Таблица с примерами
Разряды | Вопросы | Примеры |
---|---|---|
Образа действия | Как? Каким образом? | Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах. |
Времени | Когда? | Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? | Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть. |
Причины | Почему? Отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста. |
Цели | С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор. |
Смысловые группы местоименных наречий
Ряд наречий напрямую не обозначают время, место, способ действия, причину и пр., а только указывают на них или спрашивают о них. Это местоименные наречия, которые связаны по происхождению с местоимениями и подобно им являются словами-указателями в русском языке.
Аналогично местоимениям различают такие же смысловые группы местоименных наречий.
Разряды местоименных наречий | Примеры |
---|---|
Указательные | здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому |
Отрицательные | нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочём и пр. |
Определительные | везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому |
Неопределенные | где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр. |
Вопросительные | где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего? |
Относительные | где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего |
Смысловые группы наречий (таблица с примерами)
Смысловые группы наречий — это разряды наречий по значению.
Смысловые группы наречий объединяют слова, которые имеют общее грамматическое значение и отвечают на одни и те же вопросы.
В русском языке наречие является уникальной частью речи. Слова этой части речи обозначают признак действия (высоко прыгнуть), признак признака (совершенно нерешительный) и предмета (бег наперегонки).
По значению огромное количество наречий русского языка относят к двум большим группам:
У слов этой части речи можно указать смысловые группы, или разряды наречий по значению.
Смысловые группы определительных наречий
Определительные наречия обозначают качественный или количественный признак действия или другого признака:
Эти неизменяемые слова делят на смысловые группы (разряды):
1. наречия образа действия, которые поясняют глагол или деепричастие и отвечают на вопросы как? каким образом?
2. наречия меры и степени, которые обозначают количество, меру признака действия или степень интенсивности другого признака:
Смысловые группы обстоятельственных наречий
Обстоятельственные наречия обозначают условия совершения действия:
В связи с этим обстоятельственные наречия делят на смысловые группы:
1. наречия времени, которые обозначают временные промежутки совершения действия или признака признака и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор?
2. Наречия места называют, где происходит действие, и отвечают на вопросы куда? откуда? где?
3. Наречия цели обозначают цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего?
4. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие, и отвечают на вопросы почему? отчего?
Таблица с примерами
Образа действия | Как? Каким образом? | Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах. |
Времени | Когда? | Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? | Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть. |
Причины | Почему? Отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста. |
Цели | С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор. |
Смысловые группы местоименных наречий
Ряд наречий напрямую не обозначают время, место, способ действия, причину и пр., а только указывают на них или спрашивают о них. Это местоименные наречия, которые связаны по происхождению с местоимениями и подобно им являются словами-указателями в русском языке.
Аналогично местоимениям различают такие же смысловые группы местоименных наречий.
Указательные | здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому |
Отрицательные | нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочём и пр. |
Определительные | везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому |
Неопределенные | где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр. |
Вопросительные | где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего? |
Относительные | где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего |
Смысловые группы. версия 1
Смысловые группы. Версия 1
Ёмкость работы – 75 кубов или 600 связанных слов.
ВВЕДЕНИЕ
Этой работой я занимаюсь с 2004 года. Направление языкознания, выявляющее внутренние связи между слов. Первоначально в работе был сделан акцент на понятия, отражающие внутренний мир человека, его психику, вопросы мышления. В работе сконцентрированы знания по психологии, соционике, богословию, по некоторым восточным учениям, а также личные наблюдения. Затем работа стала охватывать вопросы общения, производственной деятельности, творчества. Постепенно стали добавляться группы слов по математике, физике, информатике и системообразующие группы.
Эта работа уникальна тем, что я подошёл к её решению как программист, а не как лингвист или филолог. Это позволило мне обнаружить, что понятия внутри предметной области группируются по ортогональным признакам-факторам и образуют строгую математическую форму в виде куба или гиперкуба. Мерность гиперкуба определяется количеством признаков-факторов. В данной работе есть примеры 4,5,6 и даже 7 мерных семантических объектов. А группы формируются на основе бинарной комбинаторики признаков-факторов.
Существует множество попыток классифицирования слов, построения иерархий, составление тезаурусов (словарей синонимов) и идеографических словарей. Это очень важная и сложная работа. Важная потому, что такой словарь можно переводить на любой другой язык. При этом, работа сложна, так как словарь представляет собой семантическую сеть. Потянул такую сеть за одно слово – построил иерархию, потянул за другое слово – получил другую иерархию. Такая работа неоднозначна и может иметь множество трактовок.
Однако мне удалось выяснить, что семантическая сеть слов – это не просто сеть от случая. Многие слова языка имеют чёткую симметричную многомерную структуру. Слова группируются строго по степеням двойки – парно, в квадраты, в кубы и гиперкубы. Мне удалось построить структуру из 128 понятий, а это 2 в 7й степени.
Слова в таких многомерных кубах, образуются бинарной комбинаторной перестановкой признаков-факторов, как цифры в электрическом счётчике. Это первый момент.
Также мне ещё удалось обнаружить двойственную природу языка. Двойственную – это как минимум. Оказывается, что в языке есть слова-понятия, которые отражают ДАННОСТЬ, а ещё есть слова-факторы, которые отражают ВОЗМОЖНОСТЬ. Дуализм, как минимум. Понятия образуют многомерный куб и факторы, также образуют многомерный куб. Эти кубы вложены друг в друга таким образом, что понятия опираются на группу факторов, а факторы опираются на группы понятий. Это можно представить как вершину одного куба в центре другого куба. Это совершенно разные кубы, просто совмещённые.
Покажу пример дуализма Русского языка:
Длина – Жизни,
Широта – Души,
Глубина – Мысли,
Высота – Духа,
Как видно, слова образуют устойчивые пары, которые мы частенько употребляем в письме и речи с давних времён. Однако никакой объективной, никакой прямой логической связи в таких соответствиях нет. Это пример того, как две независимые системы слов проникают друг в друга. Связь между такими системами конечно есть, она косвенная. Эта связь отражает скрытые законы природы. Именно благодаря такому дуализму, язык способен накапливать и хранить знания.
Далее – аксиомы и теоремы о свойствах Русского языка.
АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Возьму на себя смелость сформулировать аксиомы и теоремы Русского языка.
АКСИОМА О ПРИЗНАКАХ:
Значение всякого слова характеризуется рядом смысловых признаков.
АКСИОМА О ГРУППАХ:
Слова объединяются в группы по ряду характерных смысловых признаков.
АКСИОМА О МНОГОМЕРНОСТИ:
В результате бинарной комбинации признаков, сгруппированные слова образуют многомерные структуры (квадраты, кубы и гиперкубы больших размерностей).
АКСИОМА О ДУАЛИЗМЕ:
Структуры слов подразделяются на слова-понятия, определяющие Данность, и слова-факторы, определяющие Возможность.
АКСИОМА О ВЗАИМОСВЯЗИ СЛОВ:
Понятия являются признаками факторов, а факторы являются признаками понятий.
АКСИОМА О КОЛИЧЕСТВЕ И КАЧЕСТВЕ:
Группы слов могут определять либо качественные, либо количественные изменения.
АКСИОМА О ЗНАКЕ:
Группы слов могут быть знаковыми и беззнаковыми, в зависимости от использования признака противопоставления.
ТЕОРЕМА О СМЫСЛОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
Поскольку смысл понятий опирается на факторы, а смысл факторов опирается на понятия, то всякая попытка изменения смысла слова ведёт к противодействию со стороны его признаков.
ТЕОРЕМА О КРАТНОСТИ СМЫСЛОВЫХ ГРУПП:
Поскольку смысловые группы образуют многомерные структуры в результате бинарной комбинаторной перестановки их признаков, то количество слов внутри таких групп должно соответствовать степени числа 2 (4, 8, 16, 32 и т.д.).
ТЕОРЕМА О ПОЗНАНИИ:
Поскольку размер смысловых групп должен соответствовать степени 2, то это является критерием качества знаний в предметной области.
СХОДСТВО ЯЗЫКОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ И МАШИННЫХ
Языки естественные имеют сходство с языками программирования. Также как в естественных языках есть слова-понятия, определяющие Данность и слова-факторы, определяющие Возможность, также и в языках программирования есть данные и функции. Их роли соответственны и схожи.
Далее приведены квадраты квадратов, кубы и гиперкубы понятий и факторов.
КВАДРАТЫ ПРИРОДНОГО КАЧЕСТВА (1, 2):
1. КОСНОЕ, Материя, Энергия, Пространство, Время,
2. ЖИВОЕ, Бактерии, Вирусы, Флора, Фауна,
3. РАЗУМНОЕ, Информация, Эмоция, Опыт, Чувства,
4. ДУХОВНОЕ, Объективное, Субъективное, Конкретное, Абстрактное,
ГИПЕРКУБ ДОСТОИНСТВ И ФАКТОРОВ ДЛЯ ЦЕННОСТЕЙ (9, 10):
1. Обаяние, Мир,
2. Общительность, Друг,
3. Заботливость, Семья,
4. Независимость, Дом,
5. Престиж, Добро,
6. Авторитет, Сила,
7. Репутация, Труд,
8. Эрудиция, Правда,
КВАДРАТЫ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ (11, 12):
1. Цифра, Число, Уравнение, Система,
2. Знак, Буква, Слово, Алфавит,
3. Нота, Звук, Мелодия, Октава,
4. Цвет, Свет, Окраска, Палитра,
КУБ ФУНКЦИЙ ИЗ СОЦИОНИКИ (14):
1. Базовая,
2. Творческая,
3. Ролевая,
4. Болевая,
5. Внушаемая,
6. Активационная,
7. Наблюдательная,
8. Демонстративная,
ГИПЕРКУБ ОСНОВНЫХ ГРЕХОВ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ИЗ ПРАВОСЛАВИЯ (19, 20):
1. Уныние, Трезвение,
2. Чревоугодие, Воздержание,
3. Любодеяние, Целомудрие,
4. Гордость, Любовь,
5. Сребролюбие, Нестяжание,
6. Печаль, Блаженный плачь,
7. Тщеславие, Смирение,
8. Гнев, Кротость,
Выделить факторы, определяющие грехи и добродетели на сегодняшний день мешает отсутствие чётких и однозначных определений. Однако интуитивно прослеживается взаимосвязь грехов и расстройств, добродетелей и ценностей.
ГИПЕРКУБ-ШКАЛА НАКАЛА СТРАСТИ ПО ЭМОЦИИ И ИНФОРМАЦИИ (21, 22):
1. Любовь, Интерес,
2. Обожание, Хотение,
3. Симпатия, Желание,
4. Потребность, Вожделение,
5. Зависимость, Насыщение,
6. Необходимость, Сытость,
7. Рабство, Пресыщенность,
8. Ненависть, Отвращение,
Стоит обратить внимание на то, что максимумы и минимумы на шкалах эмоции и информации распределены по гармоническому закону, как косинус и синус.
КВАДРАТЫ МОТИВОВ ДЕЛ И ПОСТУПКОВ (23, 24):
ТЕЛО, Премудрость, Страх, Благочестие, Сострадательность,
ДУША, Красота, Идея, Мелодия, Сюжет,
РАЗУМ, Сочетание, Синтез, Отбор, Анализ,
ДУХ, Долг, Достоинство, Честь, Ответственность,
ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ТЕЛА И ХАРАКТЕРА (25, 26):
1. Резкость, Выдержка,
2. Сила, Скорость,
3. Плавность, Романтика,
4. Гибкость, Прагматика,
5. Ловкость, Повествование,
6. Пластика, Интрига,
7. Грация, Эстетика,
8. Меткость, Аккуратность,
ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ДУШИ И ХАРАКТЕРА (27, 28):
1. Прощение, Вспыльчивость,
2. Преображение, Сдержанность,
3. Покаяние, Смелость,
4. Трепет, Осторожность,
5. Уважение, Справедливость,
6. Снисхождение, Милостивость,
7. Сочувствие, Контроль,
8. Мудрость, Доверие,
ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ РАЗУМА И ХАРАКТЕРА (29, 30):
1. Наблюдательность, Молчаливость,
2. Лаконичность, Разговорчивость,
3. Находчивость, Рассудительность,
4. Решительность, Спонтанность,
5. Воображение, Твёрдость,
6. Талант, Гибкость,
7. Сообразительность, Уступчивость,
8. Методичность, Настойчивость,
ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ДУХА И ХАРАКТЕРА (31, 32):
1. Постоянство, Компромисс,
2. Отчётность, Сомнительность,
3. Обязательность, Гарантия,
4. Надёжность, Простота,
5. Скромность, Сложность,
6. Честность, Строгость,
7. Чистота, Дружелюбность,
8. Верность, Принципиальность,
КУБ ТИПОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (33):
1. Живопись, Статичное, Абстрактное, Внешнее,
2. Анимация, Динамичное, Абстрактное, Внешнее,
3. Музыка, Статичное, Абстрактное, Внутреннее,
4. Поэзия, Динамичное, Абстрактное, Внутреннее,
5. Литература, Статичное, Конкретное, Внутреннее,
6. Сценарий, Динамичное, Конкретное, Внешнее,
7. Наука, Статичное, Конкретное, Внешнее,
8. Дизайн, Динамичное, Конкретное, Внутреннее,
КУБ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: Красота, Идея, Мелодия, Сюжет.
А ТАКЖЕ: Комфорт, Скорость, Атмосфера, Новость.
ГИПЕРКУБ ТЕХНИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ (34, 35):
1. Администратор, Решение,
2. Сенсор, Восприятие,
3. Проводник, Обмен,
4. Фильтр, Отбор,
5. Эффектор, Воздействие,
6. Аналитик, Классификация,
7. Сопоставитель, Согласование,
8. Эксперт, Воспоминание,
КУБЫ ГРУПП, ЦЕЛЕЙ И ЛИДЕРОВ (36, 37, 38):
1. Класс, Обучение, Учитель,
2. Семья, Воспитание, Наставник,
3. Контора, Работа, Начальник,
4. Команда, Достижения, Тренер,
5. Толпа, Отдых, Наблюдатель,
6. Клуб, Культ, Кумир,
7. Церковь, Служение, Пастырь,
8. Войско, Победа, Командир,
КУБ ПАДЕЖЕЙ И КУБ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Это наиболее спорное решение. В качестве дополнений я выбрал устаревший Звательный падеж из церковнославянского языка и подчинительный (матерный) падеж. Насчёт матерного падежа прошу не судить поверхностно, ибо на поле боя употребление матерных выражений существенно сокращает скорость отдачи и получения приказа, что очень важно.
Куб падежей дополним кубом логических операций (39, 40):
1. Именительный, Соотношение,
2. Родительный, Соответствие,
3. Дательный, Дополнение,
4. Винительный, Противопоставление,
5. Творительный, Подобие,
6. Предложный, Проецирование,
7. Звательный, Соединение,
8. Подчинительный, Иерархия,
Цели воздействия лидера на группу (45):
Подчинение, Уважение, Внимание, Послушание. Стоит обратить внимание на диагональный сдвиг целей при переходе к другой разновидности группы.
ЛИДЕР: УПРАВЛЕНЕЦ, ГУМАНИТАРИЙ, УЧЁНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННИК,
1. Семья, Подчинение, Уважение, Внимание, Послушание,
2. Команда, Послушание, Подчинение, Уважение, Внимание,
3. Класс, Внимание, Послушание, Подчинение, Уважение,
4. Контора, Уважение, Внимание, Послушание, Подчинение,
5. Общество, Подчинение, Уважение, Внимание, Послушание,
6. Толпа, Послушание, Подчинение, Уважение, Внимание,
7. Церковь, Внимание, Послушание, Подчинение, Уважение,
8. Войско, Уважение, Внимание, Послушание, Подчинение,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО,
Следует отметить, что для деятельности характерно развитие в масштабе и во времени, также деятельность характеризуется участниками и имеет результирующую оценку. Это отражено в соответствующих таблицах.
КУБ МАСШТАБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (46):
1. Компания,
2. Коллектив,
3. Фирма,
4. Сообщество,
5. Производство,
6. Организация,
7. Предприятие,
8. Корпорация,
КУБ УЧАСТНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (47):
1. Заказчик,
2. Исполнитель,
3. Сотрудник,
4. Коллега,
5. Начальник,
6. Подчинённый,
7. Спонсор,
8. Благотворитель,
ГИПЕРКУБ ОЦЕНКИ РАБОТЫ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ (48, 49):
1. Эффект, Шанс,
2. Достижение, Обстоятельства,
3. Результат, Ситуация,
4. Польза, Потенциал,
5. Ценность, Запас,
6. Качество, Ресурс,
7. Рекорд, Условия,
8. Рейтинг, Возможность,
ГИПЕРКУБ ЭТАПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (50, 51, 52, 53):
1. Цель, Проблема, Вопрос, Задача,
2. Труд, Работа, Дело, Занятие,
3. Эксперимент, Испытание, Практика, Исследование,
4. Упражнение, Тренировка, Задание, Урок,
5. Находка, Приём, Средство, Способ,
6. Умение, Опыт, Навык, Знание,
7. Заработок, Плата, Награда, Премия,
8. Доход, Выручка, Приз, Прибыль,
Общение характеризуется участниками и формой.
