что такое скандинавское кино
20 мощных скaндинавских фильмов для тех, кто устал от Голливуда
Скандинавский кинематограф очень узнаваем и необычен благодаря особой атмосфере и культуре жизни народов стран Дании, Швеции и Норвегии.
Суровые, но живописные северные пейзажи, неспешное повествование о жизни героев в тихих маленьких городках, немногословные персонажи – в большинстве случаев это составляющие скандинавских кинокартин. Но именно это и завораживает зрителя, заставляя на одном дыхании досмотреть фильм до конца.
2018 год / Швеция, Дания
Быть Астрид Линдгрен
7.2/10
Рейтинг КиноПоиск
Кто не знает знаменитую шведскую писательницу Астрид Линдгрен, которая подарила миру такие удивительные детские произведения, как «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный Чулок», «Эмиль из Лённеберги»? Уже будучи в пожилом возрасте, она получает мешки писем от своих читателей, которые удивляются тому, что она прекрасно знает душу детей, будучи при этом взрослой.
Она всегда бросала вызов условностям и обществу была яркой и непосредственной. Однако ошибка молодости оказалась для неё тяжёлым испытанием. Будучи по воле обстоятельств на долгие годы разлученной со своим ребёнком, она должна была найти силы вновь воссоединиться с ним и заставить его поверить в чудо.
Вторая жизнь Уве
En man som heter Ove
7.9/10
Рейтинг КиноПоиск
Экранизация произведения Фредерика Бакмана, пропитанная своеобразным скандинавским юмором, доказывает, что никогда не поздно начать новую жизнь. В центре событий находится ворчливый старик Уве Линдал, для которого после смерти любимой жены жизнь утратила всякий смысл. С супругой он провёл много совместных лет, поэтому неудивительно, что теперь он сильно по ней тоскует.
Его характер становится почти невыносимым. Особенно от этого страдает семья его молодых легкомысленных соседей, которые по сравнению с более старшим поколением даже гвоздь забить не умеют. Но, возможно, именно благодаря им Уве изменится в лучшую сторону.
2012 год / Дания, Швеция
Охота
7.9/10
Рейтинг КиноПоиск
Тяжёлая психологическая драма с Мадсом Миккельсеном в главной роли. Он играет одинокого и добродушного воспитателя детского сада Лукаса, живущего в небольшой датской деревушке. После развода с женой он борется за право воспитывать сына-подростка Маркуса, и мальчик сам хочет жить с отцом, а не с матерью.
Как только жизнь Лукаса начинает постепенно становиться лучше, всё разрушает детская ложь: одна из воспитанниц детского сада, пятилетняя девочка, влюбляется в него и дарит ему валентинку, но воспитатель советует подарить ее кому-то из сверстников. Отвергнутая, девочка обвиняет его в домогательствах. После этого все в деревне начинают считать мужчину педофилом.
2010 год / Норвегия
Довольно добрый человек
En ganske snill mann
6.9/10
Рейтинг КиноПоиск
Ульрик выходит из тюрьмы, где отсидел 12 лет за убийство любовника жены. Он оставил тюремные стены с напутствием надзирателя о том, что нужно смотреть вперёд, но впереди его ждёт только безнадёжность. Он хочет воссоединиться с бывшей супругой, но она совсем не рада его видеть. Сын уже взрослый и женился, но скрывает от своей второй половинки то, что его отец сидел в тюрьме.
Давний друг-гангстер находит ему жильё и работу в автосервисе, но подбивает на совершение нового преступления. Ульрику начинают симпатизировать сразу две женщины – квартирная хозяйка и коллега на работе, а давление друга только нагнетает атмосферу, но герой во что бы то ни стало хочет остаться добрым человеком.
2010 год / Дания, Швеция
Месть
7.4/10
Рейтинг КиноПоиск
Долгое время Антон работал врачом в африканском лагере для беженцев, но наконец вернулся в родную Данию к жене и двоим сыновьям. Отношения с супругой не складываются, а у старшего ребёнка проблемы в школе. Однажды местный автомеханик избивает Антона по глупой причине, но тот никак не отвечает на насилие: годы жизни среди страдающих людей научили его терпимости.
Кажется, конфликт исчерпан, но произошедшее видел его старший сын Элиас со своим школьным другом Кристианом. Мальчишки задумывают отомстить за отца, даже не догадываясь, что их действия могут иметь разрушительные последствия.
