что такое синтезатор музыкальный инструмент
Синтезатор
Синтезатор — электронный музыкальный инструмент. Относится к типу клавишных, но существуют версии с альтернативными способами ввода.
Устройство
Классический клавишный синтезатор представляет собой корпус с электроникой внутри и клавиатурой снаружи. Материал корпуса — пластмасса, металл. Изредка используется дерево. Размер инструмента зависит от количества клавиш и электронных элементов.
Обычно синтезаторы управляются с помощью клавиатуры. Она может быть встроенной и подключаемой, например через midi. Клавиши чувствительны к силе и скорости нажатия. Клавиша может иметь активный молоточковый механизм.
Также инструмент может быть оборудован сенсорными панелями, реагирующими на касания и скольжение пальцев. Духовые контроллеры позволяют извлекать звук из синтезатора подобно флейте.
Верхняя часть содержит кнопки, дисплеи, регуляторы, переключатели. Они модифицируют звучание. Дисплеи бывают аналоговые и жидкокристаллические.
Сбоку или сверху корпуса находится интерфейс для подключения внешних устройств. В зависимости от модели синтезатора, через интерфейс можно подключать наушники, микрофон, педали звукового эффекта, карту памяти, usb носитель, компьютер.
История
История синтезатора началась в начале XX века с массовым распространением электричества. Одним из первых электронных музыкальных инструментов стал терменвокс. Инструмент представлял собой конструкцию с чувствительными антеннами. Производя движение руками над антенной, музыкант извлекал звук. Устройство оказалось популярным, но сложным в эксплуатации, поэтому эксперименты с созданием нового электронного инструмента продолжились.
В 1935 году был выпущен орган Хаммонда, внешне похожий на рояль. Инструмент представлял собой электронную вариацию органа. В 1948 канадский изобретатель Хью Ле Кейн создал электрическую свирель с высокочувствительной клавиатурой и возможностью применять вибрато и глиссандо. Звукоизвлечением руководил генератор управляемый напряжением. Позже такие генераторы будут использовать в синтах.
Первый полноценный электрический синтезатор был разработан в США в 1957 году. Название — «RCA Mark II Sound Synthesizer». Инструмент считывал перфоленту с параметрами нужного звучания. За функцию звукоизвлечения отвечал аналоговый синт содержащий 750 вакуумных трубок.
В середине 60-х годов появился модульный синтезатор разработанный Робертом Мугом. Устройство состояло из нескольких модулей, создающих и изменяющий звук. Модули соединялись коммутационным штуром.
Муг разработал средство управления высотой звука через напряжение электричества, называемое осциллятором. Также он первым использовал генераторы шума, фильтры и секвенсоры. Изобретения Муга стали неотъемлемой частью всех будущих синтезаторов.
В 70-х американский инженер Дон Бухла создал Модулярную Электрическую Музыкальную Систему. Вместо стандартной клавиатуры, Бухла использовал чувствительные к касанию панели. Характеристика звука изменялась от силы нажатия и позиции пальцев.
В 1970 году Муг запустил серийное производство маленькой модели, которая стала называться «Minimoog». Это был первый профессиональный синт, продававшийся в обычных музыкальных магазинах, и предназначался для живых выступлений. Минимуг стандартизировал идею самодостаточного инструмента со встроенной клавиатурой.
В Великобритании производством полноразмерного синта занималась компания Electronic Music Studios. Продукция EMS стала отличаться низкой ценой, из-за чего обрела популярность среди клавишников прогрессивного рока и в оркестре. Pink Floyd стали одной из первых рок-групп использовавших инструменты от EMS.
Ранние синтезаторы были монофоническим. Первая полифоническая модель вышла в 1978 году под названием «OB-X». В этом же году вышел «Prophet-5» – первый полностью программируемый синтезатор. Prophet использовал микропроцессоры для извлечения звука.
В 1982 году появился стандарт MIDI и полноценные сэмплерные синты. Их главная особенность — модификация заранее записанных звуков. Первый цифровой синтезатор «Yamaha DX7» вышел в 1983.
В 1990-х появились программные синтезаторы. Они умеют извлекать звук в реальном времени и работают как обычные программы запущенные на компьютере.
Различие видов синтезаторов заключается в способе синтеза звука. Существует 3 основных вида:
Как выбрать синтезатор
Выбор синтезатора нужно начать с определения цели использования. Если не стоит цель извлечения необычных звуков, то можно подобрать пианино или фортепиано. Разница между синтом и пианино в типе звукоизвлечения: цифровой и механический.
Для обучения не рекомендуется брать слишком дорогую модель, но слишком экономить также не стоит.
Модели отличаются количеством клавиш. Чем больше клавиш, тем шире охватываемый диапазон звучания. Распространенное количество клавиш: 25, 29, 37, 44, 49, 61, 66, 76, 80, 88. Достоинство малого количества — портативность. Недостаток — ручное переключение и подбор диапазона. Выбрать следует самый комфортный вариант.
Сделать взвешенный выбор и провести наглядное сравнение лучше всего может помочь консультант в музыкальном магазине.
Как выбрать синтезатор
В жизни каждого человека, имеющего любовь к музыке, а, возможно, даже пару классов музыкальной школы за плечами, может возникнуть момент, когда захочется чего-то большего. И не важно, на чем вы раньше учились играть или не учились вовсе, второй по популярности инструмент после гитары, который желают освоить практически все будущие и настоящие музыканты — это клавишные, а именно синтезатор.
Сразу необходимо отметить, что для уже имеющих определенный музыкальный опыт, здесь скрывается ловушка. Да, возможно, вы прогуляли не все уроки сольфеджио, и даже кое-что помните о трезвучиях, полутонах и прочих доминант-септ-аккордах. Но необходимо сразу предостеречь себя от мысли: «Полет шмеля играю – значит, и синтезатор легко освою». Не все так просто, как кажется на первый взгляд, ведь вам придется иметь дело с инструментом, подход к которому кардинально отличается от всего того, с чем вам до сих пор приходилось иметь дело.
В этой статье мы расскажем, что такое синтезатор, как он устроен, каких типов бывает, и, как выбрать синтезатор, основываясь на полученных знаниях.
Виды синтезаторов
Итак, синтезатор — электронный музыкальный клавишный инструмент, создающий (синтезирующий) широкие вариации звуков разного тембра и частоты. Был изобретен американским конструктором-электронщиком Робертом Мугом в 1964 году.
Вот как выглядит стандартное устройство этого инструмента:
Классический синтезатор — полностью автономный музыкальный инструмент с непростым для новичка управлением |
Условно все синтезаторы можно разделить на следующие категории в зависимости от требований и уровня мастерства музыканта:
Синтезаторы для обучения
Этой категории мы уделим наиболее пристальное внимание, поскольку опытным музыкантам гораздо проще ориентироваться в своих предпочтениях, а вот новички колеблются.
В данную группу входят несложные инструменты, функциональные возможности и качество звучания которых крайне ограничены. Синтезаторы для начинающих используют на первоначальных этапах, предшествующих переходу к более совершенному оборудованию.
Практически все модели категории имеют:
Наиболее популярными в этой категории являются модели фирмы Casio и Yamaha (серии PSR E).
Синтезаторы Casio — оптимальные по стоимости и функционалу клавишные для начинающих |
Полупрофессиональные синтезаторы
Здесь речь пойдет уже о более сложных моделях, промежуточном варианте между инструментами для аматоров и профи. Звук и возможности у верхней линейки полупрофессиональных синтезаторов позволяют участвовать в публичных выступлениях — будь то аккомпанемент или соло в составе музыкального ансамбля или отдельно.
Как правило, клавиатура на таких моделях улучшена. Иногда это уже деревянные клавиши количеством 61 и более, с несколькими сенсорами для лучшей звуковой реакции, более реалистичным звучанием и богатой полифонией.
Также больше внимания уделено аккомпанементу: увеличено число стилей и ячеек памяти для сохранения пользовательских мелодий, имеется возможность записи и редактирования «на лету». Все остальные функции, с небольшими отклонениями, повторяют характеристики предыдущей группы.
Именно «полупрофи» чаще всего используются музыкантами в кафе и ресторанах, а также в музыкальных группах. Яркий тому пример Yamaha серии PSR-S. При выборе такого инструмента рекомендуется учитывать, чтобы он был несложным в подключении и не слишком большим и тяжелым, иначе возникает проблема транспортировки.
Синтезаторы Yamaha — лидер среднего ценового сегмента |
Профессиональные синтезаторы или рабочие станции
Это уже достаточно серьезная техника, способная самостоятельно генерировать звуки в зависимости от входных параметров, а возможности ее настройки выходят за пределы понимания рядового музыканта.
