что такое смарт постановка целей

SMART – система постановки целей

Без целей мы ничто. Не видя конца пути, по нему невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить структуру дня. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент.

Знакомьтесь! SMART – система постановки целей.

Что такое SMART?

SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как «умный». Планирование по-умному. Отличное название!

Само слово разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать не будет. Или плохо справится со своей функцией.

Потому что каждый элемент в этой системе имеет значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты, нюансы, детали.

S (Specific). Конкретно.

M (Measurable). Измеримо.

A (Achievable). Достижимо.

R (Relevant). Согласовано.

T (Time). Время.

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

S – Specific. Конкретная цель – половина успеха

Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но что это значит?

Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.

Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а «заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».

Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника, компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам своих форм!

Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли, стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.

Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и правильнее он будет реализован.

Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные плюсы.

М – Measurable. Весы для измерения целей

Второй важный нюанс.

Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута.

Что можно использовать для измерения:

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.

Цели по системе SMART – примеры:

Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в конце статьи.

А – Achievable. А достижима ли мечта?

Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!

СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный замок только за правильно сделанную формулировку.

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Это:

R – Relevant. Согласуем цель с реальностью!

Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно «согласовывать»?

С уже существующими планами…

Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.

Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80% штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».

Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать планы.

T – Time-bound. Когда оценивать результат?

Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.

Принято разделять цели:

Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.

Если проследить данную идею в обратной последовательности, то виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

SMART система постановки целей: примеры

Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут понять принципы формулирования своих желаний:

Шпаргалки SMART в картинках

Вопросы для формулирования целей по SMART

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

Правильная постановка целей по системе SMART

Источник

Цели SMART: 10 примеров + инструкция от ТОП-менеджера

SMART – это метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определённость по срокам.

И чтобы Вам было понятнее, я сразу перейду к примерам постановки целей по модели SMART. Они в таблице.

НеправильноПравильно (цель по SMART)
Открыть новый магазинОткрыть новый магазин по адресу: Красногвардейский бульвар, к августу 2020 г. не превышая бюджет в 1 млн. руб.
Написать книгуВыпустить книгу на тему “Миграция Хомячков” объёмом не меньше 300 страниц, к августу 2020 г.
Увеличить продажиУвеличить годовой объём продаж на 10 % к декабрю 2019 г. за счёт увеличения среднего чека
Увеличить конверсию лидовПоднять конверсию (обработку) лидов до 15%, с помощью повышения профессионализма продажников
Увеличить количество сделокЗа 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров на 20% от новых клиентов через внедрение CRM-системы

Цель – это понимание конечного результата Ваших действий. И чем подробнее Вы представляете этот результат, тем лучше и легче сможете достичь цель. Как раз в этом и помогает SMART технология.

SMART критерии

Аббревиатура из английских букв SMART (расшифровка ниже) ставит каждой букве одно из требований оценки цели. Далее подробнее о SMART критериях.

Критерий 1. S – Specific

В переводе: Конкретность и ясность

Цель по системе SMART должна быть ясной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу, бизнесу.

Вопросы: что именно мы хотим достичь/улучшить/изменить? Наша ли это цель?

Пример: “Увеличить количество продаж”, “Выйти на новый рынок”, “Реанимировать клиентскую базу”.

Критерий 2. M – Measurable

В переводе: Измеримость

Здесь нужно обозначить число. Числовое определение, количество в абсолютном или процентном виде.

Вопросы: Какие результаты покажут завершение цели? Сколько и чего мы хотим приобрести? Какие факты подтвердят, что цель по SMART оказалась достигнута?

Пример: “250 миллионов рублей”, “5 семинаров в месяц”, “15% конверсии”.

Критерий 3. А – Achievable

В переводе: Достижимость

Заявленные в подходе SMART цели должны быть одновременно и достижимы, и амбициозны. Даже несколько на грани возможностей. И не забывайте про имеющиеся ресурсы, а то их может попросту не хватить на Ваши амбиции…

Вопросы: Сможем ли мы достичь эту цель по SMART? Не слишком ли она сложная или лёгкая? Что может помешать, а что помочь?

Пример: “Наши конкуренты имеют 15% доли рынка, мы, обладая лучшими ресурсами, можем занять все 20%”.

Критерий 4. R – Relevant

В переводе: Согласованность, важность

Цель должна быть согласована с основными целями компании и планами. Действия цели по методу SMART должны помогать выполнению главной миссии предприятия. Важна также согласованность по ресурсам и сотрудникам.

Вопросы: Для чего нам нужен этот результат? Мы это делаем для того, чтобы что? Соответствует ли эта цель стратегическим целям и миссии компании? Не противоречит ли эта цель другим задачам?

Пример: ”Именно отдел сопровождения договоров способен помочь исследовать клиентов, чтобы повысить вторичные обращения в отдел продаж”.

Критерий 5. T – Time bound

В переводе: Определённость по срокам

Должен быть установлен конечный срок для промежуточных и для конечных итогов, по истечению которого будет ясно, насколько мы близки к запланированному.

Вопросы: Сколько времени нам нужно для того, чтобы прийти к успеху? Когда должен быть получен запланированный результат?

Пример: “К 31 декабря 2019 года”, “к дате экзамена”, “за 4 месяца”, “за 1 год”.

примеры

Теперь, когда Вы уже знаете, что такое SMART по буквам, разберём подробнее правильно структурированные цели по принципу СМАРТ и составим анализ на каждую букву.

Пример 1.

SMART формулировка для бизнес-тренера: “Записать два вебинара на тему “Постановка целей по системе SMART” до 31 марта 2019 г. для привлечения новых клиентов.”

Пример 2.

Техника постановки SMART для руководства отдела: “Внедрить CRM-систему “Мегаплан” в отдел продаж к 20 апреля 2020 г. для автоматизации процессов и контроля.”

Пример 3.

Технология SMART для отдела продаж: “За 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров с новыми клиентами на 20% за счет внедрения скриптов продаж.”

Пример 4.

Глобальная цель предприятия по продаже чая в формате SMART: “По истечении 5 лет занимать 40% доли рынка г. Новосибирск по продаже чая.”

Пример 5.

Для студента формат постановки такой: “Купить квартиру не дороже 3 млн.руб. в районе своего вуза к концу 4 курса, чтобы переехать от родителей.”

неправильные примеры

На практике часто цели и задачи компаний, даже будучи условно структурированными, формируются неправильно. И сейчас я Вам расскажу про самые типичные ошибки формулировок.

Пример 1.

Долго размусоливать не буду и сразу продемонстрирую Вам список целей, формулирование которых является неправильным:

Эти формулировки цели не отвечают ни одному из критериев SMART. И как бы утрировано это ни выглядело, но многое из перечисленного – это реальные примеры.

Пример 2.

И еще один пример (какой не должна быть цель), Вы можете увидеть на рисунке ниже.

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей Неправильная формулировка цели

Хорошо видны намерения компании стать лучше, чем она есть, но совершенно не понятно что, как и в какие сроки будет выполняться.

На основании этих планов сложно формировать инструкции к действию для конкретного сотрудника или всего отдела, и курс компании больше всего похож на “вырулить куда-то туда”.

Особенности метода

У метода SMART, как и у любого другого инструмента, есть свои правила, которым нужно соответствовать, а также плюсы и минусы. И далее расскажу о них подробнее.

Источник

Что такое SMART цель: правила постановки

Узнайте о преимуществах SMART целей и ознакомьтесь с примерами

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

SMART — это методика, которую используют для постановки конкретных, а главное, достижимых целей и задач. Технологию активно применяют в менеджменте, маркетинге, проектном управлении и других областях. Методика SMART подходит для разных сфер бизнеса независимо от его размера, уровня доходности, сферы деятельности и других факторов.

Содержание

Критерии SMART целей

Аббревиатура SMART объединяет наименования пяти основных критериев, используемых для оценки целей. Соблюдение этих требований при постановке задач позволяет задать максимально конкретный курс дальнейшим действиям.

Впервые с аббревиатурой SMART люди ознакомились в ноябрьском журнале Management Review 1981 года выпуска. В нем Джордж Доран написал о важности и сложности грамотной постановки целей, а также предложил свою схему решения. Давайте подробнее разберем каждый из пяти критериев модели SMART.

Если все задачи оценивать по каждому из этих пяти критериев, то в конце у вас будет понятный и конкретный курс, на основании которого можно разработать пошаговый маркетинговый план действий. Далее вы больше узнаете о преимуществах постановки SMART целей.

Преимущества SMART целей

Методология SMART помогает повысить эффективность работы компании в разных направлениях. Этот подход помогает шаг за шагом увеличить прибыль и средний чек, улучшить качество сервиса и покупательский опыт, увеличить количество лояльных клиентов, улучшить юзабилити и многое другое. Давайте разберем преимущества технологии SMART в постановке целей и задач:

Постановка задач по модели SMART увеличивает вероятность достижения желаемых результатов. В следующем разделе вы подробнее узнаете о правилах, которым необходимо следовать при формулировке целей.

Правила постановки SMART целей

Мы уже рассмотрели, какие существуют критерии постановки целей по методу SMART. Теперь, давайте подробнее разберем сам процесс и посмотрим, какие вопросы необходимо задавать на каждом этапе.

Чтобы лучше понять, как применить метод SMART на практике, ознакомьтесь с несколькими примерами далее.

Примеры SMART целей

Давайте возьмем несколько выдуманных ситуаций и попробуем применить в них критерии SMART.

Пример 1

Образовательная компания «Наум» хочет повысить продажи своего онлайн-курса. На данном этапе в месяц удается привлечь примерно двести потенциальных покупателей, из которых в клиентов конвертируется 50 человек. То есть, уровень конверсии составляет 25%. Составляем цель по методу SMART.

Давайте полностью сформулируем нашу SMART цель:
«Увеличить уровень конверсии за этот месяц в два раза».

Пример 2

Предположим, зоомагазин Buddy разработал воронку продаж с использованием лид-магнита на сайте, email рассылок и чат-бота в Telegram. В итоге компания столкнулась с искажением статистики, поскольку не могла идентифицировать email пользователей в Telegram, что привело к дублированию данных. Чтобы исправить эту ситуацию, было принято решение внедрить CRM-систему. Давайте посмотрим, как установить эту цель по технологии SMART.

Теперь, давайте сформулируем SMART цель:
«За неделю внедрить CRM-систему для идентификации N количества email пользователей в Telegram».

Пример 3

Инфобизнесмен Роман ежемесячно продает свой курс примерно 100 пользователям. За год его клиентами стало 1200 человек. После анализа продаж и оценки эффективности маркетинговых каналов для привлечения целевой аудитории Роман понял, что можно поднять ежемесячное количество продаж на 50%. Применим метод SMART.

Формулируем нашу цель:
«Привлечь 1800 новых покупателей в течение 2021 года».

Постановка целей по методу SMART позволяет установить, куда нужно идти, как это делать и что для этого нужно. Такой подход является гарантом достижения результатов. Используйте метод SMART для постановки рабочих, бытовых и стратегических целей и вы никогда не будете топтаться на месте.

Источник

Как поставить бизнес-цель и достичь ее: методика СМАРТ

Методика СМАРТ помогает руководителю компании поставить конкретную и реальную цель.Рассказываем, как ее использовать.

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

Маркетологи Тинькофф

Продвигают продукты банка

Методика СМАРТ помогает собственнику или руководителю компании поставить конкретную и реальную цель. После формулировки цели у компании появляется предварительный план, как и когда эту цель достичь.

Эта методика — не волшебная таблетка. Мало просто сформулировать цель, ее нужно еще реализовать. А еще СМАРТ работает в спокойные времена, когда можно планировать вдолгую.

Что такое система СМАРТ

СМАРТ (SMART) — система постановки целей в менеджменте. Слово SMART — английская аббревиатура от названий критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.

Критерии СМАРТ-целей на примерах

У каждого критерия есть особенности. Давайте сразу на примерах

Конкретная. Ваша цель максимально очевидная, ее можно представить и проверить. В правильно сформулированной цели по СМАРТ вы легко сможете ответить на вопросы: что? кто? где? как? когда? и зачем?

Конкретная цель однозначна в понимании: ясно, зачем она нужна. А после формулировки цели у вас возникает образ результата.

ПлохоХорошо
Усовершенствовать систему сбыта товара, чтобы максимально эффективно развить бизнес

Такую формулировку можно трактовать : подключить онлайн-каналы, начать продавать за рубеж, может быть, вообще уволить половину менеджеров по продажамПривлечь в интернет-магазин роликовых коньков 200 новых покупателей в месяц

Формулировка конкретнаВыйти на максимум продаж керамической плитки

Понятие максимума у каждого разное. Руководитель отдела продаж и рядовой сотрудник могут не сойтись во мнении, где же этот максимум.

И еще не ясно, что такое «выйти». Каким образом: нанять новых сотрудников, открыть магазины или расширить базу клиентов?Увеличить количество продаж керамической плитки в магазине на ул. Вавилова в два раза по сравнению с показателем прошлого года

Тут уже яснее, что плитку продают в магазине, а не через интернет, что вырасти нужно в два разаВыйти на федеральный уровень продаж

Здесь очень много вопросов: федеральный — это какой? Во всех городах России? Или выйти на пределы одного города? Или это объем денег?Открыть торговые представительства и доставку в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке и Краснодаре

Тут появляется образ, что нужны офисы в конкретных городах

При формулировке цели используйте глаголы-действия: «привлечь», «продать», «закупить», «опубликовать» и другие. Глаголы-абстракции «оптимизировать», «усовершенствовать», «улучшить», «развить» лучше забыть.

Измеримая. Важно определить показатели, по которым будет ясно, что вы достигли цели. Это могут быть оборот, охват, конверсия, число новых покупателей, упоминание в рейтинге или еще, что можно проверить и сравнить с первоначальным значением.

Когда появятся цифры, цель можно будет разбить на подцели, назначить исполнителей и составить график.

ПлохоХорошо
Привлечь в интернет-магазин максимальное число новых покупателей в месяц

Допустим, руководителю отдела продаж поставили цель — «привлечь максимальное число клиентов, оставаясь в рамках положительного LTV». Для наброска это нормальная формулировка, но дальше ее нужно конкретизировать и принести руководителю конкретную цифру — сколько именно можно привлечь клиентов, оставаясь в рамках LTV.

Есть риск, что в конце периода нашего руководителя продаж могут и уволить: потому что представления о максимуме у всех разные, и даже уточнение про LTV тут не спасет. Люди концентрируются на значимых для себя вещах, а не на ограниченияхПривлечь в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц

Хорошо, что есть конкретная цифра, ее невозможно трактовать иначе

Не для всех целей можно найти количественные показатели. Например, измерить репутацию бизнеса в деньгах сложно, но можно найти косвенные показатели, что репутация становится лучше. Это может быть тональность поисковой выдачи, рейтинги или доля негативных отзывов в интернете.

Если для цели невозможно найти количественные показатели, можно договориться о качественных показателях. Например, у маркетингового агентства может быть цель договориться о сотрудничестве с наиболее влиятельными блогерами. То, что Заключение партнерского контракта будет сигналом, что цель выполняется.

Допустим, сотрудники из разных отделов периодически задают одни и те же вопросы друг другу, на ответы уходит время. Понятно, что нужно написать регламент, который будет регулировать взаимодействие отделов. Но если не вести почасовую статистику времени работы каждого сотрудника, измерить количественный результат от внедрения регламента будет практически невозможно. В таком случае достаточно зафиксировать цель на качественном уровне: раньше не было регламента, а теперь есть.

Если нельзя найти количественный критерий, нужно договориться о качественном

«У нас далеко не с первого раза получилось перевести компанию на работу в CRM-системе. Несколько переходных месяцев мы, по сути, вели двойную отчетность: в старых табличках гугл-документов и в новой CRM-системе.

Тогда мы решили, что цель следующего квартала — полностью перейти на работу в системе и избавиться от двойной отчетности. Критерий достижения был простой: мы достигнем цели ровно в тот день, когда без страха и сожаления сможем удалить старые гугл-таблицы. Получилось».

Алексей Башук, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Достижимая. В постановке цели важно руководствоваться здравым смыслом и ресурсами компании: сотрудниками, деньгами, знаниями, опытом, репутацией на рынке, связями. Если цель глобальная, а достаточных ресурсов на нее нет, такая цель может демотивировать сотрудников и будет только во вред бизнесу.

Здесь суть не в формулировке цели, а в том, насколько она соответствует реальным ресурсам компании. Одна и та же цель может быть достижима для одной компании и недостижима для другой. Если у компании только три курьера на самокатах в Брянске, цель выйти за 12 месяцев на прибыль федеральной Яндекс.Доставки будет недостижимой.

ПлохоХорошо
Привлечь 200 новых покупателей в интернет-магазин в следующем месяце

Если у компании вообще нет интернет-магазина или до этого в месяц приходило только по 10 новых клиентов, резкий рост в 20 раз маловероятенПривлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц

Если в интернет-магазине уже ежемесячно по 100 новых клиентов. Вырасти в два раза — вполне реальная цель

Тут есть нюанс: цели руководителя и линейного сотрудника будут разными.

Сотрудник отдела продаж мыслит категориями «выполнить план по продажам и получить премию». Руководитель ставит перед собой более амбициозные цели. Если компания хочет увеличить оборот или открыть новую точку, она может найти новые ресурсы. Например, взять кредит или нанять новых сотрудников. Линейный сотрудник такие решения принять не может.

Актуальная. Цель по СМАРТ должна соответствовать планам развития бизнеса и не должна конфликтовать с другими целями и тенденциями на рынке.

Например, личные цели предпринимателя могут коррелировать с бизнес-целями. Грубо говоря, он ставит цель бросить курить, в результате работоспособность повысится и бизнесу от этого только лучше. С другой стороны, если ИП хочет с семьей уехать зимовать за границу, то он не сможет расширить производство, закупить оборудование и наладить поставки своего товара в крупные сети в ближайшие полгода.

ПлохоХорошо
Если в период локдауна рынок масштабно переходит в онлайн, а компания планирует расширять сеть ресторанов — эта цель не актуальна для текущих тенденций на рынке. Люди не ходят в рестораны, и, скорее всего, он прогоритВ период локдауна владелец ресторана ставит целью создать собственную службу доставки

Ограниченная во времени. У каждой цели должен быть срок. Четкие сроки заставляют действовать и проверять промежуточные результаты в процессе.

Если в формулировке цели есть слова «когда-нибудь», «в будущем», «в ближайший год», это не СМАРТ-цель.

ПлохоХорошо
Привлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяцПривлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц с 1 января по 30 мая 2021 года

Реализация СМАРТ-цели

Мало правильно сформулировать цель. Самое сложное начинается потом — цель нужно реализовать. После того как определили цель, ее нужно декомпозировать на более мелкие цели и задачи, разделить на сотрудников и контролировать процесс выполнения. Можно пользоваться методиками ведения проекта, программами типа Monday или Trello. Но это тема отдельной статьи.

Кому подходит техника

СМАРТ-методику считают эффективной почти везде: в личном планировании, в бизнес-управлении. СМАРТ хорошо подходит для компаний и ситуаций, когда можно прогнозировать результат. Например, в продажах — спланировать объем продаж, в производстве — партию, в рекламном агентстве — количество выпущенных рекламных роликов.

Считается, что для креативных проектов СМАРТ не эффективен, творческим работникам нужно давать больше свободы и не регламентировать каждый их шаг.

СМАРТ дает адекватное понимание, куда двигаться

«Думаю, что для творческого бизнеса тоже подходит структурный подход и цели по СМАРТ. Нельзя просто взять и сказать сотруднику: придумай креативное, чтобы у нас повысились продажи. Как минимум у него снизится мотивация, как максимум — бизнес никуда не придет.

Раз мы говорим о бизнесе, то мыслим прибылью и у нас обязательно будут количественные показатели и дедлайны. СМАРТ не регламентирует каждый шаг, но дает адекватное понимание направления движения».

Юлия Бюрг, основательница репутационного агентства MRF

На практике заказчики могут ставить креативным сотрудникам задачи с формулировкой: «Вот бы нам креатив». В редакции Тинькофф Бизнеса с подобной постановкой задачу просто не берут в работу. Заказчика просят обязательно конкретизировать задачу. Например, описать продукт, для какой цели и рекламной кампании нужен креатив, какая целевая аудитория, дедлайн — все, что может помочь творческому работнику, да и самому заказчику уже во время формулировки задачи представить результат.

Карточки, в которых нет сроков или четкого описания, авторы просто не берут в работу.

Недостатки целей по СМАРТ

Как и любая другая методика, СМАРТ не даете гарантий и не обещает выполнить цель за вас. Сначала вы составляете план действий, понимаете сроки, оцениваете ресурсы, а потом доносите цель до сотрудников и запускаете процесс.

На достижение цели может много что повлиять: снизится мотивация, сыграет человеческий фактор, всплывут новые факты или цель просто станет менее приоритетной.

Например, руководитель хочет найти нового сотрудника в отдел — это его цель. Он определяет для себя критерии подходящего сотрудника: опыт, портфолио, образование. По всем формальным параметрам — резюме, тестовому заданию — кандидат подходит. В личной беседе же выясняется, что кандидат идет в компанию, чтобы украсть информацию.

Преимущества целей по СМАРТ

Гарантий выполнения ни одна методика не дает. Но СМАРТ дает определенность планирования, структуру, четкое видение результата и временные ограничения. По сути, это обычная гигиена целеполагания в бизнесе.

СМАРТ помогает даже в тех задачах, которые не знаешь, как делать

«Для меня СМАРТ — это не методика, а просто здравый смысл. Я могу написать какую угодно амбициозную цель, но это не значит, что я или моя команда сможем ее реализовать. Поэтому цель должна быть конкретная и реальная, соответствовать нашим ресурсам, у нее должен быть срок. Понятно, что, если есть потребность через два дня сделать вебинар, мы не успеем подготовить все материалы и за такую задачу не возьмемся. Как я уже и сказала, это здравый смысл — ориентироваться на ресурсы и реальные сроки.

В редакции мы принимаем задачи по определенной форме, в критериях — четкое описание самой цели, результата, срока, ресурсов и прочее. Если стандартная задача приходит вне этих критериев, мы не берем ее в работу. Заказчику приходится лучше проработать цель.

Бывает, что приходят задачи, которые мы еще никогда не делали. Например, хотим открыть блог для бизнеса. Это большая, амбициозная задача, никто не знает, как ее делать, с чего начать. И тогда СМАРТ помогает нам разбить большую цель на кусочки, мы задаем себе вопросы:

Вот так мы задаем себе вопросы, обсчитываем идею, проверяем ресурсы. И потом решаем, запускаем или нет, в каком объеме, что нам еще нужно.

Так что СМАРТ — это просто хороший инструмент для работы с целями. Но главное, конечно, это здравый смысл и реализация».

Ирина Ильяхова, главный редактор Бизнес-Секретов

Где нет смысла использовать

Цели по СМАРТ не работают в период турбулентности, сильных экономических потрясений, кризиса или войны. В таких ситуациях сложно прогнозировать. Хотя теоретически их можно ставить, но проверять и корректировать цели придется не раз в квартал, а иногда и каждый день. Например, в 2020 году мир захватила пандемия коронавируса и бизнесу пришлось резко менять модель работы.

СМАРТ больше подойдет для предсказуемых экономических условий

«Пандемия ― время краткосрочных стратегий. Моя компания производит аксессуары для путешествий. В январе 2020 года границы еще не закрыли, и я планировал к концу года рост выручки с 175 000 до 250 000 ₽. Потом наступил март, закрыли границы, продажи упали на 90%. Пришлось очень быстро менять все планы, перепрофилировать производство, искать новых поставщиков, отшивать тестовые модели, налаживать сбыт.

Это приходилось делать быстро. Мы бы больше энергии и сил тратили на корректировку цели, чем на непосредственную деятельность, привлечение клиентов, поиск новых способов развития бизнеса. Наша задача — это быстро ориентироваться в меняющихся условиях, а не заниматься корректировкой планов».

Шаблон постановки цели по СМАРТ

Этот шаблон поможем вам сформировать понятную и четкую цель. Распечатайте его и заполняйте.

Сейчас читают

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Как заработать на елках на Новый год

Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок

Какие нужны документы на помещение для открытия кафе

Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

что такое смарт постановка целей. Смотреть фото что такое смарт постановка целей. Смотреть картинку что такое смарт постановка целей. Картинка про что такое смарт постановка целей. Фото что такое смарт постановка целей

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *