что такое ситуационное интервью

Господин Кейс, или Как провести ситуационное интервью

Что это…

Case-метод (от англ. case — случай, ситуация) проведения собеседования — один из наиболее действенных способов получить ту информацию о соискателе, которую невозможно извлечь из резюме. Ситуационное интервью прольет свет, например, на способность кандидата к анализу, его умение применять теоретические знания на практике и нестандартность мышления.

Как известно, кейс — это ситуация, рассказывающая о событиях в конкретной компании и содержащая в себе проблему, либо смоделированная вымышленная ситуация, которая могла бы произойти в реальности. Обучение с использованием кейсов применяется в бизнес-школах уже достаточно давно и является очень эффективным, поскольку дает практические навыки. Этот метод полезен не только в учении, но и в бою: его успешно используют в своей практике менеджеры по подбору персонала.

Сегодня профессиональный HR-специалист не может обойтись в ходе собеседования без элементов case-интервью. Это помогает быстрее понять уровень мастерства кандидата, степень соответствия соискателя ценностям организации-работодателя и даже просто определить его индивидуально-личные качества и ценности.

…И зачем нужно?

Принцип построения кейсового интервью определяется прежде всего его целями. Кейсы выбираются в зависимости от того, какие качества потенциального сотрудника интересуют работодателя. Например, в компании с сильной корпоративной культурой в ходе собеседования целесообразно будет выяснить, насколько кандидат коммуникабелен, склонен ли к конфликтам.

Ситуационное интервью хорошо тем, что соискатель не сможет к нему подготовиться. Многие кейсы автоматически исключают односложные ответы. И, кстати, бывают полезными для самого кандидата, который самостоятельно и объективно может оценить свои возможности и сделать выводы, над чем стоит поработать.

Действительно, любого кандидата необходимо разговорить. Ответов на традиционные вопросы вряд ли будет достаточно для формирования объективной оценки. Предпочтительно предлагать кейс, максимально далекий от отрасли и сферы деятельности кандидата. Именно поэтому легко установить степень искренности и профессионализма интервьюируемого. Когда хотите проверить, насколько талантлив и опытен соискатель и насколько быстро он умеет принимать решения, то задайте вопрос: «У нас куры плохо продаются, не знаем что делать. Что Вы посоветуете?» И ответ кандидата сразу все расставит на свои места.

Чаще всего собеседование по методу кейса проводится для кандидатов, которые ищут работу в сфере торговли или претендуют на позицию управляющего. Эти два вида деятельности немыслимы без работы с людьми. Поэтому кадровики предпочитают уже во время первого интервью проверить, как соискатель будет вести себя в той или иной ситуации.

Кейс для сейлза

Ситуационное интервью как метод подбора менеджеров по продажам обычно практикуется в крупных компаниях, где уровень стресса при общении с клиентами зашкаливает.

Самый простой и предсказуемый кейс, который можно предложить кандидату, начинается со слов «Продайте мне…». Уровень сложности кейса варьируется в зависимости от предложенного товара: мобильный телефон продаст почти любой, а вот велосипед без колес — только талантливый сейлз. Если соискатель в совершенстве владеет техникой продаж, то он вспомнит и о том, что изначально нужно знать о потребностях клиента, а потом уже пытаться продать ему товар.

Кейсы, предполагающие общение с клиентом, расскажут о том, знает ли кандидат специфику продаж, а также о его стрессоустойчивости и умении вести переговоры. Например, имеет место ситуация, когда клиент требует у продавца такую скидку, которую тот не может предоставить. Хороший продавец найдет не менее трех вариантов выхода из положения.

Для проверки креативности и умения оценивать ситуацию с разных ракурсов можно задать такие вопросы: «Что важнее на переговорах — говорить или слушать?» или «Клиент говорит, что товар дорого стоит. Почему он это говорит?».

Кейс-рояль

Помимо проверки сейлзов, к ситуационному интервью часто прибегают для подбора персонала на топовые позиции. Управленцу любого уровня необходима в работе и стрессоустойчивость, и дипломатичность, ведь от обстановки в коллективе зависит успех любого рабочего процесса.

Методики при составлении кейсов:

Пример конкретного кейса:

«Вы стажер на позиции управляющего гипермаркетом. Ваш руководитель — управляющий гипермаркетом — уезжает на 2 недели. Вы остаетесь один в качестве руководителя. Некоторые из подчиненных начинают тихонько роптать и саботировать ваши распоряжения: он нам ничего не сделает, он же временщик. Постажируется и уйдет. Возникает такая ситуация: выкладку только что разгруженного товара нужно сделать до 22:00, но один из бригадиров говорит, что в принципе товар никуда не убежит и выкладку можно сделать завтра утром. Как вы будете действовать?»

Кейсовое интервью — прекрасный метод проведения собеседования. Но, безусловно, способ этот не единственный и возможности полностью раскрыть потенциал кандидата он не даст. Использование на собеседовании только одного кейсового метода не является достаточным инструментом для оценки кандидата. Не стоит рассматривать кейс как главный критерий в оценке персонала. Лучше воспринимать его как дополнительную (хотя и эффективную) возможность получить нужную информацию о профессиональных навыках кандидата.

Источник

Ситуационное интервью, или кейс-интервью, как один из методов подбора персонала

что такое ситуационное интервью. Смотреть фото что такое ситуационное интервью. Смотреть картинку что такое ситуационное интервью. Картинка про что такое ситуационное интервью. Фото что такое ситуационное интервью

В современном бизнесе перед специалистами отдела по подбору персонала стоит сложная задача. Руководители хотят видеть в новых сотрудниках не только определенные профессиональные навыки, но и моральные, этические и личностные качества, которые будут помогать справляться с трудовыми функциями, грамотно общаться с коллегами и клиентами. Для реализации таких задач разработано множество методов и тактик ведения интервью. Одним из таких методов является кейс-интервью, или ситуационное интервью. Кейс-интервью было опробовано еще в начале прошлого века в Великобритании и зарекомендовало себя как отличный способ проверить в совокупности практические и теоретические навыки. Давайте разбираться подробнее, что такое ситуационное интервью.

Понятие и виды кейс-интервью

Ситуационное интервью – это методика подбора персонала, построенная на предоставлении интервьюируемому лицу возможности решить жизненный или профессиональный кейс, используя как теоретические, так и практические навыки.

Существует несколько видов кейс-интервью, которые подразделяются по различным критериям.

• выявляющие профессиональные навыки – смоделированные ситуации дают возможность определить уровень профессиональных навыков кандидата;

• мотивационные тесты преследуют цель определить мотивы того или иного соискателя по поиску работы;

• кейсы на стрессоустойчивость, соответственно, помогут понять, как респондент поведет себя в ситуации стресса. Для некоторых профессий стрессоустойчивость может быть ключевым критерием принятия решения при приеме на работу;

• ситуации на личностные характеристики – эти кейс-задания помогают выявить черты характера и личностные качества соискателя, что также немаловажно для составления полного портрета не только о том, как человек будет проявлять себя в профессиональной деятельности, но и как сложится его общение в коллективе, с клиентами и в других немаловажных ситуациях.

По форме ситуационные интервью бывают:

По месту проведения:

• дистанционные. Достаточно часто HR перед проведением очного собеседования предлагают кандидату письменно ответить на ряд общих вопросов, в т.ч. решить смоделированные ситуации: для экономии времени и составления общего представления о соискателе, а также заполнения пробелов в его резюме;

• при личном присутствии.

По количеству участников:

• групповые – это эффективный метод оценки соискателей, когда предложено разобрать профессиональный кейс в тандеме. Такой вид кейс-интервью помогает оценить кандидатов сразу по ряду характеристик: профессиональные навыки, умение работать в команде, личностные качества и стрессоустойчивость, т.к. все участники группового ситуационного интервью в момент его проведения являются конкурентами;

Итак, мы разобрались, что такое кейс-интервью. В чем же плюсы и минусы его использования при проведении собеседования?

Сильные и слабые стороны ситуационного интервью

Вполне закономерным минусом кейс-интервью является тот факт, что для полноценной и всесторонней оценки кандидата этот метод интервьюирования может быть использован только в совокупности с другими методами ведения собеседования. То есть использовать кейс-интервью как самостоятельный и обособленный вид интервью можно, но это не даст полноценного понимания того, какими навыками и личностными качествами обладает кандидат.

Продолжение статьи читайте после приобретения платного доступа к порталу!

Алеся Маврина, специалист по подбору персонала

Источник

Как пройти ситуационное (case) интервью

Такое интервью еще называют ситуационным. Суть в том, что интервьюер предлагает вам решить конкретную проблемную ситуацию. Похоже на решение задачи в школе: есть условие; вам нужно дать ответ. Правда, есть и ключевое отличие от школьной задачи: кейс не имеет правильного решения.
Кейсы специально продумываются таким образом, чтобы понаблюдать, КАК вы будете думать, какие факторы учтете, на какие схемы будете опираться, какие аргументы подберете, чтобы обосновать выводы.

То есть: крайне важен процесс, не только результат.

Пример кейса для лучшего понимания (если вы с таким типом интервью еще не сталкивались):

Вам нужно реализовать на рынке партию крема. У продукции совсем скоро истекает срок реализации (слишком долго проходила через таможню). Что вы будете делать?
1) Продадите дистрибьютору как обычный товар, о сроке реализации промолчите (теоретически допустим, что такая возможность есть).
2) Предложите крем дистрибьютору со скидкой, обратив его внимание на срок реализации.
3) Вернете товар поставщику и понесете финансовые потери.

Какие нюансы полезно учесть при прохождении ситуационного интервью:

1) Во время обдумывания задачи делайте заметки в блокноте. Не только для себя – рекрутеру тоже интересно будет в них заглянуть. Более того. Сделайте хитрый маневр и в какой-то момент переверните заметки так, чтобы они были видны рекрутеру. Он придвинется к вам, возможно, начнет задавать вопросы – и вот уже вы стали «ведущим» собеседования, а не рекрутер. Эйчар особенно оценит такой ход, если вы работаете в продажах. Сумели заинтересовать его – значит, можете заинтересовать и покупателя.
Нюанс: ваши пометки должны быть упорядоченными, разборчивыми. Так, чтобы вашу идею мог понять и оценить эйчар.

2) Задавайте вопросы. Отсутствие уточнений с вашей стороны – плохой знак для эйчара. Значит, вы или очень самоуверенны (думаете, что вам все известно), или, наоборот, не уверены в себе и боитесь поддерживать диалог. Это естественно – что вам нужно сориентироваться в ситуации, а в условии наверняка не изложена полная картина. Подумайте, какие еще сведения вам нужны, и задайте соответствующие вопросы.

3) Прежде чем вы начнете говорить, отвечая на главный вопрос кейса, соберитесь с мыслями. Многие соискатели бросаются с места в карьер: начинают выдавать массу неструктурированной информации, перескакивают с одного на другое, перечисляя то плюсы, то минусы, и все вперемешку. Сначала вдохните – и структурируйте аргументы в своей голове. Потом выдавайте их интервьюеру.

4) Иногда на ситуационных интервью задают вопросы, требующие вроде бы конкретного ответа, выраженного в цифрах. Например, сколько мобильных телефонов в данный момент продается в конкретном городе. Конечно, точную цифру знать невозможно – ее никто и не требует. Экзаменующему важно понять, каким будет ход ваших мыслей, как вы будете искать решение. Так что не тушуйтесь, если вам зададут такой вопрос, и начните рассуждать: как можно подсчитать количество телефонов, исходя, например, из данных о численности жителей этого города в определенной возрастной группе, из статистики о том, какая доля населения в целом по стране пользуется мобильными телефонами, и исходя из выборочного анализа точек продаж. Покажите, КАК бы вы искали заветную цифру.

5) Проговаривайте свои аргументы, сделайте так, чтобы рекрутер был внутри вашего мыслительного процесса. Ведь эйчары не умеют читать мысли… Что для вас очевидно – не факт, что так же очевидно для него. Вы же помните, что оценивают именно процесс поиска решения? Так что рассуждайте вслух.

6) Не забывайте следить за жестами и мимикой. Мыслительным процессом легко увлечься, и можно потерять презентабельный вид: начать кусать ногти, барабанить по столу или дрыгать ногой. Следите за внешними проявлениями эмоций.

7) Сделайте вывод, когда презентуете свой ответ. Выводы не должны превратиться в уточнения или повторение уже озвученных идей. Пусть это будут 2-3 предложения с общими заключениями и – желательно – с практическими рекомендациями.

Источник

Что такое ситуационное собеседование и в каких случаях применяется кейс-интервью?

что такое ситуационное интервью. Смотреть фото что такое ситуационное интервью. Смотреть картинку что такое ситуационное интервью. Картинка про что такое ситуационное интервью. Фото что такое ситуационное интервью

Нередко при подборе соискателя выясняется, что опыта для вакансии у кандидата нет. Чтобы оценить его потенциал, используют ситуативное собеседование. Кейс-интервью позволяет выяснить степень агрессивности или конфликтности претендента, склонность к переадресации ответственности, ведь при выборе варианта ответа специалист опирается на предпочтительную для него модель поведения в стрессовой ситуации.

К сожалению, у такого вида интервью есть и недостатки. Так, нередко шаблоны подобных собеседований можно найти в Интернете, из-за чего соискатель, потратив время на подготовку, приходит уже знающим, как ответить на вопросы. Как же грамотно провести ситуационное интервью, и о чем следует помнить, занимаясь его составлением?

Что такое ситуационное собеседование?

Ситуационное интервью — этот способ проведения собеседования, в ходе которого претенденту предлагают смоделированную ситуацию с обозначенной проблемой, и соискателю надо найти самостоятельное решение или выбрать один из заготовленных вариантов. Это далеко не новинка рекрутмента, метод широко применяется в самостоятельном варианте или в комплексе стандартного биографического интервью.

Полагают, что этот вид собеседования существенно снижает возможность социально желаемых решений и дает реальный прогноз степени соответствия претендента профилю ключевой компетенции.

Главное ─ понять, насколько знания и качества личности будущего коллеги могут быть востребованы для этой организации и вакансии.

Если вы хотите открыть ИП, то какие документы нужны? Полный перечень вы найдете в статье.

Какова стоимость изготовления печати для ИП? Переходите по ссылке.

Что оценивает работодатель, когда проводит кейс- собеседование:

Условно кейсы делят на группы:

Что такое ситуационное собеседование – смотрите видеоролик.

В каких случаях применяют экспресс-метод и каковы его проблемы?

Столкнуться с интервью, где предлагают представить проблемную ситуацию и найти ее решение с большой долей вероятности можно в случае:

Основную проблематику кейс-собеседования можно обозначить так:

Как составляются кейсы?

Профессионально подготовленные кейсы — ключевой момент этого вида собеседования, в противном случае вероятность отрепетированного ответа окажется такой же высокой, как и при простой беседе с вопросами «Почему Вы оставили прежнее место работы?» или «Кем видите себя в нашей компании через 5 лет».

Придумывать оригинальные условия, не используя банальные кейсы типа «как продать эскимосам снег». Если возможности для моделирования инструмента, адаптированного для своих условий, нет, от этого метода лучше отказаться, так как все его достоинства будут сведены на нет.

Темы для творчества при составлении эксклюзивных кейсов :

Можно усложнить кейсы недостатком или излишками начальных условий, чтобы выяснить:

Закладывать в кейсах несколько вариантов правильных результатов, чтобы оценить гибкость мышления претендента и готовность его работать по различным сценариям.

Закладывать в ситуацию конфликт ценностей (вариант ─ порядочность и прибыль в бизнесе), где выбор претендента определит его мотивацию, а отсутствие готового ответа и невозможность сориентироваться в ценностях компании уменьшит возможность подстройки.

Предлагать соискателю случаи, не знакомые ему по предыдущей работе. Этот метод дает для рекрутера максимум информации, так как претендент не сможет опереться на собственный опыт.

Не применять ситуационное интервью как единственный метод оценки претендента, а проверять свои догадки другими инструментами. Разновариантность методик намного снизит вероятность ошибки.

Как оценивать решения?

Разработаны два способа оценки результатов экспресс-интервью:

Кейсы с подготовленными правильными ответами.

Кейсы в принципе не могут иметь правильного ответа (важно определиться с критериями фирмы — для одной важна креативность соискателя, для другой — последовательность изложения, для третьей — внутренний фокус контроля; каждому критерию надо дать удельный вес важности и учитывать баллы при оценке).

При использовании любого способа непременно надо обратить внимание на:

Весь перечень даст картину личности, соответствующую или не соответствующую озвученным требованиям к соискателям и быть надежным инструментом для правильного выбора.

Недостатки и преимущества методики

Любая ситуация, которая смоделирована для интервью, далека от реальности (волнение претендента, недостаточное время на собеседовании при большом количестве кандидатов, желание казаться лучше). Все это может давать информацию лишь о предполагаемых шагах, а не гарантированное поведения в действительности. Истинные компетенции и характеристики личности так и остаются недоступными. Надо учесть и склонность кандидата к неадекватному восприятию себя (многие уверены, что при пожаре готовы на подвиг для спасения людей, но в жизни все выходит наоборот). Не стоит исключать факт, что соискатель может сознательно выдавать ложные рассуждения, скрывая значимые факты.

Ограниченность использования способа. Есть ситуации, когда не стоит моделировать кейсы для проверки профессионализма ─ юристы, бухгалтеры, инспекторы по кадрам оцениваются профессиональным тестированием, а это уже совсем другой способ оценивания.

Подготовленность кандидатов. Во всемирной сети и тематической литературе много кейсов с готовыми расшифровками и доступны они не только кадровикам. Так что любознательному претенденту подготовиться к встрече с потенциальным работодателем вполне реально. Даже если он готовит нешаблонные кейсы, они потом тиражируются на профильных сайтах, а значит, о спонтанных ответах потенциальных сотрудников можно забыть.

Человек способен меняться. Соискатель ─ живой организм, способный менять модель поведения, развивать умения и навыки, у него может происходить переоценка ценностей и мировоззрения. В этой ситуации важнее, каким кандидат будет завтра.

Адаптация к условиям работы. Поведение претендента на предыдущей работе может быть обусловлено «правилами игры» компании, а не его собственными. С изменением среды и специфики предприятия сотрудник будет вести себя иначе.

Куда подается сообщение об открытии расчетного счета ИП? Как оно составляется?

Все претенденты обеспечиваются одним материалом для собеседования, это помогает сравнить ответы и сделать правильный выбор.

Значительная достоверность, так как при интервью моделируются реальные рабочие условия.

Соискателям понятна ситуация и запрашиваемая информация, это повышает достоверность реакции и демонстрации моделей поведения.

Экспресс-метод, применяемый многими отечественными и зарубежными рекрутинговыми компаниями, позволяет быстро принять решение по конкретному кандидату, но 100% гарантии результата можно добиться только при комплексном подходе с использованием всех методов оценки от резюме с рассказом о себе до ситуационного собеседования.

В заключение посмотрите еще одно видео, посвященное этому виду интервью.

Источник

Case-интервью: как правильно применять + примеры кейсов от Светланы Ивановой

Впервые этот метод применили в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году. С тех пор его используют многие рекрутеры на этапе подбора персонала.

Сегодня мы разберем, как правильно использовать case-метод, что нужно учитывать при составлении ситуационного интервью, и какие типы кейсов советует использовать HR-гуру — Светлана Иванова.

что такое ситуационное интервью. Смотреть фото что такое ситуационное интервью. Смотреть картинку что такое ситуационное интервью. Картинка про что такое ситуационное интервью. Фото что такое ситуационное интервью

Зачем применяют ситуационные интервью?

Case-интервью (от англ. case — случай, ситуация) — один из наиболее действенных способов проанализировать действия / решения кандидата в определенной ситуации и его способность применять на практике теоретические навыки.

В зависимости от кейсов, рекрутер может получить информацию:

На собеседовании кандидаты зачастую стараются давать рекрутеру социально-желательную информацию. Case-интервью позволяет максимально приблизить слова к реальным действиями.

Как составить кейс?

что такое ситуационное интервью. Смотреть фото что такое ситуационное интервью. Смотреть картинку что такое ситуационное интервью. Картинка про что такое ситуационное интервью. Фото что такое ситуационное интервью

При составлении кейсов важно помнить, что они всегда описывают возможные события и не всегда имеют однозначное решение. Хороший кейс обычно содержит несколько возможных вариантов решений. Конструируя кейс, рекрутеру важно предложить все возможности, вероятности и средства для решения ситуации. Но есть и другие варианты составления кейсов:

5 примеров проведения case-интервью от Светланы Ивановой

Давайте рассмотрим несколько типов кейсов от признанного эксперта в HR-сфере и автора многих популярных книг для специалистов по персоналу Светланы Ивановой.

1. Кейс «Покажи»: проверяем навыки и способности кандидата

В этой ситуации моделируется типичная рабочая ситуация, с которой кандидат будет встречаться довольно часто. Например, менеджеру по продажам рекрутер может дать такой кейс:

Представьте себе, что я — товаровед, вы — торговый представитель. Убедите меня выставить ваш товар на «золотую полку».

Здесь важно, чтобы кандидат руководствовался не теорией, а в режиме реального времени продемонстрировал, как он может решить этот вопрос.

2. Кейс на стрессоустойчивость

что такое ситуационное интервью. Смотреть фото что такое ситуационное интервью. Смотреть картинку что такое ситуационное интервью. Картинка про что такое ситуационное интервью. Фото что такое ситуационное интервью

3. Кейс «Нестандартное использование стандартного предмета» на целеустремленность

Интервьюер дает кандидату такое задание:

Назовите за 2 минуты как можно больше способов нестандартно использовать маркер или ручку.

После каждого озвученного варианта, рекрутер говорит: «Еще». Если кандидат назвал все возможные по его мнению варианты, рекрутер смотрит на часы и дает кандидату еще 10 секунд. Как он себя ведет? Сдается или продолжает искать решения? Так проверяется ориентация на результат, который трудно получить.

4. Кейс «Абсурдный продукт»: проверяем нестандартность мышления кандидата

что такое ситуационное интервью. Смотреть фото что такое ситуационное интервью. Смотреть картинку что такое ситуационное интервью. Картинка про что такое ситуационное интервью. Фото что такое ситуационное интервью

Демонстрировать эффективность в нестандартной среде — важное умение. Такой кейс полезен в сфере маркетинга и продажах. Задание дается в 2-х вариантах:

Вариант 1. Продукт абсурдный, ЦА нормальная (невпитывающий памперс, антивиагра).

Вариант 2. Продукт нормальный, ЦА абсурдная (продать расчёску лысому).

Кандидату дается задание, которое поможет проверить необходимую компетенцию. Например, маркетологу необходимо придумать рекламную концепцию, как продвинуть продукт и для какой ЦА.

Важно! Старайтесь придумывать такие кейсы, которые не нарушают морально-этические нормы.

5. Провокационный кейс: проверяем ценности и модели поведения

Если вам нужно проверить клиентоориентированность кандидата, то вы задаете ему такую ситуацию:

Вам звонит клиент в очень негативном состоянии и на повышенных тонах начинает выговаривать вам за ошибку, связанную с отгрузкой товара. При этом ошибка не ваша, а отдела логистики.

Кандидат, скорее всего, постарается дать социально-желаемый ответ, поэтому используйте различные провокации — начинайте спорить. Тот, кто ответил «как нужно» обычно вскоре меняет свой ответ. То, кто стоит на своем, дал реальный ответ и демонстрирует поведение, которое действительно считает правильным.

Кейсы такого типа помогут вам проверить любые ценности и модели поведения. В их основе всегда должен быть конфликт интересов и обязательная деталь — провокация, призванная выявить истинный ответ кандидата.

Больше о подборе персонала в этом видео:

Зачем вам проводить case-интервью?

Кейсы — отличный способ проверить на истинность длинный список навыков в резюме кандидата. Они позволяют проанализировать и определить компетенции, необходимые для каждой конкретной должности. Например, сможет ли кандидат стать частью сильной корпоративной культуры компании, достаточно ли он коммуникабелен, как на самом деле он работает в команде, склонен ли к конфликтам?

Конечно, нельзя сказать, что ситуационное интервью на 100% демонстрирует реальные способности кандидата. Поэтому для более точного анализа компетенций рекомендуем использовать методику STAR и другие психологические тесты для собеседований.

что такое ситуационное интервью. Смотреть фото что такое ситуационное интервью. Смотреть картинку что такое ситуационное интервью. Картинка про что такое ситуационное интервью. Фото что такое ситуационное интервью

Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma 😉

Я даю своё согласие на обработку Персональных Данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и принимаю Пользовательское соглашение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *