что такое система персонажей

Что такое система персонажей и как ею пользоваться?

Многие пособия по писательскому мастерству (книги, семинары, курсы) рекомендуют сначала найти интересного персонажа, вокруг которого потом будет строиться «кольцо» из других персонажей – антагониста, союзников, героев второго плана. То есть, на характер главного героя насаживаются все второстепенные персонажи.

На самом деле это одна из самых больших ошибок, которую может допустить писатель. Потому что такой подход неорганичный по своей сути. Все равно что новорождённому подбирать родителей, друзей и недругов в соответствии с тем, как он выглядит в первые минуты своей жизни.

Правильный подход – это единая система персонажей в произведении, которую писатель рассматривает ещё на этапе планирования.

Как построить систему?

Система персонажей в романе строится, исходя из главной идеи (темы, главного высказывания произведения), что выглядит вполне органично.

Например, главная тема – религия, поиск Бога. Писатель отталкивается от этой темы и выбирает персонажей, которые по-разному смотрят на веру: атеиста, глубоко верующего, сомневающегося и безразличного к религии человека. Каждый из персонажей транслирует заданную тему, но по-своему. Это и есть органичная система!

Не нужно сначала придумывать главного героя, а затем всё строить вокруг него.

что такое система персонажей. Смотреть фото что такое система персонажей. Смотреть картинку что такое система персонажей. Картинка про что такое система персонажей. Фото что такое система персонажей

Это и есть единая система, включающая ключевых персонажей. Дальше автор решает, с кем из них ему интереснее работать? В ком больше потенциал для развития?

В приведённом выше примере потенциал больше у человека, сомневающегося в существовании Бога. В нём легче всего проследить сдвиг характера (от сомнений к вере или, наоборот, к атеизму) и дать в конце моральный выбор. Это и будет главный герой. Исходя из этого сразу проявляются принципы антагонизма. Ему противостоит как верующий, так и атеист. А союзником может стать лицо с индифферентными взглядами на религию.

А если «плясать» от главного героя искусственно, выбирая его без учёта темы, всё будет выстраиваться автором интуитивно и ситуативно – чаще плохо, как показывает практика.

Алгоритм построения системы:

О сюжетных функциях

А начинать проработку системы нужно с понятия «сюжетные функции».

У каждого персонажа в сюжете/произведении помимо характера, взгляда на главную тему есть чёткая и понятная функция. То есть, как именно он будет помогать сюжетной махине выстраиваться в логичную схему.

Таких функций шесть (по другим источникам четыре: антагонист, союзник, главный герой, любовник):

Идеальная схема выглядит так:

Противник – человек, больше других препятствующий ГГ идти к поставленной цели. Он может быть неявным. Или действующим из лучших побуждений.

На заметку: не нужно делать так, чтобы противник просто мешал! Идеальный вариант противостояния – это одинаковые с ГГ устремления. То есть, конфликт интересов, постоянный, напряжённый и непрекращающийся.

Взаимоотношения героя и антагониста всегда выводятся на первый уровень в сюжете.

Основное заблуждение в этой сюжетной линии – явная ненависть главного персонажа к противнику. Хотя это встречается в классической литературе, нужно отметить, что у классиков в начале произведения ГГ не испытывает ненависти, как и антагонист. Их взаимоотношения (и взаимная неприязнь) развиваются постепенно, по мере нарастания конфликта. Антагонист «давит» на основной недостаток ГГ.

Иногда в одном персонаже сочетается и союзник, и противник.

Союзник – тот, кто помогает главному персонажу. Обычно он имеет те же ценности и взгляды, но гипертрофированные или подчёркивающие недостатки ГГ (здесь бывает по-разному). У него есть собственные интересы, но цель с ГГ примерно одна и та же. Это важный момент.

Мнимый союзник – персонаж, который пытается показаться другом, но на самом деле противостоит ГГ. Его присутствие придаёт конфликту напряжённости. И самое главное – это приводит к интересным сюжетным поворотам. Узнать, что друг ГГ на всём протяжении романа на самом деле был врагом для читателя большая неожиданность.

Мнимый союзник всегда находится между ГГ и антагонистом (чаще всего работает на антагониста). Но контактируя с ГГ он постепенно проникается к нему сочувствием, что приводит в конце к сложному моральному выбору: встать на сторону героя или выбрать противника. Это будет ещё один сдвиг характера в произведении помимо трансформации характера главного героя, что позитивно воспринимается читателями.

Мнимый противник – лицо, сражающееся против, но на деле пытающее помочь ГГ. Это более сложная типология, чем мнимый союзник. Он всегда находится в открытой конфронтации. Однако действует на благо ГГ.

Герой второго плана – не одно и то же, что ГГ второй сюжетной линии! Это персонаж, прописанный на методе сравнения с ГГ (у них схожие жизненные ситуации, цели, взгляды на проблему). Его функция – выделить ключевые особенности ГГ за счет сравнения двух сюжетных линий, углубить характер героя.

Несколько героев

Если есть несколько параллельных сюжетных линий, например, две (что встречается чаще всего) для них выстраивается своя система образов персонажей, со своими антагонистом и ГГ, союзниками.

В рамках каждой сюжетной линии в начале мы видим только одного героя. Эти линии могут пересекаться, а герои взаимодействовать. В этом случае бывает трудно выделить, кто из них действительно главный. Затем линии вновь расходятся и ГГ снова действуют поодиночке, в рамках своей сюжетной линии, то есть, в произведении присутствует сразу два ГГ.

Источник

Определение понятия система персонажей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Система персонажей – это отношения и взаимосвязи между персонажами, которые относятся к композиции произведения.

Понятие системы персонажей

Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом.

Система персонажей является важнейшим аспектом композиции. Она является компонентом содержательной формы и выполняет две функции – содержательную и конструктивную. Система – это такая общность элементов, где целое больше суммы всех частей. Персонажная сфера, как и любая другая система, характеризуется через составные элементы (персонажей) и структуру.

Персонаж или литературный герой – это действующее лицо художественного произведения.

Система персонажей, как правило, рассматривается с двух точек зрения:

Элементы системы персонажей

Система персонажей, как и любая другая система, имеет элементы и структуру. Выделяют несколько категорий персонажей:

Главные персонажи являются центральными действующими лицами, обладают самостоятельными характерами и имеют прямую связь со всеми уровнями содержания художественного произведения.

Второстепенные персонажи также принимают достаточно активное участие в сюжете. Они имеют собственный характер, однако им уделяется гораздо меньше авторского внимания. Основная функция второстепенных персонажей – способствовать наиболее полному раскрытию образов главных персонажей.

Готовые работы на аналогичную тему

Эпизодические персонажи появляются в одном-двух эпизодах сюжета. Такие персонажи часто не обладают собственным характером и стоят на периферии авторского внимания. Основная функция таких персонажей заключается в том, чтобы в нужный момент давать толчок сюжетному действию либо оттенять те или иные качества главных или второстепенных персонажей.

Также в системе персонажей произведения существуют и внесценические персонажи. Это действующие лица, о которых идет речь, но при этом они не принимают участия в действии (например, в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» такими персонажами являются княгиня Марья Алексеевна, Максим Петрович, дядя Фамусова).

При изучении системы персонажей произведения необходимо выяснить, по каким параметрам выделяется категория персонажей. Таких параметров всего два. Во-первых, это степень участия персонажей в сюжете и объем текста, который отводится рассматриваемому персонажу. Во-вторых, это степень значимости персонажа для раскрытия сторон художественного содержания произведения. В большинстве случаев указанные параметры совпадают. Например, в произведении «Отцы и дети» Базаров является главным героем по обоим параметрам, Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий Одинцов – по обоим параметрам персонажи второстепенные, а Кукушкина и ситников – эпизодические.

Однако есть случаи, когда автор на второстепенный, а порой и эпизодический, персонаж возлагает большую содержательную нагрузку. Например, в произведении А. С. Пушкина «капитанская дочка» императрица Екатерина является эпизодическим персонажем. Однако этот образ имеет первостепенное значение для проблематики повести и его идеи, так как без него ключевая идея произведения – идея милосердия – не получила бы полного композиционного и смыслового завершения.

В некоторых случаях вопрос о разделении действующих лиц на категории совершенно теряет какой-либо содержательный смысл. Например, в композиции произведения Гоголя «Мертвые души» эпизодические персонажи от главных отличаются не качественно, а количественно, то есть не по степени авторского интереса, а по объему изображения. В произведении большое количество персонажей, ряд фигур (таких как Дядя Митяй и дядя Миняй, Мижуев, Поцелуев, Дробяжкин, поручик из Рязани, Фетинья и т.д.) не дают никаких толчков развитию сюжетного действия и никаким образом не характеризуют главного героя – Чичикова. Детализация этих образов избыточна, но этот избыток не является неумением автора строить сюжет. Наоборот, это очень тонкий композиционный прием с помощью которого классик создал особую установку. Он не просто показал образы отдельно взятых людей, он показал нечто гораздо более значительное и широкое – образ народа, населения, нации, и даже мира.

Структура системы персонажей

Точного ответа на вопрос, сколько персонажей необходимо, не существует. Каждый автор сталкивается с вопросом – а все ли изображаемые герои обязательны и не оказалось ли среди них избыточных персонажей? Для образования системы персонажей необходимо минимум два субъекта. Как вариант, можно использовать прием раздвоения героя (например, Семен Семенович из произведения «Случаи» Хармса в очках и без очков.

Максимальное число персонажей в произведении не ограничено. Например, в «Человеческой комедии» О. де Бальзака около двух тысяч персонажей.

Персонажи в произведении должны взаимодействовать между собой.

Таким образом, система персонажей – это взаимосвязи между действующими лицами произведения. важнейшим свойство системы персонажей является иерархичность. Персонаж в большинстве случае находится в точке пересечения трех линий:

Эти три линии и находящиеся в них персонажи создают иерархическую структуру системы.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 05 12 2021

Источник

Система персонажей. Виды персонажей в художественных произведениях

что такое система персонажей. Смотреть фото что такое система персонажей. Смотреть картинку что такое система персонажей. Картинка про что такое система персонажей. Фото что такое система персонажейСуществует целая система персонажей, которые различаются по своим характеристикам и ролям в художественном произведении.
В этой системе различные виды персонажей могут переплетаться друг с другом самым непредсказуемым образом: все персонажи могут соотноситься с каждым, а каждый – со всеми.

Система персонажей

Типы связей между персонажами:

В результате в произведении между персонажами возникает целая система параллелей и противопоставлений.

В системе персонажей есть персонажи:

Виды персонажей

Герой произведения/протагонист. Так называют главное действующее лицо литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и чувств. Как синоним, сегодня часто используют слово протагонист (в пер. с греч. «первый», «борец») – главный герой, т.е. тоже означает «главное действующее лицо».

Антигерой. Тип литературного героя, который занимает в художественном произведении центральное место, но не пользуется авторскими симпатиями, антипод героя. Да, он не наделен героическими качествами, а иногда и вовсе действует сомнительно, а то и весьма отрицательно, но он тоже может быть именно в центре повествования.

Антагонист – персонаж какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту на пути к достижению его целей. Это яростный противник главного героя, соперник, в большинстве случаев – а иногда и вовсе злодей. Антагонистом может стать не только персонаж, но и силы природы, традиции, законы общественной жизни («Старик и море» Хемингуэя, «Гроза» Островского).

Автор. Образом-персонажем перед читателями может предстать автор (как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Автор также может быть представлен как рассказчик (рассказ «Бежин луг» И.Тургенева) и как нейтральный повествователь (М. Е. Салтыков-Щедрин, сказки).

Роль рассказчика автор может передать персонажу. Так, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» историю Печорина и Бэлы герою-рассказчику и читателям поведал штабс-капитан Максим Максимыч, а о честных контрабандистах, событиях повести «Княжна Мери», истории Вулича рассказал главный персонаж романа, Григорий Печорин.

Антропоморфные персонажи. Это растения, животные, природные стихии, роботы, фантастические существа, вещи (например, сказочная избушка на курьих ножках). В таких жанрах художественных произведений, как сказка, баллада, басня, научная фантастика, анималистическая литература они вероятны или обязательны.

Собирательные персонажи. Прообраз – хор в античной драме. С 19-20 веков в сюжеты вводятся массовые сцены: например, толпа в «Соборе Парижской богоматери» Виктора Гюго, базар в «Чреве Парижа» Эмиля Золя, рабочая слободка в романе Максима Горького «Мать», «старухи», «соседи», «гости», «пьяницы» в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека»; толпа на площади в нескольких сценах «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, свидетельствующая о мнении народном и его выражающая.

что такое система персонажей. Смотреть фото что такое система персонажей. Смотреть картинку что такое система персонажей. Картинка про что такое система персонажей. Фото что такое система персонажей

Внесценические персонажи. Или упоминаемые. Об них подробно говорим здесь:

Есть произведения, где внесценический герой является главным. Так, в пьесе М. Булгакова «Александр Пушкин (Последние дни)» действие происходит после гибели поэта.

По воспоминаниям Е.С. Булгаковой, В.В. Вересаев сначала «был ошеломлен, что М.А. решил писать пьесу без Пушкина (иначе будет вульгарной), но, подумав, согласился».

Символичным может быть ожидание героя или героини, которые так и не появляются (Таньчора в повести В. Распутина «Последний срок»).

Заимствованные персонажи. Как теперь говорят, «раскрученных» персонажей берут из произведений других писателей. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина).

В современной массовой литературе распространен жанр римейка: известный читателю герой, имя которого стало нарицательным, вводится в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет. Заимствование в таком случае показывает условность искусства и способствует лаконизму текста, т.к. читатель уже знает героев, автору не надо характеризовать их.

Примеры: Молчалин в цикле Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности»; Чичиков, Ноздрев и др. герои «Мертвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова. В «Евгении Онегине» на именины Татьяны приезжают

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов…

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком.

Как вам, конечно, он знаком…

И становятся понятны строки из письма Татьяны: «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не понимает…». Ее одиночество – одиночество романтической героини, которое помогают понять ожившие герои «Недоросля» и озорной поэмы «Опасный сосед» (литературный «отец» Буянова – В.Л. Пушкин).

Персонажи-двойники. Их фантомное существование порождает раздвоенность сознания героя: традиция имеет глубокие корни в мифологии и религии. Таковы спутник главного героя в «Повести о Савве Грудцыне», тень в «Приключениях Петера Шлемиля» А.Шамиссо, черт Ивана Карамазова у Достоевского, черный монах в одноименном рассказе Чехова. Не менее условен древний мотив превращения, метаморфозы героя («Человек-невидимка» Г. Уэллса, «Клоп» В. Маяковского, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Заводной апельсин» Э.Берджеса).

Разнообразие видов персонажей показывает: нечеловеческие персонажи выступают носителями нравственных, т. е. человеческих, качеств; существование собирательных героев выявляет интерес писателей к общему в разных лицах. В центре внимания художественной литературы всегда человек, в первую очередь, как социальная личность.

Переработано. Основная информация — отсюда:

Предлагаю также прочесть:

Если публикация «Система персонажей. Виды персонажей в литературных произведениях» была полезной, делитесь ею в соцсетях с друзьями!

Источник

Система персонажей: шпаргалка для писателей

что такое система персонажей. Смотреть фото что такое система персонажей. Смотреть картинку что такое система персонажей. Картинка про что такое система персонажей. Фото что такое система персонажей

Как сделать так, чтобы в книге не было лишних героев? Как сделать так, чтобы они не тормозили историю, а двигали ее вперед? Как сделать так, чтобы герои отличались, а не были клонами? Ответ прост: система персонажей. Каждое действующее лицо должно занимать свое место в книге, и от этого места зависят его взгляды, цели и желания. Сегодня я хочу поделиться разработанной лично мной шпаргалкой для писателей, которая поможет тебе создать интересную историю. Скачивай ее и обязательно читай ниже об особенностях ее использования.

что такое система персонажей. Смотреть фото что такое система персонажей. Смотреть картинку что такое система персонажей. Картинка про что такое система персонажей. Фото что такое система персонажей

что такое система персонажей. Смотреть фото что такое система персонажей. Смотреть картинку что такое система персонажей. Картинка про что такое система персонажей. Фото что такое система персонажей

Шпаргалка по системе персонажей: как использовать

Поначалу с этой шпаргалкой может быть непросто разобраться, поэтому я решила объяснить, что и зачем в нее добавила. Действуй следующим образом:

Обрати внимание, что у всех персонажей повторяется один и тот же вопрос: в чем их истина. У каждого должен быть свой ответ на этот вопрос, но он должен быть связан с темой произведения. И не забывай прописывать всем цель: персонажи не должны существовать просто для декораций.

что такое система персонажей. Смотреть фото что такое система персонажей. Смотреть картинку что такое система персонажей. Картинка про что такое система персонажей. Фото что такое система персонажей

Краткая характеристика каждой роли

Если ты все еще не понимаешь, кто все эти люди, распишу для тебя их роли. Система персонажей обычно подразумевает наличие таких героев:

Главный герой — это самое понятное. Про него мы пишем, с ним идентифицируется читатель.

Антагонист — тоже не вызывает вопросов. Мешает главному герою в достижении цели.

Второй антагонист — не обязателен, но может добавить напряжения. Его можно использовать в подсюжете или же ввести в качестве сюжетного поворота. Например, как более могущественного соперника.

Второй союзник — аналогично, может стать героем подсюжета или добавить динамики сюжету.

Наставник — персонаж, который помогает главному герою. Обычно знает и умеет то, чему главному персонажу еще предстоит научиться. Не обязательно седобородый старец, это может быть просто смелая лучшая подруга.

Шут-трикстер — герой, который постоянно шутит и не воспринимает все происходящее всерьез. Особенно хорошо, если ты сможешь раскрыть какое-то трагическое событие в его прошлом, чтобы образ не был слишком плоским.

Возлюбленный (-ая) — нужны для романтического подсюжета или для основного сюжета в любовной истории. Старайся показывать их полноценными личностями со своими увлечениями и сильными сторонами. Иначе этот образ будет картонным и неинтересным.

Оборотень — притворяется союзником героя, а потом предает его. Или наоборот, внезапно переходит на его сторону. Используется для сюжетных поворотов, поэтому его намерения нужно хорошо прятать.

Как я уже сказала раньше, не обязательно героев должно быть девять. Ты можешь сделать хоть троих, но постарайся в этом случае соединить в одном персонаже несколько ролей. Эта шпаргалка поможет тебе понять, нет ли в твоей книге лишних людей, которые тормозят историю, ну а их правдоподобность и многомерность зависит только от тебя.

Источник

Что такое система персонажей

Это тот, кто якобы помогает герою, но на самом деле с самого начала работает против него. Заметьте, очень важно, что ложный союзник именно с самого начала играет против героя, то есть не переходит на сторону зла внезапно, а с первых строк строит козни исподтишка. Чаще всего это обаятельный и приятный герой, раскрывающийся в кульминации или в осевом эпизоде. Часто такой персонаж в кульминации раскаивается и переходит на сторону главного героя.

В «Гарри Поттере и Кубке огня» это Барти Крауч (младший), выдававший себя за Аластора Грюма.

Задача этого персонажа — решить ту же проблему, что и главный герой, но в меньших масштабах. Этим автор подчеркивает тему и идею романа.

Такой прием часто используется в детективах: главный герой расследует убийство из-за мести, а герой второго плана ищет пропавшую вещь, которую кто-то спрятал тоже из-за мести. Часто героем второго плана выступает хороший знакомый следователя, который то и дело отвлекает его от основного расследования собственными проблемами.

Давайте закрепим теорию на примере романа Дэна Брауна «Инферно», в нём, на мой взгляд, очень ярко представлена система персонажей и четко прослеживаются роли.

Тема романа — перенаселение планеты. Идея — если мы не начнем контролировать рождаемость, цивилизация погибнет.

Главный герой, Роберт Лэнгдон, осознанно отказался от семьи.

Его союзница, эпидемиолог Элизабет Сински, мечтала о детях, но оказалась бесплодна.

Антагонист, ученый Зобрист, полагает, что нужно искусственно сокращать население. Но не за счет войн и убийств, а с помощью вируса, который стерилизует треть населения Земли.

И, наконец, ложный союзник, Сиена Брукс, придерживается той же точки зрения, что и главный антагонист.

Интересно, что Дэн Браун ввел дополнительно персонажа-статиста, тоже отражающего идею. Это беременная смотрительница музея, она выбирает продолжение рода.

На пути ему встречаются определенные персонажи. Вам необязательно вводить в роман каждого, более того, один персонаж может выполнять несколько ролей. Однако тут есть где развернуться.

Итак, кого же встречает герой, отправившийся в путешествие.

В романе Дэна Брауна, эпидемиолог Элизабет Сински, которую мы определили как союзницу, выступи в роли Женщины в образе богини. А ложная союзница, Сиена Брукс, — это обманщица.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *