что такое скаут в кино
Русское разведчество
Московско-Богородский отдел ОРЮР
Сайт пяти дружин скаутов-разведчиков Москвы Организации Российских Юных Разведчиков был создан при поддержке Фонда президентских грантов
ТОП-5 фильмов о скаутах
О скаутах и разведчиках не только пишут книги, такие как «Скаутинг для мальчиков» Роберта Баден-Пауэлла или «Спутникъ скаута» Олега Пантюхова, но и снимают художественные и даже мульпликационные фильмы. На какие русские и зарубежные картины стоит обратить внимание – читайте в нашей постоянной рубрике #ПОСКАУТСКИ.
1. «Красные пчелы»
Год выхода: 1972
Страна: СССР
Жанр: детский, исторический фильм
Режиссер: Леонид Макарычев
Актеры: Лариса Буркова, Михаил Кононов, Владимир Лелетко
«Красные пчелы» — это фильм о становлении первых детских организаций в Советской России. Кинокартина рассказывает о противостоянии пионерского отряда «Красные пчёлы» и отряда русских скаутов. Уже через несколько лет пионеры многое возьмут от скаутов и продолжат некоторые их традиции, но сейчас они вовсе не желают дружить с юными разведчиками. Такими ли были первые скауты и пионеры, как представлено в фильме, на самом деле? Скорее нет, чем да. Однако ознакомиться с тем, как изображались скауты в советском кинематографе, безусловно стоит.
Посмотреть фильм, можно кликнув на ссылку — «Красные пчелы».
2. «Измученные походом»
Год выхода: 1995
Страна: США
Жанр: приключенческий фильм, комедия
Режиссер: Грег Биман
Актеры: Дэниел Стерн
Это история о том, как почтальон компании срочной доставки, который находится в розыске, по случайному стечению обстоятельств занимает место лидера двенадцатой группы скаутов и ведет ребят в поход в горы. Так, получилось, что почтальон и скауты оказались весьма нужны и полезны друг другу в этих непростых жизненных и походных условиях.
Важно: Фильм в старом переводе, присутствуют шутки, нерекомендованные детям младшего возраста.
Посмотреть фильм, можно кликнув на ссылку — «Измученные походом».
3. «Черные ступни»
Год выхода: 1987
Страна: Польша
Жанр: приключенческий фильм, семейный
Режиссер: Вальдемар Подгорский
Актеры: Войцех Маляйкат, Цезары Пазура
Это фильм о польских скаутах, сюжет которого повествует о приключениях мальчишек в летнем лагере харцеров. Находясь там ребята научатся ценить дружбу, смогут проявить свои лучшие качества, познавая окружающий мир, помогая взрослым и защищая природу.
Посмотреть фильм, можно кликнув на ссылку — «Черные ступни».
4. «Вечный скаут»
Год выхода: 1985
Страна: Франция
Жанр: комедия
Режиссер: Жерар Жюньо
Актеры: Жерар Жюньо, Жан-Ив Шатле
Жан-Батист Фукре, чей отец был большой фигурой в скаутской организации, узнает в последний момент, что ему поручено руководство лагерем отдыха. Он к выполнению этого задания не готов, но отказаться нельзя. Череда неприятностей начинается с пожара в междугороднем автобусе, который везет их в лагерь…
Посмотреть фильм, можно кликнув на ссылку — «Вечный скаут».
5. «Вверх»
Год выхода: 2009
Страна: США
Жанр: мультфильм, драма, комедия
Режиссер: Пит Доктер
78-летний ворчун Карл Фредриксен считает, что жизнь обходит его стороной. Чтобы сдержать обещание, данное своей почившей жене, он решает осуществить свою мечту о великом приключении, привязав тысячи воздушных шариков к своему дому и улетев в дебри Южной Америки. Не пролетев и полмили, Карл обнаруживает, что ненароком прихватил с собой крайне разговорчивого 8-летнего скаута по имени Рассел.
Посмотреть фильм, можно кликнув на ссылку — «Вверх».
Скауты: откуда, когда и как? Часть 1.
Привет всему обитающему здесь народу.
Я девочка, мне 16 лет, проживаю в Москве и состою в скаутской организации ОРЮР (Организация Российских Юных Разведчиков).
Почему это так важно? Сейчас узнаете 🙂
И да, это меня бесит. Очень сильно бесит. Скаутская организация ассоциируется с печеньем, мультиками и значками.
Определение из википедии:
«Скаутское движение (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение.
Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.»
Сэр Баден-Пауэлл был человеком умным и смог понять, что система скаутинг способна занято объяснить детям важность дисциплины, патриотичности, рыцарства вкупе с физическим развитием.
В 1907 году прошёл первый скаутский лагерь на о. Браунси. Он длился неделю и каждый день заканчивался разговором у костра, по которым в 1908 году Би-Пи издал свою книгу «Scouting for boys». Она мгновенно разошлась по всему миру и попала в руки Николаю II. Тот прочитал её и понял, что вот оно, то, в чем нуждается новое поколение России!
В 1909 году полковник Олег Иванович Пантюхов, заинтересовавшись системой скаутинга, провёл в Павловском парке первый российский скаутский костёр. Эта дата, 30 апреля, считается Днём Первого костра.
Уже в 1915 году в Киеве преподавателем Анохиным был создан первый отряд девочек-скаутов.
Уже в Первую Мировую войну скауты показали себя. Они помогали в госпиталях, ухаживая за ранеными, выступали на концертах, организовывая сборы средств, отправляли посылки на фронт.
Все это не могло не привлечь внимания общественности (сестра царицы, Елизавета Фёдоровна, была покровительницей девочек-скаутов, а царевич Алексей сам вступил в организацию).
К осени 1917 года по России насчитывалось более 50 тысяч скаутов.
Временное правительство поддерживало скаутизм, основавшийся на патриотизме, но после Октябрьской революции его признали «буржуазным и монархическим явлением».
А на скаутов начались гонения. Мне лично рассказывала одна древняя старушка про лагерь в 1919 году (а может и не в 1919, точно не помню): «Был обычный летний лагерный день, как вдруг приехали чёрные машины и всех, кому было около 16 лет и старше, начали сгружать туда. Мы с девочками успели взять знамя, запихать его в консервную банку и закопать в землю.» Потом, через много лет моя бабушка съездила с ней и нашла это знамя.
Скаутов ссылали в лагеря, расстреливали, очень многие бежали заграницу. В результате в СССР почти не осталось скаутов. Большинство уехало из страны, создав свою организацию НОРС (Национальная Организация Русских Скаутов), в главе с Пантюховым, Старшим Русским Скаутом.
В 1990 году скаутское движение возродилось вновь. Сейчас оно насчитывает около 30 тыс. человек. Существуют такие крупные организации как ОРЮР, НОРС, БПС (Братство православных следопытов), РАДС (Российская Ассоциация Девочек-скаутов), РСС (Русский союз скаутов).
Это был мой первый пост и здесь я попыталась понятным языком донести до вас идею скаутизма, чтобы рассеять мифы о нас.
разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.«
а дальше совсем интересно
А на скаутов начались гонения
Скаутов ссылали в лагеря, расстреливали, очень многие бежали заграницу
Пока что выглядит как наброс говна на вентилятор, а не попытку разобраться.
В 1919 году гэбня уже расстреливала и ссылала в лагеря скаутов? Интересно. А можно ссылки на «секретные» документы?
