что такое служба безопасности банка
Как работают службы безопасности банков
Безопасность коммерческого банка – это состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов, а также материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.
Сегодня в статье мы рассмотрим:
• Служба безопасности банка, как подразделение, обеспечивающее безопасность банка
• Работу службы безопасности по исключению мошенничества при выдаче кредитов
• Роль службы безопасности банка в борьбе с проблемной задолженностью
• Требования к сотрудникам службы безопасности со стороны банка
Работа службы безопасности затрагивает все подразделения банка. Объектами безопасности являются персонал, финансовые средства, материальные ценности, банковские технологии и информационные ресурсы.
В России банковская безопасность не соответствует объективным требованиям, а состояние защиты банков от мошенничества и посягательства преступных элементов находится на низком уровне.
В последние годы начали приниматься меры, направленные на обеспечение безопасности банков. Действия правительства РФ и Банка России были нацелены на формирование системы банковской безопасности и применение мер безопасности на практике.
Актуальные угрозы безопасности банка
Задачи службы безопасности банка связаны с устранением основных угроз, которым подвергается банк. Специалисты выделяют следующие категории:
Первая : кредитное мошенничество, махинации с векселями и платежными документами.
Вторая : необдуманная работа банков с неподготовленными клиентами. Актуальна ситуация, когда клиенты неправильно оценивают риски и непродуманно берут кредиты, которые оказываются не в состоянии выплачивать. Массовость этой проблемы может стать более опасной для банка, чем профессиональные мошенники.
Третья : нападения на инкассаторов, обменные пункты, операционные кассы, банкоматы и денежные хранилища с целью завладеть наличными средствами. Главная опасность заключается в угрозе жизни людей.
Четвертая : хищения с банковских карт и несанкционированные переводы со счетов при взломе информационной системы банка.
Структура службы безопасности банка
Руководит всем подразделением вице-президент по безопасности, который относится к высшему руководству банка. В его обязанности входит формирование стратегии обеспечения безопасности банка, решение текущих проблем с начальниками структурных подразделений и высшим руководством, взаимодействие с правоохранительными органами, контроль над выполнением поставленных перед всеми подразделениями задач, решение всех ее внутренних проблем и непосредственное руководство службами собственной безопасности и экспертов-консультантов.
Информационно-аналитический отдел
Отдел собирает и анализирует всю информацию: о конкурентах, их рыночной стратегии, используемых технологиях и угрозе с их стороны; о коммерческой добропорядочности, финансовой надежности клиентов и партнеров банка; об изменениях в экономической политике государства; о потенциальных угрозах криминальных структур (деятельность преступных элементов, базы хакеров, подготовка акций, направленных против банка).
А также информацию о потенциальных угрозах со стороны собственного персонала (соблюдение сотрудниками правил обеспечения безопасности, поведение сотрудников, лояльность которых вызывает сомнения, общие настроения в коллективе).
После этого формируются рекомендации для руководителей других отделов банка, аналитические отчеты об экономической и криминальной ситуации, а также информационно-обзорные бюллетени, используемые при обучении персонала и в работе психологов. Кроме этого, принимаются меры по предотвращению угрозы от одной из заинтересованных сторон.
Отдел информационной безопасности
Отдел занимается защитой компьютерных сетей и баз данных от проникновения с целью копирования и повреждения, а также защитой бумажной информации (разработка определенных правил поведения с документами).
Для выполнения поставленных задач инженерно-техническая служба совместно с компьютерной службой обеспечивает технические средства защиты и необходимый уровень защиты компьютерных сетей и баз данных банка.
Отдел физической защиты
Обеспечивает личную безопасность сотрудников, безопасность перевозок денежных средств (инкассация), безопасность здания и отдельных помещений банка (патрульно-постовая служба).
Некоторые крупные банки даже создают учебно-тренировочные центры для поддержания уровня квалификации сотрудников отдела физической защиты.
Отдел собственной безопасности
Отдел находится в подчинении вице-президента банка, призван поддерживать внутреннюю безопасность и защищать банк от сотрудников самой службы безопасности. В функции отдела входит разработка внутренних правил поведения сотрудников службы безопасности, контроль над выполнением данных правил, проведение служебных расследований в отношении сотрудников, поставивших под сомнение собственную лояльность.
Специалисты, работающие в этом отделе, проходят самый жесткий контроль при поступлении на работу и имеют самый высокий уровень заработной платы.
Роль службы безопасности в процессе кредитования
При рассмотрении кредитной заявки важная часть работы ложится на сотрудника службы безопасности банка. Он проверяет все предоставленные заемщиком документы. По коду ОГРН производится проверка баз данных, из которых видно местоположение предприятия, контактная информация, финансовое положение компании-работодателя и отсутствие задолженностей.
Еще необходимо проверить не является ли предприятие банкротом, не находится ли его имущество под арестом, а также делаются ли отчисления в пенсионный фонд и фонд социального страхования, соответствует ли заявленная зарплата в справке действительности. Как один из методов используются звонки на предприятие для уточнения статуса сотрудника.
Подвергаются проверке и личные данные заемщика: отсутствие судимости, психических заболеваний и наркозависимости у него и у членов семьи. После этого надо проверить наличие невыплаченных кредитных обязательств и качество кредитной истории. Учитывается поведение клиента в качестве поручителя или залогодателя по кредитам третьих лиц.
Возможно обращение в Бюро кредитных историй для получения информации обо всех кредитах клиента. При кредитовании недвижимости информация о наличии обременений отражается в выписке из Единого государственного реестра сделок с недвижимым имуществом. Данные, предоставленные заемщиком, тоже проверяет сотрудник службы безопасности.
Часто специалисты службы безопасности разных банков неофициально делятся информацией. Так могут быть получены сведения об аресте счетов предприятия или о неоплаченной картотеке к расчетному счету работодателя. Крупные банки, например Сбербанк, Альфа-Банк, имеют неформальные связи в правоохранительных органах, налоговой инспекции, что также позволяет получать необходимую информацию.
Для заемщиков-юридических лиц добавляется проверка данных основных контрагентов компании и выявление конечных собственников бизнеса. А если находятся предприятия-партнеры, влияющие на компанию-заемщика, то они привлекаются в поручители. Это снижает риски по кредиту.
Окончательное решение по заявке кредитный комитет выносит только после получения положительного решения от службы безопасности банка.
Действия службы безопасности для устранения проблемной задолженности
При появлении проблем с погашением кредита, сотрудники отдела анализируют и информацию и ищут источники выплаты долга. Ведутся переговоры с заемщиком, проводится разъяснительная работа. При этом в банках используются разные методы решения проблемы, и это зависит от политики банка.
При необходимости производится поиск возможного имущества должника через базу ГИБДД и Единый государственный реестр сделок с недвижимым имуществом. При фактах мошенничества, например, предоставление поддельных документов или недостоверных сведений, сотрудник службы безопасности, как представитель банка, инициирует возбуждение уголовного дела по отношению к заемщику и готовит необходимую информацию для подготовки в юридический отдел.
Требования к сотрудникам
Ошибки в ходе проверки потенциального заемщика могут привести к убыткам со стороны банка в виде непогашенного кредита, потери важной информации, мошеннических действий в отношении банка или потери денежных средств.
Работа в службе безопасности банка доступна только специалистам с высокой квалификацией и большим опытом работы. Поэтому всем известно, как проверяет банк соискателей на должность сотрудника отдела безопасности: изучается не только личная информация, но и ближайшее окружение претендента. Чаще всего в отдел принимают бывших сотрудников правоохранительных органов, юристов и аналитиков.
Большое значение при комплектовании отдела уделяется знаниям в области права, финансов, навыкам работы с компьютером и умению работать в коллективе.
Служба безопасности банка: принцип работы, условия, требования к сотрудникам
В статье рассмотрим, как функционирует служба безопасности банка (СББ). Ведь в любой организации банковской сферы должна обеспечиваться надежная охрана объектов, обладающих ценностью и находящихся у нее на хранении. Кроме того, защите подлежат сведения информационного характера, касающиеся самого банка, проводимых им сделок, его клиентов.
Что это?
Описанная выше функция возлагается на службу безопасности банка. Она представляет собой особую структуру, работа которой часто остается незамеченной клиентами. Несмотря на это, деятельность ее сложна и многогранна.
Устройство СББ
Во время оформления кредита все вопросы решает кредитный менеджер. На нем лежит прием заявок, подписание кредитных договоров. Деятельность СББ при этом нередко остается незамеченной.
Основной принцип деятельности службы финансовой безопасности банка – принятие своевременных превентивных мер. Которые необходимы, чтобы исключить или уменьшить ситуации, связанные с мошенничеством.
Основные задачи и функции СББ
Основными проблемами, с которыми ежедневно приходится работать сотрудникам структуры, являются попытки совершения мошеннических действий, предоставление клиентами подложных сведений и документов, недостоверных платежных документов, а также попытки завладеть секретной информацией.
Вам будет интересно: Сколько должен зарабатывать мужчина: мнение женщин и девушек
Многогранность деятельности проявляется также в выполнении разнообразных функций (контрольных, охранных), осуществлении определенных задач:
Служба безопасности работает с клиентами, которые обратились в банковскую организацию. Причем клиенты, как правило, не знают, что все процедуры и предписания выполняются под полным контролем сотрудников структуры. Прямой контакт с клиентом возможен, если последний нарушает правила использования кредита, не осуществляет выплаты по нему, отказывается от сотрудничества с банком после получения займа.
Служба безопасности также проверяет документы заемщика, которые он предоставляет в момент оформления кредитного договора, источники сведений о клиенте с применением разнообразных ресурсов, к примеру, интернета.
Если имеется необходимость, сотрудники службы непосредственно контактируют с банковскими клиентами. Они имеют право совершать звонки в места трудовой деятельности заемщика, по месту его проживания. Чтобы подтвердить и проверить сведения, которые заемщик передал на хранение.
Служба безопасности банка, ВТБ к примеру, сотрудничает с правоохранительными службами. Интересен тот факт, что многие сотрудники СББ являются бывшими работниками правоохранительных органов. Это, обычно, является одним из основных требований, предъявляемых банком к потенциальным сотрудникам, при их трудоустройстве в указанную структуру.
Служба безопасности также проверяет кредитные истории клиента, причем не только в своем банке, но и в других (если она имеется). С этой целью формируются запросы в бюро кредитных историй, используются сведения собственных баз, в которых отражены данные о всех недобросовестных плательщиках.
Наиболее полная картина о финансовой платежеспособности заемщика составляется посредством сотрудничества со сторонними организациями, к примеру, налоговыми и другими банками. Это значит, что служба безопасности, Альфа-Банка, к примеру, может сотрудничать с аналогичной Сбербанка или банка ВТБ.
Мониторинг
После того, как структура принимает решение в отношении определенного клиента (отрицательное или положительное), ее сотрудники переходят к выполнению мониторинговой функции, обеспечению сохранности имущества, которое выступает залоговым объектом.
Завершающий этап деятельности службы безопасности банка заключается во взыскании долга с клиента, если таковой образовался. С этой целью сотрудники СББ готовят документы, которые были собраны в ходе проверки, и доказательную базу для обращения с исковым заявлением в судебные органы.
Объекты, проверяемые службой безопасности банка
Одной из основных обязанностей сотрудников структуры является доскональная и тщательная проверка документации, предоставляемой заемщиками при попытке получения кредита. Для чего она нужно, объяснять не нужно. Это помогает избежать мошенничества. Данная проверка происходит определенным образом.
Служба безопасности анализирует и проверяет следующие виды документов, которые могут подтвердить платежеспособность заемщика банка:
Справка, подтверждающая размер доходов. В ней указываются реквизиты (ИНН, ОГРН), используя которые сотрудники структуры могут по специализированным базам данных уточнить интересующие их сведения об организации, в которой трудоустроен заемщик. Если быть точнее, то по базе проверяют сотрудников организации, руководителей, структуру, контактные сведения работодателя, месторасположение. То есть, работник службы безопасности может сразу выяснить, не находится ли организация в процесс признания ее банкротом, не наложен ли арест на ее имущество, если ли она в стоп-листах и черных списках. Довольно часто представители СББ совершают контрольные звонки на место трудоустройства потенциального клиента. Что проверяет служба безопасности банка еще?
Наличие судимости у клиента. Проверяют в данном случае не только заемщика, но и его ближайших родственников. Кроме того, службе потребуется проверить, какие штрафы, административные взыскания, другие санкции фактически применялись в отношении их будущего заемщика.
Кредитная история. Данный этап проверки предполагает тщательный анализ кредитной истории заемщика: нарушал ли он когда-либо кредитные обязательства, каким образом это происходило. Также сотрудники структуры в целом оценивают качество сотрудничества заемщика и банка в прошлом.
Репутация. Чтобы проверить репутацию потенциального заемщика, представители службы безопасности банка ПАО «ВТБ» могут совершать простые звонки соседям, родственникам, сослуживцам с целью опроса. Кроме того, данные могут собираться при помощи делового круга, Интернета, средств массовой информации. В настоящее время огромную популярность набирает проверка с использованием страниц интернет-блогов и социальных сетей. Помимо этого, не исключается такой способ сбора данных о потенциальном клиенте, как взаимовыгодное общение и неофициальный обмен сведениями между структурами безопасности разных банковских организаций. Подобный прием позволяет выявить неплатежеспособность и недобросовестность клиентов. То есть, если заемщик внесен в черный список одного банка, то велика вероятность, что его внесет в черный список другой банк, сотрудничающий с первым.
Сотрудничество с правоохранительными органами
Немалую помощь в сборе необходимой информации оказывает наличие у сотрудников службы безопасности или банка налаженных связей неофициального характера в таких структурах, как правоохранительные органы, налоговые инспекции, пенсионные фонды и прочее. Также подробную информацию о потенциальном клиенте структура может получать, обращаясь в специальные бюро.
Вердикт
В результате подобной проверки выносится вердикт о благонадежности клиента. При положительном ответе заявка на кредитование передается менеджеру для дальнейшего рассмотрения. В противных случаях ее дальнейший анализ останавливается, то есть, клиент получает отказа в предоставлении кредита.
Прямой убыток
Любая ошибка при оформлении кредита службы безопасности банка может привести к возникновению прямого убытка в виде непогашенного займа. В связи с этим, работников в данную структуру подбирают особо тщательно, предъявляя к ним довольно высокие требования. Как правило, в подобных банковских структурах трудятся юристы, аналитики, бывшие работники правоохранительных органов, имеющие определенные знания и навыки, налаженные связи, большой опыт работы с базами, склонные к анализу, имеющие замечать любые мелочи, способные повлиять на окончательное решение.
Как работает служба безопасности банка
Для заемщика работа банковской службы безопасности (СБ) остается невидимой. Исключение составляют случаи, когда ее представители вместе с экспертом по залоговому имуществу выезжают на проверку обеспечения по кредиту. Кроме того, сотрудник СБ может связаться с клиентом для уточнения какой-либо информации в телефонном режиме. Еще одним поводом для встречи с «безопасником» может стать просрочка по кредиту. Разумеется, это свидание будет наименее приятным из всех вышеперечисленных.
После подачи физическим лицом справки о доходах, служба безопасности осуществляет проверку не только достоверности поданной информации, но и предприятия. Следует заметить, что сотрудники СБ разных банков зачастую сотрудничают друг с другом. Естественно, что подобные отношения носят исключительно неофициальный характер. Зато отлично способствуют выявлению недобросовестных клиентов еще на начальных стадиях сотрудничества. Реальность такова, что отдельные граждане склонны скрывать некоторые факты из своей биографии. Задача службы безопасности заключается в установлении истины, а также причин, побудивших клиента сообщить неправду или неполные данные о себе.
В случае обращения в банк юридического лица, в том числе и индивидуального предпринимателя, порядок проверки особо не меняется. Просто главным объектом проверки выступает конкретное предприятие. Представители банковской безопасности проверяют финансовое состояние предприятия и взаимосвязанных с ним юридических лиц. Идеальным вариантом является выяснение принадлежности бизнеса и проверка его владельца.
Если по результатам проверки вынесено решение о целесообразности кредитования юридического или физического лица, то участие СБ на этом все равно не закачивается. Банковская безопасность периодически проверяет наличие обеспечения по кредитному договору.
Наиболее тесно банковская безопасность сотрудничает с юридической службой.
Как работает настоящая Служба безопасности банка, в отличие от мошенников. Положительный паттерн
Нахожу на маркете подходящий ноутбук, перехожу на сайт магазина, оформляю заказ. Перехожу к оплате, ввожу данные карты, приходит СМС для подтверждения, ввожу номер. Результат: операция неудачна.
Начинаю соображать, что не так, номер правильный, карта не заблокирована, СМС пришло, вроде все в порядке. Пока соображаю, звонок на телефон, беру трубку. Сразу предупреждаю, пруфов не будет, разговор не записывал, воспроизвожу по памяти:
— (Понимаю, что это робот, а не живой человек)
— Нам необходимо убедиться, что вы не робот, наберите чисто ХХХХ (диктует случайное число)
— Операция подтверждена, можете снова совершить данный платеж, он блокироваться не будет.
Думаю у вас в памяти множество историй развода и звонков мошенников. Как видите, чтобы подтвердить платеж, службе безопасности банка от вас почти ничего не нужно.
Брал кредит в «Белвнешэкономе» когда-то. Поручителем жена выступала. Безопасник позвонил на домашний номер, попал на тёщу и начал выспрашивать куда зять деньги будет тратить? Может любовница есть у него?
Сука, такой вынос мозга от старухи был потом. \_(ツ)_/
А меня один раз так Тихонькофф от мошенников спас, переводили деньги в качестве предоплаты за коттедж в аренду (часто так делаем, всегда было все «ок»), операцию банк отклонил, позвонили в ту же секунду СБшники и посоветовали это не делать, при этом «если настаиваете мы, конечно, переведем», я есссессно отказался, потом поглубже капнул про коттедж и оказалось реально развод
А потом двойное списание, прийдите в отделение написать заявление, ожидайте 30 дней на рассмотрение.
На Али чето напокупал всякого.
Короче гдето 30 транзакций по 1к-5к.
Где-то на 20й транзакции, после дорогих за 5к покупок, мне также не дали за 600 рэ купить что-то.
Тоже робот, тональный набор итд.
Но поздновато система чухнула, почти всю карту слил :))
Зелёный банк, из клиента переводил человеку почти 100к. После ввода кода из смс вылезло окно, что позвоните 8800и т.д. и подтвердите. Позвонил, подтвердил. Потребовалось кодовое слово, но звонил я сам и был уверен, что в банк, поэтому без сомнений назвал, платеж тут же прошел, безо всяких повторите операцию.
Пару недель назад покупал машину и переводил деньги(745000) продавцу через Сбербанк Онлайн. Платеж сразу заблокировали и через 5-7 минут позвонил сотрудник СБ и задавал кучу вопросов: видите ли вы эту машину, рядом ли с вами продавец, через какое устройство совершил перевод, на чье имя перевод, в каких числах пользовался картой в Москве(живу на юге страны, в Москве был на сессии) и т.д. Минут 10 с ним разговаривал, в итоге платеж и карту разблокировали.
Мне как-то карту блокнули за перевод 105 рублей другу с подписью «на анальную смазку тебе, гей».
У меня альфу тупо заблокировали за запрос по подозрительной транзакции. Но там, как пояснили, хотели украсть мои кровно нажитые. Поэтому карту тупо блокнули(
Как определили, что продиктованное число выбрано случайно?
Когда блокирует карту банк, это ты пытаешься до них дозвонится, чтобы платеж прошел, а не тебе)))
*Паттерн – узор, орнамент, форма, диаграмма.
Бляя, вот прямо типичная иллюстрация старого бояна:
«- У нас дыра в безопасности!- Слава б-гу, хоть что-то у нас в безопасности»
Предположим, карта и телефон у злоумышленника. Он совершает покупку/перевод, подтверждая ее смской на похищенный телефон. Какую безопасность добавляет звонок роботом на тот же самый номер? Злоумышленник нажмет 1, введет капчу, и платеж будет проведен. Ладно бы, просили назвать кодовое слово, идентифицировали по голосу, или запросили бы еще какую-нибудь информацию, которая позволила бы установить принадлежность ответившему банковского счета. С тем же успехом можно было бы не звонить, а прислать еще одну смску.
У твоего бэкграунда действительно крутой паттерн. Но в следующий раз лучше потратиться на хороший словарь русского языка.
Робот-безопасник это чтото новое. Пока не сталкивался.
Мне только живые звонили. Настоящие, не мошенники.
Они и до Израиля добрались
Сижу, никого не трогаю, ковыряюсь в ВК. Звонок со скрытого номера. Звонят, якобы, от службы безопасности местного банка. Звонит девушка. Далее диалог.
— здравствуйте. Меня зовут Анастасия. Представитель службы безопасности «Леумикард»
— да, Анастасия.
— мы заметили подозрительную активность на вашей карте.
— в чем она выражается?
— делаются странные покупки в странных магазинах?
Перехожу на иврит.
— в смысле странные покупки и странные магазины?
— извините, я звоню из русскоязычного отдела и нам запрещено говорить на иврите. Повторите то, что вы сказали сейчас на иврите, по-русски.
— да что вы? С каких пор в Израиле запрещено говорить на иврите? У вас система тоже на русском? Там так и написано «странный магазин»?
— вы что? Система на иврите. Но нам нельзя говорить на иврите в русскоязычном отделе.
— хорошо. Какое именно слово там написано, что ты переводишь это, как «странный» магазин?
— Мы с вами не переходили на ты.
— Настенька, жила бы ты в Израиле и работала бы ты в Леумикард, то знала бы, что ты это нормальное обращение и разговор на иврите даже предпочтительнее. Знала бы мое имя. Где ты там сидишь? Россия? Украина? Много лохов развели?
Дальше Настя просто положила трубку.