что такое синай в религии
Синай: лицом к лицу с Богом (+ФОТО)
Заря над Синаем преображает весь горный массив
И для паломника, желающего прикоснуться к величайшим святыням, и для туриста, жаждущего увидеть места, которые за свое историческое, художественное и природное значение объявлены ЮНЕСКО достоянием человечества, Cинайский полуостров – особая точка на поверхности земного шара.
Увидеть Синай собственными глазами – значит увидеть и прочувствовать то, что запомнится на всю жизнь. А если удастся сделать фото – воспоминания будут еще четче, ярче, глубже. В нашем семейном архиве хранятся синайские фотографии: мои и те, что сделала дочь, когда они с мужем тоже поднялись на священную гору Моисея. Все мы решились на это нелегкое паломничество, когда были в Египте. Только это произошло в разные годы и в те времена, когда еще не было коронавируса и добраться до Синайского полуострова было не так уж сложно.
Синай – это место духовных исканий
С тех пор прошло немало лет, но все помнится так, как будто было вчера. Особенно когда глядишь на снимки, сделанные во время тех памятных путешествий, или слышишь имена святых пророков Моисея, Илии, великомученицы Екатерины или думаешь о заповедях Божиих.
Неопалимая купина – та самая, что горела, не сгорая Египет – древняя страна пирамид и фараонов. Ныне же – государство, подавляющее число жителей которого исповедует ислам. И все-таки Египет – это еще и земля, которая прославилась множеством христианских подвижников и святых мест.
Так, если самолет приземляется в Шарм-Эль-Шейхе, ты оказываешься на Синайском полуострове, а значит, совсем рядом со священной для многих народов горой Хорив или горой Моисея, которую местные бедуины называют по-своему – Гебель Муса. Именно здесь пророк получил от Самого Бога скрижали с заповедями. Именно по этим пустынным, иссушенным солнцем долинам Синая шли евреи из египетского рабства в Землю обетованную. Здесь же, у подножия Гебель Муса, до сих пор растет Неопалимая купина – та самая, что горела, не сгорая, когда Бог говорил с Моисеем. Здесь же, на склоне горы Хорив, на высоте 1570 метров, стоит православный монастырь святой Екатерины – один из самых древних в мире.
На вершине многие паломники кутаются в одеяла
У подножия Гебель Муса до сих пор растет Неопалимая Купина – та самая, что горела, не сгорая, когда Бог говорил с Моисеем
Синай неразрывно связан с именами многих великих святых. Еще в III веке, привлеченные священностью этого места, в его пещерах начали селиться монахи-отшельники. А в 330 году святая Елена, мать императора Константина, построила часовню над корнями Купины, чем и положила начало созданию будущей монашеской обители. Ее мощные, неприступные стены, напоминающие больше крепость, чем монастырь, возвел в середине VI века император Юстиниан.
Восхождение на гору Синай возможно в течение всего года и всегда начинается ночью – днем слишком жарко, да и восход солнца в горах великолепен.
Мое паломничество началось от монастыря святой Екатерины, куда от Дахаба через египетские военные блокпосты нас довез микроавтобус. Дальше – пешком.
У меня фонарик, теплая одежда и сухой паек в рюкзаке, который несет один из моих спутников – опытный альпинист Сергей Судник. Юный проводник-бедуин указывает путь к вершине Гебель Муса, а это 2285 метров над уровнем моря. Идти часа три-четыре.
Одежда, быт, традиции бедуинов не меняются веками
Шагаем в полной темноте. Луч фонарика выхватывает из черной, как нефть, ночи мизерную часть тропы – но хотя бы видно, куда ставить ногу. А проводник движется так уверенно, будто видит в темноте. Идем молча. Изредка из мрака раздается: «Кэмел?» Направляю туда луч света: верблюды, лениво жующие жвачку, и бедуин, который предлагает подвезти нас ближе к вершине горы. Спасибо, пока сил хватает!
