что такое служебный долг
Что такое служебный долг
Название работы: Категория долга. Долг служебный и моральный
Предметная область: Этика и деонтология
Описание: Категория долга одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности. Выполняя требования долга личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент.
Дата добавления: 2015-04-19
Размер файла: 23.99 KB
Работу скачали: 68 чел.
Категория долга. Долг служебный и моральный.
Категория долга одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности.
Долг то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.
Особенно большое признание категория долга получила в сфере военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила.
Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.
Долг сотрудников правоохранительных органов это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.
Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг это требование общества, коллектива, а желаемое атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.
В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.
Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.
Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.
В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.
Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.
Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.
Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.
Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.
5.2. Некоторые особенности профессиональной этики
Среди особенностей профессиональной этики в первую очередь отметим понятие долга. Долг — это обязанность, которая вытекает из установленных правил взаимоотношений. Долг может быть гражданский — его предусматривает конституция страны (например, воинский долг), долг может быть супружеский — его предусматривает кодекс отношений между мужем и женой, долг может быть служебным. Служебный долг — это обязанность перед фирмой, организацией, трудовым коллективом, в котором работает человек. Выполнение долга не должно зависеть от личных симпатий, собственных интересов, идеологических установок. Попытка найти оправдание невыполнению служебного долга есть не только нарушение профессиональной этики, но действие, которое может граничить с преступлением. Это очевидно на примерах служебного долга медика, пожарного, работника правоохранительных органов, военнослужащего. Однако и работник так называемых рядовых профессий обязан до конца и в полном объеме выполнять свой служебный долг не только в экстремальной ситуации, но и в повседневной жизни, что в большинстве случаев и позволяет избежать таких ситуаций.
Понятие корпоративности включает в себя особые отношения работников одной организации, отдела, бригады или специалистов одной профессии. Эти отношения доходят до определенной формы товарищества и даже братства. В этом смысле и определяется корпоративная этика — кодекс поведения работников данной фирмы или представителей отдельной специальности. В целом корпоративность является положительной, но, доведенная до крайнего выражения, может иметь негативные стороны. К ним возможно отнести высокомерие, нежелание признавать других, круговую поруку, замкнутость и некритичность к своим действиям.
Преподаватель обязан в своей деятельности думать о личности своего ученика, не унижать ее, а возвышать, не навязывать свои убеждения, а развивать жажду познания и умения анализировать. Преподавать — это значит учить и стимулировать стремление к знаниям, а не беспрерывно проверять и отторгать от учения.
Другая сторона безнравственности заключается в имитации собственных достижений, подгонки результатов эксперимента под желаемую гипотезу. Как катящийся снежный ком, обрастая все новыми «весомыми» добавками, сбивает все на своем пути такая лженаука. Ради степеней и званий, удовлетворения собственных комплексов лжеученые способны на подлог, плагиат, подлость по отношению к оппоненту. Под видом борьбы научных школ они не допускают в круг избранных, не дают возможность получить признание и доказать правоту тем, кто развивает и доказывает не угодную им точку зрения.
Непростые проблемы приходиться решать юристу-адвокату. Его профессиональный долг — вести защиту любого преступника. Адвокат, если личность преступника или совершенное им преступление вызывает полное неприятие, может отказаться от ведения дела, но если он принял дело, то обязан вести его со всем профессиональным умением. Нельзя забывать, что суд — это состязание обвинения и защиты и решение принимает другой юрист — судья, поэтому действия адвоката не могут быть аморальны только исходя из факта защиты обвиняемого.
Определенная сложность имеется и у менеджера, который, выполняя свой служебный долг и защищая интересы фирмы, вынужден прибегать к различным приемам и действиям, не всегда сочетаемыми с абсолютной моралью. Такая ситуация может возникнуть и на переговорах, и при проведении маркетинга, и во взаимоотношениях с коллегами.
Грань между допустимым и недопустимым, между служебным долгом и требованиями нравственности очень зыбкая и характерна для каждого конкретного случая.
И только высокие личные качества человека, атмосфера честности и справедливости всего общества могут гарантировать соблюдение этических норм.
«Удовлетворение от содеянного зла равнозначно радости от содеянного подвига во имя добра. Однако творить злонамеренные разрушения куда легче, чем творческое создание новых ценностей на благо человечества».
Вс. Иванов
«Деятельность людей, освободивших себя от закона труда, всегда бывает пуста и бесплодна».
Л.Н. Толстой
«Законная цель наук есть познание истин, служащих к благу людей. Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих зло в жизнь человеческую».
Л. Н. Толстой
Контрольные вопросы
Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание.
Ф. Ницше восстал против ригоризма Канта, у которого «закон» властвовал и над явлениями внешнего мира, и над человеческой душой. Согласно автору «Генеалогии морали» понятие долга исторически возникло из отношений кредитора и должника. В случае неуплаты долга кредитор получает власть над должником, которая оказывается больше власти простого требования уплаты долга. Моральное превосходство служит своеобразной компенсацией, которую получает кредитор в том случае, если долг ему не возвращается. Прощая долг, проявляя милосердие, кредитор наслаждается унижением должника.
37. Понятие чести. Стыд и честь: природа и содержание понятий.
Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.
Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.
Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.
Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.
Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.
Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.
Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.
В связи с этим крайне важное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категория моральной ответственности.
Категория моральной ответственности в существенной мере коррелируется с категорией профессионального долга, являясь в определенной степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества или человека к выполнению субъектом нравственного долга.
Моральная ответственность отличается от юридической, которая всегда связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с общественным и личным осуждением.
В этой связи встает вопрос о мере ответственности. В определении юридической ответственности действуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таких рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя.
Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъективно должна была выбрать и реализовать в поступке.
В последние годы остро встал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их сотрудников за совершенные ими действия. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и должны нести ответственность.
Мера ответственности, как было отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.е. наличием объективных возможностей для альтернативных действий и степенью следования нравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов должны нести ответственность за конкретные противоправные или аморальные действия конкретных лиц или органов государства. Однако в действительности оценка действий человека или целой организации не всегда укладывается в ту или иную формулу. Многие вопросы требуют глубокого анализа и должны решаться по-своему в каждом конкретном случае с учетом всех сопутствующих им обстоятельств.
Областями, в которой категория долга получила особое признание, всегда были сферы военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах деятельности долг использовался и продолжает использоваться как императивная движущая людьми сила.
Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету МЧС России;
л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МЧС России, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
о) соблюдать установленные в МЧС России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
1. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. М.,1999 г.
2. Приказ МЧС РФ от 7 июля 2011 г. N 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
4. Обществознание «Для студентов технических вузов» Под редакцией И.П.Онтаненко.1997 г.
Долг становится общественной необходимостью, выраженной в превентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с целью распространения требований нравственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной деятельности.
Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым.
Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.
В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.
Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:
1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;
2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;
3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.
Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.
Должность государственной гражданской службы, предоставляет государственному служащему определенный социальный статус, общественное положение, давая возможность проявления профессиональных и личностных качеств, накладывая на него определенные обязанности, вытекающие из специфики государственной службы, одновременно находится в структуре личных интересов служащего, в основе его социальных мотиваций, действий и поступков
Сотрудники правоохранительной сферы не могут считаться подготовленными к практической деятельности, не обладая необходимыми профессионально значимыми качествами личности, а также соответствующей мотивацией на службу. Именно им приходится иметь дело с наиболее сложным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти.
Жизнь вносит свои коррективы в направленность, которые не всегда благоприятны. Так, исследования мотивов профессионального выбора у поступающих ныне в образовательные учреждения ОВД и их сравнение с данными х годов показало, что реже отмечаются романтический аспект, семейная традиция, влияние воинской службы, содержательный интерес к профессиональной работе и, наоборот, приобретают больший вес такие мотивы как поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, сильная неудовлетворенность прежней работой, необходимость иметь свободное время для каких-то занятий (спорт, учеба и т.д.)
На первое место переместился такой мотив, как возможность иметь льготы, хороший заработок, чувствовать себя в безопасности, изменить свой характер, стать увереннее. психология человека такова, что его потребности постоянно растут, и если вчера определенный уровень оплаты труда способствовал повышению заинтересованности работника в результате своего труда, то уже сегодня тот же уровень заработной платы может привести, напротив, к халатному отношению к своей работе. Поэтому, помимо материального стимулирования трудовой деятельности персонала, внимание следует уделять и методам морального стимулирования.
Средством мотивации могут служить не только деньги, но и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения. Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы: создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты, ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для кого-то;
Необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая, по существу, объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а кроме того отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив)
В условиях, когда самооценка у представителя исполнительной власти не находит опоры в социуме, когда его оценка постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация двух фундаментальных потребностей потребность в признании и самовыражении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является уход сотрудника из органов, примыкание к каким-либо противозаконным группировкам, совершение противозаконных дел, что, возможно, приводит к удовлетворению потребности в признании и самовыражении. Причем группа, в которую попадает сотрудник правоохранительных органов, может иметь как нормативную, так и контр нормативную шкалу ценностей.
Что касается удовлетворенности основных потребностей, то у людей самодостаточных удовлетворены такие потребности, как потребность в признании и самовыражении. У неуверенных в себе не удовлетворены материальные потребности, потребности в межличностном общении и безопасности, что само по себе говорит о том, что неуверенные в себе сотрудники не умеют налаживать контакт с окружающими.
К сотруднику правоохранительных органов как представителю власти, наделённому определённым кругом правовых полномочий, предъявляются довольно высокие требования как в морально-этическом, так и в психологическом плане. Профессиональная компетентность сотрудника правоохранительных органов есть интегративное свойство личности субъекта специализированной деятельности, выражающееся в совокупности интериоризированных социально- и личностно-значимых компетенций в системе правоохранительной деятельности
Психологические особенности профессиональной компетентности непосредственно воздействуют на уровень профессионализма сотрудника правоохранительных органов. В процессе профессиональной деятельности сотрудникам правоохранительных органов необходимо создавать оптимальные условия для функционирования данных личностных свойств.
Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из набора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.
Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.
Сотруднику правоохранительных органов следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации, для того, чтобы в каждом конкретном случае определить соответствие своих действий нравственной допустимости. Нравственная воспитанность сотрудника должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры.