что такое служба рав
Службы вооружения
Трудной, кропотливой работой по поддержанию в отличном техническом состоянии имеющейся в училище техники, обеспечением полевых выходов, учебных занятий, боевых стрельб занимались службы вооружения. Организационно они подчинялись заместителю начальника училища по вооружению (начальнику артвооружения в среднем училище). В разное время эти должности занимали майор Румянцев, майор Шитов В. И., подполковник Туманов, полковник Краскевич, полковник Давидович А. А., полковник Резник В. Г.
Для решения задач бесперебойной качественной эксплуатации вооружения штатным расписанием были предусмотрены:
Служба ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ)
Личный состав службы РАВ решал следующие задачи:
В училище практически постоянно находились представители заводов изготовителей, обеспечивающие ремонт гарантийного вооружения. При этом не было ни единого случая отклонения рекламаций. Во всех случаях восстановление неисправного гарантийного вооружения проводилось в установленные законом сроки. Кроме того, ежегодно представители заводов-изготовителей привлекались для оказания практической помощи личному составу училища при проведении стрельб и пусков ракет. 100% боевых ракет перед пуском проверялись на контрольно-проверочных машинах комиссией из представителей службы РАВ училища. Имел место случай, когда для отбора четырнадцати ракет, получаемых из Бердянского учебного центра, было дважды проверено 140 изделий (весь наличный запас).
До 1991 года был предусмотрен следующий штат службы РАВ:
Позже в состав службы введена контрольно-измерительная лаборатория (КИЛ), а артиллерийская мастерская преобразована во взвод по ремонту вооружения в составе ремонтной роты. Штат службы РАВ к 1991 году выглядел следующим образом:
Подполковник Олейников Владимир Владимирович, 25 декабря 2013 года.
Copyright©2013-20, Полтава, Украина
«Союз ветеранов и выпускников ПВЗРККУ
имени генерала армии Ватутина Н.Ф.»
Служба ракетно-артиллерийского вооружения
Анализ военных действий в вооруженных конфликтах последних лет показывает, боеспособность войск находится в непосредственной зависимости от наличия в строю вооружения и военной техники (ВВТ), их состояния и готовности к боевому применению.
В современных условиях боевые действия будут характеризоваться большим расходом ракет, боеприпасов, военно-технического имущества, высоким уровнем потерь ВВТ. Поэтому для поддержания необходимого уровня боеспособности войск в бою и операции потребуется решать задачи по обеспечению их ракетами, боеприпасами и военно-техническим имуществом (ВТИ), восстановлению в короткие сроки максимального количества поврежденных ВВТ.
Выполнение этих задач является основным содержанием Ракетно-технического и артиллерийско-технического обеспечения в общей системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Важность системы материально-технического обеспечения заключается еще и в том, что она по значимости находится на одном уровне с оперативным (боевым) и морально-психологическим обеспечением войск в операциях.
Служба ракетно-артиллерийского вооружения – это техническая служба Вооруженных Сил Республики Казахстан, предназначенная для снабжения войск (сил) ракетно-артиллерийским вооружением и содержания его в исправном состоянии.
Если заглянуть в историю зарождения и развития службы ракетно-артиллерийского вооружения, то мы видим, что зарождение войсковой службы артиллерийского снабжения относят к середине 17 века. Она совершенствовалась по мере развития артиллерии.
Если в начале 19 века артиллерийское снабжение осуществлялось посредством артиллерийских парков, заменивших фурштатские команды, то к концу 19 века эту службу составили уже арсеналы, склады, ремонтные и лабораторные мастерские различного уровня подчинения.
Настоящее название службы появилось в 1960, сменив существовавшее с 1950 название «служба артиллерийского вооружения».
Российская Империя и Советский Союз были активными участниками Первой и Второй мировых войн 1914-1918 г.г., 1939-1945 г.г.
В совершенно новых условиях ведения операций была востребована деятельность военных органов управления по организации и развитию службы артиллерийского снабжения.
