что такое система энергетического менеджмента пао транснефть
Официальный сайт ООО «Транснефтьэнерго»
ОГРН 1057747096990
ИНН 7703552167
Две сервисные организации ПАО «Транснефть» успешно прошли аудиты системы энергетического менеджмента
Службой энергоэффективности ООО «Транснефтьэнерго» была оказана методологическая помощь сервисным организациям системы «Транснефть» (ОСТ) в разработке документации системы энергетического менеджмента (СЭнМ), а также консультационное сопровождение по внедрению СЭнМ.
Так, в текущем году успешно прошли сертификацию СЭнМ Томский завод электроприводов (АО «ТОМЗЭЛ») и АО «Связьтранснефть». Организации впервые получили сертификаты соответствия систем энергетического менеджмента международному стандарту ISO 50001. Данный стандарт устанавливает требования к СЭнМ, действующей в ПАО «Транснефть» с 2012 года. Аудит проводила международная организация DQS.
ООО «Транснефтьэнерго» осуществляет организацию и проведение внутренних и сопровождение внешних аудитов СЭнМ. На данный момент 19 ОСТ получили сертификаты соответствия требованиям международного стандарта ISO 50001.
В целях совершенствования данного процесса ООО «Транснефтьэнерго» в 2017 году доработало автоматизированную систему ведомственного энергонадзора (АС СВЭН) и создало корпоративный ресурс «Электронная библиотека СЭнМ», позволяющий получать общий доступ к документации СЭнМ и описанию внедрения энергоэффективных решений в ОСТ.
В соответствии с планом мероприятий по внедрению СЭнМ в сервисных ОСТ до конца 2017 года планируется сертификация еще трех сервисных организаций: АО «Транснефть Нефтяные Насосы», АО «Транснефть – Терминал», ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис».
ООО «Транснефтьэнерго» оказывает услуги по поставке электроэнергии промышленным потребителям на всей территории Российской Федерации с эффективностью, превосходящей услуги собственной энергосбытовой организации клиента за счет автоматизации бизнес-процессов. Общество предоставляет понятную для клиента аналитику с любой детализацией проведенных расчетов, дает возможность самостоятельного управления затратами на электроэнергию.
Политика в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности
Политика ПАО «Транснефть» в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности
ПАО «Транснефть», являясь ключевым элементом энергетической отрасли Российской Федерации и обеспечивая конечные результаты ее деятельности, определяет своим высшими и неизменными приоритетами охрану жизни и здоровья работников, повышение уровня энергоэффективности, обеспечение требований промышленной безопасности и охрану окружающей среды.
ПАО «Транснефть», в полной мере осознавая масштаб и технологическую сложность своей деятельности, развивает магистральный трубопроводный транспорт и проводит работы таким образом, чтобы предотвратить угрозы производственного травматизма, возникновения аварий на опасных производственных объектах, причинения вреда окружающей среде и обеспечивает рациональное использование потребляемых топливно-энергетических ресурсов.
Принципы ПАО «Транснефть» в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности:
Обязательства ПАО «Транснефть» в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности:
Для соблюдения указанных принципов ПАО «Транснефть» ставит перед собой следующие цели и задачи:
Соблюдение данных положений ПАО «Транснефть» считает залогом оптимального сочетания интересов Компании с социально-экономическими потребностями общества в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности.
Что такое система энергетического менеджмента пао транснефть
Пресс-служба ПАО «Транснефть»
+7 (495) 950-88-83
transneft@ak.transneft.ru
На фотографии, слева направо: Михаэль Дрексель (генеральный директор DQS Holding GmbH, президент IQNet),
Павел Александрович Ревель-Муроз (вице-президент )
ОАО «АК «Транснефть» – первая крупная компания в России, сертифицированная в области энергетического менеджмента по международному стандарту ISO 50001:2011.
Сегодня в центральном офисе ОАО «АК «Транснефть» состоялось вручение Сертификата соответствия системы энергетического менеджмента требованиям международного стандарта ISO 50001:2011 по итогам сертификационного аудита 16 организаций системы ОАО «АК «Транснефть» (ОСТ) и ОАО «АК «Транснефть».
Сертификат был торжественно передан вице-президенту АО «АК «Транснефть» Павлу Ревель‑Мурозу руководителем сертификационного органа генеральным директором DQS Holding GmbH, президентом IQNet, Михаэлем Дрекселем.
В ходе церемонии вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Павел Ревель-Муроз отметил, что: «Компания уделяет вопросам энергосбережения первоочередное внимание. Это связано с высокой энергоемкостью наших технологических процессов: потребление электроэнергии объектами системы ОАО «АК «Транснефть» составляет около 1,3% от общего энергопотребления в стране. Подтверждение же того, что существующая система энергосбережения полностью соответствует лучшим бизнес-практикам, отраженным в международном стандарте ISO 50001:2011, создаёт дополнительную систему гарантий для всех заинтересованных сторон в том, что во всех аспектах потребления энергии осуществляется эффективное управление компанией».
Представитель сертификационного органа Михаэль Дрексель в свою очередь заявил: «ОАО «АК «Транснефть» – первая крупная компания в России, которая получила сертификат на всю систему энергоменеджмента, включающую не только управляющую функцию со стороны аппарата управления компании, но и полную технологическую цепочку, состоящую из 13 магистральных нефтепроводов и 3 портов».
Обеспечение единого подхода к процессам внедрения осуществлялось ООО «Транснефтьэнерго». В процессе внутреннего аудита было задействовано около 100 внутренних аудиторов из числа сотрудников ОСТ. Получение сертификата по итогам сертификационного аудита – это заслуженная оценка готовности энергоменеджмента ОСТ к работе по мировым стандартам.
ISO 50001:2011 – международный стандарт, устанавливающий требования к системе энергосбережения в организациях. Применяется для целей сертификации во всём мире.
Справочно:
1. ОАО «Сибнефтепровод»
3. ООО «Балтнефтепровод»
4. ООО «Востокнефтепровод»
5. ООО «Дальнефтепровод»
6. ОАО «Черномортранснефть»
8. ОАО «Центрсибнефтепровод»
9. ОАО «Транссибнефть»
10. ОАО «Уралсибнефтепровод»
11. ОАО «Верхневолжскнефтепровод»
12. ОАО «Северо-Западные МН»
13. ООО «Спецморнефтепорт Приморск»
14. ООО «Спецморнефтепорт Усть-Луга»
15. ОАО «Приволжскнефтепровод»
16. ООО «Спецморнефтепорт Козьмино»
По результатам проведенных аудитов было выдано 17 сертификатов соответствия требованиям ISO 50001:2011.
«Управление, организация и контроль приема, транспортировки, хранения и отгрузки нефти и продуктов её переработки, управление эксплуатацией, проектированием, строительством и реконструкцией объектов магистрального трубопроводного транспорта»
«Организация и осуществление транспортировки по системе магистральных трубопроводов нефти и продуктов её переработки, эксплуатация, проектирование, управление строительством и реконструкцией объектов магистрального трубопроводного транспорта»
«Организация и осуществление приема, транспортировки, хранения и отгрузки в танкеры нефти и продуктов её переработки, эксплуатация, проектирование, управление строительством и реконструкцией объектов магистрального трубопроводного транспорта»
Энергоменеджмент в КТК: цели, задачи, тактика
Энергоэффективность производства играет все более важную роль в работе современных предприятий. С 2017 года КТК поставил цель организовать четкий контроль за потреблением энергоресурсов и управление энергоэффективностью транспортировки нефти.
Энергоэффективность производства играет все более важную роль в работе современных предприятий. С 2017 года КТК поставил цель организовать четкий контроль за потреблением энергоресурсов и управление энергоэффективностью транспортировки нефти. О том что делается в этом направлении, мы расспросили главного энергетика Елену Глыбину и руководителя группы по технологическим расчетам Алексея Иванина.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
До 2017 года все решения о режимах нефтеперекачки принимались коммерческим отделом на основе статистики ранее реализованных режимов. В условиях возросших объемов транспортировки нефти не всегда эти режимы оказывались самыми оптимальными, в том числе в плане энергосбережения и энергоэффективности. Но для того, чтобы это оценить, требовалась соответствующая методология. Разработка данной методологии, а также инструментов контроля затрат на энергоресурсы была поручена группе главного энергетика и группе технологических расчетов.
— Перед нами была поставлена задача создать методологию, позволяющую четко определять, какое количество ресурсов — включенных насосов, запущенных газовых турбин, вводимой присадки — требуется для достижения оптимальных режимов транспортировки нефти. Также было необходимо разработать количественные показатели, которые бы помогали нам все это оценивать. Отдельной задачей было выстраивание коммуникации группы технологических расчетов и группы главного энергетика с коммерческим отделом, непосредственно обеспечивающим рекомендуемые режимы, — рассказывает Алексей Иванин.
ОБЩАЯ ЗАДАЧА
Первые полгода коммуникация шла довольно сложно в связи с разным пониманием процесса управления режимами, и тогда по предложению только что пришедшего в КТК представителя Exxon Mobile Джерона Херпелса была организовала группа по энергоэффективности, куда вошли все заинтересованные стороны. Группа объединила специалистов в рамках дискуссионного стола.
Определением энергоэффективности по ISO 50001:2011 является соотношение между результатом работы предприятия и потребленной энергией, поступившей на вход. В связи с тем, что в КТК основные энергетические затраты являются комбинацией трех видов энергоресурсов (электроэнергия, газовое топливо и АФП), критерием энергоэффективности считается не только поддержание оптимального КПД насосов на НПС, но и учет экономической составляющей затрат на все три вида
энергоресурсов, то есть поддержание максимального КПД насосов на НПС не всегда экономически оправданно с точки зрения совокупных затрат на транспортировку.
На регулярной основе они начали собираться и обсуждать пути достижения общей цели — создание системы планирования и реализации энергоэффективных режимов транспортировки нефти.
— Эта деятельность всех увлекла, и на протяжении года мы вышли на то плато, когда все процессы работают четко, между участниками полное взаимопонимание, каждое подразделение прекрасно осознает свои задачи на пути к общей цели. В итоге в 2018 году благодаря правильному планированию и выбору наиболее оптимальных режимов транспортировки при увеличении объема нефтеперекачки на 10,5% нам удалось сохранить удельные финансовые затраты на энергопотребление на уровне 2017 года — 1,1 долл. США на 1000 т/км транспортированной нефти, что, несомненно, является очень хорошим результатом, — с удовлетворением отмечает Алексей.
Свой вклад в это достижение внесли и региональные подразделения КТК. Он заключался в надежной эксплуатации объектов, в готовности и доступности основного технологического оборудования и установок ввода присадки, что позволило группе технологических расчетов и коммерческой службе реализовать самые энергоэффективные режимы транспортировки. Мои собеседники отметили четкость взаимодействия между специалистами московского офиса и специалистами региональных подразделений, которые заблаговременно информируют о плановых и внеплановых ситуациях, существенно влияющих на режимы транспортировки нефти. Это позволило производить корректировку планов потребления энергоресурсов, тем самым минимизируя затраты на приобретение электроэнергии.
В УСЛОВИЯХ РЫНКА
— Как сказывается постоянно растущая стоимость энергоресурсов на показателях энергоэффективности? — интересуюсь у Елены Глыбиной.
— Этот фактор у нас управляемый, стараемся на него влиять, работая над снижением стоимости энергоресурсов для нашей компании. В частности, группа МТО провела большую работу по оптимизации стоимости присадки и газа для КТК в 2018 году. В условиях работы на оптовом рынке электроэнергии, при тщательном планировании режимов транспортировки нефти, нам удается добиваться дисконта по потреблению электроэнергии и, соответственно, наилучшего тарифа на нее. Мы стремимся максимально управлять этими факторами и держать их на максимально возможном низком значении. Так, например, в Калмыкии оказалось более выгодно уйти с оптового рынка к производителю электроэнергии на розничном рынке, благодаря чему в прошлом году было сэкономлено порядка 700 тыс. долл. США. А в Казахстане с 1 апреля 2018 года мы вышли на оптовый рынок электроэнергии двумя новыми станциями — А-НПС-3А и НПС-4, что также позволило сэкономить на этом виде энергоресурсов порядка 1 млн долл. США. Таким образом, наша задача — максимально использовать рыночные реалии в интересах компании, и мы делаем все, что в наших силах, — отмечает Елена Глыбина.
ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ — более широкое понятие относительно понятия «Энергоэффективность» и затрагивает все сферы деятельности компании. Система энергоменеджмента в первую очередь нацелена на разработку инструментов управления энергозатратами компании, то есть постановку измеримых целей и показателей, разработку системы мониторинга данных показателей, разработку процедур и привлечения персонала компании к провозглашаемой политике, а также способов мотивации.
— Имеются ли какие-то отличия в подходах к повышению энергоэффективности на объектах КТК в России и Казахстане?
— Нефтепровод не делится по региональному принципу, поскольку труба — это единая гидравлическая система, — поясняет Алексей Иванин. — Все объекты — типовые, и консолидирующие группы, которые отвечают за планирование, за отчетность, ведут свою деятельность в рамках всего нефтепровода. Также унифицированы и являются типовыми в применении для всех регионов любые решения, касающиеся энергоэффективности и энергосбережения. То есть если мы планируем предусмотреть в рамках энергосбережения какие-либо новые материалы или оборудование, то это будет сделано на всех объектах системы.
ФОРМУЛА УСПЕХА
— Можно ли в общих чертах рассказать о том, что такое энергоэффективность в разрезе КТК и как на практике происходит выбор оптимальных режимов транспортировки нефти?
— В системе энергоменеджмента энергоэффективность — это количественное соотношение между результатом работы и потребленной энергией, которая подается на вход для выполнения этой работы, — поясняет Алексей Иванин. — Так как в КТК самым энергоемким оборудованием являются магистральные насосы, наша задача состоит в том, чтобы обеспечить их работу в наиболее оптимальной зоне, тем самым снизив затраты на входную энергию и получив при этом максимальную выполненную работу. КТК — уникальная компания в том смысле, что у нас применяются различные виды энергоресурсов: электроэнергия, газовое топливо и АФП. Антифрикционная присадка является условным энергоресурсом, но ее применение позволяет снизить затраты на электричество и газ. От классических нефтетранспортных компаний мы отличаемся тем, что нам приходится учитывать все три фактора в совокупности.
— Какое соотношение трех видов энергоресурсов наиболее оптимально для КТК?
— Это определяется индексом рентабельности режима транспортировки, который мы внедрили в рамках группы по энергоэффективности. Он показывает, сколько долларов будет получено за транспортировку в виде тарифной выручки, при вложении одного доллара в эти три вида ресурсов. Эта чисто алгебраическая формула позволяет оценить, какой режим является наиболее эффективным, и применить его в реальных условиях транспортировки определенного объема нефти. В этот индекс входят как физические, так и экономические показатели энергоэффективности, он учитывает соотношение различных комбинаций применяемых энергоресурсов. Если можно где-то отключить один насосный агрегат и при этом немного увеличить объем потребляемой присадки, выйдя тем самым на индекс с наибольшим значением получаемой прибыли, мы рекомендуем данный режим коммерческой службе, и она реализует его на практике.
Для КТК важным фактором является значительная неравномерность поставок сырья в систему. Данный фактор серьезно влияет на индекс рентабельности и на общую энергоэффективность транспортировки. Поэтому мы организуем планирование так называемым коротким плечом. То есть, заблаговременно узнав о факте сверхпоставки или недопоставки, мы корректируем наши планы в соответствии с разработанной методологией, по индексу рентабельности, с учетом новых условий, — посвящает в тонкости Алексей Иванин.
ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ
— Используется ли опыт акционеров КТК в выстраивании политики энергоэффективности компании?
— Учитывается не только опыт акционеров, но и лучшие практики отрасли, — отвечает Алексей Иванин. — Так, с 2016 года Консорциум входит в состав наблюдателей Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН), созданной акционером КТК — ПАО «Транснефть». В настоящее время в МАТН входят ПАО «Транснефть», ООО «НИИ Транснефть», АО «Меро ЧР», АО «Транспетрол», ОАО «МОЛ», АО «КазТрансОйл», АО «КТК-Р», а также китайская компания CNPC. В рамках данной организации проводится ежегодное бенчмаркинговое исследование энергоэффективности работы каждого участника и обсуждение результатов на совместных съездах. Участие КТК в деятельности МАТН позволяет перенимать лучшие практики отрасли и оценивать свой уровень работы в области энергоэффективности на фоне крупнейших нефтетранспортных компаний.
ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ
Совершенствование показателей энергоэффективности — это, по сути, бесконечный процесс. В настоящее время в КТК идет внедрение системы энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001:2011. Основную работу по внедрению системы энергоменеджмента взяла на себя группа главного энергетика как держателя стандарта.
— Согласно требованиям международного стандарта, у нас принята соответствующая политика компании, разработаны методики проведения расчетов, проведено много другой подготовительной работы, — комментирует Елена Глыбина. — Надеемся, что этим летом мы успешно пройдем международный сертификационный аудит. Деятельность предприятия в рамках стандарта ISO 50001:2011 значительно повышает имидж предприятия. Это серьезный гуманитарный акт, так как следование стандарту способствует положительным изменениям непростой экологической ситуации в мире. Эффективное использование энергоресурсов позволяет нам снижать генерацию электроэнергии и, соответственно, уменьшать воздействие на окружающую среду и бороться с парниковым эффектом на планете.
Главная стратегическая цель КТК в области энергетического менеджмента — постоянное повышение энергетической эффективности деятельности предприятия как неотъемлемой части бизнеса и вклада в устойчивое развитие общества.
Для реализации этой цели необходимо обеспечить:
— постоянное улучшение энергетических результатов работы КТК;
— строгое соблюдение норм законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— закупку энергоэффективного оборудования, продукции и услуг и внедрение проектов, направленных на улучшение энергетических результатов;
— построение в рамках портала КТК открытых онлайн-систем бизнес-аналитики для информационного обеспечения всех интересующихся сотрудников КТК;
— систематизацию оценки потребления энергоресурсов — введение целевых показателей и базовых линий, с их периодической переоценкой и мониторингом тренда достижений этих показателей;
— вовлечение персонала в работу по экономии энергетических ресурсов предприятия;
— внедрение и постоянное совершенствование системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями ISO 50001:2011.
Елена Глыбина, Главный энергетик КТК:
«Эффективное использование энергоресурсов позволяет нам снижать генерацию электроэнергии и, соответственно, уменьшать воздействие на окружающую среду и бороться с парниковым эффектом на планете».
Алексей Иванин, руководитель группы по технологическим расчетам КТК:
«Перед нами была поставлена задача создать методологию, позволяющую четко определять, какое количество ресурсов — включенных насосов, запущенных газовых турбин, вводимой присадки — требуется для достижения оптимальных режимов транспортировки нефти».
АО «Транснефть – Север»
Политика ПАО «Транснефть» в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности
Политика ПАО «Транснефть» в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности
ПАО «Транснефть», являясь ключевым элементом энергетической отрасли Российской Федерации и обеспечивая конечные результаты ее деятельности, определяет своим высшими и неизменными приоритетами охрану жизни и здоровья работников, повышение уровня энергоэффективности, обеспечение требований промышленной безопасности и охрану окружающей среды.
ПАО «Транснефть», в полной мере осознавая масштаб и технологическую сложность своей деятельности, развивает магистральный трубопроводный транспорт и проводит работы таким образом, чтобы предотвратить угрозы производственного травматизма, возникновения аварий на опасных производственных объектах, причинения вреда окружающей среде и обеспечивает рациональное использование потребляемых топливно-энергетических ресурсов.
Принципы ПАО «Транснефть» в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности:
Обязательства ПАО «Транснефть» в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности:
Для соблюдения указанных принципов ПАО «Транснефть» ставит перед собой следующие цели и задачи:
Соблюдение данных положений ПАО «Транснефть» считает залогом оптимального сочетания интересов Компании с социально-экономическими потребностями общества в области охраны труда, энергоэффективности, промышленной и экологической безопасности.
Введена в действие приказом ПАО «Транснефть» от 07.12.2017 № 209