что такое склонение имен существительных 4 класс
Склонение имен существительных
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:
Чтобы определить склонение имени существительного, надо:
Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:
Падежи | Слова второго склонения | Слова третьего склонения | |||
женский род | мужской род | мужской род | средний род | женский род | |
И. п. | земл я | пап а | конь | окн о | степь |
Р. п. | земл и | пап ы | кон я | окн а | степ и́ |
Д. п. | земл е | пап е | кон ю | окн у | степ и |
В. п. | земл ю | пап у | кон я | окн о | степь |
Т. п. | земл ёй | пап ой | кон ём | окн ом | степь ю |
П. п. | о земл е | о Пет е | о кон е | об окн е | о степ и |
В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:
Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Склонение существительных – что это такое простым языком, как пользоваться таблицей склонения и как отнести существительное к первому, второму или третьему склонению
Это изменение существительного по числам и падежам. Плюс, каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению.
Склонение существительных в широком смысле – это изменение по числам и падежам. Просклонять – значит «прогнать» слово по всем возможным формам, то есть по всем падежам в единственном числе и потом еще раз по всем во множественном.
Но еще склонение – это морфологическая категория. Каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению. Кроме этого есть разносклоняемые, которые «мечутся» между этими тремя типами.
Три склонения существительных
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, у которых есть окончание «-а» или «-я». Например: мама, папа, бабушка, дедушка, воевода, брателла, синекдоха, тетя, дядя, земля, пуля, лапка.
Ко второму – слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода.
Например: дом, хром, удод, багульник, пень, хвост, палец; окно, солнце, тепло, пятно, пальто, депо.
К третьему – слова только женского рода с нулевым окончанием. У них на конце всегда есть мягкий знак: ночь, тушь, вонь, глушь, топь, сталь, моль, кровь, любовь, морковь.
Вот еще общая таблица склонения для существительных во множественном числе.
Если у вас плохо с падежами и вы не понимаете, почему у этих слов разные окончания — посмотрите вот это мое видео. Я в нем рассказываю о падежах и о том, как их быстро запомнить.
Разносклоняемые существительные
Чтобы их все запомнить, придумайте небольшой рассказ, в котором будут все эти слова. Например.
Про вождя по имени Стремя
Я прошел длинный путь. И увидел большое племя. Оно называлось «Семя». У него было красное знамя. На знамени нарисовано вымя и маленькое дитя. Вождь все время вспоминал свое имя. И постоянно чесал темя. Он смотрел на пламя. И ему казалось, что его имя – «Стремя». Да, это было тяжкое бремя.
Темя – это верх головы, если кто не знает.
Вот вам таблица форм разносклоняемых существительных.
Слово «дитя» вообще великолепное. Во множественном числе с ним все ок, а вот в единственном… Делаю скрин из Викисловаря.
Склонение – постоянный признак существительных
Если слово относится к первому, второму или третьему склонению – то оно так и будет всегда к нему относиться. Поэтому, когда вы делаете морфологический разбор, склонение указывается в постоянных признаках.
И еще, нельзя говорить «В первом, во втором, в третьем склонении». Правильно: «Первого, второго, третьего склонения». Потому что «в» всегда обозначает какое-то непостоянство – сегодня «в» такой форме, завтра – «в» другой.
Старая система склонения
В древнерусском языке склонений было шесть.
Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».
В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.
Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).
Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.
Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).
Надеюсь, я все вам объяснил понятно. Если нет – покритикуйте статью в комментариях, буду дорабатывать. Хороших вам оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
Склонение имен существительных в русском языке
Склонение имен существительных — это изменение по падежам в соответствии с родовой принадлежностью.
В русской морфологии различают основные три типа склонения имен существительных. Но кроме них, выделяют еще несколько склонений.
Имена существительные в русском языке изменяются по падежам и числам. Это изменение формы слова называется склонением.
В соответствии с родовой принадлежностью и падежными окончаниями в форме единственного числа существительные делятся на три склонения.
Первое склонение
К первому склонению отнесем существительные мужского и женского рода с твердой и мягкой основой с окончанием -а/-я в форме именительного падежа, например:
Сюда же добавим существительные общего рода, которые могут в зависимости от контекста называть как лиц мужского пола, так и женского, например:
Отметим, что ряд существительных женского рода первого склонения заканчивается на -ия:
Такие слова в формах дательного и предложного падежа единственного числа имеют окончание -и в отличие от типичных существительных первого склонения, как например слово «трава».
Сравним:
Второе склонение
Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также с окончанием -о/-е и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа, например:
Особое внимание обратим на существительные среднего рода, которые заканчиваются на буквосочетание -ие:
Такие существительные склоняются по-особому: в формах единственного числа предложного падежа отметим окончание -и, а не -е, как у слов среднего рода типа «озеро» или «поле».
Понаблюдаем и сравним:
Третье склонение
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже, например:
Таблица «Три склонения имен существительных»
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемыми эти слова названы потому, что частью они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа имеют окончание второго склонения.
Сравним:
Другие типы склонения существительных
В русском языке целый пласт лексики составляют существительные — бывшие прилагательные или причастия. Они сохранили грамматическую форму прежней части речи и склоняются, как прилагательные. Эти слова отнесем к отдельному типу склонения существительных, например:
Отдельный тип склонения составляют существительные, которые имеют только форму множественного числа. У этих слов невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов склонения.
Особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму.
Определение склонения имени существительного
Видеоурок «Склонение имен существительных»
Что делать с иностранными словами? К какому типу склонения отнести, например, слово «Верьер»? (коммуна во Франции). Спасибо!
Самый безопасный вариант — склонять слово «коммуна», не склоняя имя собственное.
Написано доступно и достаточно понятно для ребёнка! Спасибо большое за урок!
в лесу в шкафу в снегу, почему?
Многие неодушевленные существительные мужского рода в форме предложного падежа с предлогами «в» и «на» имеют окончание -у:
- в лесу
на берегу
в шкафу, на шкафу;
в негу, на снегу.
Если обратиться к история русского языка то выясним, что в древнерусском языке было пятнадцать падежей.
- говорить (о чём) о лесе;
рассказать (о чём?) о береге;
написать рассказ (о чём?) о снеге.
В словарях формы существительных с окончанием -у помещают с пометой «в местном значении».
здравствуйте.что делат чтобы говорить без оксент и не забывать подежи
как правильно писать слово жаждуя или жаждая
Основа глагол «жаждать» заканчивается суффиксом -а-. Деепричастие несовершенного вида образуем от основы неопределенной формы путём присоединения суффикса -я-:
как мне ответить на вопрос По какому признаку сущ. разделяются на три типа склонения.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно прочитать статью.
Разве в ней нет ответа?
Например, в табличке пошагово расписано:
1. определить род существительного;
2. выделить окончание в форме и.п.
и т.д.
Подскажите пожалуйста: в предложении «В лесу светит ласковое солнце.»
«В лесу» почему родительный падеж?
Ведь «нет чего — леса, лЕсу». В слове «лесУ» ударение на другой слог.
Существительное «в лесу» имеет форму предложного падежа. Убедимся в этом, задав падежный вопрос:
Вы задали хороший вопрос, обнажающий проблему принятой школьной упрощённой модели падежей русского языка!
Строго говоря, в предложении «В лесу (светит солнце)» слово «лес» стоит во внутреннем местном падеже — инессиве (вариант местного падежа, локатива). Но, по крайней мере «на школьном уровне», этот падеж в русском языке выделять не принято, и это вызывает путаницу в ряде случаев, включая указанный.
Формально, слово «лес» — мужского рода, с нулевым окончанием, и должно бы относиться ко второму склонению:
именительный: есть лес
родительный: нет леса
дательный: радуюсь лесу
винительный: вижу лес
творительный: доволен лесом
предложный: думаю о лесе
Вся мякотка — в том, что формы «лесу» (независимо от ударения) в получившемся списке нет. В соответствии с этой таблицей, ожидается «в лесе (светит солнце)». Форму же «в лесу» «школьная модель» игнорирует, а при чуть более серьёзном подходе называется «вторым предложным падежом» (также известным как местный падеж, локатив).
Более того, форма «родительного падежа» с ударением на первый слог — «нет лЕсу», (звучащая, кстати, немного архаично) — это тоже не «канонический школьный» падеж (тот будет «нет леса», см. таблицу второго склонения выше), а частичный падеж, также известный как партитив или «второй родительный».
Склонение существительных
Склонения имен существительных: определение
В русском языке есть два основных типа словоизменения: склонение и спряжение.
Склонение — это изменение слов по падежам, числам и родам. Склоняются именные части речи: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.
Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам. Постоянный признак существительного — это род.
Склонение имен существительных — это изменение по падежам в контексте родовой принадлежности.
Просклонять слово — значит изменить его по падежам.
Теперь расскажем, как узнать склонение существительных.
Первое, второе и третье склонение имен существительных
Перейдем к трем типам склонения имени существительного.
Первое склонение существительных в русском языке
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа:
Еще к первому склонению относят существительные общего рода — это когда можно сказать и про мужчин, и про женщин: трудяга, забияка, плакса, молодчина, непоседа, выскочка, злюка, неряха.
Ряд существительных женского рода первого склонения оканчивается на -ия:
Эти слова в форме дательного и предложного падежа единственного числа имеют окончание -и в отличие от типичных существительных первого склонения. Сравним на примерах:
И. п. — (что?) лекция, трава
Р. п. — время (чего?) лекции, нет травы
Д. п. — уделим внимание (чему?) лекции, траве
В. п. — вижу (что?) лекцию, траву
Т. п. — восхищаемся (чем?) лекцией, травой
П. п. — сообщит (о чём?) о лекции, о траве
Второе склонение существительных в русском языке
Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончанием -о/-е, а также среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа:
слово, дело, море, варенье.
Отдельно рассмотрим существительные среднего рода, которые оканчиваются на -ие:
Такие существительные в форме единственного числа предложного падежа при склонении оканчиваются на -и. Вот так:
И. п. — (что?) указание, озеро
Р. п. — нет (чего?) указания, озера
Д. п. — удивляемся (чему?) указанию, к озеру
В. п. — читаю (что?) указание, вижу озеро
Т. п. — интересуюсь (чем?) указанием, озером
П. п. — расскажу (о чём?) об указании, об озере
Третье склонение существительных в русском языке
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже:
Таблица склонений имен существительных
Чтобы определить склонение имени существительного, для начала определяем его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. А после — по роду и окончанию определяем склонение. Вот и все!
Для удобства можно использовать таблицу падежных окончаний имен существительных русского языка. Табличка особенно пригодится в 4 классе, когда школьники только начинают знакомиться с этой темой.
Падежные окончания имен существительных: таблица
Единственное число
Множественное число
Мы выделили окончания множественного числа в отдельный столбец, так как различия между ними менее существенны, чем в единственном числе.
Знак ударения над окончанием значит, что оно всегда будет ударным. Если последняя согласная в слове г, к, х, ж, ш, щ или ч — окончание -ы заменяем на -и.
Символ ö значит чередование о / е / ё. Для наглядности сделали отдельную таблицу на примере окончания творительного падежа единственного числа 1-го склонения.
Конечный согласный основы
Шипящий (ж, ш, ч, щ) или ц
стóрожем, мáршем, товáрищем, мáтчем, пáльцем, щýпальцем, окóнцем, плáтьицем
ужóм, ершóм, тягачóм, плющóм, лицóм, словцóм
Кроме изменения окончания при склонении возможно следующее:
сдвиг ударения: рука́ — ру́ку, судья́ — су́дьи;
чередование е/ё, сопровождающее сдвиг ударения: ёж — ежа́, о́зеро — озёра;
выпадение и появление беглой гласной: палец — пальцем, стойка — стоек;
чередование суффиксов: котёнок — котята, семя — семена.
Мы узнали, как определить тип склонения имени существительного. Теперь рассмотрим разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Разносклоняемые имена существительные
В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные на -мя:
Эти слова называются разносклоняемыми потому, что частично они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа образуют окончание второго склонения.
Сравним:
И.п. — пламя, дитя, путь, ночь
Р.п. — пламени, дитяти, пути, ночи
Д.п. — пламени, дитяти, пути, ночи
В.п. — пламя, дитя, путь, ночь
Т.п. — пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью
П.п. — о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.
Несклоняемые имена существительные
К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяют:
авеню, бюро, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какао, кафе, кенгуру, кино, клише, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пианино, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо.
Имена собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.
Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, которые оканчиваются на твердый согласный: мадам, Ирэн, Алигер, Люксембург.
Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко.
Особенности склонения отдельных слов
Слова «человек» и «ребенок» во множественном числе образуют формы от «люди» и «дети». После числительных, которые требуют родительного падежа множественного числа, «человек» имеет форму «человек»: шесть человек. Слово «ребенок» в этом случае ведет себя, как обычно: шестеро детей.
Слово «око» во множественном числе содержит основу оч-: о́чи, оче́й, оча́м.
Слово «ухо» во множественном числе содержит основу уш-: у́ши, уше́й, уша́м.
Слово «год» в родительном падеже множественного числа имеет форму лет: три го́да, шесть лет, мало лет.
Слово «церковь» во множественном числе имеет вариант с твердой основой: церквя́ми и церква́ми, о церквя́х и о церква́х.
Три типа склонения имён существительных. Русский язык. 4 класс. Разработка урока
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели урока:
учащиеся должны знать: существительные бывают 3– х типов склонения:
должны уметь:
Оборудование: учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент. (1 мин.)
Прозвенел звонок для нас,
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Улыбнулись, подбодрились.
Начинаем наш урок.
II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91.(3 мин.)
– Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях.
+ – справился
? – сомневался
— – не справился
Дети проверяют домашнее задание по образцу.
Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками.
Дети поднимают руку.
III. Актуализация знаний (3 мин)
– Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах?
Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных.
Какого склонения бывают имена существительные?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Какие существительные относятся к 1-му склонению?
Какие существительные относятся ко 2-му склонению?
Какие существительные относятся к 3-му склонению?
К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце.
Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах?
Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.
IV. Поставка учебной задачи (2 мин.)
Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока?
Какие задачи поставите перед собой?
Тема: 3 типа склонения существительных.
Задачи: учиться правильно определять тип склонения;
Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы;
писать без ошибок слова и предложения;
сотрудничать между собой и с учителем.
V. Работа по теме урока. (20 мин.)
1. Упражнение «Собери в корзину»
На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод.
– Посмотрите на доску. Что вы видите?
Ребята 1 – варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова.
Ребята 2-го варианта – работают с существительными 2-го склонения.
К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения.
Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец.
2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам.
Давайте проверим, какой «урожай» собрали ребята 1 варианта.
Что в корзине у 2 варианта?
Что не вошло в корзинки?
Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран.
Почему это существительное стало лишним?
Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения.
2. Игра «Не ошибись».
Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль.
Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы их проверяют еще два.
Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком:
Физминутка электронная. (5 мин.)
3. Ребята у доски. Упр. 177 с.93.
Спишите, определите склонения существительных.
К доске выходят ученики, анализируют и выполняют по 1 предложению.
VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение)
Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером.
Помните правила поведения. Внимательно читайте задания.
VII Итог. (2 мин.)
Над какой темой мы сегодня работали?
Были ли трудности в выполнении заданий?
Как считаете, хорошо ли поработали на уроке?
Кому еще предстоит потренироваться?
Домашнее задание – разноуровневые карточки.
1 уровень на «3».
Задание: обозначь склонение имён существительных.
Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь.
2 уровень – на «4».
Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных.
У дружбы ( ) нет границ, у знаний нет дна.
Не красна книга письмом ( ), красна умом.
Золото испытывается огнем, друг – опасностью ( ).
3 уровень – на «5».
Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить с данными словосочетаниями распространенные предложения.
Рейка из железа ( ), дорога в деревню ( ), дверь из кухни ( ), мост из дерева ( ), окно в комнату ( ),трубка из стекла ( ).