2006 год / Дания, Швеция
После свадьбы
7.1/10
Рейтинг КиноПоиск
Может ли богатый человек бескорыстно облагодетельствовать незнакомца, или под желанием помочь всегда скрывается что-то ещё? Об этом задумывается датчанин Якоб Петерсен, более 20-ти лет живущий в Индии и посвящающий всё своё время детскому приюту в Мумбаи. Когда приют оказывается на грани закрытия, появляется благородный благодетель Йорген Ханнсон, который может выделить ему необходимые деньги.
Но у него есть несколько условий, главное из которых – приехать в Данию и побывать на свадьбе его дочери Анны. Когда Якоб приезжает на торжество, он понимает, что эти люди не так уж ему и не знакомы. По крайней мере жена Йоргена Елена – его бывшая возлюбленная…
2011 год / Норвегия, Швеция, Дания
Охотники за головами
7.5/10
Рейтинг КиноПоиск
«Хедхантинг» – поиск и подбор кадров на должности топ-менеджеров в крупные компании. Роджеру Брауну в этом нет равных: он является лучшим «охотником за головами» в Норвегии, находя подходящих кандидатов в фирмы на любую должность, а его рекомендация – залог успешной работы.
Но он скрывает свою «тёмную сторону»: жена на его деньги открыла картинную галерею, и он, пытаясь удержать её, давно живёт не по средствам. Поэтому теперь он крадёт дорогие произведения искусства у своих клиентов. Однажды он узнаёт, что у одного из них Класа Граафа, претендента на должность в фирме навигационного оборудования, как раз имеется картина Рубенса, считавшаяся утерянной. Роджер вступает в игру, не зная, что сам может оказаться в ловушке.
2006 год / Норвегия, Исландия
Неуместный человек
Den brysomme mannen
7.0/10
Рейтинг КиноПоиск
Многие из нас мечтают об идеальном мире с опрятными улицами, доброжелательными улыбающимися людьми, хорошей работой и прекрасными семейными отношениями. Но на деле можно убедиться, что именно «неидеальность» делает наш мир живым. Однажды обычный мужчина Андреас садится в странный автобус, который привозит его в идеальный город.
Здесь он легко находит жильё и хорошую работу, выстраивает отношения с красивой женщиной, но не чувствует вкуса к жизни. Всё вокруг будто картонное, еда безвкусная, люди безэмоциональны, будто роботы. Андреас чувствует себя неуместным, выбивающимся из этого мира, и пытается сбежать.
2019 год / Норвегия, Швеция, Дания
Угоняя лошадей
Ut og stjæle hester
6.6/10
Рейтинг КиноПоиск
В пожилом возрасте человек неизменно оглядывается назад – на прожитые годы, на ошибки юности, на свою жизнь, которая приносила как разочарования, так и победы. После потери жены и выхода на пенсию одинокий вдовец Тронд Сандер решает вернуться в родные края, в норвежскую глубинку.
Здесь он встречает своего старого знакомого. Разговоры с ним становятся катализатором для того, чтобы погрузиться в воспоминания о своей юности – конец 1940-х годов, помощь отцу, юный Тронд с приятелем угоняют лошадей, чтобы покататься на них… Тогда юноша впервые столкнулся с лицом смерти и утратой, и сейчас эти видения прошлого помогают ему найти успокоение в настоящем.
Настанет день
7.7/10
Рейтинг КиноПоиск
1967 год. Весь мир ждёт историческое событие – высадку человека на Луну. О покорении космоса мечтает и маленький Эльмар, живущий в Дании вместе с мамой и старшим братом Эриком. И хотя брат подшучивает над ним, они остаются практически неразлучны.
Всё меняет тяжёлая болезнь мамы, из-за чего в дом семьи приходят органы опеки. Они забирают мальчиков и отправляют их в закрытый детский интернат в Гудбьерге. Для воспитанников там настоящий ад: слишком суровые условия, постоянные жестокие наказания, унижения и садизм. Именно крепкая братская дружба помогает Эльман и Эрику не упасть духом. Наконец они понимают, что единственный способ спастись – это побег.
Адамовы яблоки
7.6/10
Рейтинг КиноПоиск
Суровый лидер неонацистской группировки Адам досрочно выходит из тюрьмы, но теперь он должен пройти испытательный срок в маленькой поселковой церкви. Сюда направляют для исправления и некоторых других преступников: с этими заблудшими душами и сталкивается Адам. Руководит же приходом священник Ивэн, искренне верящий в добро и людей.
Адама приставляют ухаживать за яблоней в местном саду. Он мечтает как можно скорее покинуть это место, чтобы заняться всё тем же бандитизмом, и видит, что священник «свихнулся на своей вере», не замечая ничего вокруг. Но постепенно бывший неонацист проникается уважением к этому человеку и переосмысливает свои поступки…
Идеальный пациент
6.5/10
Рейтинг КиноПоиск
Тема общения с опасным маньяком, играющим с человеком в кошки-мышки, не нова и знакома нам ещё по знаменитым беседам Ганнибала Лектора и Клариссы Старлинг. Здесь же сюжет сосредотачивается на реальном деле серийного убийцы Томаса Квика. Сдавшись на милость правосудия, он свободно рассказывал о своих страшных деяниях, истории обрастали всё новыми кровавыми фактами, но у следствия по-прежнему не было никаких улик.
Оставалось только гадать, правда ли это, или новая изощрённая игра безумного преступника. Пока он находился в психиатрической клинике, его делом занялся журналист Ханнес Ростам, расследование которого вскрыло много тёмных секретов.
2019 год / Дания, Швеция
Королева сердец
6.4/10
Рейтинг КиноПоиск
Провокационная и чувственная драма о разрушительной силе соблазна и запретных отношений. Анна – успешный адвокат, женщина средних лет, счастливо живущая с мужем Петером и воспитывающая двух дочек-близняшек. Но идиллия начинает рушиться тогда, когда в их дом приезжает сын Петера от первого брака, юноша по имени Густав.
Он доставляет семье немало проблем своим поведением, подворовывает вещи из дома, но совершенно неожиданно между ним и Анной зарождается страсть. Они начинают бурный роман, понимая, насколько это опасно. После этого уже ничто больше не будет как прежде.
2006 год / Норвегия
Реприза
7.5/10
Рейтинг КиноПоиск
В юности каждый из нас мечтает о многом, но будем ли мы полностью счастливы, когда добьёмся осуществления своей мечты? Два лучших друга Филипп и Эрик вместе мечтали стать писателями, уже видя себя беззаботно сидящими в писательском кресле с кучей распроданных книг во взрослом возрасте. Однажды они решились в один день отправить свои рукописи издателю.
В итоге работу Филиппа одобрили, а труд Эрика – отвергли. Пожалуй, именно с этого момента они пошли разными дорогами, но оба оказались по-своему несчастны…
1998 год / Швеция, Дания
Покажи мне любовь
7.0/10
Рейтинг КиноПоиск
Провинциальный городок Омоль, откуда вся молодёжь отчаянно стремится вырваться и уехать в столичный Стокгольм. Здесь разыгрывается настоящая бурная подростковая драма, доказывающая, что первая любовь самая бурная и острая – и неважно, к своему полу или противоположному. Замкнутая 15-летняя Агнес влюбляется в школьную красавицу Элин, не зная, что теперь делать с этими чувствами.
В Элин также влюблён старшеклассник Юхан, но девушка отвергает его чувства. Зато после случайного общения с Агнес она понимает, что её тянет к ней – настолько, что вместе с ней она даже готова попытаться уехать автостопом прочь из этого городка.
2020 год / Дания, Швеция
Ещё по одной
7.5/10
Рейтинг КиноПоиск
Существует гипотеза о том, что небольшое количество алкоголя в крови повышает работоспособность человека и уровень счастья. Четыре друга-преподавателя средней школы Копенгагена – Мартин, Петер, Томми и Николай – решают провести небольшой эксперимент: ежедневно немного выпивать, чтобы улучшить свою жизнь.
Поначалу эксперимент даёт хорошие результаты: Мартину удаётся воссоединиться со своей женой и детьми. Друзья решают ещё немного увеличить количество выпиваемого алкоголя. Но вот дальше ситуация начинает выходить из-под контроля и оборачивается непредсказуемыми последствиями.
2014 год / Норвегия, Дания, Швеция
Дурацкое дело нехитрое
6.9/10
Рейтинг КиноПоиск
2010 год / Швеция, Финляндия, Дания
По ту сторону
7.3/10
Рейтинг КиноПоиск
Главная героиня Леена сталкивается со всем тем моральным разложением и ужасами, которые наблюдаются в пьющих семьях. Она – дочь бедных финских эмигрантов, которая всё детство была вынуждена лицезреть своих родителей-алкоголиков. В конце концов именно из-за этого и распалась их семья.
Теперь Леена – взрослая самодостаточная женщина с мужем и двумя детьми. Но один телефонный звонок выводит её из равновесия жизни. Ей сообщают, что её мать находится при смерти. Пересилив себя, героиня отправляется в ненавистный ей шведский городок Истсад, наполненный неприятными воспоминаниями её детства.
К чему-то прекрасному
Till det som är vackert
7.1/10
Рейтинг КиноПоиск
20-летняя Катарина – девушка с проблемным прошлым, которая живёт со своим бойфрендом в неблагополучном районе Гётеборга. Она не окончила школу, мать страдает алкоголизмом, а её жизнь – серая и беспросветная, в которой нет ничего хорошего.
Всё меняется после того, как в интернете девушке случайно попадается музыка Моцарта. Произведение настолько сильно трогает и возвышает её, что она решает тут же измениться и стремиться к прекрасному. Она начинает ходить в городской концертный зал, чтобы послушать «Реквием» Моцарта, а затем ей удаётся устроиться туда администратором. Начав встречаться с симпатичным дирижёром, девушка обрывает все свои старые связи. Но действительно ли ей удастся измениться?
Столетний старик, который вылез в окно и исчез
Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann
7.2/10
Рейтинг КиноПоиск
Даже в глубокой старости нужно не терять бодрости духа и смело отправляться навстречу приключениям, – именно такого принципа придерживается 100-летний Алан Карлссон. Вся его жизнь была невероятно интересной, хотя, казалось бы, всегда он просто плыл по течению. Он был знаком со многими известными личностями и участвовал в значимых исторических событиях XX века.
Но теперь он живёт в доме престарелых, и однажды, в день своего юбилея, решает сбежать через окно от ежедневной скуки и однообразия. А там, за окном, его уже поджидают приключения – мафия, полиция, живой слон и чемодан с деньгами, который он случайно прихватывает с собой. Теперь его ищут не только близкие и сотрудники дома престарелых, но и опасные бандиты, желающие вернуть своё.
Кстати, у нас есть канал в Яндекс.Дзен. Там мы публикуем новости о кино и сериалах, подборки и интересные кадры со съемок.
Подпишись, чтобы читать эти материалы в числе первых!
Скандинавское кино: краткий путеводитель ЛУЧШЕЕ
Можно ли говорить о скандинавском кино как о феномене?
Наталья Сен-Жермен: Данный термин может быть использован исключительно для объединения кинолент по географическому признаку.
Квитка Фабиан: Прежде всего, как Финляндия не является скандинавской страной, так и финское кино к скандинавскому относить не принято. А вот между датским, шведским, норвежским и исландским кинематографом есть существенные отличия, хотя объединить их под общим названием «скандинавское кино» — правильно.
Наиболее традиционным и известным в мире является кино Швеции: это и работы режиссера Ингмара Бергмана, и такие кинозвезды золотого века кино, как Грета Гарбо, Ингрид Бергман. Современные фильмы и сериалы шведского производства работают на классических рельсах, у них есть свои традиции. Норвежское кино не столь совершенно, немного грубовато и менее отточено. В Исландии кинопроцесс развивается не настолько стремительно и кажется достаточно закрытым. Чего стоит исландская самоуверенность — раздавать главные кинонаграды страны в один день с церемонией «Оскар»!
А датское кино и вовсе является самым экспериментальным, дерзким, социально ориентированным, вскрывающим болезненные раны общества. Такая маленькая страна, а имеет очень сильную киношколу в Копенгагене, и именно в Дании три режиссера (Винтерберг, Триер, Краг-Якобсен) совершили прорыв в кино, придумав формат «Догма 95». Новичку в скандинавском кинематографе нужно двигаться от ознакомления со шведским кино к датскому, далее — норвежское и, только будучи подготовленным, внедряться в исландскую кинокультуру.
Говорить о различиях между, скажем, шведскими и датскими фильмами можно лишь на уровне каких-то бытовых или местных политических реалий. Это единое кинематографическое пространство с общей стилистикой и эстетикой. 99% скандинавских фильмов — копродукция всех четырех стран (так удобно решать проблему с прокатом). Съемочные группы — интернациональны. Шведские и исландские актеры едут учиться в Данию, а датские режиссеры работают в Швеции и Норвегии.
Марья Логинова: Думаю, финское кино стоит исключить из этого списка, так как это совершенно другая нация с отличным от шведского, датского, норвежского и исландского менталитета. В целом, я могу сказать, что термин «скандинавское кино» совершенно оправдан. Во-первых, многие режиссеры работают совместно с создателями фильмов других стран, поэтому порой сложно даже найти чисто шведский или чисто норвежский фильм. Во-вторых, по стилистике и тематике фильмы этих стран часто пересекаются, так что те, кто немного знаком с этим кинематографом, уже может их узнавать на фоне кино из других европейских стран. Выделить, пожалуй, можно только Исландию, так как их фильмы мне кажутся порой более молчаливыми, статичными, возможно, более глубокими в какой-то степени, или иногда наоборот — слишком абсурдными и комичными. К примеру, одними из моих любимых исландских фильмов являются «101 Рейкьявик» и «Свадьба белой ночью» — можно будет сразу понять, что это кино отличается от уже привычных зрителю скандинавских фильмов шведского или датского кинематографа.
Денис Зильбер: Безусловно, культура этих народов во многом схожа. Если обратить внимание, во многих фильмах датчанин, швед и норвежец могут говорить каждый на своём языке, и все понимают друг друга. Различия тоже имеются, но думаю, зрителю будет интереснее самому со временем научиться их находить. Например, посмотрев несколько десятков скандинавских фильмов, он уже сможет наверняка сказать: «Вот этот персонаж – швед».
Дарья Смолина: Фильмы скандинавских стран разнятся, но выделить общие черты несложно. Северное кино обычно скупо на эмоции и художественные средства, но отличается глубиной, психологизмом и социальной актуальностью. Наиболее близки к этому определению датское и шведское кино. Среди норвежского кино много заметных триллеров и хорроров. Финское кино – это прежде всего колоритные работы грустного балагура Аки Каурисмяки, по которым заметно, что скандинавы не так уж сильно отличаются от славян. Исландское кино, как и литература, уделяет большое внимание детективной тематике, что удивительно при нулевом уровне преступности. В кино этой страны важную роль играет местный колорит, показанный с юмором.
Дмитрий Котов: Можно. Кинематограф Северной Европы вообще стоит особняком. Более того, очень часто фильмы делаются в сотрудничестве двух или нескольких северных стран: например, Швеция-Дания, Швеция-Норвегия, Швеция-Дания-Норвегия, сюда же часто подключаются Исландия, Германия и другие европейские страны. Целый сериал про тесный датско-шведский «коворкинг» есть, причем весьма популярный — «Мост». Финляндия формально хоть и не считается скандинавской страной (финно-угорское происхождение народа и языка, а не германо-скандинавское, плюс географические нюансы), разумеется, сильно связана с соседями культурно и исторически (между прочим, шведский язык в Финляндии является вторым государственным). Финское кино в целом находится в русле аналогичных тенденций, особенно если взять, например, замечательного Аки Каурисмяки — пожалуй, лучшего современного финского режиссера (наравне с Клаусом Хярё), известного своим теплым отношением к России и русским (его родители познакомились в парке Монрепо под Выборгом). Хотя местами «финики», конечно, более веселые и более горячие парни, чем «отмороженные» суровые викинги за их западной границей.
Скандинавское кино: краткий путеводитель ЛУЧШЕЕ
Важнейшие тенденции в скандинавском кино
Упор на социальную проблематику
Дмитрий Котов: Скандинавское кино, в особенности шведское, — это в первую очередь кино социальное. Оно поднимает острые вопросы, освещает накопившиеся в обществе проблемы, даже если делает это в комедийном ключе. Скандинавское кино, как правило, очень жизненное, настоящее, актуальное, не оторванное от реальности. В силу врожденной национальной скромности тех же шведов оно практически всегда выглядит малобюджетным, не кичится спецэффектами и напускным пафосом. Оно человечное, несмотря на то, что порой бывает жестоким. А движется оно в такт развитию самого европейского общества в целом и Скандинавии в частности. В 50—70-е Бергман блестяще понимал психологию своих современников-сограждан, вот и нынешние режиссеры чувствуют ее, на мой взгляд, очень хорошо.
Изучение проблем миграции
Дарья Смолина: В последнее время многие режиссеры обратились к теме жизни мигрантов в Скандинавии, их непростых путях интеграции в общество, и отмечают, что не все так ладно в северных королевствах.
Наталья Сен-Жермен: Если говорить о новых темах, затрагиваемых сегодня в кино, то всё более очевидными становятся отголоски миграционного кризиса в Европе. Тем не менее, нельзя сказать, что киноиндустрия превратилась в машину пропаганды, потому как все вопросы, связанные с жизнью данной категории населения, остаются исключительно риторическими.
Михаил Васильев: Год назад Норвегия попыталась отреагировать на «сирийский кризис», сняв комедию «Добро пожаловать в Норвегию» о человеке, который так любит эмигрантов, что открывает в своем загородном доме пункт приема. беженцев. Критики освистали фильм, а зрители проигнорировали. Возможно, кино еще будет исследовать эту тему на более глубоком уровне. Тем более, что по всем соцопросам проблему с эмигрантами шведы и норвежцы ставят на второе место после нехватки рабочих мест. За последние годы появилось много режиссеров-эмигрантов (как правило во втором или третьем поколении). В своих фильмах они исследуют жизнь разных этнических диаспор в северных странах. Традиционно северный кинематограф отличается тем, что затрагивает в коммерческих фильмах считающиеся скользкими темы, которые в других странах обитают в гетто фестивального кино. В комедиях и мелодрамах, ориентированных на массовую публику, поднимаются проблемы усыновления детей однополыми парами, эвтаназии, жизни людей с психическими заболеваниями, кризиса веры.
Американизация
Наталья Сен-Жермен: В скандинавском кино, как и в европейском, наблюдается тенденция к американизации, приведению лент в соответствие с голливудскими стандартами, что является тревожным знаком — велика вероятность утраты кинематографом Скандинавии своей аутентичности. С другой стороны, в этом году выходят такие фильмы, как “С балкона” (“Fra balkongen”) и “Hoggeren”, которые нельзя отнести ни к трендовому жанру катастроф, ни к набившему оскомину так называемому “скандинавскому нуару”. Рейтинг ожидания картин очень высок, и это даёт надежду, что, по крайней мере, норвежский производитель переориентировался и снова предпочитает качество количеству продаж на международном рынке.
Маленький человек как мера вещей
Наталья Сен-Жермен: Ключевой тематикой по-прежнему остается поиск личностью своего места в социуме: как правило, типичный герой скандинавских фильмов — это обычный, зачастую почти чеховский “маленький человек”.
Социальные рассуждения в жанровой обертке
Квитка Фабиан: Скандинавское кино отображает проблемы своего общества, и умеет эти социальные вопросы обернуть в заманчивую для зрителя обертку: детектива, драмы, комедии.
Денис Зильбер: Большая часть режиссёров в последнее время предпочитает формат телесериалов, и в этом есть определённые плюсы. Это уже не просто классические детективы, но более глубокие и серьёзные работы. Хочется надеяться, что эта планка не упадёт, и скандинавы будут продолжать радовать нас новыми и необычными проектами.
Отсутствие табуированных тем
Квитка Фабиан: Особенностью скандинавского кинематографа является отсутствие табуированных тем, особенно в почете освещать проблемы наиболее уязвимых в социуме групп, поэтому среди главных сюжетных линий часто встречаются истории о людях, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу, людях с особыми потребностями, людях с аутизмом или же тех, у кого нет определенного места жительства, асоциальных элементах.
Станислав Бельков: Поскольку скандинавскому кинематографу не свойственна цензура, то выходят фильмы, затрагивающие нелицеприятные эпизоды скандинавской истории, а также картины, бросающие черные пятна на глянцевом фасаде скандинавского общества. Также одной из тем было и есть изображение персонажей, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу, страдающих тем или иным психическим расстройством или просто нестандартно мыслящих людей.
Нехватка громких высказываний
Михаил Васильев: Современное скандинавское кино представляет переплетение многих и разных тенденций. С одной стороны, критики указывают на нехватку громких и острых высказываний. Говорят об утрате Скандинавией влияния на мировые кинематографические процессы (есть даже фраза «после Бергмана и Триера жизни нет») и винят в этом чересчур тепличные условия существования местных режиссеров.
Тема семьи
Станислав Бельков: Одной из главных тем в скандинавской теле- и кинопродукции является семья и дети, к которым у скандинавов особенно трепетное отношение. Рождение у одного из персонажей фильма ребенка становится общим праздником, но в то же время обычно, если женщина не хочет рожать, персонажи не препятствуют ее решению сделать аборт.
Стремление к реализму
Денис Зильбер: Скандинавский кинематограф, в целом, довольно близок к арт-хаусу. Он старается во всём стремиться к реализму, даже если не по форме, то по содержанию. Вопросы поднимаются разные, и политические, и социальные, и личные. Скандинавы не боятся поднимать проблемы, о которых иные предпочитают умалчивать. Указывают на несовершенства в государственной структуре, обществе и пытаются показать разные выходы из ситуаций.