Про воронки в 1919 отдельный значок за разведку.
есть вполне адекватная книга по истории скаутов, а не этот бред. Рекомендую интересующимся
Гонения на скаутов?
Кому нужны были эти гордые малолетние орлы.
Следопыт по нашему.
Тема печенек не раскрыта
Коэн Моррис (оперативный псевдоним – Питер Крогер) – бывший сотрудник Первого главного управления Комитета государственной безопасности СССР.
Родился 2 июля 1910 года в Нью-Йорке (США). Еврей, отец был выходцем из Киевской губернии, мать – из Вильно (Вильнюс). Окончил колледж, а в 1935 году Колумбийский университет. Преподавал историю в средней школе. Никогда не был коммунистом, но остро чувствовал опасность фашизма для мира.
После начала гражданской войны в Испании сумел нелегально пробраться в Испанию и в 1937–1938 годах геройски воевал в составе интернациональной американской бригады имени Авраама Линкольна. Был ранен в боях.
Там же, в Испании был завербован советской разведкой. В ноябре 1938 года возвращён в США в качестве агента-связника. В 1941 году женился на Леонтине Петке, принявшей его фамилию. Они были единомышленниками по своим убеждениям. Поэтому, когда со временем он сообщил ей о своей работе на советскую разведку, Леонтина согласилась помогать ему.
Когда США вступили в войну против Гитлера, Моррис сразу вступил в американскую армию, сражался в составе экспедиционных сил США в Западной Европе, награжден боевыми наградами. После демобилизации в ноябре 1945 года вернулся на родину, где возобновил сотрудничество с советской разведкой. Однако после отъезда резидента Коэнов Анатолия Яцкова в Европу вскоре связь была утеряна. Возобновил ее в 1948 году легендарный советский разведчик Вильям Фишер (известный всему миру как полковник Рудольф Абель). Успешно работал в его нелегальной резидентуре, но в 1950 году из-за угрозы провала вместе с женой был переправлен в Москву.
С 1950 по 1954 годы работал в Управлении нелегальной разведки МГБ, позднее – КГБ ССР. В 1954 году вместе с женой под именем супругов из Новой Зеландии Питера и Хелен Крогер переправлены в Великобританию. Несколько лет вели успешную работу по передаче в Москву секретной информации по ракетной технике. Однако в январе 1961 года Моррис Коэн был выдан предателем из польской разведки М. Голеневским, и супруги были арестованы. Всю необходимую для ареста и приговора информацию англичанам сообщило ЦРУ США. В итоге уже в марте 1961 года Моррис Коэн приговорён в 25 годам тюрьмы, а Леонтина Коэн – к 20 годам тюрьмы (хотя, в отличие от мужа, её причастность к работе на советскую разведку доказана вообще не была).
После сложных длительных переговоров в августе 1969 года Моррис и Леонтина Коэн были обменены на арестованного в СССР агента британской разведки и вернулись в СССР. Их опыт и знания были нужны советской разведке, и их пригласили на работу в Управление «С» (нелегальная разведка) Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР. Для работы там нужно было советское гражданство. Документы были оформлены быстро, но когда пришла очередь ставить последнюю и самую главную подпись – секретаря ЦК КПСС М.А.Суслова, – тот стал резко возражать. Не желая вникать в подробности длительного и опасного труда супругов Коэн на благо СССР, не понимая всю ценность добытой ими информации, Суслов заявил, что они – провалившиеся агенты и быть советскими гражданами недостойны. Возникла длительная заминка, так как руководство советской внешней разведки побоялось спорить с всесильным главным идеологом КПСС. Однако нашлись порядочные люди, доложившие о случившимся Председателю КГБ Ю.А.Андропову. Тот, кстати, сам побаивался конфликтовать с Сусловым, но в данном вопросе пошел буквально напролом. Андропов поднял вопрос на ближайшем заседании Политбюро ЦК КПСС, категорически потребовав принять Коэнов в советское гражданство. При этом он заявил, что они принесли Советскому Союзу больше пользы, чем многие высокопоставленные партийные работники. Л.И.Брежнев без колебаний поддержал Андропова и потребовал немедленного положительного решения вопроса. Указание Генерального секретаря было выполнено, а вскоре Андропов добился награждения супругов Коэн и советскими орденами.
До конца жизни Моррис Коэн работал на преподавательской и аналитической работе в КГБ СССР и СВР России. Жил в городе Москве. Скончался 23 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище, рядом со скончавшейся тремя годами ранее Леонтиной. Последняя и самая высшая награда Героя запоздала почти на месяц.
Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1995 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Коэну Моррису присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Награждён орденами Красного Знамени, Дружбы народов, медалями.
В Российской Федерации в 1998 году была издана почтовая марка в честь Героя России Морриса Коэна.
Биографию предоставил Бочаров Антон (город Новосибирск)
Рецензия на фильм «Скауты против зомби»
Зажигательно-кровавая комедия о предприимчивых подростках, которые воюют с зомби во имя дружбы и секса
Старшеклассники Бен и Картер уже давно в том возрасте, когда ребята бросают скаутское движение ради более взрослых занятий. Однако парни не решаются уйти из маленького отряда, чтобы не оставить в одиночестве своего лучшего друга Оги, который не мыслит жизни без значков и походов. Наконец, Бен и Картер решаются признаться Оги, что переросли скаутство. Но в день последнего совместного похода в их маленьком городке начинается зомби-эпидемия. Когда ребята возвращаются домой, они обнаруживают, что горожане либо эвакуированы, либо заражены. Не «охваченными» остались лишь школьники, собравшиеся на тайную вечеринку в неформальном клубе. Поскольку среди них есть Кендалл, старшая сестра Картера и пассия Бена, троица вместе с примкнувшей к ним официанткой из стрип-клуба отправляется спасать однокашников, пока до тех не добрались зомби.
Кадр из фильма «Скауты против зомби»
Помните те славные времена в начале 1980-х, когда голливудцы одну за другой штамповали ленты о школьниках (как правило, комедии и хорроры), которые из-за «взрослого» рейтинга подросткам смотреть не полагалось? Расчет продюсеров был прост. Сперва кинокассу фильму сделают молодые взрослые, которым приятно будет вспомнить детство, а затем подростки, привлеченные «запретным плодом», гарантируют ленте стабильный видеопрокат.
Кадр из фильма «Скауты против зомби»
В наши дни видеосалоны ушли в прошлое, но зато появились продажи через Интернет, и потому подобные ленты вновь начали выходить. «Американский пирог», «SuperПерцы»… А теперь пожалуйста – школьный комедийный зомби-боевик, в котором так много крови, кишок и откровенных шуток, что его пришлось бы сократить вдвое, чтобы подогнать под требования рейтинга PG-13. И тем не менее «Скауты против зомби» явно в первую очередь снимались для ровесников главных героев. И для тех, кто может на полтора часа вернуться в прошлое и снова почувствовать себя озабоченной кучей гормонов, мечтающей поджечь учителя, пробить голову «мажору», спасти от смерти самую красивую одноклассницу… И получить пару уроков любви от двадцатилетней «старухи» в майке в обтяжку и коротких шортах.
Кадр из фильма «Скауты против зомби»
Кадр из фильма «Скауты против зомби»
Конечно, это совершенно не серьезное кино, и оно прекрасно это понимает. Шуток и гэгов в «Скаутах против зомби» куда больше, чем нервирующих сцен, а вот интеллигентный вкус в фильме даже не ночевал. Наоборот, картина наслаждается своей пошлостью и своим простодушным подростковым цинизмом. И она делает это с таким смаком и напором, что смеяться в определенный момент начинают даже взрослые снобы. Хотя хорошо видно, что приколы «Скаутов» сочинялись в расчете на юных и недалеких зрителей.
Кадр из фильма «Скауты против зомби»
Что еще есть в фильме, помимо комично-кровавой мясорубки, подростковой дружбы и скаутской изобретательности? Ничего. Актеры адекватно играют, но не запоминаются, обнаженки минимум, романтическая линия констатируется, но едва наблюдается, психологизм отсутствует вовсе, мифология зомби вполне стандартная для нашего времени, и никто из персонажей не выбивается за рамки стереотипов.
В общем, супершедевр у постановщика «Паранормального явления: Метки дьявола» Кристофера Лэндона не вышел. Но всем, кто любит задорный зомби-трэш и школьные комедии, новую картину режиссера пропустить нельзя. Это отличный подарок для тех, кто отмечает Хэллоуин в мужской компании!
Футбольный Скаутинг(как находят талантов с раннего возраста и в чём заключается успешная работа?)
В футболе(да и не только) есть такое понятие «скаут».То есть тот человек,который занимается,непосредственно,сбором,обработкой и наблюдением за определёнными игроками для своей команды.Проще говоря,в его обязанности входит поиск талантов(как внутри страны,так и за ее пределами).Поэтому такому специалисту приходится часто бывать в различных странах для успешного отбора кандидатов.
Такие люди должны уметь анализировать различные стороны футболистов,потому как напрямую от этого зависит итоговое решение.
Анализ кандидатов для команды является непростым и ответственным моментов в жизни скаутов.Также такой человек должен уметь чувствовать игру и то,что происходит в ней.Это необходимо для правильной оценки и успешного выбора того или иного футболиста.
Вот пример постановки цели для скаута в Германии:
Главная цель охотника на игроков — понять, кого в команду категорически брать нельзя, а не найти тех, кого можно. Порой до скаута не доходят кандидатуры, и его работы теряет смысл.
То есть важно в работе предугадать не только положительные моменты,но и в то же время заранее убрать те варианты,которые с большей доли вероятности не принесут положительных финансовых и игровых результатов.
До того как попасть в клуб,скаут анализирует отзывы про игрока, просматривает записи матчей с интересующим его кандидатом,затем уже вживую посещает игры,и только после этого уже устраивает личную встречу,что переговорить о возможном в будущем сотрудничестве.
В момент,когда человек,который намерен найти необходимого ему игрока по определенным критериям стремится чаще всего именно вживую посетить игру с участием нужного ему футболиста,потому как засчет этого лучше всего проявляются его сильные и слабые стороны.
Также очень важным моментом является живое общение с самим футболистом,потому как есть возможность напрямую узнать мнение игрока о возможности и заинтересованности перейти в новую команду(нередко и другой чемпионат).
Что же касается вероятности ошибки при поиске игроков,то тут они возможны.Но при этом стоит сказать,что такие ситуации не исключены и случаются примерно одиножды за сезон.
Деятельность скаутов является очень интересной,но в то же время и сложной работой,немногие справляются с ней успешно.Однако,чтобы достичь положительного исхода необходимо приложить немало усилий и знаний
Как ищут локации для съёмок кино
Вместе с экспертами из индустрии разбираемся, что такое «скаутинг», и как устроена профессия локейшн-менеджера.
Лестницу из «Джокера» в прошлом году облюбовали тысячи косплееров, испанский остров Гастелугаче стал меккой для всех фанатов «Игры престолов», а целые города и регионы после съёмок культовых фильмов превращаются в туристические центры.
Но как находят запоминающиеся объекты и локации? В этом мы решили разобраться с помощью специалистов: режиссёра Ладо Кватании, локейшн-менеджера популярных клипов Владимира Кравченко, художника-постановщика Эльдара Кархалёва и локейшн-менеджера «Лёд», «Дурак», «Звоните ДиКаприо» и многих других проектов Анастасии Никифоровой.
Сейчас, благодаря интернету, смартфонам и GPS-навигаторам, выбор натуры стал значительно более простым и быстрым делом, чем раньше. Весь процесс происходит онлайн: специальные люди (локейшн-менеджеры или локейшн-скауты) с помощью гугла или подготовленных баз находят необходимые места, едут туда, фотографируют и сразу же отсылают варианты творческой группе. Всё систематизировано, поэтому поиск происходит довольно быстро.
До появления интернета всё было иначе, но базовые методы работы с натурой формировались именно в середине XX века. Сегодня режиссёр редко участвует в скаутинге, — чаще всего он следит за процессом удалённо, доверяя дело профессионалам. Но великие авторы прошлого часто отправлялись в путешествие самостоятельно и организовывали весь процесс ещё на стадии пре-продакшна. Чаще всего режиссёр ездил в экспедицию вместе с оператором и художником-постановщиком, чтобы заранее продумывать сцены и съёмочный процесс.
Яркий пример того, как происходил поиск натуры в прошлом веке — документальный фильм Андрея Тарковского «Время путешествия». Он полностью посвящён поиску локаций для съёмок первого зарубежного фильма режиссёра — «Ностальгии». На протяжении всего хронометража Тарковский вместе со сценаристом фильма Тонино Гуэррой путешествуют по Италии и ведут философские беседы о кино.
«Время путешествия» наглядно показывает, как меняется и переписывается история во время периода поиска натуры. Тарковский проехал почти всю Тоскану и часть Эмилии-Романьи, просматривая храмы, небольшие города и убеждая семью русских аристократов сдать особняк в аренду для съёмок. В конечном итоге режиссёр приходит к выводу, что для истории об эмигранте, который скучает по родине, важен не облик города, а быт и люди. Цель изменилась — теперь Тарковскому был необходим небольшой, но аутентичный и наполненный жизнью простых людей городок. В итоге выбор пал на маленький курортный поселок Баньо-Виньони в тосканской Валь Д‘Орчи, центральная площадь которого стала главной локацией «Ностальгии».
Этот пример показывает, насколько выбор локаций и объектов может быть продиктован сюжетом, и каким образом тот или иной интерьер помогает рассказывать историю. Именно поэтому непосредственное участие режиссёра в поиске натуры для авторских проектов просто необходимо.
Ладо Кватания, режиссёр:
«Объект возникает, исходя из драматургии. Необходимо учитывать, для чего он нужен. Я никогда не мог понять фразу: «Давайте найдем красивый объект». Это настолько субъективное понятие, ведь каждый «красивый объект» трактуется по-своему.
При поисках просто красивого объекта ты будешь буксовать. Поедешь в Киев — там огромное количество невероятно красивых объектов, поедешь в Грузию — там тоже огромное количество невероятных объектов. Нужно сузить рамки поиска за счёт того, что тебе в истории необходимо: вот это, вот это, вот это, потому что там будут происходить вот эти, и вот эти сцены. И ты уже исходя из этого начинаешь формулировать задачи для команды. Каждый человек должен понять, что ему необходимо.
Я стараюсь чётко сформулировать и объяснять, всё, что нужно, не только локейшн-менеджеру, но и художникам, и всем участникам процесса. Потому что процесс поиска локаций — это тоже творческий процесс. Это не просто «пришли на готовый объект и сняли». Чаще всего тебе приходится его каким-то образом видоизменить, дорабатывать. Очень редко получается найти объект, который будет идеально подходить.
Локации, пространства и объекты изначально формируются из материала, из драматургии. Конечно, есть возможные лирические и определённые опции, которые исходят со стороны режиссера или от локейшн-менеджера, но всё равно основные критерии формируются на уровне сценария.
Я всегда стараюсь давать чёткие установки насчёт того, что мне необходимо. А дальше мы просто едем и смотрим, что у нас есть в условном Казахстане. Например, для клипа «масло чёрного тмина» — «Без названия» мне нужно было запустевшее кафе на отшибе. Нам пришлось достаточно далеко отъехать от города, чтобы найти на пустыре в степи вот такое полузапустевшее кафе. Мы глобально ничего не меняли в этом пространстве, и у нас не было актёров как таковых. Все настоящие люди, со своей историей».
Фильмография Тарковского — пособие по тому, как искать живописные локации и работать с ними. Мрачные фантастические пейзажи для «Сталкера» нашли и доработали на заброшенной электростанции неподалёку от Таллина. А история о том, как оператор Георгий Рерберг за год до съёмки открывающей сцены «Зеркала» объяснял, какими травами и в каких местах засеять луг, стала такой популярной, что уже звучала в выпусках «вДудя» и программы «ещёнепознер». Мало просто найти пейзаж или объект, важно его правильно преобразовать под эстетические нужды режиссёра.
Ладо Кватания, режиссёр:
У нас была небольшая скромная съёмочная группа из 15 человек, плюс два чабана, которые гнали лошадей, и ещё мои друзья, которые стояли по периметру.
Поток из лошадей — это неконтролируемый хаос. Мы его направляли и делали столько дублей, чтобы они прошли ровно так, как я себе представлял. Но когда это случилось, мы все орали в голос — это невозможно, это какая-то магия!»
Скаутинг бывает продиктован не только сценарием, но и визуальным оформлением фильма и референсами. В этом смысле показателен пример Андрея Звягинцева. Перед съёмками «Изгнания» он решил, что будет отталкиваться от эстетики работ художников Эндрю Уайета и Эдварда Хоппера. Пейзажи в стиле Уайета месяцами искали в Бельгии и Франции, но нашли в Молдавии — причём тоже пришлось устроить посев, отложив съёмки на год, чтобы добиться фактуры и цвета в духе картины «Мир Кристины». А городские эпизоды сняли как раз в небольших городках Франции и Бельгии.
Звягинцев всегда включён в процесс поиска натуры и, как правило, поездки с его участием длятся долго. В поисках нордической природы для «Возвращения» команда объехала почти весь север Ленинградской области, а типичную русскую провинцию для «Левиафана» искали в 70 разных городах в радиусе 600 км от Москвы и даже в Беларуси, но в итоге нашли в Териберке — посёлке мурманской области на берегу Баренцева моря. Никакого моря в сценарии не было, поэтому историю подкорректировали под натуру.
Впечатляющие пейзажи из фильма сделали до того мало кому известную Териберку популярным туристическим местом. Подобные находки — заслуга долгой кропотливой работы и перфекционизма, который при поиске «той самой» локации часто исходит именно от режиссёра.
Ладо Кватания, режиссёр:
«Часто под сцену мне необходим конкретный объект, потому что он создает атмосферу. От этого я отталкиваюсь в написании самой сцены, потому что объект помогает понять, что персонаж испытывает. Этот элемент необходим для того, чтобы двинуть сюжет и создать определенную характеристику для сцены.
Бывает такой подход, но бывает и совершенно наоборот: могу придумать всё на бумаге изначально, а потом всё переиграть. Хороший локейшн-менеджер понимает фактуру, понимает стилистику и делает свою выборку: ты смотришь и понимаешь, что в этом пространстве раскрылась эта сцена, а в этом — эта по-другому работает.
На выездах чаще всего я устраиваю очень плотный скаут. У меня и просто в жизни всегда включён скаут-режим — я постоянно исследую объекты, а если что-то понравилось, то фотографирую и запоминаю.
Допустим, приехали мы в Тбилиси снимать «Иуду». Я знаю некоторые объекты, плюс что-то местные ребята подсказали. Мы берем машину, и без локейшн-менеджера самостоятельно начинаем скаутить. Я создаю потенциальную карту мира, которая будет помогать мне рассказывать историю в тех или иных пространствах.
Чаще всего бывает, что численность объектов превышает нужное количество. Нужно 5-6 объектов, а я отскаутил, может быть, и двадцать, из которых отобрал десять идеальных. Я сажусь, раскладываю эти пространства по изображениям и просматриваю. Я выработал у себя технику «визуального повествования» — ты последовательно эти локации отсматриваешь и представляешь, как они у тебя в монтаже будут выстраиваться».
Важная и всегда актуальная задача при съёмках кино — найти место, которое может достоверно «сыграть» какой-либо город или страну. Это продиктовано бюджетом и логистикой: снимать в одном городе часто бывает дешевле, чем в другом, поэтому первый приходится маскировать под второй. Например, в советском кино Рига «отыгрывала» почти любой европейский город — от Берна в «Семнадцати мгновениях весны» до Лондона в «Шерлоке Холмсе».
Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:
«В мегаполисах есть безликие районы, которые можно выдать за другие города. Сейчас у меня задача: найти «Саратов» в городе Москва. Нужны трёхэтажные дома, они есть в Долгопрудном и в Королёве. Просто надо знать, где это можно найти, иметь опыт.
Экспедиция в другой город несёт за собой траты на людей, на проживание, на суточные, надо гнать транспорт. По локациям Москва — это дорого, в провинции можно снять дешевле. Но в совокупности, иногда удобнее снимать в Москве».
Самый масштабный пример такой маскировки одной местности под другую — «Апокалипсис сегодня». В 60-е Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас всерьёз хотели снимать кино прямо во Вьетнаме во время войны, но продюсеры, по понятным причинам, идею отвергли. Накануне каннской премьеры Коппола заявил, что «Апокалипсис» — не фильм о Вьетнаме, «он и есть Вьетнам». Конечно, преувеличил — «Апокалипсис сегодня» снимали на Филиппинах, хотя производственного ада и почти военных условий избежать всё равно не удалось.
Филиппины выбрали не только из-за похожего на Вьетнам ландшафта и климата, но и потому, что режиссёр смог договориться с диктатором Фердинандом Маркосом о возможности использовать реальную военную технику государства. Правда, во время съёмок вертолёты не раз отлучались на подавление вооруженных восстаний в стране.
«Апокалипсис сегодня» объясняет, почему большое и дорогое кино важно снимать на натуре — в студии просто не добиться таких масштабов и реализма. Конечно, это приносит отдельные неудобства — помимо войны государства с партизанами съёмкам помешали ливни и тайфун, уничтоживший декорации.
Зато всегда хватало места неожиданным находкам: для армии полковника Курца режиссёр смог найти настоящих местных аборигенов и «нанять» их в обмен на несколько кур, свиней и буйволов — поэтому все обряды в фильме настоящие. Но иногда с реализмом был перебор: когда Коппола попросил местных работников создать на площадке гору мёртвых тел, те буквально притащили десятки трупов.
Сегодня режиссёры всё реже участвуют в поездках, потому что для этого есть отдельные профессионалы — локейшн-менеджеры. Они — одни из первых, кто вступает в дело, когда проекту дают зелёный свет. Это может быть целый отдел, а может и один человек. На основе сценария и режиссёрских требований они подбирают локации, просматривая варианты в личной базе, общаясь с коллегами или находя новые места в поездках.
Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:
«Первоначально я получаю бриф, написанный на основе режиссерского «тритмента», затем всё просчитывается и происходит подбор локаций — в среднем процесс занимает от двух до четырех дней.
В итоге мы должны иметь список из пяти-десяти наиболее подходящих локаций на выбор, из которых, в дальнейшем, вместе с группой отберем два-три лучших варианта по фото. Заключительным этапом мы выезжаем на их просмотр уже вместе с творческой группой, куда, как правило, входят режиссер, художник, оператор, второй режиссёр и административная группа».
Кроме очевидной задачи по поиску подходящей натуры для съёмок (от пейзажей до любых помещений), на локейшн-менеджере лежит большая ответственность. Именно он отвечает за съёмочную площадку, подготовку её к съёмкам и все связанные с этим юридические договорённости.
Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:
«Локация должна жить, — то есть, нужно, чтобы всё происходило так, как задумано. И мы с ассистентами отвечаем за неё в целом — от момента подготовки и до конца съёмок ведём площадку, а также несём ответственность перед группой и перед человеком, в чьём распоряжении она находится, вне зависимости от того частный это объект или же улица.
Допустим, мы снимаем в подъезде, а затем переезжаем на завод. И на заводе съёмочную группу уже должен встречать мой ассистент. Он прибывает туда раньше всех — просматривает ещё раз раскадровки и сценарий, проверяет точки подключения, паркинг и так далее».
Локейшн-менеджеров сложно назвать счастливчиками-туристами, которые постоянно колесят по странам в поиске красивых мест. Это сложная, нервная и энергозатратная работа. На плечи локейшнов ложится много бюрократии: они должны чётко продумывать тайминг, знать каждую деталь на площадке, договариваться о перекрытии дорог, организовывать съёмочный лагерь и выполнять огромное количество задач, о которых ни зрители, ни многие участники группы не догадываются.
Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:
«Важно всегда знать и помнить даты и продолжительность съёмок. Очень важно дотошно провести подготовительную работу, обо всём договориться заранее, предусмотреть все нюансы и возможные варианты развития событий.
Если речь идёт об объекте — заблаговременно созвониться с арендатором, если локация уличная, то уточнить расписание возможных мероприятий, ремонтных работ, и всего, что может помешать или затормозить процесс, чтобы не пришлось снимать в параллель с другой группой или, хуже того, получать отказ. Поэтому в нашем деле так важен опыт, гибкость и умение оперативно реагировать на всё, что происходит».
Локейшн-менеджеры приходят на площадку первыми и покидают её последними. Им нужно постоянно держать в голове много важных вопросов — от подключения электроники до договорённостей с чиновниками и владельцами объектов. Работа стрессовая, потому что часто всё идёт не по плану, а ответственность за несоблюдение тайминга и нарушение договорённостей ложится на локейшн-менеджера.
Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:
Сейчас есть кинокомиссия, которая помогает киносъёмочным группам в организации съёмок: перекрытии дорог, сопровождения, согласования. Это всегда было большой проблемой, а сейчас, благодаря кинокомиссии, всё можно делать заблаговременно. За месяц-два подаешь заявку с точным маршрутом и техническим заданием, и они помогают.
Лет пять назад мы перекрывали дорогу в центре Москвы – масштабная съемка, две машины сопровождения ГИБДД перекрыли дорогу с одной стороны и с другой. За 15 мин до конца смены эти машины просто уезжают, и мы не понимаем что происходит. Я звоню тому, с кем договаривалась, и получаю ответ: «Всё, мы не вернемся. Мои ребята уехали». Оказалось, что какой-то генерал это всё увидел и сверху позвонил. Благо, мы успели доснять – делали последние технические дубли».
Часто работа локейшн-менеджера — это подработка, совмещённая с основным родом деятельности. Но не многим удаётся сильно продвинуться в карьере, работая на внештатной основе, поэтому опытные и надёжные локейшны — это, как правило, профессионалы. Тем не менее, именно работа локейшн-менеджера считается одним из лучших способов попасть в кино без профильного образования: не имея особенных навыков, новичок может набираться опыта на площадке и постепенно дорасти до другой должности. Некоторые известные голливудские локейшн-менеджеры попадали на съёмки по знакомству, а в итоге вырастали до продюсеров.
Впрочем, работа локейшн-менеджера тоже довольно доходна и престижна — многие ассистенты и обслуживающий персонал мечтают о ней. Например, Лори Балтон, локейшн с 30-летним стажем, имея образование магистра, сначала просто подавала кофе и десерты на площадке, но потом доросла до локейшн-менеджера фильма «Начало» и сериала «Молодой Папа». Профессию она освоила именно на съёмочной площадке, постоянно наблюдая за процессом.
Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:
«Я училась в Гуманитарном Институте Телевидения и Радиовещания на продюсерском факультете. На четвёртом курсе начала работать, но не по профессии локейшн-менеджер, а в бухгалтерии. Затем пошла работать помощником продюсера в один продакшн. И так получилось, что ко мне обращались местные локейшны, так как у меня были знакомства. Я им помогала несколько раз.
А потом меня позвали на проект работать локейшн-менеджером. Глобально, тогда я не понимала что это. В моём понимании это было: нахожу квартиру, завожу группу, получаю деньги и всё. Оказалось сложнее, потому что мы взаимодействуем с госструктурами, и на наших плечах лежат многочисленные согласования, а также проводится огромная подготовительная работа».
При работе с локациями и объектами во внимание принимают не только общую эстетику, но и финансовые затраты, материально-техническую базу, наличие парковки и средств для обеспечения безопасности, доступ к электроэнергии, погодные условия, готовность владельцев или местных органов управления к сотрудничеству и ещё огромное количество факторов.
Одному человеку непросто справиться с таким количеством задач, поэтому в крупных проектах за локации отвечает целый департамент. В него входят профессионалы, выполняющие узкопрофильные задачи: от человека, ответственного за поиск новых объектов, до координатора парковки.
На препродакшне процесс делят на две стадии: поиск локаций и технический скаутинг. На крупных студийных проектах за каждый из этапов отвечают отдельные люди или департаменты. Локейшн-скауты ищут подходящее место, но не вдаются в детали. Тогда как технические скауты должны учитывать все тонкости, вроде возможности для подключения, логистики, света и парковки, — поэтому они постоянно на контакте с техническим персоналом.
В Голливуде у локейшн-менеджеров есть своя гильдия, которая ежегодно раздаёт награды. Среди последних работ в профессиональной среде особенно отмечают команду Роберта Фолкса, ответственную за «Ла-Ла Ленд». На 42-дневный съёмочный период они обеспечили проекту 48 локаций, адаптировали каждую под сложные номера, договорились о перекрытии огромной автострады для стартовой сцены, а также добились съёмок в культовой для Голливуда Обсерватории Гриффита (там снимались «Терминатор», «Трансформеры» и кульминационная сцена «Бунтаря без причины»).
Помимо постоянных путешествий и возможности карьерного роста, у работы локейшн-менеджера есть и другие приятные бонусы — например, возможность зарабатывать на объектах. У опытного локейшн-менеджера Надежды Волковой больше сотни квартир в базе, — благодаря этому она зарабатывает до 20% от аренды.
Вместе с тем работа локейшн-менеджера несёт за собой постоянные риски и трудности. Иногда доходит до крайностей — например, локейшн-менеджера сериала «Нарко» застрелили во время поисков натуры. Но чаще всего условия работы не настолько экстремальные, и главными трудностями становятся стоптанные ноги, болезни, постоянная усталость и поездки по неподготовленным для путешествий местам.
Ладо Кватания, режиссёр:
«Когда мы снимали рекламу Reebok c Хабибом Нурмагомедовым, то просто весь день скаутили. Солнце встало — позавтракали и погнали. В час или в два часа дня стоял такой солнцепёк, что нас буквально дурманило и вело.
Это было в самой Махачкале, потому что город находится в низине. Но как только мы её покинули и стали подниматься, появились другие проблемы — когда ты поднимаешься на 1500-2000 над уровнем моря, давление по-другому работает, и это влияет на твою выносливость.
Мы огромное количество времени там скаутили, а когда нашли нужные объекты, то разделили съёмки на блоки. Первые сцены были в одной локации, но дальше шло селение, которое находится в шести часах езды от Махачкалы. Это полтора часа по бездорожью, а последние полчаса отрезок, когда ты едешь по скале, где есть колея, и внизу обрыв несколько километров. И ты понимаешь, что если машину чуть-чуть поведёт, то выжить невозможно».
Часто локейшн-менеджеры страдают от профессиональной деформации: они всегда находятся в режиме скаутинга и воспринимают окружающее пространство как потенциальные локации для съёмок. Локейшн-менеджер Кейт Левинсон признаётся, что её работа довольно странная — у неё появилась привычка постоянно заглядывать в окна, а главной мечтой стало рентгеновское зрение. Иногда для поиска необходимой натуры локейшн-менеджеры легко соглашаются на авантюры:
Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:
«В одном из проектов нужна была подводная река, то есть коллектор. Туда забегают главные герои, за ними бежит полиция с собаками. Мы долго думали, где это снимать, и естественно, подводная река Неглинка в центре Москвы всех заинтересовала. Мне сказали: «Насть, слазь туда, посмотри». Это режимный объект, попасть туда максимально сложно, но попасть надо. Фотографии все видели, а внутри никто не был — непонятно, как туда заходить, как заносить технику, как снимать.
Я нашла диггера. Такая ситуация: ночь, парк, встречаемся около люка, он достаёт химзащиту и говорит: «Полезли!» Я такая: «Куда?» Напомню: ночь, парк, какой-то диггер и коллектор. Думаю: «Ну, ок». Надеваю химзащиту, он открывает люк, спускаемся, там какая-то бурлящая река.
Ходим там вдвоём посреди ночи и видим свет фонариков – оказывается, в этот момент какая-то экскурсия там проводилась. Я, конечно, подофигела: «Что вообще происходит?». Фотографии получилось прикольные, но снимать нереально, потому что заход туда через люк, технику и собак засовывать туда – не вариант.
На следующий день приезжаю к команде с подборкой фотографий — всё лицо, простите, в прыщах после этой прогулки в коллекторе. Говорю: «Слушайте, ребят, вообще здорово — всем советую, могу туда слазить ещё разок, но снимать там невозможно». По итогу мы снимали в метро — там есть ветки, где не ходят поезда. Там очень круто и комфортно оказалось — можно было спокойно зайти с техникой и собаками и без проблем снимать».
На вопросы «из чего состоит работа локейшн-менеджера?» и «как они ищут локации?» проще всего ответить, рассказав об основных правилах профессии — ими неспроста переполнены как профильные, так и популярные сайты. Мы составили большой чек-лист важных навыков, умений и тонкостей профессии с примерами от экспертов:
1. Внимательно изучить сценарий. Место помогает рассказывать историю, поэтому локейшн-менеджер должен понимать идеи автора и подбирать ту натуру, которая лучше раскроет сюжет и персонажей. Чем внимательнее скаут вглядывается в детали, тем сильнее сужается спектр объектов.
2. Знать как можно больше локаций. Чем объёмнее база локейшн-менеджера и чем больше его опыт, тем он более востребован. Режиссёру легче обратиться к человеку, который за пару дней подберёт несколько вариантов, не выходя из комнаты, чем объехать с командой сотни километров. Поэтому для скаута важно фиксировать все интересные места, которые он видит в жизни — локейшн-менеджер работает даже когда отдыхает.
Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:
«Сейчас я нахожусь в изоляции под Серпуховом, но я постоянно что-то здесь нахожу. Сегодня была в заброшенном лагере. Первым делом, когда зашла в лагерь, полностью его отфотографировала: а вдруг пригодится. Это уже такая профессиональная привычка. У меня в телефоне 65000 фотографий: у девушек обычно селфи, собачки, а у меня заброшенные лагеря и какой-то трэшак».
3. Много ездить и фотографировать. Даже когда в базе есть пять отличных вариантов для сцены, всё равно нужно искать дальше — в том числе, и по пути. Это всегда перфекционизм и долгая изнурительная работа. В нерабочее время локейшн тоже должен больше путешествовать, чтобы расширять базу и находить необычные объекты в неожиданных местах. Важно фиксировать всё на телефон, а лучше брать с собой профессиональную камеру, чтобы творческая группа имела представление о том, как всё выглядит в реальности, — ведь иногда снимки становятся частью раскадровки.
Ладо Кватания, режиссёр:
«Период скаутинга — это постоянная фиксация на телефон и обсуждение локаций со всеми участниками. Плюс логистику уже надо прощупывать, понимать, как организовывать съёмочный процесс, как возводить декорации. Поэтому чаще всего ты заранее звонишь знакомым: в любом городе мира есть друзья или какой-то продакшн, которые могут помочь.
У нас есть правило: «Выключи телефон». Пока мы в пути, мы всегда активно работаем и смотрим по сторонам. Конечно, не всегда получается убрать телефон, но мы стараемся. И часто находим много интересных мест.
Когда мы снимали Manizha — «Мама», нам в первый день показали этот дом. Но я сказал, что мы можем найти дом лучше. Мы проехали почти 2500 километров по всей Грузии, чтобы я посмотрел другие объекты. Причём надо было проехать это расстояние за два с половиной дня, поэтому мы все время ехали и смотрели по сторонам, где-то по пути останавливались и спрашивали у местных жителей. Поэтому в ходе поездки возникают новые варианты, и мы их отсматриваем.
Бывает, что мы в первый же день находим идеальный объект. Но у меня такая черта характера — я заставлю всех ещё два дня поездить и поискать что-то лучше. Неоднократно бывало, что мы думаем, будто нашли идеальный объект и всё хорошо, но уже на следующий день мы доезжали до такого места, которое нас утраивало больше, чем то, которое мы вчера посмотрели. Поэтому этот период и называется «поиском». На него отводится определенное время, и это время надо использовать полностью».
4. Изучать интернет. Один из главных инструментов локейшн-скаутов сегодня — это гугл-карты и сервис «Google Планета Земля». Также полезно изучать соцсети и регулярно просматривать теги. Помимо необходимого визуала интернет даёт ещё одну принципиально важную вещь — информацию об объекте. Найти красивый объект — это хорошо, но найти красивый объект с сильной историей — гораздо лучше. Эту информацию всегда можно добавить в сценарий и тем самым углубить повествование.
Эльдар Кархалёв, художник-постановщик:
«Я в основном ищу объекты по гугл-картам. Когда появились геотеги, то есть когда люди смогли сами тегать фотографии, я сразу начал этим пользоваться. Часто находил совершенно неожиданные места. Для «Тряпичного союза» я так и нашёл деревню Игнатьевское, в которой раньше кино никогда не снималось. Было тяжело представить, что где-то в Калужской области есть такое красивое место. Я просто скроллил по речкам и смотрел места, где больше всего фотографий.
Когда человек достаёт смартфон, чтобы сделать фото, он в абы каком месте этого делать не станет. Скорее всего, он сфотографирует то, что его зацепило. Скопление фотографий в одном месте помогает понять, что именно там тебе и надо «поковыряться». Совершенно случайно я там наткнулся на три фотографии с холма, который мы потом и сняли.
Чтобы не загонять локейшн-менеджеров, я часто пользуюсь базами фотографий. У локейшн-менеджеров всегда есть принцип трёх, — то есть, они всегда в конечном счёте предлагают на выбор три вариант. Но иногда этого бывает мало. Поэтому я просто прошу пароль от базы — мне не лень, я сижу и выбираю всё, что нужно, чтобы быть с ними на одной волне. Я стараюсь использовать самый широкий арсенал: смотреть базы, скроллить по картам и самому выезжать на поиск мест».
5. Не доверять фотографиям полностью. Любой объект обязательно нужно посетить, причём в то самое время дня и года, в которое вы планируете снимать. Даже если вы уже видели его не раз, важно проверить — не изменился ли он, не появились ли какие-то препятствия для съёмок. Не говоря уже про места и объекты, найденные в интернете: далеко не всегда они выглядят обжитыми и киногеничными.
Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:
«Если смотреть квартиру на «Авито» или других сервисах по аренде недвижимости, то с такими вариантами, как правило, больше шансов попасть впросак. Они без души, они пустые, их надо обживать — ты никогда не подашь картинку так, будто там кто-то живёт. Поэтому мы выбираем реальные объекты, где живут люди. Искать такое — очень специфичное занятие, потому что люди, которые сдают объект для съёмок, часто не понимают всей ответственности. Всегда есть человеческий фактор, — поэтому иногда могут случаться форс-мажоры, которые необходимо решить быстро и оперативно. Всё зависит от умения договариваться и убеждать человека
Варианты на чужих фотографиях и картинках часто отличаются от того, что есть на самом деле. По фотографиям ты можешь не понимать, какая глубина кадра, какие размеры у помещения. Даже если на бумаге будет всё прописано с расстоянием от одной стены до другой, то, приехав, можно обнаружить совершенно новые интересные ракурсы. Или, наоборот, ты можешь прийти и понять, что объект не подходит, хотя по картинкам тебе всё нравится. Поэтому важно также научиться грамотно фотографировать объект и создавать личную картотеку».
6. Изучать малопопулярные места. Локейшн-менеджер с нестандартной базой всегда ценится на рынке дороже. Например, мало кто знает природу Новой Зеландии, так как Джаред Коннон — локейшн-скаут трилогий «Властелин колец» и «Хоббит».
Блокбастеры часто страдают от избитых или блеклых локаций, тогда как свежий антураж даже простую историю раскрывает иначе — например, «Район номер 9» определённо выиграл за счёт антуража ЮАР.
То же справедливо для простых городских или даже квартирных съёмок, поэтому скаут должен знать не только кварталы и здания, а изучать мосты, тоннели, заброшки и разбираться в деталях интерьера. Но даже уникальное и экзотическое место всегда нужно дорабатывать для съёмок, — поэтому дополнительным бонусом для локейшн-менеджера будут познания в дизайне интерьеров и ландшафтном дизайне.
Ладо Кватания, режиссёр:
«Мы снимали клип в католической церкви. Там было 200 стульев, а на стенах висели очень странные и безвкусные изображения, всё было захламлено. Но я понимал потенциал этого объекта, потому что там есть витражи, которые позволяют правильно использовать свет.
И вот у нас было примерно десять часов на всё про всё: на вычистку пространства, на съёмку. Иещё обратно всё это нужно было поставить. Мы никогда не работали так быстро. Каждая секунда была строго регламентирована, потому что если ты час перерабатываешь, то потом сам за это платишь. А у нас был очень ограниченный бюджет. Но главное, что получилось найти пространство и оставить от него ровно тот первозданный минимализм, который был, когда его только его возвели — только эти витражи и больше ничего.
Чаще всего ты можешь найти какой-то потенциальный объект, и его нужно дорабатывать. Например, в случае с клипом One Lone Survivor Денис Иорданов нашёл нам старый особняк, в котором раньше базировалось лётное училище. Там огромное количество комнат, и было такое большое центральное пространство, где на потолке ещё сохранились невероятные деревянные балки с очень старой красивой массивной люстрой.
В сцене, где мальчик левитирует, есть потолок, который невозможно было бы найти нигде. Когда мы нашли это пространство, я уже исходил из этого потолка — он невероятно красивый, там были какие-то фрески или даже сюжеты в духе эпохи Возрождения, которые невозможно хорошо разглядеть из-за освещения. Это и был тот случай, когда объект помог усилить сцену».
7. Понимать рамки бюджета. Бюджет порой значительно влияет на процесс, часто ограничивая выбор. Бывает, что идеально подходящий под сцену объект сдают в аренду слишком дорого — тогда он просто того не стоит, ведь почти всегда можно найти альтернативу. Также от бюджета зависит масштаб экспедиции — есть ли смысл большой команде выезжать в другой регион, если можно воссоздать его поблизости?
Ладо Кватания, режиссёр:
«Бюджет — важный фактор. Чаще всего со всеми можно договориться. Но есть люди, которые очень сильно избалованы. Я имею в виду владельцев объекта, или людей, с которыми ты договариваешься насчёт входа на территорию. Таких людей уже прикормили, и они называют какие-то чудовищные цены. Ты смотришь на человека и понимаешь: дай бог, чтобы он в месяц столько зарабатывал, до момента, когда понял, что можно зарабатывать на объекте, и неожиданно открыл для себя этот денежный ручеёк. Поэтому иногда приходится прямо говорить, какой у нас бюджет. И чаще всего люди соглашаются, — потому что лучше иметь что-то, чем ничего.
В плане объектов я всегда стараюсь себя не ограничивать и договариваться. Но есть и объекты, в которые просто невозможно попасть. Например, в Москве на Симоновском валу есть здание, которое построила Заха Хадид. Вот туда зайти сложно, потому что стоимость объекта просто чудовищная. Если не ошибаюсь, от полумиллиона за 12 часов.
Когда мои родители интересуются, сколько что стоило, они даже не понимают, куда деваются деньги. Когда далёким от индустрии людям говоришь, что бюджет проекта такой-то, то они сразу начинают думать, что режиссёр себе половину забрал, живёт на Рублёвке и ничего не делает. Но, на самом деле, если представить масштаб, количество людей, которые находятся на площадке, и стоимость съёмок в той же Москве, то всё ощущается иначе. Поэтому я чаще всего стараюсь просто уехать из Москвы и снимать где-то ещё, чтобы сэкономить.
Если у нас низкобюджетный проект, то есть гугл и есть друзья, с которыми ты начинаешь советоваться. Для One Lone Survivor мы с оператором и музыкантом прошерстили различные сайты сталкеров, где есть какие-то интересные заброшенные пространства, и самостоятельно на картах их находили. Это тяжело, потому что ты можешь приехать и очень долго искать это место. Поскольку они заброшены, к ним могут дороги даже в некоторых местах не вести: ты выходишь из машины и чапаешь пешком.
А когда есть бюджет, ты используешь уже более профессиональный ресурс. Есть человек, у которого есть база, или же он понимает, где эти объекты потенциально могут находиться. Существует сообщество локейшн-менеджеров, они друг с другом коммуницируют: этот спросит у того, тот у этого, и по цепочке они нам предложат какие-то варианты».
8. Планировать логистику. Найти подходящие локации — лишь начало работы. Важно понимать, как между ними быстро перемещаться вместе со съёмочной группой и аппаратурой. К каждому месту и объекту должен быть удобный въезд с большой свободной парковкой.
Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:
«Выбор локации в городе обязательно должен происходить на основе связок и технических возможностей. То есть, на практике, необходимо учитывать территориальное расположение дополнительных объектов и соотношение визуальной эстетики с административными затратами.
В Москве предостаточно красивых мест — как пример, те же Патриаршие пруды. Они неплохо смотрятся в кадре, но технически там снимать проблематично — всё время занята парковка, нужно дополнительное согласование и так далее. Такие места подходят только под очень специфические задачи, когда цель реально оправдывает усилия и средства».
9. Коммуникабельность. Это главное качество локейшн-менеджера, о чём единогласно говорят все эксперты из нашего текста и профильные ресурсы. Речь про коммуникабельность в самом широком смысле: человек должен стать участником сообщества локейшн-менеджеров и постоянно обмениваться найденными объектами (в США для этого есть целый сервис Wrapal), уметь договариваться даже с самыми сложными людьми и убеждать владельцев, что с их объектом всё будет в порядке. В то же время необходимо понимать специфику работы коллег по съёмочной группе и регулярно быть с ними в контакте: знать, как планирует снимать оператор, что будет строить художник, и какие приборы собирается использовать гаффер.
Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:
«Основные навыки локейшн-менеджера — это смекалка и коммуникабельность. Здесь всегда идёт общение: начиная от бомжей на улице, с которыми надо договориться, до чинов и генералов. Нужно уметь расположить к себе всех. Ещё важна коммерческая жилка: уметь торговаться, влезать в бюджет. Ну и хорошо выглядеть надо всегда».
10. Подбирать спокойных соседей. Если фильм снимают в квартире или в другом помещении, которое со всех сторон окружено людьми, то лояльные соседи — критически важные пункт. Дело не только в необъяснимом стремлении всех соседей вечно сверлить и бить стены молотком, но и в возможности договориться о размещении в коридорах необходимого оборудования и обустройстве пространства.
Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:
«С арендой квартир обычно всё просто, но есть свои нюансы, связанные с режимностью объекта: не очень удобная и довольно дорогая парковка, нюансы по заходу, по использованию лифта, расположению техники в общих зонах. На съёмках «Лучше, чем люди» в «Москва-Сити» квартира изначально выглядела просторной, но оказалась небольшой, а ведь там надо разместить и группу, и технику.
На съёмках в многоквартирных домах стандартная ситуация, когда соседи возмущаются или как-то мешают процессу. Часто есть какая-нибудь долбанутая бабка, которая решила вызвать полицию или выкинуть мусор из дома на съемочную группу. Поэтому важно за сутки уведомлять местный отдел полиции, что у вас проводится массовое мероприятие — киносъёмка по такому-то адресу в такое-то время. Когда приезжает полиция и спрашивает: «На каком основании. », мы показываем уведомление, и они уезжают».
11. Нужно заранее позаботиться об инфраструктуре. Съёмочная площадка — лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромное количество рабочих тонкостей. Команде нужно где-то есть, готовиться к сценам, учить сценарий, отдыхать и так далее. Эстетика и логистика важны, но не менее принципиально выбирать объект, исходя из окружающих его удобств: искать комфортные отели или квартиры, если снимаете в глуши, избегать пробок и продумывать доставку, если снимаете в оживлённом городе, и так далее. Под проект всегда нужно много места и необходимые ресурсы поблизости, — ведь съёмочная площадка всегда образует что-то вроде мини-поселения.
12. Юридические вопросы и бюрократия — основа всего. Вечная усталость, простуда и скандальные соседи — не самые страшные проблемы, с которыми постоянно сталкивается локейшн-менеджер. Реальная опасность — юридические оплошности. Нужно проверять каждый договор и документ, детально обсуждать все детали с арендодателями и государственными представителями и всегда получать разрешение на съёмку (что в России из-за специфики законодательства особенно сложно). Вся бумажная работа и ответственность за взаимодействия с объектом, перекрытие дорог и любые потенциально опасные события на площадке — всё это ложится на локейшн-менеджера. При этом любые штрафы отягощают бюджет.
13. Следить за таймингом. Задержки и отставание от графика в кино — явление частое. Локейшн-менеджеры на площадке во многом нужны, чтобы это исправить. Они договариваются об аренде объектов или перекрытии движения на конкретное время, так что в их же интересах соблюдать всё минута в минуту. Именно поэтому локейшн приходит на площадку первым и сильно заранее — чтобы как следует её подготовить и не заставлять команду отвлекаться по мелочам.
14. Помните про свет и электричество. В картинке-памятке от nofilmschool, как и во многих других руководствах для локейшн-менеджеров, эти пункты неслучайно стоят первыми. Локейшн готовит объект для съёмок и отвечает в том числе и за мелочи, о которых часто забывают. Мало найти подходящий объект — важно, чтобы в нём было достаточно розеток и мощный генератор, а в окна светило солнце.
Последний момент часто недооценивают — солнечный свет упрощает работу оператора и гаффера, позволяя снимать даже там, где могут быть проблемы с электричеством. В уличных эпизодах солнечный свет — определяющий фактор, поэтому нужно искать подходящее место и планировать день съёмок. Не каждый режиссёр работает как Терренс Малик, который может уехать в Альпы и днями ждать подходящих погодных условий, спонтанно снимая жучков и птичек. Съёмочный процесс строго распланирован, поэтому за погодой и светом надо следить всегда.
15. Звук не менее важен. Вряд ли для съёмок подойдёт помещение, в котором раздаётся эхо или слышен каждый звук извне. При первом посещении места как следует прислушайтесь — достаточно ли там тихо, чтобы звукорежиссёр мог спокойно работать?
16. Вам придётся почти постоянно жить в дороге. И много, даже очень много двигаться. Вы должны быть готовы ко всем издержкам долгих путешествий, следить за здоровьем и выстраивать отношения с семьёй так, чтобы она спокойно принимала ваши постоянные длительные поездки. Интернет упростил работу по поиску натуры в кино, но она, как и 50 лет назад, строится на постоянных путешествиях и находках во время него.
Ладо Кватания, режиссёр:
«Для грядущего полнометражного фильма я ездил в Минск и плотно работал. Ребята заранее подготовили список объектов, поэтому на сам скаут ушло три дня. Но мы работали с раннего утра и до заката солнца. И потом, после заката, мы ещё долго смотрели объекты: какие-то дома, квартиры, пространства ресторанов. Это тяжело: ты после такого дня буквально валишься с ног, потому что всё время ходишь.
Я потом смотрел статистику по количество километров, которые нахаживаешь в течение этого скаута — в день получается минимум от десяти до пятнадцати».