Удивительный народ эти бедуины – от их внешнего облика и жилищ веет седой древностью. Их одежда, быт, традиции, образ жизни не меняются веками. Разве что пластик использовать стали и носить кроссовки. Бедуины – мусульмане, хотя когда-то в древности были христианами. Однако мужчины племени джебелейях по-прежнему служат паломникам, идущим на Синай, и выполняют различные работы в стенах монастыря святой Екатерины.
Звезды. Свет их такой сочный, будто небо совсем рядом. Но смотреть на них пока некогда. Все внимание на тропу. Небо все ближе, а сил – меньше, воздуха не хватает – дыхание сбивается. Альпинист подсказывает, что надо не делать глубоких вдохов, а дышать часто и быстро. Так на большой высоте лучше вентилируются легкие. Тело будто налито свинцом — шаг, еще… Тяжко-то как! Эх, верблюда бы! А походка бедуина-проводника по-прежнему легка, как у горной лани. Спрашиваю, как часто он совершает восхождение. Говорит, подбирая отдельные русские слова, что через день. Ничего себе! Настоящий сын гор! Он предлагает руку, опираюсь на нее и одолеваю-таки последний отрезок крутой лестницы без перил, ведущей, без преувеличения, в самое небо.
Храм Святой Троицы на вершине Синая
На вершине очень холодно. Ветер пронзительный. Наш проводник предлагает взобраться по какой-то неустойчивой конструкции в расщелину, где ветер меньше, и исчезает. Прячемся и ждем рассвета.
Нам, живущим в ХХI веке, хочется увидеть это место, стать причастными его мистической, Божественной тишине
Дошли вовремя – небо на востоке начинает светлеть. Каждую секунду, нет, полсекунды, его цвет меняется. Легкие перистые облака переливаются неописуемыми оттенками красного, розового, золотого, алого, червонного. Восток великолепен! Мир на наших глазах как будто рождается заново: «И был вечер, и было утро» (Быт. 1).
Мысленно произношу самые краткие молитвы: «Отче наш», «Царю Небесный». Не хочется многословия. Не хочется чего-то просить у Бога. Хотя многие совершали и совершают трудный подъем на Хорив ради прощения грехов. Господи, мне лишь бы ощутить Твое присутствие в «гласе хлада тонка» (3 Цар. 19: 12), в веянии тихого ветра, как это было дано пророку Илие.
Почему-то именно здесь, на Синае, великим людям, святым людям – Моисею и Илие – было дано познать Единого Бога, встретиться с Ним, общаться. Почему-то именно здесь. Гора эта не раз освящена особым присутствием Всевышнего. И нам, живущим в ХХI веке, хочется увидеть это место, стать причастными его мистической, Божественной тишине.
Колокольня монастыря святой Екатерины на Синае Пройдет всего несколько часов, и внизу, рядом с Неопалимой Купиной, где Моисею было сказано: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3: 5), гид, который встретит нас в монастыре святой Екатерины, как бы продолжит мои мысли, сказав:
«Синай – место, символизирующее внутренний путь, взросление, встречу со своей глубиной как Божественным образом, встречу с Богом. Моисей встретил Бога Живого, призывающего к движению, к посвящению своей жизни Ему Одному и научающему жить в доверии, неопределенности. Он показал избранному народу, что Он — и Царь, и Законодатель, и Судья, и Проводник, и Кормилец. Илия тоже искал Бога. Искал в огне и силе, а ответ был – в тишине, в слабости, в сокровенности, в темноте, в уединении…»
Среди камней, на террасах горы собралось множество людей со всех концов земного шара. Многие с головой укутаны в одеяла. А Моисей здесь, на вершине, провел 40 дней и ночей без куртки и одеяла, без чая и сухого пайка.
Мы с головой кутаемся в одеяло, а Моисей провел здесь 40 дней и ночей без куртки, без чая и сухого пайка
Заря над Синаем преображает весь горный массив. Солнце несет тепло, свет, радость, всеобщее оживление. Новый день. Совершенно новый! Активно щелкают фотоаппараты. Снимаю и я. Фото помогут сохранить то, что упустит память.
А еще покупаю у бедуинов камень. Снаружи ничем не примечательный, невзрачный. Ни за что бы не догадалась, что внутри него – полость с ослепительно блестящими кристаллами. Это «Слеза Моисея». Говорят, что это застывшие слезы пророка, который оплакивал грехи своего народа. Красивая легенда… И полезная.
Одно неверное движение – и можно сорваться вниз Начинаем спуск. Людской поток, будто быстрый горный ручей, стремится вниз, к подножию Гебель Муса. Казалось бы, вниз спускаться легче. Не тут-то было! Если путь наверх частично состоял из каменных ступеней, то более короткая, «монашеская» тропа, по которой решаем идти вниз, целиком состоит из ступеней. Но мы еще об этом не знаем.
Усталость неимоверная! Хотя во время подъема удалось часок вздремнуть в бедуинской хижине-кафе, безумно хочется спать. Каждый шаг – над крутым обрывом, одно неверное движение – и можно сорваться вниз. Но Бог хранит нас! Солнечный свет наконец дает возможность увидеть саму гору. Эти красноватые скалы с их замысловатыми формами и лакунами словно выточены водой, но реки здесь никогда не было. Это ветер. Века его упорной работы превратили камни в точеные скульптуры. А оттенок камня такой, точно впитал в себя цвет рассвета.
Открывается величественный вид на монастырь. Его маленькая община, состоящая в основном из греков, практически автономна и независима – ее возглавляет архиепископ Синайский, который избирается старшими монахами и посвящается в сан патриархом Иерусалимским. Здесь свой устав, свои древние традиции. У обители даже есть свой герб и флаг! Более чем за 1400 лет существования обители здесь ни разу не прерывалась жизнь духовная, монашеская, всегда совершалась Божественная литургия.
Стены монастыря святой Екатерины впечатляют своей мощью!
Стены монастыря впечатляют своей мощью. Раньше попасть внутрь можно было только через специальные лифты-подъемники, похожие на большие скворечники. Людей и пищу поднимали в корзинах на высоту 15-ти метров. Теперь же входят через узкую низкую дверь прямо под лифтом. С проводником-бедуином мы попрощались, и теперь нас ведет новый гид – москвичка Светлана Фоломешкина.
Миновав колодец Моисея, возле которого пророк, по преданию, познакомился со своей супругой Сепфорой, приближаемся к Неопалимой Купине. Долго смотрю на священный куст и пытаюсь вспомнить все глубочайшие смыслы и прообразы, связанные с ним. Их так много! Но самый важный – напоминание, связанное с Богоматерью, с тайной воплощения Бога через Нее.
Мне не довелось побывать в часовне, куда паломники из благоговения входят без обуви, памятуя, что и великий Моисей стоял на этом святом месте босым. Но здесь, в монастыре, все такое святое и древнее, что, наверное, достаточно приложить ладонь к любому камню, чтобы сказать: «Я прикасался к святыне, я был на горе, где Бог говорил с человеком лицом к лицу!»
Идем в «сокровищницу монастыря». Подолгу любуемся шедеврами ювелирного искусства – богослужебными предметами из драгоценных металлов и самоцветов. Но меня больше впечатляют иконы, выполненные в технике энкаустики (краски смешиваются с горячим воском). Все, что собрано здесь, – уникально и бесценно. То же можно сказать и о древних манускриптах из библиотеки монастыря, которая по богатству собранных книг считается второй в мире после Ватиканской. В этой библиотеке хранятся пергаментные страницы «Синайского кодекса» (V в.) – самой древней из найденных рукописей с текстом Библии.
В сокровищнице хранится еще один уникальный документ: копия полученной монахами в 623 году охранной грамоты. «Подписана» она… отпечатком руки Мухаммеда. В Фирмане записано, что мусульмане будут защищать монастырь от нападений, а также освобождают его от уплаты налогов.
На территории обители до сих пор сохранилась мечеть, возведенная в начале XII века, чтобы бедуины, работающие в монастыре, могли совершать свои молитвы. Рядом колокольня с девятью бронзовыми колоколами. Слышим звон одного из них (и это особая привилегия монастыря, ибо в мусульманских странах христианам запрещено звонить в колокола). Это знак для паломников.
Рака с мощами святой Екатерины в Синайском монастыре
Светлана приглашает нас пройти в храм Преображения Господня. Об этом храме и его святынях можно рассказывать бесконечно! Но в этот раз мой главный интерес – мощи святой великомученицы Екатерины. Весьма впечатляет тот факт, что Синайская обитель, первоначально именовавшаяся монастырем Преображения или монастырем Неопалимой Купины, с XI века переименована в честь этой святой.
Базилика Преображения и колокольня. Фото: прот. Игорь Пчелинцев
Глава и левая рука великомученицы появились в обители совершенно чудесным образом. Святая дева жила и была казнена язычниками в Александрии (то есть на другом краю Египта) приблизительно в 305 году. Спустя три столетия монахи синайского монастыря, получив особое откровение свыше, нашли ее святые останки на вершине самой высокой горы Синая, рядом с Гебель Муса.
Кольцо святой Екатерины
Синайские горы – это место, где два великих пророка искали Бога и встретили Его
Синайские горы – это место, где два великих пророка искали Бога и встретили Его. И, видимо, неслучайно это священное место связано еще и с именем святой Екатерины. Об этом заставила задуматься наш гид Светлана, когда высказала неожиданную мысль:
«Екатерина при жизни никогда не была на Синае и, может быть, даже ничего не знала про это место. Мне кажется, она оказалась связанной с Синаем потому, что внутренне была связана с событиями, происходившими здесь с другими людьми.
Моисей и Илия искали здесь Того, Кто есть и будет всегда. А Екатерина искала не только это. Она искала Любовь, Которая есть и будет всегда. И, скорее всего, в этом она была первой…»
Святая Екатерина Александрийская, с житием В память о поклонении мощам великомученицы монахи дарят всем паломникам серебряное кольцо с гербом монастыря и словами на греческом: Агиа Екатерина (святая Екатерина). Подхожу к ларцу со святыней. Пожилой монах с бесконечно доброй улыбкой жестом показывает, чтобы я не забыла приподнять край своей шапочки – он может помешать поцеловать ларец. Господи! Сколько любви и заботы в этом жесте. Прикасаюсь губами к святыне, и инок, стоящий неподалеку, вручает мне колечко.
Фотографии, камень, колечко. Такое осязаемое, простое и вместе с тем драгоценное напоминание о невещественном – о священном и таинственном Синае. О месте духовных исканий, о суровых горах, пробуждающих в человеке жажду истины и прозрения, где напряженный внутренний поиск ведет к подвигу самопознания, к встрече со своим сокровенным «я» и с Богом.
Елена Наследышева
Фото автора, Марии Наследышевой и из открытых источников
Гора Синай в Египте: изучаем вместе
Гора Моисея имеет не одно наименование. Из рассказов многочисленных паломников, туристов можно услышать: Святая гора, гора Синай, гора Хорив, Хар-Синай. Наличие нескольких названий обусловлено одной важной особенностью. Здесь пересекаются три религии: христианская, иудейская, мусульманская.
Упоминание в Библии
В Библии гора упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия (Исх. 4:27, 18:5, 24:13), гора Божия Хорив (Исх. 3:1), гора Хорив (Исх. 33:6); о событиях у Синая говорится иногда «в Хориве».
Гора Синай также упоминается в символическом смысле:
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. |
География Синая
С точки зрения еврейских исследователей истории религии утеряны точные данные, в какой стране находится гора Моисея. Существует версия, что местом её расположения может быть пустыня Негев (Израиль).
Традиционные христианское и мусульманское учения определяют нахождение горы Синай на территории Египта южной части Синайского полуострова. Христиане признали гору библейской в начале IV века.
История Синайской горы
Согласно поверью, тем, кто преодолеет этот путь и доберётся до вершины, Бог прощает все грехи.
Синай для верующих стал особенным местом. Здесь, на горе среди пустыни, согласно Библии, Господь явился Моисею, говорил с ним и дал десять заповедей — духовных законов, бывших на протяжении многих десятилетий основой нравственности для всех народов.
Доподлинно неизвестно точное расположение описанного в библейской истории священного места. Помимо египетской горы на Синайском полуострове, как минимум ещё три горы в различных государствах — Иордании, Израиле и в Саудовской Аравии претендуют на то, чтобы считаться тем самым, описанным в Библии местом. Однако, благодаря найденным артефактам принято считать, что именно на горе Синай и были получены Моисеем Скрижали Завета. Произошло это без малого 3500 лет назад, но и по сегодняшний день много тайн хранит история.
Гора имеет множество названий — гора Хорив, гора Хар-Синай, Святая гора, гора Божия. И самое употребляемое среди наших соотечественников — гора Моисея. Такое многообразие имён связано с тем, что в этом месте пересекаются три религии — христианская, мусульманская и иудейская.
В Коране существует несколько упоминаний о горе Синай, а мусульмане утверждают, что в этом месте пророку Мусе был вручён завет Аллахом.
Несмотря на отсутствие в Ветхом Завете и Торе конкретных указаний о точном местоположении на карте, со II−III вв. н. э. исповедовавшие христианство отшельники начали заселять эту часть Синая. Почитание же горы как места, названного в Ветхом Завете Исходом, начинается с IV века н. э.
Общее описание
Гора Моисея расположилась в пустынном гористом районе Синайского полуострова. Её высота 2 285 метров над уровнем моря. Это одна из самых высоких гор в регионе. Совсем рядом (в 4 км южнее) находится самый высокий пик Египта – гора Екатерина (2629 м).
Гора Синай часто упоминается в иудейских, христианских и исламских книгах. В частности о ней говорится в Книге Исхода, Библии и Коране.
Христианские поселенцы пришли в окрестности горы в 3 веке н.э. Грузины приехали на Синайский полуостров в 5 веке, а в 9 веке появилась грузинская колония. Переселенцы возвели здесь церкви. По сей день некоторые грузинские рукописи хранятся на Синае.
Гора Синай
Гора Синай, гора встречи Моисея с Богом
«Священный пик», как называют её верующие, подымается на высоту 2586 м над уровнем моря. Ночью она освещается серпантинами фонариков, которые держат поднимающиеся по склону люди. Они спешат добраться до пика затемно, чтобы увидеть, пожалуй, красивейший рассвет в своей жизни, и в утренних лучах солнца вознести молитву Творцу.
С первых веков христианства Синай посещали странники. Сейчас это в большинстве туристы, приезжающие из близлежащих египетских курортов, но встречаются и те, кто предпринимает нелёгкое путешествие только, чтобы посетить величественную достопримечательность.
Туристическая экскурсия подходит тем, кто желает просто увидеть сказочные виды и совершить подъём. Времени на посещение монастырского комплекса и поклонение святыням отводится мало. Поэтому если вас интересует духовная сторона поездки, то лучше всё спланировать и приехать самостоятельно или с паломнической группой.
Тем, кто путешествует самостоятельно, или желает задержаться, есть возможность остановиться в гостевых кельях. Если гостиница будет занята, всегда можно найти ночлег в ближайшей деревне.
Гора Моисея в Египте
Находится гора Моисея в Египте на Синайском полуострове, в 130 км от города Шарм-эль-Шейх, в котором я поселился, то есть далеко.
По этим причинам взял я экскурсию на гору Моисея. Цена небольшая – 30$. Можно и самостоятельно было туда сгонять, да не хотел морочиться. Кстати, по дороге у всего автобуса несколько раз проверяли визы Египта, так что берите паспорта.
Приехали мы к подножию горы Моисея часа в 2 ночи. Как раз, чтобы к самому рассвету попасть. В проводники нам выдали мультиязыкового бедуина. Хреновенько, но на 3-4 языках он говорил. На дворе апрель месяц и было относительно тепло, около 15 градусов, куртка желательна, да и то ближе к вершине. Так что отельный экскурсовод (от Пегаса который) нас надул, пугая чуть ли не снегом.
Высота горы Моисея — 2300 м над уровнем моря. Идти же надо гораздо меньше, метров 700 в высоту, и километров 5 в длину. Подъем занимает около 2,5 часов. Последний рывок – это 800 ступеней на саму вершину, где расположена обзорная площадка и остатки часовни Святой Троицы. Путь в целом не сложный, хотя для совсем далеких от физкультуры может оказаться тяжелой, но есть привалы, где можно отдохнуть.
Основная часть дороги сделана искусственно и представляет собой относительно широкую и ровную тропинку с уклоном. Моисею явно сложнее было наверх забираться. Суммарно вся экскурсия на гору Моисея в Египте занимает времени около суток вместе с автобусом, при условии, что вы ехали из Шарма.
Если по пути вам будут предлагать «Камель», то знайте — это Camel, то бишь верблюд, я это не сразу догнал. В разговоре с нашим проводником мы узнали, что верблюд на самом деле не верблюд, а дромедар (иначе одногорбый верблюд), который весь из себя и умнее, и приспособленнее, да и вообще супер пупер животное. Просто про них никто не знает, поэтому называют их просто кэмэлами. Буквально за 15-20$, или как сторгуетесь, вы можете доехать на одногорбом до ступеней, а там уже чуть-чуть до вершины горы Моисея и безгрешия. Интересно только, как небесная канцелярия расценит подобный подвиг. Все-таки, надо что-то сделать, чтобы что-то получить.
Весь подъем на гору Моисея в Египте происходит в темноте, не видно ни зги, любоваться горными видами можно только на обратной дороге. Зато на протяжении всего пути можно «наслаждаться» природными ароматами, источаемыми верблюдами-дромедарами. На вершине горы Моисея собирается толпа людей в ожидании рассвета. Всем сложно поместится, поэтому приходится залезть почти на часовню. Ветер тут жуткий, как хорошо, что зимние куртки из Москвы с собой.
Гора Моисея (гора Синай). Все ждут восхода солнца.
На горе Моисея. Перед рассветом.
Через некоторое время солнечный диск показывается, и толпа, гипотетически безгрешная, и сделавшая миллион фотографий очередного восхода, плавно начинает стекать вниз. Некоторые продолжают молиться, группа китайцев неподалеку поет под руководством своего авторитета. Чуть ниже, народ в белых одеяниях совершает ритуальные действа. Весело. Китайцы, кстати сказать, красиво пели, мелодично.
Гора Моисея (гора Синай). Рассвет.
Гора Моисея (гора Синай). Друзья с вотока поют.
Встречаю рассвет на горе Моисея после ночного подъема
Спуск с горы Моисея был легок. Спускаться проще, однако. Только спать жутко хотелось, ведь суммарно уже сутки на ногах (включая время перед экскурсией, спать же специально перед ней не ложились).
Спуск с горы Моисея. 800 ступенек.
Горы впечатляют своей безжизненностью, никакой растительности вообще: камни и песок, песок да камни. Помню, я в горах Алтая сокрушался малым количеством деревьев, так по сравнении с синайскими горами, Алтай просто джунгли.
Гора Моисея в Египте
Окрестности горы Моисея.
Окрестности горы Моисея.
Гора Моисея. Молодой бедуин и его дромедар.
Гора Моисея. Верблюжья процессия.
Подъём на вершину
Каждый день десятки, а то и сотни паломников поднимаются на вершину горы, чтобы собственными глазами увидеть эти святыни и ощутить себя частицей огромного мира, созданного всевышним.
Подъём начинается после двух ночи и длится 3 часа. К вершине горы Моисея ведёт два пути:
Последние 750 ступеней «монашеской лестницы» все преодолевают вместе. Здесь оба пути соединяются.
Вдоль всего маршрута встречаются скамейки для отдыха и палатки с едой и напитками.
О защите от ветра лучше побеспокоиться перед подъёмом. Куртки, ветровки, плащи с капюшонами будут кстати во время восхождения в любое время года.
Во время восхождения пейзаж вокруг меняется каждую минуту. Сначала – бездонное тёмное или синее небо с огромными яркими звёздами. С приближением рассвета над горами – яркая игра золотых красок самых разных оттенков.
А когда рассвет окончательно наберёт свою силу, на самой вершине станет ясно, что совсем не зря проделан этот нелёгкий путь. Огромное солнце, поднимаясь над горами, освещает ближние скалы. Затем, медленно опускается к морю, заливая своим светом залив.
В торжественный момент появления над горами солнца все люди склоняются в молитве.
Согласно преданию, тем, кто взошёл на Синай и встретил здесь рассвет, Бог прощает все грехи, независимо от того, какой человек веры и на каком языке говорит.
Монастырь святой Екатерины: описание
Начиная с основания, в 527 году императором Юстинианом, и до наших дней, монастырь является действующим. Это древнейшая действующая православная обитель во всём мире. Первоначально она была названа во имя Преображения Господня, но позднее в XI в. была переименована в честь св. великомученицы Екатерины, в связи с обретением её мощей синайскими иноками.
По традиции, после вечерней службы в базилике Преображения, выносятся мощи св. Екатерины и всем верующим раздаются памятные серебряные колечки с начертанием её имени (ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ).
У подножия, там, где росла Неопалимая Купина, из которой Господь впервые обратился к Моисею, в 330 году по просьбе насельников царица Елена приказала построить часовню посвящённую Богородице. В этой древней церкви по субботам служится Литургия. Войдя нужно снять обувь, в воспоминание о словах Бога о святости данной земли. Куст Купины растёт в паре метров от часовни, он был пересажен и зеленеет по сей день. Доступ к нему закрыт, из-за непреодолимого желания паломников сорвать листочек на память. Это чуть не привело к гибели растения.
У северной стороны от базилики находится колодец Моисея, тот самый возле которого он повстречался с семью дочерями священника Рагуила. Колодец полон воды и продолжает работать на благо иноков. Внутри монастырских храмов снимать запрещено, делать фото можно только на улице.
Одним из первых игуменов обители был Иоанн Лествичник – автор духовного творения «Лествица Рая», которое рассказывает о ступенях духовности на пути к Царству Небесному.
Монастырская сокровищница
На территории монастырского комплекса есть музей с вековым наследием:
Споры вокруг расположения горы Синай
Несмотря на то, что многие считают именно этот пик горой Синай, есть предположения, что на самом деле библейская гора находится в другом месте.
В частности, ранние христианские источники ассоциируют библейскую гору с горой Сербал (в 35 км к западу). У её подножия в 4 веке был построен монастырь, а в 6-м веке этот монастырь перенесли к горе Екатерины.
Некоторые исследователи Библии говорят, что израильтяне пересекали Синайский полуостров севернее по прямому маршруту, а не по южной оконечности. Следовательно, гору Моисея надо искать в другом месте.
Другие же утверждают, что Бог обитал на горе Сеир в Набатеа в Иордании.
Иногда библейский Синай сравнивают с вулканом и относят к Саудовской Аравии. К Синайскому полуострову его приписать не могут, так как здесь нет вулканов.
Археолог Эммануэль Анати говорит, что истинный Синай это гора Хар-Карком в Израиле. Здесь он нашел останки нескольких святилищ.
Как бы то ни было, подавляющее большинство историков и верующих людей полагают, что библейская гора – это именно гора Синай, указанная в самом начале.
Гора Синай, ночное восхождение
С наступлением темноты начинается подготовка к подъёму. Вверх ведут две тропы разной сложности, которые потом соединяются:
Короткая тропа – традиционно по ней поднимаются паломники и монахи, она более трудная и насчитывает около 4 000 ступенек.
Длинная тропа – верблюжий путь, пологая, поэтому считается лёгкой. Можно за небольшую плату проехать на двугорбом практически большую часть, чем пользуются пожилые, немощные и те кто с детьми. На ней в большом количестве расположены небольшие кафе, где можно отдохнуть, согреться горячим чаем, одеялами или немного подкрепиться.
Что вам может пригодиться:
Галерея
Паломники и туристы встречают рассвет на вершине.
Северная стена церкви Святой Троицы на вершине и пещера около неё (огорожена металлической решёткой с крестами).
Развалины древней христианской церкви на вершине горы Синай. На заднем плане гора Святой Екатерины. Рисунок 1837 года.
Храм Святой Троицы: краткое описание
Добравшись до конечной точки маршрута, уставший путешественник получит свою заслуженную награду – неимоверной красоты рассвет. Лучи солнца, пробиваясь сквозь горные расщелины, постоянно меняют краски, заливая светом долину. Ту, где народ Израиля ожидал своего пророка ушедшего говорить с Творцом и получившего от Него заповеди.
На вершине находится храм Св. Троицы, построенный на старинных храмовых развалинах IV в. Именно его освещают лучи восходящего солнца. Чтобы осмотреть церковь изнутри или побывать на службе, нужно заручиться разрешением благочинного и получить сопровождающего.
Рядом с церковью есть пещера пророка, в которой он скрывался, и провёл в молитве сорок дней и сорок ночей. Рядом стоит меленькая исламская мечеть, которая всегда открыта.
Гора Синай в туризме
Эти места привлекают не только религиозных паломников, но и обычных туристов.
На вершине горы вас ожидают удивительные виды Синайского полуострова. Пустыня с грандиозными, суровыми пейзажами, горами и глубокими, сухими ущельями.
Как добраться
Традиционный способ добраться до горы Синай — это автомобильная дорога.
Приготовьтесь, поездка будет нелегкая, так как гора находится в удаленном месте. От Шарм-эль-Шейха порядка 230 км, от города Дахаб 140 км. от города Нувейба 120 км.
Как правило подъем на вершину начинается в 1 час ночи. Это делается, для того, чтобы путешественники смогли добраться наверх до восхода Солнца. Встреча рассвета на горе Синай – это поистине непередаваемые впечатления.
Рассвет на горе Синай
Два пути к вершине
На гору Моисея ведут два маршрута.
Первый включает в себя 3750 ступеней покаяния, вырезанных монахами на склоне горы. Как вы поняли, это самый трудный путь. Вы должны быть морально и физически готовы к восхождению. С этого маршрута открывается великолепный вид на долину даже ночью.
3750 ступеней покаяния
Второй путь – так называемая «верблюжья тропа». Это более простой и легкий способ покорить вершину Синая. Большую часть этого маршрута можно проехать верхом на верблюде. Но в 1 км от вершины вам придется спешиться и преодолеть остаток пути уже самостоятельно. Можно конечно доехать до самого верха на верблюде, но это очень некомфортно.
Оба маршрута соединяются в ущелье Илии, также известной как Семь старейшин Израиля. Это естественный амфитеатр, где вы сможете отдохнуть и затем преодолеть последние 750 шагов к вершине.
Если вы правильно рассчитали время своего путешествия, то на вершине вас встретит прекрасный, непревзойденный вид на восход Солнца над Синайским полуостровом.
Не менее прекрасный вид на восходящее Солнце можно наблюдать с вершины вулкана Фудзияма в Японии.
Когда лучше всего посетить гору Синай?
Избегайте поездок в зимние месяцы (ноябрь — февраль). В это время на вершине часто бывают минусовые температуры и снег. Весна и осень оптимальное время для восхождения. Лето тоже неплохое время, но днем здесь бывает очень жарко.
Самое популярное время для начала восхождения на гору Синай — это 1-2 часа ночи.
Учтите, что даже в теплое время года может быть большой перепад температуры днем и ночью.
Спуск в долину
Возвращаясь по склону остановитесь возле на скита св. пророка Илии с пещерным храмом и колодцем. Библия упоминает о том, что пророк Илья жил здесь непродолжительное время. Здесь можно передохнуть, созерцая утренний горный пейзаж. Земля вокруг сохранила свою первозданность, и на всём пути вниз по склону природа будет одаривать путника бесподобными видами на Синайские вершины.