что такое систематика в психологии
Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор
Голубев
Современная психотерапия представляет собой, весьма разветвлённую, многообразную и при этом довольно малоструктурированную научно-практическую область, находящуюся на стыке двух больших семейств научных дисциплин — медицины и психологии. Представители обоих этих семейств по-разному определяют место психотерапии в системах своих наук. Для врачей психотерапия представляется, с одной стороны, одним из разделов психиатрии, «отвечая» за лечение психических расстройств «психологическими», т.е. немедикаментозными, нехирургическими, нефизиотерапевтическими и т.д. методами. С другой стороны, некоторые теоретики медицины рассматривают психотерапию как самостоятельную «большую» отрасль клинической медицины, стоящую в одном ряду с терапией, хирургией, физиотерапией и т.д. — иными словами, не ограничивают компетенцию психотерапии только случаями психической патологии [12, 14, 16, 17, 21, 35, 38].
Если первый подход к психотерапии можно условно обозначить как «ограничительно-психиатрический», то второй может быть назван «расширительно-клиническим». Общим для обоих «медицинских» подходов является усмотрение в психотерапии лишь собственно клинического аспекта.
Для психологов же психотерапия является одним из разделов медицинской психологии — прикладной отрасли психологической науки, «отвечающей» за психологическое обеспечение (resp. интерпретацию) лечебного процесса [12, 14, 31].
Заметим, что оба взгляда на психотерапию — и медицинский, и психологический — страдают некоторой однобокостью. Если врачи нередко обращают внимание лишь на клинико-практический (методический) аспект психотерапии, то психологи зачастую всё своё внимание сосредотачивают на аспекте теоретико-интерпретационном, игнорируя клинические реалии.
Исторические особенности развития привели к тому, что современная психотерапия состоит из множества направлений и школ, формировавшихся независимо друг от друга, иногда находясь в состоянии острой дискуссии, иногда же попросту игнорируя существование друг друга.
Разнообразие направлений и школ психотерапии порождает определённые трудности в её академическом изложении, т.к. рамки существующих учебных курсов не позволяют подробно описать все существующие направления.
В связи с этим на первый план выступает задача разработки достаточно объемлющей описательной систематики психотерапевтических школ, которая, будучи усвоенной читателем, позволила бы ему в дальнейшем, при столкновении с новым для него психотерапевтическим направлением, без особых затруднений определить его место среди других, уже известных ему направлений, черты сходства с ними и его отличия.
Существующий опыт классификаций психотерапевтических направлений, закреплённый как в медицинской, так и в психологической литературе, убеждает в том, что «плоский», «одномерный» подход к такой сложной области, как современная психотерапия, не позволяет выстроить систематику, отвечающую поставленной задаче [14, 16, 35, 38].
В связи с этим, в настоящем пособии за основу принята трёхмерная систематика психотерапевтических направлений и школ, разрабатываемая авторами и представляющая собой синтез трёх существующих «одномерных классификаций». Такая систематика задаёт трёхмерное «классификационное пространство», позволяющее без особых затруднений определить положение каждого психотерапевтического направления относительно других. При этом каждая «ось» этого пространства соответствует одному из описанных ниже оснований классификации.
В качестве первого основания классификации нами избрана теоретическая база данного направления.
Психотерапия обращается к человеческой психике. Согласно многократно обоснованным многими авторами теоретико-методологическим взглядам, всеобъемлющее научное знание о таком сверхсложном объекте, как психика человека — принципиально недостижимо. Иными словами, психологическое знание всегда остаётся лишь частичным, ограниченным, охватывающим лишь конечный набор аспектов исследуемого объекта — психики. Следовательно, в познании человеческой психики нормальной является ситуация одновременного сосуществования множества разнообразных, несовместимых между собой теоретических взглядов, по-своему описывающих свой объект [24, 60]. При этом взаимоотношения между этими теориями устроены наподобие введённого в квантовой физике «принципа дополнительности». Каждая теория в той или иной мере приближается к идеалу истинного знания, но ни одна из них не может претендовать на единственность.
В приложении к психотерапии, эта ситуация выглядит как сосуществование многих психотерапевтических направлений, основанных на разных теоретических описаниях человеческой психики.
На первый взгляд, психотерапевтические направления никак не упорядочены по первому основанию классификации, однако имеется способ их упорядочения. Таким способом может быть учёт выраженности в данной психотерапевтической концепции нозологического подхода, его «удельный вес» относительно прочих составляющих данной концепции [14, 35, 60].
В таком случае, на одном полюсе такой шкалы (его можно обозначить как «нозологический») окажется т.н. клиническая психотерапия — одно из наиболее развитых в России психотерапевтических направлений, теоретическая база которого практически полностью исчерпывается терминологией нозологической психиатрии [6, 7]. Фактически, теоретическим объектом данного направления является не человеческая психика, а психическое заболевание, со всеми присущими любому заболеванию составляющими — симптоматикой, этиологией, патогенезом и т.д.
На противоположном («антропологическом») полюсе шкалы оказывается такое психотерапевтическое направление, как недирективное консультирование по К. Роджерсу, теоретическую базу которой составляют приложенные к психотерапевтическим задачам воззрения экзистенциальной философии на природу и цель существования человека (т.е. учение философов-экзистенциалистов в области т.н. «философской антропологии», что и обусловило выбор названия для этого полюса шкалы), тогда как нозологическая терминология в теории недирективного консультирования не представлена вовсе [35, 36]. Характерно, что психотерапевты, относящиеся к данному направлению избегают даже таких «невинных» терминов, как «больной», «пациент» — человек, обратившийся за психотерапевтической помощью, именуется в рамках данного направления «клиентом», что подчёркивает его равноправие с психотерапевтом
Прочие же психотерапевтические направления могут быть размещены на данной шкале между двумя названными. Например, классический психоанализ З. Фрейда (подробнее об этом направлении говорится в следующей главе пособия) должен быть размещён достаточно близко к середине шкалы, однако с некоторым сдвигом в сторону «клинического полюса», т.к. наряду с общепсихологическими воззрениями, важную и органичную составляющую теории Фрейда составляет выстроенная по нозологическому принципу неврозология.
По второму основанию классификации психотерапевтические направления упорядочены в соответствии с целевым аспектом расстройства, к которому непосредственно адресуются психотерапевтические воздействия. Таких аспектов традиционно выделяется три: симптоматика, патогенез, этиология. В соответствии с этим психотерапевтические направления могут быть объединены в три группы: симптоматические, патогенетические и этиологические (последние нередко именуются также каузальными, т.е. «причинными») [14, 35]. Заметим, что перечисленные аспекты упорядочены по мере удаления от наличных проявлений расстройства: если симптоматика расстройства непосредственно наблюдаема, то патогенетические механизмы могут быть лишь мысленно реконструированы на основе теоретической модели психики или психического заболевания, принятой в данном психотерапевтическом направлении, а также на основе профессионального опыта и интуиции психотерапевта. Причины же заболевания нередко остаются лишь гипотетическими.
При этом следует учитывать, что в рамках конкретного психотерапевтического направления могут быть не представлены употреблённые выше нозологические термины (такие, как «этиология», «патогенез»), однако описания психотерапевтических воздействий представителями данного направления могут быть интерпретированы с употреблением данных понятий. Например, как уже говорилось, нозологическая терминология отсутствует в работах представителей недирективной психотерапии по Роджерсу, однако в качестве цели психотерапевтического воздействия усматривается устранение т.н. «неконгруэнтности», т.е. утраты клиентом внутриличностного контроля собственного поведения, которое становится жёстко подчинённым общественным стереотипам. При этом причиной неконгруэнтности считается имеющаяся в опыте клиента (прежде всего, детском) фрустрация, т.е. нехватка положительной оценки его личности со стороны окружающих. Таким образом, психотерапевтическое воздействие в рамках недирективной психотерапии по Роджерсу направлено на устранение патологического механизма, т.е. является патогенетической.
В качестве третьего основания классификации психотерапевтических направлений избраны используемые в рамках тех или иных направлений методы психотерапевтического воздействия.
Следует отметить, что разнообразие психотерапевтических методов не уступает разнообразию психотерапевтических теорий. При этом одни и те же методы могут быть использованы на основе разных теоретических взглядов и адресуются к разным аспектам расстройства, и, наоборот, разные методы могут быть использованы на одной и той же теоретической основе, а также адресоваться к одному и тому же аспекту расстройства. Например, гипнотическое внушение может быть использовано для коррекции болезненных симптомов в рамках клинической психотерапии, а может использоваться для облегчения «отреагирования психической травмы» в рамках т.н. гипноанализа — т.е. для устранения причины заболевания, описываемого в соответствии с психоаналитической теорией. В то же время, на основе психоаналитической теории используются как «традиционные» психоаналитические методы (свободное ассоциирование, анализ сновидений), так и (в рамках неопсихоаналитических направлений) игровые, гипнотические, физические и многие другие методы.
Упорядоченная классификация психотерапевтических методов — сама по себе задача чрезвычайной сложности, требующая, по всей видимости, введения нескольких оснований. Однако в случае введения такой «подклассификации», общая систематика психотерапевтических направлений приобрела бы избыточно сложную, громоздкую структуру, неудобную как в изложении, так и в усвоении. В связи с этим, в данном методическом пособии будет использована «плоская», номинативная классификация психотерапевтических методов, без какого-либо искусственного их взаимного упорядочения [14, 16, 35, 38, 41].
Таким способом могут быть выделены следующие группы методов:
Выделенные группы психотерапевтических методов должны рассматриваться как т.н. нечёткие множества, т.к. границы между группами не являются строго определёнными и конкретный метод может попадать одновременно в несколько групп, однако практически всегда возможно определить, какой именно группе он соответствует наиболее явным образом. Так, например, т.н. «прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону» по технике своего исполнения приближается к косвенным методам, т.к. представляет собой своего рода статическую (изомерическую) гимнастику, однако целью выполнения данной «гимнастики» является достижение пациентом состояния, аналогичного первой фазе гипноза (сомноленции) — следовательно, метод прогрессивной мышечной релаксации должен квалифицироваться, как относящийся к первой из названных выше групп методов, но включающий черты, характерные для последней из групп.
Заметим также, что определённые группы методов обладают некоторым сродством с определёнными теоретическими базами психотерапевтических направлений. Например, психотерапевтические направления, основанные на тех или иных вариантах условно-рефлекторной теории, чаще всего используют поведенческие методы воздействия — впрочем, известны случаи, когда на базе «ортодоксальной» теории Павлова широко применялись и методы гипнотического внушения.
Итак, нами введена трёхмерная систематика психотерапевтических направлений. Представляется, что на её основе может быть дана достаточно полная характеристика практически любого известного психотерапевтического направления, состоящая из описания его теоретической базы, целевого аспекта расстройства и основных используемых данным направлением методов.
Для более полного усвоения читателем изложенной выше систематики может использоваться следующая глава, содержащая краткие характеристики наиболее распространённых в настоящее время в России психотерапевтических направлений.
Психологические классификации
Содержание
Исторический экскурс
Логика развития классификационных гипотез в психологии
Вся история исследования человека с системно-классификационных позиций предстает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, цель которых:
1) «уловить» центральное организующее звено, своего рода мотор всей конструкции, и распределить людей, исходя из качественного своеобразия этих центральных звеньев;
«Типологический подход заключается в глобальном восприятии личности и последующем сведении многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа» (Мейли, 1960).
2) разложить психику на составляющие части, понять работу частей и создать классификацию на основе разницы в составе и качестве частей.
«Надо свести все черты характера к простейшим психическим элементам и к простейшим формам основных психологических законов, выявляя при этом природу обнаруживаемых связей» (Полан, 1894).
На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками).
Классификации различаются масштабом обобщений, степенью внутренней согласованности, классификационными основаниями и т.д.
Классификация людей и классификация психических свойств
«Как только получил общее признание тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным психологическим сущностям, а являются лишь аспектами личности или поведения, сразу же возникла необходимость выявить фундаментальные переменные, стоящие за этими чертами. Хейманс и Вирсма, а также ряд других ученых после них пытались решить эту проблему. Однако все эти исследования носили фрагментарный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор черт определялся, как правило, личным вкусом исследователя» Р.Мейли с.228
Пример развития психологии черт (этапы):
1. Выделение типов любви в виде психологических черт. В Античности была очень распространена типология видов любви, в которую входили агапе, сторге, мания, прагма, людус и эрос.
