что такое скудость ума
Скудоумие
Не оскудевает только скудоумие.
Упрямство — это исчадие скудоумия, невежества и самонадеянности.
Многоречие свойственно человеческому скудоумию.
Неаргументированный оптимизм — верный признак скудоумия.
Сериал «Интерны». Доктор Быков
Скудоумие как качество личности – склонность проявлять слабость ума, умственную ограниченность.
У Ананды был брат, совсем глупый и неспособный. Но он тоже хотел учиться у Будды. И однажды, нарушив запрет Ананды, он подошел к Будде и со слезами стал умолять дать ему личную практику. — Но, — сказал он, — я ничего не умею. Я не могу даже запомнить больше четырёх слов сразу. — Хорошо, — сказал Будда, — четырёх слов достаточно. Мы даже сгруппируем их в две фразы по два слова, чтобы тебе не пришлось слишком напрягать свой ум. Вот, возьми эту метлу и иди подметать полы. Когда будешь подметать влево, говори: «Подметаю пол», а когда метла пойдет вправо, говори: «Духовно расту». Этот человек достиг просветления раньше своего многознающего брата, ведь, как известно, согласно легендам, Ананда обрёл просветление последним, уже после смерти своего Учителя.
Ум со всеми чувствами – одна из составляющих нашего тонкого тела. Кроме ума к тонкому телу относится жизненная энергия, разум и наше понимание себя как личности (эго). Умом руководит разум, а ум, в свою очередь, руководит чувствами и жизненной энергией. Скудоумие не справляется со своими обязанностями. Ум, к примеру, становится рабом чувственных ненасытных желаний.
Для успешности человеку нужен развитый разум и дисциплинированный ум. Эту тривиальную мысль афористично выразил Джордж Галифакс: «Где недостает ума, там недостает всего». От чего зависит правильное функционирование тонкого тела в контексте ума? От следующих моментов и обстоятельств:
— совершенных в прошлом поступков и от желаний;
— мировоззрения человека, его жизненных целей и задач, и, как результат, от сложившегося на их основе образа жизни;
— наших текущих мыслей, желаний и поступков;
— нашего общения и рода деятельности.
Ум, по словам Олега Торсунова, — это психический остов человека, включающий в себя: глубинную память; наше настроение и способность мыслить; тонкие чувства познания — слух, осязание, зрение, вкус, обоняние, которыми ум наделен для постижения окружающего мира и наслаждения существованием в нем; систему психических центров и энергетических каналов; чувства, отвечающие за деятельность (способность говорить, выполнять ручную работу, ходить, совершать половой акт, очищать организм от шлаков).
Древний мудрец Патанджали для понимания структуры ума привел образное сравнение: «озеро ума». Так, волны на поверхности – это наши мысли и желания, слои воды под ними – это наши более глубокие (подсознательные) психические функции, такие как настроения и побуждения, а ил на дне озера – это наслоения кармы, находящиеся в глубинной памяти ума.
Скудоумие, находясь в компании поверхностности, ограниченности и пустословия, выплёскивается в окружающий мир через непроходимую глупость и невежество, всё подавляющую лень, некультурность и невежливость. Еще Артур Шопенгауэр писал: «Вежливость, как игорная марка, есть открыто признанная фальшивая монета. Скупость на нее доказывает скудоумие, щедрость, напротив — ум. Кто же доводит вежливость до пожертвования реальными интересами, похож на человека, раздающего вместо марок настоящие червонцы».
Сквернословие – рупор скудоумия. В притче 11:12 Соломон говорит: « Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит». Скудоумие набирается наглости обвинять других в темноте и отсталости. То, что мы не знаем, для нас не существует. Скудоумие о многом не знает, поэтому ему легко говорить о незнании других с позиций своего хилого миропонимания.
Идёт Академик Павлов по улице в Петрограде и крестится на храм.– Темнота! — ухмыляется полупьяный матрос, идущий мимо. – Тёмный я, сынок, тёмный, — соглашается академик.
Многие считают скудоумными верующих. Примеры, приведенные журналистом Федором Косолаповым, начисто опровергают такое мнение.
Наш современник, академик Николай Николаевич Боголюбов считался гениальным учёным ещё при жизни. Свою первую научную работу академик он написал… в 15-летнем возрасте, спустя год был принят в аспирантуру АН УССР, а в 20 лет получил степень доктора математических наук. Став в 1943 году профессором МГУ, через пять лет он возглавил теоретический отдел Института химической физики АН СССР, с 1950 года работал в Математическом институте им. В.А. Стеклова АН СССР и одновременно — в закрытом институте оборонного профиля. В 1953 году, Боголюбов основал кафедру квантовой статистики и теории поля в МГУ им. М.В. Ломоносова, которой руководил до последних дней своей жизни.
При образовании в 1956 году. в Дубне международного научного центра Объединённого института ядерных исследований, Боголюбов — организатор и руководитель лаборатории теоретической физики, а с 1965 по 1988 годы — директор этого института. В 1966 году возглавил созданный им Институт теоретической физики АН УССР в Киеве, с 1983 по 1989 г. параллельно возглавлял Математический институт им. В.А. Стеклова. Алексей Николаевич Боголюбов писал о своём брате: «он говорил, что не религиозных физиков можно пересчитать по пальцам. Он был сыном православной церкви и всегда, когда ему позволяло время и здоровье, он ходил к вечерне и к обедне в ближайшую церковь, знал наизусть многие богослужебные тексты». Профессор, протоиерей Владимир Воробьёв свидетельствует: «Николай Николаевич Боголюбов, который ещё заведовал кафедрой теоретической физики на физическом факультете МГУ…, регулярно исповедовался и причащался святых Христовых тайн. Мне довелось знать его в МГУ, а потом я участвовал в его отпевании».
Не менее выдающаяся личность, сотрудник Национального Аэро-Космического Агентства США (NASA) в прошлом, а ныне митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, председатель Комитета по биоэтике Элладской Православной Церкви. После окончания университета он оказался в Америке, где продолжал своё образование в двух самых крупных мировых центрах физики — в Гарвардском университете и в Массачусетском технологическом институте, его педагогами были обладатели Нобелевских премий, учёный изучал у них астрофизику, инженерную механику и медицину.
– Я стремился научиться использовать достижения механики и передовых технологий для человеческого организма, – говорит о себе митрополит. – Научный поиск приносил мне необыкновенную радость, самую огромную, на которую, как мне тогда казалось, способен человек. И Господь давал возможность решать те научные задачи, которые я ставил перед собой, и, более того, я добился того, чего сам не ожидал. …Радости научного изыскания похожи на движение самолёта, а радости церковные напоминают космическую ракету. Если говорить о радостях научных, о том самом самолёте, то, сколько бы ты ни летал на нем, ты все равно вернёшься на землю. Что касается радостей Божьих, той самой ракеты, которая тебя уносит, в ней ты можешь путешествовать бесконечно в дотоле неизвестных тебе мирах. Умные люди верят фактам, суеверные — полагаются на мифы. Как нам смотреть на мир? Через призму искажённых представлений или честным открытым взглядом? Каждый решает сам.
Как быстро разглядеть в человеке скудоумие
Однако существуют и явные сигналы, которые практически никогда не подводят. Если в разговоре замечены все предложенные сигналы, почти наверняка перед тобой дурак.
Использует слова, значения которых не понимает
Использование в разговоре слов, значения которых не понимаешь, — это не просто какая-то ошибка, а явный признак глупости. Выходит, что человек когда-то услышал новое для себя слово и даже не потрудился узнать его значение. Это примерно как прийти на индийский рынок и есть всё подряд с завязанными глазами. Может быть, повезёт, и слово гладко ляжет в ряд, а может, попадётся протухший таракан, маринованный в душистой слизи.
В некоторых случаях одного этого сигнала вполне достаточно для однозначного вывода. Например, когда человек строит из себя умника. Намеренно использует редкие слова, значения которых собеседнику могут быть непонятны. Таким образом он демонстрирует уровень своего развития, некое интеллектуальное превосходство. То есть где-то внутри он осознаёт важность ума и богатой речи, но дальше этого подсознательного понимания дело не пошло. Не представляя из себя ничего, этот человек хочется казаться всем. Именно казаться, а не быть, и это однозначный признак дурака.
Говорит много, но информационная ценность сказанного равна нулю
Возможность говорить — это естественное право каждого человека от рождения. Однако как же хочется порой ввести какие-то квоты! Но это мимолётное эмоциональное желание — до подобного, конечно же, мы не дойдём никогда. Пускай говорят — так мы быстрее определим дурака и станем относиться к его речам соответственно.
Одни пускают пыль в глаза, произнося редкие слова, другие берут количеством, спамя вокруг своим мнением. Есть такая категория людей, которые имеют своё важное мнение касательно любых вопросов и которые способны дать советы касательно любых ситуаций. Они произносят столько слов, что им числа нет. В умелых устах этих слов хватило бы на несколько томов великих книг; в устах глупца они превращаются в затяжной пшик.
Лучший пример такого пустозвонства — выступления бизнес-тренеров. Сразу нужно отметить: обычно эти бизнес-тренеры не глупы, они просто мошенники. Говоря много и с умным видом, они стараются привлечь тех, кто побестолковее. Их лекции могут длиться часами, а смысловой нагрузки там на пару минут. Причём если отбросить шелуху — доносимые тезисы очевидны всем и каждому. Так вот, мошенники этим хотя бы зарабатывают, а для рядового глупца это повседневный разговорный стиль.
Стремится рассказывать о себе, сильно преувеличивая достижения
Снова сигнал, которого в большинстве случаев достаточно для однозначного вывода. Однако в этом случае за глупца можно принять, например, нарцисса — человека малоприятного, но всё-таки из другой категории.
Если человек предпочитает говорить о себе — вероятно, ему просто нечего больше рассказать. Нет у него никаких интересов, ни в чём он по-настоящему не разбирается. В том числе и в себе, кстати. Поэтому он и хвалится первому же встречному. Бывает такое, что только познакомился с человеком — а тот давай втирать о своём великолепии, своей уникальности. Из какой-то сущей ерунды делает сверхдостижение, и здесь остаётся лишь посочувствовать. Если человеку приходится придумывать для себя достижения, чтобы рассказать о них при первом же знакомстве, судьба его незавидна. Таким способом он пытается обмануть в первую очередь себя, он хочет, чтобы хоть кто-то считал его значимым. То есть снова «казаться, а не быть» хочет глупец, только в ещё более запущенной форме.
Бывает, что человек в целом нормальный, просто желает поделиться каким-то недавним достижением, пускай и небольшим. Хочет, и ладно — можно выслушать и потом перейти на другую тему, а лучше для проверки перейти на рассказ о себе. Нормальный человек, может быть, и без интереса, но хотя бы из приличия выслушает, а дурак обязательно прервёт и снова постарается перетянуть одеяло на себя. Ведь его цель — самообман. Ему не нужны твои реальные истории — он хочет рассказывать свои сказки.
Не допускает вероятности собственной неправоты
– Марк Туллий Цицерон
Действительно, что может быть глупее? Ошибаются все, но только дурак, не желая признать ошибку, продолжает настаивать на ней, многократно увеличивая масштаб собственной же глупости. Причём глупец подобную баранью упёртость воспринимает как достоинство.
Дурак потому и остаётся дураком, что ему невозможно ничего доказать или объяснить. Он ищет не истину и не правду, а самоудовлетворение. Наступает это самоудовлетворение через ментальный онанизм. Дурак буквально кайфует от того, как монолитные аргументы и факты крошатся о его «и чё» или «не убедил». Главное для него — это выиграть спор, оставшись при своём мнении. Такой дурак всегда выигрывает спор, ведь против «и чё» не попрёшь. В противном случае пришлось бы спускаться на этот же уровень, а без опыта там делать нечего.
скудный ум
Смотреть что такое «скудный ум» в других словарях:
скудный — См. малый … Словарь синонимов
СКУДНЫЙ — СКУДНЫЙ, скудная, скудное; скуден, скудна, скудно (книжн.). Недостаточный, незначительный, бедный, убогий. Скудная пища. Скудные средства. Скудная природа. Скудная растительность. «На скудный твой наряд с насмешкой не случайно все, кажется,… … Толковый словарь Ушакова
СКУДНЫЙ — СКУДНЫЙ, скудость, скудеть и пр. см. скуда. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
СКУДНЫЙ — СКУДНЫЙ, ая, ое; ден, дна, дно, дны и дны. 1. Недостаточный, убогий (в 1 знач.). Скудные средства. Скудная степная растительность. Скудно (нареч.) обставленная комната. 2. кем (чем). Бедный в каком н. отношении. Озеро скудно рыбой. Скуден разумом … Толковый словарь Ожегова
скудный — скудный, кратк. ф. скуден, скудна и скудна, скудно, скудны и скудны; сравн. ст. скуднее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
скудный — Общеславянское – sko,d >ske,d (шалить, жалеть). Старославянское – ск(он)дъ (скудный). Древнерусское – ск(он)дъ (скудный). Слово «скудный» известно с древнерусской эпохи (XI в.) в краткой форме «скудъ». Древнерусским языком слово заимствовано… … Этимологический словарь русского языка Семенова
скудный — Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от скудъ – скудный (тот же корень, что и в существительном паскуда) … Этимологический словарь русского языка Крылова
скудный — ая, ое; ску/ден, скудна/ и ску/дна, ску/дны 1) Небольшой по количеству, незначительный. Скудные запасы. Скудный урожай. Скудная пища. Скудные сведения. Из сизой мглы, над морем вдалеке встает стена. Но сказ о Карадаге не выцветить ни кистью на… … Популярный словарь русского языка
СКУДНЫЙ. — Общесл. Образовано от скждъ «скудный», того же корня, что и паскуда, щадить … Этимологический словарь Ситникова
Скудный — прил. 1. Недостаточный по количеству или силе; незначительный. 2. Такой, в котором мало чего либо, которому недостает чего либо. 3. перен. устар. Не обладающий достаточными средствами к существованию; бедный, малоимущий. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Скудость (Скудность) разума
Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.
У одного голова более ясная, у другого — менее.
Разум нам дан для того, чтобы «довести до разума» неразумное.
Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.
Скудость (Скудность) разума как качество личности – неспособность контролировать свой вожделенный ум, ненасытные чувства и ложное эго; воспринимать себя как грубое тело, подверженное разрушению, болезням, старости, немощности и смерти.
Пользуйтесь вашим разумом для рассмотрения вещей, где они есть, а не там, где их нет, даже если они в темноте. Идите внутрь.
Однажды вечером люди увидели, как женщина почему-то выскочила на улицу из своей хижины. Они собрались вокруг неё — бедная старая женщина! — и спросили: — Что случилось? Что ты ищешь? Не поднимая головы, она сказала: — Я потеряла иголку. Все бросились искать её. Вскоре кто-то додумался спросить: — Женщина, улица большая, ночь спустилась, скоро станет совсем темно, иголка такая маленькая. Ты можешь точно указать, где она упала? Женщина сказала: — Иголка упала в доме. — Ты, должно быть, сошла с ума? Если игла упала в доме, что ты делаешь здесь? — Потому что здесь светлее, а в доме совсем темно. — Даже если свет здесь, как ты найдёшь иглу, если ты не теряла её здесь? Правильнее будет принести свет в дом, и там ты сможешь найти иголку!
Женщина засмеялась и сказала: — Вы так внимательны к мелочам. Когда же вы станете пользоваться вашим разумом в вашей личной жизни? Я вижу, все ваши устремления направлены вовне, я знаю это точно, теперь я убедилась на опыте, что то, к чему вы стремитесь, потеряно внутри. Воспользуйтесь вашим разумом! Почему вы стремитесь к счастью во внешнем мире? Вы потеряли его там? Они стояли ошарашенные, а женщина скрылась в своём доме.
Скудный разум – раб своих чувств, ума и ложного эго. Его предназначение – обуздать бесшабашный ум, «построить» взбалмошные капризные чувства и укротить ложное эго, помешанное на своей престижности, конкуренции в крутизне, важности и значимости.
Сильный, мускулистый разум держит в своих руках вожжи управления тремя разбойниками: умом, чувствами и ложным эго. Лихая запряжена тройка. Птица – тройка. Дай ей волю и унесёт она человека за горизонты дозволенности, культурности и порядочности. Ослабь поводья и, не заметишь как, очутишься в тёмном царстве невежества и деградации.
Почему так важен контакт и субординация между разумом и умом?
Психолог Олег Торсунов пишет: «Любая разумная деятельность предполагает не просто контакт ума с разумом, но и подчинение ума тем истинам, на которые разум нацелен. Разумная деятельность возможна лишь тогда, когда человек ставит перед собой высокие, бескорыстные цели и стремится достигнуть их. Благодаря постоянному контакту с целью жизни разум человека получает знание, с помощью которого складывается мировоззрение, формируется представление о счастье и понимание правильной деятельности. Таким образом, разум соткан из знания о том, что такое счастье; он связан с судьбой и, стремясь к своей цели (счастью), ведёт нас дорогой жизни».
Скудный разум – это ненадлежащее выполнение своих функций, это безволие и бесхребетность, это потакание и попустительство низменным чувствам и желаниям.
Сильный разум живёт в режиме «правильно это или неправильно», «полезно это или вредно», нужно или ненужно, можно так делать или категорически нельзя. Словом разум даёт ответ на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо.
Материальный разум делится на три типа:
Сильный разум анализирует, перерабатывает входящую информацию и апробирует её на практике, то есть в случае успеха делает частью своего жизненного опыта. Для этого он постепенно учится абстрагированию и синтезу явлений материального мира, для этого он внимательно высматривает закономерности и причинно-следственные связи в кажущемся хаосе и сумбуре явлений материальной действительности.
Скудный разум – поборник случайностей. Всё ему представляется реализацией Его Величества – Случая. Скудный разум не может достаточно хорошо мыслить стратегически и аналитически, ему чужд системный подход при анализе процессов реальной действительности. На жонглирование абстракциями, которые демонстрирует сильный разум, скудный разум смотрит, как на феерическое чудо. А что уж говорить о синтезе, когда от абстрактного мышления нужно перейти непосредственно к практике при новом видении этих процессов и явлений за счёт абстрагирования?
Скудный разум – брак в обработке нового знания. Сильный разум мудр, ибо доводит новое знание до проверки практикой. Скудный разум знает, как поступать правильно, но не делает это знание своей второй натурой, не следует этому знанию на практике. От невостребованного знания пользы, как от козла молока. Оно только загромождает ум, приносит «горе от ума», делает человека злым, завистливым и циничным.
Скудный разум – шатун – одиночка. Если сильный разум теснейшим образом сотрудничает с душой, то скудный разум не доверяет душе, интуиции, совести. Разумный человек принимает решение, когда чувствует, как душа радостно хлопает в ладоши, а разум довольно потирает руки. Разумность предполагает унисон души и разума при принятии важных, жизненных решений. Скудный разум не советуется с совестью и не доверяет душе. Поэтому часто ошибается. Совесть, если её не путать с голосом ложного эго, никогда не ошибается и даёт единственно правильные решения. У скудного разума отсутствует связь с совестью. Находясь под влиянием энергии невежества, скудный разум постепенно утрачивает связь с совестью, стыдом, честью, достоинством и благородством.
Скудный разум воспринимает себя как грубое, материальное тело, которое живёт лишь раз. Поэтому можно творить, что хочешь. Мол, жизнь одна. Надо взять от неё всё. Мол, жизнь надо прожить так, чтобы оглянулся и увидел кучу пустых бутылок и сотни, прошедших через тебя, женщин. Поэтому скудный разум, не зная, как истинно правильно жить, не может дать трезвое восприятие жизни. Он не побуждает стабильно выполнять свои обязанности перед женой, детьми, родственниками, государством. Он не способен переносить трудности, разрешать конфликтные ситуации, предвидеть опасность и, самое главное, не способен испытывать радость и ощущать глубокое счастье от исполнения своих обязанностей.
скудоумие
Смотреть что такое «скудоумие» в других словарях:
скудоумие — скудоумие … Орфографический словарь-справочник
скудоумие — См … Словарь синонимов
СКУДОУМИЕ — СКУДОУМИЕ, скудоумия, мн. нет, ср. (книжн. устар. или ирон.). Слабость ума, умственная ограниченность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Скудоумие — ср. Слабость ума, умственная ограниченность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
скудоумие — скудоумие, скудоумия, скудоумия, скудоумий, скудоумию, скудоумиям, скудоумие, скудоумия, скудоумием, скудоумиями, скудоумии, скудоумиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
скудоумие — скудо умие, я … Русский орфографический словарь
скудоумие — (2 с), Пр. о скудоу/мии … Орфографический словарь русского языка
скудоумие — скудоу/мие, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
скудоумие — я; ср. Книжн. Слабость ума, умственная ограниченность; глупость. Показать своё с. Поразительное с. Плод чьего л. скудоумия. Чрезмерная болтливость признак скудоумия. Связался я с тобой по скудоумию … Энциклопедический словарь
скудоумие — я; ср.; книжн. Слабость ума, умственная ограниченность; глупость. Показать своё скудоу/мие. Поразительное скудоу/мие. Плод чьего л. скудоумия. Чрезмерная болтливость признак скудоумия. Связался я с тобой по скудоумию … Словарь многих выражений