что такое смышленый ребенок
СМЫШЛЁНЫЙ
Смотреть что такое «СМЫШЛЁНЫЙ» в других словарях:
смышлёный — смышлёный, смышлёная, смышлёное, смышлёные, смышлёного, смышлёной, смышлёного, смышлёных, смышлёному, смышлёной, смышлёному, смышлёным, смышлёный, смышлёную, смышлёное, смышлёные, смышлёного, смышлёную, смышлёное, смышлёных, смышлёным, смышлёной … Формы слов
СМЫШЛЁНЫЙ — СМЫШЛЁНЫЙ, смышлёная, смышлёное; смышлён, смышлёна, смышлёно. Сообразительный, понятливый, сметливый. Смышлёный парень. Он не очень смышлен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Смышлёный — Смышлёный название двух эскадренных миноносцев. «Смышлёный» эскадренный миноносец проекта 7У; «Смышлёный» эскадренный миноносец проекта 56 … Википедия
смышлёный — смышлёный, ён, ёна, ёно, ёны; сравн.ст. ее … Русское словесное ударение
смышлёный — смышлёный; кратк. форма ён, ёна … Русский орфографический словарь
смышлёный — ая, ое; лён, а, о., разг. см. тж. смышлёно, смышлёность а) Сообразительный, понятливый. Смышлёный ученик. Смышлёный ребёнок. б) отт. Выражающий сообразительность, понятливость. Смышлёный взгляд … Словарь многих выражений
смышлёный — ён, ена смышлёный, ён, ена … Словарь употребления буквы Ё
смышлёный — кр.ф. смышлён, смышлёна, лёно, лёны; смышлёнее … Орфографический словарь русского языка
смышлёный — ая, ое; лён, а, о разг. Сообразительный, понятливый, сметливый. Я отвечал Пугачеву: Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Пушкин, Капитанская дочка. Эх, парнишка ты милый! Головка… … Малый академический словарь
смышлёный — с/мышл/ён/ый … Морфемно-орфографический словарь
Откуда берутся смышленые дети и что делать родителям «не гениев»
Быть умным перспективно
Почему родителям важно стремиться к формированию умственных способностей малыша? Все просто: сообразительность и находчивость помогает юным интеллектуалам легче решать проблемы, которые им подкидывает судьба, справляться с неудачами, чувствовать свой потенциал и умело пользоваться им в жизни. Смышленые дети не стремятся к жестоким поступкам и выставлению напоказ сильных сторон. Они шагают ⚒️ по жизни уверенно, преодолевая всевозможные барьеры и полностью реализуя свои ментальные способности на благо себе и окружающим.
Перспективы заманчивые, но как любящим родителям развить этот «правильный» интеллект, который не разрушает, а обогащает личность?
Взрослым стоит взять на вооружение три главных принципа, и это отнюдь не кружки, дополнительные занятия и секции. Секреты воспитания смышленых детей в следующем:
Искреннее желание достичь цели – развить силу ума ребенка – поможет любящим родителям воспитать его успешным и уверенным в себе.
Что делать родителям «не гениев»
Методик, развивающих ментальные способности, создано немало. Но придумавшие их педагоги редко озадачиваются необходимостью не просто наполнять ребенка знаниями, но и умением применять их в реальной жизни. Мамам и папам, заботящимся о будущем своего чада, стоит ✍️ внимательнее присмотреться к 10 способам развития у ребенка одновременно умственного потенциала и полезных жизненных навыков.
1. Воспитание самодисциплины и умения решать проблемы.
При обучении ошибки неизбежны. Родителям стоит объяснить малышу смысл поговорки «на ошибках учатся». Всегда можно оценить последствия неразумных действий, а если они все-таки случились, не поддаваться импульсивному желанию все бросить. Преодолевая под руководством любящего родителя сложные обстоятельства и неудачи, ребенок учится быть целеустремленным.
2. Ошибки – это неотъемлемая часть обучения.
✏️ Поступать неправильно или делать неверные выводы не стыдно, особенно когда учишься чему-то новому. Ребенку надо дать понять, что смущаться при каждой неудаче естественно, но совсем не страшно (если ошибки не граничат с нарушением безопасности для жизни). Важно проговорить с маленьким исследователем варианты исправления ошибочных действий или слов.
3. Оптимизм – лучший учитель.
Когда у малыша что-то не получается, и он начинает ругать себя, взрослые мягко должны направить его негативные эмоции к позитивным мыслям. Оптимистичный настрой решает практически любые проблемы, об этом следует напомнить ребенку.
4. Страхи – путь к неуверенности.
