что такое система caged
Аккордовая система CAGED
Человек, который начал осваивать гитару и уже знает с десяток аккордов, рано или поздно задаётся вопросом: что такое CAGED? Если говорить простыми словами, то CAGED — это пять аккордов, с которыми знакомы наверное все, кто когда — либо пытался освоить гитару!
Но лучше попробуйте взглянуть на эти пять букв не просто как на аккорды, а как на формы аккордов, которые мы можем перемещать по всему грифу. К примеру, берём аккорд С и смещаем его на один тон вверх, получаем аккорд D, построенный в аккордовой форме C (при этом не забываем перемещать на тон и ноты на открытых струнах, в данной аккордовой форме это 1-я и 3-я струны).
И всё это можно проделать с любой аккордовой формой и в мажоре, и в миноре!
На примере аккорда C мы посмотрим, как один аккорд можно построить в пяти разных аккордовых формах.
R — это 1-я ступень (тоника), в нашем случае нота C (до)
3 — 3-я ступень
5 — 5-я ступень
Ниже мы разместим 5 аккордовых форм в миноре и в мажоре.
Мажорные формы
Минорные формы
Некоторые из этих форм удобнее, чем другие — всем нравятся формы Е и А, а вот форму G многие стараются обойти стороной, так как она не очень удобная. Тем не менее, очень важно знать все пять форм, чтобы пользоваться системой CAGED.
«Достоинства метода CAGED с точки зрения игры аккордов очевидны, но и это ещё не всё. С точки зрения соло эти формы полезны тем, что они показывают, где находятся аккордовые звуки. Таким образом, если вы наложите эти формы на аппликатуру гаммы, то это добавит мелодичности вашей аппликатуре. Всё это станет более понятно, в применении к самой распространенной гамме в словаре рок-гитары: минорной пентатонике.»© Guthrie Govan
Cистема CAGED
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 02.03.2015 · Обновлено 06.07.2019
CAGED — это система, которая основывается на базовых формах открытых аккордов С (До), A (Ля), G (Соль), E (Ми) и D (Ре).
Аппликатуры аккордовых форм CAGED
Посмотрим на аппликатуры мажорных и минорных форм CAGED.
Мажорные формы выглядят так:
Минорные формы выглядят так:
Вы наверняка встречались с некоторыми из этих форм, а возможно даже знаете их все. Некоторые из этих форм удобнее, чем другие. Всем нравятся формы E (Em) или A (Am) — их прижимать легко, а вот формы типа G (Gm) — прижимать довольно не удобно. Тем не менее, очень важно знать каждую из этих форм, чтобы пользоваться системой CAGED.
Чёрными точками выделена тоника. Она очень важна! Обратите внимание что форма C (Сm), делит тонику на пятой струне с формой A (Am), форма A (Am), делит тонику на третей струне с формой G (Gm) и т.д. Вот таким образом, эти пять аккордовых форм, позволят вам играть любой мажорный или минорный аккорд в любой части грифа.
Практика
В примере представленным ниже указаны все возможные ноты До-мажорного трезвучия на грифе. Если вы рассмотрите каждую секцию по очереди, то поймёте, как работает система CAGED и каким образом формы аккордов связаны друг с другом.
Давайте познакомимся по ближе с данным подходом и опробуем его на практике. Возьмём I, IV и V аккорды гаммы До-мажор и сыграем их по всему грифу.
Выглядит это так:
Советы
Я надеюсь вы подчеркнули для себя достоинства метода CAGED, но это ещё не всё! Если посмотреть с точки зрения соло и игры гамм, то данный подход полезен тем, что он наглядно показывает где находятся аккордовые звуки. Таким образом если вы наложите эти формы на аппликатуру гамм, то это добавит мелодичности вашей аппликатуре. Это станет более понятно для вас в применении к самой популярной гамме среди рок-гитары: минорной пентатонике см. Импровизация на гитаре.
комментария 2
Вы пишите:
Обратите внимание что форма C (Сm), делит тонику на пятой струне с формой A (Am), … и т.д.
Ничего там не делит! Нота С на 5 ладу — это нота D и это не тоника ДО и вообще не входит в трезвучие До мажора! И даже тоники до мажора нет!
А в форме А на пятой струне вообще ничего нет! Как и тоники нет в форме А.
Так что с чем вы сравниваете! И как же тут можно что-то понять!
Так там и не написано, что тонику делит именно на 5-м ладу.
На 5-й струне, а это 3-й лад, а если брать ещё выше по грифу именно на пятой струне, то на 15-м ладу.
Система CAGED (минор)
Форма До это одна из тех минорных форм, которую обычно никто не знает, именно поэтому играйте ее наиболее интересно. Потому что играя аккорд в такой форме, вы часто звучите интересно, вы звучите так, как никто не звучит. Форма До-Минор выглядит вот так, нота Ми на 4 струне и уезжает на полтона вниз. Соответственно это форма «Cm» т.е До-Минор.
Следующий аккорд был у нас Ре и он становится Ре-Минор, следующий аккорд Ми и он становится Ми-Минор, следующая форма Соль это форма достаточно хитрая она становится Соль-Минором и у неё просто нота Си уезжает на полтона вниз. Последняя форма Ля, но это аккорд Ля-Минор.
Если сыграть минорные аккорды, заполняя октавную сетку точно так же, как и мажорные, но с учётом вот этой ноты, которая съезжает вниз.
Это позволяет нам думать про гриф как про целую палитру, если мы представим, что мы художники и хотим что-то нарисовать, чтобы сказать то, что мы желаем слушателю нашей музыкой. И чем больше мы знаем про нашу «палитру», и чем глубже мы понимаем как она устроена и как она работает, тем проще нам выразить себя в нашей музыке. Поэтому даже если это требует каких-то сильных умственных усилий на данный момент, имеет смысл этот этап пройти, чтобы потом играть и звучать лучше чем сейчас!
Система CAGED (мажор)
Сегодня поговорим про аккордовые формы, и про то как их можно использовать! Для того, чтобы хорошо понять, что я буду сегодня рассказывать, имеет смысл выучить ноты на 5, 6 струнах, и понять как от них строить октавы и октавную сетку.
Теперь представим октавную сетку от ноты До. Таким образом получается что 5 аккордовых форм, которые будут склеиваться при помощи октавной сетки в один такой длинный пробег по грифу.
Все эти формы представляют собой аккорд До-мажор.
Любой аккорд можно взять в пяти базовых формах на грифе в разных местах. Научившись делать это, можно очень интересно и очень здорово представлять себе гриф и, зная только гармонию от песни, понимать куда на грифе можно двигаться, и как его можно использовать. Это, в буквальном смысле слова, развязывает руки, дает очень интересную свободу мышления, потому что ты перестаёшь быть привязан к какой то конкретной точке на грифе, и можешь обыгрывать отдельный аккорд где угодно.
Первая базовая форма это До.
Следующая аккордовая форма это форма Ля. У неё тоника находится на 5 струне и дублируется на 2.
Последняя форма это Ре. Про неё хочется сказать отдельно и чуть подробнее. Форма Ре тоника находится на 4 струне, а дублируется на 2 струне (отмечено красными кругами), т.е. это октава. Про ноту Фа-диез первой струны мы поговорим отдельно. Так как на гитаре шесть струн и первая струна равна шестой, но через две октавы, т.е на шестой струне, будет тоже Фа-диез, но на 2 октавы ниже. Можно любую ноту с первой струны переносить на шестую струну. Таким образом этот аккорд Ре можем сыграть перенеся Фа-диез на шестую струну, очень часто эта фишка работает и может быть очень полезна, чтобы передвинуть аккордовую форму!
Если сыграть октавы от ноты До вверх, то у каждой октавы существует только один способ того как я могу её заполнить. Что я имею ввиду, когда говорю заполнить. Если берем октаву 1-3 ладов в неё можно вписать только аккорд по форме До, либо мажорный либо минорный. Только форма До вписывается в эту октаву, в следующую октаву вписывается только форма Ля, в следующую форму вписывается только форма Соль, в следующую только форма Ми, а в следующую только форма Ре.
Это достаточно популярная американская система видения грифа и его представления. Которую затем можно очень хорошо и интересно расширить. Если поверх каждой из этих пяти октав представлять правильную пентатонику и правильную форму гаммы, то, в принципе, практически ничего больше учить не надо, и это очень хорошие новости. Потому что не так то уж и много информации нужно выучить, чтобы уметь выражать свое видение музыки. Чтобы использовать гитару как инструмент, как возможность что-то сказать, как возможность выразить себя, и в каком-то моменте сыграть музыку, этих знаний более чем достаточно. Более того, этого достаточно для того, чтобы играть с кем-то и, зная хотя бы гармонию от песен, иметь возможность сверху играть свою партию.
В следующй статье поговорим минорных формах. Спасибо за внимание! Удачи!
Как легко выучить более сотни аккордов. Система CAGED
Подробности Автор: JetNet Просмотров: 16203 25.12.2017 21:01 Категория: Основы теории музыки
CAGED –система, которая основывается на аппликатурах открытых аккордов C (До), A (Ля), G (Соль), E (Ми) и D (Ре).
Смысл в том, что любой аккорд (трезвучие) на грифе можно взять в разных позициях. Звучать они будут немного по-другому, придавая свои нюансы. Для чего брать аккорды в разных позициях на грифе – в первую очередь это вопрос удобства, а во вторую уже из-за нюансов в звучании, чисто для разнообразия. Если вы знаете эти пять базовых форм, то считайте, что вы знаете все варианты аппликатур аккордов (трезвучий) на грифе гитары.
Рассмотрим пять базовых мажорных форм
Так как аккорды открытые, то верхний порожек выступает в качестве «нулевого лада». Будем считать, что он выступает в качестве виртуального барре. Перемещая эти аккорды вправо по грифу, мы получаем все 12 аккордов от всех возможных нот в звукоряде. После 12 лада, как вы знаете, ноты повторяются.
Таким образом, вы знаете 12х5=60 аппликатур мажорных аккордов по 5 на каждый.
Рассмотрим пять базовых минорных форм
По аналогии с мажорными формами, двигая эти аппликатуры по грифу, получим 12х5=60 аппликатур минорных аккордов по 5 на каждый.
Теперь рассмотрим пример. Ниже указаны все возможные формы аккорда C на грифе гитары. Заметьте, открытые струны в открытых формах, превращаются в барре в закрытых формах (например До мажор в форме D)
Форма G (глушим 1-ю струну, из-за неудобства ее зажатия)
То есть, как вы могли уже заметить, необходимо запомнить лишь 10 основных аппликатур, чтобы знать все 120! Очень удобно и совсем несложно, не правда ли? Осталось только приучить пальцы к этим формам.
Напоследок хочу дать вам небольшой совет. Старайтесь использовать в своей игре разные формы аккордов. Ведь звучат они немного по-разному. И где есть возможность вместо открытого аккорда взять аккорд в закрытой позиции, не ленитесь. Это внесет разнообразие в ваш аккомпанемент. Ну а если это уж совсем неудобно, то конечно не стоит. Удачи в обучении!
Похожие статьи
Популярные статьи
Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.