Только в годы Второй мировой войны, советская артиллерия израсходовала около 50 млн. артиллерийских снарядов. Эта цифра показывает на возросшую роль артиллерии в войне и, как следствие этого, на сложность организации снабжения войск вооружением и боеприпасами.
С обретением Республикой Казахстан суверенитета, очень остро стал вопрос создания сильной и боеготовой армии.
Одним из направлений ее развития встал вопрос всестороннего материально-технического обеспечения войск, частью которого и являлись такие виды обеспечения, как ракетно-техническое и артиллерийско-техническое.
Целью которых является:
1) обеспечение войск вооружением и техникой, поддержание их численного состава на уровне, обеспечивающем высокую боеспособность войск;
2) обеспечение подразделений, частей и соединений ракетно-технического и артиллерийско-технического обеспечения средствами обслуживания, ремонта, эвакуации вооружения и техники, специальным и общим технологическим оборудованием;
3) освоение личным составом войск новых образцов вооружения и техники, его техническая и специальная подготовка;
4) организация правильной эксплуатации вооружения и техники, их использование только по прямому назначению, в соответствии с техническими нормами и правилами;
5) проведение технического обслуживания, регламентных работ в объеме и в сроки, предусмотренные приказами, руководствами и инструкциями;
6) хранение вооружения и техники;
7) накопление запасов ракет, боеприпасов и военно-технического имущества;
8) организация эвакуации и ремонта поврежденных (неисправных) вооружений и техники;
9) контроль технического состояния ракет и боеприпасов;
10) организация и проведение поверки, регулировки и ремонта средств измерения;
11) устойчивого, непрерывного, оперативное и скрытое управление ракетно-техническим и артиллерийско-техническим обеспечением в любых условиях обстановки.
В годы становления Вооруженных Сил Республики Казахстан, довольствующий орган службы РАВ претерпел много реорганизаций (Управление вооружения, ракетно-артиллерийское управление) и структурно входил в состав: Департамента вооружения, Главного управления вооружения, Главного управления обеспечения вооружением и военной техникой, Главного управления арсеналов и баз боеприпасов, Главного управления боеприпасов.
В разные годы у истоков создания службы ракетно-артиллерийского вооружения стояли уважаемые ветераны и действующие офицеры как: полковник Левин Александр Мейерович, полковник Егизбаев Мурат Абельтаевич, полковник Батырбаев Ринат Фритович, полковник Тихоненко Андрей Петрович, полковник Сугралиев Бланбай Едигеевич, которые внесли в вопросах создания службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных Сил Республики Казахстан неисчерпаемый вклад.
За текущий год, соединениями и частями Вооруженных Сил Республики Казахстан на проведение боевых и учебных стрельб, а также учений израсходовано 10 миллионов 316 тысяч боеприпасов различных калибров.
Слаженная работа всех звеньев службы ракетно-артиллерийского вооружения позволяет своевременно производить мероприятия артиллерийско-техническому обеспечению Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Хочется земетить, что проводимая личным составом служб работа дает положительные результаты.
В текущем году, в первые в истории на территории Республики Казахстан проведены Международные военные игры «АрМИ-2016» по двум видам, где команды Вооруженных Сил Республики Казахстан заняли первые места в конкурсах «Мастер артиллерийского огня», «Снайперский рубеж».
Ремонтные подразделения осуществили подготовку вооружения и техники, что позволило провести Международную военную выставку
KADEX-2016 на высоком уровне.
К основным силам и средствам артиллерийско-технического и ракетно-технического обеспечения, в настоящее время, осуществляющим обслуживание и ремонт техники можно отнести:
— ремонтную базу центрального подчинения;
— ремонтные органы РАВ полков и баз материально технического обеспечения видов войск и региональных командований;
— ремонтные подразделения бригад (полков).
Данными органами ежегодно осуществляется огромный объем работы по обеспечению технического обслуживания и ремонта, не только текущих неисправностей, возникающих в ходе эксплуатации вооружения, а также и плановых видов ремонта.
Только в текущем году ремонтными средствами службы ракетно-артиллерийского вооружения отремонтировано:
— по текущим неисправностям – 163 ед., в том числе силами Центра – 116 ед.;
— в плановом порядке – 116 ед. вооружения и 557 ед. приборов и прицелов.
Проведено техническое обслуживание вооружения, находящегося на хранении – 189 ед.
Большой вклад в повышение обороноспособности страны и оказание помощи в восстановлении ракетно-артиллерийского вооружения вносят предприятия оборонно-промышленного комплекса.
В настоящее время в Республике Казахстан имеются предприятия, специализирующиеся на проведении ремонта и выпуске ракетно-артиллерийского вооружения и боеприпасов, такие как:
АО «Cемей инжиниринг»
Основные виды продукции: капитальный ремонт самоходных артиллерийских установок 2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация, танки, БМП, БТР.
Основные виды продукции: модернизация систем управления огнем самоходной артиллерии, сборочное производство командно-штабных машин.
АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения»
В течение 30 лет предприятие входило в состав Министерства оборонной промышленности СССР и специализировалось на производстве полнокомплектных ракетных комплексов и метеорологических ракет.
АО «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова»
Основано в 1942 году и является единственным производителем торпед с тепловым двигателем на территории СНГ и стран Балтии.
Основные виды продукции:
TOO «Казахстан ASELSAN инжиниринг» создано 18 апреля 2011 года.
Деятельностью совместного предприятия является производство электронно-оптических приборов (приборы ночного и дневного видения, тепловизоры, оптические прицелы и т.д.), основывающихся на достижениях высоких технологий.
Основные виды продукции:приборы ночного видения (ПНВ), оптические прицелы (дневные), тепловизоры.
Основные виды продукции: танковые выстрелы, капитальный ремонт артиллерийских систем, запасные части и принадлежности (ЗИП) к вооружению.
TOO «Западно-Казахстанская машиностроительная компания»
Основные виды продукции: пиротехнические средства (взрывпакеты, имитационные средства, сигнальные патроны и др.).
В заключение хочется сказать, что работы по совершенствованию системы службы ракетно-артиллерийского вооружения не стоят на месте.
В перспективе планируется:
— создание самодостаточного органа обеспечения, (на всех стратегических направлениях);
— внедрения автоматизированной системы учета, позволяющей охватывать также вопросы планирования и проведения технического обслуживания и ремонта;
— формирования центра обучения младших специалистов технических специальностей для ремонтных органов, включая узкие специальности.
— обеспечение войск современными образцами вооружения и военной техники, средствами технического обслуживания и ремонта;
— участие в дальнейшем развитии оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан, по своим направлениям.
Начальник ракетно-артиллерийского управления
Что такое служба рав
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Российское агентство по обычным вооружениям
с января 2000 по 9 марта 2004
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
регулируемое акустическое воздействие
Полезное
Смотреть что такое «РАВ» в других словарях:
Рав — Рав: Раввин См. также РАВ Рави Рава … Википедия
РАВ — РАВ: Ракетно артиллерийское вооружение Реагентно активационное воздействие один из методов увеличения нефтеотдачи нефтегазовых пластов См. также РА‑В двухсекционный (сочленённый) вариант рельсового автобуса РА1 Рав … Википедия
рав-во — равенство матем. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
равған — [روغن] моддаи чарб, ки аз шир, дунба ё чарбуи чорпоён, аз донаҳои наботӣ ё аз маҳсулоти нафтӣ гирифта мешавад; равғани ароба пасмондаи моддаҳои нафт, ки барои молидан ба чархи аробаҳо ба кор мерафт; равғани доғ равғани сахт тафсида, равғани… … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
равғанӣ — [روغني] серравған, равғандор, бо равған сиришташуда; ҳалвои равғанӣ яке аз навъҳои марғуби ҳалво; кори равғанӣ кори сердаромад; овози равғанӣ овози расои форам, овози ғулғуладор … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
рав — [رو] 1. асоси замони ҳозира аз рафтан; резу рав майда чуйда 2. ҷузъи пасини баъзе калимаҳои мураккаб ба маънои раванда, ҷой ва маҳалли рафтан, шабрав, миёнарав, тезрав, сабукрав, обрав, мошинрав, пиёдарав … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
РАВ — Российское агентство по обычным вооружениям. Является федеральным органом исполнительной власти … Административное право. Словарь-справочник
равіолі — ей, мн., кул. Італійські пельмені з напівздобного або прісного тіста, що їх готують з м ясною, рибною, овочевою та ін. начинкою … Український тлумачний словник
равæргæ — з.б.п … Орфографический словарь осетинского языка
равæргæйæ — з.б.п … Орфографический словарь осетинского языка
ПРЕДУПРЕДИТЬ НЕ ПО ПЛАНУ
Основные направления исследования системы управления техническим состоянием ракетно-артиллерийского вооружения
Система эксплуатации (СЭ) ракетно-артиллерийского вооружения, являющаяся этапом ПЖЦ, представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образцов РАВ, сил и средств эксплуатации, а также документации, устанавливающей правила их взаимодействия. Это единая сложная организационно-техническая система, которую можно классифицировать как целенаправленную, адаптивную, многоуровневую, многофункциональную, производящую, развивающуюся, постоянную систему.
Как и любая сложная организационно-техническая система, она должна строиться на основе установленных функций управления, так как они первичны по отношению к ее структуре. Совокупность функций управления эксплуатацией образует концептуальную систему, а структура — реальную систему конкретных исполнительных органов вида. Каждая функция имеет отдельного исполнителя, а вид исполнителя зависит от трудоемкости функций. Это обусловливает приоритет функций над структурой. К сожалению, организационная структура СЭ РАВ в настоящий момент не соответствует концепции единой СУ ПЖЦ ВВСТ. Одновременно следует отметить, что в качестве подсистемы в СЭ РАВ входит система технического обслуживания и ремонта (СТОР), которая также не лишена подобных недостатков.
Сложившаяся в настоящее время СТОР РАВ содержит в себе подсистемы контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта.
Подсистема контроля технического состояния включает: виды контроля технического состояния, нормативно-техническую документацию, регламентирующую контроль технического состояния, а также силы и средства, предназначенные для проведения контроля технического состояния РАВ.
Подсистема технического обслуживания РАВ включает: виды технического обслуживания, эксплуатационные документы, а также силы и средства, предназначенные для технического обслуживания РАВ.
Отличительной особенностью профилактики отказов РАВ в воинских частях является проведение в режимах использования и хранения его сервисного обслуживания (силами предприятий и организаций промышленности). Содержание сервисного обслуживания включает мониторинг технического состояния (ТС); техническое диагностирование (ТД); техническое обслуживание (ТО) РАВ; замену агрегатов, выработавших ресурс (срок службы); доукомплектование РАВ; оперативное восстановление (текущий ремонт); гарантийный и технический надзор в процессе эксплуатации РАВ; освидетельствование изделий РАВ, подлежащих гостехнадзору; заводской (капитальный, средний) ремонт ВВСТ и агрегатов; формирование обменного фонда агрегатов; обучение личного состава воинских частей выполнению сложных профилактических работ и мелкого ремонта в соответствии с эксплуатационной документацией (ЭД).
В настоящее время указанная выше цель СЭ достигается комплексом целенаправленных воздействий органов управления и исполнителей на объекты эксплуатации с применением имеющихся средств в соответствии с нормативно-технической документацией. Признаками таких управляющих воздействий являются масштаб эксплуатационно-технических процессов, их специфика и формы организации, взаимосвязи структурных элементов СЭ, их количество и др.
Исходя из приведенных выше требований к трактовке функций управления эксплуатацией, можно выделить общие и специфические функции управления эксплуатацией комплексов РАВ. К общим функциям управления относятся: планирование эксплуатации, оперативное управление эксплуатационно-техническими процессами, контроль за выполнением мероприятий, учет показателей функционирования и их анализ, т.е. те функции, которые существуют объективно и характеризуют функционирование СЭ.
К специфическим функциям управления относятся функции по обеспечению: исправности и необходимого количества ОВ; установленного запаса технического ресурса каждого ОВ; определенного запаса ракет, боеприпасов, ЗИП и военно-технического имущества (ВТИ); требуемого уровня обученности исполнителей эксплуатации.
Можно обратить внимание на то, что данные функции управления не учитывают в достаточной мере (объективно) показатели выработки технического ресурса образцов РАВ, управляющие воздействия применяются на основе существующих методов прогнозирования технического ресурса, которые имеют некоторые неточности, вызванные существенными конструктивными различиями образцов РАВ и постоянным техническим совершенствованием вооружения, в том числе внедрением конструктивных технологий, основанных на новых физических принципах. Таким образом, наиболее актуальным является направление разработки управляемой СТОР РАВ «по состоянию».
Формирование управляемой СТОР РАВ по «состоянию», то есть персональной для каждого образца вооружения системы, позволяющей без участия человека принимать решения по проведению как видов технического обслуживания (сезонного обслуживания (СО), технического обслуживания №1(ТО-1), технического обслуживания № 2 (ТО-2) и т.д.), так и мероприятий по восстановлению технического ресурса (текущего ремонта (ТР), восстановительного (сервисного) ремонта (В(С)Р), среднего ремонта (СР), капитального ремонта (КР) невозможно без разработки системы управления техническим состоянием ракетно-артиллерийского вооружения, функционирование которой будет происходить по «замкнутому циклу», то есть с присутствием отрицательной обратной связи.
Для создания эффективной СТОР РАВ необходимо проведение комплекса мероприятий:
1. Переработка нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) РАВ, формирование по каждой номенклатуре вооружения всего комплекта согласованных с разработчиками регламентирующих документов.
2. Логистическое обеспечение и организация функционирования комплексных центров послегарантийного ТОиР РАВ в районах, приближенных к местам дислокации воинских частей.
3. Формирование «замкнутой» системы управления техническим состоянием (СУ ТС) каждого образца вооружения для определения текущего значения коэффициента технической готовности образца РАВ и возможности поддержания его на уровне, определяемом технико-экономическими и оперативно-тактическими показателями, за счет регулирования по «отклонению» путем проведения мероприятий восстановления технического ресурса.
4. Формирование эффективной системы контроля объема и качества работ, проводимых в рамках как войскового, так и сервисного обслуживания и ремонта.
Перечисленные организационные мероприятия не могут быть успешно реализованы без приведения структуры СЭ в соответствие с функциями управления, определения параметров возмущающих (учитывающих выработку технического ресурса), управляющих (учитывающих комплексные технико-экономические показатели эксплуатации) и восстановительных мероприятий, введения в состав ОВ подразделений РВиА автоматизированных систем управления эксплуатацией и ремонтом, оснащенных современными средствами установления степени выработанного ресурса отдельных узлов и агрегатов РАВ, ликвидации образовавшегося разрыва между требуемыми и фактическими показателями коэффициента технической готовности вооружения и поддержание значения данного коэффициента на определенном уровне (установившийся режим).
В задачах управления всегда есть два объекта — управляемый и управляющий. Управляемый объект обычно называют объектом управления или просто объектом, а управляющий объект — регулятором. Под объектом управления будем понимать конкретный образец вооружения, то есть РАВ. В качестве регулятора необходимо рассматривать микропроцессорные устройства, компьютеры, которые способно формировать команды управления при помощи разработанных соответствующих пакетов прикладных программ.
Обычно регулятор действует на объект управления не прямо, а через исполнительные механизмы, которые могут усиливать и преобразовывать сигнал управления. В качестве исполнительных механизмов (так как образец вооружения, представляющий собой сложную техническую систему, не может самостоятельно восстановить свой технический ресурс), необходимо рассматривать действующие органы управления техническим состоянием воинской части. Функция вышеуказанных органов управления в условиях наличия действующей разработанной системы управления техническим состояние образца РАВ, существенно упрощается, так как с нее снимается задача оценки (технической диагностики) конкретного образца вооружения (которая решается регулятором, входящим в состав аппаратуры рассматриваемого образца вооружения). Органами управления техническим состоянием РАВ необходимо в конкретном случае принять организационно-техническое решение о способе и месте проведения мероприятий поддержания технического ресурса на соответствующем уровне (в виде проведения различных видов технических обслуживания или текущего ремонта силами и средствами воинской части) или мероприятий восстановления технического ресурса до заданного уровня в соответствии с теми рекомендациями, которые сформировал регулятор. Сроки проведения мероприятий как поддержания, так и восстановления технического ресурса в данном случае определются регулятором. Чтобы регулятор мог «видеть», что фактически происходит с объектом, нужны датчики (или иными словами встроенные в сложную техническую систему приборы учета норм выработанного технического ресурса). С помощью датчиков измеряются те характеристики образца РАВ, которыми нужно управлять. Кроме того, качество управления можно улучшить, если получать дополнительную информацию — измерять внутренние свойства объекта.
Итак, в типичную систему управления входят объект управления (то есть конкретный образец вооружения, имеющий в своем составе внедренную СУТС), регулятор, органы управления техническим состоянием ОВ (служба РАВ части) и датчики, синтезированные в состав измеряемых параметров разнородных узлов и механизмов конкретного образца РАВ. Однако набор этих элементов — еще не система. Для превращения в систему нужны каналы связи, через них идет обмен информацией между элементами.
Основным инструментом при решении задач системного анализа управления эксплуатацией является математическое моделирование. К настоящему моменту широко используется в этой области весьма значительное количество принципиально различных математических моделей. Но выбор конкретных подходов к формированию модели, выбор конкретного математического аппарата в большинстве случаев определяются, прежде всего, потребной степенью адекватности формального описания объекта, личным опытом исследователя, временными и материально-техническими ресурсами, выделяемыми для решения поставленных задач, а также возможностью наглядной и практичной интерпретации исследуемых результатов.
В соответствии с основными направлениями развития существующей системы технического обслуживания и ремонта РАВ имеются задачи по ее дальнейшему совершенствованию. Важнейшей и определяющей задачей по наиболее эффективному использованию средств, выделяемых на поддержание РАВ в постоянной готовности, является разработка методологических основ создания перспективной СТОР РАВ по состоянию, сочетающих проведение эксплуатационно-технических мероприятий, зависящих от технического состояния ОВ.
Одним из способов решения данной проблемы является разработка системы управления техническим состоянием РАВ по замкнутому циклу, возможности которой учитывают выработку фактического ресурса ОВ, условия и технико-экономические показатели эксплуатации. Данная система адаптивна как к единичному образцу вооружения, так и к комплексам и системам военного назначения, образующим формирования подразделений РВиА ВС РФ.
Одной из наиболее важных прикладных задач является задача обоснования показателей проведения основных эксплуатационно-технических мероприятий (ЭТМ), к которым, прежде всего, относятся мероприятия по восстановлению технического ресурса и мероприятия по поддержанию технического состояния ОВ на уровне не ниже заданного в течение межремонтного срока. Поэтому разработка методов решения задач обоснования основных показателей их проведения рассматривалась при выполнении данной работы как одна из узловых составляющих в объеме исследуемой проблемы.
Недостатком отсутствия модели СУ ТС по замкнутому циклу является сложность объективной оценки степени физического износа узлов и агрегатов образцов РАВ и, как следствие, назначения им обоснованных объемов и периодичности мероприятий восстановления технического ресурса на основе технико-экономических показателей эксплуатации с целью поддержания коэффициента технической готовности РАВ на заданном уровне.
Цель разработки модели — поддержание коэффициента технической готовности РАВ на заданном уровне путем оценки показателей выработки технического ресурса, проведения мероприятий восстановления технического ресурса соответствующих объемов и периодичности путем функционирования канала управления, принцип действия которого основан на объективной оценке технико-экономических показателей эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что предлагаемая модель СУ ТС по замкнутому циклу позволяет за счет определения показателей выработки технического ресурса узлов и агрегатов, входящих в состав образцов РАВ, установить объем и периодичность мероприятий восстановления технического ресурса. Это возможно, так как узлы и агрегаты модели СУ ТС представляют каналвозмущающие воздействия (выработку технического ресурса), а канал управления реализует закон управления, основанный на определении технико-экономических показателей целесообразности эксплуатационно-технических мероприятий в системе технических обслуживаний и ремонтов РАВ по состоянию. При этом определяются оптимальные сроки предупредительных замен элементов, обеспечивающих поддержание заданного уровня коэффициента технической готовности. Определение показателей восстановления технического ресурса РАВ представляет собой канал управляющих воздействий.
При составлении модели системы управления эксплуатацией и ремонтом образцов ракетно-артиллерийского вооружения по замкнутому циклу необходимо учитывать следующее.
Анализируя техническую долговечность в задачах управления техническим состоянием ракетно-артиллерийского вооружения, было установлено, что наиболее предпочтительно применять ведущую функцию потока отказов, представляющую собой математическое ожидание числа отказов восстанавливаемого объекта в течение заданной наработки (срока службы.
Следует заметить, что показателем, влияющим на процессы регулирования (канал управления) и процессы восстановления технического ресурса (также задаваемые своим каналом), является показатель коэффициента готовности ОВ (или коэффициента технической готовности). В соответствии с действующим коэффициентом готовности ОВ формируется показатель регулирования канала управления. Данный показатель описывается методом определения технико-экономических показателей целесообразности назначения эксплуатационно-технических мероприятий.
Разрабатывая показатели восстановления технического ресурса, необходимо получить практические значения по методу определения оптимальных сроков предупредительных мероприятий СТОР РАВ.
В настоящее время СТОР РАВ представляет собой систему управления, не имеющую отрицательной обратной связи. В этом случае регулятор (функции которого выполняются органами управления техническим состоянием в виде проведения организационно-технических мероприятий по технической диагностике образцов вооружения) не получает точной информации о реальном состоянии объекта. Представляется трудным заранее рассчитать, как образцом РАВ нужно управлять (построить нужную программу управления). При этом нельзя гарантировать, что в процессе эксплуатации образец вооружения будет находится в исправном состоянии, то есть будет готов к применению по назначению. Такие системы называют системами программного управления или разомкнутыми системами, поскольку информация передается не по замкнутому контуру, а только в одном направлении. В качестве основного недостатка такой разомкнутой системы управления техническим состоянием образца РАВ является невозможность учета неизвестных, скрытых факторов, влияющих на работоспособность вооружения. Одновременно следует отметить, что для разомкнутой системы процесс функционирования не зависит непосредственно от результата ее воздействия на управляемый объект. Отсюда главный недостаток разомкнутой системы — низкая точность работы.
Рассмотрим СУТС РАВ, позволяющая поддерживать коэффициент технической готовности РАВ на заданном уровне путем оценки показателей выработки технического ресурса, проведения мероприятий восстановления технического ресурса соответствующих объемов и периодичности за счет функционирования канала управления, принцип действия которого основан на объективной оценке технико-экономических показателей эксплуатации.В общем случае СУ ТС дает возможность реализовать следующие процедуры:
1. Предполагая проведение СР, В(С)Р и ТО по состоянию, задается определенный уровень коэффициента готовности и определяются путем решения оптимизационной задачи такие показатели проведения работ в каждом состоянии, которые обеспечивают наименьшие удельные затраты на эксплуатацию. Задача определения оптимальных показателей решается при предположении об изменении скорости нарастания параметра потока отказов в процессе эксплуатации.
2. Предполагая плановое проведение СР, В(С)Р и ТО для образцов РАВ, которые не представляют собой (с точки зрения наличия разнородных по выработке технического ресурса составляющих) сложную техническую систему, решается задача определения рациональной стратегии проведения ТО, В(С)Р и СР при предположении относительно скорости нарастания параметра потока отказов и выбирается рациональный вариант.
3. Сравниваются варианты, полученные на первом и втором этапах, и формируются результирующие рекомендации по рациональным объемам и срокам проведения и порядке назначения каждого вида ТО, В(С)Р и СР.
При реализации данных процедур автоматически решается вопрос о целесообразности отдельных видов В(С)Р и СР. Для этого, как для случая плановых работ по восстановлению технического ресурса, так и для случая восстановления технического ресурса по состоянию, в качестве одного из вариантов рассматривается вариант со сроком проведения, равным сроку проведения капитального ремонта. Если указанный вариант в результате решения задачи окажется оптимальным, то проведение В(С)Р и СР такого объема нецелесообразно.
В качестве выводов можно выделить следующее:
1. Развитие СУ ТС предоставляет возможность определить соотношения, которые позволяют выявить оценки показателей выработки технического ресурса образцов РАВ, формируемых для реализации функционирования канала возмущения (выработки технического ресурса) СУ ТС. Предлагаемая последовательность их использования представляет собой подход к постановке и решению задачи обоснования оптимальной совокупности показателей проведения основных ресурсов восстановительных мероприятий — В(С)Р, СР и КР.
2. Определение технико-экономических показателей целесообразности эксплуатационно-технических мероприятий образцов вооружения в составе системы технического обслуживания и ремонта по состоянию описывает формирование канала управления СУ ТС вооружения по замкнутому циклу. Реализация данного подхода позволяет осуществить управление мероприятиями восстановления технического ресурса вооружения, определяемое технико-экономическими показателями эксплуатации.
3. Распределение затрат на эксплуатацию выражает ограничительные значения канала управления замкнутой системы управления эксплуатацией и ремонтом вооружения в ремонтном цикле.
4. Определение технико-экономических показателей целесообразности эксплуатационно-технических мероприятий образцов вооружения в составе системы технического обслуживания и ремонта по состоянию определяет формирование канала управления СУ ТС вооружения по «замкнутому» циклу. Реализация этого метода предполагает управление мероприятиями восстановления технического ресурса вооружения, определяемое технико-экономическими показателями эксплуатации.
Изложенный подход позволяет назначать сроки проведения предупредительных мероприятий с учетом состояния объекта. Поэтому описанная система технического обслуживания и ремонта, в состав которой включается СУ ТС, в целом является не планово-предупредительной, а предупредительной по состоянию объектов эксплуатации. При реализации данного подхода с каждым конкретным образцом вооружения должны проводиться предупредительные мероприятия в разные сроки.
1. Буравлев А.И. Пьянков А.А. Управление техническим обеспечением жизненного цикла вооружения и военной техники. Монография..— М.: Граница, 2015..— 304 с.
2. Руководство по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения..— М.: МО РФ, 2009..— 261 с.
3. Приказ МО РФ от 27.12.2010 г. «Об утверждении временного положения об основах организации сервисного обслуживания…»
4. Приказ МО РФ от 06.04.2010 г. № 320 «О Концепции адаптации системы обслуживания и ремонта ВВТ к новому облику Вооруженных Сил РФ».
5. Алчинов В.И. Управление техническим обслуживанием и ремонтом ракетно-артиллерийского вооружения. Учебник, ПАИИ, 2000..— 222 с.
6. Алчинов В.И. Комплексное решение основных задач планирования в системе эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения: Методические рекомендации..— Пенза: Изд-во филиала ВАМТО, 2013..— с. 120.
7. Барзилович Е.Ю. Модели технического обслуживания сложных систем..— М.: Высшая школа, 1982..— 231 с.
8. Турковский А.С. Модель управления эксплуатацией и ремонтом РАВ. Монография..— СПб.: МВАА, 2017..— 177 с
В. ЗАРИЦКИЙ, доктор военных наук, генерал-полковник,
А. ТУРКОВСКИЙ, кандидат технических наук, доцент, полковник