2. Каждый человек, как правило, имеет в своем арсенале все возможные типы любви, но в разной пропорции, что можно выразить профильной характеристикой с пиками и провалами.
3. Типы людей со схожими профильными характеристиками объединяются в классификацию более высокого уровня.
Пример развития психологии типов (этапы):
2. Выделение частных познавательных способностей, связанных с рациональностью и иррациональностью.
3. Создается сетка для профильной характеристики, которая характерна для рационалов и иррационалов.
Масштаб системы психологических типов
Системы взглядов о материальном и духовном мире, основанные на принципах гармонии, единых универсальных закономерностях природы и духа, имеют максимальный масштаб и упорядоченность. Все, в том числе и принцип психологической классификации, имеет математическую точность и ясность. Типология имеет подчиненную роль, она отражает естественную включенность в космическую закономерность.
Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности.
Witkin в 1954 году выделил типы людей на основе полезависимости и поленезависимости. Поленезависимые не вычленяют простую фигуру из сложного геометрического фона. Поленезависимые умеют вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона.
Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном).
В самопознании, в поиске самости, человек проходит ряд стадий. Карл Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. Первый этап индивидуации – это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное. Второй этап – осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то сможем освободиться от ее влияния. Третий этап – встреча с Анимой или Анимусом. Последняя стадия процесса индивидуации – развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.
Моделирование систем психологических типов
В моделировании психологических систем большое место занимает систематика и классификация.
В связи с развитием статистики в описании представленности признака (или типа) в социуме очень важен характер распределения признака (типа). Важно также, носят ли различия в признаках количественный или качественный характер. Для квалифицированной интерпретации практически любого исследования в области дифференциальной психологии требуется понимание определенных фундаментальных статистических понятий.
«Существуют по меньшей мере три различные теории психологических типов, описываемых психологами. Некоторые авторы до сих пор представляют типы как отдельные взаимоисключающие классы. Другие используют теорию типов как более или менее подробную теорию черт, определяя типы как полюса одного континуума, между которыми люди могут быть распределены по законам нормального распределения. Последователи третьего взгляда утверждают, что типы отличаются от черт тем, что имеют мультимодальные распределения, в которых люди группируются в определенных точках, представляя чистые типы». Stagner, 1948.
Распределение признака
Чем более фундаментальна (глубинна) психическая характеристика, тем распределение более устойчиво и не зависит от культурных особенностей. Большинство измерительных инструментов (тестов) построено так, чтобы признак мог быть пронормирован в соответствии с нормальной кривой распределения, если различия носят количественный характер. Так черты, которые входят в фундамент личности под названием Большая пятерка (Big Five) имеют нормальный характер распределения.
Пример: Экстра-интроверсия. Большинство людей имеют амбивертные характеристики по этой шкале.
Строгие множества
Если характеристики имеют не количественные, а качественные различия, то они обычно описываются в рамках строгих множеств.
Пример: Правши, левши. Глухие, слышащие. Типы в соционике.
Нестрогие множества
В психике бывает редко, что какое-либо качество устойчиво отсутствует совсем. Поэтому, в большинстве случаев, полезно в моделировании использовать нестрогие классификации, которые более точно отражают реальный характер распределения.
Пример: Эрнст Кречмер разработал классификацию характеров, на основе нестрогой классификации телосложения человека.
Комплексные модели
Более сложные и системные модели учитывают тот факт, что могут встречаться как количественные, так и качественные различия признаков, распределения этих признаков в виде ясных связей может образовывать типы, которые в свою очередь, имеют достаточно жесткое и устойчивое распределение в социуме.
Пример: Презентация модели Псикосмология в контексте общего, типологического и индивидуального.
Системные классификации
Системные классификации исходили из постулата о том, что целое не есть сумма всех частей, а есть система более высокой организации. Основание классификации часто искалось в законах функционирования космоса. Характеристики классификации: строгость (каждый попадает в один и только один класс и остается в нем всю жизнь), количество классов определяется законами космоса, психические организации есть часть более общей системы функционирования Вселенной. Примеры: Астрологическая (Египет, Вавилон, Греция, Античный мир), резонаторная (древневосточные классификации – Система 12 люй в Китае), астро-музыкальная система типов (Индия).
«Фундаментом для развития практик, известных ныне как “западная астрология”, послужила месопотамская астрология, тогда как китайская традиция стала стержнем систем так называемой “восточной астрологии”. Что же касается астрологических систем индейцев Месоамерики и друидов, то они не дошли до нашего времени в живой традиции и реконструируются лишь с той или иной степенью достоверности. Оригинальные астрологические системы, видимо, возникали и в других регионах мира, но одни из них имели узкорегиональный характер (как, например, астрология инков или самобытная яванско-балийская астрология, базирующаяся на календаре “вуку” ». Денис Куталёв. Астрология как историко-культурный феномен.
Интересное развитие эти идеи нашли в трудах Иоганна Кеплера, который по сути продолжил традиции астро-музыкальных систем, объединив физические и психические законы в теории резонанса.
«В его изложении астрология превращалась в нечто подобное физической теории резонанса: сами по себе небесные светила не оказывали влияния на судьбу человека, но душа в момент рождения человека запечатлевала углы между светилами и впоследствии особым образом реагировала на них» Ю.А. Данилов. Гармония и астрология в трудах Кеплера
Несколько иной поворот к проблемам астрологических знаний можно наблюдать в работах Карла Юнга. Астрология, по словам Юнга, – “вершина всех психологических знаний древности”, суть которых в закреплении символических конфигураций в форме коллективного бессознательного.
“Астрология, как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: “планеты” – это боги, символы власти бессознательного” [цит. по: Семира, Веташ, 1994, с. 13].
Доминирование одной из четырех познавательных функций (мышления, рациональной эмоции, ощущения или интуиции) создает основание для классификации, разработанной Карлом Юнгом («Психологические типы» Карла Юнга)на основе большого клинического опыта. Доработка типологии предпринята Аушрой Аугустиновичюте (Соционика) и Изабель Майерс-Бриггс и её матерью Кэтрин Бриггс (Типоведение).
Частные классификации
Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций: отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации.
Примеры: Социально-характерологическая (Теофраст), социально-политическая (Платон).
Одной из первых типологий человека, основанной на его смысложизненных ценностях является типология Платона, который выделял следующие типы:
1) характеризуется преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины;
2) тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;
3) олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью;
4) демократический, характерной чертой его является нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;
5) тиранический, в котором преобладают самые низшие, животные влечения.
Частные классификации часто строятся практиками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти большое количество самых разных классификаций.
Смешанные классификации
Соединением теоретических предположений и практических наработок стала хрестоматийная типология Гиппократа, который оставаясь на позициях космологов о природе человеческой души, задался вопросами строения и функционирования различных психических и физических организаций человека в социуме и создал типологию темпераментов.
Современные системные классификации связаны с именами К. Юнга, Г. Айзенка, Л.Н. Собчик, Л.Я. Дорфмана, Н.Л. Нагибиной и др. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей человека в рамках единой типологической модели. Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуальные психологические характеристики человека.
Примерами такой системной классификации могут служить Теория ведущих тенденций Собчик Л.Н., Псикосмология Нагибиной Н.Л., Концепция мета-индивидуального мира Дорфмана Л.Я.
Теория ведущих тенденций, положенная в основу методологии психодиагностического исследования, позволяет понять сложный личностный конструкт во всей его полноте. Согласно данной концепции, целостный образ личности включает в себя эмоциональную сферу, индивидуальный стиль познавательной деятельности, тип межличностного поведения, силу и направленность мотивации. Сравнительный анализ психодиагностических показателей, полученных при последовательном изучении разных уровней самосознания (бессознательное, объективное, актуально-субъективное и идеальное «Я»), обнаруживает зону внутреннего конфликта, уровень самопонимания и способность индивида к саморегуляции». Л.Н. Собчик. Психология индивидуальности. 2005, с. 15
Выбор классификационного основания
Теоретическое и осмысление и эмпирическая проверка классификационных систем психики предприняты рядом авторов ХХ века (К.Юнг, Г.Айзенк, Р. Мейли, В.С. Мерлин, Л.И. Собчик, Л.Я. Дорфман, Е.П. Ильин, Н.Л. Нагибина и др.).
Конституционные и формально-динамические характеристики как основание для классификации темпераментов
Наиболее распространены среди клинических психологов и психиатров.
Познавательные характеристики как основание для классификации
Таблица 1. Классификации на основе конкретных видов приема и переработки информации (примеры).
Классификационное основание | Интерпретация | Авторы |
---|---|---|
Аналитичные (детализирующие)/ Синтетичные (интегрирующие) | Аналитичные проявляют тенденцию воспринимать скорее отдельные части, испытывая трудности в вычленении целостной структуры и ориентируются на различие. Синтетичные воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями. | |
Мыслители / Художники | Мыслители с доминирующей второй сигнальной системой Художники с доминирующей первой сигнальной системой | Павлов, 1927 |
Объективисты / Субъективисты | Объективисты характеризуются устойчивым, узко направленным и точным восприятием. Субъективисты характеризуются более широким полем восприятия с субъективной интерпретацией, дополняющей воспринятое. | Angyal, 1948 |
Концептуальные «активные» / Перцептивные «пассивные» | Концептуальные работают рационально, формулируя гипотезы о верном решении при выполнении классификаций. Перцептивные используют метод проб и ошибок, руководствуясь непосредственным восприятием стимула. Ценностно-мотивационные характеристики как основание для классификации личностейМ. Рокич рассматривает ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности. 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. (Rokeach, 1973, с. 3)
Пример: Н. Лосский выделял три типа характеров (Лосский, 1903): 1) Чувственный тип, у которого преобладают низшие, чувственные влечения, подавляющие все высокие стремления. Люди этого типа всецело находятся под влиянием животной природы. Их «Я» не сформировано. 2) Эгоистический тип. «Я» вполне сформировано и дает окраску всем стремлениям, поступкам и чувствам. «Я» господствует у них в сознании, и они стремятся широко проявить его в своей деятельности. 3) Сверхличный тип. Эти стремления, так же, как и у первого типа, являются как бы данными извне, но источник их находится не в физических потребностях организма, а в факторах высшего порядка, как то: высших, религиозных, научных и эстетических запросах. Такие люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли, которую они признают руководительницей своих поступков. Лосский указывает, что резкую границу провести между этими типами нельзя, так как существуют промежуточные типы, представляющие собой переход от одной категории к другой. Связанные комплексы познавательных и ценностно-мотивационных характеристик как основание для классификации личностейПример: Э.Шпрангер выделяет шесть типов личности, которые увязывают познание и ценности, соотнося тип личности с познанием мира. — теоретический человек стремится к познанию, руководствуясь такими ценностями как поиск истины, интерес к критическим, рациональным подходам; — экономический человек ищет пользу в познании, познает то, что приносит пользу себе, семье, обществу; — эстетический человек стремится к гармонии, форме, стилю, соответствию ситуации; — для социального человека ценностью является любовь к людям. Человек хочет найти себя в другом, жить ради другого, стремится к всеобщей любви; — политический человек ценит власть, влияние (необязательно в политической форме); Каждому типу соответствует одна доминирующая ценность. Пример: Л.Я. Дорфман, анализируя полидетерминацию жизненного мира и позицию человека, выделяет три способа мышления в зависимости от источника детерминации (Дорфман, 1993, с. 38-43). • Социоцентристсткое мышление, в котором «конкретный жизненный мир отдельного человека поглощается всеобщим, абстрактным». • Социодеятельностное мышление, которое «обосновывает и оправдывает подчиненность активности человека интересам общества. Его бытие мыслится не просто в социальных одеждах, а в самой логике бытия социальной системы». • Антропоцентристское мышление, которое «предполагает, что человек находится в согласии со своей природой и с окружающим миром. Здесь мы имеем дело с жизненным миром свободного человека в свободном обществе, где нет места их взаимному отчуждению». Л.Я. Дорфман отмечает, что каждый из трех потоков детерминации отражает разный характер существования человека в мире, разную степень его свободы.
Современные проблемы психологических классификацийПроблемы психологических классификаций связаны с высокой сложностью и неоднозначностью психической реальности. Классифицировать материальный мир гораздо проще. В психологии мы сталкиваемся с тем, что с помощью сознания мы можем изучать сознание. Здесь открываются новые возможности, но и новые ограничения, связанные, в частности, с субъективностью и ее преодолением. Как известно, в психике человека есть осознаваемые и неосознаваемые компоненты познания. Они работают часто самостоятельно, как два разных оценщика ситуации. Поэтому, оценки с помощью проективных тестов (которые направлены на исследование бессознательного) часто вступают в противоречие с самоооценками с помощью опросников (которые апеллируют к сознанию или осознаваемому поведению). Для оценки психологического типа важно, чтобы измерительный инструмент (тест, методика) был «откалиброван» не на настоящее и актуальное, а на типичное, повторяющееся с большей вероятностью на протяжении жизни. Поэтому для типологов так важны методы, которые позволяют видеть настоящее сквозь призму всего жизненного пути личности: биографический, структурированная беседа, лонгитюдное наблюдение в естественной ситуации. Такие методы хорошо разработаны в клиническоим исследовании. В работе со здоровыми людьми они составляют, скорее, исключение. Пример: Программа исследования личности Лазурского А.Ф. Вопрос подготовки квалифицированного специалиста в области исследования и диагностики типов – самостоятельная проблема. Нужен целый комплекс знаний и умений. Важным для измерения психологического типа является умение диагноста видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоциональной, волевой) и учитывать их целостный характер, знание устойчивых вариантов этих систем, умение их сравнивать. Сравнение и оценка этих систем осложняются отсутствием проработанной методологической базы: нет единого мнения о том, что сравнивать и как оценивать. Исследователю необходимо уметь работать как с качественными, так и с количественными методами исследования эмпирической реальности, учитывать следующие факторы: СсылкиЛитератураАбульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. // Психологический журнал, 1985, т.6, №5, с.3-18. Анастази Анна. Дифференциальная психология. М., 2001. Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. Ч.4. Московский гуманитарный университет, 2003 Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В.,Нагибина Н. Л. Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. М., Книга и бизнес, 2004 Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М., 2002. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. «Питер»., 2004. Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. / Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М., 1999. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. Когнитивные стили: Тезисы Всесоюзного научного семинара. Таллин, 1986. Кречмер Э. Строение тела и характер / Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1997. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. Марутаев М.А. Гармония как закономерность природы. / Золотое сечение. М., 1990, с.130-233. Мейли Р.Структура личности / Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. Выпуск 5, М., «Прогресс», 1975. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную писхологию личности. М., 1985. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986. Модели мира. (ред. Д.А.Поспелов). М., 1997. Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства. Типологический подход. М., «МосГУ», 2005 Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч.1. М., Институт молодежи, 2000 Нагибина Н. Л., Миронычева А. В. Психология типов. Системный подход. Тело и душа. Ч.2. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002. Нагибина Н. Л., Грекова Т. Н. Психология типов. Стратегии развития. Ч.3. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002 Нейгауз Г. Искусство фортепианной игры. М., 2000 Петров В.М., Грибков В.С., Каменский В.С. Поверить гармонию. экспериментом. / Число и мысль. М., 1980. Вып.3, с.145-168. Платон. Соб.соч. в 4-х тт., Т. 1, М., 1990. Психология индивидуальных различий: Тексты. (Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова), М., 1982. Популярная психология типов Часть 1 /ред. Н. Л. Нагибиной. IIDP, Москва, 2009 Россолимо Г.И. Психологические профили. Методика. М., 1910. Семира и В. Веташ. Астрология в образах и аналогиях мира. Барнаул, 1993. Теплов Б.М., Небылицин В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, №5. Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию? (Критика «экспериментальной эстетики»). М., 1988. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1, М., 1989. Шадриков В.Д. Способности в структуре психики. / Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986.
|