что такое след в мыловарении
Стадии, которые проходит мыло с нуля. Часть I: Стадия следа
Новичку в мыловарении с нуля нелегко: на него обрушивается шквал новой информации и море незнакомых терминов. Пожалуй, один из первых моментов, с которым Вам следует познакомиться – это стадии, которые проходит мыло с нуля.
Первая из них – стадия следа. Это тот момент, когда масла и щелочной раствор плотно «сцепились» друг с другом и образовали густую, однородную массу. Если в это время Вы зачерпнете мыльную массу ложкой, а потом выльете ее обратно – на поверхности мыла останутся следы, поэтому эта стадия и получила свое название.
Чаще всего, для этой цели используют блендер. (На всякий случай, небольшое лирическое отступление: блендер – это не миксер! У миксера на конце венчики, а у блендера – ножи). Конечно, можно и вручную вымешать массу до нужной консистенции, но для этого понадобится как минимум несколько часов. Исключение составляет мыло с большим содержанием стеариновой кислоты – в этом случае, домешать ложкой до следа вполне реально, и занимает это буквально несколько минут.
Обычно, если Вы смешиваете мыльную массу блендером, стадия следа наступает буквально через 2-3 минуты. Но это относится лишь к стандартным рецептам. Например, если у Вас в рецепте много жидких масел, то тут придется постараться: в таком случае «след» Вы увидите минут через 10. Также влияет температура масел и щелочного раствора, при комнатной температуре доведение массы до следа занимает больше времени. Кроме этого, некоторые отдушки ускоряют наступление стадии следа, после их добавления мыльная масса густеет прямо на глазах. Именно поэтому мыло с красивыми узорами (свирлами) чаще всего ароматизируют эфирными маслами, ведь для их создания необходима относительно жидкая масса. Отсюда вытекает следующий вопрос:
Нет. Это прекрасно, если Вы набрались уже достаточно опыта и умеете ловить тот момент, когда масла уже хорошо промешались со щелочным раствором, но стадия следа еще не наступила. Как я уже упоминала, особенно это умение актуально при создании свирлов, также оно пригодится для соляного мыла. Если же Вы варите мыло горячим способом, то тут лучше подстраховаться и довести мыло до густого следа. В таком случае, возникает еще один вопрос:
Помните, мы говорили про следы на поверхности мыла? Так вот, если они практически сразу исчезают, такой след называют легким, а если при перемешивании мыло образует устойчивые пики, и следы так и остаются на поверхности, значит след густой.
Еще один нюанс: доведенная до следа мыльная масса густеет со временем, то есть вполне возможна такая ситуация, когда Вы довели до легкого следа, а пока красили и ароматизировали мыло, он уже преобразовался в густой.
Но и у густого следа есть свои преимущества: Вы можете поэкспериментировать с верхушкой мыла: порисовать палочкой красивые пики на поверхности или с помощью ложки сделать симпатичный холмик (как, например, в этом рецепте).
И последний вопрос:
Мы уже знаем, что такое может быть при большом количестве жидких масел в рецепте, кроме этого до следа сложно довести калийное мыло (мыло, в котором вместо гидроксида натрия мы используем гидроксид калия). В таком случае, Вам следует запастись терпением и мешать мыло с перерывами 10-15 минут. Немного помешали – оставили отдохнуть. Опять помешали – опять оставили. Такой способ облегчит процесс, кроме этого поможет избежать перегревания блендера.
Давайте немного систематизируем вышесказанное:
О второй стадии (стадии геля) мы поговорим в следующей статье.
Успехов Вам в мылотворчестве!
След в мыле с нуля и что это вообще такое?
Огромное множество терминов возникает перед новичком, который вливается в мир мыловарения. И самый непонятный это так называемый «след».
Все книги, блоги, видео говорят нам остановить перемешивание смеси блендером, как только появится «след», да еще разделяют его на типы: тонкий, средний, толстый и ложный.
Так давайте разберемся что такое «след».
Как только вы будете добавлять щелочную воду в масла (и никак не наоборот!), то вы увидите как смесь начнет постепенно становиться молочной при перемешивании блендером, смесь будет напоминать вкусный крем. Этот процесс происходит очень быстро. До эры блендеров появление стадии следа могло занимать несколько часов! На фото ниже вы можете увидеть что масла и щелочная вода только начинают вступать в реакцию. «След» пока еще не достигнут.
Вот еще фото ниже, которые наглядно демонстрируют, что стадией «следа» тут и не пахнет. Масла видны в смеси, кремовая структура только-только начинает появляться. О чем это свидетельствует? Что нужно продолжать перемешивать блендером. Если на этой стадии эту смесь вылить в форму и дождаться его созревания, то ничего хорошего не выйдет: при использовании таким мылом можно получить раздражение кожи и ожоги.
Тонкий след
После нескольких минут помешиваний блендером, смесь достигнет тонкого следа. Тонкий след характеризуется без следов (каламбурчик=D) масла в смеси и похожа на тесто. Такое тесто льется легко и без проблем.
Чем хорош тонкий след? Стадия тонкого следа идеально подходит для добавления:
А также для создания свирлов в мыле с нуля!
Вот так выглядит тонкий след
Средний след
Как вы уже догадались, если уже появился тонкий след, то при дальнейшем перемешивании будет проявляться средний след.
Как его отличить от тонкого следа? Средний след очень сильно напоминает по консистенции пудинг. Если окунуть блендер и вынуть его, то смесь будет уже медленнее капать вниз, чем при тонком следе.
Средний след идеально подходит для добавления каких-либо добавок, например, семян мака.
При добавлении семян на стадии среднего следа позволит им распределиться по смеси равномерно
Толстый след
Для того, чтобы достигнуть стадии толстого следа, потребуется мощный блендер и много терпения. При дальнейшем перемешивании толстый след будет характеризоваться как очень густой пудинг, который при выливании будет сохранять свою форму.
Толстый след идеален для нижних слоев мыла для поддержки более легких слоев мыла (например, делаем мыло в виде торта и сверху нужно сделать легкую воздушную начинку. Так вот толстый след будет опорой для этой конструкции).
Также толстый след идеально подходит для формирования различных текстур на поверхности будущего мыла.
Ложный след
При изготовлении мыла холодным способом остерегайтесь ложного следа. Ложный след возникает тогда, когда мыльная смесь уже начинает густеть, но масла еще не до конца эмульгировали. Однако самая распространенная причина это использование твердых масел, которые не до конца были растоплены, или температура масла ниже, чем щелочная вода (а ведь мы помним, что температуры при соединении щелочной воды и масел должны быть одинаковыми). Что при этом происходит? Масла просто внутри смесь начинают затвердевать, новички считают что появился след. Да он появился, только он ложный. Поэтому не допускайте, чтобы температура масел опускалась ниже точки плавления.
Свирленное (его еще иногда называют мраморное) мыло делают как холодным, так и горячим способом. У каждого способа есть свои тонкости, хитрости, сложности, достоинства и недостатки. Об этом и поговорим в этой статье. Чтобы сделать свирлы в мыле с нуля, сперва нужно определиться каким способом будете варить: холодным или горячим. Рассмотрим особенности каждого способа.
Свирлы в мыле холодным способом
Преимущества такого варианта декорирования очевидны: мыльная масса при холодном способе жидкая, и потому на работу с ней есть больше времени. Холодным способом можно получить тончайшие изящные свирлы. Вариантов исполнения таких свирлов множество и каждый может выбрать себе подходящий или привнести что-то новое. Свирлы можно делать как по всей толщине куска, так и на поверхности. Можно просто рисовать на мыле.
Особенности свирлов в мыле холодным способом
Декорировать мыло свирлами или рисунками будет намного легче, если довести мыльную массу до легкого «следа». Достаточно просто перемешать блендером масло со щелочью до однородного состояния, когда «след» становится лишь едва заметным.
Секреты удачных свирлов:
Что ускоряет наступление следа?
Большинство эфирных масел и косметических отдушек делают мыльную массу более густой. Особенно отличились в этом ароматы специй (имбирь, корица, гвоздика и т.д.) и цветов (например, роза, жасмин, иланг-иланг, герань, сирень, ландыш), цитрусовые ароматы загущают мыло меньше. Если Вы все же планируете использовать в мыле эфирные масла, то предварительно смешайте их с небольшим количеством слегка подогретого базового масла из рецепта. Это поможет выиграть немного времени для работы с мыльной массой.
Для смешивания щелочного раствора и масел лучше использовать блендер с невысокой мощностью: 200-300 Вт будет вполне достаточно. Мощный блендер слишком быстро доведет мыльную массу до следа.
Что замедляет наступление следа?
Свирлы в мыле горячим способом
Добиться красивых узоров в горячей «нулевке», конечно, не просто, но возможно. Гораздо проще добиться эффекта мраморного мыла, что тоже будет напоминать свирлы, хотя совсем и не такие, как в холодном мыле.
Особенности свирлов в мыле горячим способом
Зачастую снятая с водяной бани готовая мыльная масса густеет настолько быстро, что ее едва можно успеть переложить в форму. Поэтому главной задачей здесь является: сделать уже сваренную мыльную массу достаточно жидкой и пластичной, чтобы получились свирлы.
Что разжижает сваренную мыльную массу?
Способов сделать свирлы в горячем мыле не так уж много: все зависит от того, насколько жидкой стала мыльная масса и как быстро Вы успеете с ней поработать.
Отдельно хотелось бы выделить горячее взбитое мыло. После взбивания мыло становится пластичным и свирлы получаются лучше.
О том, какими техниками делать сами свирлы, я расскажу в следующих статьях.
Внимание! Полное или частичное копирование материалов статьи допускается исключительно при указании источника путем размещения активной ссылки на соответствующий раздел нашего сайта.
Все о следе в мыле с нуля
Встречается много разных терминов, которые мы узнаем при начальном процессе мыловарения. Когда мы начинаем варить мыло с нуля, то самый первый термин для новичка является «след (трассировка)». Во всех книгах и блогах по варению мыла говорится, что нужно прекратить смешивать, когда появляется «след».
Что такое след?
Проще говоря, след — это точка в процессе изготовления мыла, когда масло и щелочной раствор эмульгируются, т.е. входят в химическую реакцию. Мыло при помощи смешивания блендером достигнет тонкого следа, т.е становится мутным, как кефир по консистенции.
А затем начинает становится густым. В зависимости от того с каким мылом в дальнейшем предстоит работать, различают тонкий, средний и толстый след. Если вам надо сделать мыло с завитушками, то здесь нужен тонкий след, если мыло с полосками или вихрями, то средний.
Смешивание щелочной воды и масел вместе запускает процесс омыления. Омыление происходит, когда молекулы масла и щелочи создают новые молекулы мыла.
Легкий след
Сразу же после добавления щелочной воды в масла смесь начнет становиться слегка мутной и желто-молочной. С помощью нескольких импульсов и помешивания блендером вся смесь приобретает кремо-образную консистенцию. Этот процесс происходит довольно быстро.
Еще несколько импульсов блендером мы получаем легкий след мыла. Легкий след относится к жидкому мылу без масляных полос и имеет консистенцию жидкого теста. Эту жидкость можно вылить в любую тару и делать с ним любые манипуляции, например вихри. Тонкий след — идеальное время для добавления красителей и ароматизаторов, потому что тонкая текстура легко перемешивается и смешивается. Легкая трассировка идеально подходит для закрученных проектов мыла с нуля в холодном процессе.
Средний след
Толстый след
Чтобы получить толстый след, обычно требуется чрезмерное помешивание. Толстый след является консистенцией густого пудинга и сохраняет свою форму при заливке. Толстый след идеально подходит для нижних слоев, так как он способен поддерживать более светлое мыло сверху. Он также отлично подходит для создания текстурированных верхушек.
Чрезвычайно толстый след необходим для создания мыльной глазури в холодном процессе.
Ложный след
При приготовлении холодного мыла остерегайтесь ложных следов. Ложный след происходит, когда жидкое мыло выглядит густой консистенцией, но масла не омылись. Возможно, наиболее распространенной причиной ложного следа является использование твердых масел или масел при слишком низкой температуре.
Если твердые масла и жиры ниже температуры плавления, то масла могут повторно затвердеть. Когда это происходит, жидкое мыло может начать густеть из-за охлаждения и отверждения масел, а не из-за того, что происходит омыление. Чтобы избежать ложных следов, убедитесь, что твердые масла полностью расплавлены и не остывают во время процесса мыловарения.
Факторы, которые могут повлиять на след:
Мыловарение “с нуля”, 3 часть
Пришло время перейти к практике. Варить будем Лавандовое мыло “с нуля” холодным способом.
Нам потребуется:
Пальмовое масло – 200 гр.
Коконы тутового шелкопряда – 10 шт.
Сухие цветки лаванды (для дизайна) – по желанию.
Индикаторные полосоки для определения PH.
ГОТОВИМ РАБОЧЕЕ МЕСТО.
ГОТОВИМ МАСЛА.
1. Отмерьте нужное количество масел:
Пальмовое масло – 200 гр.
Все масла следует взвешивать ОТДЕЛЬНО, на электронных весах (в граммах), никаких мл. в мыловарении не существует! Вес каждого масла должен строго соответствовать рецепту.
2. Растопите масла на водяной бане.
Для этого необходимо налить воду в кастрюлю большего диаметра и поставить в нее кастрюльку поменьше.
В маленькую кастрюлю кладем отмеренные масла и начинаем их нагревать. Не допускайте сильного кипения воды! Следите, что бы вода из большой кастрюли не попадала в наши масла.
ГОТОВИМ ЩЕЛОЧНОЙ РАСТВОР.
Перед работой необходимо надеть маску, что бы защитить дыхательные пути от вредных паров щелочи.
1. Отмерьте ОТДЕЛЬНО на электронных весах (в граммах) нужное количество NaOH и холодной воды:
Вода – 165 гр.
Воду следует предварительно охладить в холодильнике! Так как во время приготовления щелочного раствора (вода + NaOH ) жидкость очень сильно нагревается и если использовать теплую воду – она попросту вскипит.
2. Аккуратно, при постоянном помешивании засыпьте NaOH в воду.
Создайте водоворот и аккуратно сыпьте в него NaOH. Мешать следует без остановки, так как щелочь может скомковаться без помешивания.
Вы увидите, как щелочной раствор нагреется и становится мутным. Мешайте его пока он снова не станет прозрачным, на это Вам потребуется 1-2 минуты.
3. Процедите готовый щелочной раствор через мелкое сито.
Это необходимо сделать, что бы в готовое мыло случайно не попали нерастворивщиеся кусочки щелочи.
4. В горячий щелочной раствор кладите коконы Коконы тутового шелкопряда – 10 шт. и продолжайте мешать.
Из второй части обучения Вы знаете, что Коконы тутового шелкопряда – это полезная добавка, которую вводят в щелочной раствор.
Обратите внимание, как коконы сначала превращаются в шелк, а после постепенно (под действием щелочи) полностью распадаются на белки, протеины и пептиды шелка. На полное растворение коконов в щелочном растворе потребуется 1-2 минуты.
ГОТОВИМ МЫЛЬНУЮ МАССУ.
1. Остудите ОТДЕЛЬНО щелочной раствор и ОТДЕЛЬНО растопленные на водяной бане масла.
Температура и масел, и щелочного раствора должна быть в пределах от 40 до 50 градусов – ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. Температуру и масел, и щелочного раствора измеряйте электронным термометром.
2. После того, как температура в двух емкостях достигнет температуры от 40 до 50 градусов, залейте щелочной раствор в масла.
3. Помешайте массу, что б масла и щелочной раствор “поженились”, а после включите Погружной блендер на 1 минуту.
Обратите внимание, как мыльная масса светлеет и густеет – это начался процесс омыление масел.
Несколько раз повторяйте действие – включайте блендер на 1 минуту и после помешиваете массу выключенным блендером “до следа”.
4. Смешиваем массу “до следа”.
Что же такое СЛЕД в мыльной массе?
Для того, что бы увидеть след, нужно поднять блендер над кастрюлей. С блендера равномерной струйкой льется мыльная масса и эта “мыльная ниточка” отчетливо остается на поверхности. Такой рисунок называется СЛЕДОМ.
Необходимо поймать момент наступления следа, но при этом мыльная масса не должна быть густой. Оптимальная густота – как тесто для оладьев.
Не включайте блендер на долгое время, чередуйте 1 минуту работы включенным блендером и простое помешивание. Проверяйте не появился ли на поверхности след.
ДОБАВЛЯЕМ ПЕРЕЖИР И АРОМАТ.
ПЕРЕЖИР – это лишнее, неомыляемое масло, которое будет ухаживать за Вашей кожей. Вы можете заменить масло для пережира на любое другое – этим мыло не испортишь.
Из второй части обучения Вы знаете, что на стадии следа мы добавляем в мыльную массу экстракты полезных трав и аромат.
Эфирное масло Лаванды – 10-15 гр.
Все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, что готовая мыльная масса быстро густеет. По этому сейчас работаем быстро и не отвлекаемся.
ОКРАШИВАЕМ МЫЛО.
На данном этапе можно сделать простые свирлы. СВИРЛЫ – это произвольный рисунок в виде разводов, сделать их не сложно.
1. Отлейте половину мыльной массы в отдельную чашку.
2. В одну часть добавьте несколько капель пигмента «Фиолетовый кристальный».
3. Перемешайте окрашиваемую часть массы включенным на несколько секунд блендером.
4. Вылейте окрашенную часть мыльной массы обратно в бесцветную половину.
5. Несколько раз переверните лопаточкой мыльную массу.
Не смешивайте сильно! Нам необходимо получить разноцветные, контрастные разводы (свирлы), для этого достаточно сделать 2-3 перемешивающих движения.
6. Заливайте мыльную массу в форму для мыла.
7. Постучите несколько раз формой с мылом по столу.
Это необходимо, что бы мыльная масса равномерно распределилась внутри формы и осела, а так же из нее вышел лишний воздух.
ДЕЛАЕМ ДИЗАЙН ВЕРХУШКИ.
Многие мыловары украшают верхушку мыла сухоцветами, палочками корицы или звездочками бадьяна. Нужно учесть, что такой дизайн – это декоративный элемент. Перед началом использования мыла его необходимо убрать, что бы не поцарапать кожу.
Вы можете украсить верх своего мыла, сделав ему красивый “ирокез” с помощью ложки или кондитерского пакета. Такой дизайн безопасен и смотрится великолепно.
Сегодня мы сделали вилочкой “стебельки” и посыпали сухими цветками лаванды. Получилось интересно.
На этапе украшения верхушки мыла можно не торопиться. Насладитесь красотой мыла, экспериментируйте с дизайном, проявите фантазию. А если что то пойдет не так, то просто постучите формой о стол и Ваша масса опять станет ровной.
Оформили верхушку мыла? Для сохранения собственного тепла, оберните форму с мылом пленкой (можно дополнительно укрыть ее одеялом).
Поставьте форму в теплое место на одни сутки.
В этот период мыло будет проходить стадию Геля – сначала Ваша масса станет прозрачной, а потом затвердеет и вернется к прежнему матовому цвету. Вы можете наблюдать превращение массы в готовое мыло через прозрачную пленку в которую его обернули.
Рождение натурального мыла – это удивительный процесс!