что такое скейт шоу
Как скейтбординг стал самой модной субкультурой?
За последние несколько десятков лет скейтбординг стал настоящим культурным феноменом. В 2016-м все поголовно ходили в худи Thrasher, а бум на культовые Vans Old Skool не проходит вот уже много лет.
Люксовые бренды, такие как Louis Vuitton, делают коллаборации с Supreme, а Hermès выпускает собственную линию деков. За 60 лет скейтбординг превратился из локальной субкультуры в настоящий мейнстрим (в этом году, к слову, скейтбординг впервые включен в программу Олимпийских игр). Как так вышло? Разбираемся.
История
Зародилась эта субкультура в 1960-х в Калифорнии и была непосредственно связана с серфингом. Тогда молодежь придумала так называемый «тротуарный серфинг», прикрепив к доскам колесики. Первое внимание общественности к этому спорту начало появляться в мае 1965 года, когда журнал Life поместил на обложку королеву скейтбординга Патти Макги.
Кстати, до 70-х годов большая часть скейтеров вообще каталась без обуви. И только к 70-м начали появляется первые бренды, которые стали производить специальную обувь для представителей субкультуры.
В то десятилетие популярность скейтбординга стремительно росла. Осушенные бассейны, дренажные трубы, асфальтированные дворики школ быстро стали самыми популярными спотами у молодежи. Тогда же начал формироваться фирменный стиль скейтеров: оверсайз-футболки, шорты, высокие носки и, конечно, кеды.
К 1990-м субкультура перекочевала на улицы городов, а скейтеры стали использовать для трюков любые подходящие поверхности. Случилось это во многом благодаря Натасу Каупасу, который показал всему миру, что можно катать на бордюрах, скамейках и даже пожарных гидрантах.
С тех пор бум на скейтбординг не проходит, и во всех городах мира есть скейт-парки и целые сообщества ребят, увлеченных этой культурой.
Для тех, кому особенно хочется погрузиться в атмосферу, советуем посмотреть фильмы «Короли Догтауна» и «Середина 90-х».
Появление культовых брендов
За 60 лет существования субкультуры появилось множество брендов. До сих пор самые любимые марки молодежи – именно скейтерские: Supreme, Thrasher, Stüssy, Vans, Palace, HUF, Volcom, Dime, Polar Skate Co. и многие другие.
Одним из пионеров на рынке стала фирма Vans (которая появилась аж в 1966 году). В 1976-м создатели обратились к легендарным скейтерам Стейси Пералте и Тони Альва (именно о них снят фильм «Короли Догтауна») и предложили разработать новую модель. Так и появились Vans Era.
К середине 70-х скейтбординг стал по-настоящему коммерчески привлекательным для компаний, которые изначально не имели никакого отношения к культуре. Например, в 1980-х Bones Brigade стала одной из первых скейт-команд, участники которой зарабатывали большие суммы на своих именах.
В 80-х появился еще один легендарный скейтер Тони Хоук, который привлек внимание общественности своими трюками. Отчасти благодаря ему движение стало мейнстримом и заинтересовало спонсоров. Тони стал все чаще появляться в футболках с логотипами брендов. Очень быстро такие футболки захотели все, и фирмы начали их штамповать.
Бренд Stüssy, который первоначально был создан для серферов, также был освоен скейтерами и вскоре начал ассоциироваться именно с ними.
Поистине огромный вклад в популяризацию скейтерского стиля внесли Supreme. Культовый уличный бренд появился в 1994 году и изначально был просто скейт-шопом. Среди первых вещей были обычные футболки и свитшоты с логотипом.
Все это выглядело очень просто, но от этого становилось еще более привлекательным. Кстати, в 1995 году американский Vogue сравнил интерьер магазина Supreme с Chanel – так сильно он отличался от классических скейт-шопов.
В нулевых начались громкие коллаборации с Nike, Fila, A.P.C., Bape, The North Face, Undercover, Neighborhood и даже Comme des Garçons. А в 2017-м вышла, наверное, одна из самых громких коллабораций десятилетия – Supreme x Louis Vuitton. Коллекцию раскупили за считаные минуты.
Скейтерские бренды стали настоящими двигателями культуры, и даже такие спортивные гиганты, как Nike и Adidas, «встали на доску», запустив свою линию. Многие скейтеры, к слову, тоже открывают собственные бренды, например Thames Блонди Маккоя, «Рассвет» Толи Титаева совместно с Гошей Рубчинским и Call me 917 Алекса Олсона.
Скейтбординг как неотъемлемая часть фешен-индустрии
Еще каких-то 15 лет назад было сложно поверить в то, что скейт-бренды выйдут за пределы субкультуры и начнут делать громкие коллаборации с тяжелым люксом вроде Dior, Louis Vuitton или Saint Laurent, а так называемые оборванцы и хулиганы будут сниматься в рекламных кампаниях модных домов и станут моделями мирового уровня.
Легендарный скейтер Дилан Ридер был лицом рекламной кампании DKNY, Блонди Маккой – Burberry, а Эван Мок участвовал в показах Alyx и Louis Vuitton. Ридер, к слову, во многом повлиял на изменение имиджа скейтбордистов. Он был одним из первых, кто сменил оверсайз-вещи на облегающие штаны и заправленную футболку.
Фешен-индустрия сильно повлияла на популяризацию субкультуры. В 2011 году в рекламной кампании Celine модели позировали со скейтами в руках, в 2016-м Hermès выпустили видео, где две девочки катали в пуле, рекламируя новые платки бренда, в том же году креативный директор Dior Крис ван Аш в качестве декораций к показу использовал скейтерские рампы.
А Гоша Рубчинский для своего первого шоу вместо моделей пригласил обычных парней-скейтеров.
Влияние хип-хоп- и поп-культуры
Своей популярностью скейтерские бренды во многом обязаны представителям хип-хоп- и поп-культуры. Рианна, Джастин Бибер, Tyler, The Creator, A$AP Rocky, Канье Уэст и Трэвис Скотт появлялись на красных дорожках и в повседневной жизни в Palace, Supreme и Stussy.
Скейтбординг уже давно вышел за рамки субкультуры и просто вида спорта, это масштабное явление, которое оказало сильное влияние на всю фешен-индустрию. Те, кто не имеют никакого отношения к скейтбордингу и не знают, что такое «флип», «олли» и «рампа», гоняют по городу в модных худи Palace и кедах Vans Old Skool. Хорошо это или плохо – судить не нам. Это было, есть и будет.
Необычная практика: как в зарубежных школах появились программы по скейтбордингу
Подростки, которые катаются на досках возле школы, могут стать лучшими её учениками — это уже осознали в разных странах. И стали действовать!
Обложка: Катя Павловская для Skillbox Media
Скандинавы известны своими необычными (и очень эффективными) подходами к образованию. И им ещё есть чем удивить. В сентябре 2021 года в городе Тампере открыли первую в Финляндии школьную программу по скейтбордингу.
Действует она в общеобразовательной школе Sammon со спортивным уклоном. Но спортивными дисциплинами дело не ограничивается. В программу также включены аудиовизуальные коммуникации, организация мероприятий, обучение фотографии и операторскому мастерству. Не последнее место занимает и мода.
«Скейтбордисты всегда были на передовой инновационных модных трендов, и спустя пару лет после того, как они что-то придумали и попробовали, эти тренды можно увидеть на витринах обычных магазинов», — объяснил педагог финской школы Тиму Грёнлунд в комментарии изданию Yle.
Программа, кстати, не была инициативой одной лишь школы. Она подготовлена с помощью городских властей, финского Олимпийского комитета (скейтбординг — олимпийский вид спорта) и Академии спорта Тампере.
Без поддержки подготовить новое направление вряд ли удалось бы: переоборудование школы обошлось в 1,1 млн евро, сообщал Йорма Суонио, руководитель среднего образования в Тампере. Однако, по его мнению, программа принесёт пользу, ведь позволяет городу предложить школьникам не только современное образование, но и место, где они могут реализовать свои навыки и интересы.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Где ещё используют скейтбординг в обучении
Идея создать такую программу не нова — но опять же для скандинавов. В далёком 2006 году в шведском городе Мальмё построили школу прямо на территории скейт-парка, программы там были соответствующие.
Как шведы к этому пришли? В конце XXвека Мальмё переживал не лучшие времена: индустриальные предприятия закрывались, инвестиций в развитие практически не было, возрастал уровень преступности. Один из местных жителей, увлекавшийся скейтбордингом, решил изменить ситуацию и построить скейт-парк, который стал самым большим в Европе. Он получил название Bryggeriets и стал привлекать множество уличных спортсменов. А спустя некоторое время регулярный посетитель этого скейт-парка Понтус Алв снял фильм о скейт-культуре в Мальмё, которая, как выяснилось, может по разнообразию посостязаться с другими крупными скейт-хабами, такими как Калифорния.
Картина The Strongest of The Strange ( «Самые сильные среди странных») принесла городку мировую славу, и туда потянулись скейтбордисты со всей планеты. Городские власти решили поддержать инициативу и стали активно устанавливать оборудование для спортсменов по всему городу. Финальным шагом этого преображения и стало открытие школы, названной по имени скейт-парка — Bryggeriets Gymnasium.
Обучение там, конечно, включает не только тренировки по скейтбордингу, но и обычную школьную программу — с поправкой на спортивную культуру. А культура эта многообразна: она традиционно подразумевает занятия искусством, фотографию, организацию различных фестивалей и разработку арт-проектов. Ключевые возможности, которые даёт такая школа, кроются в прокачке мягких навыков. Скейтеры, которым приходится много трудиться над заучиванием и практикой новых трюков, развивают целеустремлённость, готовность покорять всё новые — и куда более крупные — вершины.
Схожие инициативы стали появляться и в других странах. Например, в Лос-Анджелесе работает программа Skate-4-Education — она открылась не где-нибудь, а в скейт-магазине. Дети 8–18 лет приходят туда делать домашние задания, участвуют в мастер-классах по видеографии и искусству, а также придумывают креативные логотипы и принты для товаров. Привлекает школьников, конечно, возможность покататься, а чтобы её получить, приходится делать домашки и показывать их местным тренерам-волонтёрам.
Для Калифорнии, которую во многом можно назвать родиной скейт-культуры, эта инициатива не единственная. Здесь находится множество скейт-парков, а школы используют скейтбординг как дополнительный командный вид спорта и иногда даже спонсируют такие программы. Впрочем, не все учебные учреждения США на это готовы — например, одна из школ в городе Нэшвилл (штат Индиана) запретила детям кататься на своей территории. Тогда ученики решили открыть собственный скейт-парк.
Кстати, в России такие инициативы у ребят тоже есть. Например, подростки из Екатеринбурга искали для площадки спонсоров. А вот в Алапаевске местные школьники используют не совсем подходящее для катания место — парк Победы, где расположен монумент защитникам Родины. «Удачная» конструкция памятника привлекает молодых спортсменов, что вызывает бурю негодования у местных жителей и ветеранов. Скейт-парк в городе тоже есть, просто территория выбрана для него была неудобная — далеко от центра. Теперь власти хотят построить ещё одну скейт-площадку с более привлекательным для детей расположением.
Почему скейтбординг важен для софт-скиллов (без которых теперь никуда)
В 2019 году в США впервые провели широкомасштабное исследование The Beyond the Board, посвящённое скейтбордингу. Спонсировал его Фонд Тони Хоука — легендарного американского скейтера, а проводили исследование специалисты из Университета Южной Калифорнии (USC). Оно включало опрос более пяти тысяч скейтбордистов в возрасте 13–25 лет, а также интервью со 120 знаменитыми представителями скейт-сообщества в семи городах США.
Частично исследование было направлено на то, чтобы развенчать мифы: традиционно скейтбордистов считали склонными нарушать правила, проявлять отклонения от социальных норм (например, заниматься вандализмом). Взгляд родителей и учителей обычно тоже негативный — катание на доске воспринимается ими как пустая трата времени.
Оказалось, что в реальности ребята-скейтеры развивают ключевые навыки XXI века, которые важны и для обучения, и для будущей карьеры. Например, у них отлично развито критическое мышление и умение решать проблемные ситуации, считают эксперты. А ещё они, в отличие от некатающихся сверстников, не боятся вызовов, нестандартно мыслят, проявляют креативность и умение работать в команде, говорят исследователи.
Вот как сами скейтбордисты оценили себя:
А ещё они воспринимают успех через призму общественного блага (и действительно, в одиночку скейт-парк построить сложно, а кататься — скучно!). С цифровыми навыками у них тоже всё хорошо:
Как скейтбординг используют в обучении STEM-предметов
Это всё здорово, скажет читатель, а педагогу-то что с этим делать — самому на доску вставать, к директору бежать или призывать подростков к скейтбордингу? Нет, можно просто взять скейт и использовать его для обучения. Например:
Как я не стал скейтером, но наиграл сотни часов в Skate 3
На этой неделе десятилетие празднует величайшая игра о скейтбординге — Skate 3. С 2010 года я играю в нее почти без перерывов, стабильно запуская как минимум пару раз в неделю. Ни в одну другую игру я не залипал так долго. И хотя продолжение EA анонсировать не спешит, сама Skate 3 продолжает жить. Сегодня в нее можно играть на Xbox One, у нее есть активное комьюнити и даже работающие онлайн-сервера. По случаю юбилея я расскажу, чем же Skate 3 так важна и как она заменила мне катание на настоящей доске.
Я пропустил игры Тони Хоука времен PlayStation 1.
Для многих людей моего поколения любовь к играм про скейтбординг началась с первых частей Tony Hawk’s Pro Skater. Но у меня не было своей PS1 и я их полностью пропустил. Так что скейтбординг ни в каком виде не волновал меня довольно долго.
Игры Тони Хоука для меня начались с Tony Hawk’s Underground 2 и American Wasteland — на них же и закончилась. Но свое предназначение они выполнили. Пиратские копии этих игр попали ко мне году в 2006-м. Это был тот еще опыт: вылеты, неадекватное управление, промтовский перевод — духу времени все соответствовало. Однако своим панковским духом, дурацким юмором, бодрым музоном, катанием не только на скейтах, но и на BMX, и инвалидных колясках, игры успешно продали мне всю эту «экстремальную» субкультуру. На фоне кайфа от «Тони Хоуков» мы с группой друзей всерьез заинтересовались скейтбордингом, начали смотреть ролики Родни Маллена, Бэма Марджеры, самого Тони Хоука и других скейтеров.
Примерно в 2007 году я купил первый скейтборд, но крутым скейтером в итоге так и не стал.
У нас с друзьями сформировалась увлеченная скейтбордингом компания и к 2007 году мы все купили себе доски. Кататься ходили на автодром недалеко от моего дома. С наличием такой площадки нам повезло — ровный, мягкий асфальт, две эстакады с перекладинами, машин почти никогда нет. Нас, конечно, иногда гоняла охрана, но большую часть времени на наше катание закрывали глаза. В город тоже порой ходили, но на «своем» автодроме было уютнее.
Очень хотелось выглядеть так, но падать с перил особенно больно. К тому же ни скейты, ни перила после таких трюков долго не живут.
Главным же развлечением был разгон с эстакады и прыжки с нее же. Это мою скейтерскую карьеру и погубило. Под конец третьего года катания я крайне неудачно приземлился после прыжка с малой эстакады (высота там около полутора метров) и повредил пятку. Хромал месяц, было подозрение на трещину в пяточной кости. А пятка — это губчатая кость, и заживает она не особо хорошо. Если бы подтвердилось — хромал бы до сих пор.
Skate буквально стала для меня заменой реальному катанию.
Серия Skate стартовала в том же 2007 году. До этого в жанре монополистом были Activision с Тони Хоуком, но после American Wasteland серию понесло хрен знает куда, и больше ни одной хорошей игры в ее рамках не вышло. Но субкультура все еще была на пике и спрос на жанр сохранялся — вот EA и прыгнула в свободную нишу.
Но самое главное — Skate не копировала симуляторы Тони Хока. Разработавшая игру студия Black Box (ныне почившая) придумала новый вариант управления: движения правым стиком в противовес выбиванию комбинаций кнопками у Хоука. Это сделало геймплей одновременно реалистичнее, сложнее и увлекательнее. Кайфануть получалось даже от выполнения не самых сложных трюков и комбинаций. Потому что жесты стиками тактильнее и требуют больше усилий, чем простое нажатие пары кнопок. Но в то же время такой подход более интуитивный. Отклонил стик вниз и резко дернул его вверх — получился олли, совсем как щелчок в реальной жизни. Въехать в Skate куда проще, чем в любую другую игру про скейтбординг.
Кроме того, в игре была реалистичная для своего времени физика. Она и катание делала интереснее, и падения превращала в настоящее шоу. Игра создавала четкое ощущение, что доска не приклеена к персонажу. Да и движения скейтеров в Skate после игр Activision тоже впечатляли реализмом. Позже я даже подглядывал технику выполнения поп шовит в Skate 2. Благодаря реализму, физике и интуитивному управлению игра и стала для меня заменой реальному катанию, по которому я скучал и скучаю до сих пор. Со временем между мной и доской встал не только страх, но и учеба в институте с работой — только Skate и спасала. Но если Skate 4 когда-нибудь все же анонсируют, встану на доску снова!
Skate 3 — это ультимативный симулятор скейтбординга, хотя и первые две части по-своему хороши.
В Skate 3 для катания доступны как компактные скейт-парки, так и целый городок — вроде и достаточно реалистичный, а вроде и будто бы для скейтеров спроектированный. В городе хватает как «обычных» районов, так и максимально экстремальных, в которых можно творить великие трюки: самоубийственный карьер, здание завода и даже проложенные по крышам трассы. А если экстрима не хватает, то можно накидать на локациях своих рамп и трамплинов.
Впрочем, некоторым кажется, что физика во второй части была честнее. В третьей она и вправду чуть проще и иногда все же помогает не упасть. Другим первая и вторая часть больше нравится дизайном парков и городских локаций. Но как ни крути, Skate 3 — самый большой, разнообразный и красивый выпуск серии, хоть и сделали ее всего за год. Она же нашла идеальный баланс между реализмом и панк-угаром из игр Тони Хоука. В ней можно вытворять штуки не менее безумные, чем в той же American Wasteland, но скиллов это требует не менее диких. И не забывайте про крутейшие испытания из серии Hall of Meat, в которых нужно делать не трюки, а убиваться максимально брутально, пытаясь переломать все кости своему персонажу. На их основе можно было вообще отдельную игру сделать.
С третьей частью вообще приключилась забавная история. В 2010 году, когда она вышла, популярность субкультуры сильно упала и спрос на подобные игры был слабым. Продалась игра не особенно хорошо, это, вероятно, и поставило крест на четвертой части. Но спустя три года на Skate 3 обратил внимание Пьюдипай. Он провел по игре серию летсплеев, некоторые ютуберы последовали его примеру и спрос на Skate 3 взлетел настолько, что EA напечатали новый тираж дисков. Фактически достали мертвеца из могилы. Позже игра вошла в библиотеку обратной совместимости Xbox One и в подписку EA Access, а с 2019 года в ней снова заработали онлайн-сервера.
В Skate 3 шикарный саундтрек.
Музыка из Skate 3 в некоторой степени повлияла на мои вкусы и открыла ряд групп. Саундтрек не ограничивается одним только поп и скейт-панком. Тут есть все — от классического метала и пост-панка до хардкорного хип-хопа и рэгги. Beastie Boys, Dinosaur Jr, Joy Division, Mobb Deep — подборка из почти шестидесяти треков, по качеству не уступающая легендарным саундтрекам Need For Speed начала-середины нулевых.
Skate 3 — все еще одна из лучших игр для чилла.
Она универсальна. В нее можно играть хардкорно, выполнять сложнейшие комбо и челленджи. Есть даже видеоблогеры, которые до сих пор этим занимаются — например, ZexyZek или Toasty Ghost. Этому способствуют и богатая механика, и возможность строить собственные парки, чтобы потом делиться ими с другими игроками.
Скейтбординг жив и все еще популярен во всем мире, но хороших новых игр про катание на доске не видать. Со времен Skate 3, лучшее, что выходила в жанре — это мобильная Skate City от разработчиков серии Alto’s. Однако слухи о ремастере Skate 3 или даже продолжении в последнее время усилились. Да еще и Activision буквально вот-вот анонсировала ремейк первых двух частей Tony Hawk’s Pro Skater. Так что жанр еще может вернуться.
12-летние скейтеры: катаются лучше тебя, бьют рекорд Тони Хоука, падают и не сдаются
Однажды прославленный скейтер Тони Хоук принял участие в Youtube-шоу другого прославленного скейтера Эрика Костона — Do a Kickflip. Хоук ездил по улицам Лос-Анджелеса и предлагал каждому встречному со скейтбордом сделать кикфлип. Душевнейшее видео, как и все в этой серии:
52-летний скейтер был поражен, с какой легкостью этот трюк с первого раза выполняли совсем юнцы — причем чуть ли не каждый первый встречный. Удивление Хоука можно понять. В свое время он тоже быстро прогрессировал: в 12 лет у него уже был спонсор, в 14 он стал профессионалом, но вот до своего главного трюка — Indy 900 — пришлось подождать аж до 31 года. И тот удался ему лишь с 11-й попытки!
В наше время 12-летние скейтбордисты на равных выступают со взрослыми, а Indy 900 для некоторых уже пройденный этап. Рассказываем про четырех малолетних скейтеров, которые уже катаются, как боги — и страшно представить, какого уровня достигнут к совершеннолетию.
Ги Кури
11 лет
Начнем с главного, пожалуй, скейтборд-открытия в этом году. В мае старина Тони Хоук был сброшен с трона. Его рекордный прыжок с вращением на 900 градусов держался 21 год, и вот его наконец переплюнули — и сделал это 11-летний пацан. Гильерме Кури на X Games закрутил над рампой аж три полных оборота — 1080 градусов!
BREAKING: Gui Khury just became the first skateboarder in history to land a 1080 on a vert ramp! The Brazilian #XGames athlete is only 11 years old.
Khury was born almost 9 1/2 years after @tonyhawk first landed the 900 at X Games. pic.twitter.com/YaamMv7ULj
Кури родился в Бразилии, но провел детство в Калифорнии, где и встал на доску в четыре года. Затем он вернулся в Бразилию, но занятие не оставил — чтобы не париться с поиском скейтпарков, батя построил ему рампу. В 7 лет Кури крутился уже на 540 градусов, в 8 стал самым юным скейтбордистом, которому удался прыжок на 900 градусов, в 10 — самым юным участником чемпионата мира X Games — на а что было дальше, вы уже знаете. По словам Кури, натренировать 1080 ему удалось благодаря самоизоляции: он делал уроки дома и сразу шел на рампу.
Скай Браун
12 лет
Скай с ранних лет тусила в скейтпарке, который имелся даже у ее детского садика. Обучаясь без тренеров и в основном по Youtube, Браун уже в 8 лет заявилась на Vans Us Open — таких юных участников не ожидали увидеть даже на либеральных соревнованиях по экстремальным видам спорта. На том выступлении Браун дважды упала, но все равно вызвала бурю восторга у комментаторов и публики.
В 2019 Браун стала третьей на World Skateboarding Championship, а также первой женщиной, исполнившей прыжок на 540 в истории соревнований X Games. К тому моменту она уже познакомилась с Тони Хоуком и даже сделала с ним совместный трюк:
К 12 годам биография Браун уже сравнима со взрослыми скейтерами. В июне она пополнилась первым серьезным падением: мы не видим его концовки, но по началу понятно, что это было больно:
Падения Браун стало новостным поводом — у нее сотни тысяч подписчиков в сосцестях — и она даже записала видео из больницы, где заверила, что с ней все хорошо, и что она ждет не дождется, когда снова встанет на доску. Иначе кто поедет на Олимпиаду вместо нее?