что такое системность в психологии
Мыслить системно: что это значит и как научиться?
Все в этом мире подчинено системам. Это упорядоченные структуры, состоящие из различных элементов: природа, общество, быт, работа. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, нужно развивать системное мышление.
Мышление — одна из базовых функций головного мозга, оно позволяет нам обретать опыт, обучаться навыкам, применять их в деятельности, решать задачи. Системное мышление (СМ) — это способность понимать связи между объектами, предметами, явлениями, а также целостно их рассматривать. Логика направлена на упрощение любой системы, ведь она позволяет как раз разделить ее на составные элементы. А выявить глобальные закономерности можно лишь при помощи системного подхода. Таким образом, для развития СМ необходимо обладать развитым логическим мышлением.
Зачем нужно
Системное мышление полезно людям абсолютно разных профессий — творческих, аналитических, прикладных. Оно позволяет проследить процессы развития тех или иных явлений, разрушить стереотипы, рассматривать ситуации объективно — т.е. со стороны. Если говорить простыми словами, то такой мыслительный процесс позволяет здраво оценивать мир вокруг и допускать меньше ошибок. Это пригодится для управления в любом виде — от руководства компанией до воспитания детей, создания комфортных условий для жизни, аналитики, прогнозирования. Вместе с критическим мышлением, СМ позволяет объективно оценивать поступающую информацию и правильно ее применять.
Где познакомиться
Поскольку понятие СМ появилось относительно недавно, сейчас многие ученые активно изучают его принципы, а также формулируют основы развития. Дети самостоятельно создают почву для развития этого склада ума. Пример — сборка конструктора. Для взрослых же разрабатываются инструкции, упражнения, игры, книги.
Например, в книге «Технология системного мышления», которая создана целым коллективом авторов, разобрана пошаговая инструкция:
Авторы Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт в своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» также дают несколько полезных рекомендаций:
Как развить
Системное мышление не развивается вместе с остальными когнитивными функциями, его необходимо тренировать дополнительно. Этот навык формируется в процессе обучения следующими методами:
Креативное решение проблем. Фундаментальная стратегия развития СМ основана на всемирно признанной Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это методика направленного поиска ответа, которая позволяет выявить закономерности развития любой системы и применить их в качестве рабочего инструмента. Подробно эта методика разобрана в нашем курсе «Творческое мышление».
Системный подход к личности
Написать компьютерный код может каждый. Но одни программы считаются эффективными и полезными, а другие приводятся в пример, как делать не надо. Эти же принципы свойственны и нашей психике. Применяя алгоритмы в нужное время и нужном месте, мы способны сделать жизнь немного легче и приятнее. В статье, дорогой друг, Вы узнаете как теорию системного подхода к личности, так и применение её принципов на практике.
От алгоритмов к человеку
Юваль Ной Харари — достаточно известный автор, который просто и наглядно объяснил датаизм. Датаизм, в работах Юваля, это концепция восприятия мира, которая сводит всё к базам данных и алгоритмам их обработки. Рецепт борща — это база данных ингредиентов и алгоритм их объединения. Наше ДНК описывает алгоритм сборки организма и его функционирования. А наше сознание, на основе полученного опыта из набора ситуаций, создает алгоритмы поведения.
Принцип системного подхода
Воспринимая сознание как систему, становится намного проще разобраться в себе. В первую очередь, пропадают всякие «трансцендентные» и «подсознательные» образования, которые придают флер загадочности и таинственности психологии.
Второе — это сознание, которое становится понятным и простым для развития. Судите сами, у нас просто пропадает волшебная таблетка, а приобретение полезных привычек привязывается к понятным и простым действиям. В этом направлении работает принцип постепенных накоплений, с фокусом на результативность.
Никаких откровений, никаких «делайте всего лишь одной действие и жизнь нормализуется». Системный подход в отношении нашего сознания и мировоззрения действует несколько на иных принципах. Простых, понятных, доступных каждому. И требующих проницательности и рутинного исполнения.
Реализация системного подхода
Метод изменения себя через накопительную систему поступков. На практике это работает следующим образом:
Вы, дорогой друг, озадачиваете себя конкретной целью. Довести проект до финала за год. Выучить новый язык за сезон. Привести в порядок организм — как в физическую форму, так и нормализуя принципы ЗОЖ. Цель может быть любой, лишь бы Вы верили и понимали, что её можно реализовать;
На втором шаге цель разбивается на составляющие элементы. Оцениваются направления проекта и определяется статус их состояния. Иностранный язык разделяется на лексическую и грамматическую составляющую, а Ваш организм поддается метрике и последующей установкой целей;
На третьем шаге создается система. Вы для себя описываете алгоритм достижения промежуточных результатов через ежедневные действия. Закрытие тикетов по проекту, от наиболее простых к сложным. Изучение 2-5 слов в день плюс просмотр роликов или любимого сериала на желаемом языке. И ежедневные занятия физическими нагрузками, соответствующие Вашим целям;
Переоценка. Процесс всего этого может быть приятным и затягивающим. Вы начинаете любоваться проектом, выставлять ежедневно посты в Инстаграм с фотографиями словарей и книг на английском, и уже каждый Ваш знакомый знает расписание тренировок и как они проходят. Но разве это было целью? Посмотрите, к каким результатам Вы пришли;
Если выбранные действия не приводят к результатам — отредактируйте алгоритм. Как часто это стоит делать? Судите в конкретной ситуации. Постоянно менять лодку — бесполезно, пока Вы не научитесь грести веслами.
В идеале, поддерживая алгоритм, можно путем постепенных изменений редактировать общий образ жизни, мировоззрение, свои возможности и навыки. И, что самое главное, решать психологические задачи. Именно на этом сконцентрирована когнитивно-поведенческая терапия.
Что же такое Когнитивно-поведенческая терапия
Это реализация научного подхода к мозгу, системного подхода к личности и адекватного оценивания поведения человека. Различные инфо-цыгане учат людей тому, что нужно: “создать свой положительный образ”, “ставить огромные цели”, “верить в себя”, “сказать миру Да”! Когнитивно-поведенческая терапия не отрицает этого. Иногда полезно раскрыться возможностям. Но всему свое место и случай.
Поведенческие принципы
Про КПТ уже писались статьи на Хабре. Общий их посыл сводится к тому, что КПТ — это один из лучших инструментов для приведения в порядок психологического состояния рациональных людей. Ведь ключевой момент кроется в банальном баге интерпретации мозгом банальных событий. Рассмотрим на наглядном примере с фейерверком:
Сам по себе, фейерверк — это просто громкие хлопки, цветные огни и атрибут шоу;
Для большей группы людей он остается ярким шоу, которое дарит эмоции и приятные ощущения;
Но есть категория людей с посттравматическим стрессовым расстройством, для которых фейерверк напоминает о боевых действиях, а не о празднике. Кстати, психолог КПТ чаще всего работает именно с ПТСР случаями;
Сам фейерверк остается простым событием, на которое мозг реагирует болезненно. Устранять само событие — это как пытаться отменить дожди или избегать темноты, из-за страха оказаться во мраке;
Куда проще изменить поведение конкретного человека. Особенно, когда он согласен на это!
Поведение человека остается реакцией, причина которой кроется в сознании. Эти реакции мы можем игнорировать, подавлять, избегать ситуаций, которые их вызывают. Все эти случаи непродуктивны. И тогда имеет смысл проработать проблему в её корне. В когнитивных процессах, которые поддерживают баги сознания.
Когнитивные принципы
Когнитивные принципы КПТ строятся на системном подходе, о котором шла речь выше. Вмешиваясь в тонкие процессы убеждений субъекта, психотерапевт помогает клиенту самостоятельно искать решения проблемы, меняя к ней отношение. И вот как это работает:
Человек находится в условиях, где конкретное действие всегда сопровождается конкретной реакцией. Наглядным примером, дорогой друг, будет случай выученной беспомощности. Это когда ребенок, совершая любое действие, сталкивается с осуждением. Получил на контрольной 4? Почему не 5?! Вон, Паша получил пятерку, а ты — бездарь! Ребенок впервые в жизни решил помыть посуду, но разбил тарелку? Ах ты рукожоп! Зачем вообще ты это трогал! Ребенок пытается выбрать себе новую кофту на деньги, подаренные на День Рождения? Фу, полный кошмар! Как ты только мог выбрать такой ужас! Мы лучше тебя знаем, что тебе нравится!
Такие условия закрепляют понимание того, что какой бы выбор ты не сделал, он всегда будет ошибочным. И тогда человек приходит к выводу, что лучше избегать вообще какого-либо принятия решений, чтобы не столкнуться с порицанием!
С возрастом такой человек боится заводить отношения, боится менять работу, боится говорить о том, что ему не нравится. Так его жизнь будет протекать в комфортных, привычных для него условиях. Но будет ли он счастлив? Вряд ли.
Метод КПТ строится вокруг того, чтобы показать такому человеку зону его ответственности. Например, человек понимает, что хочет зарабатывать, и для этого ему нужно устроиться на работу. Но он боится, так знает, что любое его действие будет подано порицанию. В этом случае психолог КПТ детализирует ситуацию. В частности:
Пробовали ли Вы ранее работать?
Что, самое худшее может произойти, когда Вы пойдете на собеседование?
Что лучшее произойдет, когда Вы пройдете собеседование?
Стоит ли результат тех страхов, которые Вы испытываете?
Давайте договоримся о награде. Пройдя собеседование — порадуйте себя.
Запишите, что именно Вы чувствовали при прохождении собеседования?
Это минимальный чек-лист, который используется для решения подобных состояний Клиента. Коротко, лаконично, результативно. И самое главное. Основная цель, которую ставит КПТ, это научить Клиента находиться “здесь и сейчас” в любой ситуации. Но об этом в следующем материале.
Спасибо Вам дорогой друг, что уделили свое время. Напишите в комментарии, что Вы думаете о КПТ? Доводилось ли Вам консультироваться с психологом или психотерапевтом? Какой опыт Вы получили?
Также призываю Вас подписаться на Телеграмм канал, на котором регулярно публикуются материалы по нейрохакингу. Способах и инструментах модифицировать, улучшить или просто сделать себя функциональнее. По крайней мере, своего пилота тела, весом в 4,5 кг.
Читайте, обдумывайте, комментируйте. И будьте психически здоровыми!
СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии)
методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из к-рого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.
Согласно Б.Ф. Ломову (2003), ядро системного подхода образуют шесть ключевых положений (принципов).
1. Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого объекта с объектами того же класса. Психика рассматривается здесь как: а) субъективное отражение объективной действительности, выступающее в ряду др. видов отражения (абиотического, биологического и социального); б) регулятор активности субъекта (его деятельности, общения, познания) и в) структура личностных образований. Второй план определяет всю совокупность психических явлений как относительно самостоятельное целое (систему). В качестве компонентов выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. В частности, Б. Ф. Ломов дифференцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, к-рые обеспечивают различные формы взаимосвязи индивида с окружающей средой. Третий план фиксирует объект в его отношении к системам более высокого уровня. Так, попадая в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность, включаясь в систему биологических отношений со средой – носителем природных качеств, выступает как организм. Каждая из этих систем, дифференцируясь, становится основанием разнообразных свойств человека: материально-структур – ных, функциональных, системных. Наконец, четвертый план раскрывает объект исследования как движение микросистем (нейрональных интеграций), а психика в целом представляется как отражательная функция мозга. Целостное описание психики в системе понятий предполагает сочетание всех планов анализа.
2. Психические явления многомерны. Психические явления могут рассматриваться в самых разнообразных системах измерений, каждая из к-рых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений.
3. Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение. Действие этого принципа распространяется не только на психику в целом, но и на отдельные явления (процессы, состояния).
4. Человек обладает системой разнопорядковых свойств. С позиций системного подхода свойства человека (включая, конечно, и психические) организованы в нек-рое целое, напоминающее по своему строению пирамиду: на вершине размещаются общие свойства, в основании – раскрывающие их свойства n-го порядка, грани пирамиды символизируют различные категории свойств.
5. Психические явления – явления динамические, развивающиеся. Данный принцип выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дефференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, к-рое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие – движение его оснований, сменность детерминант, возникновение, формирование и преобразование новых свойств или качеств.
Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, к-рое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами и т.д.) и предполагает различные пути их разрешений.
Системность в психологическом развитии личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Системный подход в теории личности
В психологии и теории личности системный подход выступает в качестве попытки применения существующей теории систем к описанию психических явлений. Своей целью данный подход обозначает внесение порядка в огромный объем психологической информации, ее систематизацию и решение задач, которые связаны с формированием целостного представления о психике и процессе развития личности человека.
Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Результатом при этом является достижение высокого уровня и структурности в описании личностных новообразований и преодолении отделения психологической структуры личности от непосредственного социального окружения.
Исследователи, использующие системный подход в теории личности, отмечают тот факт, что личность всегда включена во внешнюю – социальную – систему, представляя собой внутреннюю систему. Эта внутренняя система должна научиться справляться с внешней и преобразовывать ее влияние во благо развития личности в целом.
Данный принцип указывает на то, что любое сложное явление, по сути своей система, которая состоит из взаимодействующих между собой частей, имеющих собственные функции и задачи, и подчиняющих их целям целостности.
Основная идея системного подхода заключается в представлении изучаемых явлений в виде систем, то есть целостных образований, отдельные элементы которых влияют друг на друга настолько мощно, что перестают быть просто отдельными составными частями и превращаются в носителей свойств всей системы в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что системный подход к изучению личности определяется как принятие того, что личность – это динамическая психологическая система, целое, которое образовано взаимосвязями и взаимодействием ее свойств, своеобразный личностных «органов», с помощью которых реализуются функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.
Готовые работы на аналогичную тему
Определение свойств личности согласно системному подходу
При использовании системного подхода к изучению личности свойства личности определяются довольно специфически. Находясь во взаимодействии с элементами систем индивид приобретает определенные качества личности, они же в свою очередь становятся элементами его структуры личности. Соответственно при изучении данных свойств исследователи выходят за рамки только лишь индивиды и изучают их как элементы личности, которая в свою очередь является элементом общества Поиск системных качеств человека
Каким же образом с помощью принципа системности осуществляется поиск системных качеств человека? Самая основная и обширная система, к которой принадлежит человек – это биосфера, в которой все живые организмы и среда их обитания тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии образуя при целостную динамическую систему. В свою очередь биосфера является элементом системы космоса, который способен оказывать мощнейшее воздействие на физический и органический мир Земли. Резкое увеличение внезапных смертей, эпидемий, сумасшествия, несчастных случаев – все это является результатом космического влияния. Таким образом, качества личности, которая является элементом биосферы проявляются в чувствительности к биосферным явлениям в понижении работоспособности, депрессивных состояниях и т.п.
Рассматривая человека как звено в системе общества можно отметить тот факт, что он по сути является носителем всех социальных системных качеств, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности.
Дополнительными системными качествами наделяется человек в различных подсистемах общества, к которым относятся большие и малые социальные группы. Одновременное существование человека в различных социальных системах, которые обладают взаимоисключающими целями и характеристиками является основополагающим условие развития личности. Участие личности в различных социальных группах является непременным условием для формирования социально зрелой личности, самостоятельной и творчески развитой.
Таким образом, мы видим, что в психологии уже давно предпринимаются попытки систематизировать понятие личности, представить личность как систему в ее отношениях с миром, социальных ролях, установках и способах существования в социуме.
Свойства личности как системы
Личность как система обладает следующими свойствами:
Системный подход к процессу развития личности является важным и перспективным инструментом научного познания, однако следует обратить внимание на опасность формализма в процессе систематизации и подгона имеющихся данных под искусственно созданные системы. Необходимо непредвзято анализировать имеющуюся информацию и применять ее в соответствии с принципами научного познания.
Принцип системности в психологии
СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного С. п. Идеи С. п. по-своему разработали представители гештальт-психологии (см. Гештальт). Представители психоанализа связывали С. п. с анализом аффективных процессов: они рассматривали в качестве основного фактора человеческой психики так называемый “комплекс”. В связи с идеей развития С. п. реализован в операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже (см. Женевская школа генетической психологии). В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида. Советские философы и психологи (В.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др.), исходя из марксистской методологии, рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.
Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.
Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.
Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен На рубеже XX и XXI вв. была разработана одна из таких логически выстроенных систем — категориальная система психологии (А.В. Петровский, В.А. Петровский, 2001), характеризующая структуру психосферы. Ее системообразующим признаком выступают взаимопереходы психологических категорий «по вертикали» от сущности к явлению, которое выступает как сущность для новых феноменов. Все эти переходы подчинены реализации идеи «восхождения от абстрактного к конкретному», характеризуют встречные детерминации биологического и культурно-исторического фактора, моделируют в единой схеме фило-, онто- и социогенез, образуют закономерную связь психологических категорий. Категориальная система психологии демонстрирует нерасторжимое единство трех основных объяснительных принципов психологии: системности, развития, детерминизма.(Петровский)