Это могут быть, как сценические инструменты, так и студийное оборудование. Максимальное внимание здесь уделено качеству звука. Например, сэмпл «Электрическое пианино» звучит очень реалистично именно потому, что при его синтезе программировалось настоящее фортепиано путем многократных записей с микрофонов, установленных в различных точках.
Иногда «профи» имеют малое количество клавиш, практически не чувствительных к касанию, и вообще могут не предусматривать полифонию – что не мешает им по своей функциональности далеко обходить все предыдущие категории.
Основное назначение рабочих станций — не повторять записанные в памяти звуки, а создавать свои собственные, согласно закладываемым в них параметрам.
Для правильного выбора и работы с подобной техникой требуется достаточно большой музыкальный опыт. Только он поможет раскрыть все возможности и нюансы инструмента.
Рабочие станции — огромные возможности для композиторов и профессиональных музыкантов |
Миди-клавиатуры
Исключительно студийное оборудование. По сути, это обычные фортепианные клавиши, которые не создают самостоятельных звуковых сигналов, а являются лишь посредником между исполнителем и компьютером с установленным на нем специальным софтом или другим звуковым модулем (тем же синтезатором, например, у которого мало октав, но есть процессор, преобразующий сигналы в звук).
Самый главный плюс миди-клавиатуры — невысокая цена наряду с возможностью добиваться практически неограниченных возможностей в создании и обработке звука.
Подключайте миди-клавиатуру к компьютеру и получайте полноценную рабочую станцию |
Цифровые пианино
Электрическое пианино — одна из самых интересных и технологически продвинутых категорий клавишных инструментов, как и миди-клавиатуры, стоящая несколько обособленно от синтезаторов в их классическом понимании. Цель, которую ставят производители электрических пианино, — максимально приблизиться по звучанию, ощущениям и эргономике к стандартному механическому инструменту. Для этого в ход пускаются всевозможные технические приемы, позволяющие реализовать:
Разумеется, количество и «продвинутость» подобных наворотов оказывает непосредственное влияние на то, сколько стоит электронное пианино.
Покупать инструменты из этой категории имеет смысл, если планируется обучение или игра на классическом инструменте; переучится играть с более простого синтезатора на реалистичную клавиатуру, установленную на электронном пианино, крайне сложно. Впрочем, есть еще ряд причин, по которым вместо стандартных пианино предпочитают покупать именно цифровые: меньшие по сравнению с оригиналом габариты и вес, а также шикарный внешний вид, позволяющий великолепно вписать инструмент в декор помещения.
Пианино XXI века, которое никогда не расстраивается |
Критерии выбора
Для тех, кто уже определился с категорией клавишных, расскажем об основных критериях их выбора.
Количество клавиш
Для исполнения классической музыки лучше всего подойдет стандартная рояльная клавиатура на 88 клавиш. В большинстве остальных случаев хватит клавиатуры и с 76-ю, а то и с 61-й клавишами, хотя и это не показатель. Все зависит от исполнительских потребностей музыканта, а также его требований к размерам клавишного инструмента. Ведь чем больше клавиш, тем больше и сам инструмент.
Механика нажатия
На синтезаторах применяется пассивная, активная и молоточковая механика. В активной клавиатуре от силы нажатия зависит громкость звука, в то время, как в пассивной такая взаимосвязь отсутствует. Но даже активная механика являет собой по сути лишь симуляцию реальной клавиатуры. Реальных тактильных ощущений добавляет молоточковый механизм, который чаще всего применяется на электронных фортепиано – только молоточек бьет не по колеблющейся струне, а по группе датчиков, каждый из которых реагирует по-своему и в разные промежутки времени.
Жесткость клавиатуры
Каждая клавиша обязана быть правильно сбалансированной, и в то же время, в различных регистрах при нажатии и отскоке клавиши должны себя вести по-разному. Это обусловлено тем, что толщина басовых струн больше, чем у «высоких» – отсюда и разное сопротивление, ощущаемое пальцами. В этой связи, существует клавиши трех степеней жесткости:
Первые, очевидно, применяются на дорогих моделях синтезаторов и электропианино, последние — на тех, что попроще.
Аккомпанемент
Автоаккомпанемент присутствует почти у всех синтезаторов, кроме аналоговых моделей и большинства рабочих станций, а также у половины моделей цифровых пианино. Речь идет об автоматическом проигрывании инструментом заданного ритма, гармонии и аранжировки путем нажатия одной или двух клавиш. Аккомпанементы в разных моделях отличаются лишь количеством и разнообразием стилей, в остальном разница между ними не принципиальна.
Универсальных советов здесь быть не может, необходимо самостоятельно слушать и выбирать. Иногда качество звучания приносится в жертву количеству звуковых пресетов, поэтому необходимо решить, что важнее: реалистичность звука или количество «вшитых» в процессор инструментов. Также необходимо учитывать, что «дороже» далеко не всегда значит «лучше»: практика показывает, что наиболее удачные по звучанию модели далеко не всегда являются самыми дорогими даже в своей линейке.
Динамики
Если нет планов слушать собственную игру только в наушниках, то динамикам следует уделить особое внимание. Есть модели, где их нет вовсе – для озвучивания таких предполагается внешняя усилительная аппаратура. В остальных случаях, динамиков может быть, и два, и четыре, и даже шесть; все они, как правило, имеют разный размер и расположены в корпусе инструмента по особой схеме. В сущности, для хорошего звучания обычно хватает и двух громкоговорителей, расположенных на задней панели инструмента и направленных в пол.
Дополнительные функции
Даже те инструменты, которые максимально заточены на высокое качество звучания и глубоко проработанную клавиатуру, зачастую имеют в своем арсенале аккомпанемент, функцию обучения, метроном и целую линейку других дополнительных функций. Какие-то из них могут оказаться полезными, какие-то – вовсе ненужными, но, так или иначе, увеличивающими стоимость синтезатора. Поэтому, перед покупкой лучше определиться, что действительно нужно, а без чего можно и обойтись.
В заключении отметим, что в итоге, каждый сам определяет для себя наиболее важные критерии выбора синтезатора. Мы же со своей стороны надеемся, что данной статьей помогли принять правильное решение. Играйте с удовольствием, и да пребудет с вами вдохновение!
Как выбрать синтезатор (2019)
Как только люди научились записывать звуки, так появилась идея об устройстве, воспроизводящем звучание нот, записанных с различных музыкальных инструментов. Первые попытки создать что-то подобное синтезатору, предпринимались еще в те времена, когда звук записывали на восковые цилиндры. Однако практического применения такие устройства не получили – слишком сложной и ненадежной получалась механика, да и качество звука было далеко от удовлетворительного.
Первые серийные синтезаторы были электронными – они воспроизводили звуки, синтезируемые звуковыми генераторами, лишь отдаленно похожие на звучание реальных инструментов. Впрочем, эстраде, переживающей эпоху расцвета, «электронная» музыка пришлась по вкусу.
Сэмплерные синтезаторы, способные заменить реальный инструмент, появились только в 1970-х, стоили весьма недешево и использовались, в основном, студийно. Только в последние десятилетия цифровая музыка и развитие микроэлектроники сделали сэмплерные синтезаторы доступными каждому – теперь нажатием кнопки музыкант может перейти с гитары на орган, с флейты на барабаны, или синтезировать звуки, невоспроизводимые никакими реальными инструментами.
Сегодня синтезаторы производятся в большом ассортименте и используются для самых разных целей:
— как музыкальные игрушки;
— для обучения музыке и игре на фортепиано;
— для домашних концертов;
— для профессиональной концертной деятельности;
— для студийной работы по созданию и записи музыки.
Все эти области предъявляют к инструменту различные требования и, чтобы сделать правильный выбор, необходимо понять: для чего вам нужен синтезатор и какие характеристики важны в вашем конкретном случае.
Характеристики синтезаторов
Синтезаторы с малоразмерными клавишами рекомендуется использовать как игрушки для первоначального знакомства с музыкой и музыкальными инструментами. Но даже для самых первых уроков обучения игре на синтезаторе следует использовать инструменты с полноразмерными клавишами.
Количество клавиш синтезатора определяет ширину звукового диапазона – число октав, одновременно доступных музыканту. Классическая фортепианная клавиатура содержит 88 клавиш (7 полных октав + 3 клавиши субконтроктавы). Но при исполнении большинства произведений весь этот диапазон одновременно бывает востребован редко, поэтому полная 7-октавная клавиатура используется нечасто. Такая клавиатура применяется на моделях, использующихся как альтернатива пианино и непосредственно на цифровых фортепиано.
На синтезаторах наиболее распространены сокращенные клавиатуры с меньшим числом октав: 6, 5 или даже меньше.
При этом следует понимать, что меньшее число октав не обязательно означает, что какие-то октавы недоступны для музыканта – наличие на синтезаторе транспонирования позволяет «сдвинуть» звуковой диапазон относительно клавиатуры. Так, 5-октавный синтезатор с транспонированием в две октавы (24 полутона), может быть настроен как на игру с контроктавы до второй, так и с малой по четвертую. На таких сокращенных клавиатурах музыканту по-прежнему доступен весь звуковой диапазон, но – не весь одновременно.
Какого размера клавиатуру предпочесть – зависит от назначения инструмента. Для исполнения сложных классических произведений потребуется 76-клавишный синтезатор, а для большинства популярных мелодий хватит и 5 октав (61 клавиша).
Синтезаторы с числом октав, меньшим 5, уже заметно ограничивают возможности музыканта, однако тоже вполне могут использоваться в профессиональной деятельности – например, для имитации какого-нибудь реального инструмента с нешироким звуковым диапазоном (труба, барабан, гобой и т.п.). Но играть в две руки на такой клавиатуре уже будет очень затруднительно.
Полифония определяет, какое количество отдельных тонов может звучать одновременно. Хотя в музыке редко встречаются аккорды из более чем шести тонов, это не означает, что полифонии в 8 голосов достаточно. Взятый звук не затихает мгновенно и синтезатор с полифонией 8 голосов при взятии нового звука неминуемо будет «захлебываться».
Даже для «чистой» игры без звуковых эффектов рекомендуется полифония от 32 голосов.
Для использования звуковых эффектов, автоаккомпанемента или арпеджиатора необходимо 48-64 голосов.
Для полного же использования возможностей синтезатора – с использованием звуковых эффектов, многократного наложения звуковых дорожек и т.д. потребуется полифония в 72-128 голосов.
Механизм клавиш характеризуется сразу несколькими показателями, которые часто путают друг с другом. В то же время, тут нет ничего сложного – по типу механики клавиши могут быть синтезаторными, фортепианными или молоточковыми. По жесткости – невзвешенными, полувзвешенными и взвешенными. И по чувствительности к скорости нажатия – активными (динамическими) и пассивными (нединамическими).
Типы механики клавиш.
Синтезаторные клавиши представляют собой обычную электрическую кнопку, возвращающуюся в исходное положение под действием пружины. Такие клавиши просты в изготовлении и недороги, но имеют неинформативный отклик при нажатии. Громкость и продолжительность звучания каждого тона зависят от скорости и силы нажатия на клавишу. Информативность же клавиши как раз подразумевает различную её реакцию на нажатия с разной скоростью и разной силой. Неинформативные же синтезаторные клавиши не позволяют исполнителю соразмерять усилия пальцев при нажатиях и для профессионального использования подходят плохо.
Фортепьянные клавиши содержат сложный пружинный механизм, имитирующий сопротивление, возникающее при нажатии фортепианной клавиши. Существует различные варианты фортепианных механизмов – от простых, содержащих 2-3 пластиковые детали, до сложных – с несколькими рычагами и пружинами, конструктивно близкие к молоточковым. Соответственно, отклик при нажатии клавиши может быть различным по комфортности и информативности – как «недалеко ушедшим» от синтезаторных, так и близким к «настоящему» фортепиано.
Типы жесткости клавиш.
Невзвешенные клавиши легко нажимаются, сопротивление нажатию минимальное. Такие клавиши устанавливаются на игрушечные синтезаторы.
Полувзвешенные клавиши пожестче, и обеспечивают лучший контроль нажатия. На большинстве любительских моделей и на части профессиональных используются как раз полувзвешенные клавиши.
Взвешенные клавиши имеют жесткость, аналогичную жесткости клавиш акустического фортепиано. Такие клавиши используются на профессиональных моделях. Иногда взвешенные клавиши путают с молоточковыми, но такое соответствие не совсем верно. Существует немалое количество пружинных фортепианных механизмов, обеспечивающих «взвешенную» жесткость. Все молоточковые клавиши – взвешенные, но не все взвешенные – молоточковые.
Общее число тембров определяет разнообразие звуков и музыкальных инструментов «живущих» в синтезаторе. Каждый тембр (сэмпл) соответствует какому-либо инструменту. Соответственно, чем больше тембров, тем богаче у вас выбор. Какое число тембров выбрать – зависит от того, для чего будет предназначен инструмент.
Профессиональные цифровые пианино имеют зачастую не более десятка тембров (да и те относятся к различным вариациям фортепиано) – и этого им вполне достаточно. Для студийной работы – чем больше, тем лучше, профессиональные модели могут иметь тысячи встроенных тембров, плюс возможность записи новых. Детские модели также могут иметь десятки и даже сотни тембров, включая совсем экзотические, наподобие шума поездов или пения птиц.
Автоаккомпанемент позволяет «в фоне» запустить какую-нибудь мелодию параллельно вашей игре. Это позволяет даже обладающему только начальными навыками музыканту легко сыграть прилично звучащую импровизацию на любую тему (если она предусмотрена имеющимися в наличии стилями автоаккомпанемента). И, хотя серьезные исполнители относятся к этой функции с пренебрежением, начинающему музыканту автоаккомпанемент может облегчить музыкальное сопровождение какого-нибудь события.
Арпеджиатор – функция, в чем-то сходная с автоаккомпанементом, но не настолько «ленивая». Наличие арпеджиатора позволяет исполнить заранее заданную последовательность нот («перебор») буквально нажатием одной клавиши – причем тональность арпеджио может меняться в зависимости от того, какая клавиша нажата.
Наличие секвенсора позволяет вам самим записывать музыку для её последующего фонового проигрывания. Это опять похоже на автоаккомпанемент, но с тем различием, что музыку для аккомпанемента в этом случае вы создаете сами. Кроме того, многодорожечные секвенсоры позволяют накладывать друг на друга несколько звуковых дорожек, созданных звучанием различных инструментов. Это позволяет создавать музыкальные композиции, для реальной записи которых потребовался бы целый оркестр. Студийные рабочие станции в обязательном порядке имеют многодорожечный секвенсор.
Профессиональные модели с секвенсором имеют индивидуальный аудиовыход на каждую дорожку – для последующего их сведения на записывающем оборудовании.
Семплирование – также очень важная функция для студийного инструмента. Семплирование позволяет самостоятельно записывать новые тембры (сэмплы) для дальнейшего использования.
Обратите внимание на наличие у синтезатора аналоговых и цифровых разъемов. Линейный и микрофонный входы позволят пропустить внешний звуковой сигнал через синтезатор, с наложением выбранных звуковых эффектов, что может заметно обогатить возможности ди-джея или солиста. Выход для наушников позволит полноценно заниматься с синтезатором, не мешая громким звуком окружающим.
Для студийного инструмента практически необходимо наличие на нем цифровых выходов (USB или MIDI) – для связи с компьютером. Это не только значительно расширит возможности по обработке звука и созданию новых композиций, но и может снизить цену инструмента за счет переноса некоторых функций в компьютер. Так, многодорожечный секвенсор с индивидуальными выходами значительно поднимает цену синтезатора. В то же время, нужного эффекта можно добиться и на синтезаторе вообще без секвенсора, записав звучания различных инструментов на компьютер через цифровой интерфейс и объединив их с помощью программного секвенсора. Это займет больше времени и потребует определенных навыков, но конечный результат будет ничуть не хуже, чем в случае использования дорогого синтезатора.
Функции обучения будут весьма нелишними для начинающего музыканта. Задающий ритм метроном также пригодится при обучении.
Очень эффективным является обучающий режим, возможный на синтезаторах с подсветкой клавиш.
В режиме обучения клавиши подсвечиваются одновременно с выводом на ЖК-дисплей соответствующих нот. Это позволяет ученику быстро выучить, какие клавиши соответствуют каким нотам и приобрести соответствующие моторные навыки.
Варианты выбора синтезаторов
Отличным подарком для ребенка будет детский синтезатор. Но имейте в виду, что синтезатор с малоразмерными клавишами может быть только игрушкой и для обучения непригоден.
Начинающему исполнителю, зарабатывающему себе на жизнь музыкальным сопровождением застолий и различных торжеств, пригодится синтезатор с автоаккомпанементом – он сбережет вам силы и позволит не выглядеть слишком бледно.