ГИПЕРКУБ УЧАСТНИКОВ ОТНОШЕНИЙ (54, 55):
1. Друг, Враг,
2. Брат, Сестра,
3. Жена, Муж,
4. Родитель, Ребёнок,
5. Сотрудник, Конкурент,
6. Союзник, Соперник,
7. Товарищ, Противник,
8. Гражданин, Иностранец,
ГИПЕРКУБ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (56, 57):
1. Монолог, Диалог,
2. Сообщение, Общение,
3. Доклад, Совещание,
4. Речь, Собрание,
5. Выступление, Переговоры,
6. Весть, Беседа,
7. Извещение, Разговор,
8. Рапорт, Консультация,
ГИПЕРКУБ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ (58, 59, 60, 61):
1. Предмет, Содержание, Тема, Вопрос,
2. Подозрение, Гипотеза, Догадка, Предположение,
3. Идея, Мысль, Понятие, Концепция,
4. Аксиома, Лемма, Теорема, Утверждение,
5. Факт, Аргумент, Довод, Тезис,
6. Обсуждение, Спор, Диспут, Анализ,
7. Сравнение, Сопоставление, Аналогия, Сходство,
8. Вывод, Заключение, Резюме, Итог,
КВАДРАТЫ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСТВА (62, 63):
1. Замысел, Образ, Фигура, Мотив,
2. План, Проект, Набросок, Напев,
3. Модель, Прототип, Образец, Мелодия,
4. Изделие, Продукт, Творение, Произведение,
КУБ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВИЙ (64):
1. Сущность,
2. Толк,
3. Благо,
4. Дар,
5. Выгода,
6. Значение,
7. Помощь,
8. Смысл,
ГИПЕРКУБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (65, 66):
1. Конкурс, Поиск,
2. Отбор, Подбор,
3. Мотивация, Стимул,
4. Обучение, Воспитание,
5. Препятствие, Тренажёр,
6. Преодоление, Изучение,
7. Проверка, Контроль,
8. Экзамен, Испытание,
КУБ ФУНКЦИЙ УМА (67):
1. Контроль,
2. Внимание,
3. Концентрация,
4. Усидчивость,
5. Реакция,
6. Прогнозирование,
7. Планирование,
8. Память,
Можно сопоставить с кубом технических систем и кубом качеств разума. Заметно смысловое соответствие некоторых понятий, но порядок не совпадает. Это потому что эти кубы составлены на основе разных базисных кубов. Какой базис является наиболее общим – пока вопрос открытый. Нужно больше материала, чтобы определить общий базис, к которому надо привести вершины всех кубов.
Для разумности характерна меньшая зависимость от объективных законов.
ГИПЕРКУБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (68, 69):
1. Вид, Форма,
2. Образ, Модель,
3. Свойство, Особенность,
4. Характер, Направление,
5. Состояние, Величина,
6. Положение, Значение,
7. Метод, Функция,
8. Поведение, Действие,
Здесь от психологических и поведенческих систем мы переходим к системам математическим и физическим.
КВАДРАТЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (70, 71):
1. Точка, Линия, Площадь, Объём,
2. Координата, Ось, Плоскость, Пространство,
3. Длина, Ширина, Глубина, Высота,
4. Отметка, Касательная, Нормаль, Проекция,
ГИПЕРКУБ ВОЛНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (72, 73):
1. Ритм, Атака,
2. Динамика, Амплитуда,
3. Гладкость, Плавность,
4. Хаос, Стохастичность,
5. Цикл, Периодичность,
6. Размер, Длительность,
7. Прогресс, Уникальность,
8. Структура, Подобие,
ГИПЕРКУБ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК (74, 75):
1. Порядок, Ряд,
2. Действие, Дело,
3. Гармония, Право,
4. Хаос, Случай,
5. Определённость, Норма,
6. Степень, Мера,
7. Развитие, Воля,
8. Организация, Уклад,
Пока так. Работа продолжается…
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь».
2. Архимандрит Платон (Игумнов). «Православное нравственное Богословие».
3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). «В помощь кающимся» (Избранное).
4. Лука Войно-Ясенецкий. «Дух, душа, тело».
5. Игорь Острецов. «Введение в философию ненасильственного развития».
6. Эрик Бенр. «Игры, в которые играют люди».
7. Аушра Аугустинавичюте. «Модель информационного метаболизма».
8. Михаил Эпштейн. «Четыре стороны любви».
9. Хаббард Рон. «Дианетика».
10. Картер Алан. «Программистский камень».