что такое сквозное действие

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Когда актер понял сверхзадачу пьесы, он должен стремиться к тому, чтобы все мысли, чувства изображаемого им лица и все вытекающие из этих мыслей и чувств действия осуществляли бы сверхзадачу пьесы.

Возьмем пример из «Горя от ума». Если сверхзадачу Чацкого, который является главным выразителем идеи пьесы, мы можем определить словами «хочу стремиться к свободе», то вся психологическая жизнь героя и все его действия должны быть направлены к осуществлению намеченной сверхзадачи. Отсюда беспощадное осуждение всего и всех, кто мешает его стремлению к свободе, стремлению разоблачить и бороться со всеми фамусовыми, молчалиными, скалозубами.

Вот такое единое действие, направленное к сверхзадаче, Станиславский называет сквозным действием.

Константин Сергеевич говорит, что «линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».

Нас могут спросить: а какую же роль во всем этом играет неудавшаяся любовь к Софье? А это только одна из сторон борьбы Чацкого. Ненавистное ему фамусовское общество стремится отнять у него и любимую девушку. Борьба за личное счастье вливается в сквозное действие борьбы за свободу и усиливает сверхзадачу.

Если актер не будет все свои поступки нанизывать на единый стержень сквозного действия, которое ведет его к сверхзадаче, то роль никогда не будет сыграна так, чтобы мы могли бы об этом говорить как о серьезной художественной победе.

Чаще всего творческое поражение ожидает актера, когда он заменяет сквозное действие более мелкими, несущественными действиями.

Представим себе, что актер, играющий Чацкого, скажет себе: — У меня много стремлений. Я стремлюсь отдохнуть на родине после скитаний, я стремлюсь повеселиться над всякими чудаками, я стремлюсь жениться на Софье, я стремлюсь вырвать моего старого друга Платона Михайловича из-под влияния его жены и т.д. и т.д.

Что же получится? Роль разобьется на отдельные маленькие действия, и, как бы хорошо они ни были сыграны, от сверхзадачи, вложенной автором в свое произведение, ничего не останется.

Борясь с таким, довольно частым явлением в театре, Станиславский писал: «Вот почему прекрасные в отдельности куски вашей роли не производят впечатления и не дают удовлетворения в целом. Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего».

Брошенная на солому, закованная в цепи, увозимая на страшные мучения, боярыня Морозова не смирилась, не подчинилась. Глаза ее сверкают, бледное лицо выражает порыв и вдохновение, высоко поднята рука, пальцы которой сложены для двуперстного крестного знамения. Все ее движения, весь порыв сводятся к одному сквозному действию: утверждаю свою веру, хочу убедить в ней народ.

И гениальный художник выразил это сквозное действие с удивительной экспрессией.

А теперь представим себе, что названное сквозное действие заменено другим. Например: еду на муки и хочу проститься с Москвой и с народом, или: хочу увидеть врага своего — царя Алексея Михайловича, который высматривает из решетчатого оконца церкви, или. Можно вообразить еще много действий, но ни одно из них не заменило бы сквозного действия, так глубоко и точно найденного Суриковым.

И я думаю, что самый неискушенный зритель поймет, что, как бы ни были замечательно написаны и люди, и Москва XVII века, и снег, все равно картина не производила бы такого сильного впечатления, если б ее сверхзадача была нарушена.

Каждое сквозное действие в органическом художественном произведении имеет свое контрдействие, которое усиливает сквозное действие.

Не отрываясь от приведенного примера в живописи, напомним смеющегося дьячка, который стоит в левой группе народа и издевается над Морозовой. Он и окружающие его лица являются носителями контрдействия.

Или Фамусов, Скалозуб, Молчалин, все гости в доме Фамусова, мифическая княгиня Марья Алексеевна представляют собою противодействие, враждебное сквозному действию Чацкого, и тем еще усиливают последнее.

Станиславский говорит: «Если бы в пьесе не было бы никакого контрсквозного действия и все устраивалось само собой, то исполнителям и тем лицам, кого они изображают, нечего было бы делать на подмостках, а сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной».

Читайте также

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ КАРТИНА ПЕРВАЯСуровая скалистая местность, частично покрытая деревьями; по обе стороны сцены холмы. Виден новый храм. В глубине ущелье. Тамино стремительно спускается с одной из скал с луком, но без стрел. Он преследуем Змеем.ТАМИНОПомогите! Помогите или я

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ КАРТИНА ПЕРВАЯПальмовая роща. На серебристых деревьях золотистые ветви. С каждой стороны находится по девять пирамид; в каждой из них высечен выступ, на котором стоит большой чёрный горн, отделанный золотом. Посредине возвышается самая большая пирамида.

Действие вершат «колобки»

Действие вершат «колобки» Многими своими чертами Карлсон напоминает другого мультипликационного героя, появившегося почти одновременно с ним: Винни-Пуха Федора Хитрука. Оба персонажа — толстые и круглые, нелепо и хаотически двигаются, любят поесть и, будучи не в силах

7. Действие

7. Действие Действие у Эсхила просто, бесхитростно, но величественно по своей значимости и тому впечатлению, которое оно оказывало на публику, очевидно, готовую к «спецэффектам», которые у этого автора порой сводятся лишь к напряженному молчанию. Другая важная

Действие первое

Действие первое Картина перваяДействие разыгрывается на сцене с чуть размытыми, словно выходящими из тумана декорациями. Полумрак по нашему замыслу даст ощущение удаленности событий во времени, события как бы проступают из пласта веков, они нечеткие, «присыпаны»

Действие второе

Действие второе Картина перваяПоходная ставка знаменитого тюркского вельможи, хана Айдына, близкого родственника Аттилы и его доверенного лица. Сюда прибывает Аппий. Стража останавливает его на подходе. После необходимых формальностей Аппия провожают в шатер Айдына.

Действие грамоты Дионисия

Действие грамоты Дионисия Когда грамота Дионисия дошла до Нижнего Новгорода, воевода Алябьев созвал старейшин города. Пришли архимандрит Печерского монастыря Федор, протопоп Савва, попы, дьяконы, дети боярские и посадские старосты. Говядарь[186] Кузьма Захарьевич

Глава шестая. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

Глава шестая. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Мы установили, что действие, будучи материалом актерского искусства, является носителем всего, что составляет актерскую игру, ибо в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное,

СЛОВО — ЭТО ДЕЙСТВИЕ

СЛОВО — ЭТО ДЕЙСТВИЕ Проблема слова занимает видное место в творческой практике русского театра.Не было, кажется, ни одного крупного деятеля в истории русского театра, который не задумывался бы над великой силой воздействия слова, не искал бы средств к тому, чтобы слово

Революционное действие: джазовое эхо

Революционное действие: джазовое эхо Зрелость расового негритянского самосознания, ощутившего и свое отчуждение, и свою связь с африканской культурой, и свое новое историческое предназначение, обусловила переход негритянского освободительного движения к прямому

Восприятие и действие

Восприятие и действие «Чистого» восприятия не бывает. Восприятие всегда порождает реакцию. И наше дело — дать ход реакции или затормозить ее. Эта неразрывность, органическая связь восприятия и реакции является одним из основных законов творческого состояния актера.И

ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ 1. Что на же самом деле может считаться достаточной характеристикой человеческого поведения, – самостоятельной и полностью независимой от всякого контекста, существующей и до начала собственно действий, и после их завершения? Что можно было

Источник

Что такое сквозное действие

Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. Ком. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 511 с.

Перед вами одно из самых знаменитых и востребованных произведений великого русского режиссера, знаменитого актера, педагога и театрального деятеля К.С.Станиславского «Работа актера над собой. Дневник ученика».

Этот труд на протяжении многих десятилетий является настольной книгой любого актера и режиссера. Его по праву называют одним из самых знаменитых «учебников» по актерскому мастерству. В этой книге последовательно изложено содержание системы К.С.Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения актеров и режиссеров на профилирующем курсе, так и называемом «мастерство актера» или «мастерство режиссера». Упражнения и этюды из этой книги используются при обучении на актерских и режиссерских курсах.

«Работа актера над собой» — это, в первую очередь, труд о мастерстве актера. Говоря современным языком, эта книга — классический актерский тренинг, дающий знания, без которых думающий о своем искусстве, актер не может считать себя настоящим актером.

В этой книге представлена первая часть произведения.

Работа актера над собой

Сценическое искусство и сценическое ремесло

Действие. «Если бы», «предлагаемые обстоятельства»

Чувство правды и вера

Приспособление и другие элементы, свойства. Способности и дарования артиста

Двигатели психической жизни

Линия стремления двигателей психической жизни

Внутреннее сценическое самочувствие

Сверхзадача. Сквозное действие

Подсознание в сценическом самочувствии артиста

О целях «настольной книги драматического артиста»[79]

Из вариантов предисловия к книге «работа актера над собой»[80]

Добавление к главе о действии[82]

Дополнение к главе «общение»[84]

О взаимодействии актера со зрителем[87]

Об актерской наивности[88]

Работа актера над собой

Нет никакого сомнения, что младенец кричит голосом старика Толстого. Но тут ведь и важен не столько факт соответствия «противоречивого» впечатления и реальной душевной жизни, сколько факт преображающего сознания художника. В глубинах эмоциональной памяти писатель обнаруживает первообраз судьбы. Он обнаруживает «сверхзадачу» будущей жизни и даже ее «сквозное действие», как мог бы, вероятно, прокомментировать воспоминания Л. Н. Толстого его младший современник, Константин Сергеевич Станиславский.

Вступая в пору артистической зрелости, будучи на вершине своей актерской славы, Станиславский летом 1906 года вновь пережил «детский страх» и неловкость за свое искусство. Это был особого рода духовный творческий кризис, знакомый многим великим художникам. Искусство театра перестало дарить ему радость творчества. Ремесло, повторы, штампы убили когда-то свежие и острые чувства, вложенные им в любимейшую роль доктора Штокмана. Вместо искусства началось ремесло, вместо органического творчества механическое, по наезженной колее, по собственному трафарету, не требующему никаких сердечных живых затрат. Система началась тогда, когда изуродованная актерская душа взбунтовалась. «Как уберечь роль от перерождения, от духовного омертвения, от самодержавия актерской набитой привычки и внешней приученности?» [5] — задает Станиславский самому себе вопрос. Отвечая на него, он выдвигает идею «актерского туалета», то есть подготовки к «творческому самочувствию» артиста, враждебному «актерскому самочувствию», виду кликушества и истерии. Возникает идея профессионального труда, способного возвращать актеру утраченную радость творчества и вдохновенной игры, в которой согласуются ум и чувство, душа и тело. Станиславский задумывает «Настольную книгу драматического артиста», в которой он собирается показать актеру сознательные пути к овладению инструментом своей души и тела. Он убежден, что артист может и должен контролировать процесс органического сотворения живого человеческого образа. Работа актера над собой и над ролью есть прежде всего профессиональный труд, составные части которого нужно было впервые обнаружить и назвать. «Парадокс об актере» он перевел в профессиональную плоскость: если «раздвоение» творящей природы артиста является неустранимым, то следует использовать его во благо артиста. Пусть тайна останется тайной, бессознательное-бессознательным, интуитивное интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому самочувствию, к тем секундам «актерского рая», ради которых живет подлинный артист.

Источник

Сквозное и контрсквозное действие.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Все эпизоды должны быьть подобраны друг к лругу по их внутренней сути и пронизать одной общей сквозной линией. Для этого необходима основная конечная цель всего произведения – сверхзадача. Она притягивает к себе все отдельные эпизоды, действия и задачи.

«Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс. Сверхзадача ( хотение), сквозное действие ( стремление) и выполнение его(действие) создаёт творческий процесс переживания» К.С. Станиславский. Сквозное действие отыскивается в том, что утверждают и отвергают персонажи, то есть в действии. Борьба протекает через события.

Рядом со сквозным действием имеется враждебное ему контрсквозное действие.

Контрсквозное действие идёт не к сверхзадаче, а против неё.

Носителями контрсквозного действия в спектакле являются герои, имеющие противоположные положительным героям цели и задачи. Ведь внутренним импульсом всякого движения является противоречие, борьба противоположностей.

« Нам нужно постоянное столкновение: оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих задач и их разрешений. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой нашего искусства.

Если ис­пользовать терминологию Г. А. Товстоногова, то можно пред­положить, что «угол зрения» режиссера определяет и то, как он конкретизирует эстетическое содержание эксперимента. Часто драматург оставляет режиссеру подсказку для выбора наибо­лее верной точки зрения и осмысления событий, изложенных в драматургическом материале.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Чем точнее формулируется определение жанра, тем яснее становится путь отбора выразительных средств спектакля, решения его стиля и формы. Из всех литературных жанров наиболее подходящим для драматургизации является жанр – сказка Жанр сказка – нравоучение или развлечение в форме фантастического повествования.

Лирика включает в себя произведения, в которых находят воплощения, переживания автора как личность по отношению к себе, обществу, миру в целом. В лирическом жанре пишутся – ода, баллада, элегия, послание и др.

Основные признаки жанра сказки

· « Установка на вымысел», т.е. фантастическое содержание.

· Оптимизм повествования, цель которого – позабавить и поучить.

· Некоторые композиционно-стилистические особенности.

· Сказка подаётся сказочником и воспринимается слушателями, прежде всего как поэтический вымысел, игра, фантазия.

· Художественные формулы в сказке – поэтические штампы.

Их художественные функции – самые различные.

Тема

Начать предварительный разбор наиболее целесообразно с определения темы.

Источник

Тема и сквозное действие

Развитие истории как борьбы темы и контртемы существовало в драме задолго до Станиславского. Он просто угадал и сформулировал этот главный стержень любой драматической истории.

И он стал настаивать на том, чтобы в работе над каждым спектаклем вначале был проведен анализ действия, который выявит борьбу сквозного действия и сквозного противодействия, конкретно выражающих тему. Эта борьба – конкретный инструмент, выявляющий тему в фильме.

Сквозное действие объединяет все простые действия персонажей, раскрывающие тему. С ним постоянно борется сквозное противодействие – раскрывающее контртему.

Исходя из темы, вы определяете, что актеры должны делать каждую минуту.

Сложные, труднодоступные понятия проникают последовательно и неуклонно в душу зрителей, как личный опыт переживаний. Это не упрощение сложных вещей, это их превращение в живую энергию эмоций. Это и есть цель рассказывания историй – упаковать идеи в эмоции, которые неторопливо и неуклонно растут в душе зрителя все полтора часа, пока он смотрит фильм.

Гений Станиславского нашел универсальный путь к этой цели – раскрыть тему как непрерывную борьбу сквозного действия и сквозного противодействия.

Тема фильма «Пролетая над гнездом кукушки» – борьба свободы и тоталитаризма. Но действие происходит не на полях сражений, а в маленькой психиатрической больнице.

А медсестра имеет власть и запрещает. Так начинается контртема. Мак Мэрфи выполнил все условия медсестры. Теперь он имеет право посмотреть игру. Но медсестра не включила телевизор. Пока контртема побеждает без труда.

На это медсестра и главный врач ответили жестокой «лечебной» процедурой – электрошоком. Контртема побеждает.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Когда Станиславский первым сделал борьбу темы и контртемы в конфликте действия-противодействия своим рабочим инструментом, зрители были потрясены. Они получили возможность угадать в действиях актеров сложные и тонкие нюансы.

На сцене расцвели сокровища правды. А в основе лежала технологическая болванка, единая на все случаи. Не парадокс ли это?

Все знают, как нетерпим был Станиславский к штампам актерского исполнения. Его знаменитое «Не верю!» стало притчей о требовательности художника.

Но это был заключительный этап творчества. Ему предшествовало построение фундамента, где гений режиссуры искал простые и сильные столкновения двух противоборствующих линий – сквозного действия и противодействия. Всегда одного и того же – конструктивного стержня.

Непрерывная борьба сквозного действия и противодействия является генератором энергии любого спектакля или фильма.

Шекспир знал об этом источнике энергии задолго до Станиславского.

Ромео полюбил Джульетту, не думая о том, что она из семьи врагов, – это тема.

Тибальд обнаружил врага семьи Ромео на балу. Ромео угрожает опасность – это контртема.

Но Ромео, пренебрегая опасностью, пробирается в сад Джульетты и слышит ее признания в любви к нему. Влюбленные счастливы – это тема.

Утром счастливый Ромео теряет друга Меркуцио и убивает в поединке брата Джульетты Тибальда – это контртема.

Ромео в отчаянии. Джульетта тоже в отчаянии. Но монах Лоренцо помогает влюбленным, он тайно венчает их. Они счастливы – это тема.

Как видите, тема развивается только в действиях персонажей, она помогает нам выстроить из различных действий сквозное действие.

Источник

СВЕРХЗАДАЧА, СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

СВЕРХЗАДАЧА, СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Актер должен идти к своему образу не по маленьким задачам, действиям, а по большим эпизодам и крупным действиям, указывающим, наподобие фарватера, направление творческого пути.

Пока эпизоды, задачи и действия пьесы (этюда) и ролей разрозненны и существуют отдельно, вне общей связи с целым, нельзя говорить о наличии спектакля. «Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего».[163]

Надо все эпизоды подобрать друг к другу по их внутренней сути и пронизать одной общей сквозной линией. Но для этого необходима основная конечная цель всего произведения — сверхзадача. Она должна притягивать к себе все отдельные эпизоды, действия и задачи. Это — основная мысль, идея, ради которой автор взялся за перо. И главная задача артистов: — это передать на сцене мысли писателя, его мечтания, чувства, радости и муки.

К. С. Станиславский придавал решающее значение сверхзадаче в искусстве. Он постоянно напоминал своим ученикам об этом… «Общая связь с ней и зависимость от нее всего, что делается в спектакле, так велики, что даже самая ничтожная деталь, не имеющая отношения к сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной сущности произведения. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль. […]

Такое непрерывное стремление питает, наподобие главной артерии, весь организм артиста и изображаемого лица, дает жизнь как им, так и всей пьесе».[164]

Сверхзадача должна быть увлекательной, но обязательно соответствующей творческим замыслам писателя, потому что если привить к произведению автора свою, чужую ему цель, то она станет диким мясом, как говорил Станиславский, на прекрасном теле и изуродует его до неузнаваемости. Но бывает иногда, что в старом классическом произведении естественно вскрывается современная идея, омолаживающая данную пьесу. Если эта идея органична для пьесы, то она становится сверхзадачей и произведение не калечится. Нужна нам сверхзадача сознательная (но не рассудочная), идущая от ума, от интересной творческой мысли; но в то же время волевая и эмоциональная, притягивающая к себе нашу физическую и душевную сущность и возбуждающая всю нашу творческую природу.

Очень важно найти точную формулировку сверхзадачи пьесы (роли). Вспомним работу над «Гамлетом» в Оперно-драматической студии. В поисках сверхзадачи трагедии мы предлагали такую: «Гамлет хочет, чтя память отца, отомстить за него». Но скоро нам стало ясно, что при такой сверхзадаче смысл пьесы сведется к семейной драме. К. С. Станиславский предложил нам следующую сверхзадачу: познавание бытия. Гамлет как Мессия должен пройти по всему свету и очистить его от скверны. От точности названия сверхзадачи зависит направление и трактовка произведения. Сверхзадача берется из гущи пьесы, из глубоких ее тайников. И пусть сверхзадача, говорил Константин Сергеевич, непрерывно напоминает артисту-исполнителю о внутренней жизни роли и цели творчества. Забыть о ней — значит порвать линию жизни играемой пьесы, а это катастрофа и для самого актера и для спектакля.

«От сверхзадачи, — пишет Станиславский, — родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество артиста».[165]

Итак, линия сквозного действия, как говорили мы раньше, соединяет воедино все элементы, пронизывает все задачи, действия, эпизоды и направляет их к общей сверхзадаче.

Упражнения: а) Назвать общую задачу сегодняшнего дня; б) назвать все задачи сегодняшнего дня, учитывая общую задачу дня. а) назвать сверхзадачу всей вашей жизни; б) назвать задачи на ближайшие отрезки времени.

Надо следить, чтобы делающие эти упражнения, логически, и последовательно «цепляли» одну задачу за другую, сложив из них одну сквозную линию, направленную к сверхзадаче жизни (или к общей задаче дня).

Возьмем пример из спектакля «Власть тьмы» Л. Толстого, над постановкой которого (с Б. И. Равенских) я работала в Малом театре в 1957 году. Ну, хотя бы роль Анисьи. Ее сквозное действие — бороться за свое личное, животное, сытое счастье, идя на все, сметая все препятствия. Выражается оно в следующих действиях (объединяя их в единое целое).

1. Борется за Никиту: настраивает Петра против женитьбы Никиты, требует у Никиты отказа от женитьбы на Марине и заручается помощью Матрены.

Борется за деньги (с Петром): бросается за помощью к Матрене, к Никите, пытается задержать приход сестры Петра, идет на преступление (отравление Петра), пытается удержать деньги у себя.

Старается всеми способами оттянуть (оторвать) Никиту от Акулины; ищет себе союзников в лице кумы, Митрича, Анютки, стремится заручиться помощью отца Никиты, пытается заставить Никиту считаться с собой, наскакивает на Акулину, пытаясь взять верх над ней, отстаивает свои права жены и хозяйки, идет на мировую с Никитой, все прощая ему.

Старается сбыть с рук Акулину — просватать.

Пытается спаять звенья распавшегося счастья.

Старается заставить замолчать кающегося Никиту, чтобы спасти начинающую, как ей кажется, налаживаться жизнь.

И это сквозное действие направляется к сверхзадаче роли: «Хочу сытой, любовной жизни с Никитой». Сквозное действие для самого актера является прямым продолжением линии стремления «двигателей нашей психической жизни» (ума, воли, чувства).

«Всякая сверхзадача, — писал К. С. Станиславский, — возбуждающая двигатели психической жизни, элементы самого артиста, нам необходима, как хлеб, как питание. […] Нам нужна сверхзадача, аналогичная с замыслами писателя, но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста. […] Другими словами, сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста… Необходимо искать отклики в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни. Важно, чтобы отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и, вместе с тем, не расходилось с замыслами писателя».[166]

Изучая отдельные элементы психотехники или руководя их изучением, мы имели всегда своей целью подвести будущих актеров к пониманию значения сверхзадачи и сквозного действия, как руководящего принципа творчества. Конечно, как говорил Константин Сергеевич, мы еще не готовы на этой стадии для тонких, проникновенных поисков сверхзадачи и сквозного действия, но мы во всех упражнениях по элементам психотехники старались находить цель и основную творческую задачу или, как мы говорили, решать, зачем мы это делаем.

В пьесе (этюде) рядом со сквозным действием имеется враждебное ему контрсквозное действие, которое идет не к сверхзадаче, а против нее. Ведь внутренним импульсом всякого движения являются противоречия, борьба противоположностей. Это закон развития природу и общества.

Контрсквозное действие (противодействие сквозному действию) вызывает и усиливает активность, действенность, благодаря ему создается борьба, конфликт.

«Нам нужно это постоянное столкновение: оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих задач и их разрешения. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой нашего искусства. Если бы в пьесе не было никакого контрсквозного действия […] сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной»…[167] Так, например, в трагедии У. Шекспира «Отелло» — Яго ведет контрсквозное действие, а в пьесе Л. Леонова «Нашествие» — Фаюнин, Массальский, Кокорышкин и фашисты.

Во «Власти тьмы» Л. Толстого персонажами, ведущими сквозное действие пьесы, являются Аким, Митрич, Марина, Никита, а контрсквозное — Матрена, Анисья. Это конфликт противоборствующих сил в спектакле, сверхзадача которого: боритесь, и светлое начало в человеке победит окружающую, наступающую на него тьму — светлое начало в человеке сильнее власти тьмы.

Приступая к работе над этюдом, пьесой, ролью, изучайте, кристаллизуйте каждый эпизод, факт, находите его творческую задачу (верное название эпизода вскрывает заложенную в нем задачу). Творческую задачу в эпизоде, факте нужно определить для каждого действующего лица.

Сценическую задачу нужно непременно определять глаголом, а не именем существительным, которое говорит об образе, состоянии, представлении, об явлении, чувстве, и не пытается намекать на активность, на позывы к действию. Задача должна быть действенной.

Всем, кто занимается изучением системы или руководит изучением ее, надо не забывать, что основная задача психотехники — путем органического действия подойти к порогу подсознательного творческого процесса, к постижению подлинной правды жизни изображаемого лица. И в этом главном процессе, как говорит К. С. Станиславский, «наиболее могущественными манками для возбуждения подсознательного творчества органической природы являются сверхзадача и сквозное действие».[168]

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

На занятиях в Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского.

Слева направо: В. З. Радомысленский, К. С. Станиславский, З. С. Соколова, Л. П. Новицкая.

У дверей справа — М. Н. Кедров.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Оперно-драматическая студия в Онегинском зале дома К. С. Станиславского

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Приход К. С. Станиславского на занятия в Студию

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

К. С. Станиславский на занятиях в Студии

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

К. С. Станиславский со своими помощниками по Оперно-драматической студии: с братом В. С. Алексеевым и сестрой 3. С. Алексеевой-Соколовой

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

На репетиции первого акта пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова. Режиссер-педагог М. П. Лилина, К. С. Станиславский, В. 3. Радомысленский

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Слева направо И. С. Чернецкая, В. 3. Радомысленский, К. С. Станиславский, М. П. Лилина

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

На репетиции первого акта спектакля «Вишневый сад». Приезд Раневской

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Варя — Л. П. Новицкая, Аня — М. И. Мищенко

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Портрет К. С. Станиславского, подаренный Л. П. Новицкой М. П. Лилиной, с ее дарственной надписью

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Участники студийного спектакля «Вишневый сад» с режиссером-педагогом М. П. Лилиной. 1936/37 уч. год

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Освобождение мышц Гребля

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Определение точек опоры

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Толкание партнера без физического воздействия

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Магическое «если бы»

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Если бы я была одна в комнате и услышала шорох за дверью

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Действие «если бы», предлагаемые обстоятельства

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Упражнения на внимание

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Упражнение на последовательность и непрерывность движения.

Малое движение. Среднее движение. Большое движение.

Упражнение на беспредметные действия. Нанизывание бус.

Упражнения на сценическую наивность.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Упражнения на сценическую наивность.

Укротительница льва. Утка. Тяжеловес

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Упражнения со стулом

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Упражнения на построение мизансцены.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Сцены из спектакля Студии им. К. С. Станиславского «Три сестры» А. П. Чехова.

Режиссер-педагог М. Н. Кедров. 1940 год

1-й акт. Слева направо: Ирина — Г. И. Калиновская, Маша — Г. А. Гурко, Вершинин — В. С. Куманин, Чебутыкин — Ю. Н. Мальковский, Ольга — В. Г. Батюшкова

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

4-й акт. Ирина — Г. И. Калиновская, Чебутыкин — Ю. Н. Мальковский

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

На репетиции пьесы «Три сестры» А. П. Чехова.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

«Три сестры» А. П. Чехова в Студии им. К. С. Станиславского. 1940 год

Анфиса — Л. П. Новицкая

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Анфиса — Л. П. Новицкая, Ольга — В. Г. Батюшкова

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

К. С. Станиславский на репетиции

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Письмо К. С. Станиславского к Л. П. Новицкой. 1938 год

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

На репетиции пьесы «Гамлет» У. Шекспира. 1937 год. Слева направо: В. А. Вяхирева, К. С. Станиславский, 3. С. Соколова, Л. П. Новицкая

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Просмотр этюдов в Студии

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

«Кукольный магазин». Этюд на «наивность»

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

«Инсценировка программы». Показ учебных работ первого и второго курсов.

Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского осенью 1938 года в Доме актера ВТО

Упражнения на беспредметные действия. Показ ведет Г. В. Кристи

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Этюд «Зверинец». Верблюд — П. П. Глебов, укротитель — Б. И. Лифанов

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Элемент «освобождение мышц». Показ ведет Г. В. Кристи

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Упражнение на элемент «внимание»

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

К. С. Станиславский с драматическим отделением Оперно-драматической студии. 1936/37 уч. год.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Участники студийной работы над пьесой «Дети Ванюшина» С. А. Найденова. Во втором ряду в центре режиссер-педагог В. А. Орлов и педагог Г. А. Герасимов.

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Группа ассистентов и студийцев у входа в квартиру К. С. Станиславского

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Группа ассистентов Студии на загородной прогулке

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Празднование годовщины Великой Октябрьской революции в Студии 7 Ноября 1935 года. Группа Л. П. Новицкой

что такое сквозное действие. Смотреть фото что такое сквозное действие. Смотреть картинку что такое сквозное действие. Картинка про что такое сквозное действие. Фото что такое сквозное действие

Фронтовая бригада Студии.

Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)

Читайте также

Сверхзадача

Сверхзадача 1И в конце февраля продолжали свирепствовать метели, Под снежными заносами скрылись железнодорожные пути. Кошкину казалось, метели отнимают тепло и у людей: в дирекции, в КБ к нему относились холодно, недоверчиво.А тут еще весть о смерти Серго.Боль оглушила.

Глава 16. Сверхзадача

Глава 16. Сверхзадача Перед началом съемок на «Мосфильме» устраивались просмотры фильмов мировой классики. Их заказывал сам режиссер, считая, что творческой группе необходимо ознакомиться с приемами и находками современного зарубежного кинематографа. Я впервые тогда

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ Общежитие циркового училища располагалось в Кунцеве, метрах в двухстах от станции.Ничто не предвещало того, что Кунцево вскоре станет одним из самых престижных московских районов.Это был небольшой уютный поселок, состоящий в основном из небольших деревянных

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ Осенью семидесятого врачебная комиссия при военкомате поставила мне страшный, а главное, неожиданный диагноз – годен к строевой. Как всякое разумное существо, я понимал, что армия есть важнейший государственный инструмент, но не понимал при этом другого – при

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ Дождь и слякоть сопровождали мою первую послеармейскую гастроль. Отслужив, я поехал домой, в Кишинев. Отогреться и прийти в себя. Безо всякого труда я был принят на работу в местную филармонию, в ансамбль с лучистым названием «Зымбет», что в переводе означало

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ Существует на эстраде вульгарное такое словечко «чес». Производное от глагола «чесать». То есть сыграть за минимальное количество дней максимальное количество концертов. Понятно, что популярные артисты не шатались по чесам. Они честно рубили капусту, сидя в

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ Я родился в виноградной республике, и уже из одного этого можно сделать вывод, что Родина щедро поила меня не только березовым соком. Еще в семилетнем возрасте я, садясь ужинать, с молчаливого согласия родителей, выпивал несколько граммов легкого молодого вина. А

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ «Вопрос, конечно, интересный». Помните эту фразу, которая, сорвавшись с телеэкрана февральским вечером, в один миг стала народной поговоркой. Без ложной скромности могу сказать, что я горд. Горд потому, что родителями этой крылатой фразы были я и мой партнер Рома

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ Однажды погожим июньским утром, когда я, отпаиваясь киселем, приходил в себя после тяжело проведенных выходных дней, тишину сознания прорезал телефонный звонок.– Добрый день! – прощебетал жизнерадостный (то ли девичий, то ли жен-ский) голос. – Это вас с

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ Когда я учился в школе, рядом со мной сидел розовощекий, упитанный крепыш Миля Ройтман. Миля был по-своему уникальным ребенком. Каждую четверть он непременно заканчивал с восемью двойками. Ни с семью, ни с девятью, а именно с восемью. Учитель физики по этому поводу

СВЕРХЗАДАЧА

СВЕРХЗАДАЧА Постепенно реализм всё же стал брать верх. Причём не малую роль в этом сыграл сам Горбачёв. Он активно подключился к дискуссиям и вскоре под его руководством состоялась целая серия совещаний. На одной из таких узких встреч в Кремле 4 октября (присутствовали:

Действие второе

Действие второе Если в авторской ремарке представление того, с чего начиналось первое действие трагедии, начиналось со слова «весело», то начало второго действия представлялось так:«Скучно. Площадь в новом городе. В.Маяковский переоделся в тогу. Лавровый венок».Второй

Первое действие

Первое действие Окрестности Царского Села. Первые дни октября и первый снег, довольно обильный. Солнце склоняется к закату. Желтеет пологий холм, поля, перелески, далеко уходящие изгибы речки.У подножия холма — императорский охотничий домик, в окнах которого

11. Сквозное плавание ледокольного парохода «Сибиряков» северным морским путем (1932)

11. Сквозное плавание ледокольного парохода «Сибиряков» северным морским путем (1932) Сквозное плавание ледокольного парохода «Сибиряков» по Северному морскому пути, формально совпавшее с началом проведения Второго Международного полярного года, было подготовлено рядом

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ Присутствие актера на сцене неизбежно связано с действием. Он действует не только, когда говорит или двигается, но и когда остается неподвижным, когда молчит, наблюдает за происходящим.Действие является сущностью театрального искусства, всего сценического

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *