что такое сити менеджер города
Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города. Справка
Глава администрации Смоленска (сити-менеджер) Константин Лазарев и его заместитель Николай Петроченко, задержанные накануне следственными органами, этапированы в Москву для проведения дальнейших следственных действий, заявил 20 сентября на брифинге мэр Смоленска Александр Данилюк.
С 1 января 2006 г. вступила в действие новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наибольшим изменениям подверглась структура управления городом.
Согласно ч. 2 ст. 37 закона, главой местной администрации (сити-менеджером) может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
— наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным);
— возрастной ценз (не моложе 25 лет);
— образовательный ценз (высшее профессиональное образование);
— стаж (например, не менее 3‑х лет работы на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы);
— деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы);
— знание федерального и регионального законодательства;
— положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ.
Назначению на должность главы администрации по контракту предшествует проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Если власть в муниципалитете организована по схеме «мэр – сити-менеджер», то мэр (глава города) – это политик, который осуществляет общее руководство городом. В основном мэр работает с городским Советом депутатов и выполняет представительские функции. Наемный сити-менеджер – это исполнитель, который отвечает за ситуацию в энергетике, ЖКХ, на транспорте и т. д., то есть организует нормальную работу городского хозяйства. Кроме того, сити-менеджер отвечает за исполнение бюджета и управляет муниципальной собственностью.
— четко прописанные конкурсные требования к претендентам гарантируют определенный уровень профессиональной пригодности, а грамотно составленный контракт определяет компетенцию сити-менеджера, за рамки которой он выйти не сможет (а значит, не будет и традиционных конфликтов из-за полномочий);
— в отличие от прямых выборов мэра проведение конкурса на должность сити‑менеджера не требует серьезных бюджетных расходов, в случае плохой работы сити-менеджер будет просто уволен, а конкурс на эту должность проведут вновь;
— если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку, в этом случае соответствующие юридические действия также не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.
Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и некоторых др. городах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города. Справка
Депутаты Екатеринбургской городской думы на заседании во вторник рассмотрят кандидатуры на пост сити-менеджера уральской столицы.
С 1 января 2006 г. вступила в действие новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наибольшим изменениям подверглась структура управления городом.
Согласно ч. 2 ст. 37 закона, главой местной администрации (сити-менеджером) может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
— наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным);
— возрастной ценз (не моложе 25 лет);
— образовательный ценз (высшее профессиональное образование);
— стаж (например, не менее 3‑х лет работы на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы);
— деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы);
— знание федерального и регионального законодательства;
— положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ.
Назначению на должность главы администрации по контракту предшествует проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Если власть в муниципалитете организована по схеме «мэр – сити-менеджер», то мэр (глава города) – это политик, который осуществляет общее руководство городом. В основном мэр работает с городским Советом депутатов и выполняет представительские функции. Наемный сити-менеджер – это исполнитель, который отвечает за ситуацию в энергетике, ЖКХ, на транспорте и т. д., то есть организует нормальную работу городского хозяйства. Кроме того, сити-менеджер отвечает за исполнение бюджета и управляет муниципальной собственностью.
— четко прописанные конкурсные требования к претендентам гарантируют определенный уровень профессиональной пригодности, а грамотно составленный контракт определяет компетенцию сити-менеджера, за рамки которой он выйти не сможет (а значит, не будет и традиционных конфликтов из-за полномочий);
— в отличие от прямых выборов мэра проведение конкурса на должность сити‑менеджера не требует серьезных бюджетных расходов, в случае плохой работы сити-менеджер будет просто уволен, а конкурс на эту должность проведут вновь;
— если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку, в этом случае соответствующие юридические действия также не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.
Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и некоторых др. городах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города
Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города
С 1 января 2006 г. вступила в действие новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наибольшим изменениям подверглась структура управления городом.
Согласно ч. 2 ст. 37 закона, главой местной администрации (сити-менеджером) может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
— наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным);
— возрастной ценз (не моложе 25 лет);
— образовательный ценз (высшее профессиональное образование);
— стаж (например, не менее 3‑х лет работы на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы);
— деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы);
— знание федерального и регионального законодательства;
— положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ.
Назначению на должность главы администрации по контракту предшествует проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Если власть в муниципалитете организована по схеме «мэр – сити-менеджер», то мэр (глава города) – это политик, который осуществляет общее руководство городом. В основном мэр работает с городским Советом депутатов и выполняет представительские функции. Наемный сити-менеджер – это исполнитель, который отвечает за ситуацию в энергетике, ЖКХ, на транспорте и т. д., то есть организует нормальную работу городского хозяйства. Кроме того, сити-менеджер отвечает за исполнение бюджета и управляет муниципальной собственностью.
Преимущества введения должности сити-менеджера:
— четко прописанные конкурсные требования к претендентам гарантируют определенный уровень профессиональной пригодности, а грамотно составленный контракт определяет компетенцию сити-менеджера, за рамки которой он выйти не сможет (а значит, не будет и традиционных конфликтов из-за полномочий);
— в отличие от прямых выборов мэра проведение конкурса на должность сити‑менеджера не требует серьезных бюджетных расходов, в случае плохой работы сити-менеджер будет просто уволен, а конкурс на эту должность проведут вновь;
— если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку, в этом случае соответствующие юридические действия также не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.
Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и некоторых др. городах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Глава города и сити-менеджер – кто за что в ответе?
Один из обсуждаемых вопросов сегодня – это появление нового управленца в городе – главы администрации, или так называемого сити-менеджера. Что будет входить в его обязанности? За что он ответственен и перед кем? На эти и другие ваши вопросы мы постараемся ответить.
Напомним, что 8 декабря 2011 года в связи с отставкой по собственному желанию главы города Ульяновска Александра Пинкова вступили в силу положения Устава города, касающиеся изменения порядка избрания главы города. Спустя неделю на внеочередном заседании городского парламента путём тайного голосования был избран новый глава города Ульяновска – Марина Беспалова.
Исполнительно-распорядительным органом теперь является администрация города (ранее она называлась мэрией). Её деятельностью руководит глава администрации города. В настоящее время функции и. о. заместителя главы администрации исполняет Сергей Панчин.
Каковы полномочия главы города и главы администрации? Кто за что в ответе? Подробнее о каждом.
Глава города
Глава города Ульяновска представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Ульяновска; направляет на согласование проект генерального плана в другие органы власти муниципальных образований, имеющих общую границу с городским округом; подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Ульяновской городской думой, издаёт в пределах своих полномочий правовые акты; награждает от лица города наградами и вручает удостоверения почётного гражданина города Ульяновска; инициирует и принимает решение о назначении публичных слушаний, а также выполняет др. полномочия. В дополнение к этому глава города Ульяновска исполняет полномочия председателя Ульяновской городской думы, т. е. обладает правом решающего голоса и осуществляет организацию деятельности Ульяновской городской думы. Разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за главой города.
Глава администрации
Текущие дела в городе будет выполнять глава администрации. Он назначается Ульяновской городской думой по результатам конкурса, который будет объявлен в ближайшее время. С новым руководителем администрации глава города заключает контракт на срок полномочий действующей Ульяновской городской думы, но не менее чем на два года.
В рамках своих полномочий, оговорённых в контракте и Уставе города, глава администрации должен обеспечивать решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ульяновской области. Можно сказать, что он занимается хозяйственными вопросами в городе – решает текущие дела и проблемы на местном уровне. Он подотчётен городской думе и главе города, вносит свои предложения об установлении межмуниципального сотрудничества и экономических связей с иными муниципальными образованиями, распоряжается средствами администрации города Ульяновска, подписывает финансовые документы; принимает решение о подготовке проекта генерального плана города Ульяновска, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план города Ульяновска изменений; принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ульяновска и его направлении в Ульяновскую городскую думу, утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, обеспечивает опубликование в установленном порядке сообщения о принятии такого решения и исполняет другие полномочия согласно Уставу и контракту. Кроме того, глава администрации ежемесячно осуществляет личный приём граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и организаций; рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления.
У главы города и сити-менеджера, несмотря на то что разные задачи, цель одна – управление сложным городским хозяйством, пополнение бюджета города и его рациональное использование, ремонт дорог, ветхое жильё, благоустройство дворов, детские сады и т. д. Отличие в том, что глава города реализует общегородскую политику, он должен принимать политические решения, которые касаются власти. Сити-менеджер – это профессионал-управленец, который должен рационально и обоснованно исполнять поручения и поставленные задачи.
ДОСЛОВНО
Нина Дергунова, председатель региональной Общественной палаты:
– В России первый опыт применения механизма разделения власти между думой, главой города и сити-менеджером пока не дал особо положительных результатов. Для нас это новшество станет в своём роде социально-экономическим экспериментом. Вся сложность в том, что у нас не отработаны механизмы: как будет проходить конкурс, по каким параметрам будут выбирать сити-менеджера, как будут строиться взаимоотношения между ним, думой и главой – всё это пока достаточно абстрактно. Сложностей много. К тому же я считаю, что много реформ одновременно проводить нельзя. А у нас вскоре начнётся вертикальная реформа по перераспределению полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властями и горизонтальная по распределению обязанностей между думой, главой города и сити-менеджером. И всё это будет проходить параллельно. Поэтому выразить уверенность, что опыт точно будет положительным, нельзя. Может получиться достаточно эффективно, а может получиться и наоборот. Не случайно же многие регионы страны возвращаются к старой системе. С другой стороны, первые отрицательные результаты не всегда говорят о том, что идея плоха. Для того чтобы работал определённый механизм, нужны соответствующие ему условия. И тут как раз надо учитывать плачевный опыт других территорий и создавать эти условия. Ведь на Западе в ряде стран эта система великолепно работает, и наша задача – понять, что у нас, в России, мешает проявиться положительному эффекту.
Юрий Иванович Латышев, народный учитель России:
– Я должен честно признаться – в вопросах, касающихся власти и её структуры, я не компетентен. Я всегда был далёк от неё и поэтому не стал бы делать прогнозы о том, насколько удачным будет такой эксперимент. Могу сказать только одно – в одной берлоге не должно быть двух медведей. Задавать основной тон и брать на себя всю ответственность должен кто-то один. Ну и, наверное, для эффективной работы обязанности можно распределить таким образом, что стратегией занимается глава города, а тактические вопросы решает сити-менеджер. Но каким будет деление полномочий городской власти на деле, я пока не представляю. Поживём – увидим.
Дмитрий Петрович Добрынин, председатель городского совета ветеранов
– Всё зависит от людей, которые будут работать в этом тандеме. Я, например, предполагаю, что если у них не будет взаимопонимания, то и работа не сложится, начнутся разногласия. Им нужно работать сообща, иначе они не смогут решить никаких вопросов. На этих должностях должны работать совместимые люди. Сити-менеджер в первую очередь должен быть хозяйственником, а не бизнесменом. он должен определённое время проработать на предприятии, иметь опыт управленческой работы, которая показала хорошие результаты. Основные требования к сити-менеджеру: коммуникабельность, корректное обращение с людьми, умение слушать других и принимать от них советы.
Сити-менеджер: что за зверь такой и кому он нужен
В ближайшие недели в ряде муниципальных образований Московской области появятся сити-менеджеры. Те самые, кто станут заведовать административно-хозяйственным сектором городов Подмосковья.
Итак, новая система управления коснется 11 городов столичного региона: Королёва, Орехово-Зуево, Дубны, Ступино, Долгопрудного, Воскресенска, Павловского Посада, Ивантеевки, Каширы, Котельников, Луховиц. Каждый из этих населенных пунктов по-своему перспективен благодаря наличию таких факторов, как: наукообразующие институты, экономические перспективы и благополучная финансовая обстановка, территориальное месторасположение. До сего момента власти имели в своем распоряжении довольно крупные бюджеты, которыми, собственно, и распоряжались. Однако вместе с появлением сити-менеджеров контроль за распределением основных ресурсов перейдет к областным властям.
Теория и практика: трудности сосуществования
Поправки в ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» были приняты еще в 2006 году, однако понятие сити-менеджер, или городской управляющий (для русофилов), воспринимается как ноу-хау и вызывает недоверие. Преимущества данной системы управления состоят в теоретическом плане из нескольких категорий.
Управление осуществляется профессионалом, который оценивается специальной конкурсной комиссией только по профессиональным качествам, тогда как выборный мэр, хоть и может обладать определенной харизмой и авторитетом перед населением, все же может не иметь необходимых навыков управления городом.
Поскольку управляющий приходит на должность как нанятый специалист, а не вследствие политической борьбы, он, по идее, будет действовать независимо от расстановки сил политических группировок, выполняя, в первую очередь, те задачи, которые заранее перед ним были поставлены. Вследствие такой относительной политической независимости уменьшается коррупционное влияния местных «кланов» и обеспечивается более качественное исполнение федерального законодательства.
Основным условием, при котором новая система муниципального управления окажется эффективной, является максимальная независимость местного бюджета от федерального с его, увы, плановым по сей день подходом. Если «местные» деньги перестанут «уезжать» в областные или федеральные центры, следом появится здоровая конкуренция между городами за благоприятный инвестиционный климат с минимальной коррупционной составляющей и развитую транспортную инфраструктуру.
Кроме того, одним из ключевых моментов сегодня является создание условий для повышения мобильности населения городов, однако почему-то власти забывают об этом упоминать. Возможно, до сих пор на всех уровнях прослеживается устаревший стереотип – где родился, там и пригодился.
Естественно, при соблюдении всех этих условий появляется возможность обеспечивать некоторую прозрачность и предсказуемость управления, которая способствует повышению активности местного предпринимательства и привлечению новых инвестиций из вне. А это уже ведет увеличению налогооблагаемой базы и качественному повышению уровня жизни населения.
Сити-менеджеры – для отсидки?
Одним из основополагающих требований к кандидатам на пост сити-менеджеров, помимо опыта управления, негласно считается возраст – молодой и активный человек берет на себя бразды правления в муниципальных образованиях. Только вот на опыте Уральского Федерального Округа вырисовывается крайне печальная картина: новоявленные управленцы на деле представляют собой, в лучшем случае, «мальчиков для битья». В худшем – «сити-менеджеров для отсидки». По утверждениям бывшего местного депутата Леонида Волкова, только в 2010 году в УФО досрочно прекратили выполнение обязанностей не менее 30 городских управляющих.
Безусловно, вместе с появлением назначаемых глав администраций власть получает возможность наказывать виновных в росте коррупции в слабо развивающемся регионе, вверенном сити-менеджерам. Но не нужно забывать и про аффелированных лиц, находящихся сегодня во власти, а следовательно преследующих свои интересы. Поэтому-то каждый новоявленный управленец имеет все шансы попасть в западню, известную шахматистам как «вилка»: с одной стороны, мэрия, с другой – губернатор…
Что же касается российских мегаполисов, где, как известно, гораздо проще открывать и развивать бизнес-проекты, нежели в мелких городах и муниципальных образованиях, здесь, вряд ли, в скором времени стоит ожидать появления сити-менеджеров. Большое население со своим спросом, развитая инфраструктура, климат для бизнесменов остается относительно стабильным. Следовательно, и поток населения в города-миллионники в разы выше, нежели по всей России – люди едут туда, где есть спрос на услуги и высокая база трудозанятости.
Быть может, государству стоит начать с перераспределения ресурсов, а не власти, которую всегда можно «отреформировать».