что такое сильное государство

Что такое сильное государство

Полагаю, не найдется ни одного человека, любящего свою страну, который не хотел бы, чтобы его государство было сильным, могучим и процветающим. Но что такое «сильное государство»? Каковы его признаки? Сможет ли кто с ходу ответить на этот вопрос? Если подумать, это ключевой вопрос для любого человека, неравнодушного к политике, поскольку ответ на него, по сути, задает вектор развития государства, идеалы, к которым надо стремиться.

Этот вопрос тем более важен, т.к. сильное в долгосрочном плане государство тождественно понятию «сильный народ/нация» – как не может народ быть сильным, не имея сильного государства, так и не может быть сильным государством, не будучи населенным сильным народом. А сравнивая итоги правления того или иного лидера по выработанным критериям, можно объективно судить, насколько его правление было успешным или провальным.

Вопросу, каковы критерии, позволяющие судить о силе государства/нации, посвящена данная статья.

Невозможно представить себе существование государства, не имеющего населения. При прочих равных показателях, чем больше численность населения, тем сильнее государство, тем сильнее нация – ведь это позволяет иметь большее число ученых, рабочих, крестьян, военных. Поэтому численность населения (коренного и, особенно, государствообразующего) – самый главный показатель, характеризующий государство, его силу. Данный показатель выражается в абсолютных величинах.

Территория государства является вторым по важности показателем. Чем больше его площадь, тем большее число граждан потенциально может в нем проживать (с поправкой на климатические и географические особенности). Кроме этого, стоит учитывать природные ресурсы (минеральные, энергетические, продовольственные и т.д.), предоставляемые той или иной местностью. Таким образом, оценка территории, на которой расположено государство, является интегральной величиной, причем основное значение при этой оценке все-таки играет его площадь.

Население государства характеризуется не только численностью, но и здоровьем, которое в свою очередь тесно связано с рядом других показателей, рассматриваемых ниже. Ведь если общий уровень здоровья населения будет низким, то это обесценит высокое значение его численности. Уровень здоровья населения может быть оценен на основании статистики и экспертных оценок.

Государство не может быть сильным, будучи не способным проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику. В свою очередь, способность государства проводить независимую политику зависит от его способности обеспечивать свою военную безопасность, потребности в важнейших промышленных и продовольственных товарах. В противном случае, государство будет зависимым от изменений международной конъюнктуры и может стать объектом шантажа. Оценка перечисленных показателей (военная, промышленная и продовольственная безопасность) основывается на статистике и экспертных заключениях.

Помимо перечисленных критериев стоит принять во внимание духовное и интеллектуальное состояние общества, его моральный уровень. Конечно, государство, характеризующееся высокими показателями рассмотренных выше величин само по себе будет являться сильным, однако не будет иметь положительного содержания, если будет населенным моральными уродами или откровенными сатанистами. Поэтому указанный критерий крайне важно учитывать при оценке развития общества. Оценка данного показателя может быть проведена на основании экспертных заключений.

Итак, еще раз перечислим критерии, по которым можно судить о силе государства/нации:
1. Численность населения.
2. Территория.
3. Здоровье населения.
4. Безопасность.
— Военная.
— Промышленная.
— Продовольственная.
5. Духовно-интеллектуальное состояние общества.

Главной целью проводимой государственной политики должно являться создание сильного государства. Это может быть достигнуто только путем повышения перечисленных показателей. Их изменение служит основной оценкой результата правления того или иного руководителя.

В заключение хотел бы отметить, что среди перечисленных выше показателей не фигурируют уровень жизни граждан и их благосостояние. Это связано с тем, что в долгосрочной перспективе эти показатели не играют никакой роли – в самом деле, не все ли равно будет внукам и правнукам ныне живущих граждан, сколько те меняли в год мобильные телефоны, какой марки были у них автомобили и в насколько дорогих ресторанах они питались? Более того, повышенный сверх меры уровень жизни способствует духовному разложению общества, развитию гедонизма, снижению оборонного потенциала. Поэтому уровень жизни и благосостояние граждан должны устанавливаться из расчета их соответствия вышеперечисленным показателям, но никак не во вред этим показателям.

Статья является концептуальной. Распространение приветствуется.

Источник

Сильное государство: понятие, сущность, содержание, социальное назначение

Теоретико-методологические основы исследования понятия, признаки и сущность государства. Основные этапы становления и развития концепции сильного государства. Реализация концепции. Роль демократических реформ для развития гражданской идентичности.

РубрикаГосударство и право
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления26.05.2018
Размер файла83,4 K

что такое сильное государство. Смотреть фото что такое сильное государство. Смотреть картинку что такое сильное государство. Картинка про что такое сильное государство. Фото что такое сильное государство

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Выпускная квалификационная работа

на тему: Сильное государство: понятие, сущность, содержание, социальное назначение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие и сущность государства

1.2 Признаки и социальное назначение государства

1.3 Сильное государство как объективная потребность современной государственности

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Понятие и сущность сильного правового государства

2.2 Общая характеристика концепции сильного государства

2.3 Реализация концепции сильного государства в мире

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен актуальностью вопроса обеспечения стабильности и эффективности узбекского пути общественного и государственного развития в условиях растущих вызовов и угроз, рождаемых процессами глобализации. Для этого необходимо наличие сильного и эффективного государства, способного к продуктивному интеграцию в мировое сообщество и успешному обновлению всех сфер общественной, экономической и социальной жизни страны во имя укрепления международного авторитета и имиджа Узбекистана как демократического правового государства с высоким уровнем экономики и благосостоянием народа (комфортная жизнь).

Поэтому в настоящее время важнейшей задачей узбекских правоведов и политологов, становится теоретико-концептуальный анализ, обоснование и разработка научно-практической модели сильного и эффективного государства. Ибо, задача создания сильного государства и общества должна найти отражение в подобных процессах.

Последовательный и поэтапный переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу, который был объективно необходим в условиях строительства и укрепления национальной государственности, и в дальнейшем останется нашей основной и важнейшей задачей.

Для того чтобы не подвергаться влиянию стихии и хаоса, мы четко определили, что в переходный период именно государство должно взять на себя ответственность главного реформатора. Там, где это диктовалось долгосрочными интересами страны и необходимостью разрешения и выхода из экстремальных ситуаций, применялись методы государственного регулирования, что в конечном итоге полностью себя оправдало.

У нас есть сегодня все основания сказать, что избранная нами модель и реализуемая сегодня взвешенная политика по реформированию, модернизации, техническому и технологическому обновлению страны, диверсификации экономики создали достаточно мощный заслон, можно сказать, надежный буфер, предохраняющий нас от различных негативных воздействий и кризисов.

Исходя из этого основной целью данной работы является попытка осмысления складывающейся в мире институциональной матрицы (формулы) на предмет выявления факторов, в силу которых сильное государство в том смысле, в каком оно понимается и реализуется в развитых странах с точки зрения науки государства и права.

В тоже время такая задача является сложной и многогранной. Поскольку, вопрос о сильном государстве, относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок в юридической литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания не только сильного государства, но и понятии, сущности самого государства в целом.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы на ряду с вышесказанными определяется также тем, что современная жизнь поставила перед юридической наукой и практикой ряд конкретных задач, связанных с построением сильного, независимого и самодостаточного государства, отвечающим высоким требованиям международного права и интересам народа страны. Известно, в настоящее время в мире происходит сложные политические и социально-экономические процессы, не прекращаются дискуссии о дальнейших путях развития общества и государства. С каждым годом всё яснее осознаётся необходимость оперативной корректировки курса политико-правовых реформ. Все это требует искать новые пути и формы организации взаимодействия различных субъектов политико-правовых отношений.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является система общественных отношений касательно образу сильного государства, как комплекс общественно-политических, социально-экономических и этнокультурных институтов, совокупное действие которых обеспечивает высокий уровень и качество жизни граждан, и долгосрочные перспективы устойчивого развития страны.

Предметом исследования является научные идеи и теоретические взгляды ученых, а также предпосылки, условия и процесс становления сильного государства в современном мире. В связи с этим представляет интерес, каким образом проблемы, подобные молодым государствам, преодолели некоторые крупнейшие, сильнейшие, динамично развивающиеся и развитые государства (США, Китай, ФРГ, Япония, Корея и др.).

Цели и задачи работы. Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды классиков правоведов, работы современных ученых и практиков, касающиеся институциональных аспектов модернизации общества и государства, укрепление суверенитета, обеспечения территориальной целостности, экономического роста, благосостояния народа, сильной социальной политики.

Поэтому, прежде всего, необходимо проанализировать сущность и содержание понимания феномена «сильного государства», изложит историко-политические предпосылки возникновения и этапы эволюции концепции «сильного государства», рассмотреть проблемы соотношения интересов сильного государства и личности, выявлять приоритетные направления решения этой проблемы в условиях формирования правового государства и гражданского общества, сформулировать теоретическую модель «сильного демократического правового государства».

Изучение, анализ и раскрытие сущности сильного государства, как сложной общественно-политической и социально-экономической конструкции, имеющей особую социально-политическую и духовно-нравственную логику и предполагающей диалектическую связь между экономическим и общественным развитием, имеет не только научное, но и практическое значение. Результаты и материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных пособий и преподавания дисциплин, связанных с основами теории государства и права, конституционного права, политологии и др. Как в связи с этим не вспомнить нашего прадеда, великого мыслителя Ахмада Яссави, который говорил: «Существование человечества немыслимо без духовных порывов, а человек, не имеющий целей, не знающий забот, уподобляется животным».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие и сущность государства

В наше время, когда перед нами стоит задача укрепления независимости Узбекистана, Амир Темур ценен для нас как основатель великого государства. Он заложил фундамент такого государства, создал его правовые основы. Его суждения о государственности имели большое значение не только для его эпохи, но и для будущих поколений. В управлении своим государством Амир Темур опирался не только на силу. К сожалению, некоторые источники и исследования акцентируют внимание именно на такой точке зрения. Лично я против этого. Если бы это государство было создано и рассчитано только на силу, то оно не существовало бы так долго. Будет справедливым, если мы скажем, что Амир Темур в своем правлении опирался на разум и правовые основы. Ярким свидетельством тому служат его слона: «Девять десятых государственных дел я решал с помощью советов, мероприятий и аудиенций, и лишь десятую часть с помощью меча».

Давайте рассмотрим государство с разных точек зрения в историческом плане. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. Государство, интегрируя слои общества, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.

В эпоху средневековья значительную роль в развитии науки о государстве сыграл итальянец Н.Макиавелли (1469-1527 г.г.). В своих работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или смешанную форму государства, в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободится из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т.Гоббса, были вполне совместимы с интересами классов, осуществляющих английскую революцию.

Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквиваленте возмещения ущерба, который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о свободной воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность.

Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.

В современной юридической учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

1.2 Признаки и социальное назначение государства

История анализа категории «сущность», «признаки» насчитывает не одну тысячу лет, в середине ХХ в. и позднее отдельные ученые вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. Без сущности вещь перестает быть собою. Только познание сущности во всех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научное представление о вещи.

Признаки государства: а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; б) разделение населения по территориальным единицам; в) суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.); д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).

В ряду факторов, оказывающих непосредственное влияние на сущность и социальное назначение государства в конкретных исторических условиях развития отдельных стран, следует учитывать религиозный и национальный факторы. Они чрезвычайно важны для понимания сущности и предназначения современного государства, а их учёт весьма актуален в плане повышения эффективности государственности.

Понятие и сущность государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, спецслужбы, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам. Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а, в конечном счете, против идей и целей сторонников создания сильного государства. По сути дела, без суверенитета невозможно построить сильное государство.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Касательно последней доктрины необходимо цитировать следующие концептуальные идеи Президента Республики Узбекистан И.Каримова: «Подлинный демократизм определяется степенью верховенства закона, широтой предоставления прав и свобод, силой социальных гарантий. Любое государство, а тем более то, которое стремится быть действительно демократическим, обязано быть способным надежно защитить интересы своего народа, честь и достоинство своих граждан, их жизнь и свободу.

Исходя из этого под термином «сильное государство» по идеям нашего Президента нужно понимать демократическое правовое государство и справедливое демократическое общество. И этому нет альтернативы.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Как видно из вышесказанного понятие сильного государства невозможно полноценно анализировать без категории демократии. Поскольку конечная цель любого сильного государства является демократия как фундамент гражданского общества.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества. Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства: консервативная, либеральная, социал-демократическая и· коммунистическая концепция социального назначения государства. Они различаются от степени вмешательства государства в жизнь общества.

1.3 Сильное государство как объективная потребность современной государственности

Практика государственности показывает, что усиление роли государства и повышение эффективности государственного регулирования во всех областях общественной жизни стало ведущей тенденцией современности, нашедшей отражение как в официальных, экспертных оценках и высказываниях, так и в научных исследованиях, которые различают сильное и слабое государство. По нашему мнению, в теоретической трактовке категории «сильное государство» необходимо иметь в виду следующие аспекты. Потому что необходимость построения сильного государства, нуждается в научном определении.

Второе. Существует точно востребованный уровень силы государства, определяемый суммой задач, поставленных перед ним, и уровнем развития его ресурсов. Поэтому целесообразно различать статичную силу государства, являющуюся его пусковым механизмом, нормой управляемости, запасом прочности, и динамичную силу, обусловленную новыми факторами государственного развития и перспективными задачами совершенствования государственности.

Третье. Именно динамический фактор является исходным для обоснования концепции сильного государства, способного решать проблемы переходного периода. Статичная же сила государства и государственной власти предопределена их природой. Она предшествует актам самой властереализации. Власть основана на данной силе, на возможности её использования. Реальной же государственную власть делает сила, воспринятая и усвоенная в социальной практике подчинёнными этой силе субъектами. Незримо присутствуя во многих актах государства, именно эта сила делает его публичным институтом, умеющим использовать овеществлённую власть.

Четвертое. Если статичный элемент силы рассматривается как потенциал государства, его запас прочности, то динамичный компонент более практичен, связан с развитостью инфраструктуры и правовой основы управления делами общества. Государство может иметь огромную внутреннюю силу, но внешне быть слабым, не способным отправлять свои элементарные функции из-за нерационального использования своей силы, искусственного сдерживания силы властных предписаний, а также других причин, имеющих одну и ту же временную (объективную) либо искусственную (субъективную) природу. Такая ситуация возможна только в тех государствах, где имеются управленческие просчёты, глухие места властной вертикали, где «сила права» ничего не может поделать с «правом силы», с всеподавляющим господством административного ресурса, а весь государственный аппарат страдает от произвола отдельных лиц. Из-за недостаточного внимания к правовым средствам государство скатывается к неправомерному (правонарушающему) пути развития, перестаёт быть правовым.

Что делает государство? Как оно это делает? Зачем делает? Каков результат? Вот главные усиливающие характеристики современного государства.

На основе анализа можно сделать о том, что: а) доминирующим настроением сегодня в многих странах является стремление поднять авторитет государства, восстановить сильное государство на демократической основе, с которым связываются надежды общества на наведение порядка, активизацию борьбы с преступностью, установление мира и благополучия; б) эти пожелания исходят не только от элиты и близких к ней слоёв общества, но и от народа, стремящегося к самоорганизации и исторической самодеятельности; в) большинство граждан высказывается за соединение рынка и сильного социального, с развитыми регуляционными функциями государства.

Концепция сильного государства исходит из того, что государство существует и действует как часть общества. Не просто государство, а система государственности, система отношений, в которой главным, движущим компонентом является взаимодействие публичной власти и её объектов, государства и гражданского общества (если говорить обобщённо). Чтобы такая сложнейшая система (система систем) была управляемой, каждый её элемент должен быть сильным, способным подчинять другого своей воле, а при необходимости находить в себе силу признать правоту оппонента и подчиниться, пойти на компромисс либо достигнуть консенсуса.

Сильное государство не является каким-то особым, отдельным типом (видом) государства. Это особое состояние государства, его качественная характеристика, основным содержанием которой является состояние, работоспособность, эффективность государства на данный момент времени; это эффективное, полноценное, авторитетное и уверенное в себе государство, чётко выполняющее все свои функции и социальное назначение.

Таким образом, усиление государства может осуществляться только в русле демократического режима. Лишь тогда государство и вся система государственности сохранит и укрепит свою социальную ценность. Ни о каком, даже «дозированном» тоталитаризме и речи быть не должно в обществе, которое декларировало себя в качестве демократического и правового. Сильное государство немыслимо в отрыве от личности, от взаимодействия с ней. Усиление, «осовременивание» возможно только вместе с усилением и «осовремениванием» человека как личности.

А какова роль и место государства в экономическом, хозяйственном развитии? Поскольку именно с этими факторами связан, прежде всего, вопрос о сильном государстве.

Государство ни в каких ситуациях, ни при каком стечении обстоятельств не должно оставлять стихийным силам те сферы жизнедеятельности общества, которые без государственного регулирования существовать не могут. Речь идёт о дееспособности государства. Государство, отказывающееся от исполнения имманентно присущих ему функций, уходящее (путём прекращения регулирования) из тех сфер общества, откуда уходить оно не имеет права, становится слабым, недееспособным. Без сильного государства невозможно коренная модернизация общества.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *