что такое смысловые группы

Смысловые группы наречий

Смысловые груп­пы наре­чий — это раз­ря­ды наре­чий по зна­че­нию.

Смысловые груп­пы наре­чий объ­еди­ня­ют сло­ва, кото­рые име­ют общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и отве­ча­ют на одни и те же вопро­сы.

В рус­ском язы­ке наре­чие явля­ет­ся уни­каль­ной частью речи. Слова этой части речи обо­зна­ча­ют при­знак дей­ствия (высо­ко прыг­нуть), при­знак при­зна­ка (совер­шен­но нере­ши­тель­ный) и пред­ме­та (бег напе­ре­гон­ки).

По зна­че­нию огром­ное коли­че­ство наре­чий рус­ско­го язы­ка отно­сят к двум боль­шим груп­пам:

У слов этой части речи мож­но ука­зать смыс­ло­вые груп­пы, или раз­ря­ды наре­чий по зна­че­нию.

Смысловые группы определительных наречий

Определительные наре­чия обо­зна­ча­ют каче­ствен­ный или коли­че­ствен­ный при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка:

Эти неиз­ме­ня­е­мые сло­ва делят на смыс­ло­вые груп­пы (раз­ря­ды):

1. наре­чия обра­за дей­ствия, кото­рые пояс­ня­ют гла­гол или дее­при­ча­стие и отве­ча­ют на вопро­сы как? каким обра­зом?

2. наре­чия меры и сте­пе­ни, кото­рые обо­зна­ча­ют коли­че­ство, меру при­зна­ка дей­ствия или сте­пень интен­сив­но­сти дру­го­го при­зна­ка:

Смысловые группы обстоятельственных наречий

Обстоятельственные наре­чия обо­зна­ча­ют усло­вия совер­ше­ния дей­ствия:

В свя­зи с этим обсто­я­тель­ствен­ные наре­чия делят на смыс­ло­вые груп­пы:

1. наре­чия вре­ме­ни, кото­рые обо­зна­ча­ют вре­мен­ные про­ме­жут­ки совер­ше­ния дей­ствия или при­зна­ка при­зна­ка и отве­ча­ют на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

2. Наречия места назы­ва­ют, где про­ис­хо­дит дей­ствие, и отве­ча­ют на вопро­сы куда? отку­да? где?

3. Наречия цели обо­зна­ча­ют цель совер­ше­ния дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы зачем? с какой целью? для чего?

4. Наречия при­чи­ны ука­зы­ва­ют на при­чи­ну, в силу кото­рой совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ют на вопро­сы поче­му? отче­го?

Таблица с примерами

РазрядыВопросыПримеры
Образа дей­ствияКак? Каким обра­зом?Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
ВремениКогда?Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
МестаГде? Куда? Откуда?Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, ввер­ху.
Меры и сте­пе­ниСколько? Насколько?Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
ПричиныПочему? Отчего?Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспро­ста.
ЦелиС какой целью? Для чего?Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, напе­ре­кор.

Смысловые группы местоименных наречий

Ряд наре­чий напря­мую не обо­зна­ча­ют вре­мя, место, спо­соб дей­ствия, при­чи­ну и пр., а толь­ко ука­зы­ва­ют на них или спра­ши­ва­ют о них. Это место­имен­ные наре­чия, кото­рые свя­за­ны по про­ис­хож­де­нию с место­име­ни­я­ми и подоб­но им явля­ют­ся словами-указателями в рус­ском язы­ке.

Аналогично место­име­ни­ям раз­ли­ча­ют такие же смыс­ло­вые груп­пы место­имен­ных наре­чий.

Источник

Смысловые группы наречий

Смысловые груп­пы наре­чий — это раз­ря­ды наре­чий по значению.

Смысловые груп­пы наре­чий объ­еди­ня­ют сло­ва, кото­рые име­ют общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и отве­ча­ют на одни и те же вопросы.

В рус­ском язы­ке наре­чие явля­ет­ся уни­каль­ной частью речи. Слова этой части речи обо­зна­ча­ют при­знак дей­ствия (высо­ко прыг­нуть), при­знак при­зна­ка (совер­шен­но нере­ши­тель­ный) и пред­ме­та (бег напе­ре­гон­ки).

По зна­че­нию огром­ное коли­че­ство наре­чий рус­ско­го язы­ка отно­сят к двум боль­шим группам:

У слов этой части речи мож­но ука­зать смыс­ло­вые груп­пы, или раз­ря­ды наре­чий по зна­че­нию.

Смысловые группы определительных наречий

Определительные наре­чия обо­зна­ча­ют каче­ствен­ный или коли­че­ствен­ный при­знак дей­ствия или дру­го­го признака:

Эти неиз­ме­ня­е­мые сло­ва делят на смыс­ло­вые груп­пы (раз­ря­ды):

1. наре­чия обра­за дей­ствия, кото­рые пояс­ня­ют гла­гол или дее­при­ча­стие и отве­ча­ют на вопро­сы как? каким обра­зом?

2. наре­чия меры и сте­пе­ни, кото­рые обо­зна­ча­ют коли­че­ство, меру при­зна­ка дей­ствия или сте­пень интен­сив­но­сти дру­го­го признака:

Смысловые группы обстоятельственных наречий

Обстоятельственные наре­чия обо­зна­ча­ют усло­вия совер­ше­ния действия:

В свя­зи с этим обсто­я­тель­ствен­ные наре­чия делят на смыс­ло­вые группы:

1. наре­чия вре­ме­ни, кото­рые обо­зна­ча­ют вре­мен­ные про­ме­жут­ки совер­ше­ния дей­ствия или при­зна­ка при­зна­ка и отве­ча­ют на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

2. Наречия места назы­ва­ют, где про­ис­хо­дит дей­ствие, и отве­ча­ют на вопро­сы куда? отку­да? где?

3. Наречия цели обо­зна­ча­ют цель совер­ше­ния дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы зачем? с какой целью? для чего?

4. Наречия при­чи­ны ука­зы­ва­ют на при­чи­ну, в силу кото­рой совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ют на вопро­сы поче­му? отче­го?

Таблица с примерами

РазрядыВопросыПримеры
Образа дей­ствияКак? Каким образом?Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
ВремениКогда?Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
МестаГде? Куда? Откуда?Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, вверху.
Меры и степениСколько? Насколько?Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
ПричиныПочему? Отчего?Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспроста.
ЦелиС какой целью? Для чего?Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, наперекор.

Смысловые группы местоименных наречий

Ряд наре­чий напря­мую не обо­зна­ча­ют вре­мя, место, спо­соб дей­ствия, при­чи­ну и пр., а толь­ко ука­зы­ва­ют на них или спра­ши­ва­ют о них. Это место­имен­ные наре­чия, кото­рые свя­за­ны по про­ис­хож­де­нию с место­име­ни­я­ми и подоб­но им явля­ют­ся словами-указателями в рус­ском языке.

Аналогично место­име­ни­ям раз­ли­ча­ют такие же смыс­ло­вые груп­пы место­имен­ных наречий.

Разряды место­имен­ных наре­чийПримеры
Указательныездесь, там, тут, туда, так, отту­да, тогда, затем, отто­го, пото­му, поэтому
Отрицательныенигде, никуда, нико­гда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипо­чём и пр.
Определительныевез­де, всю­ду, ото­всю­ду, все­гда, вся­че­ски, по-всякому, по-иному, по-другому
Неопределенныегде-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
Вопросительныегде? куда? когда? зачем? как? поче­му? отку­да? отчего?
Относительныегде, куда, когда, зачем, как, поче­му, отку­да, отчего

Источник

Смысловые группы наречий (таблица с примерами)

Смысловые груп­пы наре­чий — это раз­ря­ды наре­чий по зна­че­нию.

Смысловые груп­пы наре­чий объ­еди­ня­ют сло­ва, кото­рые име­ют общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и отве­ча­ют на одни и те же вопро­сы.

В рус­ском язы­ке наре­чие явля­ет­ся уни­каль­ной частью речи. Слова этой части речи обо­зна­ча­ют при­знак дей­ствия (высо­ко прыг­нуть), при­знак при­зна­ка (совер­шен­но нере­ши­тель­ный) и пред­ме­та (бег напе­ре­гон­ки).

По зна­че­нию огром­ное коли­че­ство наре­чий рус­ско­го язы­ка отно­сят к двум боль­шим груп­пам:

У слов этой части речи мож­но ука­зать смыс­ло­вые груп­пы, или раз­ря­ды наре­чий по зна­че­нию.

Смысловые группы определительных наречий

Определительные наре­чия обо­зна­ча­ют каче­ствен­ный или коли­че­ствен­ный при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка:

Эти неиз­ме­ня­е­мые сло­ва делят на смыс­ло­вые груп­пы (раз­ря­ды):

1. наре­чия обра­за дей­ствия, кото­рые пояс­ня­ют гла­гол или дее­при­ча­стие и отве­ча­ют на вопро­сы как? каким обра­зом?

2. наре­чия меры и сте­пе­ни, кото­рые обо­зна­ча­ют коли­че­ство, меру при­зна­ка дей­ствия или сте­пень интен­сив­но­сти дру­го­го при­зна­ка:

Смысловые группы обстоятельственных наречий

Обстоятельственные наре­чия обо­зна­ча­ют усло­вия совер­ше­ния дей­ствия:

В свя­зи с этим обсто­я­тель­ствен­ные наре­чия делят на смыс­ло­вые груп­пы:

1. наре­чия вре­ме­ни, кото­рые обо­зна­ча­ют вре­мен­ные про­ме­жут­ки совер­ше­ния дей­ствия или при­зна­ка при­зна­ка и отве­ча­ют на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

2. Наречия места назы­ва­ют, где про­ис­хо­дит дей­ствие, и отве­ча­ют на вопро­сы куда? отку­да? где?

3. Наречия цели обо­зна­ча­ют цель совер­ше­ния дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы зачем? с какой целью? для чего?

4. Наречия при­чи­ны ука­зы­ва­ют на при­чи­ну, в силу кото­рой совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ют на вопро­сы поче­му? отче­го?

Таблица с примерами

РазрядыВопросыПримеры
Образа дей­ствияКак? Каким обра­зом?Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
ВремениКогда?Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
МестаГде? Куда? Откуда?Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, ввер­ху.
Меры и сте­пе­ниСколько? Насколько?Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
ПричиныПочему? Отчего?Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспро­ста.
ЦелиС какой целью? Для чего?Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, напе­ре­кор.

Смысловые группы местоименных наречий

Ряд наре­чий напря­мую не обо­зна­ча­ют вре­мя, место, спо­соб дей­ствия, при­чи­ну и пр., а толь­ко ука­зы­ва­ют на них или спра­ши­ва­ют о них. Это место­имен­ные наре­чия, кото­рые свя­за­ны по про­ис­хож­де­нию с место­име­ни­я­ми и подоб­но им явля­ют­ся словами-указателями в рус­ском язы­ке.

Аналогично место­име­ни­ям раз­ли­ча­ют такие же смыс­ло­вые груп­пы место­имен­ных наре­чий.

Разряды место­имен­ных наре­чийПримеры
Указательныездесь, там, тут, туда, так, отту­да, тогда, затем, отто­го, пото­му, поэто­му
Отрицательныенигде, никуда, нико­гда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипо­чём и пр.
Определительныевез­де, всю­ду, ото­всю­ду, все­гда, вся­че­ски, по-всякому, по-иному, по-другому
Неопределенныегде-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
Вопросительныегде? куда? когда? зачем? как? поче­му? отку­да? отче­го?
Относительныегде, куда, когда, зачем, как, поче­му, отку­да, отче­го


Источник

Смысловые группы. версия 1

Смысловые группы. Версия 1
Ёмкость работы – 75 кубов или 600 связанных слов.

ВВЕДЕНИЕ
Этой работой я занимаюсь с 2004 года. Направление языкознания, выявляющее внутренние связи между слов. Первоначально в работе был сделан акцент на понятия, отражающие внутренний мир человека, его психику, вопросы мышления. В работе сконцентрированы знания по психологии, соционике, богословию, по некоторым восточным учениям, а также личные наблюдения. Затем работа стала охватывать вопросы общения, производственной деятельности, творчества. Постепенно стали добавляться группы слов по математике, физике, информатике и системообразующие группы.

Эта работа уникальна тем, что я подошёл к её решению как программист, а не как лингвист или филолог. Это позволило мне обнаружить, что понятия внутри предметной области группируются по ортогональным признакам-факторам и образуют строгую математическую форму в виде куба или гиперкуба. Мерность гиперкуба определяется количеством признаков-факторов. В данной работе есть примеры 4,5,6 и даже 7 мерных семантических объектов. А группы формируются на основе бинарной комбинаторики признаков-факторов.

Существует множество попыток классифицирования слов, построения иерархий, составление тезаурусов (словарей синонимов) и идеографических словарей. Это очень важная и сложная работа. Важная потому, что такой словарь можно переводить на любой другой язык. При этом, работа сложна, так как словарь представляет собой семантическую сеть. Потянул такую сеть за одно слово – построил иерархию, потянул за другое слово – получил другую иерархию. Такая работа неоднозначна и может иметь множество трактовок.

Однако мне удалось выяснить, что семантическая сеть слов – это не просто сеть от случая. Многие слова языка имеют чёткую симметричную многомерную структуру. Слова группируются строго по степеням двойки – парно, в квадраты, в кубы и гиперкубы. Мне удалось построить структуру из 128 понятий, а это 2 в 7й степени.
Слова в таких многомерных кубах, образуются бинарной комбинаторной перестановкой признаков-факторов, как цифры в электрическом счётчике. Это первый момент.

Также мне ещё удалось обнаружить двойственную природу языка. Двойственную – это как минимум. Оказывается, что в языке есть слова-понятия, которые отражают ДАННОСТЬ, а ещё есть слова-факторы, которые отражают ВОЗМОЖНОСТЬ. Дуализм, как минимум. Понятия образуют многомерный куб и факторы, также образуют многомерный куб. Эти кубы вложены друг в друга таким образом, что понятия опираются на группу факторов, а факторы опираются на группы понятий. Это можно представить как вершину одного куба в центре другого куба. Это совершенно разные кубы, просто совмещённые.

Покажу пример дуализма Русского языка:
Длина – Жизни,
Широта – Души,
Глубина – Мысли,
Высота – Духа,

Как видно, слова образуют устойчивые пары, которые мы частенько употребляем в письме и речи с давних времён. Однако никакой объективной, никакой прямой логической связи в таких соответствиях нет. Это пример того, как две независимые системы слов проникают друг в друга. Связь между такими системами конечно есть, она косвенная. Эта связь отражает скрытые законы природы. Именно благодаря такому дуализму, язык способен накапливать и хранить знания.

Далее – аксиомы и теоремы о свойствах Русского языка.

АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Возьму на себя смелость сформулировать аксиомы и теоремы Русского языка.

АКСИОМА О ПРИЗНАКАХ:
Значение всякого слова характеризуется рядом смысловых признаков.

АКСИОМА О ГРУППАХ:
Слова объединяются в группы по ряду характерных смысловых признаков.

АКСИОМА О МНОГОМЕРНОСТИ:
В результате бинарной комбинации признаков, сгруппированные слова образуют многомерные структуры (квадраты, кубы и гиперкубы больших размерностей).

АКСИОМА О ДУАЛИЗМЕ:
Структуры слов подразделяются на слова-понятия, определяющие Данность, и слова-факторы, определяющие Возможность.

АКСИОМА О ВЗАИМОСВЯЗИ СЛОВ:
Понятия являются признаками факторов, а факторы являются признаками понятий.

АКСИОМА О КОЛИЧЕСТВЕ И КАЧЕСТВЕ:
Группы слов могут определять либо качественные, либо количественные изменения.

АКСИОМА О ЗНАКЕ:
Группы слов могут быть знаковыми и беззнаковыми, в зависимости от использования признака противопоставления.

ТЕОРЕМА О СМЫСЛОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
Поскольку смысл понятий опирается на факторы, а смысл факторов опирается на понятия, то всякая попытка изменения смысла слова ведёт к противодействию со стороны его признаков.

ТЕОРЕМА О КРАТНОСТИ СМЫСЛОВЫХ ГРУПП:
Поскольку смысловые группы образуют многомерные структуры в результате бинарной комбинаторной перестановки их признаков, то количество слов внутри таких групп должно соответствовать степени числа 2 (4, 8, 16, 32 и т.д.).

ТЕОРЕМА О ПОЗНАНИИ:
Поскольку размер смысловых групп должен соответствовать степени 2, то это является критерием качества знаний в предметной области.

СХОДСТВО ЯЗЫКОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ И МАШИННЫХ
Языки естественные имеют сходство с языками программирования. Также как в естественных языках есть слова-понятия, определяющие Данность и слова-факторы, определяющие Возможность, также и в языках программирования есть данные и функции. Их роли соответственны и схожи.

Далее приведены квадраты квадратов, кубы и гиперкубы понятий и факторов.

КВАДРАТЫ ПРИРОДНОГО КАЧЕСТВА (1, 2):
1. КОСНОЕ, Материя, Энергия, Пространство, Время,
2. ЖИВОЕ, Бактерии, Вирусы, Флора, Фауна,
3. РАЗУМНОЕ, Информация, Эмоция, Опыт, Чувства,
4. ДУХОВНОЕ, Объективное, Субъективное, Конкретное, Абстрактное,

ГИПЕРКУБ ДОСТОИНСТВ И ФАКТОРОВ ДЛЯ ЦЕННОСТЕЙ (9, 10):
1. Обаяние, Мир,
2. Общительность, Друг,
3. Заботливость, Семья,
4. Независимость, Дом,
5. Престиж, Добро,
6. Авторитет, Сила,
7. Репутация, Труд,
8. Эрудиция, Правда,

КВАДРАТЫ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ (11, 12):
1. Цифра, Число, Уравнение, Система,
2. Знак, Буква, Слово, Алфавит,
3. Нота, Звук, Мелодия, Октава,
4. Цвет, Свет, Окраска, Палитра,

КУБ ФУНКЦИЙ ИЗ СОЦИОНИКИ (14):
1. Базовая,
2. Творческая,
3. Ролевая,
4. Болевая,
5. Внушаемая,
6. Активационная,
7. Наблюдательная,
8. Демонстративная,

ГИПЕРКУБ ОСНОВНЫХ ГРЕХОВ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ИЗ ПРАВОСЛАВИЯ (19, 20):
1. Уныние, Трезвение,
2. Чревоугодие, Воздержание,
3. Любодеяние, Целомудрие,
4. Гордость, Любовь,
5. Сребролюбие, Нестяжание,
6. Печаль, Блаженный плачь,
7. Тщеславие, Смирение,
8. Гнев, Кротость,

Выделить факторы, определяющие грехи и добродетели на сегодняшний день мешает отсутствие чётких и однозначных определений. Однако интуитивно прослеживается взаимосвязь грехов и расстройств, добродетелей и ценностей.

ГИПЕРКУБ-ШКАЛА НАКАЛА СТРАСТИ ПО ЭМОЦИИ И ИНФОРМАЦИИ (21, 22):
1. Любовь, Интерес,
2. Обожание, Хотение,
3. Симпатия, Желание,
4. Потребность, Вожделение,
5. Зависимость, Насыщение,
6. Необходимость, Сытость,
7. Рабство, Пресыщенность,
8. Ненависть, Отвращение,

Стоит обратить внимание на то, что максимумы и минимумы на шкалах эмоции и информации распределены по гармоническому закону, как косинус и синус.

КВАДРАТЫ МОТИВОВ ДЕЛ И ПОСТУПКОВ (23, 24):
ТЕЛО, Премудрость, Страх, Благочестие, Сострадательность,
ДУША, Красота, Идея, Мелодия, Сюжет,
РАЗУМ, Сочетание, Синтез, Отбор, Анализ,
ДУХ, Долг, Достоинство, Честь, Ответственность,

ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ТЕЛА И ХАРАКТЕРА (25, 26):
1. Резкость, Выдержка,
2. Сила, Скорость,
3. Плавность, Романтика,
4. Гибкость, Прагматика,
5. Ловкость, Повествование,
6. Пластика, Интрига,
7. Грация, Эстетика,
8. Меткость, Аккуратность,

ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ДУШИ И ХАРАКТЕРА (27, 28):
1. Прощение, Вспыльчивость,
2. Преображение, Сдержанность,
3. Покаяние, Смелость,
4. Трепет, Осторожность,
5. Уважение, Справедливость,
6. Снисхождение, Милостивость,
7. Сочувствие, Контроль,
8. Мудрость, Доверие,

ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ РАЗУМА И ХАРАКТЕРА (29, 30):
1. Наблюдательность, Молчаливость,
2. Лаконичность, Разговорчивость,
3. Находчивость, Рассудительность,
4. Решительность, Спонтанность,
5. Воображение, Твёрдость,
6. Талант, Гибкость,
7. Сообразительность, Уступчивость,
8. Методичность, Настойчивость,

ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ДУХА И ХАРАКТЕРА (31, 32):
1. Постоянство, Компромисс,
2. Отчётность, Сомнительность,
3. Обязательность, Гарантия,
4. Надёжность, Простота,
5. Скромность, Сложность,
6. Честность, Строгость,
7. Чистота, Дружелюбность,
8. Верность, Принципиальность,

КУБ ТИПОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (33):
1. Живопись, Статичное, Абстрактное, Внешнее,
2. Анимация, Динамичное, Абстрактное, Внешнее,
3. Музыка, Статичное, Абстрактное, Внутреннее,
4. Поэзия, Динамичное, Абстрактное, Внутреннее,
5. Литература, Статичное, Конкретное, Внутреннее,
6. Сценарий, Динамичное, Конкретное, Внешнее,
7. Наука, Статичное, Конкретное, Внешнее,
8. Дизайн, Динамичное, Конкретное, Внутреннее,

КУБ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: Красота, Идея, Мелодия, Сюжет.
А ТАКЖЕ: Комфорт, Скорость, Атмосфера, Новость.

ГИПЕРКУБ ТЕХНИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ (34, 35):
1. Администратор, Решение,
2. Сенсор, Восприятие,
3. Проводник, Обмен,
4. Фильтр, Отбор,
5. Эффектор, Воздействие,
6. Аналитик, Классификация,
7. Сопоставитель, Согласование,
8. Эксперт, Воспоминание,

КУБЫ ГРУПП, ЦЕЛЕЙ И ЛИДЕРОВ (36, 37, 38):
1. Класс, Обучение, Учитель,
2. Семья, Воспитание, Наставник,
3. Контора, Работа, Начальник,
4. Команда, Достижения, Тренер,
5. Толпа, Отдых, Наблюдатель,
6. Клуб, Культ, Кумир,
7. Церковь, Служение, Пастырь,
8. Войско, Победа, Командир,

КУБ ПАДЕЖЕЙ И КУБ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Это наиболее спорное решение. В качестве дополнений я выбрал устаревший Звательный падеж из церковнославянского языка и подчинительный (матерный) падеж. Насчёт матерного падежа прошу не судить поверхностно, ибо на поле боя употребление матерных выражений существенно сокращает скорость отдачи и получения приказа, что очень важно.

Куб падежей дополним кубом логических операций (39, 40):
1. Именительный, Соотношение,
2. Родительный, Соответствие,
3. Дательный, Дополнение,
4. Винительный, Противопоставление,
5. Творительный, Подобие,
6. Предложный, Проецирование,
7. Звательный, Соединение,
8. Подчинительный, Иерархия,

Цели воздействия лидера на группу (45):
Подчинение, Уважение, Внимание, Послушание. Стоит обратить внимание на диагональный сдвиг целей при переходе к другой разновидности группы.

ЛИДЕР: УПРАВЛЕНЕЦ, ГУМАНИТАРИЙ, УЧЁНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННИК,
1. Семья, Подчинение, Уважение, Внимание, Послушание,
2. Команда, Послушание, Подчинение, Уважение, Внимание,
3. Класс, Внимание, Послушание, Подчинение, Уважение,
4. Контора, Уважение, Внимание, Послушание, Подчинение,
5. Общество, Подчинение, Уважение, Внимание, Послушание,
6. Толпа, Послушание, Подчинение, Уважение, Внимание,
7. Церковь, Внимание, Послушание, Подчинение, Уважение,
8. Войско, Уважение, Внимание, Послушание, Подчинение,

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО,

Следует отметить, что для деятельности характерно развитие в масштабе и во времени, также деятельность характеризуется участниками и имеет результирующую оценку. Это отражено в соответствующих таблицах.

КУБ МАСШТАБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (46):
1. Компания,
2. Коллектив,
3. Фирма,
4. Сообщество,
5. Производство,
6. Организация,
7. Предприятие,
8. Корпорация,

КУБ УЧАСТНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (47):
1. Заказчик,
2. Исполнитель,
3. Сотрудник,
4. Коллега,
5. Начальник,
6. Подчинённый,
7. Спонсор,
8. Благотворитель,

ГИПЕРКУБ ОЦЕНКИ РАБОТЫ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ (48, 49):
1. Эффект, Шанс,
2. Достижение, Обстоятельства,
3. Результат, Ситуация,
4. Польза, Потенциал,
5. Ценность, Запас,
6. Качество, Ресурс,
7. Рекорд, Условия,
8. Рейтинг, Возможность,

ГИПЕРКУБ ЭТАПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (50, 51, 52, 53):
1. Цель, Проблема, Вопрос, Задача,
2. Труд, Работа, Дело, Занятие,
3. Эксперимент, Испытание, Практика, Исследование,
4. Упражнение, Тренировка, Задание, Урок,
5. Находка, Приём, Средство, Способ,
6. Умение, Опыт, Навык, Знание,
7. Заработок, Плата, Награда, Премия,
8. Доход, Выручка, Приз, Прибыль,

Общение характеризуется участниками и формой.

ГИПЕРКУБ УЧАСТНИКОВ ОТНОШЕНИЙ (54, 55):
1. Друг, Враг,
2. Брат, Сестра,
3. Жена, Муж,
4. Родитель, Ребёнок,
5. Сотрудник, Конкурент,
6. Союзник, Соперник,
7. Товарищ, Противник,
8. Гражданин, Иностранец,

ГИПЕРКУБ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (56, 57):
1. Монолог, Диалог,
2. Сообщение, Общение,
3. Доклад, Совещание,
4. Речь, Собрание,
5. Выступление, Переговоры,
6. Весть, Беседа,
7. Извещение, Разговор,
8. Рапорт, Консультация,

ГИПЕРКУБ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ (58, 59, 60, 61):
1. Предмет, Содержание, Тема, Вопрос,
2. Подозрение, Гипотеза, Догадка, Предположение,
3. Идея, Мысль, Понятие, Концепция,
4. Аксиома, Лемма, Теорема, Утверждение,
5. Факт, Аргумент, Довод, Тезис,
6. Обсуждение, Спор, Диспут, Анализ,
7. Сравнение, Сопоставление, Аналогия, Сходство,
8. Вывод, Заключение, Резюме, Итог,

КВАДРАТЫ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСТВА (62, 63):
1. Замысел, Образ, Фигура, Мотив,
2. План, Проект, Набросок, Напев,
3. Модель, Прототип, Образец, Мелодия,
4. Изделие, Продукт, Творение, Произведение,

КУБ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВИЙ (64):
1. Сущность,
2. Толк,
3. Благо,
4. Дар,
5. Выгода,
6. Значение,
7. Помощь,
8. Смысл,

ГИПЕРКУБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (65, 66):
1. Конкурс, Поиск,
2. Отбор, Подбор,
3. Мотивация, Стимул,
4. Обучение, Воспитание,
5. Препятствие, Тренажёр,
6. Преодоление, Изучение,
7. Проверка, Контроль,
8. Экзамен, Испытание,

КУБ ФУНКЦИЙ УМА (67):
1. Контроль,
2. Внимание,
3. Концентрация,
4. Усидчивость,
5. Реакция,
6. Прогнозирование,
7. Планирование,
8. Память,
Можно сопоставить с кубом технических систем и кубом качеств разума. Заметно смысловое соответствие некоторых понятий, но порядок не совпадает. Это потому что эти кубы составлены на основе разных базисных кубов. Какой базис является наиболее общим – пока вопрос открытый. Нужно больше материала, чтобы определить общий базис, к которому надо привести вершины всех кубов.
Для разумности характерна меньшая зависимость от объективных законов.

ГИПЕРКУБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (68, 69):
1. Вид, Форма,
2. Образ, Модель,
3. Свойство, Особенность,
4. Характер, Направление,
5. Состояние, Величина,
6. Положение, Значение,
7. Метод, Функция,
8. Поведение, Действие,
Здесь от психологических и поведенческих систем мы переходим к системам математическим и физическим.

КВАДРАТЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (70, 71):
1. Точка, Линия, Площадь, Объём,
2. Координата, Ось, Плоскость, Пространство,
3. Длина, Ширина, Глубина, Высота,
4. Отметка, Касательная, Нормаль, Проекция,

ГИПЕРКУБ ВОЛНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (72, 73):
1. Ритм, Атака,
2. Динамика, Амплитуда,
3. Гладкость, Плавность,
4. Хаос, Стохастичность,
5. Цикл, Периодичность,
6. Размер, Длительность,
7. Прогресс, Уникальность,
8. Структура, Подобие,

ГИПЕРКУБ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК (74, 75):
1. Порядок, Ряд,
2. Действие, Дело,
3. Гармония, Право,
4. Хаос, Случай,
5. Определённость, Норма,
6. Степень, Мера,
7. Развитие, Воля,
8. Организация, Уклад,

Пока так. Работа продолжается…

ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь».
2. Архимандрит Платон (Игумнов). «Православное нравственное Богословие».
3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). «В помощь кающимся» (Избранное).
4. Лука Войно-Ясенецкий. «Дух, душа, тело».
5. Игорь Острецов. «Введение в философию ненасильственного развития».
6. Эрик Бенр. «Игры, в которые играют люди».
7. Аушра Аугустинавичюте. «Модель информационного метаболизма».
8. Михаил Эпштейн. «Четыре стороны любви».
9. Хаббард Рон. «Дианетика».
10. Картер Алан. «Программистский камень».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *