что такое слова образы
Значение слова «образ»
1. Внешний вид, облик. Принять чей-л. образ. □ В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше, дьявол в человеческом образе. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. И. Гончаров, Обломов. В русских былинах Вольга охотится на лебедей и уток в образе сокола. З. Соколова, Культ животных в религиях. || Устар. Чье-л. отражение (на зеркальной, водной и т. п. поверхности). Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой. И. Крылов, Зеркало и Обезьяна.
4. Лит., иск. Обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Поэт не терпит отвлеченных представлений: творя, он мыслит образами. Белинский, Русская литература в 1841 г. [Егор Иванович] заново переписывал первую главу новой повести, радуясь неожиданной легкости и четкости, с какою образы претворялись в слова. А. Н. Толстой, Егор Абозов. || обычно чей или какой. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. Сценический образ. □ Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, потому что меня к этому тянет. Чайковский, Письмо М. И. Чайковскому, 9 июня [1877].
6. чего. Характер, склад, направление чего-л. Образ жизни. Образ действий. □ Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. Л. Толстой, Война и мир. [Вершинин:] Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей. Чехов, Три сестры.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение.
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Сценический образ — создаваемый актёром, например в спектакле или кинофильме.
Образ (философия) — философское понятие, означающее репрезентацию, отражение, представление.
Образ (психология) — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.
Значение слова образ
Словарь Ушакова
| В той же форме, в сочетании с некоторыми прилагательными и местоимениями служит для образования вводных слов и наречий, значение которых зависит от знач. определения. Главным образом (преимущественно). Некоторым образом (как-то). Равным образом (одинаково). Никоим образом (совсем не, никак). Каким образом? (как?). Таким образом (так).
Энциклопедия моды и одежды
то же, что Имидж; внешний вид, облик человека; в большой степени зависит от одежды, прически и обуви.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Культурология. Словарь-справочник
☼ явление, возникающее как рез-т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации — духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. Для наук о культуре понятие О. чрезвычайно важно, ибо культура в своем происхождении и содержании есть претворенное первичное бытие — природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама — О., явленная метаморфоза первичной реальности.
В области худож. творчества и науках о нем сложилось восходящее к эстетике Платона понятие худож. О., под к-рым разумеются специфич. средство и форма освоения жизни искусством, а также возникающие в процессе творчества автономные самоценные целостности худож. произведения (лит. персонажи и т.д.). О. здесь — сгусток худож. видения и переживания, к-рому искусство придает выразительность и эстетич. ценность.
Мысль Гегеля, что образ «являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность», стала аксиомой понимания О. в совр. философии и психологии. В русле материалистич. методологии выработано учение об О. как форме отражения в психике действительности, при этом уточняется, что на чувств. ступени познания О. выступает как ощущение, восприятие и представление, а на уровне мышления — как понятие, суждение, концепция; решающая роль отводится воздействию на психику внешней действительности, формирующей содержание О. В психологии бессознательного, напротив, первичным бытием по отношению к генезису и содержанию важнейших для личности и культуры О. выступают интрапсихич. начала; у Юнга они названы Архетипами коллективного бессознательного. Формалистич. концепции исходят из того, что многие О., особенно О. искусства, вообще не могут быть редуцированы к к.-л. внешнему для сознания первобытию, ибо они — суть продукт опр. структуры и функции самого сознания. Такой подход, как, впрочем, и учение Юнга, развивает кантовскую идею априорных форм.
Первостепенное значение понятие О. имеет для религ. культуры. Многие древнейшие космологии, напр., инд., рассматривали феноменальный мир как изоморфный образ трансцендентной первореальности. На представлении о человеке как О. Божием построена христ. антропология. Религ. искусство в сущности своей есть худож. претворение в явленный О. запредельного сакрального Первообраза (сакральный О.). В религ. сознании получило глубокую разработку учение о безобразном бытии, в рамках к-рого апофатич. характеристики создают парадоксальный О. безобразного. Псевдо-Дионисием Ареопагитом была развита типология образов в их отношении к трансцендентному Абсолюту: Ареопагит выделяет «сходные» и «несходные» Образы.
О. представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой «оболочки», изобразит., или иконической, стороны О., и содержания, включающего идейный и эмоц. аспекты. Каждый из компонентов играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл О. Как носитель значения и генератор смысла О. есть Знак.
В качестве психол. феномена О. является необходимым условием деятельности образного мышления, безгранично расширяющего многообразие культуры и углубляющего ее содержание.
Лит.: Гачев Г. Жизнь худож. сознания: Очерки по истории образа. Ч. I. M., 1972; Григорян А.П. Худож. стиль и структура образа. Ер., 1974; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистич. искусство. M., 1976; Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. M., 1988; Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1-3. В., 1923-29; Leroi-Gourhan A. Prehistoire de l’art occidental. P., 1965.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Быт 1:26,27). В книге Бытия говорится, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе говорится, что Он есть образ Божий (Кол 1:15). Слово «образ» выражает совершенно полное и точное сходство, подобное тому, какое существует между печатью и отпечатком ее. Человек первоначально обладал образом Божиим в своем знании, в своей чистоте и в своем блаженстве. Высшие духовные черты образа Божия затмились в нем чрез грех и падение, но еще и доселе многие черты образа Божия появляются в падшем человечестве в его уме, его личности, его владычестве над низшими тварями и, наконец, в его бессмертии. Господь Иисус Христос обладает всеми совершенствами Божиими и славою, и потому Он точный образ Отца Небесного. По изъяснении ап. Павла образ Божий состоит в праведности и святости истины (Еф. 4:24).
Фразеологический словарь (Волкова)
05.10.2020 новая редакция записи
Автор интересных статей о словах пишет: «Мы не знаем, что такое мысль, и как она трансформируется в слова» (Инна Беленькая. Статьи. Портал «Заметки по еврейской истории» Е. Берковича). «Почему же не знаем?», – легкомысленно отвечал я, – «мысли и слова человека определяются его мышлением. Мысли – это слова человека, не произнесённое им вслух».
В своём возражении я не определил понятие «слово». Я выразил, считаю, верное утверждение, что понятие «мысль» и понятие «слово» тождественные. Мысли – это слова, не произнесённые вслух. Слова – это мысли, произнесённые вслух. Но я сделал утверждение, что слово и мысль есть продукт мышления. Сейчас я так не думаю, я ошибался.
Профессор Исидор Левин (1919-2018) сказал: «Влияет ли язык на сознательное мышление, на мировоззрение? Я перестал считать это мистикой. Такое влияние есть» (И. Левин. «Еврейские знания начинающим». Издательство «Haus der Wissenschaftler e. V.». Гамбург, 2014).
Слово или слово про себя (мысль) влияют на процесс мышления человека.
Характеристику понятия «мыслительный процесс человека» я позволил определить, сравнивая понятие «мышление» с функцией человеческого организма – пищеварением.
Пищеварительный процесс служит для усвоения организмом питательных веществ и получения жизненной энергии для человека. Мыслительный процесс обрабатывает слова (мысли) и получает знания для инстинктивных или осознанных действий человека. В том числе мышление даёт команды горловым связкам произносить слова как звуки. Поэтому создаётся обманное впечатление, что слова со смыслом создаются мышлением.
Слова и мысли создаются неизвестным органом человека. Слово — понятие, возможно, мистическое.
Толкование библейского текста о слове
В Библии говорится, как Бог создал человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. […] И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27).
Мысль о физическом сопоставлении человека и Бога абсурдна. Ведь человек является животным по строению организма, разделён по половому признаку, и не сильно выделяется от животного своими природными инстинктами. Как можно понять выражение «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26-27)?
Философ Барух Спиноза (1632-1677) писал:
«Познание всего […] вещей, содержащихся в Писании, должно быть заимствуемо только из самого Писания, подобно тому, как познание природы – из самой природы. […] Итак, все познание Писания должно заимствовать из него одного» (Б. Спиноза «Богословско-политический трактат». Глава 7. «Об истолковании Писания»).
Логичным будет предположение, что смысл библейского выражения о Боге, сотворивший человека «по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26-27) сообщен в Библии. Причём смысл сообщён в части Библии, которая предшествует рассказу о том, как Бог создал человека.
Выскажем предположение, что сообразность («по образу») человека Богу заключается в наличии у человека некой способности. Данная способность подобна («по подобию») элементу творчества Бога.
Утвердить высказанную догадку позволят ответы на два вопроса.
Первый вопрос: Как можно понимать творческую способность Бога?
Ответ на первый вопрос. В Библии показана творческая способность Бога: мир создан, сотворено всё материальное из небытия словом, которое было сказано Богом.
Второй вопрос. Какую способность Бог передал человеку?
Вот текст Библии: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7).
Тора, написанная на древнееврейском языке, была переведена римлянином-прозелитом на арамейский язык, разговорный язык народов на Ближнем Востоке. В переводе выражение «стал человек душею живою» (Бытие 2:7) звучит «стал человек душой говорящей» (Таргум Онкелос).
Ответ на второй вопрос. Человек получил способность, которая есть у Бога: возможность сказать слово.
Поэтому выражение Библии
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. […] И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27)
понимать можно так: человек получил способность своим словом создавать видения, образы несуществующего мира.
Разница между понятием «слово» Бога и понятием «слово человека» следующая. Слово Бога определяет, назначает образ, который мгновенно, как мы читаем в Библии, осуществляется для человека в явлениях физического мир. Слово человека создаёт образ нематериального мира. Характеристики воображаемого мира позволяют человеку приобрести знания о существующем физическом мире. Слово Бога определяет, назначает образ, который мгновенно, как мы читаем в Библии, осуществляется в веществе физического мира или в виде мгновенного взаимодействия (результата) материальных веществ. Слово человека создаёт в его сознании образ нематериального мира, создаёт в сознании человека воображаемый мир. Характеристики воображаемого мира позволяют человеку приобрести знания о существующем физическом мире.
Воображение и знания
В словах языка человека пишет филолог А. Потебня (1835-1891) «как бы изначально заложен творческий потенциал. Причем каждый акт говорения является творческим процессом, в котором не повторяется уже готовая истина, но рождается новая» (А. Потебня. «Мысль и язык», 1862). Можно понять мысль учёного так: слово или мысль человека – творческое действие, создание образа в сознании человека.
Слово человека создаёт в сознании человека образ, во-ображение, которое даёт знание. Такое утверждение о слове можно увидеть в библейских словах о человеке:
«произведением уст своих он насыщается» (Притчи 18:20).
Дар Бога человеку
Людям в отличии от животных Бог вручил дар творить и создавать образы как в воображении, так и в матери-альном мире. Все какие-нибудь образы, воображения с вещами и действиями в человеческом сознании, включая такие, которые называются фантазиями, осуществляются человеком в физическом мире. Например, образ «ковра-самолёта». Достижение решения определяется продолжительностью времени метаморфозы воображаемого объекта в материальную действительность, а также способностями и духовными качествами челове-ка. Вся деятельность человека даёт непрерывные, видимые (особенно на примерах жизни гениальных людей) примеры таких утверждений.
Как понимать слово Бога
Понятие «слово Бога», возможно, связано с библейской «премудростью». Она заявляет:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притчи 8:22-31).
Библейское выражение «премудрость» – это слово Бога (существующая Вселенная, образ мира), непознанное человеком. Мы схожи с муравьём, который, передвигаясь по мячу, не понимает отличие поверхности шара от плоскости футбольного поля.
«Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. […] Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. » (Иов 28:12-13). В свете вышесказанного, надо понимать, что библейская «премудрость» – это тайна образования и существования материального мира.
Слово Бога можно образно сравнить со светом, с помощью которого невидимое и неизвестное «нечто», связанное с Его «премудростью», для человека мгновенно делается видимыми элементами материального мира.
Как понимать библейское «слово человека»
У людей до строительства вавилонской башни был один язык. После вмешательства Бога в дела людей появилось много новых языков. Но наука под названием «этимология» не родилась. Наука родилась, когда языки стали разделятся, языки стали быть не похожими друг на друга, или наоборот, проникать друг в друга. Этимология не является наукой о словообразовании. Эта наука о истоках языка, родстве разных слов одного языка или о родстве, связи слов из разных языков.
Есть видимая связь слов одного языка и связь слов раз-ных языков (этимология). И есть непонятная история рождения (словообразования) слова (генезис слова).
Всегда будут попытки, пишет филолог В. Гумбольдт (1767–1835),
«проникнуть в словообразование, в эту самую глубокую и загадочную сферу языка».
Человек имеет органы чувств, которые воспринимают окружающий мир: зрение (глаза), слух (уши), вкус (язык), обоняние (нос), осязание (кожа), ощущение равновесия, ускорение и веса (вестибулярный аппарат). Человек, вероятно, имеет орган чувств, который вос-принимает слова, не как звуковые колебания воздуха (для этого имеется орган слуха), а как некую информацию. Возможно, у человека существует такой орган чувств, который принимает слова и образовывает слова в виде образов.
Слово (мысль про себя) вызывает образ, воображение у человека. Образ у человека возникает машинально, ко-гда слово произносится вслух или слово произносится как мысль в уме. Данное утверждение легко проверить. Любую мысль человек проговаривает словами про себя, не в слух. Мысль, если её не выговорить про себя сло-вами, не существует. Если слово, например название предмета, не произнести вслух или не подумать об этом предмете, то воображение предмета в сознании человека не возникнет. Данное утверждение легко ис-пытать. Невозможно начертить на бумаге что-то, не называя вслух или мысленно предмет, например квадрат. Пока мысленно или вслух не будет сказано слово «квадрат», то эту геометрическую фигуру вообразить и изобразить невозможно.
Авторы библейских книг связали жизнь человека с божьей «премудростью». Сказала Премудрость:
«Тогда я была при Нем художницею, и была радо-стью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притчи 8:22-31).
Библейская «премудрость» проникает в сознание человека через слово:
«Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Псалтирь 48:4).
1. В Библии есть слово Бога и слово человека.
Бог говорит слово (на иврите «давар»), и появляются физические вещи (на иврите «давар»), появляется не-что (на иврите «давар»).
Человек говорит слово – и это его творческое действие. Так создаётся образ, видение не материального мира в своём сознании. Воображаемый мир, созданный словом, позволяет человеку узнать тайны реального мира.
3. В Библии говорится о решении Бога образовать разные народы и расселить их друг от друга по всей земле. Началась человеческая история: гибель и возникновение народов. Бог, чтобы получить разные народы, сме-шал у людей не цвет кожи, не разрез глаз, не форму скул. Он слова в их речи перемешал. В Библии читаем:
«На всей земле был один язык и одно наречие. […] И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. […] Сойдем же, и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого» (Бытие 11:1, 11:6-7).
Люди одни и те же предметы и явления стали называть разными словами. Одно слово стало обозначать разные предметы и понятия.
Философ А. Потебня считал, что «человек, высновывая из себя язык, тем же актом вплетает себя в его ткань; каждый народ обведен кругом своего языка и выйти из этого круга может, только перешедши в другой».
То есть, можно понять слова учёного, народ – это люди, которые говорят и думают на одном языке. Слова языка определяют людей как народ.
4. Язык образует мышление. Мышление – это работа мозга, как пищеварение – есть работа желудка. Мышление не может быть древним или современным. Мышление – природное качество человека, является простыми характеристиками его ума (объём, скорость). Мышление может быть быстрым или медленным, это известный факт. Выговоренные в уме мысли или произнесённые слова в слух задерживают мышление. Например, мысль «упадет на меня дерево или не упадет?» или произнесённые вслух эти слова, задерживают мышление. Мыслительный процесс человека предлагает знания:
«Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Псалтирь 48:4).
Как через произнесённое слово возникает в сознании человека воображение, образ, идея, план, схема – непонятно. Но природным образом устроено так, что для создания воображения в сознании человека, слово должно быть произнесено вслух или про себя (мысль).
5. Родной язык – это когда слово вызывает образ, определяемый этим словом. Слова чужого языка образ у че-ловека не вызывают. Слова языка есть творчество народа. Они отражают историю совместного проживания разных народов. Толкование слов языка народа – это изучение истории народа.
6. Язык является народной собственностью у человека. Тело его – от родителей, а язык – от его народа. Из языка родится человек как личность. Родина человека – это не страна, где он родился, не государство, в котором он живет, а язык, на котором он говорит и думает. О словах родного языка желательно как можно больше знать, так как
«любящие его вкушают от плодов его» (Притчи 18:22).
7. Слово человека – понятие мистическое. Оно есть свидетельство и продукт библейской «премудрости» (Притчи 8:22-31).
8. Слово человека создаёт нематериальный образ из ничего. Эту сущность можно сделать материальной.
9. Слово может быть сказанным и словом услышан-ным. Здесь «слово сказанное» – просто озвученная мысль, звуковая мысль, переданная физическим способом с помощью горловых мышечных связок. Слово (мысль) может быть передано в письменном виде, а также с помощью, например, жестикуляции рук, мимики лица. Слово передаёт информацию, которая вызывает образ виртуального мира у человека, который говорит слово. «Слово услышанное» – это звуки и информация, которая в сознании человека создаёт образ вир-туального мира.
10. Мир пронизан словами Бога. Слова Бога – это при-родные явления и материальные вещи, которые мы видим. Это открытия (веления) в науке и философские истины (слова), которые мы узнаём. Это, наконец, вера в Бога.
Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 5
Задание. Есть слова, обозначающие только понятие, они называются однозначными. Слова, которые имеют и переносные значения, называются многозначными. Определите те и другие среди представленных слов (сверьтесь со словарём): кислород, солнце, метро, эпоха.
Задание. Посмотрите в толковом словаре статью о тропе. И если заинтересуетесь, познакомьтесь с тяготеющей к метафоре перифразе, с разновидностью метонимии синекдохой.
Не только отдельные слова способны передавать определённое понятие или образ, но и словосочетания, например: трескучий мороз, бежать во все лопатки. Как видно из примеров, именно в совокупности значений слов, входящих в словосочетание, раскрывается понятие, суждение или явление действительности. Такие словосочетания называются несвободные (в отличие от свободных, о которых речь пойдёт на занятиях, посвящённых синтаксису), или устойчивые. Устойчивые словосочетания, обладающие образным значением (в нашем примере это трескучий мороз и особенно бежать во все лопатки), называются фразеологическими сочетаниями или фразеологизмами (гр. phrasis выражение + logos учение, слово).
К фразеологизмам относятся:
в) фразеологические выражения: пословицы, поговорки. Они содержат в себе законченность фразы, утверждение, вывод, например: Под лежачий камень вода не течёт;
Древнеримскому оратору Цицерону принадлежит афоризм Мудростью надо уметь пользоваться. Неправильное употребление фразеологизмов ведёт к речевым ошибкам.
Задание. Объясните, что породило непонимание между участниками такой сценки.
Армейский строй. Командир:
— И намотайте себе на ус, в армии дисциплина прежде всего.
Рядовой:
— А в военкомате сказали, что в армии солдатам запрещено носить усы.
2) искажение грамматической формы слова в составе фразеологизма, например: Пока суть да дело погода испортилась (надо суд да дело) или Отряды шли по площади бок в бок (надо бок о бок);
3) лексическое видоизменение фразеологизма, например: Пора тебе уже взяться за свой ум (вместо взяться за ум). Фразеологизм нечленим, в его состав нельзя ввести дополнительную единицу. Недопустима и замена слова во фразеологизме, например: Всё возвращается на спирали своя (вместо на круги своя);
4) изменение лексической сочетаемости фразеологизма, например: Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки (надо: имеют большое значение или играют большую роль).
образ
Полезное
Смотреть что такое «образ» в других словарях:
Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия
Образ — Образ: В Викисловаре есть статья «образ» Образ визуальный образ, зрительный образ, изображение. Художес … Википедия
ОБРАЗ — в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… … Философская энциклопедия
образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие О. используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным… … Большая психологическая энциклопедия
ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… … Толковый словарь Ушакова
ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… … Толковый словарь Ушакова
ОБРАЗ — явление, возникающее как рез т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно… … Энциклопедия культурологии
ОБРАЗ — ВООБРАЖАТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗ. Воображать, воображение слова, унаследованные русским литературным языком от языка старославянского. Морфологический состав слова вообразить показывает, что его первоначальным значением было дать образ чему нибудь … История слов
Образ — ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные… … Словарь литературных терминов
образ — 1. ОБРАЗ, а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Это был настоящий дьявол в образе… … Энциклопедический словарь