что такое сирота казанская
Что такое сирота казанская
Толковый словарь Владимира Даля гласит, что «казанский сирота» — это «плут, прикидывающийся бедняком, от бывших мурз казанских». В наши дни так называют человека, который притворяется несчастным, чтобы вызвать сочувствие и жалость у окружающих. Чтобы разобраться, как это выражение появилось, нужно понять, кто такие «казанские мурзы».
Слово «мурза» переводится с персидского языка как «принц» и обозначает аристократический титул в тюркских государствах, например в Казанском ханстве. С Казанским ханством, вернее, со взятием Казани царем Иваном Грозным в октябре 1552 года и связано происхождение словосочетания «сирота казанская».
Исследователи выделяют две версии возникновения этой фразы. Согласно одной из них, когда огромное ханство перешло под власть Российского государства, татарская знать и местные князья, то есть мурзы, стремились всячески угодить новому правителю, чтобы сохранить свои богатства и титулы. Часть из них даже согласилась добровольно принять православие, что дало им шанс приблизиться к царскому двору. Когда некоторых князей представляли самому Ивану Грозному, они вели себя скромно и даже приниженно, чтобы заслужить жалость и снисхождение царя. За это их и прозвали в народе казанскими сиротами.
Согласно второй теории, во время захвата Казани войсками Ивана Грозного множество детей остались сиротами. В это же время в городе появились нищие и беспризорники, которые выдавали себя за жертв, оставшихся без семьи во время битвы в городе. Таких притворщиков и стали называть «казанская сирота».
Обе эти версии объясняют современное значение выражения — человек, который обманом пытается вызвать к себе жалость.
Толковый словарь Владимира Даля гласит, что «казанский сирота» — это «плут, прикидывающийся бедняком, от бывших мурз казанских». В наши дни так называют человека, который притворяется несчастным, чтобы вызвать сочувствие и жалость у окружающих. Чтобы разобраться, как это выражение появилось, нужно понять, кто такие «казанские мурзы».
Слово «мурза» переводится с персидского языка как «принц» и обозначает аристократический титул в тюркских государствах, например в Казанском ханстве. С Казанским ханством, вернее, со взятием Казани царем Иваном Грозным в октябре 1552 года и связано происхождение словосочетания «сирота казанская».
Исследователи выделяют две версии возникновения этой фразы. Согласно одной из них, когда огромное ханство перешло под власть Российского государства, татарская знать и местные князья, то есть мурзы, стремились всячески угодить новому правителю, чтобы сохранить свои богатства и титулы. Часть из них даже согласилась добровольно принять православие, что дало им шанс приблизиться к царскому двору. Когда некоторых князей представляли самому Ивану Грозному, они вели себя скромно и даже приниженно, чтобы заслужить жалость и снисхождение царя. За это их и прозвали в народе казанскими сиротами.
Согласно второй теории, во время захвата Казани войсками Ивана Грозного множество детей остались сиротами. В это же время в городе появились нищие и беспризорники, которые выдавали себя за жертв, оставшихся без семьи во время битвы в городе. Таких притворщиков и стали называть «казанская сирота».
Обе эти версии объясняют современное значение выражения — человек, который обманом пытается вызвать к себе жалость.
Откуда взялась «сирота казанская»?
Сегодня выражение «сирота казанская» для многих просто и понятно. В первую очередь это человек, который постоянно плачется, жалуется на жизнь. Правда, жалость к нему подчас несет в себе элемент иронии и долю насмешки, так как обычно виновником неурядиц в своей жизни он сам и является.
Само по себе это выражение не образовалась, у него есть первоначальный смысл, который появился в стародавние времена, а именно во время завоевания Иваном Грозным Казани. В 1552 году русские войска штурмом взяли столицу Казанского ханства, город Казань. Новые земли, новые подданные вошли под власть русского царя, и, чтобы держать их всех в покорности, приходилось находить новые способы. И политика русской власти была направлена на привлечение их на свою сторону, в результате чего татарская знать начала принимать христианство, получать от царя подарки, входить в царское окружение.
Народ в насмешку прозвал таких князей казанскими сиротами, ибо в присутствии Иоанна Васильевича они всячески прибеднялись, стараясь добиться этим как можно больше снисходительности, наград и привилегий. Да и в челобитных к царю они сами себя нередко называли сиротами.
Значение и происхождение фразеологизма «Сирота казанская»
Со словом «сирота» шутить не принято. Но, когда кого-то называют «сиротой казанской», так и хочется иронично улыбнуться.
Вспоминаются и одноглазый кот Базилио, и мальчик из анекдота («– Сирота? – Да! – А мама-папа есть? – Мама-папа есть!»). Любопытно, откуда у мнимого сироты казанская прописка.
Значение фразеологизма
Казанская сирота – это притворщик, пытающийся вызвать сочувствие и жалость с целью получения личной выгоды. Это не настоящий сирота, а тот, кто притворяется бедным, несчастным, беспомощным.
И всё-таки, когда кого-то награждают подобным прозвищем, в голосе говорящего слышится не едкая издёвка, а мягкая ирония, словно причины притворства сами по себе вызывают сочувствие.
Например, так можно назвать заласканного ребёнка, который жалуется приехавшей в гости бабушке на то, что его никто не любит. И мама, дескать, заставляет съесть суп перед тем, как даст пирог, и папа разрешает в планшете только один час в день сидеть. «Сирота казанская», – улыбнувшись, скажет бабушка.
Сиротой из Казани могут прозвать деревенского лодыря, который во цвете лет бродит по домам, собирая деньги на бутылку. Якобы и работы никакой он найти не может, и болезни его одолели, и жена бросила. Не везёт.
Можно отнестись к этому с сочувствием, но, когда «сиротство» делается хроническим, очевидным становится, что страдающему нужна помощь другого рода.
Происхождение фразеологизма
Пословица предположительно зародилась в эпоху Ивана Грозного, после покорения Казани в 1552 году. Многие татарские мурзы, попав под власть русского царя, быстро сориентировались и решили предстать перед ним в коленопреклоненном, униженном виде.
Некоторые из них перешли в православную веру, чтобы стать ближе к трону. При встречах с Иваном Грозным восточные вельможи жаловались на свою нелёгкую долю, чем якобы заслужили богатые милости.
Другая версия связывает эпизод взятия Казани с множеством человеческих жертв и появлением сотен осиротевших детей. Испытывая вину за вред, нанесённый городу при его захвате и покорении, русские люди должны были жалеть таких сирот, но, почувствовав «новую тенденцию», многие попрошайки не только из-под Казани стали выдавать себя за пострадавших ради того, чтобы вызвать сочувствие.
Так или иначе, кто-то решил воспользоваться исторической ситуацией, а в языке закрепилась память о не совсем естественном присоединении города к Российскому государству.
Синонимы
Среди аналогичных выражений можно вспомнить крылатую фразу «Мнимый больной», которая вошла в обиход после постановки одноимённой пьесы Мольера. Когда псевдобедняк говорит от первого лица, он может воспользоваться присказкой «бедный я, несчастный!». А в английском языке есть фразеологизм «poor soul» (бедная душа).
В глубине души мы понимаем, что с такими вещами лучше не шутить. Тот, кто поверил и помог, когда ты притворялся, не поверит и не поможет, когда тебе действительно будет плохо.
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Сирота казанская
«Эх ты, Сироткин! – говорят, бывало, ему
арестанты, – сирота ты казанская!»
Ф. Достоевский
Кто это – сирота казанская? Сегодня узнаем значение этого выражения и попытаемся выяснить, откуда оно взялось.
Человека, у которого нет не только родителей и родственников, но и вообще ничего за душой, называют «сиротой казанской», но правильно ли это? Чаще всего в литературе, да и в жизни это понятие употребляется именно в таком смысле, однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Словарь Даля утверждает, что сирота казанская – это плут, прикидывающийся бедняком, а пошло это выражение аж со времён царя Ивана Грозного. В октябре 1552 года была взята Казань и огромное ханство перешло под власть Москвы. Татарская знать, мурзы (князья) во имя сохранения своего высокого положения и богатства всячески угождали новому правителю. Некоторые даже добровольно принимали христианство, за что поощрялись царём: он вручал им подарки и приближал к своему двору. Народ в насмешку прозвал таких князей «казанскими сиротами», ибо в присутствии Иоанна Васильевича они всячески прибеднялись, стараясь добиться этим как можно больше снисходительности и наград.
Некоторые другие источники, правда, утверждают, что казанские сироты в большом количестве появились на Руси после жестокого истребления населения Казани войсками Ивана Грозного. И если это правда, то тогда вариант Даля будет лишь экспрессивным выражением, с переносным значением по отношению к настоящим казанским сиротам.
Сирота казанская
Сирота казанская… Есть много версий появления этого идиоматического выражения. В большинстве из них скрыта усмешка над поверженным народом. Был ли шанс у защитников Казани избежать мучительной смерти? Об этом в своей статье размышляет Исмагил Шангареев, основатель и руководитель группы компаний «ДАН», известный общественный деятель, академик Евразийской академии телевидения и радио.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Фото картины Ильи Репина
«После взятия Казани в октябре в 1552 году царь Иван Грозный повелел выкатить в центр площади старую арбу. И стали воеводы с опричниками мимо нее прогонять поочередно все мужское население города, оставшееся в живых. Тем, кто ростом вышел выше колеса арбы, отсекали голову тут же. В живых остались лишь дети 11 лет и менее. Сказал тогда им царь: «Ходите в землях всяких и скажите, что нету боле ханства Казанского». И пошли они по миру за руку по три-семь сирот, гурьбою. Люди, видя их на околицах своих селений, говорили: «Сирота казанская идет». Помогал им всякий добрый человек — кто едой, кто одежей, а кто и ночлегом. Долго бродили еще они, а может, и доселе в пути. »
АВТОР ПРОЕКТА РАСШИРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ РУССКИХ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Психологический портрет Иоанна IV, известного в истории как Иван Грозный, представляется весьма важным в контексте событий 1552 года, когда он не просто одержал одну из военных побед, взяв после ожесточенного сопротивления Казань, но проявил патологическую жестокость к целому народу.
Примечательно, что в источниках XVI века приставка «Грозный» не встречается, являясь как бы шлейфом его деяний в памяти потомков. Оставив после себя уже не Московское княжество, а целое царство, Иоанн IV, казалось, реализовал один из самых ключевых проектов в формировании российской государственности, оставаясь при всем этом в исторической памяти как один из самых «безумных садистов» на троне. В своих посланиях Иоанн IV с нескрываемым самолюбованием писал: «А я, пес смердящий, кого могу учить и чему наставлять и чем просветить? Сам вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе». Трудно что-то добавить к портрету человека, ставшему невольным автором выражения «казанская сирота» и нелегко сегодня принять истину, что славная история татарского народа была перечеркнута «псом смердящим», вечно находящимся «во всяком злодействе».
Объяснение патологической жестокости Ивана IV его тяжелым психическим заболеванием было сформулировано в середине XIX века и поддерживалось как старыми историками — Николаем Костомаровым и Василием Ключевским, так и современными — Владимиром Кобриным и Русланом Скрынниковым. Психиатры, естественно, единодушно поддерживают это мнение, отмечая: «Иван Грозный был тяжелым душевнобольным с явными признаками шизоэпилепсии, и большинство событий его царствования можно объяснить как следствие безумных поступков самодержавного властителя».
Вот такое заключение врачей. И если, например, Николаю Карамзину представляется, что это всего лишь «для ума загадка», то для татарского народа это ответ на вопросы, не стихающие многие века: «За что?», «Почему так чудовищно были уничтожены основы татарской государственности?», «Как государствообразущая нация превратилась в «сирот казанских», тени которых «до сих бредут по России»?»
ТЕХНОЛОГИИ ГЕНОЦИДА СОБСТВЕННОГО НАРОДА
Иоанн был психически больным человеком, и, несомненно, обострения и ремиссии сменяли друг друга. Обострения, как свидетельствует история, сопровождались его личным участием в изобретении и исполнении самых невероятных пыток и казней. Вы спросите: какое отношение все это имеет к взятию Казани в 1552 году? Полагаю, что самое прямое, поскольку позволяет нам сегодня представить, какие муки ждали защитников Казани, какая патологическая жестокость обрушилась них, как только пали крепостные стены. Я не сгущаю краски; как поется в песне «Времена не выбирают, в них живут и умирают» и далее, здесь же очень близко к нашей теме: «О самом себе хлопочешь, а при Грозном жить не хочешь?» И все же для реконструкции исторической ситуации всегда важно понимать, что было мифом, а что — реальностью. Но главное, попытаться, пусть по косвенным, но достоверным свидетельствам, воссоздавать картину событий, которые стали поворотным моментом в истории татарского народа.
Итак, что практиковал Иоанн IV при проведении своих нескончаемых кадровых чисток? Исторические свидетельства позволяют выделить такие виды наказаний, как попеременное обливание приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивание вверх ногами и с последующем рассечением на части; утопление в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян). Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570–1571 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.
Кроме того, есть свидетельства, что «после массовых казней Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску».
А теперь представьте, что сделало это больное чудовище, когда ворвалось в Казань. Был ли у кого-то из защитников шанс избежать мучительной смерти? Остались те, кто ниже колеса арбы, чтобы стать сиротами на земле своих пращуров.
ИСТОРИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Возникает вопрос: а могла ли быть историческая альтернатива? Возможно ли пощадить целый народ, занеся над ним кровавый топор?
История полна различных аналогий, сюжетов, которые можно сравнивать, не боясь ошибиться, так как никто не знает четкой грани между мифом и реальностью. Как писал Ибн Ильяс:
Реальность или миф? — вот в чем вопрос.
Все к зеркалу истории свелось.
Реальность в нем — нагроможденье мифов.
Где факт, где вымысел? Ответа не нашлось.
Из истории известно, что в 1395 году Амир Тимур, преследовавший бросившего ему вызов хана Тохтамыша, двинулся в сторону Москвы, но 26 августа упомянутого года неожиданно повернул обратно. Почему Амир Тимур пощадил землю русскую, почему не стал, подобно Иоанну IV, плодить сирот в этом мире?
Русские предания говорят, что Амир Тимур испугался Владимирской иконы Божией Матери и в страхе бежал. Большую глупость, наивность и примитивную браваду в духе русских народных сказок вряд ли можно себе представить. То, что весь народ русский молил Бога в ту пору, — да. То, что Амир Тимур, согласно свидетельствам его летописцев, увидел во сне мать Исы, Марьям, которая попросила его не проливать кровь, — это мистический, но факт. Но главное — как воин Амир Тимур не видел перед собой достойного противника и, будучи человеком, верящим в провидение, решил пощадить людей, за которых просила Марьям. Был ли шанс у татар, когда Иоанн IV подошел к стенам Казани? Прозванный в народе Грозным, он не был ни воином, ни глубоко верующим человеком, а был, по его же словам, «псом смердящим». И поступил он как «пес смердящий». Такова история, наполненная фактами и легендами, порой дающая народам шанс на выживание, а порой отнимающая последнюю надежду.
«Оборона Казани от войск Ивана Грозного» Фото картины Ильяса Файзуллина
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ… КАЗАНИ
Последний день Казани, как последний день Помпеи, по праву может считаться символом разрушения и неминуемой гибели целого народа. Пусть в античном понимании, когда полис означал и город, и государство. Существует мнение, что якобы Казань брали татары, основанное на том, что составе войска Иоанна IV было примерно 43% татар. Причем это были не только нижегородские и ногайские татары, но и казанские. Ну о цифрах спорить не будем. Однако хочу заметить, что в истории нередки случаи, когда в составе вражеского войска появляются своеобразные «власовцы». И вообще, нельзя не возмущаться желанием свести одну из самых кровавых трагедий к «разборке межу татарами», сделав проект Иоанна IV чуть ли не государственной программой добровольного присоединения народов Поволжья к Московскому царству.
Подумать только: еще всеми нами любимый Даль в своем знаменитом словаре утверждал, что сирота казанская — это плут, прикидывающийся бедняком», полагая, что это пошло после взятия в 1552 году Казани, когда «татарская знать, мурзы во имя сохранения своего высокого положения и богатства всячески угождали новому правителю; некоторые даже добровольно принимали христианство, за что поощрялись царем: он вручал им подарки и приближал к своему двору. Настоящих сирот Даль, конечно, не брал в расчет. А зачем? Все, что делалось в отечественной истории, есть благо, русский народ должен верить, что создание целой нации сирот — это не про нас.
В целом же трудно понять, с какого момента заканчивается мифическая история и начинается история реальная.
Фото из личного архива Исмагила Шангареева
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
В истории каждого народа были тяжелые поражения. Раз в году в середине осени в Казани вспоминают трагические события 1552 года. Это значит, что жива Казань, давно затянулись раны, но память каждый год не позволяет забыть не поражение, нет. Не позволяет забыть бойню, забыть сирот, забыть доблесть своих предков. Это нормально. Это говорит о духовном здоровье нации. Вместе с тем все это не повод для политизации национальной истории, тем более поиска причин этой трагедии в настоящем. Пытаясь связать проблемы сегодняшнего дня с трагедией далекого прошлого, мы невольно создаем резонансный коридор во времени. Дагестанский поэт Абуталиб сказал: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Надо помнить, что скорбь не для митингов, а историческая память не плакатов. День памяти — это тишина и время осмысления себя как части истории своих пращуров, их побед и поражений, их веры и их правды.
Автор: Исмагил Шангареев
Блог Исмагила Шангареева
Размещается на платной основе
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
См. также статью Исмагила Шангареева « Еще раз о национальном вопросе»
Комментарии 52
Башкиры, Чуваши, Казахи, Азербайджанцы, Марийцы и т.д. давно пришли к консенсусу своего самоназвания.
Что нужно знать образованному человеку про Ивана IV Грозного?
1) Как известно по результатам вскрытия гробницы, проведенного в 1963 году, он был рыжим широкоплечим богатырем ростом 180 см, а не тощим замухрышкой, каковым его так любят изображать художники.
Обилие остеофитов на костях скелета показывает, что, к сожалению, последние годы жизни Иван IV Грозный был практически парализован. Согласно отчетам европейских послов своим правителям — Иван IV Грозный не курил, не употреблял алкоголя, не замечен в любовных похождениях, отличался невероятной работоспособностью.
2) Именно Иван IV Грозный, получив в наследство, по факту, одну лишь Московскую и Новгородскую область — создал из них Россию с ее современными (европейскими) границами и основал как минимум четверть ныне существующих городов. Именно он отменил в России феодализм, юридически уровняв простых крестьян со знатными князьями, именно он ввел всеобщую выборность в местные законодательные и исполнительные органы власти, именно он гарантировал всем слоям населения представительство в высшем законодательно/совещательном органе государства: Земском соборе, и именно он ввел в России всеобщее начальное образование.
3) Иван IV Грозный за свою жизнь не проиграл ни одной войны. Даже «Ливонская война» закончилась разгромом Польши и Швеции, и мирными договорами с оными на условиях «Мир в обмен на возвращение всех захваченных территорий».
4) В 1571 году Иван IV Грозный перенес свою столицу в Великий Новгород, в котором на месте Ярославого дворища был построен дворец площадью 14.5 га, а так же проведены масштабные работы по благоустройству города. В Новгород были перевезены казна, царская семья, все госслужбы.
Вот здесь стоял дворец. В 1580 году он сгорел, и Иван Грозный переехал в Старицу. Не то быть бы Великому Новгороду столицей России по сей день 🙂
В 1572 году, когда вся русская армия сражалась с татаро/османской армией под Молодями, а Иван IX Грозный вместе со свитой и личной охраной отправился осаждать Вейсенштейн (крепость, естественно, была взята. В ходе штурма многие бояре из личной свиты царя получили ранения, командир царской охраны Малюта Скуратов погиб) — в этот период царская семья и казна находились исключительно под охраной новгороцев.
Уверенность Ивана IV Грозного в преданности новгородцев с одной стороны и их исключительная верность с другой (никаких данных о волнениях или протестов горожан против царя нет) наглядно доказывают, что о «новгородской резне 1570 года», о которой сообщают западные правозащитные организации, ни царь, ни сами новгородцы в XVI веке ничего не знали.
5) Митрополит Филипп, малоизвестный провинциальный игумен, назначен на свой пост Иваном IV Грозным вопреки сопротивлению церковных иерархов, в момент спора за кафедру митрополита между архиепископом новгородским Пименом и архиепископом казанским Германом, уже успевшим сесть на это место.
Митрополит Филипп являлся верным союзником Ивана IV Грозного и хорошо известен проповедями в осуждение заговорщиков, принявших участие в крамоле Федорова-Челядина.
Свергнут в результате заговора архиепископа Пимена, убит участником заговора приставом Стефаном Кобылиным, получившим за свое преступление пожизненный срок.
Ни о каких разногласиях между Иваном IV Грозным и митрополитом Филиппом, в исторических документах нет ни единого упоминания.
6) Убийство царевича Ивана, о котором сообщают западные правозащитные организации, Иван IV Грозный не мог совершить по медицинским показаниям — царь был парализован.
7) Казни многочисленных русских воевод и государственных деятелей, о которых сообщают западные правозащитные организации — таких как князь Михайло Воротынский, епископ Печорский Корнелий, думный боярин Михаил Колычев, магистр фон Фюстенберг, князь Афанасий Вяземский, князь Иван Шишкин, князь Иван Шереметьев, дети князя Владимира Старицкого и еще многие, многие другие бояре и священники — по неведомым причинам проходят для «казненных» незамеченными, ибо по росписям Разрядного приказа после своей смерти жертвы террора продолжали ходить на службу, командовать полками, жениться и выходить замуж, рожать детей. Например, дважды казненный Михайло Воротынский через три года после второй (!) казни исхитрился составить первый в истории устав пограничной службы («Боярский приговор о станичной и сторожевой службе»), а отравленная, удушенная дымом и утопленная в Шексне Мария Старицкая через год после своей казни уезжает в Европу в качестве жены датского принца Магнуса.
8) После своей смерти Иван IV Грозный оставил своим наследникам богатую, сытую и обширную державу с мощнейшей в мире армией и полной казной. Во всяком случае в течение 20 лет после его смерти, до самой Смуты, ни одна собака не рискнула начать с Россией новой войны.
В 1585 году в России была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской».
Сиречь: после смерти Ивана IV Грозного обширное строительство по всей России активно продолжалось — то есть, золота в глубокой царской казне хватало на все текущие расходы и даже на многие излишества!
Пожалуй, это и есть тот актуальный минимум, который положено знать про Ивана IV Грозного каждому образованному человеку.