что такое системная уборка
Как поддерживать порядок, убираясь по 15 минут в день: система Флай-леди
Что такое «Флай-леди»?
Системе «Флай-леди», или FLY Lady, уже больше 20 лет. Её придумала в 1999 году американская домохозяйка Марла Силли. «Fly» с английского переводится как «летать»: система подразумевает лёгкую, быструю уборку, дающую отличные результаты. За минувшие годы принципы «Флай-леди» приобрели массу поклонниц (и поклонников, но таковых меньше) во всём мире. Секрет популярности этой системы в том, что она помогает навести порядок в доме, упорядочив сами принципы уборки.
Создательница «Флай-леди» адресовала её в первую очередь тем, кто не любит убираться и считает наведение порядка тягостной обязанностью, к тому же не дающей желанного результата — идеальной чистоты. Чтобы подбодрить последовательниц и помочь им, Марла Силли организовала рассылку по электронной почте, в которой рассказывала о принципах системы и напоминала, что сегодня нужно сделать. Поклонницы «Флай-леди» из разных стран тоже завели свои имейл-рассылки. Но подписываться на них необязательно: если принципы системы заинтересуют вас, вы можете почитать сайты о «Флай-леди», книги Марлы Силли «Лёгкая уборка по методу Флай-леди», «Школа Флай-леди» и использовать все или некоторые советы в своём быту самостоятельно.
Чтобы домашние хлопоты были в радость, одевайтесь дома красиво и удобно! Обратите внимание на выкройки домашних платьев, домашних брюк и домашних топов в нашем электронном каталоге.
Как сделать уборку быстро и качественно: 2 лайфхака от профессионалов
Основные принципы Флай-леди
Над каждой из зон нужно работать в течение недели. Например, на этой неделе убираем прихожую, на следующей — кухню, и так далее.
— развесить одежду в шкаф или на вешалки,
— вымыть и расставить обувь,
— аккуратно сложить шарфы, шапки, сумки,
— разобрать мелочи, имеющие свойство скапливаться на тумбочке,
— протереть от пыли плафон,
— вытряхнуть коврик и вымыть пол.
И так по каждой зоне. Тогда, приступая к ежедневной 15-минутной уборке зоны, вы уже будете знать, что именно нужно сделать.
Как разобрать гардероб по методу Мари Кондо
Порядок в доме и в жизни
Конечно, это краткое описание принципов «Флай-леди»: если эта система кажется вам интересной, изучите её поподробнее. Быть может, эта методика подойдёт именно вам для того, чтобы шаг за шагом, не прикладывая сверхусилий, добиться порядка в доме. Марла Силли говорит о том, что эта система постепенно приучает к чистоте, и масштабы уборки от месяца к месяцу будут становиться всё меньше. Кроме того, автор методики утверждает, что, приведя в порядок свой дом, проще упорядочить и всю свою жизнь. Не даром подзаголовок её книги «Школа флай-леди» — «Как навести порядок в доме и в жизни».
7 признаков того, что пора обновить гардероб
Самые популярные системы наведения порядка
Как ни странно, повальное увлечение тайм-менеджментом захватило не только бизнес-среду, но и обычных домохозяек. С недавнего времени женщины самых передовых взглядов активно осваивают системы грамотного планирования уборки, составляют графики, выявляют стратегически важные участки и даже учатся летать. Выясним, с чего это началось, и что грозит нарушителям домашнего порядка.
Иллюстрация: Евгения Ремизова
Где чисто
Разумно распределить время, отведенное на домашние гадости и радости, люди стремились давно. В древности, в попытках отгадать секрет чистой горницы, они придумали знаменитую пословицу о том, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Однако первой женщиной, которая к ведению хозяйства подошла серьезно и научно, стала американка Кэтрин Битчер. Аж в 1841 году она опубликовала свою книгу «Трактат о домашней экономике для молодых женщин», в которой пыталась научить дам в череде домашней рутины выкраивать время на…. нет, не на отдых, а на свое образование и общественную деятельность. В целом, популярности книга у прекрасного пола не набрала. Видимо, из-за того, что время, затраченное на уборку, прекрасно экономили горничные, а иметь активную жизненную позицию считалось моветоном.
Примерно через сто лет, в конце 1970-х годов, две девушки — Пэм Янг и Пегги Джонс — под псевдонимом «Неряшливые сестры» написали пособие «Отвлекающиеся домашние менеджеры: из свинарника к раю». А еще через двадцать лет другая активистка домашнего планирования по имени Марли Силли прочитала эту книгу и придумала свою систему flylady, чем свела с ума мир.
Хозяйки учатся летать
Смысл системы от миссис Силли заключается в том, что женщина в уборке — словно бабочка или птичка: порхает, порхает, весь мусор убирает. Дом делится на зоны — ванная, кухня, спальня и так далее. В каждой зоне делать нужно что-то одно: отдраивать унитаз, стирать шторы или начищать рабочую кухонную поверхность до блеска, коего она не знала много лет. Убираться в зонах, при этом, надо не более получаса в день, а лучше вообще сократить время до 15 минут. И для начала необходимое пространство надо как следует размусорить и освободить от хлама. Плюсуйте в систему рутинные обязанности, от которых не отвертеться. К ним относятся, например, мытье посуды, полов или застилание кровати после сна.
Например, нужно мыть вентиляционную решетку или фильтры стиральной машины. Вы знали, что в вашей стиральной машине есть фильтры?
Новшество Марли Силли было в том, что она придумала четкую систему уборки квартиры. Вышло очень просто еще и потому, что Марли предлагает женщинам не мучиться с выбором объекта для уборки и подкидывает готовые задания. Начать она рекомендует с раковины – лица дома. Нужно вымыть ее до блеска и не забывать натирать ее после каждого использования. Изобретательница метода настаивает, что сверкающая раковина постоянно вызывает у хозяйки улыбку до ушей. Какие эмоции вызывает муж, который решил среди ночи пожарить яичницу и, как водится, изгваздал всю кухню вместе с раковиной, не сообщается.
Самое удивительное, что все эти советы и указания доведут вас до тех мест, о которых вы не особо задумывались в принципе. Например, нужно мыть вентиляционную решетку или фильтры стиральной машины. Вы знали, что в вашей стиральной машине есть фильтры?
Образ порхающей бабочки вряд ли подойдет женщине работающей. Ей и так нужно тратить пару жалких часов свободного вечернего времени на приготовление ужина, проверку детских домашних заданий, мытье посуды. Где тут взять (ежедневно!) еще по 15 минут пусть даже не незначительную уборку в других комнатах? А ведь задачи предстоят серьезные: не просто пыль с тумбочки смахнуть, а постирать наматрасник или отполировать мебель.
Выбросить это немедленно
Видимо, японка по имени Мари Кондо о чем-то таком догадывалась, и в противовес идеям американок предлагает не летать как бабочка, а сразу жалить как пчела. В своем бестселлере «Магия уборки» она пропагандирует: убираемся только один раз, а потом просто поддерживаем порядок. Мари советует не делить квартиру на части, а разделить все нажитое за многие годы на группы (вещи, книги, документы, игрушки) и начать безжалостно избавляться от всего ненужного. Ни разу не надевали платье? Выбрасывайте. Не читали книгу? Несите в макулатуру. Все еще храните билеты на метро пятилетней давности? Ужас, в корзину! После чего окружите себя только тем, что радует по-настоящему. Глубоко вздохните и радуйтесь. Ах, да, не забудьте, что отныне все вещи вы храните правильно и красиво сложенными. Мари верит, что заботясь о вещах, мы передаем им позитивную энергию, а они наполняют ею дом. В общем, что-то такое вы будете объяснять своим детям, заставляя их в сотый раз развешивать одежду на плечики, а не бросать на стуле, и выкидывать упаковку от конструктора, с которой, как все мы знаем, расстаться практически невозможно.
Все по плану
Существуют и другие системы для грамотного планирования уборки. К примеру, еще одна американка Сандра Фелтон (их, видимо, больше всего волнует системная борьба с хламом) советует придумать каждой вещи свое место и хранить ее только там. Все, что места не заслуживает и постоянно валяется, где не попадя, следует отсортировать по трем коробкам. В первую положить то, что можно выбросить, во вторую – то, что можно спрятать куда-то в шкаф, в третью – то, что можно кому-то отдать. Метод Сандры получил название «анонимные лентяйки».
Немецкая система уборки Casablitzblanka (в переводе «сверкающий дом») построена по принципу «убери за собой» и отличается приличной долей бюрократии. Поел – вымой посуду. Наследил в прихожей – вымой пол. Составь подробный план уборки одной комнаты и доведи ее до блеска. Постоянно привлекай к делу своих домашних: напиши им план, пускай участвуют в деле. Еще составляй списки, планы, планы, списки и веди дневник успеха. Для особо фанатичных можно в конце квартала сдавать ежеквартальный отчет о проделанной работе. Немцы, что с них взять.
Кайдзен – метод уборки, который пришел с японских заводов Toyota (!). Его цель — не чистота, а превращение квартиру в зону комфорта. Для этого требуется: отсортировать вещи на нужные и ненужные, расположить все предметы в комнате так, как удобно вам (а не дизайнеру), минимизировать загрязнения в доме (постелить коврики в прихожей, поставить корзину для бумаг рядом с рабочим столом), ввести награды и поощрения для домашних за их стремление к уборке (лучше всего прокатит с детьми, но, кто знает, может и с мужем сработает) и, наконец, наблюдать за своими привычками и постоянно совершенствовать пространство вокруг себя.
По старому стилю
Нашим мамам и бабушкам был знаком еще один метод – генеральная уборка. Он работает тогда, когда все семейство с утра до вечера работает, учится, ходит в детский сад, встречается по вечерам и раз в неделю раскладывает по местам носки-колготки, тщательно пылесосит и моет ванну. В таком распорядке вообще не сложно выделить пару часиков в субботу на тряпки и пылесосы, а то и пропустить недельку, сославшись на то, что вид квартиры вполне приемлемый, а масштабная уборка была совсем недавно.
Порядок в доме раз и навсегда: как избавиться от хронического беспорядка, организовать пространство и начать новую жизнь
То, насколько быстро ваш дом погружается в беспорядок, по большому счету мало зависит от того, сколько времени и сил вы вкладываете в уборку. По-настоящему серьезно это зависит от двух вещей:
Соответственно, чтобы навести порядок раз и навсегда, необходимо организовать свой дом и перейти от обычной уборки к уборке системной.
Содержание
Самая актуальная информация и новые полезные материалы — в моём Инстаграме.
Тест «Мой тип уборки»
Как психолог, своим клиентам я обычно рекомендую решение любой проблемы начинать с диагностики.
Поэтому, если вы действительно хотите навести порядок раз и навсегда, в первую очередь определите начальную точку – ситуацию, в которой вы находитесь сейчас.
Для этого примерьте на себя утверждения из каждой группы вопросов.
Группа А
Группа Б
По каждой группе утверждений вы можете набрать от 0 до 10 баллов, которые отражают, насколько выражен у вас каждый тип и какой вариант вы используете сейчас.
Сколько баллов по каждой группе вопросов у вас?
Группа А – это то, что свойственно в ситуации, когда вы делаете обычную уборку.
Группа Б – то, что характерно, если вы организовали пространство и перешли к системной уборке.
Зачем вам нужен порядок? Истинный смысл настоящей уборки
Первый и самый главный вопрос, без ответа на который порядка в доме не будет никогда: зачем вам нужен порядок?
И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо задуматься о более глобальных вещах. О том, какой жизнью вы хотели бы жить.
Кто-то хочет, чтобы в жизни было много друзей, были какие-то тусовки, встречи, посиделки за чаем. И для такого человека идеальный дом – это дом, который всегда готов к приходу гостей.
А кто-то, наоборот, хочет свое уединенное местечко, где можно спрятаться от мира, расслабиться и отдохнуть.
И вот когда мы представляем свою жизнь, чем бы на самом деле хотелось заниматься, к какому образу жизни мы стремимся, тогда вырисовывается тот дом, который нам нужен.
Наш дом – это наше отражение
Дом отражает то, как мы живем, думаем, чувствуем. Как мы воспринимаем этот мир. И поэтому тут есть интересный момент: когда вы приводите в порядок свой дом, вы меняетесь внутренне.
Вы прощаетесь с прошлым, определяете свои жизненные ценности, начинаете понимать и чувствовать, что вам нужно и не нужно в вашей жизни, что по-настоящему важно.
Поэтому лучше всего начинать с того, к какому образу жизни вы стремитесь, и какой дом для этого образа жизни нужен. И если вы приводите свой дом в порядок уже после ответа на эти вопросы, то через наведение порядка еще лучше узнаете, чем вы хотите заниматься. И жизнь становится проще и интереснее.
Прежде чем навести порядок раз и навсегда и организовать по-настоящему удобное пространство, ответьте себе на эти важные вопросы:
Зачем мне нужна уборка? Какой жизнью я хочу жить?
И только после этого переходите к первой стадии создания истинного порядка – к расхламлению.
Не нарушайте эту последовательность, если не хотите увязнуть в уборке
Есть одна ошибка, которая убивает огромное количество сил и времени, и о которой я хочу вас сразу предупредить.
Никогда-никогда не пытайтесь придумывать системы хранения и организовывать пространство ДО того, как избавитесь от ненужных вещей!
Часто в жизни мы делаем совершенно по-другому. Вспомните, как многие разбирают ящички с вещами.
Схема должна быть такая: сначала расхламление, потом отмывание и только потом организация систем хранения. Не нарушайте эту последовательность, если не хотите увязнуть в уборке навсегда.
Как освободить свой дом от ненужных вещей?
Все вещи, которые у нас есть, рассказывают нашу историю. Каждая вещь – это отражение каких-то решений, которые мы принимали в прошлом. Это отражение тех событий, которые были в нашей жизни.
Поэтому разобрать вещи и навести настоящий порядок – это способ провести «инвентаризацию» в жизни и увидеть, кто вы на самом деле.
Увы. Без глобального расхламления и избавления от ненужных вещей обойтись мало кто может. Такое ощущение, что склонность копить и собирать зашита в нашем подсознании.
При этом только некоторые люди расправляются с ненужными вещами легко и с удовольствием: отдают, продают, выбрасывают… Другие подолгу держат вещи в руках, думают, вспоминают, и если таки с вещью расстаются, то буквально отрывают её от сердца.
Если вы из тех, кому избавляться от вещей сложно, вот несколько ключевых моментов.
Первое — найдите свой способ расхламления.
У обоих подходов есть свои плюсы и минусы, так что просто смотрите, что больше подойдет именно вам.
Второе — в процессе разбора завалов вам придется взять в руки каждую из вещей. И каждый раз принять решение, что с этой вещью делать. Хорошая новость в том, что чем дальше, тем проще будет.
Начинайте разбирать с простых и понятных для вас категорий вещей: одежды, косметики, посуды. Если вы начнете со старых писем и фотографий, скорее всего, вы застрянете навечно.
Главный бонус, который мы получаем при расхламлении – это свободное пространство, которого так часто не хватает в наших домах.
Помните, что свободное место появляется даже в небольшой квартирке, когда там остаются только те вещи, которые радуют. И о том, что свободное место пропадает даже в самом большом доме, если мы начинаем тащить туда все подряд.
Подробно о том, с какими сложностями вы можете столкнуться при расхламлении и как их решать, посмотрите в статье «Расхламление квартиры: как перестать жалеть старые вещи» (откроется в новом окне).
6 принципов хранения, без которых порядок невозможен
1. Стремитесь к максимальной простоте
Из-за того, что наши методы хранения слишком сложны, часто мы просто не понимаем, сколько вещей у нас есть.
Когда в доме какое-то бесконечное количество коробочек, контейнеров, шкафчиков, мы часто уже не знаем, что лежит в дальнем углу. Вещи как будто «засыпают» на полках, мы забываем о них и не используем.
Не мудрите с системами хранения. Чем проще, тем лучше.
2. Храните по категориям
Если косметика хранится в четырех разным местах, игрушки ребенка осели по чуть-чуть в разных комнатах, а бумаги скапливаются на всех горизонтальных поверхностях, порядка не будет никогда.
Чтобы избежать сложных систем хранения и вопросов о том, где место для той или иной вещи, объединяйте вещи по категориям. Можно сортировать вещи по владельцу: здесь вещи мамы, здесь вещи папы, здесь — детей, а здесь — бабушки и т.д.
Другой вариант – по предназначению: одежда, книги, посуда, канцелярия, хозяйственные средства, косметика, аптечка.
Если вещей одной категории оказывается слишком много, то тогда уже можно выделять подкатегории: по назначению, материалу, цвету и другим параметрам, которые вам покажутся удобными и логичными.
Декоративные предметы (статуэтки, подсвечники, фотографии, картины) тоже можно объединять в группы по назначению, по общей теме или по цвету и фактуре.
Бывает, что, расставленные по всему дому, они выглядят неопрятно, но если объединить такие предметы в композицию, они становятся интересным акцентом в интерьере.
Особенное внимание обращайте на всевозможные коллекции. Если вы собираете статуэтки котиков и для вас это действительно важно, для котиков должно быть в доме почетное место. Они не должны стоять в грязи и в пыли вперемешку с просроченной косметикой и ненужными бумажками.
3. Храните так, чтобы возвращать вещи на место было удобно
Многие естественным образом располагают вещи поближе к тому месту, где они используются. Но еще лучше, если вы придумаете такое место, чтобы вещи было удобно не доставать, а убирать.
Одна моя клиентка очень любит читать в кровати перед сном. Когда она идет в спальню мимо стеллажа с книгами в гостиной, ей так удобно захватить какую-то из книг. И конечно, у кровати очень скоро скапливается большая гора книг и журналов, ведь относить их в другую комнату на место крайне неудобно.
В идеале хранение должно снижать объем усилий, необходимых для того, чтобы возвращать вещь на место. И тогда порядок начинают поддерживать даже другие члены семьи, потому что это просто и естественно.
4. Вертикальное хранение
Большинство людей складывает вещи на хранение стопками.
Есть другой вариант хранения, который во многих случаях оказывается удобнее – вертикальное хранение. В этом случае вы составляете вещи вертикально, как книги на полке.
Такой вариант хранения удобен по нескольким причинам:
Поэтому, если есть возможность поставить вещи вертикально, попробуйте поставить их так. Обычно это дает массу преимуществ.
5. Деление больших пространств на секции
В большом неструктурированном пространстве бардак будет всегда, поэтому делите такие места на небольшие секции.
Это очень просто, можно использовать даже обычные коробки из-под обуви: они удобного размера, приходят к нам в дом достаточно регулярно, их легко привести в симпатичный вид, если обклеить бумагой или обернуть тканью, украсить бижутерией, которую вы уже не носите.
Тут действительно иногда нужен творческий подход, но часто даже из каких-то подручных материалов можно сделать достаточно интересные и удобные вещи.
Например, одна из участниц нашего тренинга по организации домашнего хозяйства сшила подвесную секцию для хранения из ткани и пластиковых панелей, оставшихся после ремонта.
К тому же, когда мы начинаем расхламляться, у нас появляется много вещей, которые уже нельзя применять по назначению, но выбрасывать их не хочется, потому что с ними связаны приятные воспоминания. Ищите новое применение таким вещам, чтобы они продолжали делать ваш дом уютным и комфортным.
6. Наполненность – 90%
Тут есть такой тонкий психологический момент. Когда мы начинаем избавляться от ненужных вещей, часто получается так, что после расхламления обнаруживается свободное пространство.
Например, вы разбираете забитые вещами полки в шкафу, и в результате некоторые из них оказываются полупустыми. И посреди полки одиноко стоит небольшая коробочка или лежит маленькая стопка вещей. И от этого появляется какое-то странное ощущение, что стало неуютно.
Это вполне естественное ощущение. В нашей психологии просто заложена эта потребность – заполнять пустое пространство. Если вы хотите, чтобы в доме был порядок, не оставляйте пустых пространств.
90%-ая наполненность – это наиболее удобное и стабильное состояние. Если остается слишком много места, то появляется как будто внутренний зуд: «надо чем-то заполнить». И мы начинаем или скидывать туда вещи других категорий без разбора, или тащить в дом новые вещи из той же категории, чтобы это пространство заполнить.
Это очень важное правило: любой ящик, любая полка, любая секция, любое пространство для хранения либо должно быть полностью пустым, либо должно быть заполнено на 90%.
После расхламления многие обнаруживают, что какие-то шкафы и полки становятся совершенно ненужными и можно от них избавиться, чтобы получить дополнительное свободное пространство в доме.
Наведите порядок раз и навсегда
В результате расхламления и организации пространства вы получите дом, порядок в котором будет поддерживать очень просто. Большинство вещей будут автоматически убираться на место, а ежедневная уборка начнет занимать совсем немного времени.
Но для того, чтобы поддерживать порядок было по-настоящему легко и быстро, переходите к системной уборке. Например, на уборку по системе Флай-Леди.
О том, что это за система и как она может быть вам полезна, почитайте в статье «Система уборки Флай Леди — 5 главных принципов».
Загляните ко мне в Инстаграм. Всё самое свежее и полезное там, ссылка откроется в новом окне