что такое скорбь по христианскому

Скорби

Ско́рби — 1) (ед. ч.) внут­рен­нее чув­ство, харак­те­ри­зу­е­мое как глу­бо­кая печаль; 2) (мн. ч.) аске­ти­че­ское поня­тие, сбли­жа­ю­ще­еся по смыслу с поня­тием Боже­ствен­ного нака­за­ния или дей­ствия вос­пи­та­тель­ного харак­тера, осу­ществ­ля­е­мого в рамках Боже­ствен­ного Про­мысла.

Как скорби людей согла­су­ются с Боже­ствен­ным чело­ве­ко­лю­бием?

Тот факт, что путь в Цар­ствие Божие лежит через скорби, Гос­подь засви­де­тель­ство­вал ясно и опре­де­лённо ( Деян.14:22 ). Но значит ли это, что Бог желает видеть чело­века скорее скор­бя­щим, нежели счаст­ли­вым? Сле­дует ли из этого, что Богу в прин­ципе нра­вится, когда чело­век охва­чен печа­лью? — Отнюдь нет.

Согласно Боже­ствен­ному Откро­ве­нию, чело­век создан для сча­стья, а не для скорби. Именно поэтому пер­во­здан­ный Адам был посе­лён в бла­го­уха­ю­щем Раю. При­чи­ной же его постыд­ного изгна­ния послу­жил грех. Спа­се­ние чело­века, еди­не­ние его с Богом с дохри­сти­ан­ских времен ассо­ци­и­ро­ва­лось в про­ро­че­ской про­по­веди с радо­стью и лико­ва­нием ( Пс.117:15 ).

Ещё более явственно эта связь обна­ру­жи­лась во вре­мена Нового Завета. Так, первый призыв Бла­го­вест­ника Гав­ри­ила, адре­со­ван­ный Деве Марии, звучал: «радуйся» ( Лк.1:28 ) (см.: Бла­го­ве­ще­ние). Впо­след­ствии Сам Гос­подь Иисус Хри­стос желал Своим уче­ни­кам совер­шен­ной радо­сти ( Ин.15:11 ). Нако­нец, вечное бла­жен­ство обе­щано всем пра­вед­ни­кам и состав­ляет один из важ­ней­ших пред­ме­тов хри­сти­ан­ской надежды.

Почему же тогда путь в Цар­ство Небес­ное сопря­жен с мно­же­ством скор­бей?

С одной сто­роны, это обсто­я­тель­ство обу­слов­лено гре­хов­но­стью мира, не жела­ю­щего жить в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ным зако­ном и гото­вого вести брань с пред­ста­ви­те­лями Цар­ства Добра. В этой связи Спа­си­тель пре­ду­пре­ждал Своих апо­сто­лов: «вы вос­пла­чете и возры­да­ете» ( Ин.16:20 ).

С другой сто­роны, непо­сред­ствен­ным винов­ни­ком и источ­ни­ком скорби нередко явля­ется тот, кто, соб­ственно, и испы­ты­вает скорбь. Скажем, если чело­век зло­упо­треб­ляет спирт­ным или, что хуже, потреб­ляет нар­ко­ти­че­ское зелье, он сам обре­кает себя на мате­ри­аль­ные труд­но­сти, болезни, осуж­де­ние со сто­роны ближ­них. Чем не повод для скорби?

Но бывает, что и Бог наро­чито под­во­дит чело­века к тем или иным формам стра­да­ния, напри­мер, с целью нака­за­ния, с целью избав­ле­ния греш­ника от греха.

По учению Свя­щен­ного Писа­ния, скорбь может бла­го­творно ска­заться на состо­я­нии чело­ве­че­ской души ( Рим.5:3-6 ). Напри­мер, болезнь может огра­ни­чить чело­века в воз­мож­но­сти гре­шить ( 1Пет.4:1 ), а может послу­жить сред­ством для вра­зум­ле­ния, для испы­та­ния духа, духов­ной закалки. Заме­тим, что неко­то­рые люди только тогда и обра­ща­ются к Богу, когда испы­ты­вают силь­ную скорбь.

Конечно, из всего ска­зан­ного не сле­дует авто­ма­ти­че­ски, что чем больше чело­век испы­ты­вает скор­бей, тем ближе он к Богу, ближе ко спа­се­нию.

Мнение о том, что всякая скорбь, как тако­вая, полезна, оши­бочно. Осо­бенно часто подоб­ное суж­де­ние можно услы­шать в отно­ше­нии болез­ней, мол всякая болезнь про­ис­хо­дит от Бога, всякая болезнь — благо. Но если бы это и дей­стви­тельно было бы так, для чего тогда Хри­стос исце­лял обра­щав­шихся к Нему хромых, слепых, про­ка­жен­ных? Для чего и мы молимся об исце­ле­нии ближ­них, почему заду­мы­ва­емся о соб­ствен­ном здо­ро­вье, соблю­даем пра­вила гиги­ены, отсе­каем вред­ные при­вычки?

Чело­век не должен изоб­ре­тать для себя скорби искус­ственно. Так он может над­ло­мить свои душев­ные и физи­че­ские силы, дове­сти себя до состо­я­ния уныния и отча­я­ния.

«В мире будете иметь скорбь; но мужай­тесь: Я побе­дил мир». ( Ин.16:33 ).

«Хва­лимся и скор­бями, зная, что от скорби про­ис­хо­дит тер­пе­ние, от тер­пе­ния опыт­ность, от опыт­но­сти надежда, а надежда не посты­жает, потому что любовь Божия изли­лась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Хри­стос, когда еще мы были немощны, в опре­де­лен­ное время умер за нече­сти­вых.» ( Рим.5:3-6 ).

«Мно­гими скор­бями над­ле­жит нам войти в Цар­ствие Божие». ( Деян.14:22 )

Источник

О скорбях, болезнях и их терпении

что такое скорбь по христианскому. Смотреть фото что такое скорбь по христианскому. Смотреть картинку что такое скорбь по христианскому. Картинка про что такое скорбь по христианскому. Фото что такое скорбь по христианскому

Временное наслаждение есть наживка на крючке греха, от сатаны закинутая.

Временное же страдание есть горькое, но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостию. «Милость Свою Господь мне послал», — говорил отец Иоанн Кронштадтский о своей болезни.

Клевету, наказание (когда и бываю невиновен), ос­корбление, гонение, обиду, болезнь, нищету, голод, холод, заточение, труд каторжный — все терпи с благодарностью. Все обязуюсь терпеть Бога ради, оставления грехов и будущаго блаженства с радостию, благодарением.

И искушению радоваться следует — и побеждать его, терпением и молитвою к Богу о помощи, благодарить Гос­пода за это искушение, видеть здесь Промысл Божий.

Свои скорби, болезнь следует скрывать — будь весел пред людьми; думай: какое им дело до моих скорбей.

Кто потерпит досаждения, без труда спасется. Великомученице Варваре Спаситель в ее страданиях дал обетование: «Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем».

Христос — Царь наш — страдалец; Он — Царь мучеников, нищих, гонимых. И Царица — Богородица — страдалица.

Потерпи — Господь терпел невинно мене ради, и что, неужели зря? Вот и ты терпи.

«В терпении обретай мужество», — говорит святой Ефрем Сирин.

Терпеть не будешь — бесу жертвою будешь.

Терпеть надо все без исключения, принимая то, как от руки Божией. Терпи мужественно все, преодолевай себя. Бога ради неси недуги и крест.

Крест свой тяжел, но, преобразясь в Крест Христов — делается легок. Сам Господь говорит об этом: иго… Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф 11, 30). Достигнешь сего, если, даже и каясь, будешь благодарить Христа; от благодарения и славословия — приходит радость. Не ропщи на тяжесть твоего креста, но многократно повторяй: слава Богу!

Уповай на помощь Божию. Ведь упование… не посрамит (Рим 5, 5).

Болеешь — жди с упованием утешения от Бога; ко­гда же радуешься — жди от Бога смиряющей скорби. И так будет.

Если ты в нездоровье унываешь — то как бы «утешаешься» раздражением. Сие не полезно.

Молись: «Господи, имиже веси судьбами спаси нас, грешных. Помоги нам, грешным, благодушно терпеть посылаемые Тобою скорби».

Если против желания терпишь болезнь, холод, досаду, укор, насмешки — вспомни Царя, без воли и ведения Коего ничто не совершается. Раз Он допустил сие — это и есть самое нужное — лучшее тебе. Ты ведь часто молишься: «Да будет воля Твоя». Вот и отвергай свою волю, подчиняя ее воле Божией.

Источник

Как преодолеть скорби: советы пяти святых отцов

Зачем нам посылаются скорби? Что делать, если душу терзают тревоги и печали? И как преодолеть горе? Предлагаем Вам советы пяти святых отцов, на примере собственной жизни знакомых со словом «скорбь».