Мамам и папам придется научить свое чадо бороться со страхами. Они возникают по любому поводу и серьезно портят жизнь ребенку. Одним страшно оставаться в темной комнате, другим – поддерживать беседу с новыми знакомыми, третьи предпочитают бездействовать, чем вновь совершить ошибку. Хорошо, если взрослые будут рядом и поддержат малыша, если он испугается в очередной раз, – похвалой, объятием.
5. Обучение новому не всегда комфортно.
Важно, чтобы в умственном развитии ребенка присутствовала доля дискомфорта. Преодоление сложных ситуаций укрепит волю, научит быть ответственным, дисциплинированным, а эти качества, в свою очередь, помогут на пути к успеху во взрослой жизни.
6. Поддержка обучения моральными ценностями.
✏️ Честность, сострадание к ближнему, добро, дружба, трудолюбие, порядочность, уважение к старшим – общечеловеческие ценности, без которых не может существовать интеллектуально развитая личность. Родителям стоит преподнести несколько уроков жизни ребенку, чтобы научить его следовать моральным принципам. Лучше, если примером добродетели будут сами взрослые.
7. Благодарность в приоритете.
Вместо того, чтобы жалеть себя при неудачах, малышу стоит научиться быть благодарным за то, что он имеет. Это повысит настроение, поможет активнее преодолевать трудности. Умение благодарить, видеть позитив в окружающем – качества сильного и умного человека.
8. Формирование чувства ответственности за себя и свои поступки.
Интеллектуальное развитие предполагает и разъяснение ребенку необходимости быть ответственным за то, что он совершает. Взрослым не следует поддерживать малыша, когда он пытается обвинить окружающих в своих неудачах, ищет отговорки, вместо того, чтобы решать проблему. Смышленый ребенок не станет искать причины своего плохого поведения в других, он постарается исправить себя.
9. Умение справляться с эмоциональными всплесками.
Если родители будут слишком явно подбадривать ребенка в минуты грусти или успокаивать, когда он переполнен злобой, малыш не научится регулировать собственное эмоциональное состояние. Лучше, если он поймет, какое чувство завладело им в настоящий момент и попытается справиться с ним – так появится умение самостоятельно решать проблемы.
10. Взрослые – образец для ребенка.
✏️ Воспитывать интеллект и характер малыша лучше всего на своем примере. Умные родители будут откровенны, рассказывая о своих целях и способах их достижения, о том, как они совершенствовали себя, учились быть сильными, ответственными, успешными.
В развитии умственных навыков не следует забывать об эмоциональной и моральной стороне вопроса, о развитии и совершенствовании личностных качеств ребенка. Тогда интеллектуальное преображение будет пребывать в гармонии с лучшими чертами характера.
Смышлёность Смышлёный
Человек без сообразительности – что корабль без паруса.
Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?
Загадка. Ответ: (Мальчик-с-пальчик).
Смышлёность как качество личности – способность одновременно проявлять сообразительность, понятливость, сметливость.
Мама пишет письмо сыну в тюрьму: — Сынок, с тех пор, как тебя посадили, мне все тяжелее справляться по хозяйству. Вот сейчас надо огород перекопать и картошку посадить, а помочь некому. Сын отписывает: — Мама, вы огород не трогайте, а то такое выкопаете, что и Вас посадят и мне срок добавят. Мама: — Сынок, после твоего последнего письма приходили полицейские, весь огород перекопали, ничего не нашли. Ушли злые, матерились. Сын: — Чем смог — помог. Картошку сами посадите.
Смышлёность – торжество сообразительности, повышенная сообразительность. То есть, смышлёный человек способен замечательным образом использовать уже имеющиеся в сознании образы для быстрого нахождения правильного решения; способен быстро оценить ситуацию и предпринять оптимальный порядок дальнейших действий, обойдя обязательные для всех правила.
Смышлёность – скорость сообразительного, смекалистого разума. Смышленость — аналитическая способность принимать сиюминутное решение. Смышлёный человек способен быстро понять, смекнуть что-нибудь; проявить сообразительность, догадливость, сметливость.
Смышлёность – интеллектуальное качество личности, проявляющее качество и мускулистость ума и разума человека. Она выражается в умении быстро, на ходу схватывать смыслы и понимать их, логически мыслить, хорошо запоминать увиденное и услышанное, умение видеть общее в частном и частное в общем, быстро извлекать нужную информацию из своего знания. При этих качествах ума и разума смышленость проявляется в использовании догадки, предвидения, интуиции, что позволяет свертывать информацию и мыслительные операции по ее переработке. Смышленость проявляется с раннего детства и незаменима в учении.
Анатолий Лень пишет: «Смышленость – признак ума. Смышленый по черепку – горшок представляет. Смышленость зависит от ясности ума. Хорошим подспорьем смышлености служит здоровое любопытство. Подспорье смышлености – пытливый ум. Смышленость способствует решению проблем. Смышленость крайне необходима для выживания в сложных условиях. Смышлености способствует ясность, острота и гибкость мышления. Смышлености помогает воображение. Чтобы научиться смышлености, надо чаще философствовать, логически мыслить, все сравнивать, оценивать, быть любознательным… Смышленому без надобности захламлять память лишней информацией – он до многого может догадаться сам. Смышленость – хорошее подспорье в изобретении собственных знаний».
Важнейшие характеристики смышлёности: сметливость, понятливость, толковость, интуиция, находчивость, догадливость и разумность.
Сметливость как качество личности – способность за счёт сообразительности, догадливости и находчивости извлечь из анализируемого объекта какие-то выгоды, использовать его по-новому, открывая в нём иное предназначение или создавая принципиально новые объекты.
Понятливость как качество личности – способность быстро, легко и адекватно понимать и принимать какое-либо новое знание; схватывать всё налету, правильно усваивать поступившую информацию.
Толковость как качество личности – способность проявлять разумность, рассудительность и деловитость, хорошо усваивать новое знание, ясно и понятно изъясняться, делать всё с толком и сметливостью.
Интуиция (Интуитивность) как качество личности – способность внезапно, не прибегая к осознанным умозаключениям и рассуждениям, постигать истину.
Находчивость как качество личности – способность мгновенно сориентироваться и найти выход из затруднительного положения, не уклоняясь от истины.
Догадливость как качество личности – способность по каким-либо признакам, приметам приходить к правильному мнению, заключению о чем-то: легко и быстро находить правильное решение, улавливать суть чего-либо.
Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие.
В животном царстве королевой смышлёности считают крысу. Смышленость: мы верим, что крысы даже умнее обезьян, а значит – самый смышленые животные после человека. Научить их можно всему, чему угодно: хоть складывать алфавит из магнитиков «Растишки» или печатать на компьютере. В свободное от учебы время крыса будет спать у тебя на коленках, как котенок.
В 2000 году немецкие ученые сообщили о потрясающих результатах экспериментов по изучению крысиного интеллекта. В одном из научных центров Германии с помощью сверхчувствительной аппаратуры исследовали те звуки, которые пасюки издают при общении друг с другом. Человеческим ухом воспринимаются только немногие. За две недели эксперимента удалось выяснить, что годовалая крыса общается с сородичами, издавая до пяти тысяч звуков. Для справки: далеко не каждый человек обладает таким повседневным словарным запасом.
Например, аппаратура зафиксировала беседу двух лабораторных крыс, продолжавшуюся более 7 минут. За это время одна крыса издала около 600 отличных друг от друга звуков, а вторая — около 400. Слово «беседа» в данном случае надо писать без кавычек, ибо при обычном общении «на лавочке» люди используют примерно такой же запас слов. Разумеется, ученые на научных диспутах и поэты на литературных вечерах блещут большим словарным запасом, но… кто даст гарантию, что среди крыс-обывателей нет крыс-ученых и крыс-поэтов? Никто и не сомневается в том, что все 2 недели прослушивания люди-ученые просто слушали самых обычных и малообразованных крыс-обывателей. Да и откуда взяться образованной крысе в скученных вольерах для подопытных животных (фактически — в условиях тюремного содержания).
Умные люди-ученые так и не разобрались в том, о чем говорили необразованные крысы-обыватели. Но дело, как считают биологи, за дальнейшими исследованиями, сегодня ученые пока могут лишь выделять звуки эмоциональной окраски, выражающие тревогу и приветствие. [«Терра Инкогнита» N 26-00, 30.06.2000]
Смышленый ребенок: определение понятия, критерии, специфические особенности воспитания
На стыке психологии и педагогики
Понятие «смышленый ребенок» как таковое отсутствует в психологии или педагогике. Это в некотором смысле собирательный термин, описывающий детей, отличающихся особенной смекалкой, смелостью, находчивостью, сообразительностью и догадливостью во всех сферах жизни. Это то, что еще Даль в своем словаре живого великорусского языка называл «живостью ума».
Воспитание с пеленок
Понятие базового доверия и основные принципы его формирования впервые были введены в возрастную психологию ученым, историком и психологом Эриком Эриксоном в книге «Детство и общество» в 1950 году. Позже они получили широкое распространение в работах других американских психологов.
Согласно этой теории, новорожденный, только пришедший в этот мир, ждет от него абсолютного принятия и любви и реализует удовлетворение этой потребности только через контакт с матерью.
Маленький ребенок должен быть уверен, что мать всегда рядом, всегда успокоит его и поможет, стоит только позвать на помощь, постепенно день за днем и месяц за месяцем формируется его доверие к матери, а позже к другим близким людям. Со временем человек заводит друзей, начинает доверять им, а впоследствии и другим людям.
Коммуникация и доверие
Человек с хорошо сформированным базовым доверием всегда открыт для контакта, не боится высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Многие считают, что он слишком доверчив, но это не совсем правильная теория.
Конечно, двух-трехлетний малыш, как правило, не ждет подвоха ни от окружающих его взрослых, ни детей. Но критическая оценка их деятельности возникает лишь как ответная реакция на взаимодействие, которое немыслимо без доверия.
Интересно и другое. Ребенок, не получивший в раннем детстве достаточной теплоты и принятия от матери (например, дети, воспитанные в стенах дома малютки или больницы) ищет этого контакта и любви у каждого встречного, тем самым гораздо чаще оказывается обманутым.
Доверие и живость ума
Так как же связаны между собой понятия «смышленый ребенок» и «доверие к миру»? Совершенно очевидно, что ребенок, который не боится задавать вопросы, выдвигать теории и предположения, не боясь выглядеть смешным, будет развиваться быстрее своего зажатого и стеснительного сверстника.
Практически все дети от природы достаточно любознательны и любопытны, они исследуют все, что попадается вокруг, и задают сотни удобных и неудобных вопросов в день, сопоставляют факты и часто пытаются поймать взрослых на неточности или оговорке.
Среда как формирующий фактор
Но природные задатки и сформированное доверие это лишь половина условий для формирования образа мыслей и сметливости смышленого ребенка. Второй, не менее важной частью является среда, в которой растет малыш.
Вспомните, в детсаду было много смышленых малышей, но ближе к школе они начинают думать одними категориями и понятиями, мыслят в рамках, указанных воспитателем или учителем, боятся ошибиться или запнуться. В этом плане очень отличаются от детсадовцев дети с домашним воспитанием.
Если домашнее воспитание организовано правильно, у ребенка есть контакт с большим количеством доброжелательно настроенных взрослых и детей, он может выбирать, с кем из них проводить время, то он развивается быстрее своих сверстников, проводящих большую часть дня в казенном учреждении.
Знания в основе критического мышления
Не последнюю роль в формировании критического мышления и сообразительности играет багаж знаний, которыми владеет ребенок. Причем здесь и качество и количество возведены в абсолют. Смышленый ребенок или тот, кого родители вознамерились воспитать таким, должен иметь доступ к всякого рода учебной, художественной и познавательной литературе по возрасту. Лучше, если их взаимодействие будет происходить благодаря естественному любопытству ребенка, а не давлению со стороны взрослого.
Давайте ребенку скучать. Когда вся деятельность взрослого сосредоточена на малыше и знания подаются ему разжеванными, предвосхищая появления вопросов, его природное любопытство быстро угасает, и он переходит в состояние бесконечного поиска развлечений, которые быстро надоедают.
Вместо того чтобы без конца давать детям информацию, которую они по большей части пропускают мимо ушей, задавайте им вопросы. И если получите от смышленого ребенка путаный ответ, не спешите исправлять его или бежать за энциклопедией. Дайте ему возможность окончательно запутаться и осознать свою неправоту, а потом, задавая наводящие вопросы, «выплыть» на поверхность.
Подобная практика не только наградит его знаниями, которые он не забудет, ведь он пришел к ним самостоятельно, но и потренирует его в дискуссии, красноречии и логике.
Значение слова «смышлёный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
«Смышлёный» — эскадренный миноносец проекта 7У;
«Смышлёный» — эскадренный миноносец проекта 56.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
смышлёный
1. сообразительный, понятливый, сметливый ◆ Ты человек смышлёный: ты сам увидел бы, что я лукавствую. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г. ◆ Русский мужик очень смышлён, очень понятлив, я уважаю русского мужика… а между тем иногда говоришь ему, говоришь, толкуешь, толкуешь… Тургенев, «Месяц в деревне», 1850 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Эти унтер-офицеры оказались большею частью людьми порядочными и смышлёными, понимающими своё положение. Ф. М. Достоевский, «Записки из мертвого дома», 1862 г.
2. выражающий сообразительность, понятливость, сметливость ◆ Горданов вообще человек не особенно представительный: он не высок ростом, плечист, но не толст, ему тридцать лет от роду и столько же и по виду; у него правильный, тонкий нос; высокий, замечательно хорошо развитый смелый лоб; чёрные глаза, большие, бархатные, совсем без блеска, очень смышлёные и смелые. Н. С. Лесков, «На ножах», 1870 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расшатывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?