что такое скип в шахте
к о в ш
что такое скип в шахте
• большой металлический сосуд или захватывающее устройство в различных механизмах
• какой сосуд напоминает Большая Медведица
• округлый сосуд с ручкой
• рабочая часть экскаватора
• часть двух медведиц
• на Руси он имел форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой или двумя в виде головы и хвоста птицы
• рабочий орган скрепера
• «утка в море, а хвост на заборе» (загадка)
• загребалка у экскаватора
• открытый сосуд с ручкой
• форма Большой Медведицы
• им воду в бане черпают
• черпак Большой Медведицы
• «сосуд» в лапах Большой Медведицы
• рабочий орган нории
• сосуд для вина (устар.)
• «утка в море, а хвост на заборе»
• чашка в особо крупных размерах
• что такое скип в шахте?
• рабочий орган драглайна
• форма Большой и Малой Медведиц
• бухта округлой формы
• сосуд — поддать жару в бане
• Рабочая часть экскаватора
• Старинный сосуд для питья
• Сосуд для питья и разлива
• Захватывающее устройство, рабочая часть экскаватора
• «Сосуд» в лапах Большой Медведицы
• «Утка в море, а хвост на заборе»
• «утка в море, а хвост на заборе» (загадка)
• ковшик (татарск. кашик) м. корчик, черпалка; одноручный сосудец, с рукоятью, для черпанья жидкостей, для питья. Медные ковши следовало бы запретить вовсе. Суповая, разливательная ложка. Ящик четвероуголькою воронкою, на мельницах, откуда хлеб течет под жернов; под устье ковша подвешена шебала, деревяннная чашка с вырезным краем; с боку приделан шевелок, палка, лежащая одним концом на жернове, а потому другим потрясающая ковш, отчего зерно и сыплетсяе Ловушка на тетеревов, в роде рыбачьей морды, но без детки и стойком; сверху вставлен кружок на перекиде (на чебурахе), и ковш обставляется снопами. Округлый залив, с пережабиною, узким проливом. Льяло в трюме судна, посредине, куда стекает вода. Ковш морск. см. коуш. него ковши да чарочки не дремлют. Хватил его ковшищем по головище. Он золото ковшами меряет. Душа дороже ковша. Ковш беды ладит. Не брезгай пить из ковша, напьешься и вприпадку. Попал с ковшем на брагу! Мутно на душе, что нет пива в ковше. Ковшевой, к ковшу относящ
к о в ш
что такое скип в шахте?
• большой металлический сосуд или захватывающее устройство в различных механизмах
• какой сосуд напоминает Большая Медведица
• округлый сосуд с ручкой
• рабочая часть экскаватора
• часть двух медведиц
• на Руси он имел форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой или двумя в виде головы и хвоста птицы
• рабочий орган скрепера
• «утка в море, а хвост на заборе» (загадка)
• загребалка у экскаватора
• открытый сосуд с ручкой
• форма Большой Медведицы
• им воду в бане черпают
• черпак Большой Медведицы
• «сосуд» в лапах Большой Медведицы
• рабочий орган нории
• сосуд для вина (устар.)
• «утка в море, а хвост на заборе»
• чашка в особо крупных размерах
• рабочий орган драглайна
• форма Большой и Малой Медведиц
• бухта округлой формы
• сосуд — поддать жару в бане
• Рабочая часть экскаватора
• Старинный сосуд для питья
• Сосуд для питья и разлива
• Захватывающее устройство, рабочая часть экскаватора
• «Сосуд» в лапах Большой Медведицы
• «Утка в море, а хвост на заборе»
• «утка в море, а хвост на заборе» (загадка)
• ковшик (татарск. кашик) м. корчик, черпалка; одноручный сосудец, с рукоятью, для черпанья жидкостей, для питья. Медные ковши следовало бы запретить вовсе. Суповая, разливательная ложка. Ящик четвероуголькою воронкою, на мельницах, откуда хлеб течет под жернов; под устье ковша подвешена шебала, деревяннная чашка с вырезным краем; с боку приделан шевелок, палка, лежащая одним концом на жернове, а потому другим потрясающая ковш, отчего зерно и сыплетсяе Ловушка на тетеревов, в роде рыбачьей морды, но без детки и стойком; сверху вставлен кружок на перекиде (на чебурахе), и ковш обставляется снопами. Округлый залив, с пережабиною, узким проливом. Льяло в трюме судна, посредине, куда стекает вода. Ковш морск. см. коуш. него ковши да чарочки не дремлют. Хватил его ковшищем по головище. Он золото ковшами меряет. Душа дороже ковша. Ковш беды ладит. Не брезгай пить из ковша, напьешься и вприпадку. Попал с ковшем на брагу! Мутно на душе, что нет пива в ковше. Ковшевой, к ковшу относящ
Что такое скип в шахте
Скип — подъёмный сосуд, предназначенный для транспортирования полезного ископаемого и породы с горизонтов шахт на поверхность по вертикальным или наклонным стволам.
Содержание
Применение [ править ]
На шахтах большой производственной мощности применяют скиповой подъём, при котором полезное ископаемое от приёмных бункеров транспортируется ленточными конвейерами к погрузочным устройствам железнодорожных вагонов или на резервный склад. На поверхности шахты ленточные конвейеры располагают в закрытых галереях на разгрузочных эстакадах.
Конструкция и принцип действия [ править ]
Скипы для вертикальных стволов состоят из кузова и рамы; подразделяются на опрокидные, с отклоняющимся кузовом и с неподвижным кузовом в зависимости от положения кузова по отношению к раме во время разгрузки; по форме кузова — на призматические, цилиндрические и бокалообразные. Рама скипа всегда занимает вертикальное положение.
Виды [ править ]
Скип опрокидной наиболее прост по конструкции, имеет кузов призматической формы с плоским днищем, соединённый шарнирно с рамой в нижней части и опирающийся на нижнюю балку рамы. Рама состоит из вертикальных стоек и горизонтальных верхней и нижней балки. К верхней балке рамы крепится подвесное устройство, соединяющее скипы с канатом подъёмной машины. Загрузка скипа производится через верх кузова, разгрузка также через верх при повороте кузова на 135—145° при взаимодействии разгрузочных роликов кузова с разгрузочными кривыми на копре. Скипы опрокидные благодаря максимальному разгрузочному окну преимущественно применяются для крупнокусковых и мелких слипающихся материалов.
Отклоняющийся кузов в скипе шарнирно подвешен к верхней части рамы и имеет откидное днище в виде затвора с бортовыми стенками. Разгрузка скипа происходит при отклонении кузова на 15° от взаимодействия разгрузочных роликов кузова с разгрузочными кривыми. При этом затвор катится по наклонным направляющим на раме и устанавливается под углом 45-55°, открывая разгрузочное отверстие и направляя в бункер разгружаемый материал. Скипы с неподвижным кузовом отличается жёстким соединением кузова с рамой. Дно кузова наклонено в сторону разгрузки на 45-55°, в нижней его части имеется разгрузочное отверстие, закрываемое секторным затвором. При разгрузке скипа секторный затвор от взаимодействия разгрузочных роликов с разгрузочными кривыми вращается вокруг своей оси и поднимается вверх, открывая разгрузочное отверстие. При этом шарнирно связанный с затвором рештак катится вниз по наклонным направляющим на раме скипа и устанавливается под углом 45-55°. Типы затворов скипа с неподвижным кузовом: секторный, шиберный, клапанный, рычажный, крюковый и др. Первые три — наиболее надёжны в эксплуатации. Скипы опрокидные и скипы с отклоняющимся кузовом применяются в основном на действующих шахтах; на строящихся и реконструируемых шахтах используют скипы с неподвижным кузовом. Применение последних исключает недостатки, присущие первым двум типам и ограничивающие их использование; неуравновешенность подъёма из-за передачи части веса скипа на разгрузочные кривые, повышенную мощность привода подъёмной машины, высоту копра, его прочность, увеличенное время на разгрузку.
Скипы для наклонных стволов [ править ]
Скипы для наклонных стволов подразделяются на опрокидные, с откидной задней стенкой и с донной разгрузкой, оснащены колёсами и передвигаются по рельсовой колее, применяются в стволах с углом наклона 25-70°. Опрокидной скип для наклонных стволов состоит из кузова, поворачивающегося на оси относительно рамы с двумя парами колёс. На месте разгрузки передние колеса скипа катятся по изогнутым рельсам той же колеи, а задние продолжают движение по прямым вспомогательным. Скипы применяются также в качестве элемента скипового подъёмника на открытых горных работах.
Характеристики [ править ]
На действующих шахтах эксплуатируются скипы вместимостью от 2 до 35 м3. Наибольшая грузоподъёмность скипов 55-60 тонн. Тенденция совершенствования скипов: уменьшение их собственной массы за счёт применения высокопрочных легированных сталей и лёгких сплавов для увеличения их грузоподъёмности при одной и той же концевой нагрузке; улучшение конструкций затворов скипов с использованием приводов на копре для их открывания с целью уменьшения времени на разгрузку. За рубежом ведутся работы по созданию многоэтажных скипов (подвешенных друг над другом) для увеличения производительности подъёма при глубоких шахтах без увеличения диаметров стволов.
Скиповый подъемник [ править ]
Установка для транспортировки полезного ископаемого или горной породы в скипах по рельсовым путям с горизонтов карьера, расположенных ниже 150—200 м. Относится к комбинированным видам карьерного транспорта. Основные элементы скипового подъемника: рельсовый путь, скипы, подъёмная машина, копер, тяговый канат, перегрузочные устройства в карьере и на поверхности. Распространены преимущественно одноканатные двухскиповые подъёмники с двухбарабанными подъёмными машинами (грузоподъёмность скипов до 45 т). При грузоподъёмности скипов 65-90 т более эффективны двухскиповые многоканатные бобинные и блоковые подъёмные установки; при грузоподъёмности более 200 т — односкиповые многоканатные установки с противовесом. Скиповые рельсовые пути располагают в траншее с прямолинейным или ломаным продольным профилем на постоянном или временном нерабочем борту карьера. Угол подъёма пути в зависимости от угла откоса карьера 20-45°. Для скипов грузоподъёмностью до 50 т применяют рельсовые пути обычной колеи, для повышения устойчивости скипов грузоподъёмностью 50-80 т колея увеличивается до 3-5 м. Вдоль скипового пути устраивается ступенчатая пешеходная дорожка для обслуживающего персонала.
Скипы загружают непосредственно из автосамосвалов или из бункеров. Конструкция погрузочных эстакад разборная для удобства перемещения их при удлинении линии скипового подъемника по мере понижения горных работ. Разгрузка скипа в бункер на поверхности производится опрокидыванием кузова вперёд или назад при помощи направляющих кривых или гидроопрокидывателей. Пульт управления скипового подъемника размещается, как правило, на верхней площадке копра. Возможна полная автоматизация работы скипового подъемника. Характеристики скипового подъемника: высота подъёма 60-240 м, скорость подъёма 4-10 м/с, производительность 650—2000 т/ч. Основные достоинства скипового подъемника: большой угол подъёма, перемещение горных пород или полезных ископаемых по кратчайшему пути, возможность подъёма крупных кусков породы без предварительного дробления и работа с большими, чем у других видов карьерного транспорта, скоростями, простота конструкции, технического обслуживания и ремонта, малая энергоёмкость, возможность раздельного подъёма вскрышных пород и различных типов и сортов полезных ископаемых. Недостатки: высокая трудоёмкость и значительные затраты на строительство скипового подъемника и перенос перегрузочных пунктов, большая металлоёмкость.
Классификация и конструкции скипов
Угольный скип с неподвижным кузовом и секторным затвором Сибгипрошахта
1 – зонт; 2 – смотровая площадка; 3 – кузов; 4 – рама; 5 – секторный затвор; 6 – разгрузочные ролики; 7 – предохранительные башмаки; 8 – рабочие роликовые направляющие.
Скип с неопрокидным кузовом состоит из кузова, жестко связанного с рамой. К раме прикреплена зонт-площадка. Разгрузка скипа осуществляется с помощью секторного затвора и выдвижного рештака. Скип с опрокидным кузовом имеет раму, с которой при помощи шарнира связан кузов. Опрокидывание кузова на угол 135-145° относительно рамы происходит у бункера благодаря роликам, перемещающимся по разгрузочным кривым. Скипы емкостью от 3,0 до 11 м 3 предназначены для вертикального подъема горной массы на шахтах горнодобывающей промышленности. Опрокидные скипы отличаются высокой надежностью в эксплуатации. Однако динамическая неуравновешенность в начале подъема ограничивает и широкое применение в горнодобывающих отраслях промышленности. Шиберный затвор обеспечивает: надежное удержание горной массы; минимальные динамические воздействия на копер; плавность открывания; легкость в обслуживании. Скип с отклоняющимся кузовом обладает меньшей динамической неуравновешенностью, если сравнивать с опрокидным скипом.
Недостатком являются частые отказы его клапанного устройства.
Изготавливаются скипы по заказу потребителя с различным типом и расположением проводников. На шахтах и рудниках Украины и стран СНГ применяют различные типовые и индивидуально изготовленные конструкции скипов. Известны конструкции ОАО «Криворожрудком», ЗАО «Сибгормаш», ЗАО «Институт проблем ресурсосбережения с опытным производством», института «Южгипрошахт», Гипрошахт, ОАО ПО «Усольмаш» и др.
Для шифровки моделей скипов приняты следующие условные обозначения:
По типу шахтного подъема:
По типу и расположению направляющих проводников:
К конструкциям скипов предъявляются следующие требования: обеспечение автоматической загрузки и разгрузки; обеспечение устойчивого положения кузова при движении в стволе; исключение отказов механизма затвора и самопроизвольной разгрузки; исключение просыпания груза при движении в стволе и в периоды загрузки и разгрузки; обеспечение должной жесткости кузова и рамы. Скипы с неподвижным кузовом обладают наилучшими эксплуатационными показателями и получили наибольшее распространение в угольной промышленности. Шиберный затвор скипа обеспечивает плавность открывания; надежное удержание транспортируемой массы; минимальные динамические воздействия на копер; легкость в обслуживании.
Типаж шахтных скипов следующий: СНМ 9,5-185-1,8; СНМ-9,5-185-1,1; СНМ-11-185-1,8; СНМ-11-185-1,1; СНМ-11-223-1,8; СНМ-11-223-1,1; СНМП-15-223-1,1; СНМП-20-223-1,1; СНМП-20-280-1,1; СНМП-25-235-1,1; СНМП-25-280-1,1; СНМП-35-235-1,1; СНМ-35-280-1,1; Типа СН-4-170-1,8; СН-5-185-1,8; СН-7-185-1,8; СН-9,5-185-1,8 СН-9,5-185-1,1; СНМ-11-185-1,8, СН-11-185-1,1; СН-11-223-1,1; СН-15-233-1,1.
Данные по скипам СНМП, касающиеся наибольшей высоты подъема, при которой скип того или иного исполнения может применяться, определены исходя из условия, что грузоподъемность скипа реализуется полностью. При этом головные канаты ГОСТ 20.7668-80 маркировочные группы 160 кгс/мм 2 обеспечивают требуемый запас прочности, установленный «Правилами безопасности в угольных шахтах».
Факторами, ограничивающими наибольшую высоту подъема, являются: наибольшая допускаемая суммарная статическая нагрузка на головные канаты коушей; наибольшая допускаемая нагрузка на подвесное устройство для уравновешивающего каната; высота загрузочного окна скипа; удельное давление канатов на футеровке шкива подъемной машины.
В случае применения скипа в других условиях, например, при малых высотах подъема, когда возникает проблема предупреждения проскальзывания головных канатов по шкиву подъемной машины и возникает необходимость искусственного утяжеления скипов или снижения массы транспортируемого груза, могут применяться канаты другого типа. Может возникать необходимость снижения подъемной массы груза при больших высотах подъема из-за достижения удельных давлений канатов на футеровку шкива подъемной машины, превышающих допустимые значения.
Таким образом, при выборе того или иного исполнения скипа должен быть проведен тщательный анализ технических возможностей подъемной установки с учетом изложенный выше факторов. Скипы исполнений от СНМП35-235-1.1 до СНМП35-235-1.1-0.7 включительно имеют каркас высотой 14950 мм и сравнительно малую высоту загрузочного окна, что не позволяет применять такие скипы при высотах подъема свыше 1300 м. При уравновешивающих канатах по ГОСТ 3088-80 диаметром 54,5 мм максимальная допустимая нагрузка на подвесное устройство УП-2М-22 достигается при высоте подъема примерно 1100 м. Для исполнений СНМП35-235-1.1-01; 03; 0,5 и 0,7 нагрузки на подвесные устройства для головных и уравновешивающих канатов (УП-ЗМ-05) при высоте подъема 1300м не достигают допустимых величин. Однако применять эти скипы при больших высотах подъема не рекомендуется из-за малой высоты загрузочного окна.
Модернизированный скип (без сужения)
По конструктивным признакам скипы вертикальных стволов делятся на скипы с неподвижным и подвижным кузовом.
Скипы с неподвижным кузовом могут иметь боковую разгрузку с шиберным или секторным затвором или же донную с клапанным затвором. Скипы с подвижным кузовом делятся на опрокидные и с отклоняющимся кузовом. Преимущественное распространение получили скипы с неподвижным кузовом.
Кузов скипа крепится жестко к раме или же составляет вместе с несущими элементами силовую конструкцию. Разгрузка скипа осуществляется путем выпуска насыпного груза под действием его силы тяжести через боковое или донное отверстие кузова, оборудованное механизмом затвора. Последний приводится в действие от разгрузочных кривых, с которыми при движении скипа в зоне разгрузки взаимодействуют разгрузочные ролики.
Общий вид угольного скипа емкостью 35м 3 с жестким несущим кузовом и клапанным затвором конструкции института Гипрошахт
Разгрузка скипа осуществляется путем выпуска насыпного груза под действием собственного веса через боковое или донное отверстие кузова, оборудованное специальным механизмом затвора. В конструкции с донной разгрузкой применяется затвор клапанного типа, а при боковой – секторного типа. Механизм затвора приводится в действие от разгрузочных кривых, с которыми при движении скипа в зоне разгрузки взаимодействуют разгрузочные ролики.
Общий вид породного скипа с неподвижным кузовом и клапанным затвором конструкции института Южгипрошахт
1 – рама; 2 – кузов; 3 – замок затвора с приводным роликом; 4 – лоток; 5 – защелка с приводным роликом и фиксатором
Угольный скип с неподвижным кузовом и секторным затвором представляет собой сварной короб, усиленный горизонтальными ребрами жесткости, к боковым стенкам которого приварены вертикальные стойки рамы, которые вверху и внизу соединены горизонтальными несущими балками. По концам вертикальных стоек рамы крепятся направляющие устройства. Разгрузочное отверстие, закрываемое затвором, расположено в нижней части передней стенки. В месте расположения секторного затвора боковые стенки кузова имеют небольшой скос, т.е. изогнуты таким образом, что между ними и рамой имеется зазор. В этом зазоре размещаются боковые стенки секторного затвора и выдвижного рештака, расположенного под затвором. Ось вращения последнего укреплена на наклонном днище кузова.
На боковых стенках секторного затвора установлены на осях разгрузочные ролики. При входе роликов в разгрузочные кривые происходит открывание затвора, а также перемещение рештака в сторону разгрузочной воронки бункера. После разгрузки скип опускается, и затвор с рештаком принудительно возвращается в исходное положение.
В Приложении П5 (в конце этой книги) приведены технические характеристики скипов шахтных СН, СНМ, СНМП, разработанных ГП «Донгипроуглемаш».
Скип конструкции ЗАО «Сибгормаш» для выдачи породы
Большой собственный вес, концентрация напряжений в месте сужения нижней части кузова и примыкания рамы, большой путь разгрузки и значительные динамические нагрузки предопределили необходимость совершенствования конструкции скипа и, в частности, затвора.
Раскрытие основных и предохранительных замков производится при входе роликов в кривые.
Чтобы предотвратить падение и обеспечить плавное срабатывание клапанного затвора при открывании, в некоторых конструкциях на боковых стенках лотка предусмотрены кривые, в которые входят ролики, установленные на копре. Применительно к большегрузным скипам в институте Гипрошахт разработана конструкция с клапанным затвором, которая успешно эксплуатируется на шахтах севера России.
Отличительной особенностью этих скипов является отсутствие сужения кузова и большое выходное отверстие. В нижней части кузова под разгрузочным окном на оси крепится затвор сварной конструкции, состоящий из днища и двух боковых фигурных стенок. Запирание затвора осуществляется при помощи левого и правого замковых механизмов, а также двух защелок. Обкатывание ролика затвора по кривым, расположенным на копре, обеспечивает его плавное открывание и закрывание.
Скипы с отклоняющимся кузовом не находят широкого применения и функционируют лишь на одноканатных подъемных установках старых шахт.
Вид скипа с отклоняющимся кузовом в транспортном положении и при разгрузке
Поскольку ось подвески кузова смещена относительно его центра тяжести, то при этом постоянно действует восстанавливающий момент от веса кузова, направленный на возвращение кузова в транспортное положение и закрывание затвора. Это надежно предохраняет скип от самопроизвольной разгрузки. Ограниченное применение скипов такой конструкции объясняется, прежде всего, их недостаточной конструктивной жесткостью и относительно большими динамическими нагрузками, возникающими при входе в разгрузочные кривые. Наличие периода дотяжки скипа при входе в кривые на малой скорости усложняет тахограмму подъема, растягивает время разгрузки и требует увеличения высоты копра.
Общий вид опрокидного скипа
Опрокидные скипы
Опрокидные скипы применяются только на одноканатных подъемных установках небольшой производительности.
В верхней части кузова на боковых стенках укреплены разгрузочные ролики, посредством которых в разгрузочных кривых осуществляется опрокидывание скипа. На задней стенке кузова имеются специальные полки, которыми скип при опрокидывании опирается на копровые поддерживающие ролики для перехода на вертикальную часть разгрузочных кривых. При разгрузке скипа разгрузочные ролики входят в разгрузочные кривые, укрепленные на копре, и выводят кузов из рамы, заставляя его поворачиваться вокруг своей опорной оси. В конечном положении кузов, опрокинувшись на 135°, опоражнивается через верхний срез передней стенки. После разгрузки рама скипа опускается по проводникам вниз, и кузов снова занимает транспортное положение.
Опрокидные скипы отличаются простотой конструкции. При выдаче горной массы высокой влажности и с большим содержанием мелких классов разгрузка происходит быстро и без залипания. Этим скипам присущи все отмеченные выше недостатки скипов с отклоняющимся кузовом. Особенно неблагоприятно на параметры подъемной установки и копер влияет большой путь разгрузки, который определяется высотой кузова и несоразмерно увеличивается с ростом грузоподъемности. Отмеченные конструктивные недостатки, а также большой собственный вес скипа, сложные и мощные разгрузочные кривые, большой дополнительный объем надшахтного сооружения в зоне разгрузки ограничивают емкость сосудов этого типа. Поэтому на новых и реконструируемых шахтах опрокидные скипы практически не применяются.
Пути совершенствования отечественных конструкций современных скипов в ближайшее время заключаются в основном в увеличении их емкости (до 55 м 2 ), в применении высокопрочных и износостойких материалов в сочетании с жесткой несущей цельносварной конструкцией неподвижного кузова, в разработке совершенного затвора с автономным приводом, исключающим разгрузочную дотяжку скипа и громоздкие разгрузочные кривые.
В ЗАО «Институт проблем ресурсосбережения с опытным производством» (ЗАО «СИПРсОП») разработано и освоено производство шахтных скипов для подъема руды по вертикальным стволам одно- и многоканатными подъемными установками. Скипы СНМ-19, СНМ-19,5 и СН-35 призматические с неподвижным кузовом и донной разгрузкой грузоподъемностью до 42 т позволяют осуществлять подъем руды с глубины свыше 900 м.
ЗАО «СИПРсОП» разработано и освоено производство шахтных скипов для подъема руды по вертикальным стволам одно- и многоканатными подъемными установками, противовесов, проводников для скипов и соответствующих подвесных устройств.
Скипы СНМ-19, СНМ-19,5 и СН-35 призматические с неподвижным кузовом и донной разгрузкой, грузоподъемностью до 42 т позволяют осуществлять подъем руды с глубины свыше 900м.