что такое система скат
Транспортные перевозки пассажиров в масштабе города, района или региона напоминают движение в муравейнике, где постоянно кипит работа, которую сложно систематизировать. В таком сложном механизме устойчиво происходят сбои.
Общественный транспорт на своих маршрутах, попадая в пробки, не вовремя приезжает на остановки, в результате пассажиры нервничают, опаздывают, пишут жалобы.
Решить эту проблему была призвана компания «CSBI-Group» и «Бюджетные и Финансовые Технологии». Во взаимодействии они создали систему автоматизации процессов по обеспечению управления общественным транспортом «СКАТ». Отныне планирование маршрутов, мониторинг и управление пассажирским транспортом происходит в одном месте, куда стекается вся информация о происходящем на дороге и её анализ в реальном режиме времени. Одним из результатов, необходимых для пассажиров, данной работы системы является выдача информации на табло, находящиеся на остановке или автостанции, о задержке маршрутных транспортных средств.
Система Комплексной Автоматизации Транспорта «СКАТ» это интеллектуальная система контроля и управления маршрутных транспортных средств в основе, которой лежат навигационно-коммуникационные технологии, использующие данные систем ГЛОНАСС и GPS. Она способна упорядочить и систематизировать работу по управлению для более эффективного применения общественного транспорта, уборочной техники и информационных панелей.
Так, например, в области пассажироперевозок, автоматизированные процессы планирования работы, маршрутов и расписаний, анализа работы, формирования отчетности, контроля качества трансфера и расчета субсидий, позволяют значительно экономить денежные средства. Помимо этого в дополнение она помогает обеспечивать безопасность и регулирование дорожной ситуации.
В области использования уборочной техники «СКАТ» позволяет планировать и контролировать исполнение планов и выполнения работ по уборке и содержанию в исправном состоянии дорожных объектов; осуществлять паспортизацию и вести финансовый учет объектов дорожной инфраструктуры.
Подводя итог можно смело заявить, что использование системы «СКАТ» в дорожной инфраструктуре города это превосходное решение по обеспечению безопасности, и эффективного применения городского транспорта.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Компании «CSBI-Group» и «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) представили в октябре 2010 года программно-аппаратное решение – Систему Комплексной Автоматизации Транспорта (СКАТ), обеспечивающую автоматизацию полного цикла процессов по управлению инфраструктурой общественного транспорта – планирование маршрутов, мониторинг транспортных средств, оперативное управление, анализ результатов, бюджетирование и отчетность.
ИС СКАТ – полноценная интеллектуальная транспортная система мониторинга и управления городским пассажирским транспортом масштаба федерального округа, республики, края, области или города.
Система предназначена для координации и контроля пассажирских перевозок на уровне государственного заказчика в трехуровневой модели управления: государственный орган управления – организатор перевозок – перевозчики.
ИС СКАТ базируется на современных навигационно-коммуникационных технологиях и использует данные глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
Пользователи СКАТ – все ключевые структуры, участвующие в процессе управления транспортным комплексом на местах: сотрудники министерств (департаментов/комитетов) в структуре органов исполнительной власти, отвечающих за функционирование транспортного комплекса, государственные и коммерческие компании-перевозчики, сервисные центры по обслуживанию бортового оборудования, пользователи единой информационно-справочной системы по маршрутам, расписаниям, транспортным средствам, точки продаж проездных карт (билетов) и банковские структуры.
СКАТ централизованно решает следующие задачи:
Выгоды от внедрения СКАТ:
Внедрение СКАТ позволяет создать целостную систему управления транспортным комплексом региона/муниципального образования, координировать работы различных служб, предприятий и организаций, способствует повышению качества транспортного обслуживания населения, обеспечивает экономию бюджетных средств и повышение эффективности эксплуатации транспортного комплекса региона/муниципального образования. За счет создания централизованной системы информационного обеспечения управления транспортом с использованием системы ГЛОНАСС внедрение СКАТ позволяет обеспечить безопасность пассажироперевозок.
Пример внедрения системы СКАТ Информационная система была разработана, установлена и введена в эксплуатацию в Санкт-Петербургском Государственном Казенном Учреждении «Организатор перевозок» в 2008-2012 гг. Система полностью автоматизирует контроль и управление наземными пассажирскими перевозками в Санкт-Петербурге, включая водный муниципальный пассажирский транспорт (аквабусы).
СКАТ в Санкт-Петербурге:
Функционирует транспортный интернет-портал для жителей и гостей Санкт-Петербурга http://transport.orgp.spb.ru.
В настоящее время система управления городскими наземными перевозками Санкт-Петербурга – уникальная в Российской Федерации и крупнейшая в стране система управления общественным транспортом.
В мае 2012 г. по итогам I Всероссийского конкурса «Лучшие ИТ-проекты общественного сектора России» ИС СКАТ признана лучшей в Российской Федерации в номинации «Лучший ИТ-проект в сфере управления общественным транспортом». Конкурс был проведён при поддержке Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации.
Иные сферы применения
Городской транспорт под контролем СКАТ
В мае 2012 г. по итогам I Всероссийского конкурса «Лучшие ИТ-проекты общественного сектора России», проходившего при поддержке Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ, автоматизированная система управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ), реализованная на базе платформы СКАТ, победила в номинации «Лучший ИТ-проект в сфере управления общественным транспортом». Сейчас под управлением решений по мониторингу городского пассажирского транспорта на базе СКАТ «живут» два крупнейших города России: Санкт-Петербург и Москва.
Технические сведения
СКАТ представляет собой высокопроизводительный программный комплекс, выполненный на платформе Java EE. Особенностью решения компании CSBI является гибкое использование как проприетарных, так и OpenSource-компонент. Так, в качестве СУБД для хранения геоданных, полученных от бортового оборудования (БО), установленного на подвижном составе, используется Oracle 11R2, в то же время для представления геообъектов используется платформа mapserver и карта города от OpenStreetMap. Само приложение исполняется под управлением сервера JBOSS 6.
В качестве навигационно-коммуникационной базы СКАТ используются технологии ГЛОНАСС/GPS. При использовании СКАТ не требуется производить замену систем, стоящих у перевозчиков. Они могут использовать существующие системы для решения собственных задач, а тем временем СКАТ объединяет геоданные с БО любых производителей. Оборудование, установленное на ТС, выходит в Интернет посредством GPRS и удаленно подключается к серверу по известному заранее IP-адресу.
Алексей Макеенков, генеральный директор Группы компаний CSBI:
«Мы создали самую масштабную в России информационную систему управления наземным пассажирским транспортом. Общеизвестно, что обеспеченность Санкт-Петербурга и Москвы подземным транспортом значительно ниже, чем европейских столиц с многомиллионным населением. Например, на два с небольшим миллиона жителей Парижа приходится свыше 300 станций подземки, в Лондоне с населением в 7,5 млн действует метро в 275 станций, а в пятнадцатимиллионной Москве метрополитен насчитывает чуть более 300 станций, в Петербурге же на 4,6 млн жителей приходится всего 65 станций. Таким образом, основная часть населения двух российских столиц передвигается наземным транспортом, работа которого остро нуждается в современном управлении».
Назначение СКАТ
Система предназначена для координации и централизованного контроля пассажирских перевозок на уровне государственного заказчика в трехуровневой модели управления: государственный орган управления–>организатор перевозок–>перевозчики.
СКАТ централизованно решает следующие задачи:
Одновременно под управлением СКАТ может находиться более 10 тыс. транспортных средств.
Преимущества СКАТ
Регулирование рынка транспортных услуг
Инфраструктура АСУ ГПТ, Санкт-Петербург
Большинству заказчиков на оперативном и стратегическом уровне важна возможность не только контроля и управления, а в том числе и регулирования транспортных услуг. За счет возможности ведения единой статистической базы, централизованного управления оборудованием и отслеживания реальной транспортной работы решения, реализованные на платформе СКАТ, позволяют осуществлять контроль за всеми перевозчиками мегаполиса и исполнением ими своих обязательств.
Оценка эффективности маршрутов движения
Единая база данных ИС СКАТ позволяет накапливать и анализировать данные любой степени сложности, начиная от треков движения, скоростей транспортных средств и заканчивая данными от сопутствующего оборудования, например системы электронной оплаты проезда.
Обеспечение контроля и безопасности на пассажирском транспорте
Решение СКАТ интегрируется с городскими системами видеонаблюдения: дорожными камерами и камерами, установленными внутри транспортных средств. Бортовое оборудование обеспечивает двунаправленный канал связи «водитель — диспетчер» и оперативную передачу сигнала нажатой «красной кнопки». Также возможна установка иных датчиков — дыма, реагирования на взрывчатые вещества и т. п.
Отдельно следует отметить такую функцию, как поиск свидетелей правонарушений и иных событий за счет возможности поиска всех ТС, подключенных к системе, которые были в заданном квадрате в заданный временной интервал.
Наиболее важный показатель для организатора перевозок — возможность экономии бюджета и расчета реальной транспортной работы компаний-перевозчиков. Решение СКАТ способно удовлетворить эту потребность.
Высокая социальная значимость
СКАТ предлагает ряд социальных сервисов, таких как портал для пассажиров с рядом важных функций и возможностями подписок; мобильные приложения; информационные табло на остановках, которые предназначены для оперативного информирования пассажиров общественного городского транспорта о расписании, маршрутах, перевозчиках, времени прибытия транспорта в режиме реального времени, а также различных городских новостях, услугах, событиях и полезных объектах.
Санкт-Петербург является вторым по численности населения городом России и одним из крупнейших в Европе. Он обладает разветвленной системой общественного транспорта, включающей автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, а также речные суда. В общей сложности все виды городского транспорта перевозят более 1 млрд пассажиров в год.
СКАТ в Северной столице
Внедрение СКАТ было начато в Санкт-Петербурге в 2008 г. и стало крупнейшим в России проектом по автоматизации общественного транспорта на уровне государственного заказчика. Система зарегистрирована в Едином реестре информационных ресурсов и информационных систем Санкт-Петербурга и имеет РНИС № 1555/13/06 от 22.07.2013.
АСУ ГПТ в Санкт-Петербурге:
• охватывает свыше 4 тыс. единиц транспорта
17 компаний-перевозчиков;
• контролирует более 700 городских транспортных маршрутов;
• осуществляется порядка 800 тыс. рейсов в месяц;
• регистрируется в среднем около 5 млн поездок в день,
а за последний год было перевезено 627 млн пассажиров;
• 1,3 млрд руб. уже сэкономлено на субсидиях благодаря СКАТ.
Предпосылки и старт проекта
К 2008 г. стало ясно, что городу необходимо радикально изменить систему управления транспортом. До этого времени в Санкт-Петербурге была выстроена двухуровневая административная структура управления, где исполнительный уровень был представлен перевозчиками, а стратегический — городским Комитетом по транспорту. С каждым годом объемы субсидирования перевозчиков за перевозку льготников все увеличивались, а качество обслуживания пассажиров вызывало многочисленные нарекания. Стало понятно, что такая система является малоэффективной. Требовалось введение среднего уровня, который аккумулировал бы организационные и управленческие задачи по пассажирским перевозкам. В итоге был дан старт проекта по созданию новой системы управления городским транспортом.
В Комитете по транспорту Правительства Санкт-Петербурга функционирует единый диспетчерский центр на 55 рабочих мест, оснащенный современным компьютерным оборудованием. Система также поддерживает 450 удаленных рабочих мест, реализованных по технологии «тонкого клиента».
Проект начался с того, что были приняты нормативно-правовые акты, преобразующие систему управления транспортом из двухуровневой в трехуровневую. Звеном между Комитетом по транспорту и перевозчиками стало Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение (СПб ГКУ) «Организатор перевозок», на которое были возложены все организационные функции и большинство управленческих задач. В итоге весь транспортный комплекс мегаполиса оказался в одних руках, в то время как в других городах России это далеко не всегда так, что приводит к большому количеству всевозможных издержек.
Интеграция всех приложений в единое информационное пространство
Одной из первостепенных задач СПб ГКУ «Организатор перевозок» поставило создание единой системы мониторинга и управления городским транспортом. С внедрением новой модели управления перевозками с включением среднего, организационного уровня стало понятно, что получившаяся структура нуждается в совершенно иных программных и аппаратных комплексах, нежели предлагал рынок телематики на 2008 г. А именно: все поставщики предлагали решения уровня компаний-перевозчиков или автопарковых предприятий, но никак не решение уровня мегаполиса, решающего комплексные задачи по всей наземной сети общественного пассажирского транспорта. На предварительной стадии были рассмотрены решения, предлагаемые более чем 30 российскими и зарубежными компаниями. В конкурсе принимали участие разработки, представленные как лидерами рынка, так и нишевыми компаниями. Группа компаний CSBI выиграла этот конкурс, представив систему комплексной автоматизации транспорта, отвечающую ключевым требованиям СПб ГКУ. В отличие от альтернативных решений, была предложена вертикально интегрированная система, то есть изначально разрабатываемая для решения задач тактического и стратегического уровней управления.
Начало работы
В I квартале 2010 г. в Центре автоматизированной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (Центр АСУ ГППТ) Санкт-Петербурга СКАТ приступила к «боевому дежурству». Также система полностью автоматизирует управление наземными пассажирскими перевозками в Санкт-Петербурге, включая водный пассажирский транспорт (аквабусы).
Итоги
Такой проект, как создание и внедрение интеллектуальной информационной транспортной системы СКАТ, подводит технологический и инновационный фундамент для реализации социальной политики города, развития социальных сервисов для жителей и гостей Санкт-Петербурга.
По данным на май 2012 г., на 11% сократилось количество обращений граждан с жалобами на работу общественного транспорта.
За какие нарушения штрафует радар Скат, принцип работы
В стране растет число и разновидность камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Все они призваны снизить аварийность и травматизм на дорогах, а главное — сохранить жизни людей. Достичь цели помогает страх автовладельцев быть оштрафованными. Относительно недавно, с 2018–2019 гг., армия радаров пополнилась камерой Скат. Выпускается петербургской компанией «Оливия», которая специализируется на производстве комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Кроме превышения скорости, Скат легко заметит движение по обочине (что часто практикуют водители в крупных городах), зафиксирует факт нарушения и отправит сведения в ЦАФАП.
Что собой представляет система Скат
Камера Скат — это современный автоматический многоцелевой радарный модуль. Предназначен для работы в стационарном или передвижном режиме. (Во втором случае устанавливается на треногу.) Оборудован антивандальной защитой. Скомпонован в форме прямоугольного моноблока с козырьком, похожего на скворечник. В составе устройства следующие элементы:
Питание осуществляется от стационарной линии электропередач 220 В, также от аккумулятора (литиевый/свинцовый) или солнечной панели. Вы можете встретить радар Скат в любом субъекте РФ, так как диапазон его рабочих температур составляет от –40 °C до +50 °C.
Особенности камер и принцип работы
Радарный комплекс Скат может быть установлен стационарно — на столб уличного освещения или ферменную конструкцию, а также мобильно размещен на треноге. В первом случае модели называются «Скат-С», а во втором — «Скат-П». (Есть еще модель «Скат ПП» для пешеходных переходов.) Стационарные камеры предусмотрены для работы в двух положениях:
А мобильный комплекс размещается исключительно на обочине, на расстоянии до 5 метров от края дороги.
Система Скат работает по распространенному среди КФН принципу: вычисляет скорость движения ТС по двум фотоснимкам: «на старте» отрезка пути и «на финише». Компьютер определяет расстояние (S) между точками фиксации А — Б и время (t), которое было затрачено ТС на его преодоление. Затем рассчитывает скорость (V) движения путем деления расстояния на время (V = S : t). В результате, если она превышает скорость, установленную на данном участке автодороги, сведения о нарушении пересылаются в ЦАФАП ГИБДД, где инспектор утверждает или не утверждает сгенерированное в автоматическом режиме постановление о штрафе.
Возможности комплекса
Камера фотовидеофиксации имеет много положительных отзывов от пользователей. Она достаточно надежная и неприхотливая в обслуживании. Вместе с этим, комплекс Скат впечатляет перечнем своих возможностей:
Учитывая многоцелевые возможности и принцип работы камеры Скат, оператор может настроить под себя любую тактику наблюдения за дорогой.
Что фиксируют камеры Скат
Система Скат предназначена для работы на дорогах с 3-полосным движением в одну сторону на городских и загородных шоссе. Здесь она фиксирует:
Иногда Скат может дважды оштрафовать водителя за одно и то же нарушение.
Два штрафа за одно нарушение
Факт двойного штрафа сам по себе странный. Тем не менее, есть прецедент. Водитель автомобиля Land Cruiser с прицепом двигался в Подмосковье, превышая скоростной режим на 40 км (100 км/ч вместо положенных 60 км/ч). Его заметил Скат. Скорость машины камера зафиксировала как положено, 100 км, а вот прицеп, который ехал позади машины, через 0,253 сек был зарегистрирован комплексом КФН на скоростной отметке 87 км/ч. (Разница с авто 13 км/ч.) В итоге собственник получил две квитанции. На оба постановления он подал жалобы. В результате разбирательств автовладелец признал 1 штраф на машину, а другой ГИБДД отменила.
Вырезка из интервью с экспертом:
Технические характеристики КФН Скат
Параметры | Показатели |
---|---|
Рабочая частота излучения, ГГц | 24,15 ± 0,1 |
Диапазон измерений скорости движения ТС, км/ч | от 5 до 250 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС, км/ч | ± 2 |
Диапазон измерений расстояния от ИС до ТС, м | от 5 до 50 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния от ИС до ТС, м | ±1 |
Диапазон измерений угла на ТС | ± 20° |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений угла на ТС | ± 2° |
Диапазон измеряемых горизонтальных проекций расстояния от ИС до ТС, м | от 3 до 48 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений горизонтальных проекций расстояния от ИС до ТС, м | ± 1,25 |
Отклонение времени ИС от национальной шкалы координированного времени UTC (SU), не более, мс | ± 10 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности определения географических координат места установки ИС, м | ± 10 |
Напряжение питания постоянного тока, В | 12 (+4/–1,5) |
Мощность потребления при номинальном напряжении питания, не более, Вт | 100 |
Рабочие условия применения | Температура окружающего воздуха: от –40 до +50 C |
Относительная влажность воздуха при 35 °С, % | 95 |
Атмосферное давление, мм рт. ст. | 630 до 800 |
Средний срок службы, лет | 6 |
Средняя наработка на отказ, ч | 35000 |
Масса, не более, кг | 8 |
Длина | 210 |
Ширина | 250 |
Высота | 305 |
Источник: ООО «Оливия»
Радарный комплекс Скат — многофункциональный измеритель скорости для многополосных шоссе. Устанавливается стационарно или мобильно. Имеет прекрасные технические характеристики. Известен тем, что дважды оштрафовал нарушителя скорости авто с прицепом. Поэтому внимательно перепроверяйте постановление до уплаты штрафа, быть может, найдете ошибку и отмените наказание.
Принцип работы комплекса Скат, фиксируемые нарушения
Одной из наиболее распространенных на территории России камер фиксации является «Скат». Выпускается она петербургской компанией «Оливия», которая специализируется на производстве комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Кроме того, есть камеры на полосу (узнать, что это, можно по ссылке). Если Вы столкнулись с необходимостью в понимании принципа работы данной камеры, определении запечатляемых ею фрагментов, а также обозначении мест, где можно встретить радар, продолжайте читать. Именно об этом мы поговорим в нашей статье.
Что фиксируют камеры «Скат»
Рассматриваемый комплекс «Скат» позволяет контролировать 3 разнонаправленные полосы и запечатляет следующие действия:
Внимание. Предельная скорость фиксации транспортных средств составляет 250 км/ч.
Особенности камер и принцип работы
К функциональным характеристикам камеры фиксации «Скат» относятся:
Подробно о радаре «Стрелка» мы рассказывали в этой статье.
Справка. Система также позволяет автоматически определять координаты места установки радара по спутникам и синхронизируется со шкалой всемирного координирования времени.
Различаются 3 вида комплекса:
Данное устройство также является камерой для контроля скорости.
Принцип работы радарного комплекса довольно прост: скорость и факт нарушения определяются по фотоснимкам с помощью несложных математических вычислений. Система дважды фотографирует одно и то же транспортное средство. Между точками фиксации определяется расстояние и время, которое было затрачено на его преодоление. Затем вычисляется скорость движения путем деления расстояния на время, и, если она превышает установленную, данные пересылаются в ГИБДД для формирования штрафа. Но некоторые водители используют глушилки против камер ГИБДД.
Где можно встретить радары «Скат» в России
Справка. Массовое использование фиксаторов дорожных нарушений «Скат» началось в 2017 году на территории Подмосковья.
В 2019 году аппараты «Скат» повсеместно распространены на территории Москвы и Санкт-Петербурга и прилежащих к этим городам областях (преимущественно на территории населенных пунктов вдоль трасс, где действует ограничение скорости до 40–60 километров в час). Установка данной камеры также была зафиксирована в Псковской области, но это единичный случай.