что такое смешение звуков
Дислалия
Дислалия — нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата у пациентов с нормальным слухом и с присутствием подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.
Классификация
Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного звукообразующего аппарата.
Функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.
Причины
Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.
Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.
Симптомы
Четыре вида дефектов звукопроизношения при дислалии: пропуски, замены, смешения и искажения звуков.
Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, в середине либо в конце слова.
Замена звука — стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
О смешении звуков говорят, если постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребление их то уместно, то неуместно.
Искажение звуков — ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка. Например велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и другие. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии — группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Диагностика
Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.
В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.
Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.
При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.
Коррекция
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика.
Прогноз
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины дислалии, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным.
Что такое смешение звуков
нарушение звуковой стороны речи, выражающееся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки изолированно, в самостоятельной речи путает их (напр., правильно использует звук ш в слове шапка, но смешивает с и ш в словах подушка, песок — «подуска», «пешок»).
Смешение обычно касается звуков,. различающихся сравнительно тонкими акустическими или артикуляционными признаками.
С. з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4—5 годам. К этому вре мени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся. С. з. может быть единственным проявлением речевой недостаточности. В таких случаях основой задержки в овладении системой фонем бывают недостаточное развитие фонематического слуха, недостаточная психическая активность, общая ослабленность организма, неблагоприятная речевая среда.
С. з. может сочетаться с другими типами нарушения звукопроизношения (напр., смешение свистящих и шипящих и искаженное произношение звука р), а также быть одним из проявлений общего недоразвития речи (напр., при моторной алалии).
Под влиянием обучения грамоте С. з. преодолевается более чем в 60% случаев без спец. логопедической помощи.
Однако если этого не происходит, С. з. чаще, чем все другие типы нарушения звукопроизношения, влечет за собой дисграфию.
Устранение смешения звуков и возникающей при этом дисграфии требует применения специальной логопедической системы работы, направленной на уточнение и развитие фонематических представлений ребенка. Для этого используются упражнения, имеющие целью выработать у ребенка четкие слуховые и речедвигательные дифференцировки между смешиваемыми звуками, научить его правильно соотносить звук и букву.
Для предупреждения дисграфии детей с таким дефектом речи следует направлять к логопеду до начала обучения в школе — не позже, чем в шестилетнем возрасте.
Что такое смешение звуков
3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Сторял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.
Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук р — горловой, звук с — зубной, боковой и т. д.
Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности. Это задания типа:
1) определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;
2) воспроизвести за взрослым 3 — 4 слоговых сочетания из легких для произнесения звуков типа па-по-пу; па-ба-па. Затруднения при воспроизведении вызываются неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков;
3) выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш, р и др.);
4) выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща, са и др.);
5) определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука). В подобных заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребенок реагирует определенным действием (поднимает руку, фишку или картинку), если услышит заранее обусловленный звук.
Названные, задания позволяют с большой определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.
Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т. е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).
Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников
Елизавета Пономарёва
Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р’, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т’, д’, н’). У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложне.
Все дефекты в произношении звуковречи могут проявляться в следующих вариантах:
1. Полное отсутствие звука (например, [Р] или [Л]) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений встречается в возрасте после 5-6 л.
2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук [Р] может заменяться на [Л], а звук [Ш] — на [С]. В этом случае ребенок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
3. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» [Р]. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком — ребенок произносит именно звук [Р], но произносит его искаженно. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.
4. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности нарушения, ребёнок не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба; то суба, то шуба). Причиной смешения звуков является недостаточная сформированность фонематического слуха, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (между с и ш)
Возрастной «нормой»звукопроизношения до определённого вщзраста можно считать только полное отсутствие звука или его замену другим звуком. Но после 5-6 леи т эта «норма» уже перестаёт быть такой и переходит в разряд «звуковых замен», которые в дальнейшем отражаются на письме.
Уровни неправильного произношеня звуков.
Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу («Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса — ссс. Посвисти и ты так»).
Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.
Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с — ш, з — ж, с’ — щ, ц — ч, л — р, б — п, д — т, г — к.Предложенную ребенку фразу Бабушка сушила мокрое белье на веревке он может произнести так: «Бабушка сусыла мокрое белье на велевке».
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, в младших группах детского сада. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда в детском саду и дома осуществляется весь комплекс систематических мероприятий по формированию правильного произношения детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образцы речи постепеноо нарушения звукопроизношения нивелируются. Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе.
«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников 2 этап проекта «Школа красивой речи» — «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» 2015-2016.
Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.
Консультация для родителей «Виды речевых нарушений и их профилактика» В нашем образовательном комплексе функционирует родительский клуб «Логопед и Я» В него может вступить любой родитель, желающий получить.
Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное.
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких.
Отчёт о работе объединения дошкольников по коррекции звукопроизношения «Говори правильно» Отчёт о работе объединения детей по коррекции звукопроизношения «Говори правильно» дополнительной образовательной деятельности по развитию.
Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых.
Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика» «Причины и виды нарушений в речевом развитии детей.» Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление,.
Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих.
Замена звуков
Замена звуков ‒ это стойкое употребление одного нормативного звука вместо другого. При этом звук-субститут является фонетически правильным (не искажается), сходным по артикуляции или акустическим свойствам с заменяемым звуком. Данное нарушение выявляется логопедом в ходе обследования звукопроизношения и фонематического слуха. При необходимости проводится отологическая диагностика. Коррекционная работа направлена на формирование артикуляционного праксиса, развитие речевого слуха, аналитико-синтетической деятельности, дифференциацию смешиваемых звуков.
Классификация
Замена (субституция) и смешение (взаимозамены) звуков речи ‒ это фонематические (сенсорные, фонологические) дефекты, как правило, обусловленные незавершенностью или нарушением развития фонематического слуха. Замены классифицируются на те же группы, что и искажения звуков, только к названию последних добавляется приставка «пара-»:
1. Парасигматизмы (от греч. буквы «сигма») ‒ замены свистящих и шипящих:
2. Параламбдацизмы (от буквы греческого алфавита «ламбда») ‒ замены звука [Л] («лапа») на [У] («уапа»), [В] («вапа»), [Й] («йапа»), [Л′] («ляпа»), [Р] («рапа»), [Ы] («ыапа»), [Д] («дапа»).
3. Параротацизмы (от греческой буквы «ро») ‒ замены звука [Р] («рука») на [Р′] («рюка»), [Л] и [Л′] («лука», «люка»), [Й] («йука»), [Г] («гука»), [Д] («дука»), [В] (вука»).
Также в практической логопедии к звуковым заменам относят дефекты озвончения (замена звонких фонем парными глухими – «куси» вместо «гуси») и дефекты смягчения (замена мягких согласных их твердыми парами – «тота» вместо «тетя»). Близко к замене и смешение звуков, т. е. взаимная заменяемость, путаница фонем.
Причины замены звуков
Физиологическое косноязычие
Различные виды замены звуков наиболее многочисленны в период возрастного несовершенства звукопроизношения – так называемой, физиологической дислалии. Замены встречаются в речевом развитии всех младших дошкольников, они связаны с физиологической незрелостью артикуляционного аппарата и речевого слуха.
Период овладения звуком в онтогенезе занимает от 1-1,5 месяцев и дольше. Он протекает в несколько этапов. Сначала дети используют в речи звуки-заменители. Затем, «нащупав» правильную артикуляцию и соотнеся новый звук с акустическим образцом, ребенок начинает произносить его параллельно со старым звуком-заменителем. На следующем этапе новый звук постепенно вытесняет субститут, через некоторое время полностью заменяя его.
При физиологической дислалии чаще встречаются следующие виды замен:
Физиологические несовершенства речи, а вместе с ними и звуковые замены при нормальном речевом онтогенезе самостоятельно исчезают к 4,5-5 годам.
Функциональная дислалия
Явление субституции типично для артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии. В первом случае замены обусловлены несформированность звуковых укладов, употреблением в речи более простых по артикуляции фонем. Во втором – неразвитым оказывается речевой слух, в результате чего звуки распознаются неправильно.
При функциональной дислалии обычно шипящие заменяются на свистящие; соноры [Р], [Л], аффрикаты [Ц], [Ч]– друг другом; задненебные ‒ взрывными переднеязычными; твердые ‒ их мягкими парами. Такие дефекты не склонны к самостоятельному исчезновению и требуют логопедической помощи по коррекции ФФН.
Дизартрия
Для дизартрии характерны дефекты смягчения, озвончения, смешение звуков, недифференцированная артикуляция. Замены звуков в большом количестве встречаются при псевдобульбарной, бульбарной, корковой, стертой дизартрии.
Палатализация согласных связана с повышенной спастичностью средней части спинки и кончика языка. Дефекты озвончения объясняются нарушением голоса, его недостаточной силой. Следствием артикуляционной диспраксии становятся специфические замены согласных: [Г] на [Д], [К] на [Т], [Л′] на [Й], употребление вместо аффрикат более простых звуков ‒ [Ц-С′], [Ч‒Т′] и пр.
Ринолалия
Для открытой формы ринолалии более характерны фонетические дефекты звукопроизношения, однако в ряде случаев встречаются и звуковые замены. Так вместо взрывных согласных [Б], [П] употребляются фрикативные [В], [Ф]; вместо вибранта [Р] произносится гласный [Ы] с сильным выдохом, свистящий [С] заменяется на [Ф].
Специфичными являются замены и смешение свистящих и шипящих, упрощение аффрикат, употребление носовых согласных [М], [Н] взамен [Б] и [П]. При закрытой ринолалии, наоборот, назальные звуки замещаются ротовыми.
Сенсорная алалия
Нарушение дифференцированного восприятия речи при сенсорной алалии ведет к такому же недифференцированному произнесению звуков и слов. Для данной формы речевого нарушения типичны неустойчивые замены звуков, т. е. при каждом проговаривании ребенком используются разные субституты. Звуковые замены многочисленны и разнообразны, сочетаются с искажением слоговой структуры слова.
Афазия
Замены звуков и букв, возникающие при афазии, носят название литеральной парафазии. Такие дефекты встречаются при акустико-гностической, афферентной моторной афазии, когда распадается связь «фонема-артикулема-графема-лексема».
При сенсорной форме афазии у больного нарушается акустический гнозис, речевые звуки перестают различаться на слух. Это приводит к заменам фонематически близких звуков (чаще звонких их глухими парами и наоборот). При афферентной моторной афазии страдает кинестетический праксис, распадаются тонкие артикуляционные движения. Данный механизм влечет за собой замены звуков, близких по артикуляции: [М] на [Б], [Л] на [Н].
Неправильный прикус
Некоторые виды аномального прикуса могут способствовать формированию звуковых замен. У детей с дефектами смыкания зубных рядов часто встречается призубный парасигматизм. Для прогнатии характерны замены [С] на [Ф]. Прогения может являться причиной шипящего парасигматизма, смягченного произнесения [Т] и [Д].
Снижение слуха
Диагностика
При наличии в речи ребенка или взрослого звуковых замен диагностика выстраивается с учетом анамнеза и объективных данных. Логопед проводит подробное исследование речевой функции, врачи-специалисты (сурдолог, ортодонт) – состояния слухового анализатора, зубо-челюстной системы:
Коррекция
Логопедическая коррекция
Фонематические нарушения, имеющие место у детей с физиологической дислалией, не требуют логопедического вмешательства. Коррекция произносительных ошибок, обусловленных другими речевыми нарушениями, проводится по следующим направлениям:
Из методов логопедического воздействия используется артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логомассаж. При тяжелых патологиях речи, затрагивающих не только звуковую сторону, но и другие ее компоненты, ведется работа над всеми нарушенными процессами: просодикой, голосом, словарным запасом, грамматикой, лексикой, пониманием речи в целом.
Медицинские мероприятия
Коррекция неправильного прикуса может осуществляться различными методами. Это зависит от типа нарушения, возраста, выраженности проблемы. В дошкольном возрасте широко используются функциональные ортодонтические аппараты, миогимнастика. При постоянном прикусе лечение проводится с помощью брекетов, элайнеров, при необходимости выполняются ортогнатические операции.
Реабилитация лиц со сниженным слухом осуществляется посредством слухопротезирования. После подбора и настройки слухового аппарата таким детям необходимы занятия с сурдопедагогом и логопедом.