что такое скд в культуре
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову: Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.
Определение понятия СКД В.В. Туева.
СКД – это деятельность общества по приобщению человека к культуре.
СКД – это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.
СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.
СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.
СКД – это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.
СКД— особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим количеством институтов,
создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб
Отличительные черты СКД:
Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.
Сфера (от греч. sphaira — шар). 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка.
Социальная сфера – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.
Социальная сфера— непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.
Сеть социально-культурной сферы— это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.
Виды сети социально-культурной сферы:
1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).
2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)
3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.
4. городские (муниципальные)
5. районные государственные.
6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,
— создание условий для активного отдыха населения;
— предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива
— оказание услуг населению (в т.ч. платных);
— методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;
— игровая и концертная деятельность;
СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:
1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые,
индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)
2. Физкультурно – оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий,
создание условий для занятия спортом.
3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.
4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.
5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.
А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.
Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.
Туев В.В. «Технология и организация инициативных клубов» и «Как организовать свой клуб?», Калинин Иван Егорович «Записки клубника» и «Клубная встреча».
Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.
КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).
Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
Музей– научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Свободное время –часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.
Что такое социально-культурная деятельность
Содержание статьи
Понятие социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.
Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.
Где и как этому учат
В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.
Выпускники вузов этой специальности работают в сфере культуры и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.
Вопрос № 4.Понятие и основные характеристики СКД
Очная форма обучения ДПБиМ
Установочные лекции
с 26.03.2012 – 28.03.2012
(итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности)
Консультант | Дисциплина | Дата | Группа | Время | Ауд. |
ФНТО – ЭУ-58064н (государственный экзамен – 29.03.2012) | |||||
Солдатов А.Н. | Менеджмент | 24.03.2012 | ЭУ-58064н | 10.15 | ГУК-110 |
Власова М.Ф. | Финансовый менеджмент | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.30 | И-527б |
Топоркова Е.В. | Экономика предприятия | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.00 | И-527б |
Караваева Н.М. | Маркетинг | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.30 | И-527б |
Дайнеко Л.В. | Экономическая оценка инвестиций | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.45 | И-527б |
Дайнеко Л.В. | Анализ ФХД | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.45 | И-527б |
Королева М.А. | Ценообразование | 26.03.2012 | ЭУ-58064н | 13.00 | И-527б |
Самарская Н.А. | Планирование | 27.03.2012 | ЭУ-58064н | 12.30 | И-527б |
Дэви Ю.М. | Управление проектами | 27.03.2012 | ЭУ-58064н | 14.00 | И-527б |
Леонова Л.Б. | ОНОТ | 28.03.2012 | ЭУ-58064н | 14.30 | И-527б |
Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Социально-культурная деятельность – неотъемлемый элемент жизни общества; сегодня она оказывает реальное влияние на различные стороны его существования, различные общественные отношения. К наиболее заметным можно отнести следующее
1. Поддержка общественных инициатив. Общественные центры правовой защиты населения, консультационные пункты по социальным вопросам, лаборатории общественного мнения, депутатские комиссии, экологические и историко-культурные движения.
2. Организация социальной работы. Социальная поддержка безработных, инвалидов, одиноких, пожилых людей, многодетных и малообеспеченных семей и др. категорий; профилактика девиантного поведения, работа с группой риска, организация опекунства, усыновления, попечительства.
3. Оказание позитивного влияния на семью. Социально-культурные институты общества клубы, библиотеки, центры социальной защиты, центры социально-духовной реабилитации и др. обладают широкими возможностями для привлечения внимания общества к положению женщины, семьи, детей.
Эта деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.
СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.
Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.
СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.
Главными носителями СКД являются:
— профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.
— часть населения, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.
СКД основана на духовных интересах и потребностях человека, носит добровольный, инициативный, самодеятельный характер.СКД осуществляется в рамках свободного времени, главным образом, в той его части, которая определяется как досуг.
Следовательно, социальная природа СКД многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, социальных страт, личности. В зависимости от ракурса ее анализа, СКД можно определить:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СКД:
а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;
б)обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
в)характеризуется многообразием видов, в основе многообразия интересов художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.
г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;
д)отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;
е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;
ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально- культурной сфере
з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;
и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.
Характеристики социально-культурной деятельности, которые наиболее полно проявляются через направления ее функционирования:
— создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе процесс создания ценностей культуры
— включение человека в деятельность по восприятию и освоению ценностей культуры процесс освоения ценностей культуры
— деятельность по сохранению ценностей материальной и духовной культуры процесс сохранения ценностей культуры
— деятельность, направленная на трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога процесс распространения ценностей культуры;
— деятельность, связанная с созданием благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осущ
Функции и принципы СКД
СКД –это культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Функция СКД(от лат. Внешнее проявление свойств кокого-нибудь обьекта)- это совокупность предназначений и социальных ролей которая способна выполнять социо-культурная деятельность по отношению к человеку и сообществу людей.
Три блока функций СКД:
Все функции взаимосвязаны между собой
Воспроизводство человека как общественного существа происходит в системе социума, используя механизм культуры и механизм развития самого человека.
Производные функции, которые являются выражением общественно ценных свойств конкретно исторического этапа развития общества(развитие кругозора человека и т.д).
Фукционирование СКД подчиняется определенным принципам.
Все принципы СКД можно отнести разделить на 3 группы:
1) Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:
— принцип связи с жизнью.
2) Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:
— принцип дифференцированного подхода
— принцип комплексного подхода
— принцип преемственности и систематичности.
3) Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:
— принцип добровольности и общедоступности СКД
Что такое скд в культуре
1. Основные термины СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео рия социального воспитания человека на протяжении всех эта пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци альной работы.
Социально-культурная деятельность соответственно мо жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы шение» духовных потребностей;
• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер шенствования;
• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и пози тивного самоутверждения.
Сегодня социально-культурная деятельность может рас сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу дарственных структур, сферой приложения усилий многочис ленных общественных движений и инициатив, средством ис пользования свободного времени различными группами населе ния.
Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.
Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?
Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.
Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.
В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.
Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.
Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориентированным в большей мере на престижные ценности быта и качественную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, неблагополучные контингенты, маргинальные группы.
Сложившаяся ситуация находится в несомненном противоречии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Российской Федерации о культуре, в которых среди прочих провозглашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гуманитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .
Немало уже существующих любительских формирований, клубов по интересам, творческих студий прекратили свою деятельность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты жизни.
Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение художественного образования, что, по сути, является для него условием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразованного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями мировой художественной культуры является свидетельством духовного богатства человека как личности.
В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет является обязательным.
Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, которые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.
Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностями современной ситуации и конкретизируют
основные направления и содержание социально-культурной деятельности:
• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.