что такое синглы на гитаре
Звукосниматель сингл
Опубликовано: 2016-01-12 / Автор: Сергей Хмарук
Наверное, среди гитаристов самым любимым и довольно часто применяемых из всех звукоснимателей, является сингл. Конечно, данное утверждение можно отнести и к любителям хамбакеров. Сегодня вы узнаете, чем же все-таки хорош легендарный звукосниматель сингл, а также его достоинства и недостатки.
Об устройстве звукоснимателя электрогитары мы уже говорили в предыдущей статье, поэтому в первую очередь прочитайте именно ее, а также статью о выборе звукоснимателей, которая тоже довольно интересная и содержательная. Ну а теперь перейдем к нашему синглу.
Звукосниматель сингл, какой он?
Для начала, собственно, разберемся, что собой представляет этот гитарный звукосниматель, его вы 100% видели на гитарах Fender Stratocaster да и не только. Ну так вот, внутреннее строение сингла выполнено следующим образом:
Его конструкция настолько проста и легка, что использовать этот звукосниматель одно удовольствие. Из-за наличия у сингла только лишь одной катушки и ее чувствительности к магнитному полю, образованному около струны, появляется зависимость от наводок. Если гитара подключена, то в процессе игры стоять рядом с включенной аппаратурой не стоит, иначе будет очень сильно «фонить».
Несмотря на этот недостаток, благодаря синглу можно получить довольно чистый звук, так как в нем не существует вычитания сигналов двух катушек, как в хамбакерах. К сожалению, при всей своей чистоте, он быстро затухает, т.е. имеет достаточно слабый сустейн.
Сингл отлично подходит для игры без каких-либо дополнительных эффектов, красивых соло или игры боем. Для сингла характерен чистый с мягким оттенком звук. В его составе помимо одной катушки, находится от четырех до шести постоянных магнитов, количество витков равно примерно 10-ти тысячам. Толщина проволоки составляет 0,06 миллиметра.
При установке трех синглов, появится возможность выбора индивидуального звучания из-за переключателя, находящегося в темброблоке между ними, и резисторов, участвующих в регулировке звука. Существуют бриджевый и нековый синглы. Для улавливания высоких частот только с первой, второй и третьей струны бриджевый сингл ставят под наклоном, тогда низкие частоты будут с четвертой, пятой и шестой.
Для улавливания более высоких частот звукосниматель ставят близко к бриджу. Нековый сингл предпочтительнее использовать для игры боем или блюзовых соло. Играть скоростные рифы, используя синглы, не стоит, нужный звук все равно не получится. При желании игры тяжелых рифов лучше использовать хамбакеры.
Сердечники, которые расположены под струнами, имеют разную длину. Это связано с тем, что гриф гитары закруглен в сторону струн, а, следовательно, и сами струны находятся в полукруге. Этот метод применяется с целью удержания баланса звучания всех струн. Синглы влияют на качество звука как хорошо, так и отрицательно. Целесообразнее использовать сочетание двух синглов и одного хамбакера. Это позволит играть исполнителю практически в любом стиле.
В любом случае, чтобы почувствовать звук синглов, поиграйте на соответствующей гитаре некоторое время и тогда вы точно поймете разницу между синглом и хамбакером. Конечно, все еще зависит от того, какую музыку вы будете исполнять, будь то легкий рок, джаз или что-то потяжелее.
Для разного стиля исполнения существует также масса разновидностей гитарных синглов, с помощью которых вы сможете найти свое нужное звучание. Но о выборе «правильного» сингла, мы уже поговорим как-нибудь в другой статье. Посмотрите это видео, и вы примерно поймете разницу между звучанием хамбакеров и синглов.
Хамбакер или сингл. Выбираем свой звук
Хамбакер или сингл. Выбираем свой звук
Как вы, вероятно, уже знаете, тип звукоснимателей, используемых в электрогитарах, оказывает большое влияние на их тон. Но прежде чем мы углубимся в звуковые различия между двумя основными типами давайте посмотрим на них как на одно устройство. Все звукосниматели в основном работают одинаково. Они содержат магниты, обмотанные проволочными спиралями, которые реагируют на помехи, вызванные вибрирующими металлическими струнами. Современный звукосниматель, предназначенный для шестиструнной гитары, обычно имеет шесть магнитоводов, каждый из которых соответствует струне, расположенной над ним. Реже, у некоторых есть единственный стержневой магнит, также обернутый проводом. Срыв струны приводит к тому, что звукосниматель генерирует маломощный электронный сигнал, который соответствует вибрациям струны. Затем сигнал усиливается и выводится через динамик комбика или кабинета.
Немного истории
Поскольку группы становятся все громче, в сочетании с растущей популярностью гитары в качестве ведущего инструмента, гитарные звукосниматели впервые начали появляться в 1930-х годах. Они помогали гитаристам быть услышанными, не перекрытыми другими инструментами. Но звукосниматели с одной катушкой действуют как маленькие антенны, выбирая различные типы электромагнитных помех, которые обычно слышны как фоновый гул. Когда гитаристы добавляли громкости на гитаре и усилителе, гул и помехи тоже становились громче.
Отличия в звуке
Каковы основные тональные характеристики датчиков с одной катушкой и хамбакера? Синглы имеют более яркий и четкий звук. Для сравнения, у хамбакеров обычно есть то, что гитаристы называют «более толстым» звуком, который воспринимается круглее и теплее. Хамбакеры также имеют тенденцию подчеркивать сустейн, производимый от древесины гитары.
Одиночные катушки часто описываются как имеющие больше «укуса» и атаки, чем хамбакеры. Они также могут звучать «зернисто» при перегрузке небольших ламповых усилителей. В зависимости от типа усилителя, эффектов и используемых игровых техник, одиночные катушки могут также воспроизводить гладкие звенящие звуки, связанные с классической поп-гитарой 60-х.
Звукосниматели с одной катушкой обычно предпочитают кантри и серф-гитаристы, которые стремятся к максимальному удару. И наоборот, хамбакеры, как правило, более популярны среди джаза, хэви-рока и металлистов. С акцентом на средние частоты и более широким спектром эффектов искажения хамбакеры также популярны среди блюзовых игроков, ищущих перегруженные ламповые звуки.
Активные звукосниматели и электроника, которые содержат свои собственные предусилители, являются еще одним способом для гитаристов, ищущих самый горячий и мощный сигнал для подачи на свои усилители с высоким уровнем гейна.
Замена звукоснимателей
Апгрейд гитары: все о звукоснимателях, часть 1
В данной части мы поговорим об общем устройстве датчиков и их основных типах.
Вторая часть статьи посвящена непосредственно тому, как улучшить звучание гитары с помощью регулировки и замены звукоснимателей.
Что такое звукосниматель?
В общем случае так называют устройство, которое преобразует энергию колебания струны в электрический сигнал. Существует два основных типа звукоснимателей: электромагнитные и пьезоэлектрические. Отличаются они видом преобразуемой энергии.
Основные типы звукоснимателей
Пьезоэлектрические устройства (либо кратко – пьезозвукосниматели) являются более простыми по своему строению датчиками, однако сущность преобразования колебаний в электрический сигнал у них сложнее.
Они состоят из пьезокристалла – сердца датчика, которое окружено проводниками. Используют такие звукосниматели чаще всего для подзвучки акустических и классических гитар – в данном случае они преобразуют в электросигнал не только колебания струн, но и резонирование корпуса инструмента.
Сегодня наиболее распространены два вида звукоснимателей для акустических гитар пьезоэлектрического типа:
Стоит помнить о том, что качество снятия звука акустического инструмента (мы имеем в виду не только акустическую гитару, но и классические инструменты с нейлоновыми струнами, а также традиционные виды струнных: укулеле, банджо, мандолину и т.д.) зависит от качества самих пьезоэлементов в большинстве случаев лишь наполовину. Вторые 50% качественного звучания с минимумом шумов – это правильное расположение датчиков на деке гитары.
Электромагнитные звукосниматели для гитары – не что иное, как магнит с катушкой индуктивности.
При колебании струн в постоянном магнитном поле, наличие которого обуславливает магнит в звукоснимателе, возникает электродвижущая сила (ЭДС). Звукосниматель передает возникший электросигнал на выходное гнездо гитары – а далее сигнал проходит через тракт звукообработки и попадает в динамики гитарного кабинета или наушники.
ЭДС возникает из-за того, что гитарные струны изготавливают в подавляющем большинстве случаев из ферримагнитных материалов.
Звук гитарного датчика зависит в первую очередь от типа магнита и характера обмотки (толщины и типа проволоки). Чаще всего в характеристиках отдельной модели звукоснимателя вы не найдете указания типа проволоки – так производители сохраняют в тайне особенности технологического процесса. Однако с большой долей уверенности можно говорить о том, что большее количество витков проволоки в катушки даст вам более мощный тон с обилием низких частот.
Баланс между бриджевым и нековым звукоснимателем
Думаем, многие из вас замечали, что из-за разницы амплитуды колебаний струны звучание гитары при игре у бриджа всегда тише, чем при игре возле пятки грифа. Это заметно даже на неподключенной гитаре.
Первые электрогитары выпускались с одинаковыми датчиками в бридже и неке: однако это порождало дисбаланс при переключении, так как бриджевый звукосниматель выдавал достаточно тихий и средне-верховатый звук, а нековый – громкий и басовитый. С развитием технологий в музыкальной индустрии производители стали изготавливать гитарные датчики для разных позиций с использованием различных схем: так бриджевые датчики имеют чаще всего больше витков по сравнению с аналогичной моделью для нековой позиции.
Виды электромагнитных звукоснимателей
Электрогитарные датчики по своей конструкции делятся на два типа:
Если говорить об их разнице кратко, то отличие состоит в количестве катушек – сингл имеет лишь одну катушку, хамбакер – две.
Ниже мы привели примеры внешнего вида звукоснимателей типа Single Coil и Humbucker.
Первые синглы были спроектированы более полувека назад – с тех пор технология их производства изменилась не очень сильно, но сильно поменялись комплектующие и материалы, используемые для их создания. Как первые прототипы, так и современные синглы (хоть и в значительно меньше степени) имеют серьезный недостаток – достаточно большой уровень постороннего фона и шумов. Для борьбы с наводками и постоянным гудением были разработаны хамбакеры.
Название звукоснимателей данного типа происходит от составного английского слова hum-bucker – фоноподавитель. В сущности, он представляет собой общий магнит в основании с двумя катушками индуктивности, которые намотаны в разные стороны. Именно благодаря такому строению хамбакера лишний шумы и наводки пропадают в противофазе.
Но хамбакеры вовсе не похожи по звучанию на сингл, «очищенный» от посторонних шумов и фона. На деле между ними имеется огромное количество различий, которые по-разному проявляются в звукоснимателях от разных брендов.
Традиционным считается, что синглы больше подходят для чистого либо слегка перегруженного звучания, а хамбакеры – выбор любителей насыщенного овердрайва и дисторшена. На деле же каждый музыкант сам для себя решает, насколько ему подходит звучание датчика. Напомним лишь, что очень многие гитаристы играют или играли с дисторшеном на синглах (например, группа Iron Maiden, Ritchie Blackmore, Jimi Hendrix и др.), а многие джазмены предпочитают играть клин-партии на хамбакерах, установленных на гитарах Gibson.
Попробуйте разные варианты исходя из своих вкусовых предпочтений – благо на сегодняшний день большинство производителей звукоснимателей выпускают звукосниматели такой конструкции, которые могут быть временно установлены на гитару без пайки – для теста звучания.
Пассивные и активные звукосниматели
Наверняка многие из вас слышали о пассивной и активной гитарной электронике. В чем же разница?
Пассивный звукосниматель регистрирует колебания струны и посылает на гитарных выход абсолютно чистый и сырой сигнал без какой либо дополнительной обработки – регулируют его только выставленные на гитаре настройки громкости и тона, которые помогут сделать сигнал менее интенсивным или слегка урезать высокие частоты.
В пассивных звукоснимателях используются в основном 3 типа магнитов: Alnico II, Alnico V либо Ceramic.
Alnico 2 обладает наиболее слабым «выхлопом», при этом с точки зрения тембрального окраса такой магнит обеспечивает наиболее мягкое, «бархатистое» звучание с выраженным низом.
Более сильный выход дает Alnico V – при этом в сигнале со звукоснимателя с таким магнитом будут преобладать средние частоты.
Керамика обеспечивает самый мощный «выхлоп», но при этом в звуке будут наиболее выражены высокие частоты.
Особенность пассивной электроники – необходимость наличия большого количества витков намотки, чтобы достаточно слабый сигнал с них мог нормально «прогреть» тракт звукообработки. Из-за этого возникает проблема частичного ослабления низкого и высокого частотного диапазона, которые могут усугубляться еще и потерями в сигнале из-за некачественных шнуров или наличия в цепи большого количества педалей эффектов.
Звучит не очень хорошо, не так ли? Однако эти потери не так значительны, как кажется и из-за них происходит небольшой парадокс: многие слушатели уверены, что пассивные датчики звучат намного более мощно. Происходит это из-за того, что человеческий слух наиболее полно воспринимает именно средний диапазон частот, который более выражен в пассивной электронике при небольших потерях в низком и высоком диапазоне.
Последняя особенность звучания пассивных звукоснимателей – это вероятность появления так называемых «артефактов». Основная их причина – именно наличие усиленного магнита в конструкции датчика, из-за которого может проявляться быстрое затухание вибрации струны, странный тембр звучания отдельных струн, а также «волчки», появление которых также может быть связано со спецификой установленной на гитаре электроники.
Активные звукосниматели имеют менее мощные магниты, а также меньшее количество витков – из-за этого сигнал с активной электроники более насыщен высокими и низкими частотами, он имеет более полный и монументальный характер. Проблемой такого строения является значительное ослабление сигнала, который не сможет «раскачать» усилитель или другое гитарное оборудование – особенно, если музыкант использует длинный кабель.
Для компенсации потери в мощности выхода на активную электронику устанавливаются минипредусилители. Чаще всего из-за этого они имеют более мощный выход по сравнению с пассивными датчиками, а музыканту не приходится сильно задирать гейн на процессоре или примочке при желании достигнуть мощного и плотного перегруза.
В чем же разница звучания пассивной и активной электроники?
Как несложно догадаться, разница эта для каждого слушателя проявляется сугубо индивидуально. Однозначно сказать, что выход активной электроники мощнее нельзя (однако все же для большинства случаев такое утверждение будет справедливым), как нельзя и сказать, какие из датчиков звучат лучше. Единственное в чем сходятся многие слушатели – это в том, что активная электроника обеспечивает менее «живой» и динамичный звук, делая его более компрессированным и сглаженным. Но еще раз напомним: это не правило и не аксиома, а лишь констатация большинства мнений со стороны музыкантов.
Звукосниматели: виды, устройство и применение
Электрогитара, бас-гитара, электроакустика и электроукулеле – все эти и многие другие музыкальные инструменты оснащаются таким устройством, как звукосниматель. Первый звукосниматель появился почти 100 лет назад и с тех пор технология изготовления и применения существенно не изменилась.
Звукосниматель предназначен для преобразования колебания инструмента (струны, корпус) в электрический сигнал.
Виды звукоснимателей – активные и пассивные
Пассивные звукосниматели преобразуют колебания в электрический сигнал, который подаётся в усилитель/звуковую карту и т.д. Обладают слабым по мощности выходным сигналом.
Активные звукосниматели имеют встроенный в корпус гитары предусилитель (преамп), который питается от батарейки типа «крона». Следовательно, если начальный сигнал будет усилен, то на выходной сигнал будет максимально мощным и с минимальным количеством фоновых помех.
Виды звукоснимателей по конструкции
Несмотря на огромное количество самых разных музыкальных инструментов, звукосниматели можно условно разделить на несколько типов:
Сингл (single) – устанавливают в основном на гитары типа Stratocaster и Telecaster. Конструкция представляет собой одну катушку с медной обмоткой. Отличается яркостью и чёткостью звучания, обладает перкуссионным призвуком. С другой стороны, таким звукоснимателем свойственна высокая чувствительность к помехам.
Использование в музыке: поп-музыка, фанк-рок, современный прогрессив-метал и прогрессив-рок.
Хамбакер (humbucker) – звукосниматель, состоящий из двух рядом расположенных катушек, что значительно снижает чувствительность к помехам. Обладает насыщенным и объёмным звучанием, что очень важно для рок-музыки. Электрогитары с хамбакерами могут использоваться как в блюзе, так и в экстремально тяжёлых жанрах.
Использование в музыке: вся современная музыка
Также существует такой подтип звукоснимателя, как Хамканселлер – катушки в нём располагаются друг над другом, что обеспечивает возможность установки такого звукоснимателя на место сингла, но получение на выходе сигнала как у хамбакера.
Электроакустический звукосниматель (пьезо-элемент) – используется в акустических инструментах, звук от которых снимается целиком с инструмента (колебания дерева, фурнитуры и т.д.), а не только со струн.
В последнее время получили распространение электро- и бас-гитарные бриджи с пьезо-элементом, что делает их звучание более объёмным.
Применение звукоснимателей
Определённо лучшего решения в плане выбора типа звукоснимателей не существует. Объясняется это тем, что каждый звукосниматель сделан для одной цели.
Синглы звучат ярко, звонко и четко. Синглы типа P90 выдают хорошие низкие частоты, от чего звучание становится более «жирным» или «мясным» (P90 чаще всего можно увидеть на гитарах типа Les Paul). В основном преобладают высокие частоты.
Как уже было сказано выше – синглы фонили, фонят и будут фонить, что является их фишкой и бедой одновременно. Инженеры стремились избавиться от фона, но с потерей фона терялось качество звука и его узнаваемость.
Хамбакер, наоборот, фонит значительно меньше, но при этом чёткого и перкуссионного звучания от него тяжело добиться. При этом хамбакер прекрасно справляется с различными гитарными эффектами по типу дисторшн, овердрайв, фуз и т.д.
Разновидности звукоснимателей
Разновидностей сингловых звукоснимателей превеликое множество. В основном они сделаны под тот или иной тип электрогитар, например: Jazzmaster, Jaguar, Telecaster, Р90 и т.д.
Тем не менее, у всех их есть общее – одна катушка.
Разновидностей хамбакеров еще больше – закрытый и открытый тип, рельсовый хамбакер, рельсовый минихамбакер и т.д.
В мире звукоснимателей существует один интересный тип – рельсовый минихамбакер. С одной стороны, это сингл, но у него две катушки, что характеризует его как хамбакер (и по факту он является хамбакером, размером с сингл). Существуют также классические хамбакеры, помещённые в корпус сингла.
Звучание звукоснимателей
На характер звучания звукоснимателей влияет всего два показателя:
Тип магнита Альнико имеет небольшое сопротивление (5-8 кОм), что даёт более винтажное и чистое звучание. Для современной тяжёлой музыки вполне нормальным считается установка звукоснимателей с сопротивлением от 10 до 20 кОм. Следовательно, чем выше сопротивление, тем более податливым будет датчик для тяжёлой музыки. С другой стороны, желаете мягкий и лёгкий звук – выбирайте звукосниматель с низким сопротивлением.
Если с сопротивлением всё более-менее понятно, то теперь предлагаем разобраться с типом магнитов:
Лучшие фирмы-производители звукоснимателей
Самое высокое качество производства звукоснимателей можно встретить у таких производителей как Gibson, Fender, Seymour Duncan, DiMarzio, EMG.
Цена на именитые звукосниматели довольно высокая, однако существуют довольно неплохие аналоги китайского, корейского и российского производства – Belcat, Tesla и Fokin Pickups, соответственно. Последние пользуются большой популярностью в России из-за низкой цены при высоком качестве.
Как настроить звукосниматель?
Запомните одно простое правило – не трогайте обмотку, если звукосниматель исправно работает!
Звукосниматель следует надёжно закрепить на корпусе электрогитары, чтобы он не болтался, а высота звукоснимателя регулируется в зависимости от ваших предпочтений.
Если желаете получить более громкий и яркий звук – поднимайте звукосниматели, хотите тёплый и мягкий звук – опускайте звукосниматели, но не переборщите и следите, чтобы струны не бились об сердечники звукоснимателей.
Бытует мнение, что опущенный звукосниматель лучше снимает звук с дерева, однако это миф. На звук влияет, как уже было сказано выше, расстояние от звукоснимателя до струн, качество проводов и прочей электроники.
Стоит ли устанавливать на гитару новые звукосниматели?
Если гитара куплена в Ашане, то даже премиальные звукосниматели не сделают её звучание значительно лучше. Если гитара любительского или среднего уровня, то в таком случае замена звукоснимателей может быть очень даже эффективной.
Во-первых, гитара может быть старой, и звукосниматели вполне могли размагнититься. Во-вторых, замена звукоснимателей может помочь вам подогнать гитару под определённый жанр (вы же не будете играть метал на звукоснимателях с Альнико 2?)
Поэтому заменять звукосниматели целесообразно только в двух вышеперечисленных случаях. Забудьте про модернизации гитар, которые выходят плохими с завода.
Виды гитарных звукоснимателей. Часть 1: самые распространенные синглы.
В прошлый раз мы поговорили о том, как появились электрогитаре звукосниматели, разобрались, когда все началось и кто в этом виноват.
Сегодня мы попробуем разобраться в огромном разнообразии существующих электрогитары звукоснимателей и как-то сравнить их и сопоставить между собой. Конечно, мы не беремся описать каждую модель каждого производителя. Это нереально, их слишком много. Мы, вместо этого, постараемся описать основные типы датчиков, существующих на данный момент. Опять же, придётся сузить список до более распространенных вариантов, обделив своим вниманием таких кандидатов в Красную Книгу, как Rickenbacker Horseshoe, Les Paul Low Impedance, Greco V-Shaped Pickups или, упаси нас все силы небесные, Sekova Grecian! Если вам когда-нибудь они попадутся живьем – обращайтесь, обсудим и их. Но пока сосредоточимся на основных известных типах.
Да, именно о таких датчиках, как на Sekova Grecian, мы не будем вести речь!
Пока оставим в стороне активные и даже басовые датчики, а то опять слишком много букв получится. Их обсудим в другой раз. Договорились? Отлично. Тогда начнем!
Часть первая: самые распространенные синглы.
Итак, как мы уже обсуждали, в основе любого электромагнитного гитарного звукоснимателя – магнит и намотанная катушка. Если она одна, то получается, как правило, более открытый и динамичный звук с более широким частотным диапазоном. Но чувствительный к любым наводкам, «шумящий». Такой датчик называют Single-Coil Pickup или сингл. Если же он состоит из двух катушек с обратной полярностью, соединенных друг с другом, то звучание получается, как правило, более плотное, темное, скомпрессированное. Но такие датчики отлично сопротивляются многим наводкам, подавляют шумы, поэтому их называют Hum-Cancelling Pickups, Humbuckers, хамбакеры. В рамках каждой из этих категорий есть достаточно различных типов звукоснимателей. Постепенно мы рассмотрим их все.
Основные типы синглов:
Самый распространённый тип сингловых звукоснимателей. Устанавливаются далеко не только на Stratocaster. Признайтесь честно, именно о таком звукоснимателе Вы и подумали, когда прочитали слово «сингл»?
Компания Fender в 54 году, когда представила гитару Stratocaster просто попала в десятку по всем параметрам: контуры деки, тремоло машина. И, конечно же, датчики! Они отлично звучали, а кроме того имели чрезвычайно удобный формфактор. Компактные, к тому же катушки у них защищены пластиковой крышкой – вряд ли случайно проткнешь соскочившей отверткой, когда отстраиваешь высоту датчиков.
В оригинальных стратовых датчиках катушки наматывались на бобину из вулканизированной фибры. В ней размещались 6 отдельных магнитных сердечников из AlNiCo. Их способ литья и обработки, форма и длина влияют на тембр датчика и межструнный баланс звучания. Однако, сама такая технология – отдельные магнитные сердечники под каждую струну – имеет характерные звуковые черты. Магнитное поле здесь точечно сосредотачивается под струной. Звукосниматели с такой конструкцией имеют «взрывное» звучание с быстрой четкой атакой и ярким звучанием в области верхов.
При использовании таких магнитов проявляется естественная компрессия сигнала, которая становится заметнее, если датчики находятся близко к струне. Здесь нужно проявлять осторожность: чуть ближе, чем надо – и струна уже не сможет свободно колебаться, звук станет неприятно искаженным. Это свойственно всем датчикам, но сильнее всего проявляется с такой конструкцией.
К тому же, в случае с классической комбинацией из трех таких синглов, получается, что каждая струна проходит над целыми тремя магнитными стержнями, которые удерживают ее в своем магнитном поле (эффект String-Pull). Слишком близкая отстройка звукоснимателей к струне может привести к потере сустейна, искаженному звучанию, нечистому тону (эффект еще называют Stratitis)
Позже появились синглы такой же формы и вида, но с керамическим (иногда и AlNiCo, но реже) магнитом-бруском, приклепленным к бобине снизу, а стержни в датчике – просто металлические магнитоводы. Такие датчики имеют чуть более равномерное распределение магнитного поля, более ровное звучание, но намного меньше того самого характера, атаки и очерченного верхнего края.
Звукосниматель с керамическим магнитом – бруском. Отдельные металлические цилиндры в нем – уже не самостоятельные магниты, а магниводы, помогающие ему распространять свое живительное магнитное поле в нужном направлении.
Еще одна особенность традиционного сингла – небольшой провал громкости сигнала при бенде струны, когда она оказывается не прямо над магнитным стержнем, а между ними. Специально, чтобы избавится от этого недостатка разработаны звукосниматели с магнитоводом-пластиной или «лезвием» – Blade. Они звучат значительно более ровно при бендах. И, как правило, здесь намного меньше проявляется эффект String Pull. Но, опять же, здесь получается совсем другая атака за счет более равномерного магнитного поля и совсем другая динамика игры. Тем более, что многие музыканты понижение уровня сигнала при бенде не считают проблемой, ведь это дает дополнительные оттенки звуку, придает натуральность динамике, «дыхание», «разговорные интонации» – как только это не называют.
В общем, классический звук с мощной атакой – традиционные синглы с отдельными AlNiCo-магнитами, модерновый ровный и плотный сустейнистый звук – лезвия.
В первых стратах все три датчика ставились одинаковые, разница в тембре была обусловлена лишь физической позицией. Позже, начнут ставить более мощные датчики в бридж и менее мощные возле грифа, чтобы получить лучший баланс. Также, в ранних стратах не было промежуточных положений переключателя, датчики использовались по одному. Однако, после появления 5-позиционных переключателей стало стандартной практикой изготавливать средний датчик с обратной полярностью и обратным направлением намотки, чтобы в во 2-м и 4-м положениях достигать эффекта шумоподавления, такого же, как на хамбакерах.
Есть огромное количество разных вариаций таких стратовых синглов. У каждой приличной компании обязательно должно быть хотя бы пара-тройка отличных вариантов. Пробуйте и экспериментируйте на здоровье!
Bare Knuckle Irish Tour – классическая винтажная атака, яркое стекло, без рези в глазах и с некоторой долей теплоты. Чуть больше мускулов на бриджевом датчике, чтобы он был поплотнее (а то на стратах они бывают тонковаты для современного гитариста). Средний датчик очень цельный и самодостаточный, нековый – воздушный, с свободным дыханием. Динамика просто огонь, очень хорошее соотношение сигнал/шум как для честного сингла с умеренным выходом.
Bare Knuckle Trilogy Suite – невероятно мощный комплект с жирной серединой и мощным низом. При этом – безукоризненно сингловая динамика и широкое звучание. Очень теплые на чистом звуке. И неописуемо крутые на перегрузе!
Bare Knuckle Cobra – идеальный модерновый сет. Сингловое звучание с мощнейшим выходом и нереальной ровностью и чистотой. Керамический магнит и два стальных лезвия дают мощное, но очень равномерное магнитное поле. Потрясающий сустейн, четкая атака и божественный баланс. Так должны звучать можерновые синглы. Что на клине, что с перегрузом.
Мы намеренно не затрагивали тут тему «бесшумных синглов» или «хамбакеров в сингловом корпусе». Потому что это не синглы. А хамбакеры в сингловом корпусе. Вот, когда о хамбакерах речь зайдет, тогда о них и поговорим. В другой раз, то есть.
За 5 лет до стратокастера Fender представили Esquire с одним бриджевым датчиком. Годом позже добавился нековый датчик. И комбинация на все времена была готова. Этот тип звукоснимателей остается вторым сингловым бестселлером, уступая только стратовым синглам по объемам продаж.
Здесь Fender опробовали свой принцип – катушка с отдельными магнитами под каждую струну. Получилось отлично, так что использовать это будут потом практически во всех своих дизайнах.
Любопытно, что хотя в страт сначала будут ставить три одинаковых датчика, в своей более ранней модели Tele, Fender уже придут к мысли о том, чтобы использовать в разных позициях разные звукосниматели. Более того, в случае с Tele они настолько разные, что кажется, будто пришли они из разных миров!
Визитная карточка теле – конечно бриджевый датчик. Как говорил Jeff Beck, если у вас есть Esquire с только одним этим звучком, то пройдут годы, прежде чем вам сможет прийти в голову мысль, что можно поставить сюда еще один. Многие гитаристы, имея классический телек с двумя синглами, за всю жизнь ни разу не переключаются с бриджевой позиции. Потому что этот датчик ЗВУЧИТ! И звучит очень своеобразно.
Его звук отличается от бриджевого сингла страта. При том же типе конструкции, здесь больше габариты самой катушки, что меняет распределение магнитного поля и съем сигнала. Дело в том, что Leo Fender не разрабатывал этот датчик для электрогитары с нуля. Он адаптировал свой датчик для слайд-гитары. Более широкая и глубокая намотка, чем в будущих датчиках для страта пришли именно оттуда.
Не последнюю роль в своеобразии бриджевого датчика теле играют еще два фактора.
Во-первых, это металлическая пластина в основании звукоснимателя. Опять-таки дань родословной, идущей от слайд-гитары. Эта пластина позволяла проще закреплять датчик в корпусе гитары. Но, помимо этого, она влияет на звук! Изначально делалась из оцинокванной или медненой стали, сейчас доступны варианты и из других материалов. В зависимости от материала, влияние на звук будет разным. Так, медь или латунь делают звук теплее и полнее, а сталь – усиливает выход, за счет усиления индуктивности катушки (стальная пластина тут становится как бы дополнительными витками). И практически все варианты металлической пластины делают более равномерным магнитное поле и слегка усиливают его, что было очень важно, учитывая, что Fender изначально имели возможность использовать только довольно слабый сплав AlNiCo 3.
Кстати, сейчас некоторые гитаристы приделывают подобные металлические пластины на дно и стратокастерного бриджевого датчика, чтобы придать ему большее сходство с тембром теле. Некоторые компании выпускают готовые пластины с инструкцией, как их приделать к своему датчику. Обратите внимание: это будет корректно работать только с традиционным синглом с отдельными 6 Alnico магнитами!
А компания Bare Knuckle Pickups позволяет выбрать в качестве опции при заказе изготовление датчика для страта сразу с такой пластиной.
Второй фактор звучания бриджевого датчика теле – это сам его бридж! Да, вот эта большая железяка, в дырку в которой вставлен звукосниматель, тоже имеет значение. Иначе и быть не может – такое количество металла вокруг датчика влияет на магнитное поле и съем сигнала. И, конечно, тоже вносит свой вклад в звук. Обратите внимание: на некоторых инструментах известные гитаристы и заменяли стандартный бридж ради звука или настройки. Отличный пример: гитары Francis Rossi и Rick Parfitt из Status Quo. У обоих этих телекастерных героев бриджи совершенно по-варварски переделаны. Но! Металлическая часть над датчиком оставлена. Потому что звук потерять не хотелось.
“Небольшая кастомизация” телекастеров Francis Rossi и Rick Parfitt
Это часто очень яркие датчики. Но всегда с плотным телом звука. Энергичные и пробивные. И потрясающе работающие вместе с ручками громкости и тона, тут просто здоровенная коллекция эффектов под пальцами! Супер-мастера, у которых этому стоит учиться – Roy Buchanan и Merle Haggard. Есть много других гениальных гитаристов, но эти два имени приходят на ум в первую очередь, когда думаешь о креативном использовании одного только бриджевого датчика теле и двух ручек гитары. Ну и собственных рук, конечно.
Нековый датчик – это совсем другой зверь. Он разрабатывался отдельно и должен был создать некую тональную антитезу яркому и сильному бриджевому датчику. Поэтому он заранее делался значительно более слабым и мягко звучащим. Однако его важнейшая эстетическая составляющая (заметно влияющая и на звук) – металлическая крышечка – была создана чтобы решить совсем другую проблему. Проблему фона.
Оригинальный датчик середины 50-х.
Слабые синглы, подключенные в слабые усилители простейшими кабелями с минимальным экранированием (до появления кабелей Analysis Plus оставалось еще сорок лет), конечно же, вся эта цепь была отличной антенной для любых наводок! В первую очередь, звукосниматели – катушки из проволоки с огромной индуктивностью. Парафинирование датчиков тогда еще не практиковалось, что усугубляло ситуацию. Надо было постараться сделать так, чтобы датчики ловили поменьше чего попало помимо колебаний струны.
С бриджевым датчиком Leo Fender решил проблему довольно просто – поверх бортиков бриджа надевалась дополнительная металлическая крышка, прикрывающая бридж над звукоснимателем. Называли ее Ashtray – пепельница, поскольку выглядело это устройство реально похоже. Контактируя с бриджем, к которому подводилась земля (причем, через болты, которыми крепился бриджевый звукосниматель – вот зачем еще была нужна металлическая пластина снизу – посредством ее экранировался бридж), эта крышка создавала своеобразную камеру Фарадея вокруг звукоснимателя. То есть внешние электромагнитные излучения почти не попадали со всех защищенных сторон.
Подобные вещи использовались и на басах Fender, где металлические крышки устанавливались отдельно от бриджа поверх датчиков, и на басах Rickenbacker и на других винтажных инструментах. Эффективной эта конструкция может быть только если туда нормально подведена земля, да и то весьма относительно, а вот неудобной она может оказаться значительно чаще. Поэтому многие музыканты и снимали такие крышки. На том же Tele, струны ребром ладони при надетой пепельнице у бриджа не приглушишь.
В случае с нековым датчиком для телекастера крышку решили приспособить на сам звукосниматель, разместив ее поверх катушки и подключив к выходу датчика на землю. Насколько уменьшились наводки – вопрос более, чем спорный. Но то, что эстетика Telecaster была бы неполна без этого элемента, можно считать аксиомой.
Однако же, снова нашлись музыканты, которые стали снимать такие крышки. Но не из-за эстетики, как правило, а по причине звука. Дело в том, что такая крышечка влияет на звучание датчика. В зависимости от используемого материала, она в разной степени съедает какое-то количество верхов. Менее всего – при использовании нейзильбера, больше – при хромированной или никелированной меди, еще больше – при стали, цинке. Но традиционная крышечка делает звук от чуть более округлого, чем без нее, и вплоть до вялого и тусклого.
Поэтому, не всем музыкантам нравился звук такого датчика. Кто-то заменял на другой звукосниматель в неке: Keith Richards трудно представить без его знаменитого телека по имени Micawber с хамбакером в неке, кантри-виртуоз Clarence White ставил в нек стратовые синглы, Danny Gatton – звукосниматели Charlie Christian, Eddie Vedder из Pearl Jam заменял на P90, Brent Mason – мини-хамбакеры, а Skunk Baxter из Steely Dan и Doobie Brothers ставил вместо стандартного некового датчика на Tele звукосниматели Filter’Tron.
А кто-то просто снимал с него крышечку! Если вдруг решитесь повторить таку процедуру, будте осторожны. Крышечка припаяна, хорошо зафиксирована, а у некоторых моделей еще и посажена на клей. Пытаясь ее просто оторвать, можно прийти к обрыву катушки. Лучше обратитесь к мастеру, если так уж хочется поэкспериментировать!
Без крышечки датчики звучать более открыто и ярко, а хорошо ли это для Вашей гитары – решать только Вам. Некоторые компании сразу выпускают сейчас версии некового датчика для Tele без крышечки. Эстетически – некоторые предпочитают именно так. Говорят, что так инструмент выглядит модерновее и «спортивнее». Другие хотят звук датчика без крышечки, и вид датчика с крышечкой. Для них можно найти модели с декоративными пластиковыми крышечками, которые сохранят традиционный внешний вид, благодаря металлизированному напылению, но не повлияют на звук. Но и от наводок не защитят от слова совсем. Только декоративная функция. Некоторые бутиковые компании пошли более сложным путем: металлическая крышечка с отверстиями для магнитных стержней – с расстояния нескольких шагов выглядит как обычный телековый датчик, такой компромиссный вариант по виду и звуку.
Но есть гитаристы, готовые клясться на традиционном нековом теле-датчике как на Библии, Уголовном Кодексе или биографии Джимми Хендрикса. Потому что звук их, не такой сильный и яркий, все же обладает характером. Воздушным, объемным, округлым, они могут быть разными. Но отличный нековый датчик – это чистое волшебство! Просто не всегда стоковый датчик на гитаре действительно отличный. Даже на крутейших винтажных инструментах: технология намотки была несовершенной, магниты и материалы для крышечек Fender брали в разное время у разных поставщиков, результат оказывался разным.
К счастью, в наше время выбор чрезвычайно велик. Каждый сможет найти себе датчики по душе.
Bare Knuckle Blackguard Series Flat ‘50 – самый винтажный звук этих датчиков не был особенно звонким и ярким. Это потом, выпустив усилители помощнее Fender станут делать звукосниматели с более тихим выходом и звонким звуком. А модель 1950 года – это был мощный, серединистый плотный и напористый звук. Звучит просто шикарно и с модерновыми усилками, которые часто резковаты сами по себе. Максимально густой и авторитетный тон.
Bare Knuckle Brown Sugar – яркий и мощный комплект с горячим выходом и винтажным характером. Идеально комбинирует в себе лучшее из двух миров: классический Twang на чистом звуке и вкуснейший жирный овердрайв. Атака быстрая, динамика отлична.
Bare Knuckle Cobra T – хоть это не комплект, а только бриджевый датчик, но не назвать его здесь было бы преступлением! Та же концепция, что и в Cobra для Strat, но, как мы уже выяснили, сама форма датчика для теле – это уже другая формула звука! Модерновый рельсовый датчик, мощный выход, открытый, яркий звук. Потрясающий Hi-Gain. И невероятный клин. При этом – 100% сингл. Уточнение: телекастерный сингл. Потрясающее ощущение одновременно нового, уникального и знакомого родного звука телека! Да, это бесстыдная реклама. Этот датчик стоит того.
Кстати, заказывая звукосниматели для Tele у Bare Knuckle Pickups можно самому выбрать, будет ли нековый датчик с эпохокорректной крышкой или без крышки. Так что можно самому выбрать. Трудно решить, какой вариант выбрать? Заказывайте оба! Два комплекта – это лучше, чем один. Их можно поставить на два телекастера!
3. Звукосниматели P90 или «мыльницы».
Эти звукосниматели, значительно менее распространенные, но не менее легендарные, появились еще в 1946 году. Именно тогда Gibson начали ставить их на свои Archtop-гитары. Если сравнивать P90 со стратовскими синглами, то можно выделить несколько основных отличий.
Бобина, на котрорую наматывается провод, здесь более плоская и широкая, чем у звукоснимателей Strat-Style. Так что даже при всем прочем одинаковом, они уже звучали бы иначе: ведь значительная часть намотки здесь располагается дальше от сердечников-магнитоводов. Да и другая геометрия датчика обуславливает несколько другой съем сигнала со струны. Особенно, если не выкручивать особенно высоко подстроечные винты-магнитоводы. Тогда получается более равномерный и широкий съем сигнала с большего участка струны. Результат – менее яркая атака, но более ровный и плотный сигнал.
Второе глобальное отличие, вероятно, еще более значительно: в отличие от Fender-овских синглов, в большинстве своих датчиков Gibson использовали не индивидуальные магниты-стержни, а магниты-бруски, располагающиеся под катушкой, между которыми находятся регулировочные винты-магнитоводы. Зачем их регулировать? Чтобы добиться равномерной амплитуды звучания от струны к струне. Ведь у разных по толщине струн будет разное воздействие на магнитное поле датчика. А если у гитары заметный радиус грифа, то этот эффект еще заметнее.
Fender не делали таких регулировочных винтов, но на многих своих датчиках делали индивидуальные магниты разной длины, чтобы добиться компенсации. Другое дело, что такие датчики могут быть адаптированы только к одному из типов струн: с третьей струной в оплетке или без. И при использовании другого типа комплекта, треться струна может звучать значительно громче других или проваливаться. Поэтому далеко не во всех моделях синглов делается такая компенсация.
Так вот, в большинстве P90 использовались магниты-бруски и регулируемые магнитоводы. Это дает более контролируемую атаку (как для сингла, по сравнению с любым хамбакером атака тут будет значительно ярче и сильнее) и более ровный съем сигнала.
Исключение – звукосниматели Staple Magnet P90, которые можно, например, услышать на классических записях Elvis. Ведь гитары Gibson L5 и Super 400 Scotty Moore, его гитариста, были оборудованы такой разновидностью P90 – с индивидуальными AlNiCo магнитами в виде брусочков с прямоугольным сечением. Такие датчики давали более HiFi-ный звук с более ярким тембром и звонкой атакой. Тем не менее, геометрию катушки никто не отменял и звучали они вовсе не как датчики Strat или Tele.
А еще P90 – это всегда очень мощные ребята по меркам синглов. У них большой выход, более теплый звук, они звучат более скомпрессированно и легче ввергают усилитель в овердрайв. А уж на овердрайве они безумно хороши! Более плотные, чем у других синглов средние частоты в паре с агрессивной атакой и динамикой, недоступной хамбакерам, позволяют им звучать очень круто. Их звук БОЛЬШОЙ. Открытый, ясный, жирный, густой, вкусный. И их много. Тембрально они почти на полпути от обычного сингла к хамбакеру. Но они синглы. И они шумят как синглы. А все бесшумные версии – это уже не честный P90, а хамбакер. Есть очень крутые, но все равно хамбакер. А мы тут пока еще о синглах говорим.
Кто только на них не играл! Danny Cedrone, гитарист группы Bill Haley – The Comets, начал весь на свете рок-н-ролл, сыграв Rock Around The Clock на гитаре с P90. Альбом The Beatles Revolver практически весь записан на гитарах Epiphone Casino с датчиками P90, как и многие другие их работы. На Les Paul с P90 играл Pete Townshend на Live At Leeds. На гитаре Gibson “Monkey” SG Tony Iommi, которая звучит на первых альбомах Black Sabbath стояли именно P90. На Les Paul с P90, а вовсе не на Stratocaster, как принято думать, записал David Gilmour соло в Another Brick In The Wall Pt.II. Гитарист Clutch Tim Sult говорит, что для более мягких партий он использует хамбакеры, а более агрессивные фрагменты пишет на P90. Список можно продолжать еще очень долго!
Классические P90 выпускают в двух стандартных форм-факторах: Soapbar (мыльница), брусок-параллелепипед, с виду и впрямь напоминающий мыльницу и Dog-Ear (собачьи уши) – вытянутый шестигранный корпус. В первом случае крепится звукосниматель к корпусу двумя винтами, проходящими через катушку, во втором – винты проходя через сами «уши». Заказывая себе датчики P90, будьте внимательны! Корпуса у этих версий реально разные и поставить себе не тот вариант без сложной доработки не получится. Лучше заранее уточнить, какой именно вариант исполнения датчика заказывать.
Отдельно стоит упомянуть и о таком, довольно недавно появившемся, подвиде: P90 в хамбакерном корпусе. Дело в том, что гитар, сделанных в расчете на использование в них хамбакеров, в мире намного больше, чем с фрезеровкой под P90. А число гитаристов, желающих получить звук P90 с каждым годом растет. Конечно, делают и новые гитары с этими датчиками, но как же тем, кто хочет получить этот потрясающий жирный, но динамичный сингловый звук от уже имеющейся гитары? К примеру, заменив мутноватый нековый хамбакер на любимом Les Paul на «мыльницу»?
Размеры и способы крепления у хамбакера и P90 заметно отличаются. Что же тогда, пилить дерево? Вовсе нет, специально для таких случаев некоторые производители стали выпускать P90 в хамбакерном корпусе. Это честный сингл, только вместо пластиковой мыльницы он помещен в тело обычного хамбакера. Всегда с крышкой! Иначе страшно смотреться будет – катушка-то всего одна и по центру. Звучит? У хороших производителей – в точности, как P90. А у плохих лучше ничего брать не надо. Для многих музыкантов, это лучший нетравматичный способ познакомиться как следует со звуком P90. Ведь если окажется, что это все же «не твое» и решишь вернуться к хамбакеру, то на корпусе не останется никаких ужасных дыр от фрезеровки.
Звук этих датчиков вдохновляет столь многих гитаристов и производителей, что существует множество версий для стратов и, особенно для телеков, воссоздающих звучание P90 в корпусе маленького сингла. Конечно, некоторая незначительная разница будет, геометрию никто не отменял, но звук получается очень близкий.
Bare Knuckle Half Note – аутентичное звучание джазовых банок 40х-50х годов. Или отличное органичное звучание для любого цельнокорпусного инструмента. Звучат максимально естественно. Сложно передать словами, но ощущается это так, как будто датчика нет вообще. Просто инструмент становится громче и звучит через усилитель. Волшебный чистый звук и отличный светлый драйв. Улетная динамика.
Bare Knuckle Supermassive 90 – настоящий характер P90 с совершенно модерновым звуком. Расширенный частотный диапазон и увеличенный выход – редкое сочетание для пассивных звукоснимателей. Но здесь оно именно таково. Читаемый и пробивной звук, который не превращается в кашу на Hi-Gain любого уровня злости. И даже сохраняет фирменное тепло! Чистый, кстати, тоже более, чем достойный.
Bare Knuckle ‘Pig HSP90 – а вот это и есть самый настоящий P90 в хамбакерном корпусе. Злющий до предела. Колоссальный выход, побольше, чем у других хамбакеров, а читаемость и динамика – сингловая. Теплый, очень теплый чистый звук. И перегруз хоть до экстремального металла.
Bare Knuckle Manhattan HSP90 – еще один P90 в сингловом корпусе, но он – полная противоположность предыдущему. Мягкий, светлый датчик будто сняли с джазовой гитары начала 50х. Округлая атака и гладкий, долгий, натуральный сустейн. Поставьте на приятную «в дереве», без подключения гитару, у которой не было хорошего чистого звука с хамбакерами. Будет. Точно будет.
На этом пока вынуждены прерваться. А то количество букв уже просто зашкаливает. В следующей части нашего разговора о датчиках будем писать о чуть менее распространенных синглах. Тех, которые стоят не на каждой второй гитаре, а на каждой двадцатой. Jazzmaster, Jaguar, Lipstick, Gold Foil и так далее.
Так что не переключайте канал, оставайтесь с нами!