Макарий Египетский

«Скорби и испытания служат на пользу человеку и делают душу испытанной и твердой, если она с достоинством и решительно, с надеждой и доверием к Богу переносит напасти, с нераздвоенной верой ожидая избавления от Господа и его милосердия»

Не терять надежду. Этим отличается благоразумная душа, понимая, что все в земном мире временно, а по-настоящему держаться нужно за Бога.

Понимать, что скорби могут быть нападками потусторонних сил в случае духовного возрастания верующего. Дьявол не хочет, чтобы мы были с Богом, поэтому всячески нам старается навредить. Переживания, сомнения, печаль, депрессия и уныние становятся не чем иным, как призывом как усилить свою духовную жизнь.

Скорби нужно рассматривать как инструмент трезвения. Именно страдания и лишения открывают человеку тленность, временность и бесполезность земной жизни перед лицом вечности. Святой писал, что в скорбях еще более открывается любовь человека к Богу, за что верующий будет вознагражден небесными дарами.

Любую скорбь можно победить терпением. Выработав это качество, Вы вскоре с удивлением заметите, что большая часть «атакующих» душу скорбей на самом деле такими даже не является. Ряд наших переживаний становится откликом поврежденной души на невозможность и дальше продолжать потворствовать страстям. То есть, мы часто скорбим по греху.

Ефрем Сирин

«Есть два рода скорбей: скорбь по Богу и скорбь мирская, скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения, а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую»

Христианский богослов IV века удивлял образованностью и глубиной ума даже Василия Великого. Он проникал в сущность духовной природы человеческих проблем и дал верующим советы по преодолению скорбей «на века».

Ефрем призывал переносить скорби этой короткой жизни ради Бога, обещая, что это создаст близость с Ним и человек будет руководим самими святыми.

Преподобный напоминает о понятии крестоношения, приводя пример Христа и призывая следовать за Ним. Если мы идем за Богом, помня его путь, то как мы можем переживать о своих проблемах?

Быть задетым колким словом острого человека совсем не страшно, уверяет Ефрем Сирин. Другое дело, что реакция на такую скорбь, обида или ожесточение, омрачает душу злопамятством и ведет к потере возможности извлечь из скорбной ситуации духовную пользу.

Перенесение скорбей, которые приходят от дьявола, делает человека более стойким. А вот постоянный ропот на их появление создает лазейку для лукавого, и лишь умножает несчастье.

Земная жизнь выступает для нас местом обучения перед жизнью вечной. Грех особенно заметен в экстремальных ситуациях и вне зоны комфорта. Страдающий человек открывает свое истинное лицо, так как в эти моменты у него просто нет сил и желания притворяться кем-то. Поэтому скорбь дает возможность увидеть себя настоящего, провести самоанализ, поработать над ошибками и стать лучше уже сегодня.

Но Ефрем Сирин предупреждает, что христианам не стоит демонстрировать свои скорби как элемент превосходства или средство манипуляции. Нам знакома ситуация, когда рассказывая о своих бедах, один человек пытается убедить ближнего в своей исключительности. Каждому Бог посылает скорби по силам. Не стоит делать это предметом гордости. Тогда скорби точно будут напрасными, а не ради Бога.

Иоанн Златоуст

«Если у тебя есть грехи, они легко попаляются и истребляются скорбью. Если же есть у тебя добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее»

Архиепископ Константинопольский испытал в своей жизни немало взлетов и падений. Святой Иоанн жил в столице крупнейшего государства мира, он был вхож в императорский дворец и обладал огромными возможностями. Но свои дни Иоанн закончил в ссылке, оклеветанный и осужденный. Старый, больной, терпящий насмешки конвоиров, учитель Церкви умер со словами «Слава Богу за все». Пожалуй, он сможет рассказать нам, как переносить скорби и лишения.

Зная о жизни будущего века, как-то даже неприлично рассуждать о скорбях для праведных и спокойствии для грешников здесь, считает Златоуст. Вслед за земной жизнью наступит время Суда, где каждый человек получит по своим заслугам. Поэтому христианин должен сосредотачиваться не на анализе внешнего мира, а на своей духовной жизни.

Спокойное перенесение скорбей сегодня формирует мир в нашей душе. Именно это состояние будет вечным, если, конечно, мы научимся ровно ко всему относиться и за все благодарить Бога.

Иоанн призывает следить за состоянием души, а не тела. Если человек в любой непонятной ситуации начинает нервничать, раздражаться и переживать, то это обрекает его на несчастье уже в нынешней жизни, не говоря о будущей.

Любая скорбь становится безобидной, если человек усиленно молится. Благодаря регулярному разговору с Богом человек избавляется от всех постигших его несчастий. Кстати, скорбную молитву святой называет более возвышенной и угодной Богу.

Совсем не переживать невозможно, говорит Златоуст. Но вот делать в этом состоянии что-то, противоречащее нашей вере не стоит. Поэтому всякую скорбь стоит «гасить» молитвой, чтобы не натворить в этом пограничном состоянии глупостей.

О людях, которых скорби портят, Златоуст говорит как о слабых. При этом святой отмечает, что отсутствие скорби принесло бы им еще больший вред. Дело не в обстоятельствах, а в малодушии.

Нил Синайский

«Не отказывайся от нищеты и скорби – этой пищи для молитвы нетягостной»

Константинопольский префект Нил, ученик Иоанна Златоуста, в зрелом возрасте вместе с женой принял решение посвятить себя Богу. Он раздал все свое имение и состояние нищим, а остаток жизни провел аскетом в синайской пустыне. Мог ли Нил не скорбеть, расставаясь со столичной жизнью, комфортным жилищем, деньгами и званием? Рассказываем, что святой писал о перенесении невзгод и печалей.

Очевидно, что святой Нил понимал дикость привязанности к мирской жизни, которая временна. Поэтому подвижник призывал спокойно относиться к радостям и скорбям как к приходящим и уходящим состояниям.

Во время скорби нужно сосредотачиваться на доброй надежде на Бога. Ведь все происходит именно по Его воле и направлено на помощь нашим душам.

Не стоит жаловаться Богу на свои проблемы, а вот молиться во время скорбей с надеждой на счастливый исход необходимо.

Духовные дары зачастую связаны с перенесенными скорбями. Они выступают своеобразной тренировкой, в которой «прокачиваются» мышцы души.

Игнатий Брянчанинов

«Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха…»

Знаменитый богослов XIX века мог сделать блестящую карьеру офицера, но Бог распорядился иначе. Тяжелая болезнь вынудила святителя уволиться в запас, а позже стать монахом. Но Игнатий принял выпавшие на его долю скорби со смирением. И стал святым.

В минуты скорби необходимо молиться. Молитва помогает преодолеть разрыв с Богом, призвать в жизнь в благодать и преодолеть все временные невзгоды.

Важно предаваться в руки Божии. То есть внутренне обращаться к Господу со словами «да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя». Это, кстати, верный способ перестать волноваться.

К сожалению, природа человека такова, что в сытом достатке он забывает о Боге, источнике вечной жизни. Скорби выступают отрезвляющим средством, обращающим нас к Господу.

Для радости в Небесном Царстве необходимы скорби в земной жизни. Аксиома, к которой пришел в своем опыте и святитель Игнатий.

Не принимать скорби означает отвергать шанс на спасение души. Бог дает всем испытания по силам, и если бы это было необходимо, обязательно бы провел беду мимо человека.

Можно выделить главное, в чем схожи точки зрения святых отцов о скорбях. Скорби нас исцеляют, они посылаются нам не в наказание за грехи, потому что Господь желает нам только добра. Это, скорее, путь к спасению через борьбу со страстями, через смирение и осознание своей греховности. Это своего рода «хирургическая операция», которая необходима для нашего спасения, когда не помогают «простые лекарства» (заповеди). Есть мнение святых отцов, что раньше спасались мученичеством за Христа, умирали на поле брани за «други своя» и за Отечество. Сейчас мы спасаемся болезнями и скорбями, иначе наше сердце очерствело бы совсем.

Одним из самых сильных молитвенных щитов христианина считается Псалтырь. Пророк Давид написал многие псалмы книги в состоянии глубокой скорби. Верующие из поколения в поколение находят помощь и утешение, а также таинственное вмешательство Бога в неразрешимые ситуации в Псалтыри.

Вы можете подать записку на чтение Неуспымыаемой Псалтыри в пять русских монастырей. И дай Бог, чтобы Ваша скорбь отошла, а трудности отступили, послужив на пользу духовной жизни:

Источник

О скорбях

Из наследия Оптинских старцев

Наша земная жизнь полна скорбей: это болезни, потери, неурядицы и нестроения, неприятности, огорчения, несчастные случаи… Иногда люди унывают от находящих на них скорбей и начинают роптать, порой такой ропот доходит даже до отрицания веры в Промысл Божий.

Что такое скорбь и каковы причины скорбей

что такое скорбь по христианскому. Смотреть фото что такое скорбь по христианскому. Смотреть картинку что такое скорбь по христианскому. Картинка про что такое скорбь по христианскому. Фото что такое скорбь по христианскому

Преподобный Никон давал такое определение скорби:

«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли».

«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) называл три причины скорбей и искушений:

«Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны».

Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности

Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа.

Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике:

«Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается».

Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни:

«Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей».

«Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».

Если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее

Преподобный Анатолий наставлял, что если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее, даже если ты будешь мудр, как царь Соломон:

«Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа. Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастися невозможно».

И апостолы не могли избежать скорбей

Преподобный Амвросий подчеркивал, что даже апостолы не могли избежать скорбей ради пользы душевной, тем более нам, немощным, не следует их отрекаться. Старец приводил пример апостола Иоанна Богослова:

«Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобною женщиною топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение 10 лет и более».

А также старец приводил пример апостола Павла, который получил от Господа многие откровения, но и он не был свободен от скорбей:

«Святой апостол Павел пишет о себе так: “За премногия откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти”. Александр, ковач, много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий».

Всякому благому делу предыдет или последует искушение

Преподобный Макарий напоминал слова святых отцов о том, что всякому благому делу предшествует или последует искушение:

«Скорби же бывают различны – внешние и внутренние… А святые отцы, прошедши сами сей путь, научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, а без того оно и твердо быть не может».

Иным – в начале пути, иным – в середине, а иным – уже на конце поприща

Преподобный Иосиф подчеркивал, что посылаются скорби в разные периоды жизни, но избегнуть их никто не может:

«Святые отцы пишут, что иным посылает Господь скорби в начале, иным в середине пути, а иным уже на конце поприща по Своему Премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее предай воле Божией».

Непрестанные скорби – признак особого Божия промышления

Старец Варсонофий отмечал, что непрестанные скорби – признак особого Божия промышления о человеке:

«Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются Им для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от еще большего зла, которое он намеревался сделать».

Не следует завидовать живущим без скорбей

Преподобный Никон наставлял:

«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».

Не нужно беспокоиться предчувствиями скорбей

Старец Лев учил не беспокоиться напрасно предчувствиями скорбей, а уповать на Промысл Божий, пекущийся о нас:

«Вас еще беспокоят какие-то предчувствия возможных скорбей. Приписывая их суеверию, можно прямо назвать неверием в Промысл Божий, пекущийся о всякой твари и о нас; когда без воли Божией не падает влас главы нашея, то кольми паче ничего не может случиться с нами скорбного без воли Его».

Нельзя самовольно искать скорбей

Преподобный Макарий советовал не искать самому креста, а принимать тот, который посылает Господь:

«Идя путем креста, не спеши и не выбирай, а принимай тот, который Господь тебе посылает».

Преподобный Никон предостерегал:

«Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог».

Поучения преподобного Амвросия

Старец Амвросий очень любил короткие и остроумные поучения и часто их к месту употреблял. Такие наставления хорошо запоминались и всплывали в памяти в трудную минуту.

«Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос».

«В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело – сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло и хорошо очищенное и хорошо соблюденное».

«За битого двух небитых дают, да еще не берут».

«Приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: “Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают”. И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел…»

О терпении в скорбях

Преподобный Амвросий наставлял: «Искушения неприятны, а полезны, да и податься от них некуда, по сказанному: “В мире скорбни будете”. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет».

А иногда великий Оптинский старец вздыхал коротко:

«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

Преподобный Иосиф также учил терпению:

«Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения».

Старец Анатолий (Зерцалов) советовал:

«Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи».

«Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольные, чтобы не отстать там от святых».

«Помни, что все святые сим путем, то есть путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего: скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее».

«Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро»

Оптинские старцы утешали людей в скорбях. Преподобный Никон писал:

«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».

Старец называл и плоды скорбей:

«Плод скорбей в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».

А закончить нашу главу о скорбях хочется утешающими словами первого Оптинского старца Льва:

«Вы право сказали: вси есмы в бедах и искушениях; прибавлю я: но жив Господь, яко не попустит искуситися выше меры нашей, ибо у Него на весах милосердия всё взвешено: и количество немощей, и сила и потребность скорби, посылаемой нам. Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро, и всему свое время. Тот, Кто вызвал вас из среды мирного жития вашего в пространство, Тот водворит и мир и устроит всякое успокоение».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *